–PAGE_BREAK–Глава 1. Система национальных счетов1.1. Понятие системы национальных счетов, основные классификации
Для эффективного регулирования рыночной экономикой необходима скоординированная совокупность макроэкономических показателей экономической модели. Такой макроэкономической моделью является система национальных счетов (СНС).
СНС является средством обобщающей характеристики экономических рыночных отношений. Она состоит из совокупности показателей, которые характеризуют эти отношения (производство, доход, потребление, накопление капитала и др.).
Первые расчеты национального дохода по СНС начали использовать в Германии, США, Японии, Франции еще в начале 30-х годов. Широкое распространение СНС получила после Великой Отечественной войны, но еще не была внедрена система замкнутых счетов.
В 50-е годы Статистический комитет ООН разработал пособие, а затем издал справочник ООН по методологии СНС. Позже к деятельности в этом направлении подключился Европейский Союз (ЕС) с его статистическими организациями.
С 1993 года в большинстве стран мира с рыночной экономикой внедряется СНС в виде системы ООН 93.[1]
Система национальных счетов – система взаимоувязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы, построенная в виде определенного набора таблиц и счетов.[2]
СНС представляет собой макроэкономическое бухгалтерское отображение прибыли за определенный период деятельности государства в целом, ее секторов, отраслей и регионов. Термин «бухгалтерское» имеет толкование двойной записи хозяйственных операций по системе бухгалтерских расчетов, то есть по принципу баланса поступления и использования ресурсов.
В основе СНС лежит концепция экономического оборота от объектов (носителей стоимости) к субъектам (хозяйственным единицам) посредством экономических актов или операций. Концепция СНС рассматривает рыночную экономику как единое целое, без проведения принципиальных отличий между производством материальных благ и деятельностью по предоставлению услуг.[3]
Международная статистическая практика знает две системы макроэкономических расчетов:
– баланс народного хозяйства (БНХ);
– систему национальных счетов (СНС).
Каждая система макрорасчетов соответствовала определенной эпохе экономического развития, отвечала определенным целям и содержала свой набор показателей.
Баланс народного хозяйства – система, соответствующая условиям нерыночного хозяйствования (социалистической экономики), она основана на делении всей экономики на две сферы – сферу материального производства и непроизводственную сферу, а внутри материального производства – на производство средств производства (Iподразделение) и производство предметов потребления (IIподразделение). Поскольку в условиях нерыночной (планово-административной) экономики примат отдавался материальной сфере производства, то и основные макроэкономические показатели данной системы расчетов объединяли в себе продукты деятельности именно этой сферы экономики. Ключевыми показателями БНХ являются совокупный общественный продукт (СОП) и национальный доход (НД). Система национальных счетов – система макроэкономических расчетов, присущая странам с рыночными условиями хозяйствования. В основу СНС, в отличие от БНХ, положен тезис о созидательности любого труда, будь то деятельность по созданию материальных благ или деятельность, связанная с оказанием услуг. В рамках СНС осуществляется деление всех хозяйствующих субъектов на коммерческие и некоммерческие предприятия (организации). Принципиальное отличие между коммерческими и некоммерческими предприятиями состоит в источнике финансирования затрат. Коммерческие предприятия финансируются из создаваемой ими прибыли от производства товаров оказания рыночных услуг. Некоммерческие предприятия, занятые оказанием нерыночных услуг, покрывают свои расходы полностью или значительной степени за счет средств государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятия либо за счет добровольных взносов и пожертвований членов своей организации. Ключевыми показателями СНС являются валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).
Формированию системы национальных счетов предшествовали расчеты национального дохода (НД). В начале XXв. НД был определен статистиками Англии, Франции, России, США, Германии и Австрии. Национальные счета появились как вид балансовых построений в конце 30-х-первой половине 40-х годов XXв. в развитых странах Запада вследствие поиска причин Великой депрессии 1929-1933 гг. В это время ученые-экономисты всерьез задумались о целесообразности государственного регулирования рыночной экономики.
Родоначальником теории необходимости государственного регулирования экономики, положенной в основу современной СНС, выступает английский экономист Дж. М. Кейнс. Его взгляды на проблемы регулирования рыночной экономики нашли отражение в «Общей теории занятости, процента и денег», изданной в 1936 г. В этой работе Кейнс сформулировал основные принципы формирования системы информации, необходимой для анализа экономики на макроуровне как системы взаимосвязанных макроэкономических показателей, среди которых – совокупный доход, потребление, инвестиции, сбережения и др.
Наличие взаимосвязи между основными макроэкономическими индикаторами экономики – одна из основополагающих идей СНС. Ярким примером такой зависимости была теория Кейнса о мультипликаторе, который связывает рост инвестиций и национального дохода.
Многие экономисты и статистики внесли свой вклад в развитие теории национального счетоводства. Среди них работы В. Петги и Г.Кинга, «Экономическая таблица» Ф. Кенэ, «Национальный доход и капитальные вложения США за 1919-1935 гг.» С. Кузнеца, «Принципы экономической науки» А. Маршалла, «Национальный доход и расходы» К. Кларка, теории простого и расширенного воспроизводства К. Маркса, а также работы Р. Стоуна, М. Гильберта, В. Леонтьева, Р. Фриша и многих других.
Основные вехи в создании международных стандартов СНС после окончания Второй мировой войны таковы:
– 1947 г. – доклад ООН о важнейших принципах национального счетоводства, подготовленный Р. Стоуном.
