Содержание
Введение
1.Теоретическиеосновы инфляции, ее причины, измерение иформы
1.1Общее понятиеинфляции и еепричины
1.2Измерениетемпов инфляциии формы инфляции
2.Влияние инфляциина финансовыерезультатыи его анализна примере ООО«Гермес»
2.1Методика учетавлияния инфляциина финансовыерезультаты
2.2Расчет влиянияинфляции нафинансовыйрезультат ООО«Гермес»
Заключение
Списокиспользованныхисточников
Приложения
Введение
Темаинфляции занимаетодно из центральныхмест в экономическойтеории. Практическивсе экономическиедисциплинызатрагиваютэтот неизбежныйи, как правило, достаточноболезненныйи неприятныйдля хозяйственнойжизни процесс.
Актуальностьвыбранной темыподтверждаетсятем, что с инфляциейи ее последствиямисталкиваютсяне только люди– но и организации, субъектыхозяйствования, как малые, таки крупные, которыеявляются основнымисубъектамиэкономическойсистемы, производяттовары и услуги, дают работужителям страныи т.д. Но есливлияние инфляциина экономикув целом можноохарактеризоватькак отрицательное, то для отдельновзятой организации, с ее структуройи особенностями, влияние инфляциина финансовыерезультатыее деятельностиможет бытьразличным.
Цельюработы являетсяпроведениеанализа влиянияинфляции нафинансовыерезультатыорганизации.
Задачамиработы являются:
— определитьобщее понятиеинфляции ивыявить еепричины;
— дать характеристикуизмерениюинфляции и ееформам;
— изучить методикуучета влиянияинфляции нафинансовыерезультаты;
— провести расчетвлияния инфляциина финансовыйрезультат ООО«Гермес».
Работыпроводитьсяпо материаламООО «Гермес», которое являетсякоммерческимпредприятием, зарегистрированнымв соответствиес российскимзаконодательствоми действующимна основанииУстава. СогласноУставу цельюорганизацииявляется извлечениеприбыли.
Организациязанимаетсяоптовой торговлейтабачнымиизделиями иявляетсядистрибьюторомкрупнейшихтабачных фирмна юге России.Покупателямипродукцииявляются розничныемагазины.
Темаработы широкораскрыта, какв литературепо экономическойтеории, гдедается теоретическоеопределениеинфляцию. Здесьследует отметитьтруды такихавторов какЕ.Ф. Борисов, В.Я. Иохин и др.Также теманашла своеотражение вработах пофинансовомуанализу, а такжеи в учебной иметодическойлитературенепосредственнопо комплексномуэкономическомуанализу хозяйственнойдеятельности.Здесь стоитобратить вниманиена труды такихавторов какИ.Н. Чуев, А.Д.Шеремет и др.
1. Теоретическиеосновы инфляции, ее причины, измерение иформы
1.1Общее понятиеинфляции и еепричины
Инфляция- это обесценениеденег, снижениеих покупательнойспособности, дисбалансспроса и предложения.В буквальномпереводе термин«инфляция»(от лат. inflatio) означает«вздутие», т.е.переполнениеканалов обращенияизбыточнымибумажнымиденьгами, необеспеченнымисоответствующимростом товарноймассы, что ивызывает обесценениеденежной единицыи соответственнорост товарныхцен.
Термин“инфляция“появился вовторой половинеXIX в., перекочевавиз медицины.Впервые он сталупотреблятьсяв СевернойАмерике в периодгражданскойвойны 1861—1865 гг. иобозначалпроцесс разбуханиябумажно-денежногообращения. ВXIX в. этот терминупотреблялсятакже в Англиии Франции. Широкоераспространениев экономическойлитературепонятие инфляцияполучило в XXв. после первоймировой войны.
Однакоопределениеинфляции какпереполнениеканалов денежногообращенияобесценивающимисябумажнымиденьгами нельзясчитать полным.Инфляция, хотяона и проявляетсяв росте товарныхцен, не можетбыть сведеналишь к чистоденежномуфеномену. Этосложноесоциально-экономическоеявление, порождаемоедиспропорциямивоспроизводствав различныхсферах рыночногохозяйства.Инфляция представляетсобой одну изнаиболее острыхпроблем современногоразвития экономикиво многих странахмира.
Такимобразом, проявлениеминфляции являетсяповышение цен, однако не следуетзабывать, чторост цен можетбыть связанс отсутствиемравновесиямежду спросоми предложением, такой рост ценна каком-тоотдельномтоварном рынке- это не инфляция.Инфляция проявляетсяв повышенииобщего уровняцен в стране.
Независимоот состоянияденежной сферытоварные ценымогут возрастивследствиеизменений вдинамикепроизводительноститруда, циклическихи сезонныхколебаний, структурныхсдвигов в системевоспроизводства, монополизациирынка, государственногорегулированияэкономики, введения новыхставок налогов, девальвациии ревальвацииденежной единицы, измененияконъюнктурырынка, воздействиявнешнеэкономическихсвязей, стихийныхбедствий и т.п.Следовательно, рост цен вызываетсяразличнымипричинами.
