Анализ восприятия

/>СодержаниеВведение
1.Физиологические основы восприятия
2. Анализ процесса восприятия
2.1 Выделение объекта в восприятии2.2 Значение прошлого опыта для восприятия
3.Функции восприятия
Заключение
Списоклитературы
Введение
Восприятие — процессформирования при помощи активных действий субъективного образа целостногопредмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений,отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качествеединицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности егоинвариантных свойств.
Образ восприятия выступаеткак результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева,возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной,предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости отбиологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либоодно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализаторабудет признана приоритетной.
В соответствии с этимразличают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельноевосприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играютдвигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципуобратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, взрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света)интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза(аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).
Также в процессе слуховоговосприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Длячеловека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использованиеречи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщениясвойств предметов.
Цель работы – рассмотретьсущность и функции восприятия.
Задачи работы – определитьособенности восприятия; проанализировать процесс восприятия.

1. Физиологическиеосновы восприятия
Так как восприятие всегдавключает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то ифизиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессывозбуждения, начинающиеся в органах чувств под воздействием предметов внешнегомира и передающиеся по центростремительным нервам в кору мозга. В зависимостиот того, каким анализатором осуществляется отражение предметов и явленийвнешнего мира или какой анализатор является при этом ведущим, восприятияразделяются на зрительные, слуховые, двигательные, кожные, вкусовые иобонятельные.
Опыты по изучению условныхрефлексов показали, что когда на анализатор систематически действует неизолированный раздражитель, а совокупность раздражителей (например, рядраздражителей, предъявляемых в определённом темпе), то ответная реакцияначинает зависеть не от индивидуальности каждого раздражителя, а от своеобразияих связи, их соотношения. Так, в некоторых опытах применялся звуковойраздражитель, прерывающийся определённое количество раз в минуту; оказалось,что рефлекс, выработавшийся на такое прерывистое звучание, не зависит от того,какие именно звуки при этом применяются. То же самое наблюдалось и при световыхраздражителях, когда рефлекс вырабатывался на соотношение между раздражителями:одни световые сигналы могли заменяться другими, предъявляемыми с определённойчастотой. Это явление было названо И. П. Павловым рефлексом на отношение.
Связи между отдельнымираздражениями, которые были вскрыты при изучении рефлексов на отношения, играютсущественную роль в процессах восприятия. Образование таких связей в слуховоманализаторе даёт возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в неёзвуков, несмотря на различие в их абсолютной высоте и силе. Образование такихсвязей в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигуры, независимоот размеров, цвета и т. п. Таким образом, восприятие целостных предметоввключает в себя восприятие соотношения раздражителей.
Кроме процессов, протекающихв пределах одного анализатора, огромное значение имеют взаимосвязи анализаторовмежду собой. Роль временных связей в процессе восприятия можно показать напримере зрительного восприятия величины.
Зрительное восприятиевеличины предмета зависит, прежде всего, от величины изображения предмета насетчатке глаза. Предмет, вдвое более длинный, даст и на сетчатке вдвое болеедлинное изображение. Однако так обстоит дело лишь при восприятии предметов,одинаково удалённых от глаз. По законам оптики величина изображения предмета насетчатке изменяется в зависимости от расстояния до предмета. Например, предмет вдвоеболее длинный, но находящийся на вдвое большем расстоянии, даст изображениетакой же длины, как предмет, вдвое более короткий, но находящийся вдвое ближе.Каким же образом нам удаётся точно воспринимать величину предметов, находящихсяна разных расстояниях?
Существенное значение дляпроцесса зрительного восприятия имеют повороты глаз. При переводе взора сдалёкого предмета на близкий зрительные оси глаз сводятся, и происходит поворотглаз во внутрь. При обратном переводе взора с близкого предмета на далёкийимеет место разведение зрительных осей — поворот глаз наружу. Повороты глазвызываются сокращениями и расслаблениями глазных мышц; возникающие при этомдвигательные ощущения, которых мы обычно не замечаем, играют важную роль ввосприятии величины предмета.
Важным является и то, чтоформа хрусталика при приближении и удалении предметов меняется. Это достигаетсяопять-таки сокращением и расслаблением особой мышцы, что связано с некоторымиощущениями, обычно нами не замечаемыми.
