Анию муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов (городских округов) из бюджета Тульской области, Постановлением администрации Тульской области от 01

Тульская область Муниципальное образование Богородицкий район Администрация Постановление от 25 февраля 2009 г. № 109 «Об утверждении муниципальной целевой Программы реформирования муниципальных финансов муниципального образования Богородицкий район на 2009-2011 годы»В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти муниципального образования Богородицкий район и повышения качества управления муниципальными финансами в соответствии с Постановлением Администрации Тульской области от 10 июля 2008 года N 378 “Об утверждении положения об условиях предоставления, распределения и расходования субсидий по реформированию муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов (городских округов) из бюджета Тульской области,” Постановлением администрации Тульской области от 01.09.2008 N 500 “О проведении в 2008-2009 годах конкурсного отбора муниципальных районов (городских округов) Тульской области для предоставления субсидий по реформированию муниципальных финансов”, руководствуясь Уставом муниципального образования Богородицкий район, Постановляю:1. Утвердить муниципальную целевую Программу реформирования муниципальных финансов муниципального образования Богородицкий район на 2009-2011 годы (прилагается).2. Отделу по работе с населением и связям с муниципальными образованиями администрации муниципального образования Богородицкий район (Ефименко В.В.) опубликовать постановление в средствах массовой информации.3. Постановление вступает в силу со дня подписания. Пресс-релиз Программы подлежит опубликованию в газете «Богородицкие вести», полный текст подлежит размещению на официальном сайте органов местного самоуправления Богородицкий район. Глава администрации муниципального образования Богородицкий район Б.Ф. Горбенко Приложение к Постановлению администрации муниципального образования Богородицкий район от 25 февраля 2009 № 109^ Муниципальная целевая программа«Реформирования муниципальных финансов муниципального образования Богородицкий район на 2009-2011 гг.»ПаспортМуниципальной целевой программы «Реформирования муниципальных финансов муниципального образования Богородицкий район на 2009-2011 гг.» Наименование программы Муниципальная целевая программа «Реформирования муниципальных финансов муниципального образования Богородицкий район на 2009-2011 гг.» (далее программа реформирования) Основание для разработки программы реформирования Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»; Постановление администрации Тульской области от 10.07.2008 года № 378 «Об утверждении Положения об условиях представления, распределения и расходования субсидий по реформированию муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов (городских округов) из бюджета Тульской области» (с уточнениями); Распоряжение администрации муниципального образования Богородицкий район от 16.10.2008 года № 100-р «О подготовке Программы реформирования муниципальных финансов Богородицкого района» Заказчик программы Администрация муниципального образования Богородицкий район Основной разработчик программы Финансовое управление администрации муниципального образования Богородицкий район Основные исполнители программы Администрация муниципального образования Богородицкий район, структурные подразделения администрации муниципального образования Богородицкий район Цель программы Создание эффективной системы управления муниципальными финансами, направленной на наиболее полное удовлетворение спроса граждан на муниципальные услуги (работы) с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития Богородицкого района Задачи программы 1. Внедрение принципов и методов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс Богородицкого района: – Внедрение системы оценки потребностей в муниципальных услугах (работах) – Стандартизация качества муниципальных услуг (работ) – Расширение сферы применения программно-целевого подхода к управлению муниципальными финансами путем совершенствования процедур формирования и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ. 