Конкурсная работа
на тему:
Антикризисные инструменты: управление ассортиментом и складскими запасами
Автор: Окатьев Константин Викторович
Москва 2009
Содержание
Введение. 3
1. Влияние финансового кризиса на экономику предприятия… 5
2. Преодоление последствий кризиса и новые возможности… 6
3. Последовательность изменений и роль ИТ. 7
4. Последовательность постановки антикризисных задач и их решения… 10
4.1 Задачи и инструменты управления сбытом, продажами… 12
4.2 Задачи и инструменты управления производством… 14
4.3 Задачи и инструменты управления снабжением, закупками… 16
4.4 Задачи и инструменты управления персоналом… 18
4.5 Задачи и инструменты управления материальными ресурсами… 19
4.6 Задачи и инструменты управления финансами… 21
4.7 Задачи и инструменты стратегического управления… 24
Заключение. 26
Введение
Актуальность разработанной темы обусловлена тем, что вусловиях кризиса, когда потребители начинают оптимизировать и менять свои предпочтения, важно вовремя отслеживать изменения и принимать соответствующие меры по управлению ассортиментом и складскими запасами.
Кризисные явления привели к тому, что многие торговые компании начали испытывать дефицит денежных средств. В этой работе мы рассмотрим проблемы, являющиеся производными от проблем недостаточного финансирования, которые может испытывать как само предприятие, так и его контрагенты.
Испытывая проблемы с финансированием, клиенты торговых компаний вынуждены изменить свои ассортиментные предпочтения: приобретать аналогичную продукцию по меньшей стоимости или вовсе отказываться от части ассортимента. В разных отраслях этот эффект наблюдается сейчас в разной степени — в оптовой торговле стройматериалами сильнее, в розничной торговле пока значительных изменений потребительских предпочтений не наблюдаются, но ритейлеры пересматривают свои ассортиментные матрицы, выводя из них медленно оборачиваемый и низкорентабельный ассортимент. Как поведет себя потребитель в дальнейшем и как изменятся его ассортиментные предпочтения — прогнозировать сложно.
На фоне такого рода неопределенности перед руководителем торговой организации стоит задача эффективного и, главное, оперативного управления ассортиментом и складскими запасами.
Основной целю данной работы является определение круга проблем в области управления ассортиментом и складскими запасами в условиях кризиса и потенциальные практические решения, предложения и меры, направленные на сохранение стабильности бизнеса и использование новых возможностей для его развития.
Итак, определим круг задач, направленных на достижение обозначенной цели. Во-первых, необходимо конкретно обозначить существующие недостатки системы управления ассортиментом и складскими запасами. Во-вторых, насколько очевидными стали эти недостатки в условиях кризиса и насколько возросла актуальность решения выявленных проблем. В-третьих, предложить практические инструменты и способы их использования для решения вопроса сохранения стабильности и увеличения эффективности бизнеса.
Особенностью данной работы является многостороннее рассмотрение вопроса антикризисного управления ассортиментом и складскими запасами, что наделяет эту работу такими качествами, как универсальность и гибкость. Т.о., ценность данной работы заключается в возможности использовать изложенный материал в различных ситуациях, располагая различными ресурсами.
Пока потери предприятия не превысят все мыслимые пределы, решение логистических проблем с использованием современных систем автоматизации, как правило, может откладываться «на потом» в силу объективного приоритета маркетинга и продаж, находящихся на передних рубежах бизнеса. Следует отметить, что своевременное наведение порядка в соответствующих тыловых подразделениях является столь же важной управленческой и учетной задачей, особенно в кризисный период В первую очередь имеет смысл организовать на складе, по меньшей мере, адресное пространство, повысив тем самым точность учета. Штрафные санкции крупных торговых сетей за ошибочно доставленный товар – не лучший способ поддержания морального духа персонала предприятия, особенно в период участившихся неплатежей. Именно в это непростое время имеет смысл задействовать информационную систему, позволяющую обеспечить автоматический отбор товара с мест хранения на складе. Именно этот процесс занимает до 60% общего времени выполнения всех складских операций.
