Анализа "Экспресс-неделя" №4 # 22 января 2009 год

Балтийские русские: попытка самоанализа”Экспресс-неделя” № 4 # 22 января 2009 годаТема нынешнего состояния Русской общины Литвы, затронутая “Экспресс-неделей” в нескольких публикациях, вызвала острый интерес у наших читателей. У многих оказался пристрастный взгляд, кто-то поддержал тезисы публикаций, в которых была попытка разобраться в причинах разобщенности русских Литвы, их низкой политической активности, а кто-то обиделся, усмотрев в журналистских выступлениях… интригу против лидеров русских организаций.Однако эти проблемы интересуют и тревожат не только “Экспресс-неделю”. Их рассматривали, только гораздо шире, в рамках всей Прибалтики в Доме национальных общин в Вильнюсе. Здесь состоялся международный “круглый стол” по теме “Русские Балтии: 20 лет жизни в независимых государствах”, приуроченный к двадцатилетнему юбилею одной из старейших общественных организаций Литвы – Русского культурного центра.^ РАЗГОВОР ОСТРЫЙ И ЧЕСТНЫЙ В дискуссии приняли участие члены правления РКЦ Елена Коницкая, Татьяна Ясинская, Павел Лавринец, директор Пушкинского музея в Маркучай Татьяна Михнева, представители Департамента нацменьшинств и Совета нацменьшинств, члены других литовских общественных организаций. На встречу прибыли гости из Латвии: член парламента Борис Цилевич, деятели Общества русской культуры Борис Равдин и Татьяна Аршавская. Эстонские общественные организации представляли директор “Русского дома” Марина Тэе и редактор журнала “Вышгород” Алла Маловерьян. Вопросы, подлежавшие обсуждению, были поставлены предельно остро. Участникам дискуссии предстояло разобраться во взаимоотношениях, складывающихся с властью, обсудить проблемы школьного образования на русском языке в странах Балтии, проанализировать диалог русских диаспор с метрополией, перспективы национальных общественных формирований. Конечно, многие из поднятых проблем не нашли, да и не могли найти полноценного ответа, но предпринятые попытки конкретизировать задачи или хотя бы их обозначить свидетельствуют о том, что общественные организации от изучения и использования опыта своих исторических предшественников, балтийских русских довоенного периода, переходят к поиску своего пути. Впрочем, и условия, в которых они живут, несопоставимы с 20-30-ми годами прошлого века, когда у их предшественников отсутствовали какие-либо связи с родиной, которую они покинули при драматических обстоятельствах.^ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К НАЦМЕНЬШИНСТВАМ НЕ ХОТЯТ В целом ситуацию, в которой находится русская общественность стран Балтии, емко охарактеризовал доцент кафедры русской литературы ВУ Павел Лавринец, отметивший, что только на заре обретения государственности политики и чиновники предпринимали попытки выслушать мнение представителей нацменьшинств при решении тех или иных правовых вопросов. Некоторое время политики, как правило, находившиеся в оппозиции или ощущающие шаткость своего положения, искали контакты и прощупывали настроение потенциальных избирателей, в то время как у успешных деятелей потребности в общении с русской диаспорой не возникало. Последние годы, как считает Татьяна Ясинская, все без исключения политические партии не уделяют особого внимания нацменьшинствам в своих предвыборных программах, полагая, что в этой сфере нет никаких проблем. О том, что, по мнению литовских государственных структур, вопрос нацменьшинств решен окончательно, свидетельствует и тот факт, что в Минобразования давно уже упразднен отдел, занимавшийся национальными школами, а сегодня на очереди и Департамент эмиграции и нацменьшинств, который подлежит реформированию.^ ПО УСТАРЕВШЕЙ МОДЕЛИ Впрочем, по мнению практически всех участников дискуссии, этнические общественные организации не стремятся, да и не могут анализировать потребности своих общин и скорее нацелены на обслуживание собственных членов, что для большинства некоренных жителей кажется непрестижным, а подобные узкие цели непривлекательными. И это понятно: большинство обществ, считают участники дискуссии, возглавляют непрофессионалы, не способные вести на должном уровне диалог с властью, которую – и это еще одна проблема – “обслуживают” многочисленные эксперты. По мнению Лавринца, как в формировавшихся 20 лет назад, так и в нынешних госструктурах не предусматривается создание механизма для достойного представительства и развития нацменьшинств. Пожалуй, наиболее конструктивный и цивилизованный выход из сложившейся ситуации предложил латвийский парламентарий Борис Цилевич, который считает, что надо эффективнее использовать существующие механизмы реализации прав нацменьшинств. Он полагает, что нынешняя модель взаимоотношения государства и нацменьшинств, предложенная в свое время движениями национального возрождения в странах Балтии, устарела. В ней предполагалось, что народ-хозяин содействует организациям нацменьшинств, которые воспринимаются государством в качестве полномочного представителя. Он назвал эту модель выделенным для функционирования пространством. В Латвии три таких пространства: религиозная деятельность, сугубо культурные- мероприятия и частная сфера, исходящая из концепции прав человека. Где кончается частная, а где публичная – вопрос дискуссионный. Такая модель была единожды предложена, и этнические группы ее приняли. Критика с их стороны допускалась лишь в рамках признания этой модели.^ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВ КОСВЕННОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ Как считает латвийский депутат, эта модель устарела и подразумевает четкую структуризацию. Она не соответствует нынешним европейским концепциям и тем юридическим нормам, на которых они базируются. Пока мы в странах Балтии явно недостаточно используем те возможности, которые эти механизмы дают. В Совете Европы в Рамочной конвенции о защите нацменьшинств предусмотрен такой механизм, как теневые доклады, за которыми Комитет Рамочной конвенции очень внимательно следит. Ни из одной страны от нацменьшинств таких документов не поступало. Большой простор для реализации прав этнических групп дают Социальная хартия и другие документы Евросоюза, которые за последние пять лет существенно расширили спектр возможностей представителей нацменьшинств. Пока этими документами никто не пользуется, а, как известно, под лежачий камень вода не течет. Программа по поддержке и развитию культурного многообразия ЕС располагает немалыми финансовыми средствами, о чем, вероятно, также не все знают. Следует отметить, что в очень важные антидискриминационные директивы ложатся и концептуальные положения о нацменьшинствах, поскольку в них речь идет не о формальном, а о реальном равенстве. Есть в них и понятие косвенной дискриминации, которая подпадает и под судебное решение, в отличие от положений Рамочной конвенции. Анализ этого понятия вполне подходит и при изучении проблем нацменьшинств. Построение собственной модели взаимоотношения с государством с использованием нормативной базы ЕС могло бы стать стратегическим путем для организаций нацменьшинств. Однако прежде всего им нужно научиться договариваться между собой и действовать сообща. В этом неумении совместной организации действий и заключается, по мнению многих выступавших, главная проблема балтийских русских общественных организаций, которым пора бы уже выйти из “тусовочных” объединений и искать единомышленников и волонтеров в первую очередь среди молодежи. Собственно, часть этой проблемы именно в таком ракурсе и затрагивала “Экспресс-неделя”.^ ДОКАЖИ СВОЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ! Как будут дальше развиваться эти общественные организации, докажут ли они свою жизнеспособность и полезность? Один из вариантов ответа дала представительница Эстонии, директор издательского центра “Русская энциклопедия” и организации “Русский дом” Марина Тэе: “Не стыдно, что мы такие, какие мы есть. Над нами нет начальников и не угнетает политика, нас угнетает только то, что мы не знаем своих прав и обязанностей. В конце концов, культуру несет тот, кто ее любит, традиции несет тот, кто их любит, а не тот, кто причисляет себя к этой культуре по факту рождения”. Она напомнила собравшимся, что и на наших глазах уходят столпы русской культуры в балтийских странах, а мы не успеваем или просто ленимся записать их свидетельства, подготовить рассказы о них и явить их обществу. А именно эти усилия всегда найдут понимание у коренных жителей. Она рассказала, как один эстонский бизнесмен спасал православный монастырь в Эстонии (в том числе и с помощью взяток чиновникам). На ее вопрос, зачем он это делает, ответил: “Хочу, чтобы в нашей стране было спокойно”. По мнению большинства собравшихся, этническим культурным организациям пришло время не бороться, а созидать образование на русском языке. Тогда они будут нужны и литовцам, и латышам, и эстонцам. Работы у общественников – непочатый край. Нужно восстанавливать по крупицам историю своих народов на балтийских землях, собирать и отбирать все ценное, чем богаты мы в настоящее время: Тогда не будет стыдно перед сменяющими нас поколениями за то, что почти все силы тратили на споры, а не на сохранение исторической памяти.^ Галина Афанасьева, журналист “Экспресс-недели”Р.S. Наверняка идеи, изложенные участниками упомянутой дискуссии, вызовут в Русской общине Литвы как активную поддержку, так и споры, возможно, даже неприятие. Предлагаем читателям, лидерам общественных организаций активнее включаться в дискуссию о нынешнем состоянии дел и о будущем Русской общины Литвы, в целом нацменьшинств республики.^ Общественные центрыУсилиями государства с 2001 г. была сформирована, финансировалась и далее расширялась сеть национально-общинных центров. В Вильнюсе активно продолжает свою деятельность публичное предприятие (далее -ПП) Дом национальных общин (www.tbn.lt). Он помогает сохранять культурно-этническую самобытность проживающих в Литве национальных меньшинств при их интеграции в общественную жизнь страны. В Доме национальных общин действуют: Община азербайджанцев Литвы, Объединение общественных организаций белорусов Литвы, белорусский клуб “Сябрына”, Общество эстонцев Литвы, Ассоциация общественных организаций греков Литвы, общество греков Литвы “Понтос”, Координационный совет общественных организаций латышей Литвы, Общество латышей Вильнюса, культурная община румын Литвы “Дачия”, Община украинцев Вильнюса, Общество немцев Вильнюса, общество православного просвещения в Литве “Живой колос”. В 2001 г. было учреждено ПП Цыганский общественный центр. Основными целями данного учреждения являются полноценная интеграция этнического национального меньшинства рома (цыган) в общественную жизнь Литвы и сохранение самобытности рома (цыган). В 2004 г. было учреждено ПП Каунасский центр культур разных народностей (www.minority.lt), а в 2006 г. – ПП Висагинский национально-культурный центр (www.vtkc.lt). Основными целями данных учреждений являются создание условий для познания национальных культур и сохранения самобытности национальных меньшинств, а также условий для их культурно-художественного самовыражения, стремление к полноценной интеграции национальных меньшинств в общество, к сохранению национальной терпимости среди населения и традиций многонационального города с сосуществующими в нем различными культурами. В 2006 г. Департамент национальных меньшинств и эмиграции учредил Центр этнографии и фольклора национальных меньшинств Литвы. С использованием данной сети осуществляется успешное развитие деятельности НПО национальных меньшинств.Информация Департамента национальных меньшинств и эмиграции при правительстве Литвы (ru.tmid.lt).