– 1951 г. – доклад Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) «Упрощенная СНС».
– 1952 г. – «Стандартная СНС» (ОЕЭС).
– 1953 г. – первый стандарт ООН в области национального счетоводства, подготовленный под руководством Р. Стоуна, под названием «Система национальных счетов и вспомогательные таблицы».
– 1968 г. – второй стандарт ООН в области, так называемая «Голубая книга», разработанный под руководством Р. Стоуна и Н. Айдинова, который включал: традиционные счета национального дохода и национального продукта, новые блоки макроэкономической информации, а именно баланс межотраслевых связей, баланс национального богатства, систему показателей финансовых ресурсов. Кроме этого, «Голубая книга» содержала рекомендации для построения СНС не только для экономики в целом, но и для отдельных ее секторов.
– 1970, 1979 гг. – разработка Европейским сообществом первой и второй версии Европейской системы национальных счетов на основе СНС ООН 1968 г..
– 1993 г. – последняя версия СНС ООН 1993 г., принятая в целях гармонизации и дальнейшего совершенствования методологии СНС: были уточнены определения и классификация ряда важнейших показателей, усовершенствована структура некоторых счетов, разработана методология отражения показателей национального богатства в СНС и др. Общая система счетов СНС согласно последней версии «включает следующие классы счетов: стандартный набор счетов для всех секторов экономики; счета для отраслей экономики (счета производства и образования доходов); счета для отдельных видов экономических операций (например, операций с другими странами, счет товаров и услуг); счета для экономики в целом.
– 1995 г. – европейская адаптация СНС ООН 1993 г. – Европейская система национального счетоводства (ЕСНС-95), принятая как национальная всеми странами Европейского сообщества.
СНС ООН 1993 г. является основой осуществляемых преобразований в области отечественного национального счетоводства. Многие из нововведений СНС ООН 1993 г. и ЕСНС-95 уже внедрены в практику российского национального счетоводства и являются освоением международных сопоставлений результатов российской экономки с экономиками других стран Европы и мира.[4]
Состояние развития экономики страны, изучение ее динамики и прогнозирование на будущее базируются на системе макроэкономических показателей – суммарных статистических величин, которые характеризуют результаты функционирования отраслей, секторов и экономики в целом. Эти показатели образуют систему взаимосвязанных индикаторов, которые раскрывают разные стороны экономического процесса, дополняют друг друга и объединяются в блоки по стадиям экономического кругооборота:
– производство продуктов и услуг;
– образование, распределение и перераспределение доходов;
– конечное использование доходов;
– финансовые результаты.
Система национальных счетов как своеобразная экономическая модель обобщает взаимосвязь между отмеченными блоками, начиная от процесса производства, образования и трансформации доходов, их потребления и наконец получения определенных финансовых результатов.
СНС представляет собой набор взаимосвязанных двусторонних балансовых таблиц, которые построены по принципу двойного бухгалтерского учета. С одной стороны, каждая экономическая операция фиксируется на одном счете как поступление ресурса, с другой стороны — регистрируется на втором счете по той же стоимости как использование имеющегося ресурса. Сальдо (то есть разность) стоимости операций из поступления и использования ресурсов конкретного счета называется балансировочной статьей.
Построение счетов осуществляется последовательно и отвечает статьям экономического кругооборота. Так, статья предыдущего счета, которая отображена в части «Использование ресурсов», служит «Ресурсом» следующего счета. Такой подход обеспечивает последовательную связь между счетами, а балансировочные статьи счетов рассматриваются как измерители макроэкономических явлений.[5]
СНС выделяют следующие сектора экономики:
1. нефинансовые предприятия;
2. финансовые учреждения;
3. государственные учреждения;
4. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
5. домашние хозяйства;
6. остальной мир.
Сектор «Нефинансовые предприятия» охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль. В это сектор включаются нефинансовые предприятия независимо от формы собственности.
В сектор «Финансовые учреждения» входят институциональные единицы, занятые финансовыми операциями и операциями по страхованию на коммерческой основе независимо от формы собственности.
Сектор «Государственные учреждения» включает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, предназначенных для индивидуального и коллективного потребления. К таковым относятся государственные учреждения, финансируемые из бюджета. Кроме того, он включает государственные внебюджетные фонды.
Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» включает единицы, которые:
– предоставляют индивидуальные услуги домашним хозяйствам в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии, отдыха, развлечений;
– обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, различные общества, спортивные организации, клубы и т.д.).
Эти организации не финансируются государством. Их ресурсы складываются из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.
В секторе «Домашние хозяйства» единицей является домашнее хозяйство физического лица и группы лиц, являющихся резидентами данной страны, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме некооперативных предприятий (личные подсобные хозяйства, индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашним хозяйством, как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашнего хозяйства невозможно отделить от самого домашнего хозяйства. Ресурсы данного сектора: оплата труда наемных работников, трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии), предпринимательский доход, доход от собственности (проценты по вкладам и т.д.).
Сектор «Остальной мир» состоит из зарубежных единиц (резидентов других стран), которые заняты операциями с отечественными институциональными единицами (резидентами данной страны). Его счета обеспечивают обобщенный обзор экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с «остальным миром».[6]
продолжение
–PAGE_BREAK–1.2. Методологические основы системы национальных счетов
Внедрение СНС в России началось в 1992 г. на основании Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. Обобщение и унификация основ и методов построения СНС осуществляются Госкомстатом РФ в соответствии с рекомендациями таких международных организаций, как ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Евростат, Статкомитет СНГ.