В очень многих случаях складские площади используются недостаточно эффективно. Но даже если это не так, в кризисные периоды ощутимо падает спрос на те или иные товарные группы. При этом дефицит складских площадей в крупных городах по-прежнему сохраняется. Как только система автоматизации склада «выжмет» из мест хранения по максимуму, тут же возникает возможность диверсифицировать бизнес использовать высвободившийся объем склада для оказания услуг ответственного хранения (куда интересней финансово, чем обычная аренда) другим предприятиям. Задействуется тот же персонал на той же территории, а вместо затрат – доход. В этом случае основные функции системы автоматизации склада дополняются так называемым биллингом для расчета оказанных услуг. Это означает, что практически каждая складская операция может быть системно тарифицирована, и это предоставляет возможность прозрачно и обоснованно оказывать на коммерческой основе услуги поклажедателям.
1. Влияние финансового кризиса на экономику предприятия
Рассмотрим на упрощенной схеме основные внешние факторы, в наибольшей мере воздействующие на предприятия реального сектора экономики в период финансово-экономического кризиса, а также наиболее критичные последствия от воздействия этих факторов (см. рис 1)
/>
Рис. 1 Влияние основных кризисных факторов на деятельность предприятия
На схеме представлены четыре блока проблем внутри предприятия. В дальнейшем будет рассмотрено семь блоков за счет разделения блока «управление» на стратегическое управление, управление финансами, управление персоналом и управление материальными ресурсами. Часть внешних факторов, определяемых в исследованиях Эльвара Эльбинга и Майкла Портера, не рассматривается в рамках данной антикризисной статьи.
Многие предприятия, подвергшиеся шоковому воздействию кризисных факторов, остро нуждаются в срочных мерах по выходу из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Другие предприятия, в меньшей степени, чем конкуренты, испытавшие на себе влияния кризиса, стремятся принять срочные меры для получения конкурентных преимуществ и увеличения рыночной доли. Пересматриваются стратегии, тактики и задачи, возлагаемые на службы предприятия, в том числе на информационное обеспечение решаемых задач.
2. Преодоление последствий кризиса и новые возможности
Сохранив отношения с покупателями и обеспечив стабильность поставок, обеспечив устойчивые показатели производства и продаж, оптимизировав структуру затрат и управление, наращивая долю рынка за счет успешной конкуренции, увеличив ликвидность и снизив зависимость от кредиторов, предприятие может использовать кризис как точку роста для реализации новых возможностей. Для достижения этой цели руководству требуется регулярно осуществлять ряд антикризисных управленческих воздействий на бизнес-процессы и ресурсы предприятия (рис. 2):
/>
Рис. 2 Регулярные меры для решения порожденных кризисом проблем и повышения конкурентоспособности предприятия
На схеме приведены задачи, в различной степени влияющие на эффективность бизнеса, имеющие различные оценки рисков их решения, осуществляющиеся на различных этапах борьбы с влиянием кризисных факторов. Перед тем, как подробнее рассмотреть задачи управления предприятием и их решения на различных уровнях управления, рассмотрим типовую последовательность и характеристики задач.
3. Последовательность изменений и роль ИТ
Классики менеджмента утверждают: при осуществлении изменений нужно сначала определить цели, стратегию их достижений, последовательность изменений, контрольные точки и т.д. Но что делать, если не хватает средств для выплаты зарплат, возврата кредитов, закупки сырья и материалов? Что делать, если надо резать затраты, но народная пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» неприменима, так как меры нужно принимать срочно, а мерить нечем – ведь раньше все было хорошо и не нужны были измерительные инструменты для управления бизнесом…
К сожалению, многие предприятия оказались в подобной ситуации и они вынуждены вначале осуществлять изменения, которые можно выполнить быстро, потом изменения, обеспечивающие существенный эффект в ближайшее время, и только потом изменения, позволяющие предприятию по-настоящему оптимизировать свою деятельность, повысить конкурентоспособность и использовать новые возможности.
На этом пути высок риск ошибок. Особенно опасны ошибки, допущенные на раннем этапе «скоропалительно принятых» точечных мер. Правильно и оперативно оценить ситуацию, понять с каких мер начать, как их применять, «что и где резать», и в результате избежать многих ошибок, помогают информационные технологии, обеспечивающие руководство данными, необходимыми для принятия правильных решений.
