Аннотация по дисциплине б 5 История древнего мира

Аннотация по дисциплине Б.3.5 История древнего мира1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) являются – Усвоение студентами современных подходов к характеристике как общеметодологических принципов работы с источниками, так и изучение конкретных их комплексов и отдельных разновидностей, знакомство с античной культурой и ее влиянием на развитие мировой цивилизации. Особенностью курса Истории древнего мира выступает работа, прежде всего, с письменными историческими источниками.^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина (модуль) История древнего мира относится к блоку «Базовая (общепрофессиональная часть)» раздела «Гуманитарный, социально-экономический цикл». Дисциплина тесно связана с другими частями ООП, имеющими отношение к истории зарубежных стран – общими курсами: Истории средних веков, Новой и Новейшей истории, вспомогательными историческими дисциплинами, археологией и т.д. Требования к «входными» знаниям предполагают базовую подготовку студентов по курсам «Археология» и «История России». Как предшествующее, освоение данной дисциплины необходимо для изучения дисциплин специализации: спецкурсов и спецсеминаров.^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) История древнего мира Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке или выбору путей ее достижения (ОК-1); Способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6); Способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); Способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4); Способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); Способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); Способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); Способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:Знать: – предмет и методологию антиковедения, основные этапы его развития как науки; – результаты новейших исследований в области отечественного и зарубежного антиковедения; – основные проблемы генезиса и развития античного полиса; – особенности функционирования политических систем в античности; – традиционную социальную организацию древних греков и римлян; – традиционную культуру, обычаи, верования древних греков и римлян.Уметь: – пользоваться различными типами и видами источников; – пользоваться географической и политической картой; – владеть понятийным и терминологическим аппаратом античности; – понимать закономерности развития материальной и духовной культуры.Владеть: – Методикой и техникой работы с основными видами источников по истории Древней Греции и Рима; – методикой анализа специфики античной цивилизации, – понятийным аппаратом.^ 4. Краткое содержание дисциплины (модуля) История Древнего мираОбщее введение к курсу античной истории. Понятие античной истории, ее географический и хронологический ареал. Два этапа античной истории – греческий и римский. Значение исторического опыта и культурного наследия античности. Наука об античности, ее состав и особенности. Характеристика необходимых пособий.^ Часть I. История древней Греции Введение. Природные условия и население древней Греции. Периодизация древнегреческой истории. Важнейшие типы и виды источников по истории древней Греции: данные археологии, нумизматический и эпиграфический материал, свидетельства письменной традиции. Основные учебные пособия и сборники источников по истории древней Греции.^ I. Крито-микенская эпоха (III-II тыс. до н. э.). Античное предание и археология о древнейшем прошлом Эгеиды. История важнейших археологических и лингвистических открытий (Г. Шлиман, А. Эванс, М. Вентрис). Периодизация материальной культуры Крита, материковой Греции и островов Эгейского моря. Крит – родина первой эгейской цивилизации. Расселение греческих племен. Характеристика микенских (ахейских) государств. Проблема дорийского переселения. Историческое значение и судьба микенской цивилизации. Проблема континуитета греческой истории II и I тыс. до н. э.^ II. Гомеровская эпоха (ХI-IХ вв. до н. э.). Гомеровский эпос, его состав и содержание отдельных частей. Проблема источника: гомеровский вопрос, фазы его развития. Хозяйство древней Греции по данным гомеровских поэм: сельское хозяйство, землевладение и землепользование, ремесла и торговля. Социальная структура гомеровского общества. Рабство в гомеровскую эпоху. Политическая организация греческого общества гомеровского времени. Полемика вокруг темы военной демократии. Сравнение с микенским периодом, степень регресса и перспективы развития.^ III. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н. э.). 1. Общий исторический обзор. Понятие архаической революции. Характеристика сельского хозяйства и торговли по поэме Гесиода «Труды и дни». Рост численности населения и укрепление городского строя. Великая греческая колонизация, ее главные центры и основные направления. Ойкист и основание нового поселения. Связи колонии с метрополией, отношения колонистов с местным населением. Влияние колонизации на социально-экономическое развитие Эллады. Экономический прогресс и социальная борьба. Роль древнейшего законодательства и первоначальных реформ. Ранняя греческая тирания и ее историческая роль. Формирование городской гражданской общины-полиса. Основные черты и исторические судьбы греческого полиса. Два главных типа полисного государства – олигархический и демократический. 2. Формирование Спартанского государства. Исходная роль завоевания. Древнейшее законодательство и реформы Ликурга. Значение Мессенских войн. Социальная структура Спартанского государства: спартиаты, илоты, периэки. Политический строй: апелла, герусия, цари; особенная роль эфората. Общественная жизнь в Спарте (воспитание спартиатов, сисситии, войско). Внешняя политика Спарты в архаический период и образование Пелопоннесского союза. Спарта как тип олигархического полиса. 3. Формирование Афинского государства. Упадок древнейшей государственности и децентрализация Аттики в постмикенское время. Оживление экономической жизни на рубеже Х-IХ вв. до н.э. Историческая роль так называемого синойкизма Тезея. Членение общества на сословия эвпатридов, геоморов и демиургов. Господство знати в раннеархаический период (VIII-VII вв. до н.э.). Признаки нарастающего социального кризиса: смута Килона и законодательство Драконта. Обострение социальных отношений в позднеархаический период (VI в. до н. э.). Законодательство и реформы Солона как важнейший момент в создании гражданского общества. Тирания Писистрата его сыновей. Падение древней тирании и реформы Клисфена. Остракизм, его процедура и политический смысл. Внешнеполитические успехи Афин в конце VI в. до н. э. Афины как тип демократического полиса.^ IV. Классическая эпоха (500-336 гг. до н. э.). 1. Греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.). Формирование Персидской державы Ахеменидов. Утверждение персов на западном побережье Малой Азии и в зоне проливов, восстание малоазийских греков и начало военно-политического конфликта греческого мира с Персидским царством. Первые походы персов на Грецию. Значение победы греков при Марафоне. Подготовка персов к решающему наступлению на Грецию. Встречные военно-политические инициативы греков, реализация в Афинах морской программы Фемистокла и образование Панэллинского союза. Поход Ксеркса. Важнейшие сражения и победы греков: при Фермопилах и Саламине, при Платеях и Микале. Образование Делосского (Афинского) морского союза и завершение военного противостояния. Историческое значение победы греков в Персидских войнах. 2. Экономическое развитие Греции в V в. до н. э. Ведущая роль рабовладения. Источники рабства. Повсеместное использование рабов – производительное и непроизводительное, в частных хозяйствах и на государственной службе. Античная традиция и новейшая историография о количестве рабов в античной Греции. Рабство как правовая и экономическая категория. Воздействие рабства на общественную жизнь греков. 3. Афинская демократия в период так называемого Пятидесятилетия (479-431 гг. до н.э.). Развитие радикальных тенденций во внутренней жизни и внешней политике Афин. Политическое значение морской программы Фемистокла. Эфиальт и реформа Ареопага. Перикл – вождь афинской демократии. Трансформация Афинского морского союза в Афинскую державу (архэ). Политический строй и социальная политика Афинского демократического государства. Значение исторического опыта афинской демократии. 4. Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Закономерность конфликта между Афинами и Спартой, его глобальный характер. Причины и поводы Пелопоннесской войны. Влияние внутренней ситуации в Афинах на развязывание войны. Силы и планы сторон. Стратегия Перикла. Первый период войны – так называемая Архидамова война. Никиев мир как вид необходимой передышки. Формирование новой военной партии в Афинах во главе с Алкивиадом. Возобновление военных действий. Сицилийская экспедиция афинян и Декелейская война. Истощение Афин. Распад Афинской державы. Внутренний политический кризис в Афинах в 411 г. до н.