Вместе с тем методология СНС России по ряду моментов отличаетсяот принятых в международной практике стандартов, что вызвано в первую очередь переходным характером российской экономики, развитием рыночных отношений эти отличия будут уменьшаться.
СНС – это своего рода классификатор экономики страны. Она Может быть представлена как:
– совокупность счетов, описывающих различные аспекты процесса воспроизводства: каждой стадии воспроизводства (производства продукта, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, стадии использования доходов) соответствует специальный счет или группа счетов, которые содержат обобщающие показатели, взаимоувязанные между собой;
– совокупность хозяйствующих единиц, сгруппированных по отраслям экономики согласно Общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК), занятых производством товаров, рыночных и нерыночных услуг;
– совокупность секторов экономики, объединяющих институциональные единицы в зависимости от вида деятельности и способа финансирования затрат; где институциональная единица – это хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами;
– совокупность экономических операций, т.е. операций, представляющих собой взаимодействие двух и более институциональных единиц, осуществляемое по взаимному соглашению; экономические операции делятся на операции с товарами и услугами (по производству и использованию товаров и услуг), операции с доходами (по распределению и перераспределению доходов) и операции с финансовыми инструментами (по приобретению финансовых активов и принятию финансовых обязательств).
СНС как совокупность счетов представлена в таблице 1.1. Счет представляет собой таблицу, включающую две группы показателей: ресурсы и их использование. Левая и правая части каждого счета уравниваются при помощи сальдовой (балансирующей) статьи (табл. 1.1).
Схема счета
Таблица 1.1
Использование
Ресурсы
Показатели (статьи) использования
Сальдовая статья = Итого ресурсов – Известные статьи использования
Показатели (статьи) ресурсов
Итого использовано
Итого ресурсов
Балансирующая статья каждого счета представляет собой самостоятельный обобщающий показатель, который характеризует соответствующую стадию процесса воспроизводства, а также позволяет увязать счета в единую систему. Сальдовая статья каждого предыдущего счета есть основная ресурсная статья последующего счета.[7]
В системе национальных счетов существует четкая классификация счетов. Различают следующие группы счетов: счета для секторов экономики, которые, в свою очередь, делятся на текущие, счета накопления, балансы активов и пассивов.
Текущие счета включают:
– счет производства;
– счет образования доходов;
– счет распределения доходов;
– счет использования доходов.
Счета характеризующие процессы накопления, включают:
– счет операций с капиталом;
– финансовый счет;
– счет прочих изменений активов и пассивов.
1. Счет производства отражает результат производственной деятельности каждого сектора экономики и всей экономики.
Схема счета производства
Таблица 1.2
Использование
Ресурсы
6. Промежуточное потребление
7. Валовой внутренний продукт (1+2-3+4-6)
1. Валовой выпуск продуктов и услуг
2. Налоги на продукты
3. Субсидии на продукты
4. Чистые налоги на импорт
5. Валовой выпуск в рыночных ценах
Всего
Всего
В разрезе секторов балансирующей статьей будет валовая добавленная стоимость, а в целом всей экономики – валовой внутренний продукт.
2. Счет образования доходов характеризует процесс образования валовой прибыли (валовых смешанных доходов), заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат, других доходов.
Схема счета образования доходов
Таблица 1.3
Использование
Ресурсы
3. Оплата труда наемных работников
4. Налоги на производство и импорт
5. Валовая прибыль (1+2-3-4)
6. Потребление основного капитала
7. Чистая прибыль (5-6)
1. Валовой внутренний продукт
2. Субсидии на производство и импорт
Чистая прибыль получена как разность прибыли и потребления основного капитала.
3. Счет распределения первичных доходов показывает деятельность институционных единиц как получателей, а не как производителей первичных доходов.
Схема счета распределения первичных доходов
Таблица 1.4
Использование
Ресурсы
5. Доходы от собственности переданные «остальному миру»
6. Субсидии на производство и импорт
7. Сальдо первичных доходов (1+2+3+4-5-6)
1. Валовая прибыль
2. Оплата труда наемных работников
3. Налоги на производство и импорт
4. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»
Всего
Всего
Счет перераспределения доходов в денежной форме предназначен для описания процесса перераспределения доходов с помощью перераспределительных платежей (трансфертов).
Трансферты – это экономические операции, в результате которых; одни институционные единицы передают другим институционным единицам безвозмездно товары, услуги, активы или права собственности. Трансферты бывают текущими и капитальными (в денежной и натуральной форме). В счете перераспределения доходов в денежной форме регистрируются текущие трансферты в денежной форме
Это субсчет счета распределения первичных доходов. Он показывает, как различные трансферты изменяют сальдо первичных доходов, перераспределяя национальный доход в соответствии с социально-экономической политикой государства. В итоге получается располагаемый национальный доход, который может быть использован на конечное потребление.
Схема перераспределения доходов в денежной форме
Таблица 1.5
Использование
Ресурсы
3. Текущие трансферты
4. Располагаемый национальный доход (1+2-3)
1. Сальдо первичных доходов
2. Текущие трансферты (полученные)
Всего
Всего
4. Счет использования национального располагаемого дохода предназначен для регистрации операций, связанных с использованием располагаемого дохода.
