Часть I. Основы рыночного анализа Сегодня снова я пойду Туда, на жизнь, на торг, на рынок И войско песен поведу С прибоем рынка в поединок. (1911-1912)Велимир Хлебников (1888-1922) Глава 1. Предмет и метод микроэкономики Одни из теории пользу извлечь Умеют на практике сами. Других же теория может увлечь И тут же сожрать с потрохами. Адольф Вильбрандт (1837-1911) ^ Ключевые понятия Экономическая теория «Экономический человек» Микроэкономика Альтернативные издержки Макроэкономика Кривая производственных возможностей (КПВ) Мезоэкономика Парето-эффективность Проблема редкости Рыночная экономика Экономические потребности Командная экономика Блага (товары и услуги) Плановая экономика Проблема выбора Формальная логика Экономический агент Диалектика Предмет микроэкономики Системный анализ Метод микроэкономики Проблема Основное теоретическое течение Гипотеза Марксистская политическая экономия Модель Институциональная экономика Теория^ 1.1. Предмет микроэкономики Своей формой ты – микрокосм, А в действительности ты – макрокосм. Джаллаллад-дин Руми ( 1207-1272) Микроэкономика и макроэкономика – две составные части экономической теории или экономики. Слово «экономика» имеет вполне обыденное происхождение. Оно происходит от греческого «ойкономия», что значит «ведение домашнего хозяйства» или «домоводство». Принято считать, что этот термин впервые был употреблен Ксенофонтом (430-355 гг. до н.э.). Встречается он и в знаменитой «Политике» Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Однако великие греческие философы не уделяли пристального внимания таким земным проблемам, как управление рабами, ведение расходов и доходов домашнего хозяйства, выращивание винограда и оливок. Подобные хлопоты были возложены на прислугу, а часто – на рабов. Философов древности гораздо больше занимали такие категории, как красота, справедливость, человеческие отношения, прогресс культуры, война и мир, управление государством, происхождение природы и общества и т.п.В современном обществе роль экономики несравненно возросла. В отличие от древних мыслителей, ведущие политики наших дней уделяют экономике первостепенное значение, стремясь окружить себя титулованными экономистами. С того момента, когда человек осознал себя мыслящим и деятельным существом, перед ним возникла извечная библейская проблема: «В поте лица твоего будешь есть хлеб»1. Чтобы содержать себя и свое потомство человек вынужден прилагать усилия. Если человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения, то возможны два варианта решения проблемы. Первый вариант: стремиться к достижению возрастающих потребностей, стараясь получить оптимальные результаты при минимуме затрат. Такой подход характерен для современного общества. Второй вариант: ограничивать потребности, довольствуясь имеющимися ресурсами и средствами. Традиционные общества древности и средневековья, стремящиеся в первую очередь к поддержанию стабильности, обладающие скромным уровнем развития производительных сил, решают проблему редкости ограничением потребностей. Такая стратегия, характерная для древности и средневековья, сковывала развитие общества. В древние и средние века, то, что мы называем сейчас экономикой, являлось скромной периферией религии и этики. В настоящее время экономика – самостоятельная наука, исследующая решение человеком проблемы редких ресурсов.Проблема редкости (problem of scarcity) – невозможность создания полного изобилия: удовлетворение всех экономических потребностей всех людей.^ Экономические потребности – это внутренние мотивы (стимулы), побуждающие к экономической деятельности, возникающие как следствие неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, а также состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Когда мы говорим о редкости (или ограниченности), то чаще всего это касается дефицита времени, денег и материальных ресурсов. Впрочем, и время и деньги – это также ресурсы. Главный ресурс человека – это продолжительность его жизни. ^ Поверь мне – жизнь решила без тебя Дни проносятся быстро, Твоих деяний и свершений сроки, Стремительно ночи текут… В банк долголетия, не плача, не скорбя, Нам отпущено Внесла свой вклад, холодный и жестокий. Два миллиарда секунд.