2. Повышение эффективности деятельности муниципальных бюджетных учреждений путем их преобразования в автономные учреждения; 3. Совершенствование и оптимизация процедур размещения средств местного бюджета в объекты муниципальной собственности, не включенные в муниципальные долгосрочные целевые программы; 4. Повышение эффективности, уровня публичности и прозрачности процесса управления муниципальным имуществом; 5. Внедрение конкурсных процедур в сфере транспортного обслуживания населения; 6. Переход на среднесрочное (трехлетнее) бюджетирование на основе исполнения расходных обязательств; 7. Стимулирование деловой активности малого предпринимательства; 8. Совершенствование системы управления муниципальными заимствованиями; 9. Оптимизация процедур планирования и финансирования кассовых разрывов местного бюджета; 10. Внедрение системы управления и мониторинга кредиторской и дебиторской задолженности местного бюджета, в том числе организациям жилищно-коммунального хозяйства; 11. Внедрение системы оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот; 12. Внедрение системы мониторинга качества управления муниципальными финансами и финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета 13. Внедрение актуальных механизмов повышения открытости управления муниципальными финансами и контроля населения за соблюдением финансовой дисциплины и эффективностью использования муниципальных ресурсов; 14. Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Сроки реализации программы 2009-2011 годы: – 1 этап: со дня официального опубликования настоящей программы до 30.06.2010- 2 этап: с 01.07.2010 до 01.07.2011 Перечень основных направлений реализации программы 1. Организация бюджетного планирования, ориентированного на результат: – Создание системы учета потребностей в объемах оказания муниципальных услуг (выполнения работ) – Стандартизация муниципальных услуг (работ) – Формирование ведомственных целевых программ – Совершенствование процедуры формирования и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ. 2. Определение оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий органов местного самоуправления: – Передача функций оказания муниципальных услуг (выполнения работ) автономным учреждениям; – Оптимизация планирования и мониторинг размещения средств местного бюджета в объекты муниципальной собственности, не включенные в муниципальные долгосрочные целевые программы; – Повышение эффективности управления собственностью муниципального района; – Реформирование транспортного обслуживания; – Повышение прозрачности и доступности сведений об объектах муниципальной собственности. 3. Внедрение методологии среднесрочного бюджетирования и финансирования: – Утверждение местного бюджета на трехлетний период; – Формирование и практическое применение реестра расходных обязательств. 4. Повышение деловой активности предпринимательских структур: – Реализация комплексных мер по повышению деловой активности субъектов малого предпринимательства. 5. Совершенствование долговой политики: – Внедрение формализованных процедур управления муниципальным долгом, принятия новых долговых обязательств, их рефинансирование; – Оптимизация процесса планирования и финансирования кассовых разрывов местного бюджета; – Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности местного бюджета и муниципальных бюджетных учреждений; – Оздоровление организаций жилищно-коммунального хозяйства. 6. Мониторинг качества управления муниципальными финансами: – Обязательная публичная независимая экспертиза муниципальных правовых актов в сфере бюджетной и налоговой политики; – Организация оперативного учета недополученных доходов местного бюджета; – Создание методики оценки финансовых последствий от предоставления налоговых льгот; – Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета. Ожидаемые результаты реализации программы 1. Повышение эффективности функционирования системы управления муниципальными финансами для обеспечения дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования Богородицкий район, повышения качества предоставляемых населению бюджетных услуг (выполнения работ). Создание благоприятных условий для экономического развития муниципального образования Богородицкий район и привлечения инвестиций. 2. Повышение эффективности и результативности расходования бюджетных средств, снижение рисков возникновения временных кассовых разрывов и кредиторской задолженности. 3. Предсказуемость распределения бюджетных ассигнований. 4. Внедрение принципов организации бюджетного планирования, ориентированного на результат с учетом потребностей в объемах, инфраструктуре оказания и качестве муниципальных услуг, стандартизации услуг. 5. Формирование, реализация и совершенствование ведомственных целевых программ. 6. Концентрация и эффективное использование бюджетных ресурсов, выделяемых на финансирование муниципальных долгосрочных целевых программ. 7. Повышение эффективности размещения средств местного бюджета в объекты муниципальной собственности, не включенные в муниципальные долгосрочные целевые программы. 8. Повышение эффективности управления собственностью муниципального района 9. Реформирование транспортного обслуживания с учетом запросов населения, оценкой потребности в транспортных услугах. 10. Оздоровление организаций жилищно-коммунального хозяйства. 