Зрительное восприятие величиныосуществляется благодаря образованию с самого раннего детства прочной связимежду раздражением, поступающим от сетчатки, а также раздражением от мышц,устанавливающих направление глаза, и от мышц, изменяющих кривизну хрусталикаприменительно к расстоянию. Нервные связи в коре, лежащие в основе зрительноговосприятия, вырабатываются постепенно, путём длительного опыта, начинающегося спервых месяцев нашей жизни[1].
Нервные связи, лежащие воснове зрительного восприятия величины, являются по своему происхождениюусловным рефлексом. Этот сложный условный рефлекс вырабатывается в раннемдетстве, когда знакомство с действительной величиной предметов происходит ипутём ощупывания; осязательные раздражения играют таким образом рольподкрепления.
На примере зрительноговосприятия величины ясно видно, как благодаря образованию устойчивых нервныхсвязей, лежащих в основе восприятия, достигается возможность познавать вовнешнем мире такие свойства, которые не доступны отдельным ощущениям[2].

2. Анализпроцесса восприятия
2.1 Выделениеобъекта в восприятии
Как мы видели, важнейшеезначение в процессе восприятия имеет выделение из всей совокупности ощущенийопределённой группы их, относящейся к данному объекту.
Я смотрю из окна на улицу изамечаю в толпе, идущей по тротуару, своего знакомого. Я начинаю следить заним. Тогда фигура моего знакомого становится объектом восприятия, а всёостальное, что я вижу на улице: дома, мостовая, движущаяся толпа, едущиемашины,— образует фон, из которого выделяется этот объект.
В фойе театра я веду скем-нибудь разговор. На фоне множества голосов, шума шагов сотен людей и другихзвуков речь моего собеседника выделяется для меня как объект восприятия.
В огромном большинствеслучаев выделение объекта из фона совершается без всякого труда, мгновенно,«само собой». Возможны, однако, такие условия, при которых выделение объекта становитсятрудной задачей. Одним из важнейших условий хорошего наблюдения является уменьелегко и быстро выделять из фона объекты, имеющие значение для проводимогонаблюдения.
В основе выделения объекталежат определённые группировки пятен и линий в зрительном восприятии, звуков —в слуховом и т. д. Такого рода объединение отдельных элементов в группы зависитот целого ряда условий. В зрительном восприятии существенную роль играетрасстояние: близко расположенные элементы объединяются в одну группу. Не менеесущественное значение имеет сходство цвета. На этом принципе основанамаскировочная окраска пятнами разных цветов: в результате «отпадения к фону»некоторых пятен форма предмета кажется искажённой. Гораздо большее значение длярезультатов группировки имеют, однако, факторы другого рода. При беглом взглядена комнату я сразу различаю столы, стулья, шкафы, картины и т. д. какотдельные, самостоятельные вещи. Но тут я руководствуюсь главным образом неблизостью отдельных воспринимаемых пятен друг к другу и не сходством их поцвету. Ножка стола может быть совсем рядом с ножками стула и иметь одинаковый сними цвет. И всё же она объединяется не с ними, а с другими ножками того жестола, хотя они отстоят от неё гораздо дальше, и с крышкой его, хотя она обитазелёным сукном и, следовательно, совсем не похожа по цвету на ножки. Отдельныепятна в поле зрения объединяются друг с другом на том основании, что онисоответствуют отдельным частям одного и того же предмета. А это возможно лишьпотому, что наше восприятие имеет осмысленный характер.
Глядя на комнату, яосмысливаю всё, что я вижу. Длинное коричневое пятно определённой формы японимаю как ножку стола, и вследствие этого оно объединяется с пятнами,соответствующими другим частям того же стола. Такого рода смысловыегруппировки, играющие центральную роль в нашей восприятии, возможны только наоснове знакомства с предметами, которое мы постепенно приобрели, начиная ссамых первых лет нашей жизни[3].2.2 Значениепрошлого опыта для восприятия
Содержание восприятия гораздобольше, чем содержание наличных ощущений, потому что в процессе восприятия важнуюроль играют системы связей, возникшие в прошлом опыте.
Глядя на мрамор стола илиподоконника, я воспринимаю его поверхность как твёрдую и холодную. Но ведь нитвёрдости, ни холода нельзя увидеть. Эти свойства узнаются только с помощьюосязательных и температурных ощущений. Не прикасаясь к мрамору, я, конечно, немогу получить этих ощущений. Но в прошлом я многократно получал их приприкосновении к мрамору. В результате у меня образовалась прочная связьвнешнего вида мрамора с теми свойствами его, которые узнаются осязанием.Совершенно так же, глядя на мех, я воспринимаю его мягкость, ворсистость,теплоту. Известно, что некоторые вещи «выглядят» тяжёлыми, другие — лёгкими,хотя зрение само по себе не может давать ощущений тяжести или лёгкости. Всё этопроисходит благодаря оживлению возникших в прошлом опыте нервных связей,отражающих совокупность свойств предмета.