^ Его расширить в счет любых высот Целых два миллиарда! Немыслимо. Сберечь – задача не простая. Но цифра не столь велика, Тебе дозволен лишь перерасход. По вселенским часам – Хоть каждый день. Это краткая жизнь мотылька… Но вклад при этом тает. (Г. Чарказян, 1992 г.) (А. В. Чеботарев, 1991 г.) Действительно, средняя продолжительность жизни россиянина составляла в 1992 г. примерно два миллиарда секунд. Это 63,4 года. В 1982 году, она равнялась примерно 72 годам или 2,268 миллиардам секунд. Таким образом, отечественная реформа лишила среднестатистического жителя России примерно 268 миллионов секунд жизни. Для сравнения, среднестатистический японец живет на свете примерно 2,6 миллиардов секунд. Редкость или ограниченность ресурсов относительна: ресурсы ограничены относительно потребностей общества. Не все ресурсы ограничены в одинаковой степени. На планете можно найти не мало мест, где в изобилии имеются пресная вода, воздух, ветер, энергия солнца. Если бы все ресурсы были в изобилии, то человеку не стоило бы заботиться об оптимальном их распределении, об экономии и эффективности. Тогда ни к чему была бы и экономика. Бедуин, устав от бед, Скушал финик на обед. Жизнь проста, когда есть финик. Ну а если его нет?^ В. Гвоздей (2000 г.)Неограниченные, одинаково и свободно доступные для всех ресурсы принято называть неэкономическими. Ограниченные ресурсы называются экономическими. Экономическая теория имеет дело главным образом с экономическими благами.Средства, удовлетворяющие потребности называются благами (goods). Все блага разделяются на материальные (товары) и нематериальные (услуги).Блага находятся между собой в системе сложных взаимозависимостей. Одни блага являются взаимозаменяемыми (или субститутами), другие – взаимодополняемыми (или комплиментами, комплиментарными благами). Типичными субститутами являются, к примеру, масло и маргарин; типичными комплиментами – стол и стул. Однако существует множество переходных благ, которые обладают разной степенью заменяемости и дополняемости, то есть не являются абсолютными заменителями или комплиментами. Экономические блага могут рассматриваться во времени: блага сегодняшние, блага будущие.Экономические блага могут быть прямыми, то есть способными потребляться без промежуточной обработки. Такие блага принято также называть предметами потребления. Экономические блага могут быть косвенными. Их принято называть также факторами производства. Факторы производства служат для создания прямых благ. Каждый человек поставлен перед проблемой выбора вариантов, направлений и способов распределения редких благ в условиях конкурентной экономики. ^ Проблема экономического выбора (economic choice) – выбор наилучшего из вариантов использования ограниченных ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах или данное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.Каждому человеку постоянно приходится выбирать между свободным и рабочим временем, между потреблением и сбережением дохода, между потребляемыми благами и многое другое. При выборе учитывают затраты усилий и полученный результат.^ Wolność wyboru. Свобода выбора Pytano ryb o zdanie, Рыбе в садке предоставили выбор: Jakie z nich ma być danie? Что на обед приготовить … из рыбы? Ян Штаудингер (1904-1970) Перевел А. НехайГлавным действующим лицом экономики является экономический агент.Под экономическим агентом понимается индивид, занимающийся экономической деятельностью на основе самостоятельно принимаемых решений. В качестве экономических агентов могут выступать отдельные личности, группы людей или институты (организации), образующие элементарные действующие единицы на основе самостоятельно принимаемых решений. Экономические агенты могут быть разделены на две условные категории: «производители», которые трансформируют одни блага в другие, а также «потребители», которые используют конечные блага для своих нужд. Первые называются «предприятиями» или «фирмами». Вторые – «домашними хозяйствами» (независимо от того, состоят ли они из одного человека или группы людей). Теперь мы можем перейти к определению экономической науки. С некоторыми оговорками можно утверждать, что наука стара как само человечество: люди всегда обладали способностью учиться на опыте в процессе своих отношений с окружающим их миром. Однако наука в подлинном смысле этого слова, то есть не спорадические и разрозненные попытки осмыслить окружающий мир, а высокоорганизованная деятельность, превратившая процесс познания в основу современной цивилизации, возникла в Новое время. Эпоха