Аннотация Урок «Вред курения» посвящен самому распространенному в мире виду эпидемии, охватившей все слои населения. В связи с тем, что по статистике курят каждый второй мальчик-подросток и каждая четвертая девочка, урок о вредном влиянии курения является особенно актуальным. На уроке приводят статистические данные о росте заболевания среди курильщиков, о последствиях пагубной привычки, раскрывается разница между привычкой и никотиновой зависимостью. Перед учащимся в начале и в конце урока ставиться выбор между здоровьем и курением. Урок органично вписывается в разные темы по биологии:7 класс: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые»; 8 класс: Тема «Дыхательная система», «Человек и его здоровье»; 9 класс: «Изменчивость организма»; мероприятия посвященные дням здоровья и предметной недели по биологии. Так же данный материал эффективно использовать для проведения классных часов, посвященных здоровью. На уроке используются:Модульные карты;Презентация «Вред курения» Классы: 7, 8 или 9 класс (базовый уровень)Форма работы: классно-урочная или классный часЦель урока: формирование здорового образа жизни у учащихся на основе исторических фактов, статистических данных и личных впечатлений учащихся о вреде курения.Задачи:Образовательная: 1) Обобщить и углубить знания растениях семейства Пасленовые, 2) Сформировать у учащихся представления о вредном влиянии сигарет на здоровье человека.Развивающая: 1) Развивать у учащихся общебиологические понятия (зависимость, органы-мишени, пассивное курение и пр.); 2) Развивать навыки наблюдать, сравнивать, делать выводы. 3) Формировать научное мировоззрение. Воспитательная: 1) Способствовать воспитанию активной жизненной позиции, негативного отношения к курению, а также формированию положительных привычек, 3) Формировать бережное отношение к своему организму.Приобретаемые навыки детей:Развитие навыков анализа полученной во время лекции учителя информации с выделением главных частей.Развитие умения кротко и емко выражать свои мысли.Формирование навыков работы с технологическими картами урока.Развитие навыков анализа и синтеза полученной визуальной информации.Формы организации работы детей: Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности (работа с модульной картами)Приемы познавательной (внутренней) деятельности (использование личных знаний и навыков для анализ, обобщения и сравнения полученной информации).^ Формы организации работы учителя: педагогика сотрудничества, технология развивающего и проблемного обучения (по канд. пед. наук Э.Н. Кирикилице), создание ситуации новизны, педагогический такт, уровень подготовленности к уроку.Технологические особенности:Технические условия: компьютер, проектор, колонкиИспользуемое оборудование: компьютер, оснащенный колонками, проектор.Используемые ресурсы Единой коллеции цифровых образовательных ресурсов: «Вред курения, ppt» (N 50406) (http://sc.karelia.ru/) Используемые ресурсы из других общедоступных источников: поисковые системы (например, www.google.ru)Описание урока «Вред курения» для 9 классаХод урока:Организационный момент.Вступление.Учитель: Мы с вами знаем, как сложно устроен организм человека и как хрупко равновесие всех процессов обмена веществ в нем. Процессы роста и развития человека зависят так же и от факторов окружающей среды, которые влияют на формирование фенотипической изменчивости организма. Чтобы подобные негативные влияния были менее выражены, люди берегут свое здоровье. Как вы думаете, когда надо начинать заботиться о своем здоровье?В ходе беседы с учащимися учитель акцентирует внимание на моменте формирования гамет, на видах мутаций человека (генных, хромосомных и геномных), которые были изучены на предыдущем уроке. Учитель подчеркивает, что забота о здоровье человека начинается еще с его родителей, с процесса гаметогенеза и оплодотворения.Учитель: Какие химические мутагены могут повлиять на здоровье человека и вызвать мутации?Учащиеся перечисляют различные химические мутагены, среди которых называют и никотин (курение). Учитель объявляет тему урока. Учащиеся заполняют модульную карту (Фамилия, класс, тема урока, первые два задания).