11. Рост налоговых доходов за счет консультационной и организационной поддержки, прозрачности деятельности субъектов малого предпринимательства. 12. Сокращение долговой нагрузки на местный бюджет, снижение расходов на обслуживание муниципального долга с учетом действующих и планируемых долговых обязательств. 13. Расширение возможностей участия населения в принятии решений по жизненно важным направлениям. 14. Обеспечение прозрачности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район и повышение общественного контроля. Повышение ответственности органов местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район перед населением за принятые решения по основным направлениям бюджетной политики. 15. Повышение качества мониторинга управления муниципальными финансами. 16. Улучшение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств местного бюджета. Система организации контроля за реализацией Программы Контроль за реализацией программы осуществляет Глава администрации муниципального образования Богородицкий район, межведомственная рабочая комиссия по подготовке и управлению реализацией программы реформирования муниципальных финансов муниципального образования Богородицкий район на 2009-2011 годы, руководители структурных подразделений администрации муниципального образования Богородицкий район по направлениям реализации. Финансовое обеспечение программы Общий объем – 26260.0 тыс. рублей, в том числе за счет средств местного бюджета Богородицкого района – 9252,0 тыс. рублей, за счет средств областного фонда реформирования муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов Тульской области – 17008,0 тыс. рублей. ^ 1. Концепция программы реформирования муниципальных финансов муниципального образования Богородицкий район на 2009-2011 гг. 1.1. Общие положения Для достижения стратегической цели создания эффективной системы управления муниципальными финансами разрабатывается концепция Программы реформирования муниципальных финансов, которая предусматривает широкий перечень взаимосвязанных направлений, этапов, задач и конкретных механизмов реализации мероприятий в сфере реформирования муниципальных финансов, а также набор показателей для оценки результативности реализованных мер. Концепция направлена на достижение социально-значимых результатов и наиболее полное удовлетворение спроса граждан на муниципальные услуги с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития Богородицкого района. Настоящая Концепция содержит ключевые положения Программы реформирования муниципальных финансов и служит основой для ее разработки.^ 1.2. Краткое описание социально-экономического положения Богородицкого района Тульской области 1.2.1. Социально-экономический потенциал муниципального образования Богородицкий районОбщая характеристикаМуниципальное образование Богородицкий район входит в состав Тульской области Российской Федерации. Территориально расположен в юго-восточной части области. Район находится в переходной полосе лесостепи, причем в той части, где лесов сохранилось мало. Почвы района черноземные, серые лесостепные, дерново–подзолистые. Климат умеренно-континентальный. Водные ресурсы представлены поверхностными водами – речная сеть, в которой основное место занимает река Уперта со своими притоками и притоки реки Непрядвы. Имеются искусственные водные сооружения, представляющие из себя каскад прудов, самый большой из которых расположен в городе Богородицке и являющийся частью садово-паркового ансамбля Богородицкого дворца. Имеются месторождения подземных вод, часть из которых являются источниками питьевого водоснабжения большинства населенных пунктов района. Основные полезные ископаемые – бурый уголь и нерудные материалы.Территория муниципального образования Богородицкий район составляет 957 квадратных километров. В его состав входят 6 муниципальных образований, в том числе: город Богородицк, рабочий поселок Товарковский, Бегичевское, Бахметьевское, Иевлевское, Товарковское. Киреевск УзловаяТеплое Кимовск Волово КуркиноАдминистративным центром района является г. Богородицк, расстояние от Тулы – 65 км.Население Богородицкого района составляет 52,5 тысячи человек. Основную его часть представляют русские, за ними по численности следуют украинцы, белорусы, татары, немцы и другие.Экономика муниципального района представлена промышленностью, строительством, сельским хозяйством, торговлей, общественным питанием, сферой услуг, транспортом. Среднегодовой валовой продукт района (по последним двум годам) составляет около 1200 млн. рублей. По территории района с севера на юг через административный центр проходит автодорога федерального значения М-4 «Дон» и железная дорога того же направления. Кроме того, район обладает достаточно хорошо развитой сетью автомобильных дорог областного и местного значения, что делает быстрым и удобным транспортное сообщение как в пределах Тульской области , так и вне ее.