Значение временных связей,возникших в прошлом опыте, очень ярко выступает в процессе чтения. Какпоказывают точные опыты, мы можем одновременно видеть с полной отчётливостью небольше шести-семи букв обычного печатного шрифта, так как изображения остальныхбукв уже не попадают на центральную ямку сетчатки, дающую ясное видениепредметов. Однако всякий человек легко читает знакомые слова в 10—12 букв,когда они показываются всего на одну десятую секунды. Отчётливо видит он толькочасть букв, остальные же добавляются в силу выработавшихся связей.
Для проведения таких опытовпользуются специальными приборами, которые называются тахистоскопами (от греческихслов: «тахистос» — быстрейший, самый быстрый, и «скопео» — смотрю). Эти приборыпозволяют показывать карточку с изображёнными на ней буквами, словами,рисунками, картинами и т. п. на любой короткий промежуток времени, начиная стысячной доли секунды.
Уменье правильно прочитатьдлинное слово, успев уловить лишь несколько букв, объясняется тем, что в случаепрочного закрепления лежащих в основе восприятия временных связей в кореобразуется соответствующий динамический стереотип. Динамический стереотипоблегчает процесс восприятия и позволяет прочитать слово даже при неполномнаборе обычных раздражителей, иногда лишь по немногим буквам данного слова.Ожидая появления знакомого слова, мы сразу «схватываем» его, ибо системанервных процессов уже подготовлена к соответствующим раздражителям многократнымповторением последовательности этих раздражителей в прошлом опыте.
Если новая последовательностьраздражителей, попадая на пришедшую в возбуждение сложившуюся в прошлом опытесистему нервных процессов, не отвечает ей полностью, то возможно возникновениеошибок восприятия. Например, ожидая появления определённого слова, мы можемошибочно «узнать» его в слове с неполным набором букв или с перестановкой букв.
Если показать в тахистоскопеследующий бессмысленный набор букв: «элекртечитсво»,— то большинство людейпрочтут слово «электричество», и притом будут твёрдо уверены в том, чтовоспринимали именно это слово. Очевидно, что образ слова «электричество» возникв этом случае на основе закрепившейся в прошлом опыте системы временных связей,на основе прочного динамического стереотипа[4].

3. Функции восприятия
1. Реализма. Статическоевосприятие реальности. То есть, вся окружающая реальная действительностьвоспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус,зрение, слух и обоняние. Окружающая его действительность воспринимается импредельно четко, но статична, Как фотография.
2. Синтеза. Динамическоевосприятие окружающего мира. Восприятие движения, эволюции. Память прошедших ипредугадывание последующих событий. То есть, восприятие в форме предугадываниятого, каким, наиболее вероятным образом, будет развиваться окружающаяреальность. Другими словами, моделирование будущих событий. Как будтопрокручивается кино. Например, перед тем, как охотнику выстрелить и попасть вцель, ему необходимо, хотя бы на самое малое время, представить наперед(предугадать, рассчитать), как будут развиваться события, то есть — как будетлететь пуля с учетом ветра, а также учесть скорость движения цели.
В соционике утвердилось дляэтой функции название «интуиция». Это неверно, так как интуиция (предчувствие,то есть работа подсознания) развита больше у реалиста, а у не синтезатора. Оназаменяет реалисту его плохую способность осознанно моделировать далеко впередбудущие события. Но, чтобы в дальнейшем не путаться, в соционическихобозначениях мы понятие интуиция оставим, подразумевая под ней синтез.
1.1. Реалист (S) – эточеловек, у которого восприятие, окружающего его мира, отличается максимальнымреализмом. Динамическое восприятие реальности у него намного хуже.
1.2. Синтезатор (Интуит) (N)– это человек, который лучше воспринимает окружающий мир в его динамике,эволюции (движении, развитии), и гораздо хуже его статическую реальность.
Этика (F) или Логика (T):
При помощи функций суждениямы можем воспринимать закономерности и правила, действующие в окружающем насмире, и делать соответствующие умозаключения (выводы). Каждый индивид имеет двефункции суждения – этику и логику:
1. Этика. Восприятиеобъективных закономерностей, которые действуют в сфере человеческих отношений иэмоций.