Преждевсего, нужноотметить, чторост цен можетбыть связанс превышениемспроса надпредложениемтоваров. Однакотакой рост ценна каком-тоотдельномтоварном рынке— это еще неинфляция. Инфляция— это повышениеобщего уровняцен в стране, которое возникаетв связи с длительнымне равновесиемна большинстверынков в пользуспроса. Другимисловами, инфляция— это дисбалансмежду совокупнымспросом и совокупнымпредложением.Подстегиватьрост цен могути конкретныеэкономическиеобстоятельства.Например, энергетическийкризис 70-х гг.проявил себяне только вросте цен нанефть (в этотпериод ценана нефть возрослапочти в 20 раз), но и на другиетовары и услуги.
Вовремена золотогостандарта, приналичии в обращениибумажных денегони обесценивалисьтакже по отношениюк золотым деньгам, что вело кобразованию«двойных цен»в металлическихи бумажныхденьгах. Например, Банк Англииполучил правона выпуск необратимыхбанкнот, которые, по свидетельствуК.Маркса, «обесценилисьпо сравнениюс золотом вслитках, ноупала такжеи монетная ценазолота по сравнениюс ценой золотав слитках. Поотношению кбанкнотамзолото сталотоваром особогорода». Очевидно, что при свободнойконкуренцииинфляцию вызываликак политические(потеря доверияк правительству), так и экономическиефакторы. Причемэкономическиефакторы лежаликак на сторонеспроса (переполнениеканалов обращенияизбыточнойденежной массой), так и на сторонепредложения(рост цен).
Позднееусилениемонополистическихтенденций всовременнойэкономикепривело к изменениюзолотого стандарта.В современныхусловиях вкаждой отраслипромышленностигосподствуетнесколькокрупных компаний, которые, согласуясвою деятельность, диктуют условияна рынке. Особенночетко это проявилосьв ценообразованиипутем установлениясистемы прейскурантныхцен. Все крупныекомпании какой-либоотрасли вформированиии периодичностиизменения своихцен ориентируютсяна цены, устанавливаемыенаиболее крупнойкомпанией.
Назовемважнейшие изпричин инфляционногороста цен, помняо том, что инфляциясвязана с целымспектромдиспропорций.
Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированностьгосударственныхрасходов идоходов, выражающаясяв дефицитегосбюджета).Если этот дефицитфинансируетсяза счет займовв Центральномэмиссионномбанке страны, другими словами, за счет активногоиспользования«печатногостанка», этоприводит кросту массыденег в обращении.
Во-вторых, инфляционныйрост цен можетпроисходить, если аналогичнымиметодамиосуществляетсяфинансированиеинвестиций.Особенно инфляционноопасными являютсяинвестиции, связанные смилитаризациейэкономики. Так, непроизводительноепотреблениенациональногодохода на военныецели означаетне только потерюобщественногобогатства.Одновременновоенные ассигнованиясоздают дополнительныйплатежеспособныйспрос, что ведетк росту денежноймассы безсоответствующеготоварногопокрытия. Роствоенных расходовявляется однойиз главныхпричин хроническихдефицитовгосударственногобюджета и увеличениягосударственногодолга во многихстранах, дляпокрытия которогогосударствоувеличиваетденежную массу.
В-третьих, общее повышениеуровня ценсвязываетсяразличнымишколами в современнойэкономическойтеории и с изменениемструктуры рынкав XX веке. Этаструктура всеменьше напоминаетусловия совершеннойконкуренции, когда на рынкедействуетбольшое числопроизводителей, продукцияхарактеризуетсяоднородностью, перелив капиталане затруднен.Современныйрынок — это взначительнойстепени олигополистическийрынок. А олигополист(несовершенныйконкурент)обладает известнойстепенью властинад ценой. Иесли даже олигополиине первыминачинают «гонкуцен», они заинтересованыв ее поддержаниии усилении.
Несовершенныйконкурент, стремясь поддержатьвысокий уровеньцен, заинтересованв созданиидефицита (сокращениипроизводстваи предложениятоваров). Нежелая «испортить»свой рынокснижением цен, монополии иолигополиипрепятствуютросту эластичностипредложениятоваров в связис ростом цен.Ограничениепритока новыхпроизводителейв отрасльолигополистовподдерживаетдлительноенесоответствиесовокупногоспроса и предложения.
В-четвертых, с ростом «открытости»экономики тойили иной страны, все большимвтягиваниемее в мирохозяйственныесвязи увеличиваетсяопасность«импортируемой»инфляции. Упомянутыйвыше скачокцен на энергоносителив 1973 г. («энергетическийкризис») вызывалрост цен наимпортируемуюнефть и — потехнологическойцепочке — надругие товары.В условияхнеизменногокурса валютыстрана каждыйраз испытываетвоздействие«внешнего»повышения ценна ввозимыетовары. Возможностибороться с«импортируемой»инфляциейдостаточноограничены.Можно, конечно, девальвироватьсобственнуювалюту и сделатьимпорт той женефти болеедешевым. Норевальвациясделает одновременнои более дорогимэкспорт отечественныхтоваров, а этоозначает снижениеконкурентоспособностина мировомрынке.
В-пятых, инфляция приобретаетсамоподдерживающийсяхарактер врезультатетак называемыхинфляционныхожиданий. Многиеученые в странахЗапада и в нашейстране особовыделяют этотфактор, подчеркивая, что преодолениеинфляционныхожиданий населенияи производителей— важнейшаязадача антиинфляционнойполитики.
