ПЛАН.
Введение… 3
1.Архитектурный ансамбль древнего Кремля… 5
1.1.Кремль… 5
1.2.Спасская башня… 6
1.3.Тайницкая башня… 8
1.4.Башня Сююмбеки… 9
1.5.Благовещенский собор… 18
2.Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур… 19
Заключение… 22
Литература… 23/>Введение
Удивительную власть имеют над человеком архитектурные памятники прошлого.Уже самим фактом существования на том месте, где были созданы, они утверждаютубедительность и достоверность исторических событий, связывают воедино векапрошедшие с сегодняшним днем. Безмолвные свидетели прошлого, они — яркиеписьмена каменной летописи нашей Родины.
Не потому ли так много говорят сердцу сооружения Казанского кремля? Непотому ли идет о них слава, как об одном из замечательных архитектурныхансамблей Поволжья?
Живописно, широко и раздольно раскинулся Казанский кремль на высокомхолме, с двух сторон окруженном водой. Издалека видны его белые стены, башни,церкви. Вещественным символом Казани вонзается в небо краснокирпичная башняСююмбеки.
История архитектуры Татарии до настоящего времени остается одной измало исследованных областей науки. Особенно, это касается памятников рядовойгородской застройки XVIII — начала XX b.
В результате многочисленных войн были разрушены практически всеархитектурные сооружения Булгарии и Казанского ханства. До нас дошли лишь самые скудные сведения о монументальных средневековыхпостройках и немногочисленные руины, которые и до настоящего времени неизучены в достаточной степени специалистами. Все это не позволялоисследователям зодчества уверенно судить о чертах культовой архитектуры средневекового Поволжья и связно представить себе этапы развитияна протяжении последних пяти веков.
Целью данной работы является анализ архитектуры древнего кремля городаКазани.
Перед нами ставятся следующие задачи:
– дать краткоеописание казанскому кремлю;
– дать описаниебашням кремля: Спасской, Тайницкой, Башне Сююмбеки;
– дать описаниеБлаговещенскому собору;
– выявить влияниеразличных культур на архитектуру Казани.
В данной работе мы использовали литературу по данной тематике. Интереснакнига Бобченко Т. Казань. Здесь дается краткое описание не только Кремля, но ивсех основных достопримечательностей Казани: мечети, университет, пощадиКазани, а также подробно изложена Казань литературная.
В книге Халитова Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII- начала XIX в. рассказано о традициях татарской и русскойархитектуры и их взаимосвязи. Проанализированы архитектурно-планировочныеособенности культовых зданий города. Рассмотрено влияние бытового уклада,социальных процессов и исторических событий на формирование архитектуры Казани.Выявлены национальные и интернациональные особенности.
В книге Ханзафарова Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность) подробноавтор остановился на башне Сююмбеки. Здесь описывается история возникновениябашни, автор предлагает несколько вариантов раскопок./>1. Архитектурный ансамбльдревнего Кремля/>1.1. Кремль
Побывав в кремле, мы несомненно испытаем эстетическое воздействие еговеличественной и строгой архитектуры. Кремлевский холм — колыбель Казани. Отсюданачинался ее рост, отсюда она шагнула далеко вширь1.
В начале XVI века кремль был примерно вдвое меньше современного и лежалв северной части холма. Стены до девяти метров толщиной опоясывали крепость, ав 1530 года и примыкающий к ней посад. Рубились они из цельных дубовых бревен,с заполнением из утрамбованной глины и камня. “Град же Казань тверд бяше пачемеры, подобен каменной горе, стена дубовая рубленая и в целых древесах, а вгородне сыпан ил да хрящ”,— говорится в “Казанской истории” — сочинении XVIвека. Въездные башни — их было четыре — также были дубовыми, рублеными.
Внутри кремля возвышался богатый ханский дворец, пять каменных мечетейгробницы-усыпальницы. Главная мечеть Кул-Шериф была украшена 8 высокими имногоярусными минаретами. Здесь же — деревянные дома татарской знати,караульные помещения, службы. Сохранилось описание ханской Казани, сделанноекнязем Курбским: “А от тое реки (от Казанки), около места ров копан, зелоглубокий, аж до озера Поганого, еже лежит подле самую Казань реку; а от Казаньреки гора так высока, иже оком возрити прикро; на ней же град стоит и палатыцарские и мечети зело высокие, мурованные (каменные), иде же их умершие цариклались числом памятимися пять их”.