Просвещения, интеллектуальная и промышленная революции XVII и XVIII веков, освободили науку от догматов и суеверий. Именно в то время и экономика превращается в науку. Главной движущей силой в этом историческом переходе было осознание важности экспериментального метода. Наблюдение и эксперимент не отвергались исследователями и до XVII века. Однако только в XVII веке великий английский ученый Фрэнсис Бэкон сумел осознать всю значимость опыта. В 1662 г. в Лондоне было основано Королевское научное общество, которое поставило целью воплотить философские идеи Бэкона в развитие современной науки, служащей благу человечества. Первыми членами Королевского общества явились такие светила науки как Исаак Ньютон, Роберт Бойль, Роберт Хук, Джон Локк и основатель современной экономической науки – Уильям Петти (1623-1687). В дальнейшем научные общества стали возникать и в других странах, приводя к появлению академий. Основателем российской академии принято считать М.В. Ломоносова (1711-1765). В 1776 г. в год провозглашения независимости США, в Англии вышла книга Адама Смита (1723-1790). «Богатство народов» – подлинный шедевр экономической мысли, практическое руководство к действию для деловых людей и политиков того времени. Адам Смит пропел гимн личному интересу – источнику экономической активности. Рецептом Смита для достижения экономической гармонии послужил девиз: laissez-faire, то есть позволить экономике развиваться в соответствии с ее собственными законами, освободить хозяйственную деятельность от сковывающих регламентаций и вмешательства государства. В течение двух последующих столетий экономисты совершенствовали и шлифовали идеи «Богатства народов», однако идеал рыночной конкуренции в целом не претерпел существенных изменений. На протяжении первого столетия после выхода работы Адама Смита, новая наука называлась «Политическая экономия»2. Предметом политической экономии являлась наука о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, наука о богатстве. То был период расцвета «классической школы». В последнюю четверть XIX века в предмете экономики произошел поворот от изучения богатства народов к рациональному поведению индивидуумов. Таким образом, центр тяжести в теоретических изысканиях переносился с государственного уровня на уровень фирмы. Качественный экономический анализ эпохи политической экономии (political economy) сменяется количественным анализом экономики (economics). Исследования все в большей степени концентрируются на рассмотрении конкретных отношений рыночных агентов и выработке практических рекомендаций. Описательный метод исследования уходит на второй план. Широкое применение получает математический, графический, модельный аппарат. Во главе этого переворота стоял английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924). Наука приобретает новое наименование: «economics» или «экономика». Маршалла и его последователей принято считать основателями «неоклассической школы». Существует множество вариантов определений современной экономической науки. Приведем два, на наш взгляд, наиболее удачных.Экономика – это наука о том, как общества используют редкие ресурсы для производства ценных благ и распределяют их среди разных групп. Экономика – это наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов.В конце XIX века экономическая теория называлась также теорией цены, или теорией фирмы. Это была единая и самодостаточная теория. Однако в 1929-1933 гг. в мире разразился жестокий экономический кризис, до основания потрясший рыночное хозяйство. Великая депрессия пошатнула традиционное представление об экономической науке. До сих пор экономика покоилась на постулате равновесия спроса и предложения как на уровне деятельности хозяйствующих субъектов (микроуровень), так и на уровне народного хозяйства (макроуровень). «Велиякая депрессия» наглядно продемонстрировала, что равновесие на микроуровне отнюдь не всегда распространяется на макроуровень. Экономистам пришлось искать выход из этого теоретического тупика: в начале 1930-х годов предмет единой экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику. Основное различие между макроэкономикой и микроэкономикой заключается в том, что первая изучает экономику как единое целое на уровне народного хозяйства, а вторая исследует поведение индивидуальных (атомарных) экономических агентов. Микроэкономика изучает природу экономических рынков, процесс формирования цены, условия конкуренции. Макроэкономика – народное хозяйство в целом: уровень национального дохода, занятость и безработицу, инфляцию, цикличность и закономерности экономического роста. Таким образом, микроэкономику можно определить так.