Аннотация программы учебной дисциплины «Основы научных исследований» Цель и задачи дисциплины

Аннотация программы учебной дисциплины «Основы научных исследований»1. Цель и задачи дисциплины. Цель изучения дисциплины состоит в формирование исследовательской культуры менеджера, творческого отношения к решению актуальных проблем управления.Задачами дисциплины являются: формирование теоретико-методологических знаний о сущности исследований социально-экономических систем, освоение логики научного исследования, развитие практических исследовательских навыков, необходимых для организации и проведения научного исследования, выявление путей самообразования в области научных исследований.^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: знание научной терминологии и основных методов научных исследований; знание принципов системного подхода и системного анализа как методологической базы научных исследований; владение конкретными методами и технологиями исследования и проектирования социально-экономических систем и процессов, позволяющее студенту участвовать в научно-исследовательских работах; способность грамотно оформлять результаты исследований; знание требований к студенческим проектам и технологий их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне разрабатывать курсовые и дипломные работы и проекты. В результате изучения дисциплины студент должен:знать: научную терминологию, основные методы научных исследований, принципы системного подхода и системного анализа, требования к студенческим НИР и технологиям их выполнения. уметь: применять знания основ научных исследований в практике работы с курсовыми и дипломными проектами, а также в НИРС;владеть: методами и технологиями исследования и проектирования социально-экономических систем и процессов.^ 3. Содержание дисциплины. Основные разделы. Введение в курс. Цели и задачи курса. Творчество и творческая личность. Управление как вид творческой деятельности. Термины и понятия, используемые в научных исследованиях. Значение научной терминологии. Характеристика используемых терминов Методы научных исследований. Классификация методов. Эмпирические методы. Теоретические методы. Моделирование как метод научных исследований. Основы системных представлений. Общие представления о системах и системном анализе. История возникновения системных представлений. Классификация и основные свойства систем. Методология системного анализа. Логическая основа и алгоритм системного анализа. Формулирование и структурирование проблемы. Выявление целей. Формирование критериев. Генерирование и отбор альтернатив. Анализ ресурсов для достижения целей. Претворение в жизнь результатов системного анализа. Исследование систем управления. Значение исследования социально-экономических систем. Системы управления как вид социально-экономических систем. Взаимодействие субъекта и объекта управления. Построение деревьев. Учет фактора времени в системах управления, сетевое планирование. Особенности экономических и социологических исследований.Разработка исследовательских проектов. Формы участия студентов в научных исследованиях. Студенческий проект как вид научного исследования. Требования к разработке студенческих проектов. Типовое содержание проекта. Алгоритм разработки проекта.