Антистрессовая аптечка для педагогов.У вас, конечно, есть дома аптечка – коробка или ящик для хранения необходимых лекарственных препаратов и предметов санитарии. А почему бы вам не завести дома ещё одну «аптечку» – блокнот или папку на вашем рабочем столе в компьютере для записей подходящих способов самозащиты от нервно-психических нагрузок и стрессов? Её можно назвать антистрессовой. В наше беспокойное время без такой «аптечки» не обойтись. Надеюсь, что немалую часть её содержимого составят практические упражнения, собранные в этой статье. В наше время всё чаще и чаще стали говорить и писать о таком явлении, как «профессиональное выгорание». Отечественные психологи занялись рассмотрением этого вопроса сравнительно недавно, а вот за рубежом данным вопросом занимаются уже практически 25 лет. Занимаясь любым видом деятельности, человек испытывает нервно-психические нагрузки. Их объём может быть различным, в зависимости от исполняемой работы. В настоящее время выявлено, что наиболее подвержены синдрому психологического выгорания люди, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми, то есть это работники социальной сферы, в том числе педагоги. Педагогическая деятельность насыщена различного рода факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Исследователи А.К.Маркова, Л.М.Митина, М.М. Рыбакова и другие к напряжённым ситуациям педагогической деятельности относят: Ситуации взаимодействия педагога с детьми (нарушение дисциплины и правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога и т.д.). Ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией учреждения (расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в детском саду и т. д.). Ситуации взаимодействия педагога с родителями детей (невнимание со стороны родителей к воспитанию детей). Неудивительно, что педагоги, как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Существует три стадии процесса выгорания: I стадия – педагоги, работающие от трёх до пяти лет (симптомы: забывание, повышенная раздражительность, утомляемость);II стадия – педагоги, работающие от 5 до 15 лет (симптомы: снижение интереса к работе и интересу к общению);III стадия – педагоги, работающие от 10 до 20 лет (происходит процесс личностного выгорания. Симптомы: полная потеря интересов, постоянное отсутствие сил и нежелание общаться и видеть кого-либо). Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, разработал методику для выявления синдрома профессионального выгорания. Данная методика даёт объёмную характеристику личности, подробную картину синдрома и позволяет наметить меры профилактики и психокоррекции. Направления профилактической работы:Просвещение;Диагностика;Коррекционно-развивающий этап (формирование навыков психо-эмоционального состояния). К первому этапу – просветительскому относится информация по данной теме, которая может преподносится как в устной , так и в письменной форме. Ко второму этапу – диагностическому, относят методики, с помощью которых можно выявить уровень тревожности (Айзенк), нервно-психическую устойчивость, межличностные отношения в коллективе, способность к самоорганизации. И к коррекционно-развивающему этапу относят коррекцию межличностных отношений в коллективе, формирование коммуникативных навыков, формирование навыков психорегуляции, повышение уверенности в себе. В нашем дошкольном учреждении уже традиционными стали «Часы психологической разгрузки», которые проходят один раз в месяц. Педагогам даются теоретические и практические знания по проблеме эмоционального выгорания. Главными задачами таких занятий является:- сохранение психологического здоровья участников учебного процесса;- развитие навыков самопомощи;-обучение способам использования собственных ресурсов и саморегуляции эмоционального состояния; – ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения;- поддержание оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности; – снижение негативных переживаний, трансформация их в положительные эмоциональные состояния. формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.Для достижения целей и полного раскрепощения педагогов, на занятиях используется различный материал: кисти, краски, пластилин, восковые и обыкновенные мелки, глина. Занятия обязательно проходят под музыкальное сопровождение. Вашему вниманию хочу предложить одно из таких занятий, его можно использовать всё полностью в работе с коллективом, а можно воспользоваться только какими-либо отдельными упражнениями. Для занятия понадобятся: кисти, краски, баночки с водой, альбомные листы, бумага для записей, бланки тестов, музыкальное сопровождение.Ход замятия: Ведущий рассказывает участникам тренинга о том, что: длительность занятия 2 часа без перерыва; цели и задачи предстоящей работы; правила работы в группе.Правила. !. Время работы группы 2 часа, без перерыва. Выход из группы вне пределов здания не допускается; Во время обсуждения говорить от своего лица (о себе, о своих чувствах), избегать обсуждений; Все что мы делаем, построено на ситуации «здесь и сейчас»; Каждый член группы принимает участие во всех упражнениях, заданиях.. Отсиживание в стороне не допускается.Знакомство.^ Упражнение «Назови свое имя» Инструкция: Упражнение выполняют в кругу. Каждый предлагает назвать имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени.Разминка.^ Упражнение «Поменяйтесь местами все те, кто…» Инструкция: Участники садятся в круг. Водящий стоит в центре круга. (Первым водящим выступает ведущий). Стоящий в центре круга, предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например: «Поменяйтесь местами все те, кто любит мороженое», – и все, кто любит мороженое, должны поменяться местами. При этом ведущий должен успеть занять одно из мест, а тот, кто останется без места, становится ведущими. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.Первый блок упражнений.Цель. Снятие мышечного напряжения.1. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».Инструкция. Начните с плавного вращения глазами – два раза в одну сторону, два в другую. Зафиксируйте внимание на отдалённом предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный по близости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их, расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд – назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.2. Упражнение «Снятие мышечного напряжения».