Четырехугольные в плане мечети, перекрытые куполами, минареты,орнаментированные сложной вязью узоров,— все эти сооружения украшали кремль.
Деревянные стены и башни старого кремля в значительной степени былиразрушены при штурме города в 1552 году. Иван Грозный, отлично понимая выгодностьрасположения Казани и ее значение для охраны Восточных границ Руси, решилзаново отстроить кремль, сделать его неприступной крепостью.
«Строили казанскую каменную крепость знаменитые псковские мастера —лучшие зодчие и строители того времени. Имя Постника Яковлева, выдающегосяархитектора XVI века, прославлено постройкой знаменитого собора ВасилияБлаженного на Красной площади в Москве, Успенского собора в Свияжске,Благовещенского собора в Казанском кремле1.
Весной 1556 года началось строительство. Территория кремля была увеличенана 120 метров в длину, общая же планировка не изменилась. Строительныйматериал был недалеко —»белый известняк выламывался на противоположномберегу Волги. Первоначально из прочного волжского камня соорудили только частьстен — южный участок со Спасской башней в центре и северный, примыкающий кТайницким воротам. Остальные стены долгое время оставались деревянными,дубовыми, и только в XVII веке были заменены кирпичными.
Стены кремля представляют собой довольно сложное военно-инженерноесооружение. В сочетании с башнями и рвами они надежно служили целям защиты.Толщина их местами равна шести метрам. В нижней части стен, с внутреннейстороны раньше были устроены ниши-стрельницы с бойницами для пушек испециальные камеры, в которых хранились пopox, ядра, бочки со смолой, песок и груды камней./>1.2. Спасская башня
Важную роль в системе оборонных сооружений кремля играли башни. В XVIIвеке их было 13. До наших дней сохранилось 8 башен, 5 из них когда-то имеливорота, ведущие в кремль. В настоящее время есть только две проездные башни —Спасская и Тайницкая. Их архитектурно-художественный облик что костью подчиненфункциональному назначению: массивность, монументальность, строгость линий,почти полное отсутствие декорировки более всего отвечают военно-крепостнымсооружениям1.
Наибольший интерес вхудожественном отношении представляет, несомненно, Спасская башня.Первоначально она была двухъярусной постройкой почти кубической формы. Стеныее, возведенные из известняка, были перекрыты деревянной крышей с небольшойдозорной вышкой на ней. Над проездными воротами в специальной нише выставляласьикона с изображением Христа-Спасителя. Отсюда и возникло ее название.
В XVII веке башня была надстроена. Два яруса искусно найденных в пропорцияхвосьмериков и шатровые покрытия придали ей нарядный ряд. Высота башни. 44метра. Чтобы затруднить доступ в кремль, башня имела не сквозной, как сейчас, аколенчатый проезд. Двойной ряд крепких дубовых ворот, окованных железом,дополнялся железной решеткой, опускавшейся сверху в случае опасности. До сихпор сохранились штыри от ворот и пазы в стенах, по которым ходила решетка.Проходившая по верху второго яруса площадка и два ряда бойниц в стенахпозволяли надежно оборонять башню.
Нижние ярусы башни не имеют почти никаких украшении, а верхние,построенные в то время, когда башня уже начала утрачивать своевоенно-оборонительное значение, несут обильный декор. Здесь и пилястры, украшающиеуглы нижнего восьмерика, и четырех угольные впадинки на парапете второго ярусаи так называемый поребрик, и, наконец, фронтончики, оформляющие верхний ярус.
В XVIII веке над Спасской башней были остановлены необычные часы: ихциферблат вращался вокруг неподвижной стрелки. В настоящее время работаютэлектрические часы. Колокол отбивает время — часовые и получасовые удары.Недавно к часам Спасской, башни подключена специальная аппаратура,сконструированная студенческим конструкторским бюро “Прометей”. Ночью, во времябоя часов, башня озаряется сполохами малинового цвета.
Южную стену, центром которой является Спасская башня, с двух сторон фланкируютюго-восточная и юго-западная круглые башни. Их первоначальный облик можнолегко представить, если мысленно откинуть верхнее шатровое покрытие.Завершались башни ровной площадкой, окруженной зубчатым парапетом./>1.3. Тайницкая башня
От Спасской башни влево по бульвару вдоль стен кремля можно выйти кТайницкой башне, оформляющей северный въезд в кремль. Свое название она получилаот башни, существовавшей в ханской Казани, под которой был потайной ход кисточнику питьевой воды. При осаде Казани башня была взорвана, а построеннаяна ее месте каменная башня стала называться Тайницкой.
