29
РЕФЕРАТ:
По предмету: Концепция современного естествознания.
На тему: “Античная наука, возникновение первых научных программ”.
Выполнил:
АСТРАХАНЬ 2002г.
План:
Введение…………………………………………я естественнонаучной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи. И сейчас, спустя 2500 лет после ее возникновения, программа атомизма (применяемая уже не к ато-мам,
а к элементарным частицам, из которых они состоят) является одним из краеугольных оснований естествознания, современной фи-зической картины мира.
3.Математическая программа.
, Если Демокрит решает сформулированное элеатами противоречие в ^”духе первичности и единственности чувственной реальности, то Платон считает логически допустимым другой путь
Противоречие между знаниями, полученными органами чувств, и знаниями, полученными логикой, мышлением. Платон объясняет не трудностями процесса познания (как софисты) и не структурой чувственного
ма-териального мира (как Демокрит), а возможным наличием двух ре-альностей, двух миров.
Первый мир — это мир множества единичных, изменяющихся, подвижных, отражаемых чувствами человека вещей; это – материальный мир. Второй мир — это мир вечных, общих и неизменных сущностей; мир
общих идей, понятий; он постигается не чувствами, а разумом. Но что же представляют собой платоновские «идеи»? «Идея», имеет своим корнем слово «видеть», то, что видно разумом в вещи. Для Платона
идея вещи не является отражением вещи, а наоборот: идея вещи хотя и существует в отрыве от самой вещи, но, тем не менее, сама является некоторым принципом оформления вещей, принципом, их
конструирования.
Идея — это некоторое конструктивное начало-вещи, ее прообраз, парадигма, порождающая модель, принцип конструирования вещи. Идея — это старые мифологические боги, переведенные на
абстракт-но-всеобщий, философско-категориальный язык. Вместе с тем идея — это и некоторое общее понятие, некоторое обобщение. Но это такое обобщение, которое характеризуется почти
математической пре-дельностью, это такой предел абстрагирования, идеализации вещи, за которым вещь уже теряет свои существенные признаки. Объектив-ный идеализм Платона состоит не столько в том, что
идеи являются обобщением вещей, существующим вне этих вещей, а в том, что идеи — это активный, конструктивный, порождающий базис самих вещей, такое исходное начало, без которого сама вещь
существовать не может. Мир идей (или идеальный мир) — это реальность, которая сущест-вует, хотя и далеко от земного мира, но не на бесконечном расстоянии от него. Никто из богов или героев не
пребывал в этом мире. Мир идей, идеальный мир первичен по отношению к миру чувственных вещей, материальному миру. Материальный мир произведен от иде-ального. Материальный мир – это сфера, в которой
уже происходит затухание конструктивной активности идей, ее уменьшение, сокра-щение, затемнение и проч. То, что в мире идей характеризуется идеальной формой, в материальном мире характеризуется
напласто-ванием случайных, индивидуальных, неповторимых свойств кон-кретных чувственных вещей. И чем дальше от земли и ближе к миру идей, тем стабильнее, устойчивее, неподвижнее организован мир.
Так, далекие звезды отличаются стабильностью, неизменностью, не-подвижностью. На уровне планетных сфер уже появляется неустой-чивость, подвижность, нестабильность. А в самом мире земных вещей
конструктивное идеальное начало ослабевает в такой мере, что вещи повсеместно становятся изменчивыми, движущимися, ин-дивидуализированными, разнообразными и неповторимыми и т.п.
Значительную роль в своей теории идей Платон отводит матема-тике. У Платона все бытие пронизано числами, числа – это путь к постижению идей, сущности мира. О значении, которое он придавал
математике, свидетельствует надпись над входом в платоновскую Академию: «Несведущим в геометрии вход воспрещен». Эта высокая оценка математики определялась философскими взглядами Плато-на. Он
считал, что только занятия математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире земных вещей, но считал, что
это знание не может быть основой науки, так как приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, прежде всего с помощью математики, является единственной формой научного,
достоверного познания. Математическими обра-зами и аналогиями пронизана вся философия Платона.
Вслед, за пифагорейцами Платон закладывал основы программы математизации познания природы. Но если пифагорейцы рассмат-ривали Космос как некоторую однородную гармоническую сферу, то Платон впервые
вводит представление о неоднородности бытия, Космоса. Он разделяет Космос на две качественно различные облас-ти: божественную (вечное, неизменное бытие, небо) и земную (пре-ходящие, изменчивые
вещи). Из представления о божественности Космоса Платон делает вывод, что небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и в одном и том же направлении.
4.Список использованной литературы:
1. “Естествознание”, курс лекций, Москва 1998г.
2. Курс лекции по истории наук, Москва 2001г.
3. “История естествознания в цифрах”, Москва, 1998г.
4. А.И. Найдыш “Естествознание”, Москва 1998г.