Реферат
Антивоенная и антиколониальная
направленность романа Г.Грина
«Тихий американец»
Выполнил: студент ин.яз.
Проверила:
Орск 2003 План.
1.ГрэмГрин: жизненныйпуть и творчество.
2.Антиколлониальныйроман 50-х гг: основные черты.
3.Антивоеннаяи антиколониальнаятематика вромане «Тихийамериканец».
I.ГрэмГрин (р.1904) – современныйанглийскийписатель, одиниз ныне здравствующихпрозаиковЗапада. Автормногочисленныхпроизведений, он снискал себевсемирную славуи репутациюподлинногомастера прозы– в частностиполитическогоромана. Гринанередко именуютживым классиком.И делают этоне столько взнак уваженияк внушительномутворческомустажу, скольковоздавая должноехудожественномукачеству иувлекательностиего книг. Интереск книгам писателяизредка усиливаетсяблагодаря тому, что в природеего таланта– извлекатьбольшие философскиеобобщения изсамых острыхконфликтовсовременности.
ПисатьГрин началрано, ещё студентомОксфордскогоуниверситета, куда он поступилв 1922г… Как и многиеначинающиеотдал даньпоэзии, одновременнозанимаясьжурналистскойработой. Ужев 1925 году, когдаему был двадцатьодин год, вышелв свет небольшойсборник стихотворений– его перваяи одновременнопоследняя книгастихов. В дальнейшемГрин писалрассказы ипьесы, путевыеочерки и эссе, критическиерецензии иавтобиографическуюпрозу. В то жевремя он уделялбольшое вниманиеи журналистике: в частностис 1926 года в течениечетырёх летбыл редактором(помощником)газеты «Таймс».Журналистикаоказаласьхорошей школойдля будущегопрозаика: навсегдапробудилаинтерес к текущимсобытиям, приучилак оперативностии лаконизму.Будучи журналистом, много путешествовал, жил в Африке, Мексике, Вьетнаме.
В 1926 годуписатель принялкатоличество, и это, несомненно, повлияло наего творчество.Вопросы верыи безверия, греха и благодати, духа и? постояннооказываютсяв центре вниманияперсонажейего книг. Однаконеправомернобыло бы считатьего, как этоделают некоторыезарубежныекритики «католическимписателем», Его неприятиелюбой догмывключает идогмы католическойцеркви. Наверное, лучше всегоо значениирелигии в егопроизведенияхсказал самГрин: «Я некатолическийписатель, апишущий католик».
Несмотряна жанровоеразнообразиетворчестваГрина, настоящуюи заслуженнуюславу принеслиему романы.Первый роман«Человек внутри»вышел в 1929 году.Это книга молодогописателя. В нейнет той сдержанностии одновременнотонкости, прозрачностистиля, которыесоставляютодно из непреходящихдостоинствлюбого зрелогопроизведенияГрина. Но ужев самом первомромане он задаётсятеми вопросами, которые предстанутперед намигранями в его дальнейшемтворчестве.Уже в самомпервом историческомромане, действиекоторого происходитв начале XXвека, звучатмотивы, остающиесяизлюбленнымии в зрелых, завоевавшихславу книгах: мотив предательства, иногда невольного, и преступленияи наказания, физическогопоражения иморальногоочищения ипобеды.
ДлятворчестваГрина характерныследующиеособенности:
Разнообразие географии в его произведениях: его герои по преимуществу англичане, реже всего жили на Родине. Судьба забрасывала их в Швецию, во Вьетнам, на Кубу. Литературоведами высказывалось мнение, что, в каком бы месте земного шара ни происходило действие книг, оно всё равно происходит в «Гринландии» — стране, рождённой воображением и талантом писателя. Однако «Гринлэнд» — отнюдь не вымышленная страна. Романы – «путеводители» по ней изобилуют точными приметами реального времени и места, что придаёт особый, не только этнографический, но главное социально – политический колорит конфликтам, которые исследуются писателем. Грин намеренно выбирает местом действия своих романов «горячие» точки планеты – борющийся с французскими колонизаторами Вьетнам («Тихий американец»), Кубу, где правил жестокий режим Баллисты («Наш человек в Тайване»).