Тайницкая башня представляет собой массивный двухступенчатый четырехугольник,по верху первого яруса которого проходит круговая терраса, окруженная каменнымпарапетом. Башня более других выражает дух древности. Ее масштабы,сохранившийся коленчатый проезд, темные сумрачные своды — все это живо доноситдо нас дыхание XVI века1.
С крепостной стены у Тайницкой башни открывается великолепная панорама нареку Казанку и заречные районы. Наше внимание несомненно привлечет необычныйпамятник, возвышающийся на островке посреди Казанки. Это памятник воинам,павшим при штурме и взятии Казани войсками Ивана Грозного. Памятник былсооружен в 1823 году по проекту архитектора Н. Ф. Алферова. Массивная пирамидавысотой более 20 метров имеет со всех четырех сторон порталы, выполненные вдорическом стиле.
Центральная часть внутреннего помещения занимала церковь, в углахпирамиды — четыре кельи для священника и служителей. Каменная лестница ведет всклеп, расположенный под центральной частью памятника.
Памятник, сложенный из белого известняка, вскоре стал разрушаться. В1830—1832 годах его реконструировал П. Г. Пятницкий. Пирамида была обшитажелезом, укреплены стены, своды подземелья и переоформлен интерьер./>1.4. Башня Сююмбеки
Нa крутом спуске холма возвышаетсябашня Сююмбеки—одно из лучших архитектурных сооружений XVII века1.
Башня Сююмбеки — стройное семиярусное здание из красного обожженного кирпича,Ее высота 58 метров, площадь основания 140 квадратных метров. Строилась она назабитых в землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустилась. Поэтомубашня отклонилась от вертикальной оси примерно на 169 сантиметров. В 1914 годупри реставрации башня была по первому ярусу стянута железной полосой, котораязначительно ухудшила ее вид.
Первые три яруса башни четырехугольники, верхние—восьмигранники,заканчивающиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний яруспрорезан высоким арочным проемом.
Четверики имеют по верху обходные, террасы, окруженные узорчатымпарапетом. Западная и восточная стены первого яруса украшены четырьмяполуколонками с капителями в виде консолей с вертикальными рядами ступенчатыхвыступов.
Нижний парапет украшен ширинками, парапет второго яруса — вертикальнымивпадинками с валиком внутри, парапет третьего—очень простыми прямоугольнымиуглублениями. Под карнизами всех трех четвериков идет зубчатый поясок.Интересны и сами карнизы, сложенные из рядов кирпичей, нависающих друг наддругом,— такая декоративная обработка, имеющаяся еще в булгарских зданиях,встречается и на татарских мечетях1.
Интересно, что композиция башни, состоящая из четвериков и восьмериков,имеет некоторые аналогии с Черной палатой «в Булгарах.
Башня Сююмбеки является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. Еесилуэт изображается на значках-сувенирах, украшает обложки книг и альбомов,посвященных истории города.
»Башня Сююмбеки” — семиярусная, чтоозначает собой семь сводов небес, олицетворяющих семиступенчатость рая. Встенах — четырехугольные ниши. Можно было бы указать и на многие признаки,свойственные зиккуратам. Мы ограничимся анализом отдельных символов,раскрывающих, культовое значение «Башни Сююмбеки».
Одной из таких деталей, имеющих важное символическоезначение, является железная сетка-украшение, осыпанная звездами. Она донастоящего времени никем не исследована.
Железная сетка-украшение на воротах! Она можетрассказать о многом. Она и свидетель, и доказательство. Эта сетка-решетка былапоставлена одновременно с возведением Башни. Из каких помыслов и для чего?
Сетка-решетка располагается в самом нижнем ярусе башни-зиккурата.Следовательно, она не могла быть сделана позже, даже если предположить, чтоверхние ярусы были возведены в другое время. Исследование металла сетки спомощью современных приборов дало бы нам новые сведения.
Железнаясетка «Башни Сююмбеки» никак не могла быть предназначена дляоборонительных и вообще для военных целей хотя бы потому, что сквозь нее моглисвободно пройти не только стрелы и пули, но и пушечные ядра. Кроме того, не требовалосьособых усилий, чтобы сломать прутья этой решетки, отличавшейся к тому жесолидной величиной — несколько метров по окружности.
Железнаярешетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь«крылышек». Концы всех «крылышек» согнуты только в однусторону, что означает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого ярусабашни имеет форму купола, продолжением которого представляется«звездчатая» решетка.
Входим под «звездный» купол. Оказавшись за сеткой-решеткой мывступаем в «Страну Вечности». Однако над выходом из арки Башнитакого оформления нет. Возможно, что через «звездчатые» ворота мывходим в «Страну звезд». Если так, то «звездная вуаль»будет выполнять роль занавеса, за которым открывается «СтранаВечности». Иначе говоря, «Звездчатые ворота» служат границей«Страны негаснущих звезд», переступив которую оказываешься на«том свете». Очень важным является то, что «Башня Сююмбеки»с северной и южной стороны имеет боковые двери.
Эта традиция (дверь с северной стороны) прослеживается и вдругих памятниках булгар-татар. Такая закономерность сохраняется в мавзолеях(склепах) древнего Булгара1.
Значит, древние мавзолеи и зиккураты строились с четкимсоблюдением определенных религиозных канонов и обычаев. Одним из такихканонов, непременно, являлось расположение двери со стороны «Странызвезд», с северной стороны.
Входящий в эту дверь тоже как бы оказывается в«Стране звезд». В этом смысле символика звезд «Чернойпалаты» совпадает с символикой звезд «Башни Сююмбеки».
Эти башни и Булгарскиемавзолеи имеют квадратные основания, что тоже символично.
«Квадрат,один из распространенных мифологических символов. Мифопоэтическоеиспользование квадрата акцентирует его особенности как геометрической фигуры.Из самого широкого круга мифопоэтических источников-церемониалов гадания привыборе места в архаических строительных ритуалах (например, у хеттов, индийцев,римлян), „сонников“ и сборников примет (от Древнего Востока и доМартына Задеки), пифагорейско-орфических текстов, средневековой»семантической” геометрии, в которой свойства геометрических фигурсоотносились с «добродетелями», геральдики и этикета и т. п.,выявляется связь квадрата с такими отправляющимися от геометрической спецификиквадрата идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, прямота,единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля.Квадрат или четырехугольник (в более общем варианте), как и соотносимый с нимикруг, образуют горизонтальную плоскость схемы древа мирового, при этомособенно выделяются углы и середины сторон, обозначающие четыре или восемьосновных направлений”.
Исходя из этого, мы постигаем еще одну суть «Звездного купола».С одной стороны, восьмиконечные звезды означают «Страну звезд», сдругой — олицетворяют связь с восемью направлениями (сторонами) мироздания,единство всего и всякого с космосом. Первые три уровня «БашниСююмбеки» имеют четырехугольную форму, остальные четыре — восьмиугольную.Если предположить, что углы Башни показывают направление (сторону), то углыэтажей с четвертого по седьмой ориентированы на восемь сторон света. Поэтомувосьмиконечные звезды, восьмигранные призмы ярусов с восемью окнами (на пятоми седьмом) — не случайное явление, а традиционная особенность таких сооружений.
Казанский зиккурат,возведенный последней татарской царицей, занимает особое положение среди другиходнотипных сооружений. Обратимся опять-таки к кажущейся простоте «квадратной»символики.
«Четырехугольная (обычно именно квадратная) схема совмещает в себеклассификационную систему двоичных противопоставлений, описывающих мир(верх-низ, правый-левый и т. п.), или основных элементов мира (ср.четырехчленные системы типа „огонь — вода — земля — воздух“) собразом идеально устойчивой структуры, статической целостности, интегрирующейв себе основные параметры космоса.
Квадрат служил моделью многих храмовых сооружений(зиккурат, пирамида, пагода, церковь, чум и т. п.), которые, в свою очередь,рассматривались как образ мира. Квадратная структура использовалась для описанияне только пространственного состава вселенной (страны света, направления,центр) и основных временных координат (четыре части суток, четыре времени года,четыре мировых века, четыре человеческих возраста), но и целого рядачетырехчленных классификаций в социальной сфере».
Обратим внимание на еще однуособенность квадрата-символа. Эта геометрическая фигура может истолковыватьсякак «граница», «рубеж». Круг и квадрат, как мифологическиезнаки, отражают идеи ограниченности внутреннего и внешнего пространства1.