Схема счета использования доходов
Таблица 1.6
Использование
Ресурсы
2. Конечное национальное потребление
3. Валовые национальные сбережения (1-2)
1. Валовой располагаемый национальный доход
Всего
Всего
Этот счет отражает процесс образования валового национального сбережения как балансирующий статьи счета.
Теперь рассмотрим группу счетов, отражающих процесс накопления
1. Счет операций с капиталом предназначен для того, чтобы показать источники финансирования капитальных затрат и их использование на различные виды капитальных затрат. Балансирующая статья — чистое кредитование (чистое заимствование).
Схема счета операций с капиталами
Таблица 1.7
Использование
Ресурсы
4. Валовое накопление основного капитала
5. Прирост запасов материальных оборотных средств
6. Чистое приобретение ценностей
7. Покупка земли и прочих не произведенных активов
8. Чистое кредитование (чистое заимствование) (1+2-3-4-5-6-7)
1. Сбережение
2. Капитальные трансферты (полученные +)
3. Капитальные трансферты (выплаченные — )
Всего
Всего
2. Финансовый счет показывает, каким образом пополняются финансовые активы, а также источники их финансирования.
Схема финансового отчета
Таблица 1.8
Изменения в активах
Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала
8. Монетарное золото
9. Депозиты и наличные деньги
10. Ценные бумаги (кроме акций)
11. Акции
12. Займы и кредиты
13. Технические резервы страховых компаний
14. Прочая кредиторская или дебиторская задолженность
1. Чистое кредитование (чистое заимствование)
2. Депозиты и наличные деньги
3. Ценные бумаги (кроме акций)
4. Акции
5. Займы и кредиты
6. Технические резервы страховых компаний
7. Прочая кредиторская или дебиторская задолженность
Всего
Всего
Важно подчеркнуть, что в финансовом счете регистрируются не сами финансовые активы или финансовые обязательства, а их изменения за определенный период.
3. Счет прочих изменений активов и пассивов предназначен для характеристики изменения стоимости активов и пассивов по причинам чрезвычайного характера (катастрофы, войны, пожары, наводнения и т.д.). Левая часть – «изменение в финансовых активах», правая часть – «изменения в финансовых пассивах».
4. Счет «переоценки» отражает изменение стоимости активов в результате инфляции. Балансирующая статья – «изменения в основном капитале вследствие номинальных холдинговых прибылей (убытков)».[8]
продолжение
–PAGE_BREAK–1.3. Общая характеристика валового внутреннего продукта
Валовой внутренний продукт (ВВП) – один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.
Во-первых, это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т.п.), не входит в ВВП. В противном случае ВВП содержал бы повторный счет.
Во-вторых, ВВП – это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории, данной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее одного года). Экономическая территория страны – это территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В отличие от географической территории она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы и т.п.), но включает такие же анклавы данной страны, расположенные на территории других стран.
В-третьих, ВВП – это валовой продукт, потому что он исчислен до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение его стоимости в течение отчетного периода в результате физического и морального износа и случайных повреждений, не носящих катастрофического характера.
Теоретически внутренний продукт должен определяться на чистой основе, т.е за вычетом потребления основного капитала. Однако для определения потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС требуются специальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основных фондов, их сроке службы и износе по видам основных фондов. Амортизация по данным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производят такие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Таким образом, данные о ВВП более доступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВВП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт (ЧВП).
Если бы экономика страны была закрытой (т.е. если бы не было связей с внешним миром), то ВВП равнялся бы сумме валовых доходов резидентов, полученных от производства Однако все страны имеют связи с внешним миром, в той или иной форме получают доходы от других стран и выплачивают им часть своих доходов. Если принять во внимание эти потоки доходов, то можно получить показатель валового национального дохода. Ранее он назывался валовым национальным продуктом, что не совсем правильно отражало его сущность как совокупности первичных доходов, полученных резидентами в результате их участия в производстве и от собственности. Поэтому в СНС 1993 года рекомендуется называть его валовым национальным доходом (ВНД). Ниже показана взаимосвязь между показателями валового и чистого внутреннего продукта и валового и чистого национального дохода.[9]
Глава 2. Методы определения валового внутреннего продукта
Валовой внутренний продукт может быть исчислен тремя методами: как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод); как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования); как сумма первичных доходов (распределительный метод).
2.1. Производственный метод исчисления ВВП
При расчете производственным методом ВВП исчисляется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех производственных единиц-резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам. Валовая добавленная стоимость – это разница между стоимостью произведенных товаров и оказанных услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточным потреблением).[10] Выпуск – это стоимость всех произведенных резидентом за период материальных благ и оказанных услуг.[11] В соответствии с принятой в СНС трактовкой границ сферы производственной деятельности выпуск включает:
– все товары независимо от их использования (как товары, поставленные другим единицам, не являющимся их производителями, так и товары, произведенные для собственного конечного потребления или накопления, включая прирост запасов материальных оборотных средств у производителя);
– услуги, предоставленные другим институциональным единицам, в частности нерыночные услуги органов государственного управления и некоммерческих организаций;
– услуги домашних хозяйств по проживанию в собственном жилище и домашние услуги, оказываемые оплачиваемой домашней прислугой. Бесплатные домашние услуги, оказываемые членами домашнего хозяйства друг другу (приготовление пищи, стирка, уборка, ремонт домашнего оборудования и т.п.), не включаются в границы сферы производства в СНС.
