АНОМАЛИЯ И ДЕВИАНТНОЕПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ.
П Л А Н:
1. Понятие социальнойнормы.
2. Девиантноеповедение. Основные подходы к объяснению девиантногоповедения.
3. Основные формы девиантного поведения.
4. Список литературы.
1.Понятие социальной нормы.
Социальныенормы, подобно другим ценностям, выполняютфункции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нормы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер. Это не только выражение мысли, но и выражение воли. При этом, в отличие от индивидуального волеизъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.
Социальные нормы — это правила, выражающие требованияобщества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.
Регулирующеевоздействие норм состоит в том, что они устанавливаютграницы, условия, формы поведения, характеротношений, цели и способы их достижения.
Вследствие того, чтонормы предусматривают и общие принципы поведения,и конкретные его параметры, они могутдавать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности.
Нарушениенорм вызывает более конкретную и четкую негативнуюреакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленнуюна преодоление отклоняющегося от нормы поведения.Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы сдевиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.
Нормывозникают вследствие потребности в определенном поведении. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в общественном труде. На заречеловечества можно было выжить, только придерживаясь данной нормы. Она появилась врезультате закрепленияповторяющихся необходимых совместных действий.Интересно, что эта норма не потеряла своего значения и в настоящее время,хотя ее питают иные потребности,актуализируют другие факторы.
Многообразиесоциальной реальности, социальных потребностейпорождает и многообразие норм. Классифицироватьнормы можно по разным основаниям. Для социолога имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные. В современном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопроникновение этих норм.
По объекту или сфере деятельностиразграничиваются нормы, действующие вобласти определенных видов отношений:политические, экономические, эстетические, религиозные и т.д. По содержанию: нормы, регулирующиеимущественные отношения, общение,обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельностьучреждений, взаимоотношения междугосударствами и т.д.
По месту внормативно-ценностной иерархии: основополагающиеи второстепенные, общие и конкретные. По форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие. По масштабам применения: общие и локальные.
По способу обеспечения: опирающиеся навнутреннее убеждение, общественное мнениеили на принуждение, на силугосударственного аппарата.
По функциям: нормыоценки, ориентирующие, контролирующие,регламентирующие, карающие, поощряющие.
Постепени устойчивости: нормы, опирающиеся на социальною привычку, на обычай,традициии не имеющие такого основания и др.
2. Девиантное поведение.Основные подходы к объяснению девиантного поведения.
Нормативныесистемы общества не являются застывшими,навсегда данными. Изменяются сами нормы,изменяется отношение к ним. Отклонениеот нормы столь же естественно,как иследование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации,девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческогоповедения. Резкие отклонения отсредней нормы как вположительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильностиобщества, которая во все времена цениласьпревыше всего.
Социологи называютотклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любыепоступки или действия, не соответствующие писаным илинеписаным нормам. Внекоторых обществах малейшиеотступления от традиции, не говоряуже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось подконтролем: длина волос, форма одежды, манерыповедения. Так поступали правители древней Спарты в Vв. до н. э. и советские партийные органы в XXв.
Борьба с девиациями часто перерождалась вборьбу с разнообразием чувств, мыслей,поступков. Обычно она оказываетсянерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще болееяркой форме. В конце80-х годов советская молодежь подражала западныммоделям поведения настолько откровенно, чтобороться с этим общество было не всилах.
Вбольшинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группалиц,проявляющих максимально неодобряемоеповедение: революционеры, террористы, непатриоты,политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники,нищие. На другом полюсе расположитсягруппа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели,художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихсяобществах и в обычных условиях на каждуюиз этих групппридется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70%населения страны составляют «твердые середняки» — люди снесущественными отклонениями.
Хотябольшая часть людей преимущественно живут в согласии с законами,их нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е.социальными конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один иболее незаконных поступков, например, скрытноворовали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоряуже о более невинных — опоздание наработу, переход улицы или курение внеположенных местах. Полную картину де-виантногоповедения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистикарегистрирует незначительную частьпроисшествий.
Итак, всякоеповедение, которое вызывает неодобрение общественногомнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такойпостановке вопроса следует говорить о формахи размерахотклонения. К.видам (или формам) девиаантногоповедения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры,психическое расстройство, самоубийство.
