АННОТАЦИЯПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫНаименование дисциплины:История зарубежной социологииРекомендуется для направления подготовки 040100 СоциологияКвалификация (степень) выпускника: «бакалавр»1. Цели и задачи дисциплиныЦелью дисциплины является ознакомление с историей социологии как науки, основными фигурами и направлениями в социологической мысли с XIX в. по настоящее время.Задачи: дать общее представление о развитии социологии и его основных этапах; ознакомить с важнейшими школами и направлениями классической и современной социологической мысли; ознакомить с основными идеями и теориями классиков социологии охватываемого периода.^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к профессиональному циклу, изучается всеми студентами-социологами Ее усвоение – предпосылка профессионального владения такими дисциплинами как Современные социологические теории, Экономическая социология, Политическая социология, Социология организаций, Социология культуры, Этносоциология, Социология коммуникаций, Социология образования, Социология молодежи, Социальная антропология, Социология науки, Социология конфликта, Социология общественного мнения и др. В курсе изучаются социологические теории, методология и методы социологических исследований, их создатели и условия возникновения, эволюция представлений о социологии, основные этапы ее движения к современному состоянию и др. В основу курса положены принцип историзма и комплексный охват развития социологического знания и практик, тесная связь изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью. ^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: осознание социальной значимости будущей профессии, обладание высокой мотивацией к профессиональной деятельности, повышению квалификации (ОК-8); способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-9); способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10); способность применять в профессиональной деятельности базовые профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1); способность формулировать цели, задачи исследований в различных областях социологии и решать их с использованием отечественного и зарубежного опыта и с применением современных методик, оборудования, информационных технологий (ПК-2); способность и готовность участвовать в составлении научной документации, отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом аудитории (ПК-3); способность и готовность использовать знание методов и теорий при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4); умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5); способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10); способность и умение использовать полученные знания в преподавании основ социальных наук (основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12). В результате изучения дисциплины студент должен:Знать: контекст, этапы и вехи развития социологического знания в Росси и в мире; основные классические и современные социологические теории; основные понятия и понятийные схемы классической социологии XIX-XX вв.; подходы к решению теоретических и методологических проблем социологии; теоретические основы отраслевых социологических дисциплин; основные закономерности протекания социальных процессов в обществе и механизмы функционирования основных социальных общностей; основные теоретические модели, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях.Уметь: находить, читать, анализировать, интерпретировать, комментировать, обсуждать классические и современные социологические тексты; сравнивать подходы к решению теоретических проблем дисциплины; пользоваться понятийным аппаратом классической и современной социологии; производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях; участвовать в проектных работах и реализовывать аналитические проекты; представлять результаты исследовательской и аналитической работы профессиональной и массовой аудиториям.Владеть: навыками самостоятельной работы с первоисточниками, аналитической и обзорной литературой по теоретической социологии; способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике; навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу. ^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры 4 ^ Аудиторные занятия (всего) 72/4 72/4 Лекции 40 40 Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) 32 32 Лабораторные работы (ЛР) ^ Самостоятельная работа (всего) 72 72/2 В том числе: Курсовой проект (работа) 72 72/2 Расчетно-графические работы Реферат Другие виды самостоятельной работы Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Экзамен 72 2 ^ 5. Содержание дисциплины5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Предыстория социологии как науки.