Содержание:
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Характеристика исследуемыхпоказателей ( значение, классификации, группировки, методы расчета).
2.2 Графическое построениеисследуемых показателей с помощью графиков и диаграмм ( линейные, столбиковые,полосовые, секторные).
2.3 Расчет показателей динамики( относительных, абсолютных, цепных, базисных и средних), графическоеизображение темпов роста и абсолютных приростов.
2.4 Индексный анализ исследуемыхпоказателей.
2.5 Выравнивание исследуемыхпоказателей с помощью скользящей средней и аналитических выражений: графическоеизображение результатов расчетов
3. Заключение
Список использованной литературы
1. Введение
Основная цель работы – этоизучение ТАБЛЦЫ № 1, данных показателей( железнодорожный, автомобильный, трамвайный и троллейбусный) их изменение взависимости от данных периодов ( года с 1993 по 1996), изучение темпов роста,абсолютных приростов, показателей динамики, а также индексный анализ ивыравнивание исследуемых показателей с помощью скользящей средней ианалитических выражений, отображение полученных данных с помощью различныхвидов графиков, изучение показателей по отдельности и по общим результатам.
На основе полученныхрезультатов в конце работы необходимо и возможно сделать выводы.
2.1 Характеристика исследуемых показателей
Пассажирский транспорт осуществляет перевозкинаселения в международном, междугородном, пригородном и внутригородском сообщениях. Такие показатели, как трамвайныйи троллейбусный транспорт можно отнести к внутригородскому сообщению, апоказатели железнодорожный и автомобильный к любому из перечисленных выше, чтодает возможность полноценно изучить транспортные потоки и объемы перевозок как,непосредственно, в городе, так и в общих масштабах.
В прошлые годыв нашей стране объем перевозок постоянно возрастал, но в последние десятилетиеобъемы стали падать в связи с экономическим кризисом и ухудшения материальногоположения населения. Падение произошло на всех видах транспорта.
Первое местопо пассажирообороту занимает автомобильный транспорт – более 46 %, но если неучитывать внутригородские автобусные перевозки, то на первом месте будетжелезнодорожный транспорт — более 60 %.Трамвайный и троллейбусный транспорт занимают незначительную часть от общегоколичества, вследствие их территориальной зависимости – по 5 % и как правило ихобщий пассажирооборот включают в автомобильный вид транспорта.
Основныепоказатели работы различных видов транспорта можно разделить на общие испецифические. К общим относятся: производительность, техническая скорость,объем перевозок пассажиров и грузов, грузооборот и пассажирооборот, средняядальность перевозки 1 пассажира и 1 тонны груза, приведенные тонно-километры. Кспецифическим количественным и качественным показателям работы, например,железных дорог относят показатели объема перевозок грузов железной дорогой повидам сообщений: ввоз, вывоз, транзит и местные сообщения., также определяют иобобщенные показатели приема, сдачи, отправления и прибытия грузов. Наавтомобильном, например, можно рассчитать среднюю скорость, время работы намаршруте.
Большоезначение в жизни города имеет трамвайный и троллейбусный вид транспорта,который по своей экологической безопасности намного опережает автомобильный (самый сильно загрязняющий вид транспорта) и железнодорожный вид транспорта ( поуровню шума он стоит за авиационным ). Трамваи и троллейбусы перевозят до 55 %всего пассажирооборота города. Недостатки – необходимая инфраструктура –рельсы, провода, только в городе работают. Плюсы – наиболее емкие перевозки засчет большой вместимости пассажиров в сочетании с большой мобильностью, нежелиу железнодорожного вида.
Автомобильныйтранспорт наиболее мобилен из всех видов, способен перевозить грузы как надальние расстояния, так и на короткие. Недостатки – большая себестоимость итрудоемкость, малая грузоподъемность, большая энергоемкость, высокий уровеньзагрязнения окружающей среды.
Железнодорожныйтранспорт способен перевозить на большиерасстояния большие объемы грузов и пассажиров. В период остановки навигации нареках – успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота сдругими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом, также оннаиболее доступен по цене для населения.
2.2 Графическое построениеисследуемых показателей.
Необходимость построения графиков возникла тогда,когда появилась необходимость более наглядно показывать, что происходит с темили иным показателем. Графики наиболее удобочитаемые и наглядные средствасравнения, ими пользуются широко статистики, экономисты – все связанные сцифрами люди.
Основныеэлементы графика – поле графика, геометрические знаки, масштабные ориентиры иэкспликация графика.
Общее правилопостроения – чем меньше на графики цифр, надписей и условных обозначений, темон лучше воспринимается.