2. Логика. Восприятиеобъективных закономерностей, которые существуют и действуют в реальномфизическом мире, и существуют и действуют в сфере экономики.
1.1. Этик (F) – это человек,который лучше ориентируется в закономерностях, которые действуют в сферечеловеческих отношений и эмоций, но он гораздо хуже ориентируется в физическихи экономических закономерностях окружающего мира. Поэтому, он более склонендействовать в социальной сфере и работать с человеческим материалом.
2.1. Логик (T) — это человек,который лучше ориентируется в физических и экономических закономерностяхокружающего мира, но гораздо хуже ориентируются в закономерностях человеческихвзаимоотношений. Поэтому, он более склонен к производственно-технологическойсфере деятельности, предпочитает работать с неодушевленными предметами.Например: станки, машины, металл, дерево, земля, бумаги, математика, компьютерыи т. д. И у него могут возникать затруднения, при работе с людьми.
Кроме вышеназванных функций,каждый индивид имеет определенную направленность своей психической энергии.
Направленность психическойэнергии (или, на что индивид предпочитает ее тратить).
Экстраверсия (E) илиИнтроверсия (I)
Каждый индивид тратит своюпсихическую энергию, в основном, на следующие три вещи:
— Сбор разнообразнойинформации из окружающего реального мира.
— Переработка полученнойинформации.
— Выдача переработаннойинформации, с целью активного воздействия на окружающую среду.
1. Когда индивид собирает ивыдает переработанную информацию в окружающую среду – он экстравертирует.Другими словами, когда он собирает и выдает информацию, его психическая энергиянаправлена наружу.
2. Когда он перерабатываетполученную информацию – он интровертирует. То есть, направляет свою психическуюэнергию вовнутрь, на сохранение.
Другими словами, этотпоказатель, определяет направленность психической энергии.
1.1. Экстраверт (E) – эточеловек, который основную часть своей психической энергии направляет на сбор ивыдачу информации. Причем он бывают двух типов:
1.1.1. Пассивный экстраверт.Человек, который, в основном, собирает самую разнообразную информацию изокружающего реального мира, быстро ее перерабатывает, но не спешит (нерешается) с реализацией (выдачей) переработанной информации, с целью активноговоздействия на окружающую среду.
1.1.2. Активный экстраверт.Человек, который собирает информацию из окружающего реального мира (частоцелевую информацию), быстро ее перерабатывает и основную часть, своейпсихической энергии, направляет на реализацию (выдачу) переработаннойинформации, с целью активного воздействия на окружающую среду.
1.2. Интроверт (I) – эточеловек, который основную часть своей психической энергии направляет напереработку полученной информации. Причем он бывает двух типов:
1.2.1. Пассивный интроверт.Человек, который в основном перерабатывает информацию, зачастую, не имеющуюреальный характер, и не спешит (не решается) с реализацией (выдачей)переработанной информации, с целью активного воздействия на окружающую среду.
1.2.2. Активный интроверт.Человек, который много времени тратит на переработку полученной информации,которая имеет реальный и, часто, целевой характер, а затем тратит много своейпсихической энергии на реализацию (выдачу) переработанной информации, с цельюактивного воздействия на окружающую среду[5].

Заключение
Восприятие человека человекомпонятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процессапостроения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственномобщении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процессимеет особые временные характеристики. Первоначально при восприятии незнакомогочеловека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза,прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятиячеловека формируются представления о его чертах характера, способностях,интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокругпрофессиональной характеристики личности.
Можно выделить четыреосновных стратегии в восприятии другого человека: 1.Аналитическая, при которойкаждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойстваличности (наличие очков ученый); 2.Эмоциональная, при которой непосредственноневоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общейпривлекательности или непривлекательности; 3.Перцептивноассоциативная, прикоторой приписываются свойства другого человека, внешне похожего;4.Социальноассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы,к которой человек может быть отнесен.

Список литературы
1.        АндрееваГ.М. Социальная психология.- М.: Аспект-пресс,2004.-366 с.
2.        ДьяченкоМ.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск-Москва,2001.
3.        ЧупровЛ.Ф. Исследование особенностей восприятия. – Абакан: АГПИ, 1991. –372с.
4.        ЧуткоН.Я. Развитие памяти восприятия. – М.: Педагогика, 1992. – 192 с.
5.        Экспериментально-психологическиеисследования особенностей восприятия. – Киров: ГПИ, 2004.– 318 с.