Англо-саксонская правовая семья

Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙСИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ)
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине «Теориягосударства и права»
 
Англо-саксонскаяправовая семья
Выполнила:
Студентка 1 курса
заочной формыобучения
Попова Е.П.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. История возникновения и распространения англо-саксонской системыправа. Государства, принадлежащие к англо-саксонской правовой семье
2 Основные черты и особенности англо-саксонской правовой системы,ставшей основой правовых систем государств англо-саксонской правовой семьи
3 Основные черты правовой системы Великобритании, как старейшейпредставительницы англо-саксонской правовой семьи
4 Характерные особенности правовой системы США, какпредставителя англо-саксонской правовой семьи
5.Основные черты правовой системы Австралии, как государствавходящего в англо-саксонскую правовую семью
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Своеобразие каждогогосударства, выраженное в особенностях обычаев, традиций, регулирующих жизньобщества, законодательстве, структуре юрисдикционных органов, правовомменталитете, сложилось исторически под влиянием многих факторов. Это привело кформированию в каждой стране самобытной правовой системы. Под правовой системойпонимают целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективнымизакономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимыйлюдьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижениясвоих целей.
Необходимо отметить, чтов теории государства и права существуют два понятия правовой системы — узкое иширокое.
Под узким понятиемправовой системы понимают национальное право, а под широким – широкаясовокупность национальных правовых систем, которые источников права, основныхправовых объединяет общность происхождения понятий, методов и способовразвития.
Любая правовая система (вшироком смысле) включает в себя ряд правовых явлений, которые можно условноразделить на три группы:
1)   юридические нормы, принципы иинституты (нормативная сторона);
2)   совокупность учреждений права(организационная сторона);
3)   совокупность правовых представлений,идей, взглядов в обществе (правовая культура).
Наряду с отличиями иособенностями в различных правовых системах  можно обнаружить много схожихэлементов, позволяющих объединять их в группы (правовые семьи) по рядупризнаков: историко-территориальному, национальному, идеологическому. Всовременном сравнительном правоведении существует множество подходов кклассификации правовых систем, однако, можно выделить два основных направления:концепцию « правовых семей» (ярко представлена в работе « Основные правовыесистемы современности» Р.Давида) и концепцию «правового стиля» (Цвайгерт К.«Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права»).
В основе классификацииправовых систем Р. Давида лежат два критерия: юридической техники иидеологический. По этим критериям Р. Давид выделяет три основные «правовыесемьи» (т.е. группы государств со схожими правовыми системами), а именно:романо-германскую, англо-саксонскую, социалистическую.
К. Цвейгерт используетдля классификации 5 факторов: 1)общность происхождения; 2)общность источников,форм закрепления и выражения форм права; 3)структурное сходство; 4)общностьпринципов регулирования общественных отношений; 5)единство терминологии, юридическихкатегорий и систематизации норм права. Ученый выделяет 8 правовых кругов.
Классификация правовыхсистем Р.Давида является наиболее популярной из-за простоты и лаконичности (меньшеколичество и самих правовых семей и Факторов, по которым они группируются), атакже по причине наиболее точного и полного охвата вопроса, стоящего передклассификацией.
В современной науке выделяютследующие правовые системы:1) англо-саксонскую (Англия, США, Канада, Австралия,Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы,Латинской Америки, некоторые страны Африки, Турция); 3)религиозно-правовую(страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм,иудаизм); 4)социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычногоправа (экваториальная Африка и Мадагаскар).
В данной работе будутрассмотрены государства с англо-саксонской правовой системой (правовая системав данном случае понимается в широком смысле), принадлежащие к англо-саксонскойправовой семье (по классификации Р.Давида). Правовые системы государств,относящиеся к одной правовой семье, помимо общности вышеперечисленных явленийимеют значительное количество отличий, что обусловлено особенностями исторического,что обусловлено особенностями исторического развития каждого конкретногогосударства.
Исходя из вышесказанного,в рамках данной работы будет рассмотрена не только общая характеристикаангло-саксонской правовой системы, но и особенности национальных правовыхсистем некоторых государств, входящих в англо-саксонскую правовую семью ипредставляющих интерес с точки зрения их самобытности и влияния на современныетенденции развития мирового права.

1.        Историявозникновения и распространения англосаксонской системы права. Государстваанглосаксонской правовой семьи
 
Невозможнорассматриватьправовую систему, характерную для государств одной правовой семьи не упомянув оеё исторических корнях. Именно общность генезиса (произрастание из одногодревнего государства, его правовых норм и принципов) является одним из важнейшихфакторов образования «правовой семьи».
Родоначальницей англосаксонскойсистемы права стала Англия после нормандского завоевания (1066г). В периодправления Генриха II сформировалась централизованнаясудебная система: королевские разъездные суды, решавшие дела с выездом на местоименем Короны. Вырабатываемые судьями решения, брались за основу другимисудебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так сложилось правилопрецендента, т.е.: однажды сформулированное решение становилось в последующемобязательным для других судей. Единая система прециндентов, общая для всейАнглии получила название «common law» или общееправо.
В решении судебных споровпринимали участие присяжные – свободные граждане из числа местных жителей, незнавшие зачастую прецедентов и актов короля, но отлично знавшие свои обычаи итрадиции. Воздействие на принимаемые решения этих норм и обычаев былосущественно, поэтому общее право Англии называют обычным или традиционным.
К концу XIII века возрастает роль статутногоправа. Правотворчество судей ограничивается актами короля и парламента (statutes). Статуты регулировали специальные, зачастуюочень узкие области права, где прецедентов было недостаточно. В то же время,судьи получают право интерпретировать статуты. Статуты достаточно быстроустаревали и их приходилось периодически обновлять (издавать новые акты,включавшие в себя необходимые на данном этапе нормы).
В XIV – XV веках, в связи с большими социальными изменениями в жизниобщества, появилась необходимость выйти за жесткие рамки сложившейся системыпрецедентов. Нарождающиеся рыночные отношения не находили отражения в старыхправовых формах и постепенно стал складываться особый порядок апелляции кмонарху, просьба рассмотреть дело « по справедливости», а не по прецеденту. Этаапелляция осуществлялась обычно через королевского канцлера, который решалвопрос о передаче жалобы королю. Вскоре и сама процедура разбирательства делапо существу переходит к лорд-канцлеру, и он становится самостоятельным судьёй.Так с рядом с общим правом сложилось « право справедливости»(Equity Law). Оно, как и общее является прецедентным, нопрецеденты созданы иным путем и охватывают иные отношения, чем общее право. ВАнглии существовало две самостоятельные системы судопроизводства: общего праваи права справедливости. После 1875 года обе эти системы слились в одну, и правосправедливости стало частью английского общего права.