Линейныеграфики наиболее распространенные из всех типов. Используется прямоугольнаясистема координат, где на оси абсцисс откладываются периоды, а на ординат –уровни динамического ряда. ГРАФИК № 1
Столбиковые диаграммыиспользуются для наглядного сравнения объемов изучаемых явлений во времени ипространстве, а также для отображения структуры явлений. ГРАФИК № 2
Если основаниястолбиковых диаграмм разместить по оси ординат, а значения уровней по осиабсцисс, то получим ленточные диаграммы. ГРАФИК № 3
Секторныедиаграммы представляют круг разделенный на секторы. Применяются для изображенияструктуры. Площадь всего круга 100 %. Площадь каждого сектора характеризуетчасть целого и соответствует удельному весу этой части в целом. ГРАФИК № 4
2.3 Расчет показателей динамики
Задачастатистики – изучение изменений анализируемых показателей во времени.
Динамика –изучение какого-либо явления с течением времени. Ряд динамики -– ряд числовыхзначений, статистического показателя, расположенных в хронологическойпоследовательности.
Статистическиепоказатели, характеризующие изучаемый объект, называют уровнями ряда. Каждый изуровней относится к определенному моменту времени и интервалу времени. Уровнидинамического ряда могут быть абсолютными или средними величинами.
При изучениединамических рядов мы получаем следующее:
– характеристика интенсивности отдельных изменений в уровнях ряда отпериода к периоду или о даты к дате
– определение средних показателей временного ряда за тот или иной период
– выявление основных закономерностей динамики исследуемого явления наотдельных этапах и в целом за рассматриваемый период
– выявление факторов, обуславливающих изменение изучаемого объекта вовремени
– прогноз развития явления на будущее
Анализ скоростии интенсивности развития явления во времени осуществляется с помощьюстатистических показателей. Для количественной оценки используются показатели:
– абсолютный прирост
– темп роста
– темп прироста
– темп наращивания
а также средние:
– средний уровень ряда
– средний абсолютный прирост
– средний темп роста
– средний темп прироста
а) Абсолютный прирост базисный– каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем жеуровнем, принятым за базу сравнения. Показывает на сколько один уровеньизменился над другим
б) Абсолютный прирост цепной– последующий уровень ряда сравнивается спредыдущим
.
Абсолютныйприрост – именованная величина. Может быть положительной или отрицательной.
в) Темп роста базисный– каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем жеуровнем, принятым за базу сравнения.
г) Темп роста цепной– каждый последующий уровень ряда сравнивается спредыдущим.
Темп ростаизмеряется в процентах и коэффициентах.
д) Темпприроста базисный– на сколько изменился сравниваемый уровень с уровнем, принятым забазу сравнения.
е) Темп прироста цепной– на сколько изменился последующий уровень отпредыдущего.
Темп прироста характеризует абсолютный прирост вабсолютных величинах. Рассчитывается в процентах или коэффициентах.
ж) Темп наращивания( только цепной) – измеряет наращивание экономического потенциала вовремени.
з) Среднийуровень рядав нашем случае — средний уровень интервального динамического ряда, т.к. уровниряда выражают величину явления за определенный промежуток времени.
и) Средний абсолютный прирост( средняя скорость роста) – средняя арифметическаяиз абсолютных приростов за отдельные промежутки времени.
к) Средний темп роста
л) Средний темп прироста
Показатели динамики представлены в:
– железнодорожного транспорта – ТАБЛИЦА № 2
– автомобильного транспорта – ТАБЛИЦА № 3
– трамвайного транспорта – ТАБЛИЦА № 4
– троллейбусного транспорта – ТАБЛИЦА № 5
Графическое изображение цепных базисных темпов роста и абсолютных приростов.
Дляграфического изображения показателей динамики применяются линейные диаграммы.
Железнодорожный транспорт:
– абсолютный прирост ГРАФИК № 5
– темп роста ГРАФИК № 6
Автомобильный транспорт:
– абсолютный прирост ГРАФИК № 7
– темп роста ГРАФИК № 8
Трамвайный транспорт:
– абсолютный прирост ГРАФИК № 9
– темп роста ГРАФИК № 10
Троллейбусный транспорт
– абсолютный прирост ГРАФИК № 11
– темп роста ГРАФИК № 12 и ГРАФИК № 13
2.4 Индексный анализ исследуемыхпоказателей
На практикестатистики индексы и средние величины – наиболее распространенныестатистические показатели.
Индекс –относительная величина, получающаяся в результате сопоставления уровней
При изучении динамикикачественных показателей часто приходится определять изменение средней величиныиндексируемого показателя, которое вызвано взаимодействием двух факторов, аименно: изменением индексируемого показателя у отдельных групп единиц иизменением структуры явлений.
Под изменением структурыявления подразумевают изменение доли отдельных групп единиц совокупности вобщей их численности. При анализе важно определить – в какой мере эти изменениявызваны изменением индексируемых величин и в какой структурными сдвигами. Дляэтого используется система взаимосвязанных индексов, куда входят:
– индекс переменного состава
– индекс постоянного состава
– индекс структуры
Индивидуальные индексыТАБЛИЦА № 8
Индивидуальныеназывают индексы характеризующие изменение только одного элемента совокупности.В нашем случае индивидуальные индексы соответствуют базисному и цепному темпуроста.
