УДК 331.104 Мотивация как инструмент повышения эффективности энергосбережения в промышленности Motivation as a tool of industrial energy saving д.э.н., профессор Попкова Елена Геннадьевна к.э.н. Митрахович Татьяна Николаевна Popkova Elena Gennadjevna Mitrakhovich Tatiana Nikolayevna Аннотация: В статье рассмотрена сущность энергетического менеджмента и роль мотивации персонала в данном процессе. Проанализирован потенциал энергосбережения при внедрении мероприятий по мотивации. Осуществлено исследование барьеров на пути снижения энергоемкости продукции в российской промышленности. Abstract: The article discusses the essence of energy management and the role of personnel motivation in this process. The potential for energy savings in the implementation of measures for motivation is analyzed. The barriers to reducing the energy intensity of production in Russian industry are explored. Ключевые слова: мотивация, энергосбережение, энергетический менеджмент, потенциал энергосбережения. Key words: motivation, energy saving, energy management, potential of energy saving.В свете принятия в ноябре 2009 года Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 в настоящее время ужесточаются требования к управлению энергетической составляющей экономической деятельности любой организации. В частности, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений обязаны завершить их оснащение приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Кроме того, энергетическая политика организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности подлежит государственному контролю в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, а данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов подлежат включению в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности. Для организаций, осуществляющих поставки товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются дополнительные требования к их энергетической эффективности. Более того, в отдельных случаях может устанавливаться запрет или ограничение размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов. В целях совершенствования энергетической политики организации эффективной системой мер служит мотивация персонала к энергосбережению, позволяющая без значительных финансовых затрат повысить эффективность экономической деятельности, снизить затраты на производство товаров и оказание услуг, а также повысить производительность труда персонала. Согласно данным Энергетической стратегии РФ до 2030 года2, потенциал организационного и технологического энергосбережения в российской промышленности составляет до 40 процентов общего объема энергопотребления. Более того, на заседании президиума Правительства России от 17.02.2010 г. премьер-министром РФ В.В. Путиным достижение цели снижения энергоемкости ВВП не менее чем на 40% намечено к 2020 году3. Однако, достижение данного показателя возможно лишь при осознании возможностей и потенциала энергосбережения крупнейшими потребителями энергии. В настоящее время в российских условиях налицо недостаточная информированность потребителей и инвесторов относительно потенциала энергосбережения. Так, по данным исследования IFC (Международная финансовая корпорация), руководители российских предприятий оценивают его в 8-10%, хотя практика показывает, что этот показатель составляет не менее 20%, а в некоторых случаях достигает 35-40%. Зарубежный опыт показывает, что промышленные компании, обратившие серьезное внимание на энергоменеджмент, оказались в состоянии реально снизить затраты на энергоресурсы на 30 % и более4. Энергетический менеджмент представляет собой метод управления, основанный на широко известных компонентах общего менеджмента – планирование, контроль, организация, мотивация. Энергетический менеджмент охватывает большое число аспектов, позволяющих усовершенствовать поведение предприятия в областях, связанных с энергопотреблением, и принятием соответствующих решений. На корпоративном уровне энергоменеджмент определяет ответственность за потребление энергии, включает структурные изменения, связанные с перераспределением полномочий по энергоконтролю, формулирование корпоративной энергетической политики и формирование заинтересованности в энергосбережении со стороны высшего руководства компании. В российских условиях, к сожалению, внедрение энергоменеджмента сталкивается с последним барьером в абсолютном большинстве случаев, что, на наш взгляд, часто обусловлено недостаточным уровнем стратегического видения. На оперативном уровне энергетический менеджер и другой ответственный за его проведение персонал осуществляет контроль над расходованием энергоресурсов, обеспечивает практическую реализацию стратегических целей и непосредственное снижение энергопотребления и затрат на приобретение энергии. Определить и описать приоритеты в различных аспектах энергетического менеджмента на предприятии, выявить альтернативные пути организации энергоменеджмента позволяет матрица энергетического менеджмента. Матрица имеет пять