В XIX – XX веках английская юриспруденция начинает уделять внимание материальномуправу, на основе которого выносятся решения в сфере общего права.
Основными тенденциями развитияанглийской правовой системы в данный период можно назвать стремление ксистематизации законодательной и нормативной базы и формированию болееэффективной судебной системы. На протяжении нескольких десятилетий были изданы законодательныеакты, консолидирующие правовые нормы по наиболее важным институтам гражданскогои уголовного права. Эти акты вбирали в себя в упорядоченном виде, нормы, преждерассыпанные ранее изданных правовых актах, а также некоторые положения,сформулированные в нормах прецедентного права. Таким образом, со временем былоконсолидировано большое количество актов, например, законы о семейныхотношениях(1875 г.), о партнерстве (1890 г.), о продаже товаров (1893 г. ) и другие.
На протяжении XX века среди источников английскогоправа существенно возрастает роль делегированного законодательства, особенно втаких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, атакже в отношении некоторых правил судопроизводства. Высшей формой делегированногозаконодательства является « приказ в Совете», издаваемый правительством отимени королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательстваиздаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочиюпарламента.
В ходе истории английскоеобщее право стало распространяться на территории государств, находившихся подвлиянием Британской империи.
Во время колонизации новыхземель английские переселенцы приносили с собой систему правовых норм,принципов, взглядов понятий о справедливости, характерных для общегоанглийского права того времени.
В последствии колонииобрели политическую независимость от метрополии и развитие национального правапошло в них своим путем, однако ядро правовой системы осталось тем же,характерным для англо- саксонской правовой системы. Это привело к образованиюбольшой правовой семьи государств – англо-саксонской.
В настоящее времяангло-саксонская правовая семья включает в себя правовые системы всех, занекоторым исключением, англоязычных стран: Англию и Уэльс (на территорииШотландии, островов Ла-Манша, острова Мэн и Северной Ирландии английское общееправо не получило распространения), США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию идругие. Огромное влияние английское общее право оказало на современныенациональные правовые системы Индии, Пакистана, некоторых государств Африки.
Необходимо отметить, чтов рамках стран англо-саксонской правовой семьи издавна идет конструктивноесотрудничество, многие прецеденты, выработанные английскими судами, сталидостоянием других государств либо учитывались их судьями, и наоборот.
В настоящий периодвремени продолжается процесс « суверенизации» государств с англосаксонскойправовой системой, который начался ещё в XVIII веке (со времен борьбы за независимость США).Современная система права США очень существенно отличается от системы,характерной для Великобритании. О своей правовой автономии заявили Канада и Австралия.Однако это не означает, что данные государства «уйдут» из уже формировались подвлиянием особых сложившейся правовой семьи, так как влияние английского праване ограничивается только прецедентами, оно включает характер и особенностиправовой деятельности, тип юридического мышления, используемые категории ипонятия.
 
2. Общие чертыангло-саксонской правовой системы, характерные для государств англо-саксонскойправовой семьи
 
Англо-саксонскую правовуюсистему, как и другие правовые системы, можно рассматривать с точки зрения трехкритериев, а именно:- нормативной стороны; — организационной стороны; — состороны культуры права (об этом уже говорилось во введении. Нормативная сторонаанглосаксонской системы права определяется наличием двух видов норм: законодательныхи прецедентных. Законодательные – правила поведения общего характера.Прецедентные – строго определенная часть судебного решения по данномуконкретному делу. Судебное решение состоит из :
— юридического заключенияпо делу и мотивировки, аргументации принятия этого решения («ratio decidendi»);
— и части носящейубеждающий характер « попутно сказанного» («obiter dictum”).
К прецедентной нормеотносят только первую часть судебного решения, а вторая часть являетсянеобязательной для других судей. Практически же достаточно трудно отличить однучасть от другой и для этого разработана целая система методов и приемов,эффективность которых подвергается сомнению.
В своих судебных решенияхюристы стран с английской системой права предпочитают не формулировать правилаобщего характера, т. к. у них существует презумпция неприменения широкихправовых принципов.
К источникаманглосаксонского права можно отнести судебные прецеденты (о которых ужеговорилось ранее), законы (статуты), обычаи, юридическую доктрину.
Прецедент долгое времябыл главной формой выражения и закрепления норм английского права. Прецедентысоздаются только высшими судебными инстанциями (Палатой лордов, Судебнымкомитетом Тайного совета (по делам государств – членов содружества), Апелляционнымсудом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецедентов не создают. Каждая судебнаяинстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом исозданным ею самой. Правило прецедента гласит: “ stare decsis” (решать так, как было решено ранее). В 1966 годуПалата лордов сделала заявление, в котором допускала возможность отмены ранеесозданных еюпрецедентов, в случае установленной необходимости. Это сталоисключением из жесткого правила прецедента.
Вторым источникоманглосаксонского права является статут (закон). Статут имеет приоритет передпрецедентом, т. е. может отменить его. Это не значит, что прецедент производенот закона. Напротив, закон реализуется через прецеденты. Всякий законодательныйакт конкретизируется посредством обязательных судебных решений. По сфередействия законы можно разделить на публичные (распространяются нанеопределенный круг субъектов и действуют на всей территории государства) ичастные (распространяются на отдельных лиц и территории). Выделяют такжеделегированное законодательство, т. е. акты, создать которые Парламентуполномочил других субъектов (правительство, королеву, министерства). Данныеакты имеют силу закона и являются обязательными для исполнения всемигражданами. Можно еще отметить так называемое автономное законодательство — актыместных органов власти, действующие на определенной территории, некоторыхучреждений, организаций. Такие законы обязательны для исполнения на местномуровне, членами организаций, их клиентами и т. п. Сила автономных актовуступает силе актов Парламента и делегированного законодательства.
Одним из источникованглийского права являются обычаи. По мнению юриста Э. Глассона, англо-саксонская система права основана, прежде всего, на обычаях и варварском праве.В настоящее время роль этого источника заметно уменьшилась, однако,исторически обычаи оказали очень большое влияние на правотворчество (см.раздел 1).