Такимобразом, можносказать, чтопрактическиво всех странахотмечаетсямножествопричин инфляции.Однако комбинацияразличныхфакторов этогопроцесса зависитот конкретныхэкономическихусловий. Так, сразу послевторой мировойвойны в ЗападнойЕвропе инфляциябыла связанас острейшимдефицитоммногих товаров.В последующиегоды главнуюроль в раскручиванииинфляционногопроцесса сталииграть государственныерасходы, соотношение«цены — заработнаяплата», переносинфляции издругих страни некоторыедругие факторы.Что касаетсябывшего СССР, то наряду собщими закономерностями, важнейшейпричиной инфляциив последниегоды можносчитать уникальнуюдиспропорциональностьв экономике, возникшую какследствиекомандно-административнойсистемы. Советскойэкономикеприсущи длительноеразвитие врежиме военноговремени (норманакопления, по некоторымоценкам, достигла1/2 национальногодохода против15—20% в странахЗапада), чрезмернаядоля военныхрасходов в ВНПвысокая степеньмонополизациипроизводства, распределенияи денежно-кредитнойсистемы, низкийудельный весзаработнойплаты в национальномдоходе, и другиеособенности.
1.2Измерениетемпов инфляциии формы инфляции
Дляправильногопланированияхозяйственнойдеятельностив условияхинфляции людидолжны учитыватьсилу инфляционныхпроцессов.Существуеттри способаих измерения.
Первый- измерение спомощью индексацен. Используетсяиндекс цен ВНП, индивидуальныхпотребительскихцен и индивидуальныхоптовых цен.Для вычисленияиндекса берутсоотношениемежду совокупнойценой определенногонабора товарови услуг («рыночнойкорзиной»)выражаетсяв процентах.
Второйспособ определитьсилу инфляционныхпроцессов — измерить темпыинфляции загод, но можнорассматриватьи более короткиепериоды (месяцыили кварталы)или более длинные(десятилетия).
Длявычислениятемпов инфляцииза год нужновычесть индексцен прошедшегогода из индексацен этого года, разделить этуразницу наиндекс прошедшегогода, а затемумножить на100%. Если темпинфляции получитьсяотрицательным, значит, наблюдаласьдефляция (падениецен).
Третийспособ — этовычисление«по правилувеличины 70».Правило помогаетбыстро подсчитатьколичестволет, необходимыхдля удвоенияуровня цен: надо толькоразделить число70 на темп ежегодногоувеличенияуровня цен впроцентах.
Наиболеечасто инфляцияизмеряетсяс помощьюстатистическогопоказателя— индекса цен.В мировой практикешироко используетсяиндекс стоимостижизни — индексрозничных ценспециальногонабора благ(товаров и услуг), входящих вбюджет среднегопотребителяи составляющихстоимостьжизни. Для егоподсчета применяютсяследующиедействия.
1.Сначала определяется«рыночная(потребительская)корзина» —набор чащевсего употребляемых, типичных благ.Например, в США«рыночнаякорзина» имеет300 потребительскихтоваров и услуг, приобретаемыхтипичным горожанином.Такая же поназванию «корзина»в нашей странев 1992—2000 гг. содержаланесравненноменьшее количествоблаг: 70 основныхпродуктовпитания, только20 непродовольственныхтоваров и минимальныйнабор платныхуслуг.
2.Устанавливается«базовый период»— стартовыйгод, от уровняцен которогоподсчитываютсяих измененияв последующеевремя.
3.Подсчитываетсясовокупнаяцена рыночнойкорзины (суммарнаяцена всегонабора товарови услуг) длябазового периода.
4.Подсчитываетсясовокупнаяцена такойкорзины дляданного (текущего)периода.
5.Устанавливаетсяиндекс цен —показатель, отражающийотносительноеизменениеобщего (среднего)уровня цен(выражаетсяв процентах), по формуле:
ИПЦ= (Ц1/Ц0) *100%, (1.1)
гдеИПЦ – индексцен;
Ц1– цена рыночнойкорзины в данномгоду;
Ц0– цена рыночнойкорзины в базовомгоду.
Каковаже динамикацен на потребительскиетовары и услугив разных регионахмира? В целомв мировой экономикенаблюдаетсяинфляционныйпроцесс. Нотемпы обесцененияденег в разныхгруппах странвесьма несходны.Самыми низкимиони были в странахОрганизацииэкономическогосотрудничестваи развития(ОЭСР). В 1961—1970 гг.прирост потребительскихцен в этихвысокоразвитыхгосударствахсоставил всреднем 3,3% в год, в 1971—1980 гг. — 9,0, в1981—1990 гг. — 5,6%. Принятыетам за 1990-е гг.антинфляционныемеры позволилисущественноснизить темпыинфляции. Так, индексы потребительскихцен составилив 2001 г. (1990 г. = 100), например, в Японии 108, Франции— 121, Канаде — 125, Германии — 126(1991 г. = 100), США — 136, Великобритании— 138.
Вгораздо большеймере вздорожалажизнь в странахс переходнойэкономикой(бывших социалистическихгосударствах).Например, индекспотребительскихцен в 2001 г. (1990 г. = 1)увеличилсяв Китае в 2,1 раза, Венгрии — в6,8, Польше — в 10,7, Болгарии — в1415 раз.
ВСССР долгоевремя инфляцияотрицаласьполностью. Насамом деле онаносила скрытый, подавленныйхарактер. Вконце 1980-х гг.обесценениеденег становилосьвсе более явным.С 1992 г. в Россииинфляция сталаоткрытой исразу же привелак чрезвычайносильному обесценениюденег.