э. Персидская помощь Спарте. Последняя победа афинян при Аргинусских островах и скандальный процесс стратегов-победителей. Разгром афинского флота при Эгоспотамах и капитуляция Афин. Исторические уроки Пелопоннесской войны. 5. Кризис греческих полисов в IV в. до н.э. Социально-экономические основания кризиса, его проявления в сферах политики и идеологии. Явление младшей тирании. Основные этапы внешнеполитического кризиса, продолжающаяся междоусобная борьба за политическое первенство в Элладе. Упадок ведущих греческих полисов Спарты, Фив и Афин. Развитие федеративного движения, основные формы объединения. 6. Возвышение Македонии в IV в. до н.э. Особенности исторической жизни древних македонян. Борьба македонских царей за политическую централизацию страны. Правление Филиппа II (359-336 гг. до н.э.). Преобразования, проведенные Филиппом в военной и финансовой областях. Борьба Филиппа за первенство на Балканах. Сопротивление свободных греческих полисов – и в первую очередь Афин – македонскому наступлению. Борьба партий в Афинах, Демосфен и Эсхин. Успехи Филиппа и его территориальные приобретения на Фракийском побережье и в северной Греции. Разгром фокидян. Заключительный раунд борьбы, битва при Херонее и образование Коринфской лиги. Структура и характер созданного Филиппом нового греко-македонского единства. Общая оценка политического творчества Филиппа II.^ V. Греческая культура архаического и классического времени. Периодизация древнегреческой культуры. Главные факторы расцвета культуры в классическую эпоху. Религиозные представления. Олимпийский пантеон. Мифология, организация культа. Традиционные верования и новые культы. Значение панэллинских праздников, святилищ и оракулов. Развитие философских знаний. Стихийно-материалистические представления ионийских натурфилософов. Расцвет древнегреческого материализма (Левкипп, Демокрит). Пифагореизм. Софисты. Сократ и его ученики. Философские системы Платона и Аристотеля. Социально-политические учения. Ораторское искусство. Демосфен. Научные знания в древней Греции, выделение различных наук. Прогресс в медицине и деятельность Гиппократа. Успехи математики и астрономии. Рождение историографии. Истоки исторических знаний древних греков, логографы. Исторические труды Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Древнегреческая литература и театр. Эпическая поэзия. Греческая лирика VII-VI вв. до н. э. Греческая драма в V в. до н. э.: трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана. Роль театра в общественной жизни полиса. Организация театральных представлений. Театр в Афинах. Градостроительство и архитектура. Развитие урбанистики (Гипподам Милетский). Афинский акрополь. Ордерная система в архитектуре. Типы греческих храмов. Древнегреческая скульптура. Куросы и коры. Творчество Мирона, Фидия, Поликлета в V в. до н. э., Скопаса, Праксителя, Лисиппа в IV в. до н. э. Греческая вазопись, ее основные стили. Всемирно-историческое значение древнегреческой культуры VI. Эллинистическая эпоха (336-30 гг. до н. э.). 1. Греко-македонская экспансия на Восток и монархия Александра. Правление Александра (336-323 гг. до н. э.). Устроение Александром дел на Балканах и начало Восточного похода. Ход завоеваний на азиатском материке и формирование мировой греко-македонской монархии. Государственное строительство Александра Великого (организация управления, создание царского культа, попытки симбиоза народов – македонян и персов). Историческое значение свершений Александра. 2. Мир эллинистических государств. Судьба империи Александра. Два поколения эллинистических властителей – диадохов, боровшихся за раздел наследства Александра, и эпигонов, строивших новую государственность. Главные державы эллинистического мира: Птолемеевский Египет, держава Селевкидов, царство Антигонидов в Македонии и Греции. Характерные черты новых территориальных монархий (пестрота этнического состава, стабилизирующая роль греческих городов и армии, царский культ). Состояние греческих государств – старинных полисов и новых федераций – в эллинистическое время. Судьба эллинизма. Внутренняя непрочность эллинистических монархий и неблагоприятное изменение внешней обстановки. Эллинистический мир между двумя враждебными ему силами – Парфией и Римом. Историческая обусловленность инкорпорации греков в Римскую державу.^ Часть II. История Древнего Рима Введение. Важнейшие типы и виды источников по истории древнего Рима: данные археологии, нумизматический и эпиграфический материал, свидетельства письменной традиции. Основные учебные пособия и сборники источников по истории древнего Рима. Природные условия и население древней Италии. Древнейшие археологические культуры на территории Италии. Этногенез италиков. Воздействие на культурное развитие италийских племен со стороны греков и этрусков. Древний Лациум.