«Звездчатыйкалфак» «Башни Сююмбеки» обещает раскрыть еще многонеизведанного. Мы ограничимся сказанным. Невольно возникает вопрос: Если, какутверждается в некоторых источниках, Башня была сооружена для наблюдения«за передвижениями татар», зачем строителям нужно было учитывать всеперечисленные тонкости религиозно-философско-мифологического характера?
Нет основанияутверждать, что «Башню Сююмбеки» с ее широко распространенной в мирекультово-архитектурной традицией воздвигли зодчие-чужестранцы. Ведь традицияегипетских и шумерских зиккуратов могла самостоятельно существовать как вИталии, так и в тяготевшей к Багдаду Булгарии. Чтобы понять это, достаточновспомнить «Черную палату» Великих Булгар.
Много тайн можно обнаружить в «Стране негаснущихзвезд». В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий,голословных утверждений о «Башне Сююмбеки» и сегодня много. Люди имверили и верят. То, что долгое время тайна «звездного калфака»оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.
Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником,принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятниковговорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числеи к «Башне Сююмбеки». Это значит, что мы можем ожидать новых открытий,новых находок1.
Археологические раскопки натерритории Казанского кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.
На южной стороне башни, внизу, видны два дверных проема, один из которыхкогда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущаяпо лестницам вверх, на первый ярус. Напрашивается вопрос: куда вела втораядверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть «БашниСююмбеки». Спустившись по лестнице вниз, возможно, посетитель открывалследующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (илисаркофаг) Сафа-Гирей хана.
Такое предназначение этого сооружения, естественно, требовало соблюденияряда строительно-технологических и санитарно-гигиенических норм. В первую очередь,в подземной части сооружения необходимо было содержать соответствующий режимвоздухообмена. Для этого, можем полагать, в стенах башни были устроеныспециальные вентиляционные шахты, три окошка которых отчетливо видны в картинеЭ. Турнерелли. Возможно, что они были симметрично устроены и напротивоположной стене арки Башни.
Важно и то, что Э.Турнерелли свои картины рисовал «с натуры» ив 1839 году издал их в Лондоне. Следовательно, еще в началеXIX века” вторая дверь” и вентиляционные окошки не были замурованы (рис.2).
Известно, что «БашняСююмбеки» была использована и как проездная башня при въезде в государев(губернаторский) двор.
/>
Рис.2. Арка башни Сююмбеки.
Оченьвозможно, что основными причинами наклонения «Башни Сююмбеки» моглибыть, во-первых, мощные взрывы крепостных стен в 1552 году, во-вторых, —постоянное проникновение сточных вод в фундамент через эти двери, которые современем оказались углубленными в землю в результате накопления вокруг Башнистроительного и другого мусора. К тому же, в свое время рядом с Башней былустроен «коммунальный колодец» для сточных вод1.
Можно надеяться на то, что призасыпке помещения подземные каменные стены с двух сторон не были разобраны. Ихлегко можно обнаружить во время археологических работ путем проведенияраскопок узкой полосой по центру арочного прохода.
Естественно, данная гипотеза в деталях, может быть, будет иметь некоторыерасхождения с реальностью, но в целом она основана на проверенных фактах иобещает серьезные научные открытия. Успешные итоги археологическихисследований, подтверждающие нашу гипотезу, могут поставить точку взатянувшихся дискуссиях о «Башне Сююмбеки».
«Башня Сююмбеки» в народной памяти имеет и другое название —«Мечеть хана» В исторической литературе о происхождении названиядостаточно спорного материала, противоречивых суждений. Не вдаваясь вподробности, можно кратко резюмировать: одни утверждают, что «Башня Сююмбеки»построена в период Казанского ханства, другие, без убедительных аргументов,считают, что она возведена после взятия Казани. При этом остаются не выясненнымидаже приблизительные годы ее строительства: указываются 17-18 века. Известно,что об этой башне и в русских архивах нет никаких строительных и финансовыхдокументов. Нет и сведений об освящении данного сооружения.Не числитсяоно и в списках православных культовых зданий. Наоборот, в описях 17 века этаБашня отмечается как «азийское» сооружение. Ответственные люди17-18 веков были хорошо осведомлены о таких исторических памятниках и даже вмыслях не могли допустить возведения этой Башни после взятия Казани. Несмотряна неопровержимые аргументы, некоторые авторы продолжают повторять голословныеутверждения.