Микроэкономика – это отрасль экономической науки, которая изучает поведение отдельных (атомарных) экономических субъектов (фирм, домашних хозяйств) рыночной экономики, цены, объем продукции на отдельных рынках, факторы, воздействующие на изменение спроса и предложения отдельных товаров; выясняет в поведении отдельных индивидов побудительные мотивы распределения ресурсов для достижения альтернативных целей. Если микроэкономика объясняет структуру и размещение производства, то макроэкономика – его объем. Макроэкономика – это отрасль экономической науки, которая изучает функционирование экономики в целом, агрегированное поведение экономических субъектов, с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной заняточти ресурсов и минимизации уровня инфляции.В отличие от микроэкономики, макроэкономика имеет дело с агрегатными (совокупными) величинами: не с рынком какого-то отдельного и конкретного блага, а с рынком всех благ, не с отдельной фирмой или домашним хозяйством – а с совокупностью всех фирм и домашних хозяйств одновременно. ^ 1.2. Экономика и другие науки Когда бы зримый мир был снят, как покрывало, И ты бы механизм Вселенной увидал, Где страшно просто все, и всех начал начало В предельной краткости, как дифференциал, – Какая б жгучая тоска тебя объяла И в иллюзорный мир ты б радостно бежал. (1923 г.) ^ А.Л. Чижевский (1897-1964) Как уже отмечалось, экономика является наукой о том, каким образом редкость влияет на поведение и взаимодействие людей. Редкость подразумевает наличие выбора. Как правило, у человека не хватает времени на то, чтобы делать все, что он захочет. Поэтому человек должен выбирать одну деятельность и отказываться от других. В противном случае он обречен делать плохо все. Потребности людей рассматриваются в экономической науке как исходные предпосылки для исследований. Экономистов особо не интересует, почему потребности большинства людей превышают их возможности, их также не интересует вопрос, почему разные люди стремятся обладать разными благами. Цель экономического анализа заключается в том, чтобы найти эффективные способы использования ресурсов для достижения определенных целей. На рис. 1.1. приведено условное изображение предмета экономической науки. В данном случае окружность слева условно иллюстрирует сферу естественных наук (физику, химию биологию и т.п.). Естественные науки исследуют и объясняют естественные (природные) явления, которые не зависят от человеческой деятельности. Целью естественных наук является изучение объективной реальности. В данном случае человек изучает нечеловека. предмет предмет естественных общественных наук экономика или социальных (средства) наук (цель)Рис. 1.1. Предмет экономикиПравая окружность условно изображает сферу общественных или социальных наук (психологии, истории, антропологии, социологии, политологии и т.п.). Общественные науки изучают вопросы человеческих взаимоотношений, формирование и поведение человеческих групп, взаимодействия между животными инстинктами и человеческим духом и т.п. В данном случае человек изучает человека. Предмет экономической науки занимает своеобразное место среди прочих наук. ^ Экономика изучает влияние редкости на общественное поведение. В данном случае рассматривается взаимодействие между предметом естественных наук, которые исследуют ресурсы, то есть средства и предметом общественных наук, которые исследуют потребности, то есть цель. Для того, чтобы подчеркнуть ограниченность ресурсов относительно потребностей человека, левая окружность на рис. 1.1 условно изображена меньше правой. Физика, химия, инженерное дело изучают сочетание ресурсов. Экономика принимает эти отношения как нечто данное: естественные (природные) отношения определяются вне экономики. С другой стороны, общественные науки, такие как социология, психология и т.п. объясняют природу человеческих желаний. Экономисты же изучают, как взаимодействуют между собой ресурсные ограничения (исследуемые естественными науками) и людские потребности (исследуемые социальными науками). Так как экономика изучает поведение, обусловленное экономическими мотивами, то она принадлежит поведенческим (беховеристским) наукам3.