Учитель прост проанализировать статистические данные и сделать выводы. Учитель: По статистике первую сигарету россияне выкуривают в подростковом возрасте. Пики приходятся на 14, 17 и 19 лет. Учитывая, что именно в этом возрасте происходят основные гормональные и физиологические изменения, подобное пристрастие к сигареты очень негативно может сказаться на дальнейшем здоровье человека. Последствия пагубной привычки проявятся не сразу, а через несколько лет, но эти последствия, как правило, очень сложно устранить.^ Учитель приводит еще некоторые статистические факты, например:История вредной привычки.Выступление учащихся с сообщениями:Табак – растение семейства Пасленовые.Учащиеся заполняют задание 3 (систематика табака) в модульной карте.Родина табака (Центральная Америка) и его изначальное использование.Распространение табака в Европе (роль Х. Колумба, ошибочное мнение о пользе табака, табачная монополия)Начало эпидемии (Роль Крымской войны, развитие промышленного производства сигарет, изобретение спичек).Выступления иллюстрируются слайдами:От первой сигареты к никотиновой зависимости.Учитель: Подумайте, почему подросток берет в руки и пробует свою первую сигарету.^ Работа с модульной картой – задание № 4.Учитель: По статистике, существует несколько причин побуждающие ребят начинать курить. В основном пробуют курить недостаточно волевые люди.Учитель: Разные причины побуждают молодое поколение к курению. Проведенный анонимный опрос показал, что на первое место нужно поставить влияние товарищей. Учащиеся среднего школьного возраста начинают курить под побуждающим, подталкивающим психологическим воздействием своих приятелей курильщиков. На втором месте стоят любопытство, интерес, чувство новизны. Третья причина – желание казаться взрослым. Сигарета в руках, по мнению курящего, символ независимости, самостоятельности, мужественности. Первая выкуренная сигарета – это чаще всего результат любопытства, а слабая сила воли, психологическое давление со стороны могут привести к привыканию и никотиновой зависимости. Как вы думаете, в чем разница между понятиями «привычка» и «зависимость»? ^ Беседа с учащимися о понятиях «привычка» и «зависимость», в результате которой выявляются наиболее значимые отличия. Учитель подводит итог. ^ Состав сигареты и табачного дыма.Учитель: Изначально в средние века использовали высушенные листья табака и их курили. Сегодня в состав сигарет добавляют самые разные химические вещества, которые оказывают разрушительное воздействие на организм.^ Учащиеся выполнят задание №6 в модульной карте, используя данные со слайда.Опыт: Состав сигареты.Опыт проводиться заранее (осуществляется видеосъемка) или ,при наличии вытяжного шкафа в кабинете химии, во время урока.Оборудование: 1 сигарета, колба, вата, два стакана с раствором марганцовки, резиновая груша, штатив, резиновая трубка..^ Ход опыта:Сигарету закрепляют в штативе и прикуривают с помощью груши. Конец сигареты закрепляем в резиновую трубку и соединяем герметично с колбой. В колбе находиться вата и второй конец трубки опущен в вату. Когда сигарета полностью сгорает, то фитиль от сигареты опускают в раствор марганцовки в один стакан, а вату в другой. Отмечают время обесцвечения раствора марганцовки. Процесс обесцвечивания марганцовки говорит о наличии в фильтре и вате таких органических веществ как алкалоиды, раздражающие вещества, канцерогены. Влияние никотина на внутренние органы человека.Учитель: Чрезвычайно пагубно курение в молодом, особенно, в детском возрасте. Известный врач, светило отечественной медицины XIX века С. П. Боткин незадолго до смерти – а умер он в возрасте всего 57 лет – с горечью говорил, что если бы он не курил, то уверен, прожил бы еще не менее 10 -15 лет. Приобщившись в юности к курению, позднее он, уже умудренный жизнью, осознал его вред, и, помимо клинических наблюдений, почувствовал это на своем личном горьком опыте. Как вы объясните, что такое «мишень»? А как можно объяснить что такое «органы-мишени»?Учащиеся заполняют задание №7 по ходу дальнейшего объяснения учителя и выступлений учащихся.Задание №7: Отметьте на рисунке Основные органы -мишени, которые Поражаются во время курения, а также виды нарушений.Дальнейший ход урока строиться по-разному:1 вариант: Лекция учителя о влиянии курения на органы-мишени.2 вариант: Выступления учащихся о влиянии курения на определенные органы-мишени. 3 вариант: Совместное выступление учащихся и учителя (конференция врачей: невропатолог, кардиолог и т.