Индекс переменного состава –ТАБЛИЦА № 6:
БАЗИСНЫЙ:
ЦЕПНОЙ:
Индекс постоянного состава –ТАБЛИЦА № 6:
БАЗИСНЫЙ:
ЦЕПНОЙ:
Индекс структуры — ТАБЛИЦА №7:
БАЗИСНЫЙ:
ЦЕПНОЙ:
По ТАБЛИЦЕ № 7можно сделать выводы:
Индекспеременного состава базисный падает все отчетные года, что говорит об общемспаде, но цепной падает только до 1995 года, после чего идет рост в 1996 годуна 2,54 %.
Индекспостоянного состава базисный падает все отчетные года, что опять говорит обобщем спаде, но цепной показывает падение до 1995 года и рост в 1996 году на 1,46 %.
Индексструктуры базисный показывает, что за счет структурных изменений за 5 летпроизошел незначительный рост на 0,76 % количества перевезенных пассажиров,цепной же показал нам падение в 1993 (-1, 27%) и последующий рост до 1996 года.
По ТАБЛИЦЕ № 8можно говорить о падение индекса базисного за 5 отчетных лет :
– железнодорожный ( — 40,22 %)
– автомобильный ( — 6,80 %)
– трамвайный ( — 6,86 %)
и росте индекса трамвайный ( +1,90 %)
В 1993 г. падение индекса ужелезнодорожного и автомобильного, но рост трамвайного и троллейбусного. В 1995и 1994 годах по цепным индексам можно сказать, что шел спад перевозок по всемвидам транспорта. В 1996 рост перевозок наблюдаем у автомобильного итроллейбусного транспорта, и продолжающиеся падение у трамвайного ижелезнодорожного. Железнодорожный –падал все 5 лет.
2.5 Выравнивание исследуемыхпоказателейВыравнивание по прямой
Выравнивание по параболе
ТАБЛИЦЫ № 9 –железнодорожный транспорт,
ТАБЛИЦЫ № 10 – автомобальный транспорт,
ТАБЛИЦЫ № 11 – трамвайныйтранспорт,
ТАБЛИЦЫ № 12 – троллейбусныйтранспорт
– дают нам представление о методике расчетов для выравнивания по прямой ипараболе, а
ГРАФИК № 14, ГРАФИК № 15,ГРАФИК № 16 и ГРАФИК №17, и соответствующие им значения транспорта даютграфическое представление выравнивание по прямой и параболе.
Выявлениеосновной тенденции осуществляется методом скользящей средней, а для того чтобыпредставить количественную модель, выражающую общую тенденцию изменений уровнейдинамического ряда во времени, используется аналитическое выравнивание рядадинамики.
Суть методаскользящей средней заключается в том, что фактические уровни ряда заменяютсярядом подвижных ( скользящих средних), которые рассчитываются для определенныхпоследовательно подвижных интервалов и относятся к середине каждого из них.Сглаживание можно производить по любому числу уровней ряда.
Суть методааналитического выравнивания заключается в том, чтобы подобрать математическуюфункцию, которая бы наиболее точно отражала основную тенденцию ряда динамики, внашем случае – прямая и парабола.
Выравнивание показателей спомощью скользящей средней мы видим на ГРАФИКе № 18,где для железнодорожного транспорта ТАБЛИЦА № 13 – таблица расчета скользящейсредней
ГРАФИК № 19 – автомобильныйтранспорт, ТАБЛИЦА № 14 – расчет скользящей средней
ГРАФИК № 20 – трамвайныйтранспорт, ТАБЛИЦА № 15 – расчет скользящей средней
ГРАФИК№ 21 – троллейбусный транспорт, ТАБЛИЦА № 16 – расчетbскользящей средней, ГРАФИК №22 – дает более детальное представление
Заключение.
По результатам исследования можно сказать, чтостатистика дает наиболее полное отражение данных исследования. Именно онапозволяет делать прогнозы на будущее в сочетании с теорией вероятности. Такможно сказать, что в дальнейшем не стоит ждать увеличения объемов перевозоклюдей по любому из видов транспорта и по всей видимости увеличение по некоторымпоказателям в 1996 году являют собой временный характер, ибо основные выводы –идет падение объема перевозок людей. Для изучения более подробно видовтранспорта при имении составляющих – цены за проезд, дальности перевозок –можно было бы сделать вывод, почему произошло падение объемов перевозок – можетбыть из-за цены, других факторов, которые могли бы повлиять. Изучение такогоголого материала не столь интересно для статистиков, а при имении уже болееглубокого материала, можно было бы изучить объемы перевозок более интересно ипоказательно.
Списокиспользованной литературы:
1. КутановВ.Б. Статистика ( впримерах и задачах). М., МИИВТ, 1986 г.
2. Теория статистики. Учебник.Изд. 3-е, перераб. М., « Статистика», 1975 г.