В сферу производства должно включаться также производство товаров и услуг в результате деятельности, как правило не охватываемой регулярным статистическим наблюдением и называемой «ненаблюдаемой экономикой». Объемы производства всех видов прямо не наблюдаемой экономической деятельности должны оцениваться с помощью специальных методов и включаться в выпуск товаров и услуг.
Существуют следующие типы выпуска продукции: рыночная продукция; продукция, производимая для собственного конечного использования; другая нерыночная продукция. Рыночная продукция включает:
– товары и услуги, реализуемые по экономически значимым ценам путем продажи или бартера;
– товары и услуги, предоставляемые работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;
– товары и услуги, производимые одним заведением предприятия (подразделением, находящимся на самостоятельном балансе или являющимся отдельной учетной единицей) и поставляемые другим заведениям того же предприятия для использования в производстве в том же или последующих периодах (например, продукты питания, переданные подсобными хозяйствами предприятия в столовые, детские учреждения, дома отдыха, принадлежащие данному предприятию, и т.п.);
– готовую продукцию и незавершенное производство, поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя и предназначенные для рыночного использования, т.е. на перечисленные выше цели.
Продукция, производимая для собственного конечного использования – это товары и услуги, производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления или накопления (например, сельскохозяйственные и другие продукты, произведенные для этих целей в фермерских, крестьянских или подсобных хозяйствах населения; строительство хозяйственным способом; услуги по проживанию в собственном жилище; услуги оплачиваемой домашней прислуги и т.п.). Другая нерыночная продукция включает:
– товары и услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим институциональным единицам, включая услуги, оказываемые обществу в целом (например, бесплатное образование и медицинское обслуживание, услуги государственного управления, обороны и др.);
– товары и услуги, предоставляемые одним заведением другому (принадлежащему тому же нерыночному производителю) для использования в процессе производства (например, услуги учебных заведений, принадлежащих бюджетным организациям и занимающихся повышением квалификации их кадров);
На готовую продукцию и незавершенное производство, предназначенные для нерыночного использования и поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя.
Рыночный выпуск товаров и услуг рекомендуется оценивать в основных ценах или, если это невозможно, в ценах производителя. Основная цена – цена, получаемая производителем за товары и услуги, исключая любые подлежащие уплате налоги на продукты и включая субсидии на продукты. Цена производителя – цена, получаемая производителем за товары и услуги, включая подлежащие уплате налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость и налогов на импорт) и исключая субсидии на продукты.[12] Налоги на продукты – это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости произведенных товаров и услуг.[13] К ним относятся следующие наиболее распространенные налоги:
– налог на добавленную стоимость (НДС) и налоги типа НДС;
– акцизы;
– налоги на продажи, покупки, налог с оборота и т.п.;
– налоги на отдельные виды услуг (услуги транспорта, связи, страхования, рекламы, развлечения, игры и лотереи, спортивные мероприятия и т.п.);
– налоги на прибыль фискальных монополий (средства, полученные государственными предприятиями, которым по закону предоставляется монополия на производство и распределение определенных товаров и услуг, в результате превышения предельного уровня рентабельности и взысканные в государственный бюджет);
– налоги на импорт и экспорт, таможенные пошлины.
Субсидии на продукты – это субсидии, выплачиваемые обычно пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых предприятиями-резидентами. К ним относятся, например, регулярные возмещения предприятиям из государственного бюджета постоянных убытков, возникающих в результате того, что продажная цена на производимую ими продукцию устанавливается ниже средних издержек производства; субсидии на экспорт и импорт и др.
Товары и услуги, произведенные для собственного конечного использования, оцениваются в основных ценах на аналогичные рыночные товары и услуги. Нерыночные услуги, оказываемые учреждениями государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, оцениваются исходя из текущих затрат этих организаций, включая потребление основного капитала.[14]
Промежуточное потребление – это стоимость товаров) и услуг (за исключением основных фондов), потребленных в данном периоде для производства новых товаров или услуг.[15] Оно включает: 1) затраты сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов (покупных и собственного производства), продуктов питания, медикаментов, канцелярских принадлежностей, спецодежды и т.п.; 2) оплату работ и услуг, предоставленных другими предприятиями и отдельными лицами (ремонт, услуги транспорта, связи, вычислительных центров, коммунальные услуги, услуги рекламы, банков, страхования, юристов, консультантов и т.п.). Промежуточное потребление оценивается по ценам покупателей, действующим на момент поступления товаров и услуг в процесс производства и включающим торгово-транспортную наценку и налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость) за вычетом субсидий на продукты.
При исчислении валовой добавленной стоимости должно учитываться также промежуточное потребление услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом. Стоимость этих услуг определяется как разница между процентами, полученными и выплаченными финансовыми посредниками (например, банками), и эта величина относится в принципе ко всем их клиентам, т.е. к предприятиям и домашним хозяйствам, резидентам и нерезидентам. Поэтому она должна быть распределена между ними и показана соответственно в промежуточном потреблении предприятий, в конечном потреблении домашних хозяйств и экспорте услуг, что соответствует требованиям СНС 1993 года. Однако методика такого расчета находится в стадии рассмотрения, а пока большинство стран использует прежний подход, согласно которому все услуги финансового посредничества, измеряемые косвенным образом, относятся к промежуточному потреблению условной единицы, выпуск которой равен нулю. Таким образом, сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов должна быть уменьшена на величину стоимости услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом.