горизонтальных строк, характеризующих уровень развития основных элементов менеджмента. Уровни оцениваются шкалой: 0, 1, 2, 3, 4, причем 0-ой уровень соответствует отсутствию рассматриваемого элемента, а высший, 4-ый уровень, подразумевает его максимальное развитие на предприятии. Шесть вертикальных столбцов матрицы соответствуют шести основным элементам энергетического менеджмента. Таблица 1 Матрица энергетического менеджмента Уровни энергоменеджмента Элементы менеджмента Энергетическая политика Организационные аспекты Мотивация энергоменеджмента Информационные системы Маркетинг энергоменеджмента Финансирование мероприятий энергоменеджмента 4 энергетическая политика, план действий и регулярные обзоры находят понимание у руководства как часть общей стратегии развития предприятия энергетический менеджмент полностью интегрирован в структуру менеджмента, осуществляет четкое делегирование ответственности за энергопотребление официальные и неофициальные каналы взаимодействия регулярно используются энергоменеджером и персоналом энергетических служб на всех уровнях всеобъемлющая система, устанавливающая цели энергоиспользования, отслеживающая потребление энергии, обнаруживающая нарушения, количественно определяющая экономию и регистрирующая бюджетные расходы маркетинг показателей энергоэффективности и работы энергоменеджмента как внутри предприятия, так и за его пределами уклон в сторону экологически чистых схем с детальной оценкой инвестирования во все варианты нового строительства и модернизации 3 официальная энергетическая политика, но нет заинтересованности со стороны высшего руководства менеджер по энергетике контролируется советом по энергетике комиссия по энергетике используется в качестве основного канала взаимодействия наряду с прямыми контактами с главным потребителем энергии мониторинг энергопотребления всех подразделений, по информации об экономии не доводится до потребителей реализация программы пропаганды энергосбережения среди сотрудников, регулярные рекламные кампании те же самые критерии окупаемости, что и применяемые для всех других вложений 2 непринятие официально энергетической политики, установленной энергоменеджментом имеется должность энергоменеджера, но структура управления и его полномочия не определены связь с потребителями через специальную группу, возглавляемую старшим менеджером подразделения отчеты об энергопотреблении основываются на показаниях коммерческих счетчиков. Энергетические показатели могут использоваться в разработке бюджета обучение некоторых специально выделенных сотрудников инвестиции только по критерию малого срока окупаемости 1 не зафиксированный в письменном виде набор рекомендаций энергетический менеджмент возложен как одна из задач на работника с ограниченными должностными возможностями имеются неофициальные контакты между инженерами и отдельными потребителями отчеты по энергозатратам основаны на платежных документах. Инженер собирает отчеты для внутреннего использования в техническом отделе пропаганда энергосбережения через неофициальные контакты внедрение только малозатратных мероприятий 0 отсутствие определенной политики энергетический менеджмент отсутствует нет контактов с потребителями энергии нет информационной системы, нет учета энергопотребления не пропагандируется энергосбережение нет вложений в повышение энергоэффективности Источник: по материалам5Данные матрицы позволяют оценить уровень внимания конкретного предприятия к энергетическому менеджменту. Считается, что уровень инвестиций в энергосбережении не должен быть ниже 10 % от затрат на энергию. Тщательное планирование может минимизировать начальные затраты на инвестирование и помочь получить видимую экономию. Потенциал снижения энергозатрат без финансовых вложений оценивается в 5% и включает информационное обеспечение производственного процесса (буклеты, видео, плакаты, образовательные семинары).^ Низкозатратные методы энергосбережения, включающие мотивацию персонала, трансформацию поведения сотрудников, стабилизацию энергопотребления обеспечивают половину успеха в энергосбережении. Другая половина приходится на инвестиционные решения. При этом средний технический потенциал энергосбережения в промышленности составляет 33% для электричества и 40% для газа. Средний экономический потенциал энергосбережения составляет для электричества 20%, для газа – 22%. Средний достижимый потенциал оценивается в 24% для электричества и 9% для газа6. Разработка мероприятий по повышению эффективности мотивации персонала на основе показателей энергосбережения требует реализации определенной последовательности действий, формирующей механизм внедрения системы мотивации. В базовых чертах данный механизм выглядит следующим образом:^ 1. Разработка энергетической политики: – обоснование актуальности реализации политики энергосбережения; – декларация ориентации на энергосбережение со стороны высшего руководства; – определение долгосрочных и краткосрочных целей энергосбережения.