Выбор географической местности обусловлен особенностями организации писателем сюжета. Грин отличается тем, что во многих своих произведениях он создаёт критические ситуации, помогающие раскрыть всю сложность человеческих характеров. Персонажи романов Грина попадают в экстремальные условия, способствующие раскрытию их нравственной сущности, заставляющие делать выбор между порядочностью и предательством, за верность своим принципам им приходится расплачиваться свободой, а то и жизнью.
Грина всегда волновали моральные категории. Его занимала природа и сущность добра (для Грина это, прежде всего человечность, сострадание) и зла (догмы, чёрствости, лицемерия).
Говоря о проблеме следования догме, следует отметить, что Грин – католик охотно прощает своим героям и отсутствие веры, и сознательный атеизм. Пожалуй, единственное, что для него неприемлемо ни при каких условиях, — слепое следование абстрактной догме.
Одним из ключевых вопросов для писателя был вопрос о праве личности быть активной. Проблема выбора между активной и пассивной жизненной позицией – ключевая для большинства романов писателя, но её конкретное решение существенно менялось на протяжении долгого творческого пути. В ранних книгах он склоняется к осуждению активных действий, считая их бессмысленными, а иногда губительными. В более поздних произведениях его точка зрения радикально меняется.
Для его произведений бал характерен постоянный мотив одиночества и отчаяния, а также мотив преследования и предопределения. Его герои одержимы мыслью о преследующей их силе (которая никогда не бывает мистической), но перед нею человек всегда беззащитен. Герои, в конце концов, либо кончают жизнь самоубийством, либо, так или иначе, становятся жертвами преследующей силы.
Одним из излюбленных гриновских средств раскрытия жизненных явлений и людских судеб является парадокс. Уже в романах 30-х годов это средство органически связано, более того, прямо вытекает из парадоксальности жизневосприятия самого писателя: его огромной жалости к человеку, усиленной собственной философской концепцией («возлюби человека подобно богу, зная о нём худшее»), пониманием глубин падения человека, пониманием величайших противоречий, которые могут уживаться в его сознании. На этой основе возникают сначала образы Пинки и Феррешта, а потом Пайла, погубившего тысячи людей и побелевшего при виде крови на своём сапоге.
С начала своей литературной деятельности Грин выступал в двух разнородных жанрах – «развлекательного» романа с детективным уклоном и романа «серьёзного», исследующего глубины человеческой психологии и окрашенного философскими раздумьями о природе человека.
II.Однаков 50-е годы в творчествеГрина намечаетсяочевидный сдвигк социальнойпроблематике.Социально-политическиеконфликтывремени сталиопределятьдраматическиеколлизии и темыего произведений.Трагедию личностиГрин стал видетьв свете конфликтовполитическогохарактера. Гринстановитсяодним из видныхписателей, автором антиколониальныхроманов, в которыхосуждает агрессивныевойны, колониализм, захватническуюсущностьимпериализма, которые онназывает «медленнымсползаниемзападного мирак варварству».Именно антиколониальныйроман становитсяодним из ведущихнаправленийв 50-е годы. Этобыло историческиобусловлено, так как с 50-х годовначинаетсяэпоха антиимпериалистическойборьбы – время, когда бывшиеколонии развитыхстран ЗападнойЕвропы начинаютборьбу заосвобождениеот гнёта ихдолжников.Основные чертыантиколониальногоромана:
-действиев романах происходитв колониальных, зависимыхстранах. Далилибо реальны, либо вымышлены.В романах, нарядус Вьетнамом, Гватемалой, фигурируютБахраз, Нидия, Дельмина, подкоторыми угадываютсястраны Африкии АрабскогоВостока.
-конфликтв антиколониальныхроманах остродраматичен; события частоносят иерархическийхарактер.Изображаетсянарастаниепротеста народаи зависимыхстран и переходак борьбе.
-во всехантиколонистскихроманах фигурируютобразы представителейимпериалистическихкругов (Пайл«Тихий американец»; Уинтроп Элиотв романе Н.Льюиса«Вулканы наднами»).
