В мифологии андрогины — мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки. Есть мнение, что в библейском рассказе о сотворении Богом Евы из ребра Адама отразился в искаженном виде миф о первоначальной бесполости первых людей.
Представляет интерес учение каббалистов, в котором говорится о некоей «левой» или «северной» стороне божества, которая имеет свою эманацию, и эманация эта состоит под знаком Самаэля, или Сатаны (евр. sān,āt — «противник в суде, в споре или на войне; наушник, подстрекатель»). Божественная полнота оказывается у них интегрирующей силу зла как один из своих моментов, причем внутри божества это даже не зло, но становится злом вне его. Греч. перевод евр. sān,āt — διάβολος (суфф. производное от διαβάλλω -«сеять рознь, ссорить; клеветать; обманывать, обольщать; предлог διά среди прочего указывает на разделение). В прологе книги Иова sān,āt сходит с небес, чтобы ввести человека в соблазн, испытать (ср.: искушение Христа), т.е. в конечном счете содействовать выполнению божьего замысла — »творить добро, всему желая зла”, как говорит Мефистофель в «Фаусте» Гете.
Черты двуполости — изображение божеств определенного пола с особенностями противоположного пола можно встретить в иконографии многих народов. Такова, например, бородатая Афродита и Афродита с мужскими половыми органами. Древние греки чтили в числе других богов Гермафродита — сына Гермеса и Афродиты, в нем совмещались женские и мужские черты (хотя, по логике мифа, именно Гермафродит должен быть отцом Гермеса и Афродиты). В пантеоне богов ведийской и брахманистской Индии выделяется Адити — божественная корова-бык, мать и отец богов. Там же видное место занимает Праджапати, создавший все из самого себя. Египетский бог Ра, совокупившийся сам с собой, породил других богов, людей и весь мир. Своеобразным вариантом андрогинов являются персонажи, предстающие то в мужском, то в женском облике. Так, небесное существо Пулуга (в андаманской мифологии) в южной части архипелага мужской природы, в северной — женской (подробнее: 1).
Платон в диалоге «Пир» (189с-193d) рассказывает миф об андрогинах, предках людей, сочетавших в себе признаки мужского и женского пола. Выглядели они комично: шаровидной формы, с восемью конечностями и двумя парами срамных частей. Подобно титанам, андрогины были страшны своей силой и посягали на власть богов. Зевс решил разрезать их пополам, уменьшив тем самым их силу и наглость вдвое. Основа этого мифа, возможно, имеет древнее происхождение, но в изложении Платона миф напоминает скорее пародию на этиологические мифы, и на самом деле служит введением в учение об Эросе(именно Эрот соединяет в басне разрезанные половинки андрогинов). Учение же об Эросе, которое развивается в «Пире» и в других диалогах, связано с такими понятиями как Единое, бессмертие души, истина и другими не менее интереснымивещами. Список литературы
1. Токарев С.А. Двуполые существа // Мифы народов мира. Т.1. М., 1991, с.358-359.