Вузком пониманиипод девиантнымповедением подразумеваются такиеотклонения, которые не влекут за собой уголовногонаказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупностьпротивоправных поступков, или преступлений,получила в социологии особое название —делинквентное (буквально — преступное) поведение. Оба значения— широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии.
Каковы же причины девиации? В конце XIXи начале XXв. были распространены биологические и психологические трактовки причиндевиации. Итальянский врач ЦезареЛомброзосчитал, что существует прямая связьмежду преступным поведением и биологическими особенностямичеловека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результатдеградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характернымчертам, как выступающаянижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. ТеорияЛомброзополучила широкое распространение, и некоторыемыслители стали его последователями— они тоже устанавливали связь междудевиантным поведением и определенными физическими чертами людей.
УильямX. Шелдон (1940), известныйамериканский психолог и врач, подчеркивалважность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение телаозначает присутствие характерныхличностных черт. Эндоморфу (человеку умереннойполноты с мягким и несколько округлымтелом) свойственны общительность, умениеладить с людьми и потворство своимжеланиям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляетсклонность к беспокойству, онактивен и не слишком чувствителен. И наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.
Опираясьна исследование поведения двухсот юношей в центререабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы,хотя они отнюдь не всегда становятсяпреступниками.
Хотяподобные биологические теории были популярны в началеXXв., другиеконцепции их постепенно вытеснили. Сторонникипсихологической трактовки связывали девиациюс психологическими чертами(неустойчивостью психики, нарушениемпсихологического равновесия и т. п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловленыгенетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияниена психикуличности. Например, если мальчика дразнят за маленькийрост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантномповедении. Но в таких случаяхбиологические факторы лишь косвенно способствуютдевиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому прилюбом биологическом анализе девиациинеобходимо учитывать сложную совокупность многихфакторов.
Развернутоесоциологическое объяснение девиации впервыедал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномалии, котораяраскрываетзначение социальных и культурных факторов.По Дюркгейму, основной причинойдевиации является аномалия,буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномалия, — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связилибо отсутствуют, либо становятсянеустойчивыми и противоречивыми.Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешениесоциальных групп, миграция и т. д.),порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результатепоявляются различные виды девиаций.
Э. Дюркгейм считаетдевиацию столь же естественной, каки конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиацияподтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представлениео многообразии норм. Реакция общества, социальныхгрупп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечиваетсоциальное единство. И, наконец,девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативусуществующему положению дел, ведетк совершенствованию социальных норм.
Теорияаномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствамиосуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения,являются вместе с тем типами приспособления к обществу.Мертон показывает этона примере отношения американцев к такой цели, какдостижениебогатства.
Первый тип поведения— конформность — предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.
Второйтип девиантногоповедения — инновация — предполагаетсогласие с целями, но отрицание социально одобряемыхсредств их достижения. Принимая,например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могутпользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность кнезаконным способам осуществленияцели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.
Третийтип — ритуализм — предполагает,наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных,одобряемых обществом средств ихдостижения. Он обычно выражается вснижении уровня притязаний и часто встречается, по мнению Мертона,у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантногоповедения, например, у бюрократа,абсолютизирующего формальные процедуры.
Четвертыйтип — ретретизм — предполагаетотрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся внеобщества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др.,которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.
Пятый тип — бунт — предполагает отчуждение от господствующихцелей и стандартов и формирование новых целейи средств.
Известныйсоциальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование,воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторские»,хотя могут попадать в сходные обстоятельстваи выглядеть, на первый взгляд, похожими.
Нормативная личность — та,чертыкоторой лучше всего выражают даннуюкультуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность — статистически более распространенныйтип отклоняющихся от идеала вариаций.И чемболее нестабильным становитсяобщество (например, в переходные,транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно большестановится людей, социальный типкоторых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личностьтаково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше именьше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает,каким он должен быть, а послушных ипонятливых общество обычнопоощряет: они — основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерноеповедение».
Согласнокультурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры.В обществе существуют отдельные группы, нормы которыхотличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересыгруппы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных, полиция скорееассоциируется с карательной илипродажной организацией, чем сослужбой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и,таким об разом, становитсянонконформистом с точки зрения широкихслоев общества.