-этимгероям противостоитглавный герой– англичанин, который во всехэтих книгахпоказан в состоянииидейно-нравственногокризиса, обостряющегосяпод воздействиемназревающейантиколониальнойборьбы. Геройпоставлен переднеобходимостьювыбора пути.Этот выборсугубо индивидуален.При всех различияху этих героевесть общее: всеони «героиперепутья», пытающиесяразобратьсяв сложнейших проблемахсовременности, определитьсвоё отношениек политическимсобытиям.
-дляреализма этихкниг характерносочетаниесатиры и трагизма, событийностии психологизма.
РоманГрина «Тихийамериканец»- одно из наиболеезначительныхпроизведенийантиколониалистскойлитературы.Реализм «Тихогоамериканца»основываетсяна художественномосвоении важнейшихсоциально-политическихпроцессоввремени, реалистическаяпозиция автора– в осужденииколониальныхвойн, в обличениивойны.
Романносит политическийхарактер изатрагиваетодну из важнейшихпроблем современнойлитературы– проблемувыбора. Книгапостроена какдетективныйроман, искусныммастером которогоявляется Грин, на ретроспективномраскрытиисюжета. Произошложестокое убийство; расследоватьего, найти убийцу, выяснить причинывместе соследователямипредстоитчитателю. Действиепроисходитво Вьетнаме,50-егоды, когдастрана былафранцузскойколонией. Однакохудожественноесвоеобразиекниги основывается, прежде всего, на приёме контрастнойхарактеристикидвух главныхдействующихлиц романа, наих непрерывномсопоставлениии противопоставлении.АнглийскийжурналистФаулер, от лицакоторого идётрассказ, и молодойамериканскийдипломат Пайл, связанные ссамого началаромана далеконе простымивзаимоотношениями.
ОлденПайл, прозванный«тихим американцем»за свою кажущуюсяпорядочностьи моральнуюуравновешенность,- сотрудникамериканскоймиссии экономическойпомощи. Но, насамом деле, вего обязанностивходило организованиесаботажей ипровокацийтаким образом, чтобы они походилина дело руквьетнамскихкоммунистов, борющихся заосвобождениесвоей страны.На руках Пайлакровь многихлюдей. Но парадоксзаключаетсяв том, что Пайл– не толькопалач, но и жертва.Так как он оказалсяпод влияниемЙорка Гардинга(идеи о том, чтоВостоку нужна«третья сила»в лице Запада)и Пайл слеповерил этойдогме.
Егоантиподом быланглийскийрепортёр Фаулер– усталый, душевноопустошённыйчеловек, которыйвоспринимаетсебя как репортёра, задача которого– давать однифакты. Человек, потерявшийидеалы и лишённыйкаких-либостремлений, Фаулер пытаетсяостаться стороннимнаблюдателемтой борьбы излодеяний, которые развёртываютсяна его глазах, и ищет утешенияот страданияв любви. Именночерез образФаулера – образчеловека, проходящего(как и многиеинтеллигентына Западе) сложныйпуть внутреннейборьбы – авторвыражает свойпротест противколониальнойполитики Западаво Вьетнаме.По ходу развертываниясюжета, прослеживаетсядинамика этогосюжета. СначалаФаулер пытаетсяне вмешиваться.Своей главнойзадачей онсчитает изложениефактов, как емувначале кажется, его не касается.
«Политикаменя не интересует; я ведь репортёр.Я ни во что невмешиваюсь.»но как сказалему французскийлётчик Труен:«Настанет времяи вам придётсястать на чью-либосторону». Гринпревосходнопоказывает, как он пытаетсяеё в себе подавитьи затушить.Впервые онговорит «ненавижувойну» во времяэпизода ночнойстычки на каналеФат Дьем. Гриндаёт оченьреалистическоеописание картины, которую увиделФаулер послебоя:
«Каналбыл полон трупов; он напоминалмне похлёбку, в которой чересчурмного мяса.Трупы налезалиодин на другой; чья-то голова, серая, безликая, как у каторжника, с бритым черепом, торчала изводы, точно какбуёк. Крови небыло: вероятно, её давно ужесмыло водой».