^ 1.3. Роль стоимости (цены) в истории экономической теории И мне недавно драма Рима открылась в том, что для него до крика сдавленного мнима на свете стоимость всего. Постиг он опытом арены и всем, что выпало затем, как перечеркивались цены людей отдельных и систем (1965 г.)^ Евгений ЕвтушенкоНесмотря на то, что экономическая деятельность является важнейшей и основополагающей в любом обществе, экономика – сравнительно молодая наука. Целью нашего курса является рассмотрение современной экономической теории, поэтому изложение ее исторической эволюции будет предельно кратким. Обратим особое внимание лишь на главную сферу экономической науки в исторической ретроспективе: теорию стоимости, которая интересовала мыслителей с древних времен и до настоящего времени. Именно теория стоимости (или цены) лежит в основе современной экономической науки. Современная экономическая теория исследует особенности поведения людей при использовании редких ресурсов для производства благ и их распределения именно на основе ценовых отношений. В обыденной жизни мы употребляем термины «стоимость» и «цена», не задумываясь об их значении. Современная экономическая наука рассматривает эти категории как синонимы. Но так было не всегда. Мыслители прошлого различали эти два понятия и вели по этому поводу ожесточенные дискуссии.«Справедливая цена» Фомы Аквинского. Итальянский монах Фома Аквинский (1225-1274), объявленный католической церковью в 1323 г. святым, считал, что стоимость, как «сущностная» субстанция товара определяется божественными силами. Цены же устанавливаются людьми, а потому могут отклоняться от стоимости. Люди, отклоняющие цену товара выше его стоимости, совершают грех: они устанавливают «несправедливую цену». Фома Аквинский порицал проценты за кредит, утверждая, что «справедливая» норма процента равна нулю. Средневековые дискуссии о «справедливой цене» заложили основу теоретических дебатов о взаимоотношениях между ценой и стоимостью в XVIII и XIX веках. По мере того, как изыскания экономической науки смещались от концепции «естественного закона» к научному методу, идея «справедливой цены» постепенно теряла свое значение. Поиски «божественного начала» в экономической сфере уступали место исследованиям объективных закономерностей рыночных отношений. ^ Теория трудовой стоимости. Основатели классической экономической школы – Адам Смит и Давид Рикардо (1723-1790) продолжали средневековую традицию различения стоимости и цены. Смит выделял потребительную стоимость товара (value in use) и меновую стоимость (value in exchange). Различие между этими двумя категориями были проиллюстрированы в знаменитом парадоксе «вода-алмаз»4. Вода, обладающая очевидно большой потребительной стоимостью, имела низкую меновую стоимость, в то время как алмаз, обладающий малой потребительной стоимостью, имел высокую меновую стоимость. Парадокс заключался в том, что многие очень «полезные» вещи ценились низко, а некоторые «несущественные» – очень высоко. Ни Смиту, ни Рикардо не удалось разрешить этот парадокс удовлетворительно. Концепция потребительной стоимости была оставлена на рассмотрение философов, а экономисты все свое внимание сосредоточили на изучение меновой стоимости, которая объясняла природу относительных цен. Основатели классической экономической школы определяли меновую стоимость издержками производства. В свою очередь издержки производства определялись затратами труда. Так, если для поимки щуки требовалось в два раза больше труда, чем для поимки окуня, то одна щука должна была обмениваться на двух окуней, то есть килограмм щуки стоил в два раза больше, чем килограмм окуня. В этом исследовании Рикардо пошел еще дальше. Для него стоимость капитала представляла собой стоимость затраченного ранее труда. Тем самым любой капитал объявлялся порождением труда. Так были заложены основы теории трудовой стоимости: стоимость любого продукта определялась затратами труда. Рикардо наблюдал в реальной действительности, что цены товаров совершают колебания в зависимости от изменения спроса и предложения. Однако Рикардо считал такие отклонения аномальными и временными явлениями. В длительных же временных интервалах меновая стоимость определялись исключительно затратами труда. Для Карла Маркса (1818-1883) теория трудовой стоимости