^ Таблица 1. Основные показатели социально-экономического положения Богородицкого района в 2007 году Показатель Единица измерения ^ Богородицкий район Тульская область Доля района в Тульской обл. Территория тыс. кв. км 0,957 25,7 3,5% Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) млн. человек 0,0526 1,5734 3,34% Продукция сельского хозяйства млн. рублей 901,91 24273,2 3,7% Инвестиции в основной капитал млн. рублей 203,4 30444,08 0,7% Оборот розничной торговли млн. рублей 1884,36 84233,3 2,2% Численность зарегистрированных безработных (на конец года) тыс. человек 0,4 7,1 5,6% Денежные доходы в месяц рублей 5872 8377 Экономика Богородицкого района в разрезе отраслей: промышленность, строительство, транспорт, агропромышленный комплекс, потребительский рынок, жилищно-коммунальное хозяйство, малое предпринимательствоПромышленностьПромышленность представлена 12 крупными и средними предприятиями и занимает в экономике района ведущее место. В структуре валового продукта ее доля составляет около 30%. В промышленности района трудится более 12% от общей численности занятого населения. Основными видами экономической деятельности в промышленности района являются:- Обрабатывающие производства – Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Наибольший удельный вес в объеме производства обрабатывающей промышленности приходится на электронную промышленность, доля которой в общем объеме составляет 77,9%.За 9 месяцев 2008 года объем отгруженных товаров собственного производства в расчете на душу населения составил 15,41 тысяч рублей при темпе роста к соответствующему периоду прошлого года 139,7%.По данным государственной статистики динамика развития обрабатывающей промышленности в 2008 году положительная. За 9 месяцев 2008 года отгружено товаров собственного производства и выполнено работ собственными силами на сумму 683,5 млн. рублей, темп роста при этом составил 120,4 % к соответствующему периоду 2007 года.В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в этом же периоде динамика также положительная. Здесь объемы отгрузки составили 124,7 млн. рублей при темпе роста к соответствующему периоду прошлого года 994,5%. Значительный рост в данном виде экономической деятельности вызван началом коммерческой деятельности в 2008 году вновь созданных предприятий.Положительный результат работы промышленности в 2008 году является следствием устойчивого роста промышленного производства в 2006 – 2007 годах. В этом периоде рост демонстрировали все промышленные предприятия района за исключением ОАО «ТЗВА». Динамика роста объема отгруженной продукции в действующих ценах организаций показана на диаграмме 1. В этом периоде промышленность района демонстрировала также устойчивый рост физических объемов производства и отгрузки товаров. Вместе с тем в прогнозном периоде 2009 -2011 годов наблюдается тенденция снижения темпов роста промышленного производства. Динамика индекса промышленного производства показана на диаграмме 2. Поскольку промышленность занимает ведущее место в формировании доходной части бюджета района, намечаемое снижение темпов ее роста может крайне отрицательно отразится на общем объеме поступления налогов в бюджет района в краткосрочной перспективе. При этом следует отметить низкий уровень отгрузки товаров собственного производства на душу населения. По оценке итогов 2008 года он составит всего 30,2 тысячи рублей в год, в то время как по Тульской области этот показатель составит более 170 тысяч рублей.Диаграмма 1. Объем отгруженной продукции (услуг) в действующих ценах организации, млн. рублей.Диаграмма 2. Индекс промышленного производства % к предыдущему годуПромышленность района, являясь основной базовой отраслью экономики района, концентрирующей производительные силы и рабочие места, в то же время не обладает достаточным потенциалом для обеспечения устойчивого социально-экономического развития района. Она постоянно генерирует высокие риски в ходе формирования и исполнения бюджета района. Капитальное строительствоДанная отрасль представлена незначительно. Строительная база не развита. Собственные мощности обеспечивают среднегодовое освоение около 44 миллионов рублей строительно-монтажных работ. Общий годовой объем работ по виду «строительство» по оценке итогов 2008 года составит 835 млн. рублей или 15,9 тысячи рублей в год на душу населения. Основной объем освоения приходится на строительство объектов инженерной инфраструктуры (водо- и газопроводов, дорог районного и областного значения), осуществляется строительство жилья. Работы на этих объектах ведутся в основном силами сторонних организаций.