ВРоссии с 1999 г.государствостало проводитьполитику дефляции(от лат. deflatio — сдутие), означающуюобщее понижениеуровня цен.
Формыинфляции различаютсяпо трем критериям:
1)по способамвозникновения;
2)по характерупротекания;
3)по степенипредсказуемости.
Попервому критериювыделяют следующиеформы инфляции:
— административная(социальная)инфляция —инфляция, порождаемаяадминистративноустанавливаемымии управляемымиценами. Предположим, что в сбалансированнойсистеме, гдесумма цен всехтоваров и услугравна суммеобращающихсяденег (с учетомскорости ихоборота), государстворешит установитьцены на отдельныетовары социальнонизкими. Тогдаобразуетсянекоторыйизлишек денежноймассы по отношениюк величинетоварной массы.Этот излишексформируетдополнительныйспрос на другиетовары, вызоветсоответствующийрост цен. Политикасоциальных(доступных длямалообеспеченныхслоев населения)цен имеет своюисторию и активноиспользуетсяв современныхусловиях. Так, в России в XVI в.при большомнедороде хлебацарь БорисГодунов вводилв Москве казеннуюцену на хлеб— втрое вышепрежней, новшестеро ниже«естественнорыночной».ЯкобинскоеправительствоФранции в XVIII в.установило«хлебный максимум»— верхнюю границуцены, превышатькоторую не могникакой купец.Начиная знаменитуюреформу 1948 г. вФРГ, Л. Эрхардутвердил список«социальноприемлемыхцен», куда вошлисамые нужныенаселениютовары (к примеру, за мужскиеполуботинкиобычного качествабыл назначенрозничный«потолок» в25,5 марки). В 1919 г.Совнарком подруководствомВ. И. Ленина отвергпредложениео свободнойторговлепродовольствиемпо «вольнымценам». Во времякризиса 1998 г. внекоторыхрегионах былипопытки ограничитьрост цен натовары первойнеобходимостив пределах1020% (при совокупномросте цен на43,5% в августе —сентябре). Внастоящее времяво многих российскихгородах зафиксированытарифы на проездв городскомтранспортес тем, чтобыэти услуги былидоступны горожанамс умереннымидоходами. Налогс продаж невключаетсяв розничнуюцену массовыхпродовольственныхтоваров.
— импортируемаяинфляция вызываетсявоздействиемвнешних факторов, например, чрезмернымпритоком встрану иностраннойвалюты и повышениемимпортных цен.Рост импортныхцен «переключает»спрос на товарынациональногопроизводства, что обусловливаетих рост.
— индуцированнаяинфляция обусловленадействиемдругих экономическихфакторов. Например, скачок инфляциив России в январе2002 г. на 3,1% был вызван(«индуцирован»)скачком тарифовна платныеуслуги (абонентнаяплата за телефонвыросла на 18%, тарифы нажилищнокоммунальныеуслуги — на8,8%, тарифы натранспорт —на 6,6%). При этомсказалось иснятие льготпо НДС при продажелекарств ипечатной продукции. (Всего за январь— апрель 2002 г.индекс потребительскихцен вырос на6,6%.)
Кредитнаяинфляция вызываетсяувеличениеммасштабовпредоставлениякредитныхресурсов. Наибольшуюинфляционнуюзначимостьимеют кредитыЦентральногобанка правительству.Между тем такаяпрактика имеламесто в недавнейроссийскойистории. Так, в 1993 г. 59,3% дефицитафедеральногобюджета РоссийскойФедерациипокрывалосьза счет прямыхкредитов БанкаРоссии Правительству, в 1994 г. — 79,5%. Далеепо степениинфляционныхпоследствийидет предоставлениекредитов Центральнымбанком страныкоммерческимбанкам.
Повторому критериюследует выделять:
— подавленную(скрытую) инфляцию, характернуюдля плановогохозяйства ицентрализованногогосударственногоценообразования.Цены на официальномрынке могутоставатьсястабильными, но возникаеттоварный дефицит, падает качествотоваров и услуг, вынужденнорастут денежныесбережения, посколькуограниченывозможностиудовлетворенийплатежеспособногоспроса. В этойситуации происходит«вымывание»товаров с официальныхрынков и ихпереток натеневые, спекулятивнырынки, где ценырастут;
— открытую инфляцию, характернуюдля рыночной(смешанной)экономики, когда преобладаетлиберальноеценообразование, реализующеесячерез взаимодействиеплатежеспособногоспроса и товарногопредложения.
Протеканиеинфляции определяетсястепенью расхожденияроста цен. Сэтой точкизрения теоретическиможно различатьсбалансированнуюинфляцию, когдацены различныхтоваров относительнодруг другаостаются, неизменными, а при несбалансированнойинфляции ценыразличныхтоваров постоянноизменяютсяпо отношениюдруг к другу, причем в непрогнозируемыхпропорциях.Но сбалансированнаяинфляция — лишьформальноедопущение, абстракция.В силу различнойэластичностиспроса по ценеразных товаровс ростом денежноймассы ценыменяются всегдапо-разному.Даже в условияхвысоких темповинфляции одницены могутоставатьсястабильными, другие — снижаться.Например, в СШАв 1970—1980х гг. приотносительновысоком уровнеинфляции ценына такие товары, как видеомагнитофоныи персональныекомпьютеры, фактическиснижались .