д.; игра «Соотнеси последствия курения и часть организма человека»)Описание конференцииВыступают учащиеся-«врачи»:Кардиолог – влияние курения на сердечно-сосудистую систему,Терапевт – влияние курения на дыхательную, пищеварительную системы,Невролог – никотин и головной мозг человека,Стоматолог – влияние курения на ротовую полость и зубы,Андролог или гинеколог – негативные полседствия влияние курения на формирование и функционирование половой системы, курение и беременность,Косметолог – курение и здоровье женщины.Остальные – это «журналисты», которые после выступления «врачей», задают уточняющие вопросы или дискутируют с ними.^ Игра «Соотнеси последствия курения и часть организма человека»На доске висит изображение внутреннего строения человека (или таблица по биологии). При наличии интерактивной доски – оформление идет прямо на слайде:Учитель зачитывает описание последствий влияния никотина на тот или иной орган. Учащиеся отгадывают о каком органе идет речь. Когда орган угадан изображение прикрепляется к соответствующему органу. Например, возникает воспаление слизистой оболочки органа, который провоцирует возникновение специфического кашля «курильщика».Ответ: дыхательная система.Пассивное курение.Учитель: Негативно курение сказывается не только на самом курильщике, но также на его некурящих близких людей или тех, кто просто оказался рядом с ним в общественном месте. При таком «пассивном курение» вреда причиняется не меньше, если не больше, чем при обычном курении, т.к. организм некурящего человека не адаптирован к никотину и вредным веществам, содержащимся в сигарете и сигаретном дыме. Особенно страдают дети, если их родители курят. ^ Реклама курения.Учитель: Когда подросток пробует курить, то во многом на них влияет «реклама курения» со стороны его сверстников и друзей. С экраном телевизором, со страниц газет и журналов, в текстах песен – везде мы видим рекламу никотина. Как правило в такой рекламе не рассказывают о последствиях курения, а акцентируют внимание на внешних атрибутах курильщика. По Федеральному закону от 13 марта 2006 года №38- ФЗ «О рекламе» следует:1. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна:1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;2) осуждать воздержание от курения;3) обращаться к несовершеннолетним;4) использовать образы несовершеннолетних.2. Реклама табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться:1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;Пункт 4 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2007 г.4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; 5) на всех видах транспортных средств общего пользования;6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;7) в культурно-оздоровительных спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.3. Реклама табака и табачных изделий в каждом конкретном случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной продукции (рекламного пространства).4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.^ Учащиеся выполняют задание №8 в модульной карте.Задание №8: Нарисуйте на образце пачки сигарет, что , по-вашему мнению, должно быть изображено на ней:чтобы подростки их не покупали,чтобы люди помнили о вреде курения для их здоровья,После урока можно провести конкурс или выставку работ учащихся, используя результаты выполнения задания №8.Отказ от никотиновой зависимости.Учитель: Если вы уже попробовали курить и не можете отказаться от вредной привычки и сохранить свое здоровье, то наши советы могут вам помочь.Выступают «врач-нарколог» и «ученый-историк» с рассказом о том, как на протяжении многих веков боролись с курением, о международном дне отказа от курения, как можно бросить курить, как отказ от курения поправит здоровье человека.Заключение.Учитель: Организм человека устроен так, что к вредным привычкам он привыкает быстро, а отказаться от них порой очень сложно. Но отказ от курения – это показатель самодостаточности человека, его силы воли и стремления заботиться о своем будущем и будущем своих детей, внуков. Теперь вы , получив достаточно информации о курении и его влиянии на человека, можете сделать выбор: курение или здоровье?Учащиеся выполняют в модульных картах задание №9 и №10 (комментарии к уроку). Данные задания выполняют роль рефлексии в конце урока, при этом мнение каждого учащегося учитывается, но и остается анонимным. Комментарии к уроку помогают учителю в дальнейшем скорректировать урок, привнося в него новые решения или меняя форму проведения занятия.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…