Рикардо послужила краеугольным камнем при создании пролетарской политической экономии. Маркс довел идею Рикардо до крайних политических выводов: так как труд является источником всей стоимости и всего богатства, то рабочий класс как носитель труда заслуживает получения всего произведенного продукта. Помещики и капиталисты присваивают произведенный продукт незаконно, эксплуатируя наемный труд. Поэтому эксплуататорские классы необходимо уничтожить, а пролетариат должен взять всю полноту власти в свои руки. ^ Маржиналистская революция. Примерно между 1850 и 1880 гг. в среде ученых-экономистов вызревало осознание, что для создания адекватной альтернативы рикардианской теории трудовой стоимости необходимо разрешить парадокс потребительной стоимости. Почти одновременно и независимо друг от друга сразу несколько экономистов обнаружили, что меновую стоимость определяет не общая полезность блага, а последняя (предельная или маржинальная) потребляемая единица. Так, в частности, был разрешен парадокс «вода-алмаз». Вода, безусловно, жизненно необходима любому живущему существу. Но так как вода в нормальных условиях имеется в относительном изобилии, то дополнительная ее единица способна принести очень малую пользу. Так концепция потребительной стоимости нашла свое воплощение в категории предельной (маржинальной) полезности. В 1890 г. была опубликована книга великого английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924) «Principles of economics», которая открыла новую эру в развитии экономической теории: трудовая теория стоимости как основа политической экономии уступила место маржиналистской теории – теоретической основе экономики (economics)5. В экономической теории произошла настоящая революция (получившая название маршаллианской или маржиналистской). Маршалл показал, что цена определяется одновременным взаимодействием спроса и предложения. Это можно продемонстрировать с помощью знаменитого «маршаллианского креста» (рис.1.2).P (цена S (предложение) товара) P* D (спрос) 0 Q* Q (количество товара)Рис. 1.2. «Маршаллианский крест» спроса и предложенияНа этом рисунке количество продаваемого товара (Q) изображено на горизонтальной оси (абсцисс), а цена товара (Р) – на вертикальной оси (ординат). Кривая спроса D представляет количество товара, запрашиваемого в определенный период времени при каждой данной цене. Линия спроса имеет отрицательный наклон, что отражает маржиналистский принцип, согласно которому при увеличении продукции покупатели склонны платить меньше за каждую последнюю продаваемую единицу продукта. Линия предложения S демонстрирует увеличение производственных издержек при увеличении объемов производства. Иными словами положительный наклон линии предложения S отражает возрастающие предельные издержки, а отрицательный наклон линии спроса D – уменьшающуюся предельную ценность продукта. Пересечение этих двух кривых с координатами Р* и Q* демонстрируют точку равновесия, при которой и продавцы и покупатели согласны совершить сделку. Равновесная цена (Р*) и равновесный объем производства (Q*) определяются одновременно – посредством взаимодействия спроса и предложения. С небольшим преувеличением можно утверждать, что курс микроэкономики является ни чем иным, как подробным рассмотрением анализа маршаллианского креста в различных рыночных ситуациях. Однако данная модель демонстрирует лишь ситуацию частичного равновесия: рассматривает лишь один рынок. При изучении многих экономических проблем эта ограниченность весьма объяснима и полезна. Однако существуют и такие экономические проблемы, для решения которых эта ограниченность становится препятствием: она не позволяет исследовать взаимосвязи между различными рынками. Французский экономист Леон Вальрас (1831-1910) преодолел это препятствие, создав основу для исследования общего экономического равновесия, то есть равновесия всех рынков во взаимодействии. В каком-то смысле можно сказать, что современная макроэкономика представляет собой исследование модели общего экономического равновесия, применительно к различным ситуациям. ^ 1.4. “Mainstream” и прочие течения экономической теории Не по себе начетчикам седым Экономического факультета: Идет переустройство кабинета Марксизма-ленинизма. Ломка, дым Столбом! «Ни одного не пощадим Осточертевшего авторитета!» И смотрит Маркс, вниз головой, с портрета В глаза ниспровергателям своим: «А я и не сержусь на вас, ребята, Я доказал отчетливо весьма, Что личность, в сущности, не виновата, История творит себя сама, И вы запрограммированы тоже… Какими будут те, что помоложе?» (1999 г.)