Особое место средиисточников англо-саксонского права занимает Юридическая доктрина. Некоторыелитературные источники имеют повсеместное признание и используются прирассмотрении конкретных судебных дел. К таким источникам можно отнести «Институцию» Кока, которая часто цитируется в судах (а именно судебныекомментарии, описание прецедентной практики).
По первому же критерию оценки(с нормативной стороны), необходимо отметить своеобразие структуры английскогоправа, в котором нет деления на публичное и частное. Деление прав по отраслямфактически отсутствует, или его границы размыты (нет деления наадминистративное, гражданское и право социального обеспечения). Это обусловленотем, что все суды имеют общую юрисдикцию, т. е. могут рассмотреть дела разныхкатегорий, и тем, что в английском праве отсутствуют отраслевые кодексы,характерные для романо-германской системы права.
Такая своеобразнаяструктура права повлияла на организационную сторону правовой системы, т. е. насовокупность правовых учреждений.
Основным правовым органомтрадиционно был суд, так как именно судебные органы формировали основнойисточник права – прецедент.
Законодательные органы, аименно Парламент, действуют также под воздействием институтов прецедентов иобычаев. Порядок принятия законов в английском Парламенте, например, находитсяпод влияние сильно устаревших обычаев. Исполнительные органы лишены правазаниматься нормотворчеством, за исключением случаев делегирования права нормотворчествапарламентом.
Если рассматриватьангло-саксонскую правовую систему с точки зрения правовой культуры, тонеобходимо отметить, что совокупность правовых взглядов, идей, понятий и представленийформировалась под влиянием особенностей процесса нормотворчества. А так какнормы образуются чаще всего путем принятия конкретных решений по конкретномуделу одним человеком. Следовательно, правовая культура общества основана не науважении к закону, хотя и это тоже присутствует, а на уважении к человеческойсправедливости, на которой основано принятие решения по делу.
В англо-саксонскойсистеме права сложилась формула « судебная защита предшествует праву», котораяи до сих пор определяет черты правопонимания, присущие данной правовой системе.
Своеобразие структурыправа, его источников наложило определенный отпечаток на понятия присущиеданной системе. В англосаксонской правовой системе отсутствуют понятия «юридическое лицо», «родительская власть», « подлог», «непреодолимая сила» идругие. Однако в ней существуют понятия «доверительная собственность», «встречноеудостоверение», «треспасс», «эстоппель» и т. д.
Кратко суммируя материалданного раздела, можно заметить, что англо-саксонское право – это « право судей».Юридическое регулирование строится на прецедентах (судебных решениях),юридическую суть и логически-юридические принципы которых суды обязаныприменять при рассмотрении аналогичных дел. Правовая система выражена не вабстрактных нормах, а носит характер открытой системы методов решенияюридически значимых проблем. Поэтому правовые системы государств, относящихся кданной группе можно отнести к нормативно-судебным. В массовом правосознаниитакая система права воспринимается, как « субъективное право», защищенноесудом.
 
3. Основные чертыправовой системы Великобритании, как старейшей представительницыангло-саксонской правовой семьи
 
Правовая системаВеликобритании на современном этапе развития продолжает сохранять многиеосновные черты, характерные для правовых систем государств, относящихся кангло-саксонской правовой семье: прецедентность (наличие в качестве источникаправа судебных решений); отсутствие кодифицированных полностью отраслей права;автономия судебной власти от любой иной власти в государстве; большое значениеимеет соблюдение процессуальных норм судопроизводства (т. к. они являютсясоставной частью механизма правообразования и правореализации).
Основные черты правовойсистемы Великобритании сформировались в результате сложных историческихпроцессов, о чем говорилось в разделе 1.
Сегодня Британское правопродолжает оставаться в основном судебным, что делает нормы права менееабстрактными и более гибкими, чем нормы романо-германской системы. Суды Англиирассматривают разные категории дел (гражданские, уголовные, торговые и др.) иимеют общую юрисдикцию.
В ходе рассмотрения делаанглийский судья должен выяснить, не было ли аналогичное дело рассмотрено ранееи в случае положительного ответа руководствоваться уже принятыми решениями.
Степень обязательностипрецедента зависит от иерархии суда, рассматривающего дело, и суда, чьё решениеможет стать в данном случае прецедентом. Решения высшей судебной инстанции –Палаты лордов – обязательны для всех судов. Апелляционный суд, состоящий изгражданского и уголовного отделений, обязан соблюдать прецеденты палаты лордови свои, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд (всеего отделения, включая и апелляционные) связан прецедентами обеих вышестоящихинстанций. Его решения обязательны для всех нижестоящих судов, а также влияютна рассмотрение дел в отделениях Высокого суда, не будучи строго обязательнымидля них. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всехвышестоящих инстанций, а их собственные решения не являются прецедентами. Неявляются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 году длярассмотрения особо тяжких уголовных преступлений. Таким образом, в английскомправе существует огромное количество прецедентов, разобраться в которых бываетдовольно трудно.
Прецедент может бытьотменен лишь вышестоящей организацией или парламентским актом, а самаорганизация не может отказаться от созданного ею прецедента. Однако, посколькуполное совпадение обстоятельств дела случается довольно редко, судья по своемуусмотрению может признать, сходны ли они, от чего зависит применение той илииной прецедентной нормы. Судья вправе констатировать совпадение обстоятельств итогда, когда они на первый взгляд, различаются. Если судья не находит никакогосходства обстоятельств, при отсутствии регламентации со стороны статутногоправа, судья сам создает правовую норму, становясь как бы законодателем. Извышесказанного понятно, что полномочия судьи распространяются на достаточноширокий круг вопросов.
Одной из проблеманглийского права являлось наличие слишком большого количества прецедентов. Поданным знаменитого историка английского права Поллока, описание прецедентов в1916 году составляло 6549 томов. Древнейшие из них были созданы ещё всредневековье.
Важную роль в системеобщего права сыграли судебные отчеты, которые собирались в «Ежегодниках»начиная с конца XIII века, с XVI века они были заменены сериямичастных отчетов, составителями которых нередко становились виднейшие английскиеюристы. С 1870 года издаются «Судебные отчеты», содержащие решения высшихсудов, на которые обычно и ссылаются, как на прецеденты в последующих судебныхинстанциях.