^ I. Рим в эпоху царей (VIII-VI вв. до н. э.). 1. Общий исторический очерк. Традиция об основании города Рима и семи царях. Вопрос о достоверности источников по истории раннего Рима. Проблема этрусского господства: династия Тарквиниев в Риме. Реформа Сервия Туллия. Падение царской власти и начало аристократической республики. 2. Римская община в архаическую эпоху. Первоначальный римский народ, его родовая организация. Понятие фамилии. Усложнение социальной структуры, формирование сословий патрициев и плебеев. Категории патронов и клиентов. Политический строй Рима к исходу царского периода. 3. Этрусская проблема. Вопрос о происхождении этрусков. Проблема этрусского языка. Экономика Этрурии. Проблемы социально-политической структуры этрусского общества. Внешнеполитические отношения этрусков с греками, Карфагеном, италийскими племенами. Искусство и религия этрусков. Этруски и Рим. Упадок политического значения этрусских городов и завоевание их Римом. Влияние этрусков на развитие Италии и Рима.^ II. Эпоха Республики (510-30 гг. до н. э.). Период ранней республики (510-264 гг. до н. э.). 1. Внутренняя история Рима в период ранней республики. Борьба патрициев и плебеев, ее кульминационные моменты: в V в. – учреждение института народных трибунов, принятие законов Двенадцати таблиц; в IV в. – законы Лициния и Секстия, запрещение долгового рабства. Завершение сословной борьбы и формирование в Риме общества и государства полисного типа. 2. Внешняя политика Рима в период ранней республики. Объединение Италии под властью Рима. Рим и его ближайшие соседи в раннее время: отношения с латинскими общинами, войны с Вейями. Галльское нашествие и приостановка римских инициатив. Возобновление римлянами борьбы за господство в Италии: окончательное утверждение в Лациуме, войны с самнитами, этрусками и галлами, борьба с Пирром и завершение подчинения италийских земель. Особенности нового политического единства – Римско-италийской федерации. 3. Государственный строй Рима в эпоху Республики (к началу III в. до н. э.). Формирование нового правящего слоя – нобилитета. Главные политические институты: сенат, народные собрания, магистратуры. Высшие должности консулов и цензоров. Экстраординарная должность диктатора. Особое положение и роль народных трибунов. Особенности римских политических институтов и традиций: слабость римской демократии, авторитетное положение оплота аристократии – сената, значение властного военно-административного начала – империя. Общая оценка римской конституции.^ III. Период Великих завоеваний (264-130 гг. до н. э.). 1. Борьба Рима за господство в Средиземноморье. Обращение Рима к внешней агрессии. Борьба с Карфагеном. Первая и вторая Пунические войны. Причины победы Рима над Карфагеном. Рим и мир эллинистических государств. Македонские войны и борьба с Селевкидами. Окончательное утверждение римского господства в западном и восточном Средиземноморье: третья Пуническая война и уничтожение Карфагена, подавление движения Лжефилиппа и превращение Македонии в римскую провинцию, разгром Ахейского союза и создание римской провинции Ахайи. Аннексия Пергама. Общая характеристика нового средиземноморского единства – Римской державы. Провинциальная политика римлян. Особенности римско-греческих отношений. 2. Экономическое развитие Рима в период Великих завоеваний (III-II вв. до н. э.). Стимулирующая роль военной добычи, контрибуций и систематического ограбления провинций. Значение откупной системы. Развитие ростовщичества и рабовладения. Формирование двух типов рабовладельческих поместий – пригородных вилл с интенсивным товарным производством и зерновых латифундий. Широкое непроизводительное использование рабов в качестве домашней челяди, гладиаторов, низших государственных служащих. Обострение социальных отношений, главные линии грядущих социальных конфликтов.^ IV. Период Гражданских войн (136-30 гг. до н. э.). 1. Социально-политический кризис на рубеже II-I вв. до н. э. Восстания рабов в Сицилии, реформы братьев Гракхов, внешнеполитические осложнения (Югуртинская война, борьба с кимврами и тевтонами) и военная реформа Мария, формирование принципиальной оппозиции популяров и оптиматов в связи с выступлением Сатурнина и Главции, Союзническая война. Начало борьбы римлян с понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Борьба Мария и Суллы. Диктатура Суллы. 