В силуспецифики своейпрофессиональнойдеятельности, Фаулер становитсяочевидцем техпоследствий, которые несётэта война и длямирных жителей: их жилища уничтожают, а их самих убивают.Вот перед Фаулероммаленькаядеревушка; но…жизнь покинулаеё – даже курицыи той не осталось…Эти люди вочто-то верили…Онибыли живымисуществами, а не серымиобескровленнымитрупами». Недалекоот деревнифранцузскиесолдаты нашлиженщину и маленькогомальчика. «Обабыли, безусловно, мертвы: на лбуженщины былмаленькийопрятный сгустоккрови, а ребёнокказался спящим.Ему было летшесть, и он лежал, подтянув костлявыеколенки к подбородку, как зародышв чреве матери».
Постепеннов Фаулере зреетпротест. Он ужев разговорес Пайлом открытоговорит:
«Не суйтесьвы на Востокс вашим кудахтаньемоб угрозечеловеческойличности…».И добавляет:«Это их страна».Последнейкаплей терпениястал взрыв, организованныйамериканцами(в числе которыхбыл и Пайл). Цельювзрыва былоуничтожениевьетнамскихгенералов входе парада.Однако, он былперенесён наболее раннийсрок. В результатепострадалилишь мирныежители:
«Женщинасидела на земле, положив себена колени то, что осталосьот её младенца: душевная деликатностьвынудила еёприкрыть ребёнкасоломеннойкрестьянскойшляпой. Онабыла тиха инеподвижна…Безногий обрубококоло клумбывсё ещё дёргался, словно толькочто зарезаннаякурица. Судяпо рубашке, онбыл когда-торикшей».
Поражённыйувиденным, Фаулер даётсогласие выдатьПайла вьетнамскимпартизанам, это означалоодно – гибель.Своему решениюФаулер даёттакое обоснование:«Он сослепувламываетсяв чужую жизнь, и люди умираютиз-за его глупости.Жаль, что вашине прикончилиего на реке, когда он плылиз Нам-Дина.Судьба многихлюдей была бысовсем другой».
Определивсвоё отношениек Пайлу, Фаулертем самым определилсвоё отношениек войне исоциально-политическойнесправедливости.Таким образом, конфликт междуамериканцемПайлом и англичаниномФаулером призванраскрыть главнуюпроблему книги: какова на делемиссия западнойцивилизацииво Вьетнаме.Эта политическаяпроблема дляГрина связанас моральнойпостановкойвопроса: вправели вообще одиннарод решатьза другой егосудьбу, как ив любви одинчеловек решатьза другого, вчём его счастье.Ответ на вопросзаключён вконцовке романа.Гибель Пайлаопределяетпозицию самогоавтора по этомувопросу – каждыйнарод долженсам решать своюсудьбу.
Роман«Тихий американец»является яркимпротестом Гринапротив колониальной, захватническойвойны западнойцивилизацииво Вьетнаме.В своём романеГрин показываетреальные картиныпоследствий, которые несётэта война дляеё жителей, онпытался донестидо всех преступление, совершаемоепротив свободыи счастья целогонарода.
Основнаяидея его произведениявыражаетсяв словах главногогероя Фаулера:«Они хотятдосыта риса.Они не хотят, чтобы в нихстреляли. Онихотят, чтобыжизнь текласпокойно. Онихотят, чтобыушли люди сбелой кожей.
Списоклитературы.
1. ГрэмГрин «Тихийамериканец»/избранное: сборник.
2. ИвашоваВ. «Парадоксысознания: ГрэмГрин в светеего последнихпубликаций».Вопросы литературы,1979 №2 (с.77-78)
3. ИвашоваВ.В. «АнглийскаялитератураXXв.», Москва, «Просвещение»,1967.
4. АникинГ.В. «Историяанглийскойлитературы».
5. «ЗарубежнаялитератураXXв.»под редакциейБогословского.
6. «ЗарубежнаялитератураXXв.»под редакциейАндреева Л.Г.