Большое значение наряду ссудебной практикой придается в правовой системе Англии статутному праву (законыи разного рода подзаконные акты, принятые во исполнение закона), причем роль ихв последнее время возрастает. Это обусловлено развитием международногосотрудничества и вступлением Великобритании в Европейское экономическоесообщество.
Закон (статут) поклассической английской доктрине играл в правовой системе второстепенную роль,внося лишь коррективы или дополнения в судебную практику. Теперь положение изменилось,и закон фактически играет ту же роль, как и аналогичные источники наевропейском континенте.
Ежегодно английскийпарламент издает до 85 законов. За его многовековую деятельность числодействующих актов превысило 3000. Формирование закона под воздействием судебнойпрактики оказывает прямое влияние на его структуру, казуистический характеризложения норм.
На современном этаперазвития, английское право имеет тенденцию к избавлению от архаичных форм и всеактивнее рассматривает кодификацию, как метод формирования правовых норм.
Проблема систематизациизаконов встала перед юристами ещё в конце XIX века. С 1870 по 1934 годы парламент принял 109законов консолидации (новых, более обширных специальных законодательств,основанных на модернизации старого материала статутов). Таким образом, в Англиипочти незаметно приблизились к методам континентального законодательства.Примером может служить закон по коммерческому морскому праву (включает 748параграфов), специальные законы по вексельному, торговому праву. В первуюочередь модернизируются те области права, которые имеют большое значение дляпроизводства и торговли, основанных на идеях либерализма.
В 1925 году центральнаячасть имущественного права была реформирована благодаря Закону о собственности(PropertyAct). Были радикально упрощены формыпередачи прав и отменены многочисленные права пользования, возникшие ещё прифеодализме. Отличием английского права является правовой титул « поместье,наследуемое без ограничения» (“ fee simple absolute in possession “), которое во всем основномсоответствует французскому или германскому праву землевладения, но в теории являетсялишь « субправом землевладения» по отношению к королевскому «сверхправу».Итак,английское земельное право и в настоящее время основано на феодальныхсредневековых принципах.
Семейное правоподверглось изменению в конце XIXвека. В 1893 году закон о собственности замужних женщин позволил им обладатьтакой же имущественной правоспособностью, как и муж и равным с ним правом заключатьдоговор. Закон о браке (The MarriageAct) 1823 и1893годов и Закон осупружеских делах (The Matrimonial Cases Act) 1857года несколько расширили возможности дляразвода. Но еще в начале XXвека законодательство о разводе было настолько ограниченным, что быларазработана обстоятельная система его обхода путем фиктивного нарушениясупружеской верности.
Необходимо отметить, чтопроблема соотношения закона и судебного прецедента в Англии своеобразна. Законможет отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдаетсяпервому. Однако, правоприменительный орган связан не только текстом закона, нои тем толкованием, которое было дано ему в предшествующих судебных решениях (прецедентахтолкования). Поэтому в Англии вместо текста закона чаще цитируется текстсудебных решений, в которых он был применен.
Некоторые авторы считают,что в Англии нет писаной конституции, а то, что англичане называютконституцией, на самом деле комплекс норм законодательного и судебногопроисхождения, призванных ограничить произвол власти и обеспечивающих права исвободы личности. Среди законодательных актов такого характера следуетупомянуть « Хабеас корпус акт»(1679), и «Билль о правах» (1689), в которыхсформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся кгосударственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемогов уголовном процессе и др.
Обращая внимание на организационнуюсторону правовой системы Великобритании, необходимо отметить, что характернойеё чертой является автономия судебной власти от любой иной. Этим обусловленоотсутствие таких органов как прокуратура и отсутствие административной юстиции.Существует система судов со строгой иерархией(о которой упоминалось выше). Всесуды относятся к общей юрисдикции.
Законотворчествомзанимаются высшие суды и парламент. Исполнительные органы власти(правительство,министерства) не имеют права создавать законодательные акты (исключениемявляются так называемые делегированные законодательства).
Превосходство судебнойвласти в Английской правовой системе является как бы контрбалансом в отношенииисполнительной и законодательной власти. Так как эта ветвь власти являетсянезависимой и придерживается принципа верховенства закона. П.Г. Виноградов всвоей работе «Очерки по теории права» отмечает, что: « хотя превосходствосудебной власти время от времени нарушается отменой решений высшими судами, этоделается с величайшей осторожностью, ибо признается, что важно не только найтиправильное решение юридической проблемы, но и придерживаться однажды принятыхрешений, чтобы не сбивать с толку публику и юристов. Существует изречение, чтов области права уверенность более важна, чем справедливость».
Подобное изречениедостаточно точно характеризует определенные аспекты правовой системыВеликобритании, которые касаются правовой культуры. Описывая правосознание вбританском обществе, можно привести часто встречающееся мнение, что в Англии,как ни в каком другом государстве, можно делать что угодно, не подвергаясьрасспросам, упрекам, не вызывая сплетен и даже не привлекая удивленныхвзглядов. Однако, при любом правонарушении, путь от полицейского до суда и отсуда до тюрьмы здесь куда короче, чем где-либо.
Подводя итог данногораздела, необходимо сказать, что правовая система Англии, носящая самобытныйхарактер, в силу особенностей своего становления и развития, является одной изнаиболее эффективных правовых систем современности и продолжает оказыватьдостаточно ощутимое влияние на законодательства стран англо-саксонской правовойсемьи и стран, относящихся к другим правовым системам.
4. Характерныеособенности правовой системы США, как представителя англо-саксонской правовойсемьи
На территории СевернойАмерики англосаксонское право было распространено переселенцами из Англии.Обычаи и традиции местного населения (индейцев) игнорировались, как нечточуждое и нецивилизованное. Однако английское право претерпело в колониях довольнозначительные изменения. Это было связано с новыми условиями и с тем, что вНовом Свете отсутствовал феодальный уклад. Потребность в регулировании новыхотношений, складывавшихся в колониях, способствовала утверждению идеи онеобходимости создания кодифицированного права.
На первых порах колонистыруководствовались общим правом, но лишь в той мере и до тех пор, пока оно обеспечивалостабильное существование прав на землю и имущество и оберегало священное дляних право собственности, которое представлялось для них пьедесталом свободы.Позднее главным инструментом в руках колонистов стало частноправовое учение, позаимствованноеу английских землевладельцев, мелких предпринимателей и небогатых торговцев. Вамериканском обществе, где крупные и влиятельные землепользователи, ибизнесмены на свой вкус и во имя собственной выгоды постепенно устанавливалиудобные им порядки, юристы умело приспосабливали и частное право дляобщественного блага.