Однако для оценки ВВП в рыночных ценах этого недостаточно. Необходимо учитывать также чистые налоги на продукты, •е- добавить налоги на продукты, не включенные в оценку валовой добавленной стоимости отраслей или секторов, и вычесть субсидии на продукты, включенные в оценку валовой добавленной стоимости. К таким налогам на продукты относятся прежде всего налоги на импорт и налог на добавленную стоимость, которые не учитываются в валовой добавленной стоимости. Кроме того, если валовая добавленная стоимость исчисляется в основных ценах, как это рекомендует СНС 1993 года, то необходимо добавить и все остальные налоги на продукты (акцизы, налоги на экспорт, налог с продаж, налог с оборота и т.п.), так как в этом случае они не учитываются в валовой добавленной стоимости. Субсидии на продукты (кроме субсидий на импорт), напротив, включаются в оценку валовой добавленной стоимости отраслей или секторов в основных ценах и поэтому должны быть исключены из общего итога ВВП в рыночных ценах.[16]
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2. Метод конечного использования ВВП
Методом конечного использования ВВП определяется как сумма следующих компонентов: расходы на конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление, сальдо экспорта и импорта товаров и услуг. Расходы на конечное потребление товаров и услуг – расходы домашних хозяйств-резидентов на потребительские товары и услуги, а также расходы учреждений государственного управления (бюджетных организаций) и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают: 1) расходы на покупку потребительских товаров и услуг; 2) потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда, подарков и т.д.; 3) потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления. Как уже отмечалось, в части услуг это относится только к услугам по проживанию в собственном жилище и услугам оплачиваемой домашней прислуги. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств должны учитывать покупки резидентами товаров и услуг за границей (например, во время командировок, туристических поездок) и исключать аналогичные покупки нерезидентов на территории данной страны. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств определяются в размере фактической оплаты ими потребительских товаров и услуг, производимой за счет их доходов.
Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, определяются следующим образом: текущие расходы на содержание этих учреждений, включая потребление основного капитала (выпуск), минус поступления этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам и от частичного возмещения потребителями их стоимости (учитываются в расходах на конечное потребление домашних хозяйств или в промежуточном потреблении предприятий в зависимости от того, кто их оплатил), плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленных этими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, плюс возмещение расходов домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования (например, возмещение инвалидам стоимости приобретения автомобилей, бензина и т.п.). Бюджетные организации здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, а также некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, предоставляют товары и услуги для индивидуального потребления, которые используются домашними хозяйствами для удовлетворения личных потребностей. Услуги для коллективного потребления, т.е. обществу в целом, предоставляются бюджетными организациями управления, обороны, науки и др.
Как уже отмечалось, для характеристики конечного потребления, с точки зрения того, кто фактически потребляет товары и услуги, в СНС 1993 года служит показатель «фактическое конечное потребление», который характеризует стоимость всех товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами-резидентами для индивидуального потребления независимо от источника финансирования, и стоимость коллективных услуг, предоставленных органами государственного управления обществу в целом. Все товары и услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, рассматриваются условно как индивидуальные и относятся к социальным трансфертам в натуральной форме. Для этих организаций показатель фактического конечного потребления отсутствует. Так как общая величина социальных трансфертов в натуральной форме, полученных домашними хозяйствами, равна сумме этих трансфертов, переданных учреждениями государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, для экономики в целом показатели фактического конечного потребления и расходов на конечное потребление должны быть равны.
Валовое накопление – чистое приобретение (приобретение за вычетом выбытия) резидентами товаров и услуг, произведенных в текущем периоде, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.
Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Основной капитал – это активы, являющиеся результатом производства, которые многократно используются в процессе производства: здания и сооружения; машины и оборудование, транспортные средства; племенной, молочный и рабочий скот; сады, виноградники и другие насаждения; затраты на геолого-разведочные работы; затраты на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ; оригиналы литературных и художественных произведений (фильмы, звукозаписи, рукописи, являющиеся основой для тиражирования). Включение затрат на геолого-разведочные работы, на создание и приобретение программного обеспечения ЭВМ и оригиналов литературных и художественных произведений в основной капитал обосновывается тем, что их результаты многократно и длительно участвуют в производственном процессе.
Валовое накопление основного капитала определяется как приобретение новых и существующих основных фондов за вычетом их выбытия. Приобретение активов включает покупки, бартер, получение капитальных трансфертов в натуральной форме, производство для собственного использования и капитальный ремонт. Выбытие активов показывается как отрицательное приобретение. Оценка составных элементов валового накопления основного капитала производится: а) при покупке основного капитала – по ценам приобретения (ценам покупателя), т.е. включая все затраты на передачу права собственности (стоимость услуг, оказанных адвокатами, агентами по операциям с недвижимостью и другими посредниками, пошлины, комиссионные, налоги и т.п.); б) при производстве основного капитала для собственного использования – по основным ценам или по затратам на производство.
Валовое накопление основного капитала включает также затраты на улучшение непроизведенных активов и расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы. К непроизведенным активам относятся активы, не являющиеся результатом производства, например земля, недра и другие природные ресурсы, а также патенты, лицензии и т.п. Они не входят в состав основного капитала, однако работы по их улучшению (мелиорация, развитие и расширение шахт, лесных участков, плантаций, садов и других сельскохозяйственных угодий) и услуги, оказываемые в связи с их передачей другим единицам, представляют собой производственную деятельность, и поэтому их стоимость включается в валовое накопление основного капитала.