Миллер(1958) утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявленийкоторойявляется групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как го — товность к риску, выносливость, стремление к острыми ощущениям и «везение». Поскольку члены бандыруководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, в первую очередь представители средних слоев, начинаю относитьсяк ним как к девиантам.
Согласнокультурологическим объяснениям, девиаци имеет место,когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречатнормам доминирующе культуры. Но здесь возникает вопрос: почему лишь некотрые люди усваивают ценности «девиантной»субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Одни исследователи утверждают,что преступности обучаются. Люди усваивают девиантноеповедение в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей иродственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью,существует вероятность, что он тоже станет преступником.
Криминальнаядевиация является результатом преимущественного общения с носителямипреступных норм. Более того, социологи тщательно описали факторы, сочетаниякоторых способствуют криминальному поведению. Они подчеркивают, что важнуюроль в этом играют не контакты с безличными организациями или институтами, аповседневное общение.
ГовардБеккер в своей книге«Аутсайдеры» (1963) отверг многие психологическиеи социологические объяснения Девиации,потому что они основаны на «медицинскоймодели», согласно которой человек,проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле «больным».Такие подходы не учитываютполитического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способностьювлиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.)навязывать другим определенные стандарты поведения. «Социальные группы создаютдевиацию, — писал он, — поскольку они следуют правилам, нарушение которыхсчитается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям,которым «наклеиваются ярлыки» аутсайдеров. С этой точки зрения,девиация — не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствиеприменения другими людьми правил и санкций против «нарушителя»».
КонцепцияБеккера и подобные ей названы теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), т. к. они объясняют девиантноеповедение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов»членам менее влиятельных групп. Именно так поступали с неграми в Америке. Ониподвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям визнасиловании белых женщин. Короче говоря, Беккервысказал мысль, что«суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером (речь идет о том,связан ли он с нарушением какого-то правила), а также тем, как его оцениваютдругие люди».
Большинство людейнарушают некоторые принятые в обществе нормы и правила поведения. Подростокможет покуривать сигареты с марихуаной. Администратор делает приписки к счету,кто-то пытается заниматься гомосексуализмом. Окружающие вначале смотрят на этипоступки сквозь пальцы, а человек, нарушающий правила, скорее всего не считаетсебя девиантом. Лемерт(1951) называет этот тип поведения первичной девиацией. Но что произойдет,если друг, член семьи, коллега или полицейский узнают о таких поступках ирасскажут другим? Часто это приводит к тому, что называется вторичнойдевиацией: на человека ставят клеймо девианта,окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом,постепенно он и сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствиис этой ролью.
Конфликтологическийподход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя«радикальными криминологами». Ониотвергают все теории преступности,трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им являетсячастью кбнфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когдавозникает конфликт между властями инекоторыми категориями граждан, властиобычно избирают вариант принудительныхмер. Например, сотрудники полиции сбольшей готовностью применяют законы, направленные против бедняков и не причастныхк власти, тех, кого можно подавлять, не встречая сопротивления.
Другие конфликтологи, разделяющие марксистскую точку зрения,утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов — это орудие,которые правящие классы (владеющие средствами производства) используют противтех, кто лишен власти. Например, в XI1 в. были приняты законы, запрещающиебродяжничество, что было обусловлено стремлением землевладельцев заставитьбедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погиблот чумы или его забирали в отряды крестоносцев.
Таким образом,«радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, азанимается анализом сущности самой законодательной системы. Сторонники этойтеории рассматривают «девиантов» не как нарушителейобщепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих противкапиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить впсихиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множествосвоих членов, якобы нуждающихся в контроле» (Тэйлор идр., 1973).
3. Основные формы девиантного поведени.я
Косновным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид.Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Преступность.Социологические исследования преступности и ее причинберут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитиюсоциологии преступности дала работафранко-бельгийского ученого — математика-статистика Л.А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ, Кетлеприходит к выводу о том, что всякий социальныйстрой предполагает определенноеколичество и определенный порядокпреступлений, вытекающих из его организации.