Нечто подобноепроисходило и с правом справедливости. Изначально задуманное в интересах новогокласса коммерсантов, оно было призвано помочь им вырваться из-под гнетаобычного права, несшего на себе печать феодальной косности. В США правосправедливости превратилось в своего рода « суд совести» со своими судьями (канцлерами),своими учениями (доктрина доверительной собственности) и своими судебнымипостановлениями и «запретительными решениями» (injunctions). Но в США, за исключениемнескольких штатов, одни и те же юристы стали заседать как в судах, применявшихзаконы, так и в судах справедливости, хотя в Англии доктрины и процедуры судасправедливости имеют, куда больший вес в тех в делах, где речь идет опредпринимательстве, наемном суде и собственности.
Право США, так же как иангло-саксонское право, в качестве основных источников включает: обычаи итрадиции: законодательство, которое в самом широком смысле называют статутнымправом и прецедентное право, создаваемое судами.
Первоначально главнуюроль в формировании мировоззрения колонистов играло именно обычное право иправо справедливости как совокупность нравственных и религиозных представленийоб общем благе и естественной справедливости.
Однако рецепция общего истатутного права Англии в США происходило в довольно своеобразной манере. Ссамого начала колонисты стремились адаптировать английское право к условиямамериканского континента, так непохожего на Англию. И хотя, как и в Англии, всистеме американского права сосуществуют обычаи, законы, прецеденты, все этиисточники подверглись значительному изменению. В итоге американцам удалосьпреодолеть застойный, консервативный характер английского права, создатьсобственную правовую систему, в условиях которой каждый из источников получилновое качество. Обычное право в условиях США стало гораздо более восприимчивымк обновлению. Оно постоянно наполнялось новой социальной практикой и обычаямипоселенце, многие из которых происходили не из Англии, а из других европейскихстран (Германии, Франции, Ирландии, Голландии, а позднее Италии и России).
Более 150 лет длилсяколониальный период развития общего права в США (с момента высадки первыхпоселенцев и до американской революции 1787 года). В течение этого временисосуществовали, взаимодействовали выходцы из разных стран, часто говорившие наразных языках, со своими привычками, взглядами, обычаями. Общий интересзаключался в том, чтобы дать больший простор для распределения земельнойсобственности и для первоначального накопления капитала. Косное и своекорыстноепредставление о праве владения и распоряжения собственностью характерное дляанглийской земельной аристократии было неприемлемо для мировоззренияколонистов. Неизбежен стал конфликт между поселенцами и английской колониальнойадминистрацией.
Англия контролировалажизнь колоний лишь теоретически, т.к. их жители признавались подданными британскойкороны. В действительности королевская администрация находилась на слишкомбольшом расстоянии от своих подданных и не могла осуществлять эффективныйконтроль за ними.
Своеобразие американскоговарианта общего права постепенно становилось все более заметным. Прецедентноеправо постепенно отдалялось от английского прецедентного права благодарядеятельности судебной магистратуры. Хотя сам порядок вынесения решений вамериканских судах, основанный на изучении ранних прецедентов, ближе канглийскому, чем к континентальному.
Провозглашениенезависимости выдвинуло на первый план идею создания самостоятельногоАмериканского права, «порывающего» со своим английским прошлым. Принятиефедеральной конституции 1787 года и конституций штатов, вошедших в состав США, явилосьпервым и важным шагом на этом пути. В ряде штатов были приняты уголовные,уголовно-процессуальные и гражданские процессуальные кодексы. Были запрещеныссылки на английские судебные решения, вынесенные до провозглашения независимости.Однако принятие принципов континентальной системы права не произошло. Лишьнекоторые штаты, бывшие ранее французскими и испанскими колониями (Луизиана,Калифорния), приняли кодексы романского типа. Законы большинства штатов прямоговорили, что общее право является действующим. В целом в США сложиласьдуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право вовзаимодействии со статутным, при приоритете прецедента.
Для американского, как идля английского юриста, право – это, прежде всего судебная практика. Нормызакона входят в систему права лишь после того, как будут неоднократноистолкованы судьями. В американских судах, как и в английских, ссылаются не назаконы, а на судебные решения, в которых они были применены.
Однако Верховный суд СШАи апелляционные суды штатов не считают себя, безусловно связанными своимипрошлыми решениями. Американские судьи в своих решениях не соблюдают так строгоправило прецедента, как их английские коллеги. По их мнению, жесткостьпрецедента создает излишнюю сложность в принятии взвешенных решений. С начала20 века широкое распространение в судебных органах всех уровней получили идеиР. Паунда и О. Холмса о необходимости спасти «книжное право» от рутины изаменить его правом в действии. Верховный суд США, окружные апелляционные судыи суды штатов всех уровней не считают себя связанными своими прежнимирешениями. Отменяя устаревшие прецеденты, эти суды могут по своему усмотрениюотвергать прецедент ретроспективно или только на будущее.
Существенное отличиеправа США от английского обусловлено федеральной структурой США. В пределахсвоей компетенции, которая достаточно значима, штаты создают своёзаконодательство и свои многочисленные прецеденты. В С ША существует фактически51 система права (по одной на каждый штат и одна – федеральная). Несмотря набольшое значение федерального законодательства, граждане и юристы в первуюочередь пользуются правом штатов.
Юрисдикция судов каждогоштата осуществляется вне зависимости от юрисдикции другого штата. Решения,принятые судами одного штата могут совершенно отличаться от решений судовдругого штата по одному и тому же делу. Нередки случаи принятия совершеннопротивоположных решений судами разных штатов по аналогичным делам. Ежегодно вСША публикуется более 300 томов судебных прецедентов. Несмотря на развитиекомпьютерной техники, поиск необходимого прецедента очень осложняетсямногочисленностью прецедентов.
Законодательства штатовзначительно отличаются друг от друга. Отличаются меры уголовного наказания заодно и то же преступление, устанавливается режим общности или раздельностиимущества супругов и так далее. Подобные явления делают правовую систему СШАочень сложной и запутанной.
Одна из самых важныхособенностей правовой системы США состоит в контроле судов законституционностью законов. Верховный суд США, Верховные суды штатов могутпризнать тот или иной закон неконституционным. Судебные органы федерации иштатов осуществляют также контроль за конституционностью актов примененияобщего права.