В таблице 1 рассмотрим связь между скоростью осуществления изменения, эффективностью изменения, риском совершения серьезных ошибок на этапе осуществления изменения, и ролью информационных технологий при осуществлении изменения. Все изменения в условиях кризиса можно отнести к двум основным типам: направленные на снижение затрат (выделены красным) и направленные на обеспечение доходов (выделены синим). Смешанный тип изменений и изменения, направленные на поддержание текущей деятельности, цветом не выделяем. Сгруппируем и условно отсортируем изменения в порядке их применения на типичном предприятии (без учета отраслевой специфики и привязки к структуре управления) в кризисных условиях. Количество звездочек в колонках обозначает условный вес показателей по 5-бальной шкале с учетом экспертной оценки авторов серии антикризисных статей.
Задача, изменение
Скорость
Эффективность
Риск ошибки
Роль ИТ
Оперативные точечные меры
Цель: устоять против первого удара кризисных факторов
Приостановить ряд инвестиционных проектов
*****
***
***
*
Сократить часть персонала
*****
***
****
*
Приостановить производство
*****
***
*****
*
Пересмотреть цены на продукцию
*****
***
***
**
Пересмотреть затраты на продвижение
*****
**
***
**
Регулярные меры
Цель: обеспечить стабильность бизнеса с учетом кризисных условий
Анализ и снижение затрат
**
*****
****
*****
Оптимизация складских запасов
***
****
**
*****
Правильный выбор поставщиков
***
****
***
***
Оптимизация затрат на ремонты и ТО
**
**
**
***
Повышение эффективности персонала
**
*****
****
***
Выявление должников, анализ «дебиторки»
****
****
*
****
Удержание и привлечение клиентов
**
*****
***
****
Оперативный анализ рентабельности заказов
***
***
**
*****
Ежедневный контроль ключевых показателей
**
*****
*
*****
Планирование поступлений и расходов
***
****
*
****
Предотвращение кассовых разрывов
****
****
***
****
Прогрессивные меры
Цель: обеспечить конкурентоспособность и развитие бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе
Оптимизация производственных процессов и снижение себестоимости
**
*****
**
*****
Повышение конкурентоспособности продукции
*
*****
***
****
Оптимизация продуктовой линейки
*
****
****
*****
Бюджетирование, несколько сценариев развития
**
*****
**
*****
Управление портфелем инвестиционных проектов
**
****
*****
*****
Эффективное управление филиалами и ДЗО
*
****
*****
****
Слияния, поглощения, стратегические партнерства
*
****
*****
***
Таблица 1. Последовательность и характеристики антикризисных изменений
Из таблицы видно, как меняются характеристики задач по мере перехода от оперативных точечных мер к регулярным мерам и далее к прогрессивным мерам, особенно, как возрастает роль и потребность использования ИТ.
Вероятно, у читателей возник вопрос по некоторым пунктам: «Причем тут роль ИТ?» или «Какое отношение ИТ имеет к слияниям и поглощениям?». Я постараюсь ответить на эти вопросы в данной статье.
Если на первом этапе оперативных точечных мер роль ИТ может быть неочевидна для руководства, то по мере перехода к регулярным и прогрессивным изменениям, роль ИТ существенно возрастает и видна любому современному руководителю. Кризис – период, когда ИТ можно использовать не только как средство минимизации затрат и сохранения стабильности бизнеса, но и как очень эффективное средство в конкурентной борьбе.
4. Последовательность постановки антикризисных задач и их решения
Рассмотрим практические инструменты для решения актуальных задач в последовательности из 7 укрупненных блоков в привязке к типовой структуре управления предприятием (Рис. 3):
/>
Рис. 3. Последовательность рассмотрения антикризисных задач и инструментов для их решения
Последовательность рассмотрения задач руководителей различных направлений:
1. Задачи, характерные для коммерческого директора, директора по продажам, руководителя отдела сбыта, руководителя отдела маркетинга.
2. Комплекс производственных задач, которые решают директор по производству, руководители технических служб, руководители планово-экономического отдела, отдела организации труда и заработной платы.
3. Задачи, связанные со снабжением и обеспечением производства, решаемые начальником отдела материально технического снабжения или руководителем отдела закупок.
4. Комплекс задач, связанных с персоналом и решаемых директором по персоналу, руководителем отдела кадров, руководителем отдела организации труда и заработной платы.
5. Комплекс задач управления материальными ресурсами на предприятии (склады, логистика) решение которых часто бывает в ведении директора по логистике или иногда исполнительного директора, т.к. задача затрагивает многие структурные подразделения предприятия.