^ Илья Фоняков.Экономическая наука прошла в своем развитии несколько этапов. На первом этапе, начало которого по понятным причинам, определить затруднительно, осуществлялась медленная накопительная и подготовительная работа к формированию экономической науки. Люди приобретали опыт хозяйственной деятельности, пытались производить определенные обобщения. ^ На втором этапе (последняя треть XVIII века – конец XIX века) возникла собственно экономическая наука, получившая название политическая экономия. То был период развития классической экономической школы, связанной с именами У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и других выдающихся экономистов. В конце XIX века произошла маржиналистская революция и экономическая наука вступила в третий этап своего развития (1890-е годы – 1930-е годы), этап доминирования неоклассической школы. В 1930-е годы в экономической науке произошла еще одна революция – кейнсианская, в результате которой в экономической теории выделилась микро- и макроэкономика, то был четвертый этап развития экономической науки – преобладания кейнсианской школы. Наконец, в 1970-е гг. произошла так называемая монетаристская контрреволюция, и экономическая теория вступила в пятый этап своего развития6. Данные пять этапов проделала в своем развитии экономическая теория основного течения, или как принято ныне называть – mainstream (см. рис. 1.3.). Теория «основного течения» («mainstream»), изучается в преобладающем большинстве высших учебных заведений мира. Эта наука имеет англосакское происхождение: основы ее заложены англичанами У. Петти и А. Смитом. Ранние Экономия социалистические () доктрины Марксистская Классическая Историческая политическая политическая школа экономия экономия Неоклассический экономикс Институционализм (economics) кейнсианствоМикро- Макро-экономика экономика Монетаризм ^ МАРКСИЗМ «MAINSTREAM» «ТРЕТЬЕ ТЕЧЕНИЕ»Рис. 1.3. Три основных течения экономической теорииВ настоящее время наиболее влиятельные школы данного течения сосредоточены в США и Британии, хотя все больший авторитет приобретают школы континентальной Европы, Японии и Китая. Теория «основного течения» разрабатывалась и разрабатывается в ведущих экономических державах мира, а потому отражает, прежде всего, экономическую специфику «центра» мировой цивилизации, то есть высокоразвитой экономики. В свое время теория А. Смита приобрела непререкаемый авторитет на Западе во многом потому, что она выражала интересы, прежде всего, прогрессивной английской промышленной буржуазии. То же самое можно сказать и Маршалле, теоретике маржинализма, Дж. М. Кейнсе, теоретике кейнсианства, М. Фридмане – теоретике монетаризма. Все они выражали интересы, прежде всего, самых передовых кругов бизнеса лидирующих экономических стран. Однако мировое пространство неоднородно. Помимо сравнительно благополучного экономического центра существует и гораздо менее благополучная экономическая периферия. Общество также не однородно. Оно состоит из разных классов и социальных групп, интересы которые совпадают отнюдь не всегда и во всем. Экономическое развитие отнюдь не прямолинейно. Совершая циклическое развитие, каждое общество наряду с периодами процветания, познает и горечь депрессии. «Основное течение» создавалось в относительно благополучном «экономическом центре» мировой цивилизации: Британии и США. Поэтому теория «основного течения» описывает в основном «экономику центра». «Экономика периферии» далеко не всегда и во всем отвечает моделям, разрабатываемым «основным течением». Именно в этом заключается основная причина попыток создания альтернативных «основному течению» теорий. Прежде всего, это касается теории марксизма. Как уже говорилось, одним из идеологических источников марксистской политической экономии является теория трудовой стоимости Д. Рикардо. Карл Маркс довел эту теорию до крайних выводов, заявив, что единственным фактором создания благ является труд, а значит – единственным создателем всего богатства является рабочая сила и ее конкретный носитель – пролетариат. Отсюда и основная идея марксизма – «экспроприация экспроприаторов», то есть ликвид
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…