Потретьему критериюразличают:
— ожидаемаяинфляция, темпыкоторой предсказываютсяи прогнозируютсязаранее наоснове анализафакторов текущегопериода.
— непредвиденнаяинфляцияхарактеризуетсятем, что ее уровеньоказываетсявыше ожидаемогоза определенныйпериод.
–PAGE_BREAK–
2. Влияние инфляции на финансовые результаты и его анализ на примере ООО «Гермес»
2.1 Методика учета влияния инфляции на финансовые результаты
Направления и основные методические подходы к учету влияния инфляции на качество отчетной информации сформулированы в МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». Признаки гиперинфляции, приведенные в § 3 этого стандарта, во многом соответствуют современным российским условиям: население хранит свои сбережения в неденежной форме или в стабильной иностранной валюте; население рассматривает денежные суммы не в рублях, а в стабильной иностранной валюте; процентные ставки, уровень заработной платы и цены связаны с индексом цен; продажи и покупки в кредит производятся по ценам, которые компенсируют предполагаемую потерю покупательной способности рубля; совокупный рост инфляции за три года приближается и превосходит 100 %. В бизнес-планировании (в ходе которого осуществляется экономический анализ) необходимо использовать рекомендации (конкретные процедуры) по корректировке отдельных статей бухгалтерского баланса и прочих форм отчетности (на основе фактической или восстановительной стоимости).
МСФО 29 устанавливает следующие правила пересчета статей бухгалтерского баланса (прогнозной отчетности), подготовленного на основе фактической (планируемой) стоимости приобретения:
— монетарные (денежные) статьи не нуждаются в пересчете;
— неденежные активы не подлежат пересчету, если они указаны на отчетную дату по справедливой стоимости, в размере вероятной цены реализации или возмещаемой суммы;
— на начало первого периода корректировки статей баланса компоненты капитала, за исключением нераспределенной прибыли или любой суммы переоценки, подлежат пересчету;
— изменения в капитале включаются в капитал; в конце первого периода и в последующие периоды все компоненты капитала подлежат пересчету;
— пересчет неденежных статей в текущих единицах измерения производится с учетом изменений в индексе цен, применяемом к балансовой стоимости, начиная с даты приобретения или с учетом справедливой стоимости на дату оценки и др.
Одной из серьезных проблем для экономического анализа является выбор общего индекса цен, использование которого в процессе корректировки бухгалтерской отчетности должно снизить возможные инфляционные искажения отчетной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации. В качестве искомого показателя предлагается использовать:
— индекс потребительских цен (ИПЦ), который традиционно выступает в качестве индикатора инфляционной ситуации в стране и отдельных ее регионах и ежемесячно публикуется Госкомстатом России;
— индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП);
— расчетный индекс цен, определяемый на основе экспертных оценок (определяется частными информационными агентствами, публикуется в финансово-экономических еженедельниках «Эксперт», «Деньги» и др.).
В связи со стремительным ростом цен и существенными ценовыми диспропорциями по различным группам товаров у многих специалистов вызывают сомнения достоверность расчета ИПЦ и ИЦП, а также обоснованность использования общего индекса цен для корректировки данных бухгалтерской отчетности организаций, принадлежащих к различным сферам экономики и расположенных в различных регионах страны. Зарубежными партнерами и инвесторами нередко предъявляются требования к российской стороне относительно представления реальной или прогнозной бухгалтерской отчетности в твердой валюте (как правило, в долларах США). Такой подход к учету влияния инфляции на данные отчетности (бизнес-планов) может привести к значительным искажениям в интерпретации результатов деятельности организации. Ошибка возникает вследствие несопоставимости темпов роста курса валют с темпами роста цен. Причина несопоставимости заключается в том, что Центральный банк России не позволяет курсу доллара США расти с такой же скоростью, с какой растет инфляция. В связи с этим перевод рублевых сумм по операциям, имевшим место в различные периоды времени, в доллары США с использованием обменного курса на дату совершения операции не только не имеет смысла, но и может привести заинтересованного пользователя бухгалтерской отчетности к принятию ошибочных управленческих решений.
Бухгалтер-аналитик должен помнить, что в условиях высокой инфляции организации, имеющие значительную величину денежных активов, теряют в покупательной способности, а организации, у которых имеется значительная величина денежных обязательств, остаются в выигрыше. Следуя этому правилу, бухгалтер-аналитик должен рекомендовать менеджменту организации более рационально распределить ее активы и пассивы в условиях высокой инфляции. Анализ рекомендуется начинать с классификации статей баланса на две группы: денежные и неденежные статьи. В соответствии с МСФО 29 денежные статьи бухгалтерского баланса — это различные активы и обязательства, подлежащие получению или выплате деньгами. Денежные статьи — это денежные средства, активы и обязательства, финансовые инструменты, предусматривающие наличие, получение или выплату фиксированных или определяемых денежных сумм. Важной характеристикой денежных статей является то, что они не корректируются в связи с воздействием инфляции, так как уже отражают масштаб цен, действующий на дату составления отчетности.
2.2 Расчет влияния инфляции на финансовый результат ООО «Гермес»
В ходе анализа влияния инфляции на конечные результаты деятельности организации бухгалтер-аналитик оценивает значения следующих коэффициентов:
К1 = ДА/А, (2.1)
где К1 – показатель удельного веса денежных активов в активе баланса;
ДА – величина денежных активов;
А – величина актива.