^ 2. Реализация политики по достижению целей энергосбережения путем мотивации персонала: 2.1 Организационный блок: – распределение ответственности за энергопотребление; – формирование энергогруппы предприятия по вопросам повышения энергоэффективности из руководителей предприятия и подразделений (ответственность, механизм отчетности); – механизм контроля энергосбережения. 2.2 Учетно-управленческий блок: – система оценки результатов деятельности сотрудников по результатам реализации мероприятий по энергосбережению (элементы взаимосвязи: целевые показатели производительности – расчетные затраты по энергопотреблению – сопоставление расчетных данных с фактическими); – ресурсное обеспечение мероприятий по трансформации существующей системы мотивации. 2.3. Информационный блок: – информационная система оповещения о задачах и результатах энергосбережения (издание специализированной брошюры либо информационных листовок, использование интерактивных инструментов – информация об энергопотреблении предприятия, стоимости энергоресурсов, важность энергосбережения для улучшения экономики и экологии предприятия и города, способах снижения энергопотребления на производстве и в быту; – открытость информации о целевом и фактическом потреблении энергоресурсов, об отклонениях потребления каждого энергоресурса от целевых значений, как для всего предприятия, так и для каждого подразделения. Ключевыми группами персонала, на которые должна быть нацелена система мотивации к энергосбережению, выступают руководители подразделений, младший менеджмент, и рядовой персонал организации. Важнейшей особенностью построения многоуровневой системы мотивации в данном случае является наличие различных мотивационных стимулов для каждой из выделенных групп. Наиболее затратным с точки зрения финансовых вложений является организационно-управленческий блок мероприятий, поскольку требует привлечения либо внешних независимых специалистов, либо значительных временных затрат со стороны персонала предприятия. Внешние консультанты обеспечивают предоставление видения, знаний и информации, недоступных внутри компании, позволяя предприятию сократить временные затраты на реализацию отдельных процедур. Основой реализации мероприятий по мотивации энергосбережения является проведение энергетического аудита. Согласно российскому законодательству, обязательное энергетическое обследование должно проводиться в отношении следующих лиц7: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; 2) организации с участием государства или муниципального образования; 3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; 4) организации, осуществляющие производство и транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; 5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 миллионов рублей за календарный год; 6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Однако, на наш взгляд, в данном вопросе также наблюдается определенный формальный подход, связанный с тем, что само по себе описание энергетических затрат, энергоемкости оборудования и рекомендации по совершенствованию энергопотребления не дают необходимого импульса к энергосбережению. Отсутствие мотивационной составляющей не может быть компенсировано обязательность проведения отдельных процедур энергоменеджмента. Таким образом, система мотивации персонала на основе показателей энергосбережения является ключевым показателем успешной реализации политики энергетического менеджмента, позволяющего отечественному бизнесу значительно снизить энергоемкость производства и приблизиться к уровню конкурентоспособности лидеров мировой промышленности в соответствующих отраслях.Список использованной литературы: Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – [2009]. – Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/index.php В.Путин: Необходимо выстроить единую эффективную систему управления в сфере энергосбережения [Электронный ресурс]. – [2010]. – Режим доступа: http://www.rosinvest.com/news/651491/ Яворский, М.И. Энергосбережение на промышленных предприятиях: Учебное пособие / Под ред. проф. М.И. Яворского. – Томск: Изд. ТПУ, 2000. – 134 с. Worrell E. Energy Efficiency Improvement and Cost Saving Opportunities for Cement Making / E. Worrell, C. Galitsky // Berkeley: Berkeley National Laboratory, 2008. – 77 p. 1 Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 2 Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – [2009]. – Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/index.php 3 В.Путин: Необходимо выстроить единую эффективную систему управления в сфере энергосбережения [Электронный ресурс]. – [2010]. – Режим доступа: http://www.rosinvest.com/news/651491/ 4 Яворский, М.И. Энергосбережение на промышленных предприятиях: Учебное пособие / Под ред. проф. М.И. Яворского. – Томск: Изд. ТПУ, 2000. – 134 с. 5 Worrell E. Energy Efficiency Improvement and Cost Saving Opportunities for Cement Making / E. Worrell, C. Galitsky // Berkeley: Berkeley National Laboratory, 2008. – 77 p. 6 Там же 7 Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…