Любое судебное решениеможет быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционнойнорме. Этот правовой институт весьма важен как средство заставить судебныеинстанции уважать основные принципы права и обеспечить тем самым единство правовойсистемы США.
В правовой системеСоединенных Штатов законодательство более значимо и весомо, чем в английскомстатутном праве. Существующая уже более двухсот лет
Федеральная конституция иболее молодые конституции штатов играют важную роль в регулировании жизниобщества. Каждый штат имеет большое количество своих собственных законов, таккак обладает широкой законодательной компетенцией и активно её использует.Значительный рост Федерального законодательства был обусловлен усилениемтенденций к централизации государства. Государственное вмешательство вэкономику привело к расширению правотворчества высших звеньев исполнительныхструктур (президента, федеральных служб и так далее).
Еще одной отличительнойособенностью законодательства США является наличие в ней кодексов, ранеенеизвестных в английском праве. Во всех штатах действуют уголовные кодексы, внекоторых уголовно-процессуальные, в 25 штатах – гражданские процессуальные, вдругих – гражданские кодексы. В штате Луизиана действуют кодексы европейскоготипа, а в других штатах эти кодексы разительно отличаются от Романо-германских.В своих кодексах американские законодатели стремились воспроизвести прежниенормы, созданные путем судебной практики, объединить прецеденты, сделать ихосновой законодательства.
Одной из форм кодификациив праве США явилось создание типовых для штатов, единообразных законов икодексов, позволяющих установить максимальное единство в тех областях права,где существует подобная необходимость. Проекты таких законов и кодексовподготавливаются специальным органом – Общенациональной комиссией. В комиссиювходят представители всех штатов, с ней сотрудничают Американский институтправа и Американская ассоциация адвокатов. Далее проект проходит процедуруофициального утверждения штатом. Среди кодексов такого типа первым и наиболее известнымстал Торговый кодекс, который содержит четыреста статей. Первоначально он былвыработан в 1952 году, а потом пересмотрен в 1958 и 1962 годах. В настоящеевремя этот кодекс принят практически во всех штатах. Также были созданы кодексыпо уголовному праву, уголовному процессу и по доказательному праву. Однакоприменение закона, которое зависит в США от судебных прецедентов, возможно, всеже будет отличным в разных штатах.
Увеличение количествазаконов в США остро ставит вопрос об их систематизации, приведении в порядокдля удобства пользования и применения. С этой целью был издан ряд сборниковчастных и официальных охватывающих федеральное законодательство илизаконодательство штатов. Существует, например Кодекс законов США,представляющий собой систематизированное собрание действующих законовфедерации.
Важным фактором,обусловившим качественно новую роль судебных решений в США можно назвать тофакт, что Конституция США имеет прямое действие и в отличие от английскихсудов, американские, при толковании отдельных казусов, обращаются к её тексту.Поэтому в выборе судебных решений в США существует гораздо больший диапазон ибольшая гибкость в выборе санкций. Объем компетенции судебной власти в СШАзначительно превышает компетенцию соответствующих судебных инстанций в Англии,Канаде или во Франции. В ряде случаев суды федерации и отдельных штатов решаютспоры, требующие политической оценки и решения на уровне государственныхинтересов. Судебную систему возглавляет Верховный суд США, деятельностькоторого наполняется глубоким политическим содержанием. Верховный суд впроцессе своей судебной деятельности осуществляет функцию конституционногонадзора и может решать не только судьбу дела на основании закона, но и судьбузакона (его соответствие Конституции).
Верховный суд СШАявляется не только гарантией авторитета и независимости судебной власти, но ислужит важным инструментом урегулирования основных политико-юридическихпроблем, которые возникают в отношениях между федерацией и штатами, междуцентром и местной администрацией, между законодательной и исполнительнойвластью. С этой точки зрения, даже законотворческий процесс США находится подбдительным контролем высшей судебной инстанции. Девять членов Верховного судане занимаются разработкой законов, но имеют существенную возможность повлиятьна осуществление законодательного процесса.
Для государствангло-саксонской правовой семьи роль судей в развитии юридической доктрины былаи остается очень значимой. В Соединенных Штатах огромно влияние юристов наполитико-правовой процесс. Роль корпорации судей и профессиональных юристовдостаточно велика, так как федеральная конституция и конституции штатовустанавливают разграничение федеральной власти и законодательных органов штатови неукоснительно гарантируют определенный минимум прав и свобод. Толкованиемэтих конституций всегда занимались суды.
Ещё в XIX веке в США возникла правоваядоктрина о том, что суды имеют право не принимать во внимание любойзаконодательный или исполнительный акт, если сочтут его противоречащимфедеральной конституции или конституции штата.
В 1920-1930 годахсудебная корпорация была нередко враждебно настроена против новых законов,защищающих появление нового управленческого аппарата на уровне штата, которыйсмог бы достигнуть социальной справедливости без традиционных методовсудопроизводства и юридических категорий. Время показало, что судебныерасследования установленных законом управленческих действий достаточноэффективны как для контроля выполнения должностными лицами своих обязанностей,так и для защиты личности от оскорбления чиновников.
Необходимо отметить, чтотрадиция разрешения споров и конфликтов при помощи компромиссов (прирассмотрении гражданских дел) явилась также достаточно ценным достижениемсудебной практики. В настоящее время эта традиция стала отправной точкой длярешения проблем социального взаимодействия.
Говоря об особенностяхАмериканской правовой системы, необходимо отметить, что особое место всовременном правосознании Американцев, в правовой культуре общества занимаетКонституция США. Существующая более двухсот лет, Американская конституцияэластична до такой степени, что даже её неполнота и возможность разныхтолкований, в конечном счете, стала ее преимуществом. Даже внесение в текстпервых поправок, ничуть не уменьшило ее конструктивное величие и американцы досих пор чтят Конституцию как народную святыню, почти как Библию.
Однако, несмотря навнесение поправок, в Федеральной конституции до сих пор в ней остается рядспорных моментов. Одним из них остается вопрос о разграничении полномочийКонгресса и правительственной администрации в вопросах текущегозаконодательства. Многие из полномочий Конгресса периодически узурпировалисьпрезидентом под предлогом решения срочных национальных проблем. На этот путьвстал еще Авраам Линкольн, когда стал проводить в интересах государства многое,что не покрывалось буквой закона.