Необходимоучесть и то, что «Башня Сююмбеки» в 1549-1551 годах была построенаускоренно (ожидался поход Ивана Грозного). Ее непривычное (с арабским словом)название («Хан межиде») не успело укрепиться в народных массах, незаняло должного места в документах. Страшная война 1552 года распорядиласьиначе. Оставшиеся в живых и кое-что знающие об этом сооружении толькопонаслышке стали называть сооружение «Башней Сююмбеки», «Мечетьюхана» («Хан мечете»).
Последующие поколения перенялиэти названия «башни», не вдаваясь в их смысловое значение. В такойформе они дошли до нас.
Семиярусная «Башня Сююмбеки» символизирует и семь небесныхсфер, и семь раев. Седьмой рай — «Дарас-Салям» — самый высший ижеланный. Такого вознесения и признания благородных деяний желают Сафа-Гиреюего близкие и подданные.
«Башня Сююмбеки» построенапо таким же зодческим традициям, как «Башня Бабила»(«Вавилонская башня»), и является «родственницей» древнихегипетских пирамид, и таких древнеиндийских сооружений, как в городищеТити-Кань (в Мексике). «Башня Сююмбеки» — это памятник тех времен,когда человек жил мечтой через свои богоугодные деяния вознестись в рай —джаннат.
«Башня Сююмбеки»— это одновременно и модель мира, и компас, исолнечные часы, и «Страна звезд», и памятник, призывающий к верностигуманистическим идеалам, и место обращения к Аллаху, и мавзолей-усыпальницавеликого государственного мужа. Именно такие архитектурные памятники являютсясимволами некоторых городов и государств./>1.5. Благовещенский собор
К числу наиболее древних построек кремля принадлежит зданиеБлаговещенского кафедрального собора, сооруженное в 1556—_ 1562 годах.Строили собор русские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй1.
В первоначальном виде собор был четырехстолпной крестовокупольнойпостройкой кубической формы, увенчанной пятью цилиндрическими барабанами сшлемовидными главами. Сохранившиеся элементы внешнего декоративного убранстваносят ярко выраженный черты, свойственные псковскому зодчеству своеобразнаятрактовка апсид (алтарных выступов), аркатурный поясок, каемчатые кирпичныеорнаменты, оставшиеся еще на средней апсиде и центральном (в настоящее времяединственном) купольном барабане.
В течение веков собор неоднократно перестраивался, расширялся. Отпервоначального его вида сохранилось немногое. В XIX веке на месте бывшегоханского дворца архитектором К. А. Тоном был построен губернаторский дворец.
Крытой галереей здание соединено с дворцовой церковью, сооруженной в XVIIвеке на фундаменте татарской мечети Нур-Али. Другие здания, расположенные вкремле (бывшие присутственные места — приземистое длинное, однообразное имонотонное в своей архитектуре сооружение, бывшее юнкерское училище и т. д.),строились в XIX веке и большой художественной ценности не представляют.
2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарскойкультур
Архитектура Казани, крупнейшего российского города,губернского центра, сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и татарской.Насколько тесно переплелись две эти культуры, насколько высока была степень ихслияния, пока еще трудно судить, потому что временной границей нашегоисследования является первая половина XVIII в., в то время как истоки культурных взаимосвязей среды неволжской ирусской культур уходят в домонгольскую эпоху, активно развиваются взолотоордынское время и в период Казанского ханства1.
K моменту присоединения Среднего Поволжья к Россия всерединеXVI в. здесь уже существовала развитаяархитектура, базировавшаяся на богатых местных традициях, насчитывающих ктому времени более чем пятисотлетнюю историю. Развиваясь на границахмусульманского мира, своеобразная булгаро-казанская архитектурапредставляла собой самую северную ветвь средневекового восточного зодчества.Традиции татарской архитектуры воздействовали на сложение своеобразнойархитектуры Казани, проявившись в ряде градостроительных,композиционных и декоративных особенностей ее русской части. В свою очередь, русское зодчество воздействовало на архитектуру феодальной верхушки татарского общества, находившейся в тесной связи с русскойадминистрацией. Середина XVIIIв. стала переломным моментом, началом качественно нового этапа развитиятатарской архитектуры. Его характерной чертой было вступление в тесныйконтакт с русской культурой и, как следствие, активное восприятие элементовпрогрессивной западноевропейской культуры. Решающую роль в формировании стилевого и образного решения зданий стали играть русские архитекторы, татарамотводилась роль заказчика, в той или иной мере диктовавшего свои условия и воздействовавшего на творческий процесс проектирования.
