Андалусия

Андалусия
Исторический
экскурс

«Побываем во
всех андалусийских городах, ни одного не пропустим»

Луис Велес де
Гевара «Хромой бес»

Андалусия –
такое знакомое всему миру название. Но как это обычно бывает со словами-клише,
сущность его совершенно неизвестна. – Пишет в золотой книге «АНДАЛУСИЯ» Карлос
Паскуаль. – Андалусия – это не только известный фольклор о барабане басков,
мавританские чары, зажигательное фламенко, вихрь красок, гармония движения и
звуков, которые дают повод думать некоторым людям, особенно иностранцам, что
они знают о ней всё.

Андалусия имеет
свою особенную, давнюю историю. Арабские черты, которые так поражают туриста,
особенно приехавшего из Европы, – всего лишь один из корней, питающих её
своеобразную культуру. Андалусия – одна из семнадцати автономных областей
Испании, один из самых обширных её регионов, включающий восемь провинций,
управляемых автономным правительством – Андалусской хунтой. Для испанцев её
жители являются «исторически сложившейся национальностью», единство и сущность
которой выковывалась на протяжении многих веков. – Отмечает Карлос Паскуаль.

Ал Андалус –
называли арабы Пиренейский полуостров, но только южная часть его сохранила
название Андалусии. Коренное население Пиренейского полуострова – иберийское –
жило и в южной части, на территории Андалусии. Первыми из чужестранцев, как
считают учёные, здесь появились финикийцы, основавшие свои колонии; их сменили
греки, карфагеняне, а затем римляне, перенёсшие на территорию Испании
междоусобные войны. Здесь побывали Юлий Цезарь и Август, разделивший Испанию на
три провинции (южная часть называлась Бетикой). В период владычества Карфагена
особое значение имела Гранада, при римлянах Кордоба и Севилья. Позднее на
Пиренейский полуостров вторглись варварские племена, и это отдельная история.

На рубеже V –
VI в. карта Западной Европы непрерывно менялась. Из прочно организованных
римских провинций Европа превратилась в подвижный конгломерат неустойчивых
варварских государств, пытавшихся закрепиться то в той, то иной части
Западно-римской империи как в последние десятилетия её почти призрачного
существования, так и после её крушения. В начале V в. вестготы, занимавшие до
этого Балканский полуостров, попытались осесть в Италии; в 410 г. их вождь
Аларих впервые захватил Рим, давно покинутый императорами (обосновавшимися в
Милане, а при приближении опасности – укрывавшимися в окружённой болотами
Равенне). Но после безвременной смерти Алариха его преемник Атаульф вывел своё
племя из Италии и сперва занял галльские земли к югу от Гаронны, а потом – и
всю Испанию, вытеснив оттуда другое племя германских завоевателей – вандалов.
Вандалы продвинулись через Гибралтарский пролив в Африку, захватили её вплоть
до Гиппона и Карфагена, король их Гейзерих добился признания независимости
своего молодого государства, а в 455 г. даже сделал через море набег на Рим.
Это германское племя, обосновавшееся в Северной Африке, и дало, с “легкой
руки” арабов, завоевавших впоследствии Испанию, название южной части Испании
– Андалусия (от вандалусия) – т.к. именно откуда пришло в Африку племя
вандалов.

Таким образом,
в Испании V века было основано вестготское королевство. Их столицей одно время
была Севилья. Однако это всё лишь предыстория испанских городов, так как в их
облике следы владычества финикийцев, римлян и вестготов почти стёрлись. Особый
и самый сложный период начался с вторжения в Испанию арабов в 711 году. К этому
времени Арабский халифат достиг вершины могущества, подчинив также и север
Африки, откуда арабские войска вступили в Испанию. С первых же лет арабского
владычества началась борьба за освобождение Испании, получившая название
реконкисты. Она закончилась лишь в конце XV столетия. Захваченные арабами
одними из первых Кордоба, Севилья и Гранада вернулись к Испании последними.
Период арабского владычества оставил заметный след в облике городов и
населения. Но именно с этим периодом связан расцвет испано-мавританской
культуры.

Когда был
завоеван ал-Андалус, люди захватили тамдобычу и многое из нее утаили. Они
снесли ее накорабли и уплыли на них. Когда они пересекали море, то услышали
гoлос: «О Аллах! Потопи их!» Они стали молиться Аллаху и повесили на себя
списки Корана… И тут же налетел сильный ветер, корабли стали битьсяодин о
другой, так что разбились и были потоплены слюдьми.ал-Хакам «Рассказ о
завоевании ал-Андалуса»

Вот как
описывает начало этого периода достославный Уошингтон Ирвинг: Поздний вал
великого арабского нашествия обрушился на европейский берег с первозданным
неистовством. Арабы прошли от скал Гибралтара до пиренейских отрогов
молниеносно и неудержимо, так же как мусульманские покорители Сирии и Египта.
Да когда б их не остановили на Турской равнине, может статься вся Франция, вся
Европа была бы захвачена с той же лёгкостью, что и восточные царства, и
полумесяц блистал бы ныне на храмах Парижа и Лондона.