Тема 2. Социология Огюста Конта.Тема 3. Социология Герберта Спенсера.Тема 4. Основания марксистской социологии.Тема 5. Социология Фердинанда Тённиса.Тема 6. Социология Георга ЗиммеляТема 7. Социология Эмиля ДюркгеймаТема 8. Социология Вильфредо ПаретоТема 9. Социология Макса ВебераТема 10. Чикагская школа социологииТема 11. Создание Дж. Г. Мидом основ символического интеракционизмаТема 12. Социология П.А. Сорокина (американский период)Тема 13. Структурный функционализм – Талкот ПарсонсТема 14. Структурный функционализм – версия Р. МертонаТема 15. Неомарксистские течения социологии ХХ в.Тема 16. Феноменологическая социология второй половины ХХ в.Тема 17. Этнометодология. Теория фреймов И. ГофманаТема 18. Теория социального обмена, сетевые теории.Тема 19. Теоретические и институциональные процессы в социологии конца ХХ – начала ХХI в. ^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами № п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин 1 Современные социологические теории + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 2 Экономическая социология + + + + + + + + + + + + + + 3 Политическая социология + + + + + + + + + + + + + + + + 4 Социология организаций + + + + + + + + + + + + + + + 5 Социология культуры + + + + + + + + + + + + + + + 6 Этносоциология + + + + + + + + + + + + + + + + + 7 Социология коммуникаций + + + + + + + + + + + + + + + 8 Социология образования + + + + + + + + + + + + + + + 9 Социология науки + + + + + + + + + + + + + + + + 10 Социальная антропология + + + + + + + + + + + + + + + + 11 Социология молодежи + + + + + + + + + + + + + + + 12 Социология общественного мнения + + + + + + + + + + + + + + 13 Социология конфликта + + + + + + + + + + + + + + + + + ^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятийЛ С СРС Вс. 1 Предыстория социологии как науки 2 2 Социология Огюста Конта 2 2 4 3 Социология Герберта Спенсера 2 2 4 4 Основания марксистской социологии 2 2 4 5 Социология Фердинанда Тённиса 2 2 6 Социология Георга Зиммеля 2 2 4 7 Социология Эмиля Дюркгейма 2 2 4 8 Социология Вильфредо Парето 2 2 9 Социология Макса Вебера 2 4 6 10 Чикагская школа социологии 2 2 11 Создание Дж. Г. Мидом основ символического интеракционизма 2 2 4 12 Социология П.А. Сорокина (американский период) 2 2 4 13 Структурный функционализм – Талкот Парсонс 2 2 4 14 Структурный функционализм – версия Р. Мертона 2 2 4 15 Неомарксистские течения социологии ХХ в. 2 2 4 16 Феноменологическая социология второй половины ХХ в. 2 2 4 17 Этнометодология. Теория фреймов И. Гофмана 2 2 4 18 Теория социального обмена, сетевые теории 2 2 4 19 Теоретические и институциональные процессы в социологии конца ХХ – начала ХХI в. 4 4 40 32 726. Лабораторный практикумНет ^ 7. Примерная тематика курсовых работ и рефератовУчение Огюста Конта о трех стадиях умственного и общественного развитияСоциология как «социальная физика». Содержание и структура социологии КонтаОрганизмическая метафора в социальных науках XIX века«Социал-дарвинизм» и судьбы спенсерианстваПериодизация развития марксизмаПроблема отчуждения в ранних работах К. МарксаАнализ работы Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии».Понятие диктатуры пролетариата, учение о социальной революции в истории марксизмаУчение К. Маркса о способе производства и смене общественно-экономических формацийМарксистская теория классов и классовой борьбыПонятие социального факта и «социологизм» Эмиля ДюркгеймаСоциологизм – методологическая основа концепции ДюркгеймаУчение Дюргейма о надыиндивидуальной социальной реальностиЭ. Дюркгейм: Теория социальной солидарности и общественного разделения трудаПонятие аномии у Э. ДюркгеймаСамоубийство как социальный факт: типология самоубийств в теории Э. ДюркгеймаСоциология религии Дюркгейма«Дюркгеймовская традиция» и структурализм в современной социологииНомотетический и идиографический методы познания: науки о природе и науки о культуреПонимающая социология М. ВебераПонятие социального действия М. ВебераИдеальные типы и их использование в социологическом исследовании М. ВебераСоциология религии М. ВебераПолитическая социология М. Вебера. Типы легитимного господстваРутинизация харизмыТеория