Архитектурное окружение, национальная принадлежностьзаказчика и сама земля, где возникали эти постройки, способствоваливыявлению их своеобразия в контексте культуры, их породившей.
В определенной степени воздействовали на сознание зодчихи заказчиков также и сохранившиеся памятники средневековой архитектуры,почитавшиеся местным населением как священные1. В то же время экономическаяи политическая зависимость татар от России, их активное участие в экономическойжизни страны с неизбежностью разрушали межнациональные перегородки, способствоваливзаимодействию национальных культур.
Произведением национальной архитектуры можно считатьздание, специально для данного народа предназначенное. Любое талантливое иоригинальное произведение, воздвигнутое на той или иной национальной почве исоциально для данного народа предназначенное, со временем непременно станетчастью данной национальной культуры, в каких бы взаимоотношениях с местнымитрадициями оно ни находилось.
Архитектура татарских байских домов и мечетей обреластилевые характеристики барокко и классицизма, сохранив традиционныеособенности планировки. В культовой архитектуре местные традиции проявилисьв сохранении традиционного типа мечети и выражения ее отдельных элементовчерез формы булгарского зодчества.
В деталях декора частично применялись мотивы татарского народного искусства. Таким образом, присущие русской архитектуре этого периода стилевые особенности были восприняты и своеобразнотрансформированы архитектурой татарской одновременно с русской, ступившейна путь западноевропейской ориентации. Классицизм был принят татарским обществом в той его части, которая не противоречила егоэстетическим и религиозным чувствам, и частично отвергнут. Образцовый проект 1829 г. на татарскую мечеть оказался тупиковым путем развитиядля монументального зодчества, не прижились в архитектуре домовпортики, колоннады, изображения людей и животных. Совокупность общих,особенных и единичных признаков содержания и формы элементов городскойзастроили казанских татар второй половины XVIII — первой трети XIX в. можно квалифицировать как совокупность признаковсвоеобразной городской архитектуры казанских татар этого периода, своимвнешним обликом и внутренней организацией отражавшей сильное русское влияние иобладавшей более или менее устойчивыми национальными особенностями в рамкахобщероссийских архитектурно-художественных направлений того времени./>Заключение
Широкой публике неизвестны ни стилистические особенности городскихзданий казанских татар, ни принципы сочетания национальных традиций спривнесенными элементами европейской культуры. Неизвестны, следовательно, икритерии оценки сохранившихся архитектурных памятников в условиях современногогорода, необходимые при решении, проблем сохранения характерных участковзастройки и отдельных уникальных сооружений.
В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степенинационального своеобразия памятников архитектуры казанских татар находитсясудьба многих памятников старины. Решения его ждут архитекторы и художники,от работы которых зависит облик современной архитектуры Татарстана.
Новые явления, привнесенные извне, со временем непременно становятся частьюданной национальной культуры. История зодчества есть также история взаимоотношенийлюдей — архитекторов, заказчиков, строителей с обществом. Эти взаимоотношенияопределяли условия работы зодчего в прошлом. Социальные требования татарскогозаказчика с неизбежностью диктовали архитектурно-планировочные, образные идекоративные решения иные, чем в русской архитектуре, что было обусловленосвоеобразием его мировоззрения, в том числе и религиозного.
Историческая обстановка, когда в Среднем Поволжье в XV—XVVI вв. происходили бурные исторические катаклизмы иактивные военные действия, была крайне неблагоприятной для памятниковархитектуры. Период расцвета средневекового булгаро-татарского зодчества после разгрома Казанского ханства сменился временным упадком традиций монументального зодчества. Новая татарская архитектура формировалась на корнях местных традиций, вбирая в себя чертыкультур многих народов Поволжья./>Литература
1. Бобченко Т.,Гарзавина А., Синицына К. Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. – 207с.
2. Гафаров И. А.Перелистывая страницы истории. – Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. – 77с.
3. Казань. Временсвязующая нить / Л. И. Девятых и др. – Казань: Титул, 2000. – 279с.
4. Памятники древнейистории Волго-Камья. – Казань: АН Татарстана, 1994. – 137с.
5. Халитов Н. Х.Памятники архитектуры Казани XVIII-началаXIX в. – М.: Стройиздат, 1991. – 191с.
6. Ханзафаров Н. Г.Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – 133с.
7. Ханзафаров Н. Г.Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. – 1990. — №9. – с. 12-16.