ТранспортВ таблице 2 представлен пассажирооборот транспортных предприятий, работающих на территории муниципального образования Богородицкий район, за 2007 год он составил 74,9 млн. пасс. км, что ниже уровня прошлого года на 4,6 млн. пасс. км или на 5,8 % (Диаграмма 3). Диаграмма 3. Перевозка пассажиров и пассажирооборот Таблица 2. Перевозка пассажиров и пассажирооборот. Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Перевезено пассажиров, млн. человек 5,9 6,1 6,0 2,4 2,5 2,7 Пассажирооборот млн. пасс. км 62,9 69,5 77,2 69,2 79,5 74,9 Среднее расстояние перевозки одного пассажира, км 11 11 13 28 31 28 В сравнении с 2002 годом пассажирооборот транспортных предприятий в муниципальном образовании Богородицкий район увеличился на 19,1 %.За 2007 год автотранспортными предприятиями был открыт 1 дополнительный рейс г. Богородицк – п. Товарковский.Привлечение частных пассажироперевозчиков на автобусные маршруты района способствовало уменьшению жалоб населения на работу транспорта и улучшению качества работы; здоровая конкуренция заставляет автотранспортные предприятия работать активнее, организовывать новые автобусные рейсы и восстанавливать раннее снятые, оперативно реагировать на жалобы населения.Организациями всех отраслей экономики в 2007 году перевезено 161,7 тыс. тонн груза, что составляет 100,2 % к уровню прошлого года, грузооборот составил 3419,7 тыс. тонно-километров, что составляет 79,8 % (Диаграмма 4).Диаграмма 4. Перевозки грузов и грузооборот транспортных организацийНесмотря на развитую транспортную инфраструктуру, она слабо используется для создания рабочих мест в автодорожном сервисе. Меры, принимаемые в настоящее время, не решают в полной мере проблему реконструкции и развития транспортной инфраструктуры. Главная проблема на существующих маршрутах пассажирского транспорта – неудовлетворительное техническое состояние подвижного состава и основных фондов, значительные затраты на ремонт дорожного полотна, капитальный ремонт автодорог не проводился в течение 15 лет, низкое качество связи с отдаленными населенными пунктами. В последнее время объемы перевозки пассажиров общественным транспортом сокращаются.В связи с этим перспективным направлением становится развитие транспортного обслуживания населения Богородицкого района с учетом запросов населения, оценки потребности в услугах. Проведение открытых конкурсов среди организаций на транспортное обслуживание станет средством повышения эффективного расходования бюджетных средств, особенно актуальным в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат.Агропромышленный комплексСельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, сахарной свеклы, картофеля, молока и мяса. На территории района по состоянию на 01 октября 2008 года осуществляют хозяйственную деятельность 30 сельхозпредприятий из них 16 крестьянско-фермерских хозяйств. Сельскохозяйственная отрасль является одной из ведущих по объему и значению в экономике района отраслью после промышленного производства. Климатические условия, почвы и агротехника позволяют этой отрасли показывать устойчивое развитие на протяжении последних лет и прогнозировать положительную динамику в среднесрочной перспективе. Это наглядно демонстрирует диаграмма 5.Диаграмма 5. Продукция сельского хозяйства всех категорий, млн. руб.В сельской местности проживает 12,4 тысячи человек, занято в сельскохозяйственном производстве 1 тыс. человек. Посевные площади сельскохозяйственных культур составляют 32,8 тыс. га., из них более 70% занимают зерновые культуры. Основной объем картофеля и овощей производится в личных подсобных хозяйствах граждан. Объем продукции сельского хозяйства в 2007 году составил 901,91 млн. рублей, в 2008 ожидается 1377,41 млн. рублей. РастениеводствоРастениеводство является основным видом сельскохозяйственного производства в районе. Его объем в 2007 году составил 647,31 млн. рублей, или 71,7% от общего объема сельскохозяйственного производства. В растениеводстве определяющими являются производство зерновых культур, сахарной свеклы и картофеля. В период с 2006 года по настоящее время резко возросло производство сахарной свеклы. Производство зерновых и картофеля оставалось в пределах сложившихся среднегодовых объемов. Рост объемов производства сахарной свеклы обусловлен возобновлением производства сахара в районе на Товарковском сахарном заводе. Вместе с тем, сельское хозяйство района не обеспечивает полное удовлетворение потребностей завода в свекле.Диаграмма 6 наглядно показывает динамику объемов производства продукции растениеводства в 2006 – 2008 годах и перспективу роста в среднесрочном прогнозном периоде. Диаграмма 6. Растениеводство, млн. руб.ЖивотноводствоЖивотноводство района представлено молочным, мясомолочным направлениями, свиноводством, овцеводством и птицеводством.