Инструкция. Сядьте на стул в удобной позе, так, чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул обеими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь себя поднять вместе со стулом — оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте, а затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите это несколько раз. Волнение и возбуждение отступят.3. Упражнение «Дыхание на счёт 7-11».Инструкция. Дышите очень медленно и глубоко, так, чтобы цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вам будет непросто. Но не нужно напрягаться. Считайте от семи при вдохе и до одиннадцати при выдохе.^ Второй блок упражнений.Цель. Снизить эмоциональное напряжение.Содержание.1. Упражнение «Достижение состояния покоя».Инструкция. Сядьте в удобную для вас позу и сосредоточьтесь на рассматривании любого предмета в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств – только созерцание.2. Упражнение «Поплавок в океане».Инструкция. Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, вёсел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие ещё возникают ощущения, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?3. Упражнение «Прогулка».Инструкция. Закройте глаза. Представьте, что вы отправляетесь на прогулку в какое-нибудь красивое место, позвольте себе спокойно идти в том направлении, куда ведут ноги, не задумываясь ни о чём, не рассматривая что-либо специально. Позвольте окружающему миру «войти» в вас, ощутите соприкосновение с ним, свою сопричастность к нему. Прогулка заканчивается. Можно открыть глаза.^ Третий блок упражнений.Цель. Развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.Содержание. 1. Упражнение «Я в лучах солнца».Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего. Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чём думали, когда записывали то или иное своё качество.2. Упражнение «Я в общении с другими» (педагоги заполняютбланк с заданиями, приложение 2).Инструкция. Проанализируйте своё общение с людьми. Отметьте, что в нём было позитивного (за последнюю неделю, месяц); в каких ситуациях общения вы испытывали недовольство собой (за последнюю неделю, месяц).^ Часть 3. Заключительная.Цель. Углублять позитивное эмоциональное состояние и создавать условия для его поддержания вне занятий.Содержание. 1. Упражнение «Осознание своего дыхания».Инструкция. Сделайте глубокий вдох животом, дайте воздуху заполнить всю грудную клетку и даже пространство над ключицами. Затем начните медленно выдыхать воздух, произнося мягкий согласный звук «с-с-с». Следите за ритмом дыхания. Воздух входит в вас и выходит. «С-с-с». Спросите себя: что я чувствую, когда я так дышу? Что происходит во мне? Делайте это упражнение так долго, как сможете.2. Упражнение «Настроение» (повторение второго упражненияиз первой части).3. Тест «Самооценка эмоционального состояния». Педагоги заполняют бланк, оценивая своё эмоциональное состояние в конце занятия (приложение 1).Приложение 1Самооценка эмоционального состояния(Я. Уэссман, Д. Рикс).Задание. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое наиболее точно отражает Ваше состояние сейчас.Шкала «Спокойствие – тревожность». 10.Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе. 9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и неволнуюсь. 8. Ощущение полного благополучия. Уверен, чувствую себянепринуждённо. 7. В целом уверен и свободен от беспокойства. 6. Ничто особенно не беспокоит меня. Я чувствую себя болееили менее непринуждённо. 5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немноговстревожено. 4. Переживаю некоторою озабоченность, страх, беспокойствоили неопределённость. Нервозен, волнуюсь, раздражён. 3. Значительно не уверен. Весьма травмированнеопределённостью. Страшно. 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведён страхом. 1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуганнеразрешимыми трудностями.Шкала «энергичность – усталость». 10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплёскиваетсячерез край. 9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия,сильное стремление к деятельности. 8. Много энергии, сильная потребность в действии. 7. Чувствую себя очень свежим. В запасе значительная энергия. 6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр. 5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает. 4. Довольно усталый, апатичный. В запасе не очень многоэнергии. 3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии. 2. Ужасно утомлён. Почти изнурён и практически неспособен кдейетвию. Почти не осталось запасов энергии. 1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.Шкала «Приподнятость – подавленность». 10. Сильный подъём, восторженное веселье. 9.Очень возбуждён и в очень приподнятом состоянии.Восторженность. 8.Возбуждён, в хорошем расположении духа. 7.Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен. 6.Чувствую себя довольно хорошо – «в порядке». 5.Чувствую себя чуть-чуть подавленно – «так себе». 4.Настроение подавленное и несколько унылое. 3.Угнетён и чувствую себя несколько подавленно. Настроениеопределённо унылое. 2.Очень угнетён. Чувствую себя просто ужасно. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Всё черно и серо. Шкала «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности». 10.Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать всё, чтозахочу. 9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своихсвершениях. 8.Очень уверен в своих способностях. 7. Чувствую, что моих способностей достаточно и моиперспективы хороши. 6.Чувствую себя довольно компетентным. 5.Чувствую, что мои умения и способности несколькоограничены. 4.Чувствую себя довольно неспособным. 3.Подавлен своей слабостью и недостатком способностей. 2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности. 1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается.Приложение 2.Позитивное в моём общении с окружающими людьми. За последнюю неделю. За последний месяц.^ Ощущение недовольства собой в общении с окружающимилюдьми. За последнюю неделю. За последний месяц.В заключении, хочу добавить, что прежде чем заниматься психологическим здоровьем, профилактической и коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере, нужно научить педагогов контролировать своё эмоциональное состояние, обучить их элементарным методам оздоровления, создать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе. Старший воспитатель МДОУ детский сад № 26 «Солнышко» Е.П. Паршина
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…