Одно из наиболеепочитаемых и важных правил, лежащих в основе американской правовой системы –это выборность главы исполнительной власти. Для американцев идея выборногоподконтрольного правительства не теория, а осязаемая всеми реальность.Правительство формируется из наиболее авторитетных и компетентных представителейобщества. Назначенные на официальные посты на точно фиксированный срок лицарассматриваются, как временно стоящие во главе учреждений в результатесвободного волеизъявления народа, что влечет за собой ответственностьправительства перед Конгрессом и перед народом за все предпринимаемые действия.
Суммируя материал,изложенный в главе, можно отметить, что отличительными чертами своеобразной правовойсистемы США, сложившейся благодаря многочисленным факторам (историческим игеографическим) являются: — качественное преобразование общего права, правасправедливости и полное обновление статутного права (кодификация),заимствованных из английской правовой системы;- наделение судебной власти большимиполномочиями, в том числе функцией контроля за законодательным процессом (Верховныйсуд США); — наличие огромного массива законодательств, связанное с федеративнымстроением государства; — своеобразие правовых систем различных штатов и ихотносительная правовая автономия; — наличие Конституции в качестве источникаправа и фактора определяющего правосознание граждан; — выборность какзаконодательной, так и исполнительной власти и их отчетность перед гражданамигосударства; — относительная стабильность и созидательная способность правовойсистемы.
5. Основные чертыправовой системы Австралии, как государства входящего в англо-саксонскуюправовую семью
Правовая системаАвстралии формировалась под решающим влиянием англосаксонского права, так как втечение долгого времени Австралия входила в число британских колоний. Основнымиюридическими источниками в Австралии являются сформулированное в прецедентахобщее право и законодательные акты. Нормы общего права стали непосредственноприменяться на территории Австралии с 1788 года. Позже британскими властямибыло принято постановление об обязательном применении норм общего права ипарламентских актов, действовавших в Англии на 25 июля 1828 года, на территориивсех колоний в Австралии. В дальнейшем колонистам была предоставлена формальнаявозможность формирования собственной правовой системы. Тем не менее, напротяжении более ста лет в Австралии в значительной мере копировались решенияанглийских судов и акты британского парламента. Постановление о сохранении вАвстралии действия норм английского права на 25 июля 1828 года привело к тому,что там до сих пор могут применяться некоторые акты парламента, которые былиотменены как устаревшие в самой Великобритании.
Отличительная особенностьавстралийского общего права состоит в том, что оно является единым для всехшести штатов и двух территорий (Северной и Австралийской столичной), чегонельзя сказать о законодательстве. В США, например общее право, являетсяразличным в каждом штате. Главную роль в обеспечении единства австралийскогообщего права играет Верховный суд Австралии, решения которого по вопросам,принятые по жалобе на постановление суда любого штата, обязательны для всехсудов Австралийского Союза.
Прецедентами вавстралийской системе общего права признаются только решения Верховного судаАвстралии и верховных судов штатов и территорий. Этим прецедентам обязаныследовать все нижестоящие суды. Сами верховные суды в Австралии не считают себясвязанными своими решениями.
Влияние английскогообщего права на систему общего права в Австралии было очень велико до 1960-хгодов. При принятии решения предпочтение отдавалось постановлениям британскихапелляционных судов или палаты лордов перед постановлениями австралийскихсудов. Только в последние десятилетия австралийское общее право пересталорассматриваться как часть британского. Это было закреплено решением СудебногоКомитета по делам государств Содружества и решениями ряда австралийских судов.
ЗаконодательствоАвстралии включает в себя законы Австралийского Союза (изданные егопарламентом), законы отдельных штатов, подзаконные акты исполнительныхвластей. Конституция Австралии распределяет компетенцию в регулировании правовыхинститутов между Союзом и штатами так, что существенная часть из них регулируетсязаконодательством штатов, часть в сфере компетенции и штатов и Союза (приприоритете законодательств Союза) и самая существенная и важная часть – висключительной компетенции Союза. Законодательством штатов регулируются: — право земельной и других видов собственности; — договорное право; — дела обответственности за причинение вреда; — условия труда наемных работников и т. д.в исключительном ведении Союза находятся: — законодательство, регулирующееюрисдикцию судов и некоторые другие вопросы правосудия; — законодательство повопросам найма и увольнения; законы о пенсионном обеспечении; — законы о бракеи разводе (кроме некоторых частных вопросов); — банковское право; — законы обавторском праве. Необходимо отметить, что в большинстве штатов издаютсяполуофициальные сборники действующих законов.
ЗаконодательствоАвстралии на настоящем этапе подвергается реформированию.
Для этого во всех штатахсозданы соответствующие комиссии, вносящие на рассмотрение парламентов штатовпредложения по пересмотру действующих законов. В начале 70-х годов была созданаобщеавстралийская комиссия с целью пересмотра, упрощения и модернизации законов,которые находятся в юрисдикции Союза. Результатом работы комиссии сталопринятие ряда законов: о жалобах на действия должностных лиц, о борьбе сраспространением наркотиков, о страховании, по вопросам приобретения земли.
Основные отраслиавстралийского права, в том числе и гражданское право, не содержат существенныхотличий от британского. Исключением являются лишь нормы, относящиеся кземельному праву и отчасти к трудовым отношениям. Отличающиеся от английскихзаконы были приняты в связи со спецификой местной природы: в Австралии, гдебольшую часть территории занимает пустыня стоимость участка земли частоопределяется наличием на нем воды, а не его размерами. Также большое влияние напринятие отличных от английских законов о государственной регистрации правасобственности на земельные участки сыграло наличие месторождений золота ивспыхивающие время от времени «золотые лихорадки». Особенности в трудовомзаконодательстве Австралии были вызваны тем, что государство развивалось вусловиях постоянного повышенного спроса на рабочую силу. В 1988 году был принятфедеральный Закон о трудовых отношениях, который предусматривает активноеучастие правительства в регулировании конфликтов между предпринимателями иработниками, прежде всего на стадии заключения трудовых договоров. В законепредписывается создание Австралийской комиссии по трудовым отношениям, стимулируетсяразвитие профсоюзов, регламентируются их отношения со своими членами.
В 1989 году был принятзакон о корпорациях, который регулирует деятельность компаний на территориистраны. Он стал результатом усилий правительства Австралии направленных назащиту интересов покупателей от недобросовестных продавцов и рядовыхпотребителей от произвола крупных корпораций.
