АННОТАЦИЯПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Наименование дисциплины:«Национальная политика» Рекомендуется для направления подготовки020300 Социология Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» 1. Цели и задачи дисциплины: Основная цель освоения курса по выбору «Национальная политика» состоит в изучении основ государственной национальной политики, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере межэтнических отношений, новых исторических условий развития российской государственности, обеспечивающих укрепление межнационального согласия и сотрудничества между народами, обновления и развития их этнокультурной жизни, языков и культур. Дисциплина призвана формировать понимание основных концептуальных положений национальной политики в Российской Федерации, ее стратегические цели и задачи, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики ^ Задачи дисциплины состоят в том, чтобы содействовать формированию у студентов- социологов видения сферы профессиональной деятельности как пространства и общественной активности. Формировать способность к пониманию демократических, гуманистических тенденций национальной политики, формировать умение осуществлять анализ деятельность по регулированию национальных отношений, способности ориентироваться в этой сфере и оценивать целесообразности, оптимальности тех или иных решений, использовать полученные знания в своей практической работе. ^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Курс по выбору «Национальная политика» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин, как «История России», «Этносоциология», «Политическая социология», «Политические технологии», «Социология конфликта», «Социология коммуникаций», «Социология политической рекламы». В курсе раскрываются основные задачи национальной политики в политической сфере, в социально-экономической сфере, в духовной сфере. В основу курса положен междисциплинарный проблемный подход и системный принцип изложения. Студент ориентируется на проблемное понимание процессов в сфере национальной политики. ^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: – владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); – владение теоретическими основами и методами социологии, категориями и концепциями, связанными с изучением социологических процессов, практик, способность применять социологические знания и критически использовать методы современной науки о социологии в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1); – способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследования, владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2); – готовность к использованию современного знания о социологии и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментарий) в организационно-управленческой работе (ПК-4). В результате изучения дисциплины студент должен:Знать: – содержание изложенных в курсе теоретических и методологических концепций национальной политики Уметь: – анализировать аналитические и законодательные материалы по национальной политике – оценивать практические возможности реализации национальной политики – оценивать последствия реализации тех или иных решений Владеть: – понятийным аппаратом дисциплины; – техниками анализа и интерпретации материала. ^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры 7 ^ Аудиторные занятия (всего) 46 28/18 Лекции 18 18 Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) 28 28 Лабораторные работы (ЛР) ^ Самостоятельная работа (всего) В том числе: Курсовой проект (работа) Расчетно-графические работы Контрольные работы 10 10 Другие виды самостоятельной работы Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет ^ 5. Содержание дисциплины5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. История национальной политики в Российской империи и СССР Тема 2. Межнациональные отношения в условиях переходного этапа в жизни страны Тема 3.Современная этнополитическая ситуация в России. Тема 4. Концептуальные принципы государственной национальной политики Тема 5. Влияние миграционных процессов на современную экономическую и этнополитическую ситуацию в стране Тема 6. Освещение темы ксенофобии в СМИ: социологический анализ Тема 7. Использование национального фактора в политической жизни современного российского общества Тема 8. Профилактика сепаратизма и экстремизма на национальной, расовой и религиозной почве Тема 9. Развитие методов воспитания толерантности в системе образования Семинар: 1. Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации.Семинар 2. Комплексные целевые программы национального развития и межнационального сотрудничества народов, живущих на территории того или иного региона.^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами № п/п Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. «История России» + + + 2. «Этносоциология» + + + + + + + + 3. «Политическая социология» + + + + + + + 4. «Политические технологии» + + + + + 5. «Социология конфликта» + + + + + + + 6 «Социология коммуникаций» + + + + + + + 7. «Социология политической рекламы» + + + + + + + + ^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий № п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ.зан. Лаб.зан. Семин. СРС Все-го 1. История национальной политики в Российской империи и СССР 2 4 6 2. Межнациональные отношения в условиях переходного этапа в жизни страны 2 4 6 3. Современная этнополитическая ситуация в России 2 4 6 4 Концептуальные принципы государственной национальной политики 2 2 4 5 Влияние миграционных процессов на современную экономическую и этнополитическую ситуацию в стране 2 2 4 6 Освещение темы ксенофобии в СМИ: социологический анализ 2 4 6 7 Использование национального фактора в политической жизни современного российского общества 2 2 4 8 Профилактика сепаратизма и экстремизма на национальной, расовой и религиозной почве 2 2 4 9 Развитие методов воспитания толерантности в системе образования 2 4 6 Всего 18 28 ^ 6. Лабораторный практикумНет 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов1. Задачи национальной политики в политической и государственной сфере.2. Задачи национальной политики в социально-экономической сфере.3. Задачи национальной политики в духовной сфере.4. Молодежный экстремизм в современном обществе: причины и пути преодоления.5. Законотворческая деятельность Государственной Думы ФС РФ в сфере межэтнических отношений.6. Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе.7. Религиозный фактор в консолидации этнических общностей в России. 8. Проблемы этнических меньшинств в государственной национальной политике ^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:а) основная литература. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и учебно-методическим печатным и/или электронным изданием б) дополнительная литература. Фонд дополнительной литературы включает помимо учебников официальные справочно-библиографические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.в) программное обеспечение. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к необходимому программному обеспечению. ^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Компьютер, проектор, программное обеспечение. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:Форма текущего контроля – работа студента на семинарских занятиях. За работу на занятиях студентам проставляются баллы. Форма промежуточной аттестации – письменная работа в конце семестра. Итоговая форма контроля – зачет. Разработчик: РГГУ, кафедра политической социологии к.и.н., доцент Н.В. Шилов Эксперты:
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…