6. Комплекс финансовых задач, решением которых занимаются финансовый директор, главный бухгалтер, руководитель планово-экономического отдела, руководитель финансового отдела, руководитель группы по подготовке отчетности в формате МСФО, руководитель отдела консолидации, руководитель контрольно-ревизионной службы и другие руководители, связанные с решением широкого круга актуальных в условиях кризиса финансовых задач.
7. Несколько стратегических задач, решением которых занимаются учредители, совет директоров, генеральный директор, директор по развитию бизнеса, директор по управлению проектами и другие топ менеджеры предприятия или холдинга.
4.1 Задачи и инструменты управления сбытом, продажами
В условиях финансово-экономического кризиса, когда потребители не уверены в будущем экономики, во многих отраслях снижается спрос на продукцию или меняется его структура, возрастают требования к поставщикам. Часто у покупателей возникают проблемы с платежеспособностью, и к структурным изменениям спроса прибавляются проблемы возврата долгов. Для промышленных предприятий в период финансового кризиса также характерны риски невыполнения заказов покупателей по причине перебоев со снабжением сырьем и материалами, связанными с дефицитом денежных средств. При существенном изменении курсов валют к этим проблемам прибавляются сложности правильного расчета рентабельности заказов и ценообразования. В этих условиях на участке сбыта и продаж возникает ряд задач, для решения которых важно действовать оперативно, при этом адекватно оценивать имеющиеся риски и располагать данными для принятия правильного решения.
Задача 1:Оптимизировать дебиторскую задолженность. Классифицировать должников, определить для каждого из них политику взыскания долгов. Ряд покупателей в период кризиса заинтересованы в отсрочке платежа, и для предприятия важно принимать обоснованные решения по предоставлению им кредитных линий.
Риски: Задержки платежей, потери денег, потери клиентов, судебные издержки и др.
Данные для правильного решения: Данные о текущей задолженности, включая срок просроченной задолженности, история отношений с клиентом, объем и регулярность осуществляемых им закупок, доля покупателя в структуре доходов и структуре валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.
Задача 2:Привлечь и удержать покупателей в условиях постоянного изменения рыночных условий.
Риски: Неэффективная реклама, потеря клиентов из-за некачественной работы персонала и неэффективного взаимодействия, из-за неконкурентоспособных условий отгрузки и др.
Данные для правильного решения: информация об эффективности источников рекламы, об эффективности работы персонала, информация об обращениях клиентов, их классификация по ABC-методу, история взаимоотношений с ними и др.
Задача 3: Определить оптимальные цены на товары. Здесь важно найти ответы на вопросы: на какую номенклатуру и на сколько необходимо изменить цену, как это соотносится с динамикой цен конкурентов.
Риски: Работа «в минус», лавинообразное снижение цен на рынке, неэластичность спроса и др.
Данные для правильного решения: Цены конкурентов, себестоимость текущая и прогнозная, остатки продукции и планы поступлений, динамика спроса, рыночная конъюнктура, дополнительные затраты, различные сценарии продаж и др.
Задача 4: Оперативно просчитать рентабельность сделки.Например, в позаказном производстве важным конкурентным преимуществом является возможность оперативно в момент приема заказа просчитать плановую рентабельность производства продукции под индивидуальные потребности заказчика.
Риски: Завысить цену и потерять клиента или назначить цену, при которой в итоге не будет прибыли.
Данные для правильного решения: Динамически составленная структура затрат по заказу на основе формализованных инженерных данных и себестоимости ресурсов, прогнозируемая рентабельность в зависимости от объемов заказа.
Задача 5:Повысить эффективность работы торгового персонала, оптимизировать затраты и адаптировать систему мотивации менеджеров под новые условия.
Риски: Кадровые ошибки, неэффективность системы мотивации.
Данные для правильного решения: Сравнение показателей работы менеджеров, привязка системы оплаты труда к показателям, информация о классе сотрудника: «генератор прибыли»; «середнячок», которого можно эффективно обучить; «балласт», от которого нужно избавляться.
Задача 6: Не допустить утечки информации о клиентах при сокращении персонала.
Риски: Кража информации о клиентах.
Данные для правильного решения: База данных CRM с разграничением прав доступа.
4.2 Задачи и инструменты управления производством
Последствия финансово-экономического кризиса заставляют многие предприятия вносить существенные изменения в планы и структуру производства. В одних случаях производство частично останавливают, в др