Андрей Крысин о мерах по усилению финансирования жилищного строительства

Андрей Крысин о мерах по усилению финансирования жилищного строительства(Пресс-релиз)Выступая 6 июня 2011 года на XIV Национальном конгрессе по недвижимости Председатель Комитета АРБ по ипотечному кредитованию, Президент Европейского трастового банка Андрей Крысин особое внимание уделил мерам, направленным на усиление роли банков в финансировании жилищного строительства.Банки, по его словам, поддерживают Программу ВЭБа – Программу инвестиций в проекты строительства доступного жилья и ипотеку и вместе с тем обращают внимание на то, что круг ее потенциальных участников может быть существенно расширен за счет кредиторов вторичного рынка недвижимости, которые пока в силу заданных Программой параметров и требований не могут участвовать в ней. Подавляющее большинство выдаваемых сегодня ипотечных кредитов связано с улучшением заемщиками существующих жилищных условий, приобретением квартир большей площади на вторичном рынке жилья. Поэтому Программа АИЖК по приобретению облигаций с ипотечным покрытием пользуется большим спросом у ипотечных кредиторов. В долгосрочной перспективе до 66% рынка будет фондироваться через выпуск ипотечных ценных бумаг. На первом этапе развития стратегии (до конца 2012 г.), доля рынка ипотеки, фондируемая за счет выпуска ипотечных ценных бумаг, достигнет 45%. Это может быть достигнуто за счет активизации и укрупнения государственных программ, реализуемых институтами развития и пользующихся большим спросом участников рынка ипотеки. В этой связи банки – члены Комитета АРБ по ипотечному кредитованию предлагают увеличить объем средств, направляемых на поддержку рынка ипотечных ценных бумаг для более полного удовлетворения спроса потенциальных участников программ. По расчетам экспертов, объем выпуска ипотечных ценных бумаг в 2012 г. должен достичь 261– 288 млрд. рублей. Учитывая статистику по выпуску ипотечных ценных бумаг за прошлые годы, целевой объем выпуска в 5 раз превышает лучший показатель – уровень 2008 года. Без укрупнения программ институтов развития вышеназванный показатель в этом и следующем году недостижим. Объем Программы АИЖК по приобретению облигаций с ипотечным покрытием составил 20 млрд. рублей, и Программа уже реализуется. Комитет АРБ по ипотечному кредитованию предлагает при реализации последующей аналогичной Программы (работу над которой ведет сейчас АИЖК):^ Предусмотреть возможность структурирования выпусков ипотечных ценных бумаг с мезонинным траншем облигаций и обязательство Агентства приобретать такие транши. Предоставлять участникам Программы – поставщикам закладных пут опцион на покупку у эмитента (ипотечного агента) накопленного пула ипотечных кредитов в случае низких темпов накопления пула и, как следствие, неэффективности завершения сделки секьюритизации.Предусматривать промежуточное финансирование под залог формируемого ипотечного покрытия до даты выпуска облигаций. Погашение займов в рамках промежуточного финансирования – за счет средств, вырученных от размещения облигаций с ипотечным покрытием. Главное, чтобы эта Программа была нацелена и адаптирована для средних и малых банков – целевую категорию партнеров АИЖК, поскольку крупные банки зачастую не заинтересованы в развитии рынка ипотечных ценных бумаг и используют иные механизмы финансирования.Комментируя заявления экспертов о прогнозируемой опасности торможения ипотечного рынка и недвижимости, председатель Комитета АРБ по ипотеке отметил, что завышенные требования банков к своим клиентам – застройщикам по соблюдению ими финансовой дисциплины и ответственности, определению и соблюдению доли их участия в реализуемых проектах и качеству строительства вполне оправданны особенно в посткризисный период и вместе с тем поддержал мнение экспертов о возможном смягчении этих требований в дальнейшем. Звучащие сегодня заявления о возможном дефиците жилья в ближайшие год-два вследствие фактической остановки строительства в кризисный период не лишены оснований и многое будет зависеть не только от развития проектного финансирования как отдельного направления деятельности банков, но и от эффективности их взаимодействия с другими участниками рынка и в первую очередь заинтересованными госструктурами. Их роль как потенциальных соинвесторов может существенно оживить рынок. Далее Андрей Крысин остановился на недавно разработанных нормативных документах регулятора рынка -^ Указания Банка России №2612-