К2 = ДП/П, (2.2)
где К2 – показатель удельного веса денежных пассивов в пассиве баланса;
ДП – величина денежных пассиов;
П – величина пассива
К3 = ДА/ДП, (2.3)
где К3 — соотношение денежных активов и денежных пассивов организации.
Минимизируя отрицательное влияние инфляции на результаты финансово-хозяйственной деятельности (что весьма актуально в условиях гиперинфляции), организации должны стремиться разумно снижать показатель K1 и увеличивать значение показателя К2- Однако следует помнить, при этом может возрасти риск потери ликвидности, что, несомненно, отрицательно скажется на финансовом состоянии и устойчивости организации. Показатель К3, с одной стороны, характеризует величину общей ликвидности (способность покрыть денежными активами денежные обязательства), с другой стороны, он отражает возможные направления воздействия инфляции на конечные результаты деятельности организации.
Если показатель К3 > 1, то в этом случае практически полностью все расходы на пополнение запасов и замену внеоборотных активов финансируются за счет собственного капитала организации. Эта ситуация отрицательно сказывается на величине чистой прибыли из-за ослабления покупательной способности денежных активов.
Если показатель К3
Таким образом, можно говорить об аналитическом показателе К3 как о своеобразном инфляционном рычаге, изменением которого может ослабить (укрепить) финансовую позицию организации и одновременно усилить (уменьшить) сопротивляемость организации отрицательному влиянию инфляции. Выбор оптимальной величины инфляционного рычага будет зависеть от квалификации бухгалтеров-аналитиков, а также от индивидуальных рисковых предпочтений менеджмента и собственников организации.
Результат расчета данных коэффициентов приведем в нижеследующей таблице. Данные для расчета коэффициентов для рассматриваемого предприятия ООО «Гермес» о денежных и неденежных активах и пассивах, взяты из бухгалтерского баланса организации (Форма №1), который дается в Приложении А.
Таблица 2.1 Анализ устойчивости ООО «Гермес» к воздействию инфляции
Показатели
На 31.12.2008
На 31.12.2009
Отклонение
Денежные активы (ДА)
6246,1
11059,8
4813,7
Неденежные активы (НДА)
14397,1
18698,3
4301,2
Денежные пассивы (ДП)
5885,9
4643
-1242,9
Неденжные пассивы (НДП)
14757,3
25115,1
10357,8
Показатель удельного веса денежных активов в активе баланса (К1), %
30,257
37,166
6,909
Показатель удельного веса денежных пассивов в пассиве баланса (К2),%
28,513
15,603
-12,91
Соотношение денежных активов и денежных пассивов организации (К3)
1,0612
2,38204
1,32084
По данным табл. 2.1, можно сделать следующие выводы. В исследуемой организации наблюдается прирост денежных активов (+ 4 813,7 тыс. руб.) и снижение денежных обязательств (- 1 242,9 тыс. руб.). Доля денежных активов в валюте баланса увеличилась на 6,9% при одновременном снижении доли денежных пассивов почти на 13%. Сложившуюся ситуацию достаточно четко характеризует такой обобщающий показатель, как инфляционный рычаг. На данном предприятии он увеличился на + 1,32084 (с 1,0612 до 2,38204). Это свидетельствует о том, что менеджмент Компании придерживается консервативной политики в области привлечения заемного капитала для финансирования расходов на пополнение запасов и замену внеоборотных активов. С одной стороны, эта ситуация положительно сказывается на укреплении финансовой устойчивости организации, с другой стороны, за отчетный период более чем в два раза снизилась способность организации противостоять негативному влиянию инфляции. В том случае, если бы в этом периоде индекс роста цен был незначителен (как в большинстве промышленно развитых странах рыночной экономики, т.е. в пределах 4-5%), то данное изменение показателя К3 можно было интерпретировать как положительное. В нашем случае при среднегодовой инфляции в размере 12% резкое увеличение инфляционного рычага говорит о низком качестве прибыли вследствие потери покупательной способности денежных активов.
На следующем этапе анализа строится балансовая модель прироста (снижения) активов и пассивов организации. С учетом перегруппировки статей баланса на денежные и неденежные показатели балансовая модель в неизменных ценах может быть представлена следующим выражением:
АДА + АНДА = АДП + АНДП, (2.4)
где А — изменение показателя в абсолютном выражении (прирост или снижение) за отчетный период.
Чтобы количественно оценить влияние инфляции на финансовый результат, воспользуемся основными положениями концепции поддержания финансового капитала, изложенными в Принципах подготовки и представления финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов (МСФО). Согласно этой концепции финансовый результат определяется как изменение (прирост, снижение) величины капитала, выраженного в номинальных денежных единицах. При этом под положительным финансовым результатом (прибылью) мы понимаем прирост собственного капитала в течение отчетного года, за исключением распределений между собственниками (дивидендов) и операций с капиталом. В этом случае для оценки влияния инфляции на финансовый результат используется общая ставка инфляции (г) для переоценки неденежных статей баланса, а скорректированная балансовая модель будет выглядеть следующим образом:
ДА + НДА * (1 + г) = ДП1 + НДП1 * (1 + г) + г * (ДП1 — ДА1), (2.5)
Исходя из последнего выражения финансовый результат, определяемый в условиях инфляции как изменение капитала организации, можно разложить на три его составляющие:
НДП1 — это финансовый результат за отчетный период, сформированный без учета влияния инфляции (за минусом операций с капиталом и авансов полученных);
НДП1 * (1+г) – НДП1 — это изменение величины финансового результата вследствие обесценения рубля;
г * (ДП1 – ДА1) — инфляционная прибыль (убыток) в результате превышения ДП1 над ДА1.
Другим способом оценки влияния инфляции на финансовый результат организации является корректировка денежных показателей с целью определения степени их обесценения в условиях инфляции. В процессе анализа рассчитываются:
— степень обесценения денежных активов;
— изменение величины прочих расходов в части роста (снижения) процентных платежей по статьям денежных обязательств в условиях инфляции;
— величина инфляционной прибыли или убытка, возникающая в результате изменения показателя К3.
В результате обесценивания денежных активов возникает скрытый инфляционный убыток, связанный с потерей покупательной способности рубля, в связи с чем качество прибыли снижается. Это общее воздействие инфляции на прибыль можно представить в виде следующей двухфакторной модели:
ОВИ = ВФ1+ ВФ2 (2.6)
где ОВИ – общее влияние инфляции;
ВФ1 – влияние первого фактора;
ВФ2 – влияние второго фактора.
В условиях роста инфляции увеличивается инфляционная составляющая (премия) в номинальных процентных ставках по обслуживанию обязательств организации (фактор 1). Вследствие этого происходит снижение прибыли за счет увеличения прочих расходов (процентных платежей по обязательствам организации). Влияние второго фактора представляет собой инфляционную прибыль (убыток) в результате изменения соотношения между приростом (снижением) денежных пассивов и денежных активов (фактор 2). В случае корректировки на уровень инфляции денежных показателей балансовая модель может быть представлена следующим выражением:
ДА1 / (1+г) + НДА1 = НДП1 +ДП1 /(1+г) +(ДП1 –ДА1) / (1+г) (2.7)
Рассмотрим на реальном примере два способа оценки влияния инфляции на финансовый результат, основанные на концепции поддержания финансового капитала.
Влияние инфляции, рассчитываемое через переоценку неденежных статей баланса (1-й способ), определяется следующим образом. В результате корректировки неденежных активов может возникнуть дополнительная инфляционная прибыль в размере + 1075,3 тыс. руб.
Эта инфляционная прибыль складывается под влиянием двух факторов. Влияние первого фактора определяется увеличением собственного капитала вследствие его переоценки на + 2589,45 тыс. руб.
Влияние второго фактора связано с возникновением за отчетный период инфляционного убытка в размере — 1514,15 тыс. руб. в результате роста показателя К3.
Если бухгалтер-аналитик захочет оценить степень обесценения денежных статей баланса, то можно получить следующие результаты оценки влияния инфляции (2-й способ). Вследствие прироста ДА за отчетный период скрытые убытки, связанные с потерей покупательной способности рубля, составят: — 962,74 тыс. руб.
Это общее влияние инфляции можно разложить на два фактора. Влияние первого фактора связано со снижением в отчетном периоде прочих расходов в части процентных платежей по обязательствам организации на величину инфляционной премии. В результате этого прибыль увеличилась на + 247,36 тыс. руб.
Влияние второго фактора характеризуется возникновением скрытых убытков вследствие роста инфляционного рычага (показателя К3) в размере: -1 211,32 млн. руб.
При оценке потерь (скрытых и явных) от обесценения денежных показателей необходимо учитывать, что денежные активы и обязательства не возникают одномоментно на конец отчетного периода. Следовательно, для повышения объективности результатов анализа необходимо сделать допущение о равномерном возникновении в течение года ДА и ДП. При этом для исключения на конец отчетного периода в этих показателях инфляционной составляющей рекомендуется использовать 1/2 среднегодовой ставки инфляции.
Безусловно, предложенная методика анализа влияния инфляции на прибыль организации не лишена и других недостатков. Однако представляется, что для оценки устойчивости организации к воздействию инфляции и для понимания степени влиянию изменения роста цен в экономике (отрасли на финансовые результаты деятельности организаций предложенный методических подход будет весьма полезным в практической деятельности финансово-экономические служб промышленных предприятий и консалтинговых (аудиторских) фирм.
Заключение
В конце данной работы можно сделать следующие выводы.
Изучено общее понятие инфляции. Здесь можно сказать, что термин “инфляция“ появился во второй половине XIX в., перекочевав из медицины. Впервые он стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны.
Были рассмотрены причины инфляции. Основными из них являются:
— диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета;
— непроизводительное потребление национального дохода (особенно при милитаризации экономики);
— изменением структуры рынка в XX веке;
— «открытости» экономики различных стран и втягивание их в мирохозяйственные связи увеличивает опасность «импортируемой» инфляции;
— инфляционные ожидания.
В работы были приведены различные способы измерения инфляции. К ним можно отнести:
— измерение с помощью индекса цен.
— измерение темпов инфляции за более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия), а не за год как общепринято.
— это вычисление «по правилу величины 70».
Были проанализированы различные формы инфляции, которые различаются:
1) По способу возникновения:
— административная (социальная) инфляция;
— импортируемая инфляция;
— индуцированная инфляция;
— кредитная инфляция.
2) По характеру протекания:
— подавленная инфляция;
— открытая инфляция.
3) По степени предсказуемости:
— ожидаемая инфляция;
— непредвиденная инфляция.
Направления и основные методические подходы к учету влияния инфляции на качество отчетной информации сформулированы в МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».
Для оценки влияния инфляции на финансовые результаты деятельности организации используются следующие показатели:
— показатель удельного веса денежных активов в активе баланса;
— показатель удельного веса денежных пассивов в пассиве баланса;
— соотношение денежных активов и денежных пассивов организации.
Расчет данных показателей, а также других параметров для анализа влияния инфляции на финансовые результаты проведен на основе данных отчетности ООО «Гермес».
продолжение
–PAGE_BREAK–
Список использованных источников
1.Алексеева А.И Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. —.М: Финансы и статистика, 2006. — 672с.
2.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1996
3.Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с.
4.Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 215с.
5.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3_е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 399 с.
6.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. – М.: Омега-Л; Высш. шк., 2003 – 528 с
7.Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 624 с.
8.Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник/ В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2006. – 861 с.
9.Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для вузов / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. – М.: Проспект, 2002. – 424 с.
10.Лысенко Д.В Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов — М.: — ИНФРА-М, 2008. – 420 с.
11.Любушин Н.П. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 471 с.
12.Романова Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2003. — 220 с.
13.Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебни. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 336 с.
14.Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 288 с.
15.Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2003. 640 с.
16.Чечевицына Л.Н. «Экономика предприятия» — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
17Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 368 с.
18.Шеремет А.Д. Комплексных анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 415 с.
19.Д.А. Ендовицкий, Оценка влияния инфляции на финансовые результаты деятельности коммерческой организации //«Аудитор» № 2 2002 г.
Приложение А
Бухгалтерский баланс на __________________20___ г.
Актив
Код строки
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
1
2
3
4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
110
124 000
120 800
Основные средства
120
550 500
1 498 700
Незавершенное строительство
130
890 000
15 000
Доходные вложения в материальные ценности
135
Долгосрочные финансовые вложения
140
Отложенные налоговые активы
145
Прочие внеоборотные активы
150
ИТОГО по разделу I
190
1 564 500
1 634 500
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
в том числе:
210
2 290 438
1 754 648
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
211
566 838
492 860
животные на выращивании и откорме
212
затраты в незавершенном производстве
213
1 000 000
299 188
готовая продукция и товары для перепродажи
214
705 000
944 000
товары отгруженные
215
расходы будущих периодов
216
18 600
18 600
прочие запасы и затраты
217
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
220
78 500
79 320
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
230
в том числе покупатели и заказчики
231
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
523 000
473 370
в том числе: покупатели и заказчики
241
480 000
470 000
Краткосрочные финансовые вложения
250
580 000
526 000
Денежные средства
260
524 762
1 333 756
Прочие оборотные активы
270
ИТОГО по разделу II
290
3 996 700
4 167 094
БАЛАНС
300
5 561 200
5 801 594
Пассив
Код строки
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
1
2
3
4
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
410
3 070 000
3 070 000
Собственные акции, выкупленные у акционеров
411
()
()
Добавочный капитал
420
100 000
40 000
Резервный капитал
в том числе:
430
383 200
343 200
резервы, образованные в соответствии с законодательством
431
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
432
Целевое финансирование
450
50 000
20 000
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток )
470
130 000
80 155
ИТОГО по разделу III
490
3 733 200
3 553 355
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
510
Отложенные налоговые обязательства
515
Прочие долгосрочные обязательства
520
ИТОГО по разделу IV
590
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
610
130 000
130 000
Кредиторская задолженность
в том числе:
620
1 526 000
1 655 855
поставщики и подрядчики
621
920 000
886 000
задолженность перед персоналом организации
622
47 000
351 269
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
623
99 000
62 654
задолженность по налогам и сборам
624
250 000
162 932
прочие кредиторы
625
210 000
193 000
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов
630
100 000
100 000
Доходы будущих периодов
640
Резервы предстоящих расходов
650
72 000
145 800
Прочие краткосрочные обязательства
660
200 000
ИТОГО по разделу V
690
1 828 000
2 248 238
БАЛАНС
700
5 561 200
5 801 594
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Арендованные основные средства
910
в том числе по лизингу
911
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
920
Товары, принятые на комиссию
930
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов
940
Обеспечение обязательств и платежей полученные
950
Обеспечение обязательств и платежей выданные
960
Износ жилищного фонда
970
Износ объектов внешнего благоустройства и других
аналогичных объектов
980
Нематериальные активы, полученные в пользование
990
Приложение Б
Отчет о прибылях и убытках за __________________20___г.
Показатель
За отчетный период
За аналогичный период предыдущего года
наименование
код
1
2
3
4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
1623973.13
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
020
1561228.63
Валовая прибыль
029
62745.5
Коммерческие расходы
030
400
()
Управленческие расходы
040
32825.75
()
Прибыль (убыток) от продаж
050
29619.75
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению
060
5000
Проценты к уплате
070
4000
Доходы от участия в других организациях
080
Прочие доходы
090
105117
Прочие расходы
100
154196.54
Прибыль (убыток) до налогообложения
20876
Отложенные налоговые активы
141
Отложенные налоговые обязательства
142
Текущий налог на прибыль
150
22785
Чистая прибыль прибыль (убыток) отчетного периода
12988
Справочно.
Постоянные налоговые обязательства (активы)
200
Базовая прибыль (убыток) на акцию
Разводненная прибыль (убыток) на акцию