На территории Австралиибольшое внимание уделяется защите окружающей среды от всякого рода загрязнений.В связи с этим принимаются федеральные акты в этой сфере и новыезаконодательства на уровне штатов (Закон об охране вод от загрязнения нефтью идругими вредными веществами 1989 года в штате Южная Австралия). Применение вподобных делах общего права тоже имеет место. Использование законов, возникшихв средневековой Англии для защиты прав землевладельцев часто создаетпротиворечивые ситуации. Например, суд отказывает в принятии иска кпредпринимателю от группы борцов за защиту природы, если хотя бы один из них неявляется землевладельцем, понесшим конкретный имущественный ущерб.
Одной из своеобразныхотраслей законодательства Австралии является система норм регулирующихположение коренных жителей Австралии – аборигенов. Первоначально Конституция признавалаза ними только избирательные права, но в 1967 году они были формально признаныполноправными гражданами. В 1968 году было создано федеральное министерство поделам аборигенов (в некоторых штатах такие министерства тоже были созданы). В1973 году был создан Национальный консультативный комитет аборигенов, состоящийиз представителей коренного населения, но он не получил реальных полномочий. Запоследние годы были приняты законы, предоставившие аборигенам права на землю ихгражданские права нередко отстаивают и представители официальных органоввласти. Однако, проблемы коренного населения все ещё далеки от разрешения.
Характернымиособенностями отличается уголовное право Австралии. Ведущая роль принадлежитздесь УК штата Квинселенд1899 года. Этот кодекс был разработан дляВеликобритании в 1877 году известным юристом Стифеном, но так и не сталанглийским законом. Этот же кодекс был переиздан в 1913 году для штата ЗападнаяАвстралия, а в 1924 – для штата Тасмания. Уголовный кодекс штата Квинселенднаряду с уголовным кодексом Индии 1860 года послужил образцом при составленииУголовных кодексов для колоний Англии в странах Африки. Основные видынаказания, предусмотренные уголовными законами федерации и штатов – лишениесвободы, условное осуждение и штраф. Смертная казнь отменена во всех штатах в1985 году. В качестве наказания применяется периодическое заключение, а такжепрактикуется временное освобождение для работы в конце срока отбываниязаключения.
Основные исследования вобласти права в Австралии сосредоточены на кафедрах юридических наук вуниверситетах Австралийских штатов, за исключением штатов Виктория, Новый ЮжныйУэлс, Южная Австралия.
Австралийская судебнаясистема включает в себя федеральные суды, суды отдельных штатов, некоторыеспециальные судебные учреждения со строго определенными весьма ограниченнымифункциями. И суды штатов, и федеральные суды могут рассматривать дела как всоответствии с законодательством федерации, так и штата. Федеральные судысозданы лишь в качестве высших судебных органов и для выполнения судебныхфункций в Австралийской столичной и Северной территориях. В конце 1970 годовбыли созданы Семейный Суд Австралии (1975 год) и федеральный судАвстралии(1976года). Высокий суд Австралии рассматривает вопросы, связанные столкованием Конституции, дела в которых Австралийский Союз выступает в качествеодной из сторон, споры между штатами, жалобы на действия некоторых федеральныхчиновников, некоторые уголовные преступления, предусмотренные законодательствомСоюза. Высокий суд состоит из председателя и шести членов. Уголовные дела могутбыть рассмотрены и одним членом Высокого суда единолично. Помимо того Высокийсуд Австралии выполняет функции апелляционного суда при рассмотрении жалоб налюбые решения, приговоры судов, осуществляющих федеральную юрисдикцию, а такжена соответствующие постановления верховных судов и других судов штатов.
Подводя итог всему, чтобыло сказано в данной главе, необходимо отметить, что правовая системаАвстралии обрела свою автономию от британской сравнительно недавно, чтоналожило на неё определенный отпечаток: это и наличие в качестве источниковправа прецедентов (иногда совершенно архаичных выработанных еще в Англии впериод средневековья), и действие английского единого общего права натерритории всех штатов, и использование в качестве источника уголовного праваштатов кодекса разработанного британским юристом для Великобритании. Однако, хотяреформирование и развитие правовой системы Австралии происходит не слишкомбыстро, правительство государства делает существенные усилия в этомнаправлении: принятие обновленных законодательств как федеральных, так и дляштатов, создание дополнительных судебных органов (федеральные суды, семейныйсуд), разработка относительно новых для Австралии отраслей права как законодательствоо защите окружающей среды, законодательство о защите прав коренного населенияАвстралии, закон о борьбе с распространением наркотиков и другие. В целомправовая система Австралии является самобытной и обеспечивает достаточностабильное регулирование различных сторон жизни австралийского общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные в ходеданного исследования примеры функционирования правовых систем государствангло-саксонской правовой семьи наглядно показывают, что взятое первоначальноза основу английское право, входе исторического развития, на территории бывшихбританских колоний получило качественно новое развитие и претерпело гораздобольше прогрессивных изменений, чем на территории собственно Великобритании.Государства англо-саксонской правовой семьи хоть и сохранили в своем правехарактерные для английского права черты: источники права, развитую судебнуюсистему, особый тип юридического мышления, все же сумели построить самобытныенациональные правовые системы, которые в некоторых аспектах превзошли системупородившую их первоначально. Следует отметить, что более гибкая и восприимчиваяк нововведениям Американская правовая система, несомненно, способствоваласозданию стабильного государства на территории США.

Литература
1.Теория государства и права. Учебник для вузов. 2-е издание.
Под редакцией профессора КарельскогоВ.М. М.: изд-во: НОРМА,2003.
2Алексеев С.С. Теория права. Доработанное издание. М.: изд-во«БЕК»,1995 год.
3. Всеобщая история государства и права. Под редакцией БатыраК.И., М.: «Былина» 1995 год.
4.Берман Г.Дж. Западная традиция права. М.: МГУ 1994г.
5.Давид Р. Основные правовые системы современности. М.:1988г
6.Кросс Руперт. Прецедент в английском праве. М.: Юрлит, 1985
7. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник.М.: Юрлит
1993г.
8.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическаягеография мира.
М.: Юрлит. 1993
Публикации в периодических и продолжающихся изданиях
9… Козочкин И.Д. Реформа американского права. Государство иправо
1993 №9.
10… Максимов А.А. Прецедент как один из источникованглийского права.
Государство и право.1995 № 2.