Изменение запасов материальных оборотных средств – это изменение стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов материальных оборотных средств должно определяться как разница между поступлениями продукции в запасы и изъятиями из них, при этом продукция должна оцениваться в рыночных ценах, действующих соответственно в момент поступления или изъятия. Однако на практике трудно получить информацию о всех поступлениях и изъятиях продукции в течение отчетного периода, поэтому изменение запасов обычно рассчитывается как разница между стоимостью запасов на конец и начало периода по данным бухгалтерских отчетов предприятий. В этом случае необходимо исключить влияние изменения стоимости продукции в результате изменения цен за время нахождения ее в запасах.
Чистое приобретение ценностей – это категория, относящаяся к предметам, которые приобретаются не для производственных или потребительских целей, а для сохранения стоимости, т.е. предметам, ценность которых со временем увеличивается: драгоценные металлы и камни (кроме монетарного золота, а также золота и камней, предназначенных для промышленного использования), ювелирные изделия, антиквариат, коллекции и т.п. Данный показатель определяется как разница между приобретением и выбытием ценностей.
Экспорт и импорт товаров и услуг – экспортно-импортные операции данной страны со всеми странами мира. Экспорт и импорт товаров представляет собой стоимость вывезенных из страны или ввезенных в страну товаров (пересекающих государственную границу). Стоимостная оценка объема экспорта и импорта товаров в целом по стране определяется в ценах ФОБ или франко-граница страны-экспортера. Помимо экспорта и импорта товаров, учитываемых статистикой внешнеэкономической деятельности, в СНС экспорт и импорт товаров включают товары, поставляемые в порядке оказания безвозмездной (гуманитарной) помощи и в качестве дара, товары неорганизованной торговли, посылки, имущество мигрантов. Экспорт и импорт услуг охватывают транспортные услуги, туризм, коммуникационные услуги, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, рекламу, бухгалтерский учет, управленческое консультирование и др.[17]
продолжение
–PAGE_BREAK–2.3. Распределительный метод исчисления ВВП
При определении ВВП распределительным методом он включает следующие виды первичных доходов, выплаченных производственными единицами-резидентами: оплата труда наемных работников; чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии); валовая прибыль и валовые смешанные доходы. Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде. Она учитывается на основе начисленных сумм и складывается из двух основных компонентов: а) заработной платы; б) отчислений работодателей на социальное страхование.
Заработная плата охватывает все виды заработков (включая премии, доплаты и надбавки), начисленных в денежной или натуральной форме независимо от источника финансирования, т.е. за счет себестоимости и прибыли, а также денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за неотработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.). Заработная плата учитывается до вычета налогов и других удержаний, взимаемых с наемных работников. Отметим, что в этом случае показывается заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями-резидентами работникам (как резидентам, так и нерезидентам).
Отчисления на социальное страхование производятся работодателями, чтобы обеспечить наемным работникам в будущем право на получение социальных пособий. Социальные пособия выплачиваются органами государственного социального страхования, государственными и негосударственными пенсионными фондами, страховыми организациями, работодателями домашним хозяйствам при наступлении определенных обстоятельств, которые, как правило, приводят к снижению доходов и благосостояния домашних хозяйств, а именно:
– потребность в лечении в результате болезни, травмы, рождения ребенка, инвалидности, старости и др.;
– необходимость содержания иждивенцев: супруга(и), детей, престарелых родственников, инвалидов и т.д.;
– невозможность работать вообще или полное время в результате выхода на пенсию, безработицы, болезни, травмы, рождения ребенка и т.д.;
– смерть кормильца;
– необходимость оплаты расходов на образование;
– невозможность оплаты жилья домашними хозяйствами с низким доходом (пенсионеры, многодетные семьи и др.).
Различают фактические и условно исчисленные отчисления работодателей на социальное страхование. Фактические отчисления на социальное страхование состоят из платежей, производимых работодателями третьей стороне, т.е. организации социального страхования, в соответствии с программами социального обеспечения и социального страхования населения (фондовое социальное страхование). Эти платежи являются основным источником средств для выплат населению пенсий, пособий, финансирования расходов на лечение и отдых работников. Хотя эти платежи производятся работодателями непосредственно организациям социального страхования, они рассматриваются как компонент оплаты труда наемных работников в размере взносов работодателей на социальное страхование.
Фактические отчисления работодателей на социальное страхование определяются в размере начислений на фонд заработной платы но всем видам социального страхования, т.е. в фонды социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд социальной поддержки населения и другие аналогичные социальные внебюджетные фонды. К ним относятся также обязательные отчисления работодателей на медицинское страхование и Расходы предприятий по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи. Добровольные отчисления работодателей на медицинское страхование в негосударственные страховые компании или фонды в пользу отдельных наемных работников согласно полисам личного страхования должны учитываться как заработная плата в натуральной форме.
Условно исчисленные отчисления на социальное страхование представляют собой эквивалент социальным пособиям, выплачиваемым работодателями непосредственно их работникам, бывшим работникам или их иждивенцам, имеющим на это право, за счет своих средств без привлечения третьей стороны (например, страховой компании) и без учреждения для этой цели отдельной институциональной единицы в форме специального фонда или резерва. Хотя никаких платежей с целью страхования не производится, они определяются условно и также включаются в оплату труда наемных работников. На практике в качестве возможной оценки условно исчисленных отчислений работодателей на социальное страхование наемных работников может служить сумма фактически выплаченных работодателями в текущем периоде социальных пособий. К ним относятся, например, выходное пособие при прекращении трудового договора; суммы, выплачиваемые на период трудоустройства уволенным работникам в связи с сокращением штата, реорганизацией или ликвидацией предприятия; пособия в связи с потерей трудоспособности; надбавки к пенсиям, оплата учебных отпусков, предоставляемых работникам; компенсации, выплачиваемые женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком; стипендии студентам и учащимся, направленным предприятиями на обучение.
Налоги на производство и импорт – это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производственных единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Они называются безвозмездными, потому что государство ничего не предоставляет взамен индивидуальной единице, производящей платеж, хотя оно может использовать средства, собранные с помощью налогов, для предоставления товаров или услуг другим единицам или обществу в целом. Налоги, связанные с производством и импортом, уплачиваются предприятиями и организациями независимо от наличия прибыли.
Налоги на производство и импорт состоят из налогов на продукты и других налогов на производство. Налоги на продукты уже рассматривались в данной главе. Другие налоги на производство – то налоги, связанные с использованием факторов производства, а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо производственной деятельностью или другие обязательные платежи уплата которых необходима для деятельности производственной единицы-резидента. Они могут выплачиваться за землю, средства производства или рабочую силу, используемые в процессе производства, или за право осуществлять определенные виды деятельности или операции. Другие налоги на производство не включают налоги на прибыль или на иные доходы, получаемые предприятием, и подлежат уплате в государственный бюджет независимо от рентабельности производства.
Субсидии – это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики. Субсидии состоят из субсидий на продукты и других субсидий на производство. Субсидии на продукты были рассмотрены выше в данной главе. Другие субсидии на производство – субсидии, которые предприятия получают от органов государственного управления в связи с использованием факторов производства: а) субсидии, выплачиваемые в связи с использованием труда особого контингента лиц (инвалидов, подростков); б) субсидии, связанные с использованием других факторов производства (например, для стимулирования использования определенных видов сырья, энергии и т.д.); в) субсидии для уменьшения загрязнения окружающей среды (например, для покрытия стоимости дополнительной обработки отходов производства).[18]
Валовая прибыль и валовые смешанные доходы представляют собой часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплатой налогов на производство и импорт. Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, в которых члены домашнего хозяйства могут производить неоплачиваемые трудовые затраты, она содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется смешанным доходом. К ней относятся доходы от личных подсобных хозяйств населения, доходы мелких индивидуальных предпринимателей и др. Валовая прибыль валовые смешанные доходы определяются до вычета потребления основного капитала. Если его выделить, то получиться чистая прибыль и чистые смешанные доходы.
Особенность распределительного метода расчета ВВП заключается в том, что один из его компонентов (валовая прибыль и валовые смешанные доходы) представляют собой балансирующую статью счета образования доходов и рассчитывается сальдовым путем, т.е. как разница между ВВП и другими компонентами первичных доходов (оплаты труда и чистые налоги на производство и импорт). Таким образом, по сравнению с двумя другими методами он носит подчиненный характер. Разумеется, при необходимости можно рассчитывать валовую прибыль и валовой смешанный доход независимым путем, однако это сделать довольно сложно. \поэтому данный метод расчета ВВП не получил широкого распространения в качестве самостоятельного метода.[19]
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 3. Динамика валового внутреннего продукта3.1. Определение ВВП производственным и распределительным методом
Определим валовой внутренний продукт Российской Федерации за 2002 – 2009 гг. производственным методом. В таблице 3.1. приведены данные о валовом выпуске продукции, промежуточном потреблении и других макроэкономических показателей.
Таблица 3.1
Показатель
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Выпуск в основных ценах, млрд. руб.
18974
23273
29491
37021
46224
57752
71610
69131
Промежуточное потребление, млрд. руб.
9404
11653
14632
18503
23247
29268
36236
34932
Налоги на продукты, млрд. руб.
1415
1775
2352
3248
4090
4978
6324
5202
Субсидии на продукты, млрд. руб.
166
187
184
156
150
215
268
300
На основании данных таблицы 3.1 определим ВВП производственным методом по формуле , где – валовой выпуск товар товаров и услуг, – промежуточное потребление, – налоги на продукты, – субсидии на продукты.[20] Таким образом, ВВП производственным методом по соответствующим годам составляет:
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
Определим валовой внутренний продукт Российской Федерации за 2002 – 2009 гг. распределительным методом. В таблице 3.2. приведены данные об оплате труда наемных работниках, чистые налоги на производство и импорт и валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы.
Таблица 3.2
Показатель
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Оплата труда наемных работников, млрд. руб.
5065
6231
7845
9474
11986
15526
19553
20230
Чистые налоги на производство и импорт, млрд. руб.
1847
2113
2875
4248
5387
6334
8180
6431
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы, млрд. руб.
3907
4864
6307
7887
9545
11387
13696
12440
На основании данных таблицы 3.2 определим ВВП распределительным методом по формуле , где – оплата труда наемных работников, – чистые налоги на производство и импорт, – валовая прибыль, – валовые смешанные доходы.[21] Таким образом, ВВП распределительным методом по соответствующим годам составляет:
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
– млрд. руб.
продолжение
–PAGE_BREAK–