Животноводство уступает по объему производства растениеводческой отрасли, и составило в 2007 году 254,6 млн. рублей. В 2008 году ожидается 291,36 млн. рублей. При этом физический объем производства мяса в 2008 году снизится по сравнению с 2007 годом более чем на 7 %. К 1 января 2008 г. в хозяйствах всех категорий насчитывалось 3,7 тыс. голов крупного рогатого скота (94,8% к уровню 2006 г.), 8,8 тыс. голов свиней (132,1 %), 1,6 тыс. голов овец (74,8 %). В сравнении с 2002 годом поголовье крупного рогатого скота в муниципальном образовании Богородицкий район сократилось на 56,5 %.Динамика общего объема производства продукции животноводства показана на диаграмме 7. Из нее видно, что животноводческое направление в районе имеет небольшую тенденцию роста.Диаграмма 7. Животноводство, млн. руб.Сельскохозяйственная отрасль района является наряду с промышленностью наиболее значимой отраслью в экономике района, в значительной степени, определяющей уровень ее социально-экономического развития и налогового потенциала.Потребительский рынок Предложение на потребительском рынке района формируют 439 предприятий розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивающих 1253 рабочих мест. С учетом предпринимателей без образования юридического лица общая численность занятых в сфере потребительского рынка составляет более 2,5 тысяч человек.Диаграмма 8. Количество предприятий по видам деятельности по состоянию на 01.01.2008. На диаграмме 8 показано распределение количества предприятий сферы потребительского рынка по видам деятельности. Распределение численности занятых в сфере потребительского рынка по видам деятельности показано на диаграмме 9 (без учета численности индивидуальных предпринимателей).Диаграмма 9. Численность занятых по видам деятельности по состоянию на 01.01.2008 Динамика оборота розничной торговли, общественного питания и объема платных услуг населению показана диаграмме 10.Диаграмма 10. Оборот розничной торговли, общественного питания и объем платных услугИз диаграммы видно, что потребительский рынок района имеет устойчивую тенденцию роста, как в ретроспективном периоде, так и в прогнозируемом. При этом доминирующим видом деятельности на потребительском рынке является розничная торговля.Диаграмма 11. Структура розничной торговли.Структура розничной торговли, как видно из диаграммы 11, смещена в сторону непродовольственных товаров. Это объясняется доминированием сельского уклада жизни, при котором важным фактором снабжения населения продуктами питания является личное подсобное хозяйство. Таким образом, потребительский рынок в силу особенностей своей организации является важнейшим сектором экономики района, оказывающим значительное влияние на формирование доходной части районного бюджета и занятость населения.Жилищно-коммунальное хозяйствоВ сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в районе работает 10 предприятий. Ими обслуживаются 17 котельных, 28 насосных станций, 39 артезианских скважин, 61,2 км тепловых сетей, 213 км водопроводных сетей, 59,3 км канализационных сетей, 1956 жилых домов, 734,3 тыс. кв. м жилья, в том числе 121 тыс. кв. м ветхого.Реформирование сферы ЖКХ, осуществляемое в районе, создает условия для развития конкуренции, повышения качества и роста объемов предоставляемых услуг. Только в 2008 году в районе созданы и начали функционировать новые предприятия ООО «Жилсервис», ЗАО «Сервис», ООО «Комфорт». Вместе с тем, наблюдается устойчивая тенденция роста стоимости предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам (см. диаграмму 12). Диаграмма 12. Стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам, тыс. руб.Фактический уровень платежей населения за жилое помещение и коммунальные услуги достаточно высок и по годам колеблется от 99,4% в 2006 году до 94% в 2008. В прогнозном периоде администрация района предполагает добиться уровня платежей не менее 96% (диаграмма 13).Диаграмма 13. Фактический уровень платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, %Особое внимание администрация района уделяет решению задач по обеспечению устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения населенных пунктов района. Несмотря на проблемы с финансированием затрат на приобретение энергоносителей, ежегодно осуществляются мероприятия по развитию материальной базы ЖКХ, приобретению новой техники и оборудования, созданию материальных запасов для сезонных и аварийных работ. Разрабатываются и внедряются мероприятия по снижению энергоемкости ЖКХ. Осуществляется перевод жилого и социальных объектов фонда на системы индивидуального и автономного отопления. Ведутся работы по капитальному и текущему ремонту и содержанию жилых и общественных зданий и сооружений и инженерных коммуникаций, благоустройству и санитарной очистке территорий населенных пунктов района. В соответствии с областной программой «Природные ресурсы Тульской области на 2007 -2011 годы» в 2007 -2008 годах велись работы по приобретению и монтажу нескольких установок по обезжелезиванию воды. Эта работа позволит значительно улучшить качество питьевой воды.