По мере изученияпроблем преступности все большее количествофакторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К нимможно отнести: социальное положение, род занятий, образование,нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассирования, т. е. разрушенияили ослабления связей между индивидом исоциальной группой. В 30-е годы нашего столетия исследования, проведенныепредставителями так называемойчикагской школы в социологии, выявили влияние внутригородских различий на уровеньпреступности: самые «преступныерайоны» — районы, где присутствует высокаястепень социальной дезорганизации. До сих пор остается дискуссионной проблемасоотношения биологического и социального в формировании преступного поведения.
Как отмечаютисследователи, развитие преступности в пашей стране по основным качественнымпоказателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемыйуровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высоктемп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступностьимеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она изкриминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблемуполитическую.
ВРоссии на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночнымотношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция.Специалисты отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можноопределить как «патриархальный», но уже заметны процессы, говорящие об«индустриализации» девиантности.
Преступность— отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ниодному обществу. В настоящее время необходимо сосредоточиться на реальнойзадаче — снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем насоциально терпимом уровне.
Алкоголизм.С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки.Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозногоритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способполучения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошлипосле того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта.Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и вXVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, какАнглия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит вупотребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьмасложную проблему для человеческой цивилизации — проблему алкоголизма.
Фактически алкогольвошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условиемофициальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения,решения личных проблем. Однако эта социокультурнаяситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаевхулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% другихпреступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения,нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвомсостоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.
Изучениеразличных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большуюсложность. По каким критериям можно судить об алкогольной ситуации и еединамике? Как правило, используются три группы социологических показателейостроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране:во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структурапотребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегосяследствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике иобществу пьянством.
Показатель уровняпотребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структурепотребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например,регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны иособенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения:численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределениепотребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другимсоциально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьяненияи оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурныхи этнических группах. Все перечисленные характеристики входят впонятие модели алкогольного потребления.
В истории борьбыобщества с алкоголизмом можно обнаружитьдва направления.Во-первых, ограничение доступностиспиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен,ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых,усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшениесоциальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности,спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населениябезалкогольных стереотипов поведения.
Историяборьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухогозакона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели,потому что наличие алкоголя — не единственная и не главная причинасуществования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма являетсясложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический,демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этихаспектов, возможно ее успешное решение.
Наркомания.Термин происходит от греческих слов narke— «оцепенение» и mania — «бешенство, безумие». Этозаболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимостиот наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощениюфизических и психических функций организма. Наркомания (наркотизм)как социальное явление характеризуется степенью распространенности потреблениянаркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, кудавходит как злоупотребление наркотиками, так и болезненное (привычное) ихпотребление. Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиковрассматривает вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основевозбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушения моторныхфункций, мышления, поведения, восприятия, появления галлюцинаций или изменениянастроения. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществрастительного и химического происхождения.
Точноеколичество лиц, злоупотребляющих наркотиками в нашей стране, определить вряд ливозможно из-за несовершенства системы социального контроля, но по некоторымоценкам в1994 г. их число моглосоставить от 1,5 до 6 млн. человек, т. е. от 1до 3% всего населения России. Подавляющеебольшинство наркоманов (до 70%) — это молодые люди ввозрасте до 30 лет. Соотношение мужчин и женщин составляет примерно 10:1 (наЗападе — 2:1). Более 60% наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19лет. Таким образом, наркомания — это прежде всего молодежная проблема. Темболее, что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет такназываемые «радикальные» наркотики (производные опийного мака), до зрелоговозраста не доживает.
Суицид.Суицид — намерение лишить себя жизни, повышенный рисксовершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типаявляетсяспособом ухода от неразрешимыхпроблем, от самой жизни.
В разные эпохи и вразных культурах существовали свои оценкиэтого явления: часто самоубийство осуждали (с точкизрения христианской моралисамоубийство считается тяжким грехом),иногда же допускали и считали в определенныхситуациях обязательным (например,самосожжение вдов в Индии, обычай сати, или харакири самураев).При оценкеконкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, от особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором,провоцирующим суицидноеповедение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол,возраст, образование, социальное исемейное положение.
Мировойопыт исследования самоубийств выявляет основныезакономерности суицидного поведения. Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция к увеличению их числа. Суициднаяактивность имеет определенные временные циклы.