2. Социально-политический кризис во второй трети I в. до н. э. Движение Сертория, продолжение Митридатовых войн и восстание Спартака, чрезвычайные полномочия Помпея и его борьба с пиратами и Митридатом, заговор Катилины, I триумвират. Борьба Помпея и Цезаря. Диктатура Цезаря. 3. Завершение Гражданских войн. Обострение социально-политической обстановки после смерти Цезаря. II триумвират и окончательное поражение республиканцев. Борьба Антония и Октавиана. Победа Октавиана и утверждение новой политической системы – империи.^ V. Эпоха Империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Период ранней империи (30 г. до н.э. – 192 г. н.э.). 1. Принципат Октавиана Августа. Организация власти, личные полномочия Августа. Культ императора. Реставрационные тенденции во внутренней социальной политике. Идеологические оформление политики Августа. Отказ от новых завоеваний во внешней политике. Династические проблемы. 2. Римская культура в конце республиканской и начале императорской эпохи. Особенности римской культуры. Культурный синкретизм, влияние греческой культуры. Система ценностей древних римлян республиканской эпохи и ее трансформация с утверждением эпохи Империи. Религия и мифология древних римлян. Жреческие коллегии. Реформация римской традиционной религии Августом. Императорский культ. Зарождение христианства. Римское право и его характер. Римская литература и историописание. Развитие новых исторических жанров в сочинениях Цезаря, Саллюстия, Непота. Исторический труд Тита Ливия. Творчество великих поэтов Вергилия, Горация, Овидия. Ораторское искусство (Цицерон). Римская архитектура и градостроительство. Скульптура и живопись развитие индивидуального портрета. Развитие науки и философии. 3. Римская империя в I-II вв. Экономическая жизнь и социальные отношения. Внутренняя и внешняя политика императоров династии Юлиев-Клавдиев. Имперский кризис 68-69 гг. Стабилизация империи при Флавиях. Правление Антонинов – “золотой век” Римской империи. Расцвет городской жизни. VI. Кризис Римской империи в III в. Фундаментальное перерождение античной социально-экономической системы: упадок рабства, развитие колоната, рост крупного землевладения. Натурализация экономических отношений, упадок городов и децентрализация империи. Династия Северов. Социальные смуты и военные мятежи. Господство солдатских императоров. Преодоление кризиса при Диоклетиане. VII. Период поздней империи (284-476 гг.). Усилия императоров по стабилизации положения. Система домината при Диоклетиане и Константине. Военные реформы. Фискальные проблемы и закрепощение сословий. Отношение государства к христианскому движению. Гонения на христиан при Диоклетиане и официальное признание христианства при Константине. Языческая реакция при Юлиане Отступнике. Нарастание внутренних и внешних трудностей. Нашествия варваров и политическая дезинтеграция античного мира. Разделение империи на восточную и западную части при преемниках Феодосия I Аркадии и Гонории. Агония и гибель Западной Римской империи.^ Исторический эпилог. Возникновение и развитие христианства. Исторические предпосылки, социальные основания и идейные истоки христианства. Особенное значение иудейского мессианизма и греко-римской (главным образом стоической) философии в предуготовлении христианства. Проповедь Христа и образование первых христианских общин, их идеология и организация. Апостольский век в истории христианства, паулинизм и формирование правильной церковной организации. Борьба церкви с ересями и отношения с государством. Никейский собор и торжество ортодоксального христианства. Историческое значение победы христианства над язычеством. Роль христианства как духовного восприемника античной культуры и как идеологического основания Новой Европы. ^ 5. Образовательные технологии При проведении аудиторных занятий используются активные методы обучения и современные информационные технологии, разбор конкретных ситуаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Большое внимание уделяется работе с письменными источниками и самостоятельной работе студентов.6. Формы текущего контроля успеваемости студентов Тестирование, презентации, сообщения, рефераты, творческие задания, деловая игра, посещение лекций и семинарских занятий, проведение экскурсий, написание эссе.6. Форма итоговой аттестации – экзамен (2 семестр)Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа, из них лекции – 36 часов, практические занятия – 36 часов, самостоятельная работа – 72 часа.