Анализ текущего состояния сферы ЖКХ показал, что она в техническом, организационном и экономическом аспектах остается высоко затратной и отсталой отраслью. Требует повышенного внимания к себе со стороны муниципального управления.Сфера жилищно-коммунального хозяйства района, решая важнейшие задачи устойчивого функционирования муниципальной инфраструктуры, до настоящего времени остается в целом нерентабельной и дотационной. В среднесрочной перспективе муниципалитет вынужден будет изыскивать средства для решения проблем технического перевооружения и развития материальной базы ЖКХ, текущего обслуживания, капитального ремонта и развития инженерной инфраструктуры муниципального образования, улучшения качества оказываемых населению услуг ЖКХ. Малое предпринимательствоВ сфере малого и среднего предпринимательства в Богородицком районе по состоянию на 01 января 2008 года осуществлял свою деятельность 1151 субъект. В том числе 133 юридических лица и 1018 индивидуальных предпринимателей. В 2007 году отмечен рост числа субъектов малого предпринимательства по отношению к 2006 году. Эта тенденция сохраняется и в текущем 2008 году.Общий объем производства товаров народного потребления в этой сфере в 2007 году составил около 60 млн. рублей, а за девять месяцев текущего года уже 55,31 млн. рублей.В сфере малого и среднего предпринимательства получили рабочие места 5016 человек, что составляет 25,6% от общей численности занятых в экономике района. Малое предпринимательство, развиваясь, становится существенным источником налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, причем основная часть этих налогов поступает в бюджет муниципального образования. В 2007 году малыми и средними предпринимателями уплачено налогов в сумме 37,8 млн. рублей. Диаграмма 14. Распределение числа малых и средних предприятий по видам деятельности.Распределение числа малых и средних предприятий по видам деятельности по состоянию на 01 января 2008 года представлено на диаграмме 14. Отрадным является факт преобладания в общей численности малых и средних предприятий, предприятий занятых производством товаров и услуг.Администрация района придает большое значение развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в районе. За девять месяцев 2008 года Богородицким муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства было представлено 12 микрозаймов предпринимателям на сумму более 5 млн. рублей. За тот же период Богородицким отделением сберегательного банка малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям было выдано 34 кредита на сумму 49 млн. рублей.Вместе с тем, в данной сфере остается на низком уровне заработная плата, активно применяются серые схемы ее выплаты, особенно в торговле. На 01.01.2008 года средняя заработная плата на предприятиях малого бизнеса составила:- в сфере торговли – 3847 руб. (рост 60,2%);- в промышленности – 5996,1 руб. (рост 35,3%);- в сельском хозяйстве – 5500,3 руб. (рост59,5%), что в 1,5 – 2 раза ниже среднего по району уровня заработной платы на ту же дату.Малое и среднее предпринимательство в районе, являясь одной из значимых отраслей экономической деятельности в части обеспечения занятости населения и снижения уровня безработицы, в силу ряда сдерживающих причин демонстрируют низкий уровень производительности труда, слабую социальную защищенность, как нанятых работников, так и самих предпринимателей, находится в зоне повышенного риска ведения дела. Основные направления, объемы и структура инвестиций в экономику и социальную сферу Богородицкого района.Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования до 2008 года имел ярко выраженную тенденцию роста. В 2007 году он составил 203 млн. рублей. Вместе с тем, в прогнозном периоде 2009-2011 годов Администрация района предполагает некоторое снижение темпов инвестирования в основной капитал на территории района в физическом выражении. Динамику объема инвестиций иллюстрирует диаграмма 15.Диаграмм 15. Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования – всего, млн. руб.Распределение объема инвестиций по источникам финансирования представлено на диаграмме 16.Диаграмма 16. Распределение объема инвестиций по источникам финансирования.Представленная диаграмма наглядно демонстрирует явную нехватку собственных средств предприятий и организаций для целей технического перевооружения и развития. И в ретроспективном периоде и в прогнозном присутствует ярко выраженная тенденция увеличения доли привлеченных средств.Распределение объема инвестиц