рациональной бюрократии Протестантская этика и капиталистический этос. Типы капитализмаНаука как призвание и профессия Понятие традиционного общества и общества модернаВеберианская традиция в современной социологической теорииКатегории Gemeinschaft и Gesellschaft в концепции Фердинанда ТеннисаВоля как основа социальности в теории ТеннисаWesenwille и Kűrwille: сущностная и избирательная воли в социологии ТеннисаРоль оппозиции «Gemeinschaft/Gesellschaft» в развитии теоретической социологииФорма и содержание в социальной жизни в теории ЗиммеляЗиммелевская версия социальной дифференциацииРелятивизм Зиммеля Деньги как всеобщее средство символического обмена в социологии ЗиммеляСоциально-конфликгологическая проблематика в работах ЗиммеляФилософско-социологическая теория культуры ЗиммеляФакультет социальных наук Чикагского университета в конце XIX – начале Хх века: институционализация социологии в СШАОсновные идеи работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»«Социальная экология» Роберта ПаркаЭмпирические проекты Чикагской школы Методология «сase studies» и биографический методИдейные корни интеракционистской теории: философия прагматизма, теория «зеркального Я». Структура личности в концепции Дж. Г. МидаРазработка концепции символической интерации Гербертом БлумеромГ. Гарфинкель, А. Сикурел и этнометодологическая традиция в современной теоретической социологии Социология революции П.А. СорокинаТеория социальной структуры и социального пространства П.А. СорокинаКатегории социальной стратификации и социальной мобильности П.А. СорокинаКонцепция социальной и культурной динамики П.А. СорокинаИнтеллектуальные истоки структурного функционализма Т. ПарсонсаСтруктурный функционализм и общая теория систем Т. ПарсонсаПарсонсовская теория социального действияПарсонсовская теория социальной системыПарсонсовская теория модернизации и общественного развитияКритика структурного функционализма в социологии 1950 1960-х годовКритика Мертоном «классических постулатов» функционального анализаОсновные категории функциональной теории Мертона: функция, дисфункция, явные и латентные функцииКритика Р. Мертоном универсального функционализма Т. ПарсонсаПонятие явных и латентных функций у Р. МертонаКонцепция теории «среднего уровня» Т. ПарсонсаСпособы индивидуальной адаптации к структурной аномии: конформизм, инновация, ритуализм, ретретизм, бунтМертоновская модель социологии науки. Генезис научной картины мира и пуританский менталитет.Понятие «эпохе» и естественной установки в феноменологию Понятие «жизненного мира»Социология А. Шютца: образ общества в феноменологической перспективе: «мир повседневности» как предмет исследования Теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. ЛукманаПериодизация развития Франкфуртской школы«Критическая» : и «традиционная» теории: М. Хоркхаймер, Т. Адорно. Работа «Диалектика просвещения»Теория авторитарной личности М. Хоркхаймера и Т. АдорноФрейдомарксизм и диагностика капитализмаПсихоаналитическая концепция Э. Фромма Лингвистический поворот в современной социологии и теория дискурсаТеория коммуникативного действия Ю. ХабермасаТеория мировых систем И. ВаллерстайнаДраматургическая концепция Ирвинга Гофмана.Теоретические постулаты обменов у Джорджа ХомансаСтруктурная концепция обмена Питера БлауОтношения социального конфликта и структурные обмены: Питер БлауВзаимодействие «системы» и «жизненного мира» в теории Ю. ХабермасаВзгляд Хабермаса на роль интерпретативного сообщества и интеллектуалов в современном миреПонятие аутопойэсиса в системной теории Никласа ЛуманаРадикальный функционализм Н. Лумана и его отличие от структурного функционализма Т. Парсонса«Смысл» как универсальная категория системной концепции Н. ЛуманаПонятие социальных и природных фреймов у И. Гофмана ^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:Основная литература. Дополнительная литература. Интернет-ресурсы. Электронная хрестоатия по курсу ^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Компьютер, проектор. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:Форма текущего контроля – работа студента на семинарских занятиях. За работу на занятиях студентам проставляются баллы. Форма промежуточной аттестации – письменные (домашние) работы Итоговая работа в конце семестра.Итоговая форма контроля – экзамен. Разработчики: СФ РГГУ Кафедра истории и теории социологии д.и.н., проф. Н. В.Рромановский Эксперты:
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…