Африкано-азиатские
полчища были отброшены за Пиренеи; пришельцы отступились от мусульманского
завета покорения мира и принялись учреждать в Испании правление мирное и
надёжное. Отвага завоевателей равнялась лишь их незлобливости; в том и другом
отношении они до поры превосходили покорённых. На дальней чужбине они возлюбили
землю, дарованную им, по их разумению, Аллахом, и постарались украсить её всем,
что только может послужить людскому благоденствию. Они утверждали власть на
основе мудрых и справедливых законов, прилежно насаждали науки и искусства,
споспешествовали земледелию, ремёслам и торговле, и со временем царство их
процвело на зависть христианским державам. Усердно перенимая у азиатских
арабов, тогда на вершине их могущества, изобретения и ухищрения, они излучали
свет восточного знания в омрачённые края Западной Европы.

И всё-таки это
лишь взгляд писателя романтика, попавшего под коварное очарование востока. Как
же по мнению историков на самом деле развивались события? В 710 г., после
смерти короля Витицы, вестготская знать не признала наследником его сына и
посадила на престол герцога Бетики – Родрига. Сыновья Витицы бежали к
утвердившимся к тому времени в Северной Африке арабам, и по их приглашению
арабский полководец Тарик-бен-Сеид предпринял завоевательный поход в Испанию.
Надо заметить, что сей эпизод мог послужить лишь дополнительным мотивом, т.к. у
мусульман были и свои причины для завоевательного похода. Непосредственно перед
арабским завоеванием Испания находилась в весьма плачевном положении:
населявшие её различные в этническом отношении племена враждовали между собой,
феодалы безмерно притесняли крестьян, центральная власть ослабла. Арабы,
завоевав Северную Африку, стали с вожделением подумывать о захвате Испании,
памятуя о её плодородии и богатствах. Наместник халифа в Северной Африке – Муса
ибн Нусайр аль-Валид обратился за разрешением на захват, и оно ему было дано.
Тарик (или Тариф) – полководец Мусы и стал исполнителем его замысла.
Высадившись в 711 г. со своим войском в Испании, у скалы, называемой по его
имени Джабель-Тарик (т.е.  скала Тарика
– Гибралтар), и соединившись с войском мятежного феодала графа Хулиана (дочь
которого, Каву, по преданию король Родриго соблазнил), Тарик уничтожил в
восьмидневной битве, с 19 по 26 июля 711г., войско вестготов. Победа открыла
арабам доступ в глубь Пиренейского полуострова. Сам Родриго пропал в последний
день битвы. Раньше считалось, что битва произошла на реке Гвадалете близ города
Херес де-ла-Фронтера (Херес Пограничный). Так говорилось и в народных романсах.
Позднейшие исследования установили, что они произошли у самого Гибралтара.
Родриго поспешил навстречу Тарику и дал бой, не дождавшись подкрепления,
поспешность – явившаяся одной из причин неудачного для христиан исхода
сражения.

В качестве
исторического источника тех событий могу предложить Вашему вниманию версию
арабского
историка IX века Абд ар-Рахмана ибн Абд
ал-Хакама, чей рассказ живописует мельчайшими подробностями. Особенно удивил
меня, своей красочностью переплюнувший перо Феофилакта Симокатты, следующий
эпизод в «Рассказе о завоевании ал-Андалуса» Ибн Абд ал-Хакама. – Высадившись
со своим войском в Испании, у скалы называемой по его имени Джабель-ал-Тарик, полководец
или кто-то из его приближённых предприняли акт устрашения: захватив в плен
местных виноградарей и убив одного из них, на глазах остальных разделали его,
создав видимость, что сварили виноградаря, хотя на самом деле в походных котлах
мусульман варилось мясо баранов. Оставшиеся в живых виноградари смотрели на это
и не сомневались, что мясо их товарища употреблено в пищу пришельцами. Затем
мусульмане отпустили оставшихся аборигенов, которые разбежавшись по
окрестностям стали, сея панику среди местного населения, распространять весть
об ужасных пришельцах, пожирающих человеческое мясо – сообщая, что сделали
арабы с виноградарем. В дальнейшем это обстоятельство помогло воинству Аллаха
беспрепятственно продвигаться вглубь полуострова.

Как развивалась
история Андалусии и её культуры в дальнейшем, я может быть и дополню здесь, а
пока предлагаю Вам, о любознательный гость, прочесть об этом в аннотациях к
галереям Кордобы, Гранады, Севильи, Малаги, Ронды. Как правило, исторический
обзор я размещаю в аннотации к первой фотографии галерей. Желаю Вам приятного
времяпрепровождения, да будет всё это для Вашей пользы и удовлетворения Вашей
тяги к знаниям. Аллах акбар!
Список
литературы

Никитюк О.Д.
Кордова Гранада Севилья древние центры Андалусии. М., Искусство 1972.

Карлос
Паскуаль. АНДАЛУСИЯ. /Золотая книга/. Florence., BONECHI., 1998.

Вступительная
статья М.Е.Грабарь-Пассек «От античности к средневековью» в сб. «Памятники
средневековой латинской литературы IV – IX веков». М., Наука 1970.

Вашингтон
Ирвинг. Альгамбра. М., Наука. 1979.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru