Антропометрическая идентификация

План
Введение
1. Система антропометрическойидентификации
2. Полицейская фотография, почерковедческаяэкспертиза и «словесный портрет»
Заключение
Список литературы

Введение
Обнаружениеразыскиваемых преступников или выявление лиц, скрывшихся с мест происшествий —одна из сложнейших задач правоохранительных органов. Для ее решения в настоящеевремя разработаны различные методы, обеспечивающие эффективность проводимыхрозыскных мероприятий. Основы этих методов были заложены еще более 100 летназад, когда стало ясно, что существовавшие в то время способы регистрации преступниковне обеспечивают розыск и установление их личности.
Напротяжении длительного времени не имея надежных антропометрических методовидентификации преступника, государство зачастую физически обезображивало его(вырывание ноздрей, клеймение) с целью последующей его идентификации. В XIX в.цивилизованные страны отменили идущую еще от средних веков практику клейменияпреступников и другие способы создания искусственных особых примет. Врезультате полиция стала испытывать большие трудности в выявлении преступников.Их приходилось разыскивать по описаниям, которым соответствовал облик многих совершенноразных людей, и преступникам удавалось выдавать себя за других лиц. Врезультате они либо избегали наказания, либо получали его как за впервыесовершенное преступление.
Необходимойстала разработка научных основ и методик криминалистической идентификациичеловека в целях установления его личности. В основу этих методик было положеноиспользование наиболее информативных и устойчивых признаков внешности человека,упорядочение и формализация их описания с помощью специальных терминов.
Рассмотримвклад в создание научных основ криминалистики Альфонса Бертильона, которыйпервым в мире ввел в криминалистику научные методы работы, заимствованные изантропологии и статистики.

1.Система антропометрической идентификации
В1879 г. в Кабинет судебной идентификации полиции Парижа поступил писаремАльфонс Бертильон. Отупляющая, практически бессмысленная работа с сотнями тысячкарточек, которой изо дня в день занимались Бертильон и его коллеги, тем неменее не отвратила начинающего криминалиста от проблем судебной идентификации.Выросший в семье естествоиспытателей, он попытался применить принципысистематизации при сравнении фотоснимков арестантов. Затем решил начатьобмерять регистрируемых заключенных.
Вфеврале 1883 г. ему впервые удалось идентифицировать арестованного преступникапо своей картотеке. И уже через день столичные газеты написали о новом методеопознания.
Витоге А. Бертильону удалось разработать и успешно проверить на практике системурегистрации человека по размерам частей его тела, которой он дал названиеантропометрической идентификации. Основой этой системы стало положениебельгийского ученого А.Кетле о том, что изменения размеров человеческого телапроисходят по определенным закономерностям и что у каждого человека размерычастей его тела строго индивидуальны.
В1885 году «бертильонаж», он же «гениальный измерительный метод д-раБертильона», ввели во всех тюрьмах Франции, а 1 февраля 1888 года бывшегопомощника письмоводителя назначили директором полицейской службы идентификации– с собственными помещениями, фотоателье и работниками.
В1888 г. Бертильон ввел в парижской полиции разработанный им способ измерениячастей тела, при котором проводилось 11 измерений: длина тела (рост), расстояниеот темени до седалищных бугров (рост сидя), размах рук, длина головы, ширинаголовы, длина правого уха, ширина правого уха, длина левой стопы, длинасреднего пальца левой руки, длина безымянного пальца левой руки, длина левогопредплечья (локтя). Все эти данные заносились в специальную антропометрическуюкарточку, где также отмечались цвет радужной оболочки левого глаза и особыеприметы (рубцы, пятна, опухоли, дефекты пальцев, татуировки и др.).
Оказалосьвозможным проводить измерения и по фотоснимкам, сделанным с соблюдениемспециальных правил.
Вместотого чтобы располагать карты по именам, Бертильон предложил систему индексациипо признакам. Карточки людей с размерами головы выше среднего помещались в однугруппу, со средним размером – в другую, а с маленьким размером – в третью.Каждая из этих групп разбивалась на три подгруппы в зависимости от длинысреднего пальца арестованного. Дальнейшая дифференциация шла по всем шести предложеннымБертильоном признакам. В результате получилось 3x3x3x3x3x3=729 различных групп.
Когдаполицейский составлял карту на очередного задержанного, он должен былпросмотреть группу близких по признакам карт, и, если находилась карта, данныекоторой совпадали с данными задержанного, это означало, что человек ужеподвергался аресту, и позволяло установить, не пытается ли задержанныйназваться другим именем.
СистемаБертильона стала вехой в развитии криминалистики. Человек мог быть арестован иописан одним полицейским и опознан несколько лет спустя другим полицейским врезультате обнаружения совпадения признаков после просмотра картотеки.Бертильон создал систему, позволяющую идентифицировать человека по записям, вто время как ранее это мог сделать только человек с хорошей зрительной памятью.Успехи Бертильона и его системы регистрации преступников в целях ихпоследующего распознавания, названной бертильонажем, были настольковпечатляющими, что Париж превратился в мировую столицу передового опытауголовной регистрации. К Бертильону приезжали криминалисты из многих стран мира,в том числе и из России, чтобы перенять опыт Франции. Везде организовывалисьантропометрические бюро.
Однаков те же годы появился и другой метод уголовной регистрации — дактилоскопии,позволивший использовать отпечатки пальцев рук в целях идентификации преступников.Этот метод впервые стал применяться в Великобритании, причем вначале наряду сбертильонажем, а затем и заменяя его как более простой и менее трудоемкий.
А.Бертильон, разрабатывая свою систему уголовной регистрации, вряд липредполагал, что ее вспомогательному методу — словесному портрету — сужденагораздо более долгая судьба, чем ее стержневой части — антропометрическойидентификации, от которой стали отказываться в пользу дактилоскопии еще прижизни самого Бертильона.
2.Полицейская фотография, почерковедческая экспертиза и «словесный портрет»
Вконце XIX века полицейская фотография была сугубо творческим процессом.Арестантов снимали в разных масштабах, с разных точек и через разную оптику.Узнать преступника по таким снимкам было практически невозможно. В результатесобственных экспериментов Бертильон пришел к выводу, что каждого арестованногонеобходимо фотографировать дважды — в анфас и в профиль. Причем сниматьследовало с одинакового расстояния, при одинаковом освещении и так, чтобы головапреступника была зафиксирована в одном и том же положении.
Онже по результатам поиска оптимального способа фотосъемки пришел к выводу, чтоименно снимок в профиль лучше всего позволяет фиксировать на бумагенеизменяемые или трудноизменяемые черты лица человека, противящегосяфотографированию.
Егоусилиями была сконструирована и специальная фотографическая установка дляпроизводства опознавательной съемки преступников, позволявшая делать их снимкив анфас и в профиль с одинакового расстояния и при идентичном освещении. Этаустановка состояла из фотокамеры, вращающегося кресла, снабженного устройствомдля удерживания головы фотографируемого в заданном положении, и платформы,которая жестко соединяла их друг с другом.
Вобобщенном виде свои новшества и рекомендации по применению фотографии в борьбес преступностью Альфонс Бертильон изложил в своей книге «Судебнаяфотография», вышедшей в свет в Париже в 1890 г.
АльфонсБертильон сконструировал несколько моделей специальных крупномасштабныхфотоаппаратов, предназначенных для фотографирования мест происшествий, трупов,следов и других вещественных доказательств. Причем некоторые из них былиснабжены специальными штативами, позволяющими производить съемку относительнобольших площадей и объектов, получая их общий вид сверху.
Имже впервые в криминалистике предложен способ метрической (измерительной)фотосъемки на месте происшествия с применением специальных технических средстви приспособлений, позволяющих определять по фотоснимку размеры предметов ирасстояний между ними. В порядке реализации данного способа фотокамерарасполагалась на определенной высоте в строго горизонтальном положении, аполученные фотоснимки наклеивались на специальные бланки с нанесенными на нихшкалами различных делений, предназначенных для определения по ним искомыхпараметров.
Значителенвклад А.Бертильона и в развитие почерковедческих исследований. В данномнаправлении отправным пунктом принято считать каллиграфическую экспертизу,осуществляемую каллиграфами — людьми, умеющими красиво (художественно) писать всилу своей профессии (учителя чистописания, приказные дьяки, преподавателирисования, архивариусы и т.п.). В связи с тем что «сличение почерков»в лучшем случае основывалось на чисто эмпирическом материале и личном опытесамого исследователя, процесс исследования сравниваемых почерков обычносводился к выявлению сходства в конфигурации одноименных букв. При этомпризнаки почерка в своем большинстве как внешнее проявление свойствписьменно-двигательного навыка исполнителя спорной рукописи оставались для исследователяневидимыми.
Впервыена признаки почерка как приметы (особенности) выполнения пишущим строк, слов,букв, элементов и частей обратил внимание А. Бертильон, который сталосновоположником нового направления в судебно-почерковедческой экспертизе — приметоописательного. Он разделил признаки почерка по степени ихсоподчиненности на общие и частные и ввел понятие повторяемости (устойчивости)признака. Для выявления и оценки признаков почерка им совместно с А.Рейссом былпредложен способ их разработки, который и явился первой попыткой объективизациипроцесса исследования и выводов эксперта.
Данныйспособ представлял собой графическую разработку, которая размещалась на листебумаги. Для этого лист бумаги делился посередине на две части: левую и правую.На левую часть листа последовательно в соответствии с алфавитом наклеивалисьувеличенные фотоизображения букв и слов из исследуемого текста. На правую частьлиста наклеивались и те же самые буквы, и слова из образцов почерка подозреваемоголица (лиц). Такой способ позволил не только проанализировать конструктивноестроение знаков и особенности их выполнения в словах, но и сделал процесссравнительного исследования наглядным. Кроме того, порядок размещения букв поалфавиту позволил последовательно изучить каждую из них как в исследуемой рукописи,так и в образцах почерка подозреваемого лица, что свидетельствовало о полнотепроведенного исследования[1].
Этотпорядок используется и в настоящее время в экспертной практике при составленииалфавитных разработок частных признаков почерка.
Всистему регистрации А.Бертильоном было заложено наряду с антропометрией,сигналетической съемкой и описание внешнего облика регистрируемого, выполняемоепо определенным правилам. Оно получило название словесного портрета — точногоописания, при помощи специального словаря, форм внешних органов человеческоготела, черт и наружности.
Призадержании человека полицией, составлялось его описание, которое затемсравнивалось со словесными портретами ранее зарегистрированных преступников.Если одноименные признаки совпадали, проводилась дополнительная идентификацияпосредством антропометрии.
Чтобыописание, сделанное одним полицейским, было правильно “прочитано” другим,использовались одни и те же термины. Описание одного и того же человека,сделанное разными людьми, должно было быть одинаково. И методика А. Бертильонапозволяла это сделать. Последовательность описания по Бертильону следующая:лоб, нос, правое ухо, губы, рот, подбородок, брови, веки, глазные яблоки,глазницы, межглазье, морщины, полнота лица, овал в профиль и анфас. Чем большеградаций черт внешности удавалось описать, тем полнее оказывался словесныйпортрет. А. Бертильон писал: “… до тех пор, пока та или другая анатомическаяособенность наружности индивидуума, отличающая его от тысячи других лиц идающая возможность запечатлеть ее в памяти, не получит точного названия, онаостается незамеченной и как бы не существует. Уже давно известно, что мы неможем представить себе того, чего не можем выразить словами, также запечатлетьв мозгу то, чего не можем описать”[2].
Новсе же по словесному портрету лучше всего удавалось выявить разыскиваемоготогда, когда в описании имелось указание на особые приметы или крайние степенивыраженности признаков внешности.
Длятого чтобы сделать словесный портрет более значимым для целей розыска, кописанию элементов лица стали добавлять: особенности осанки — положение головы,изгиб шеи, изгиб спины; характеристику походки, жестикуляции; особенностивзгляда (“бегающий”, “угрюмый”, “открытый”), мимики, бытовые привычки;особенности голоса и речи; покрой, фасон одежды и ее состояние..
Методикасловесного описания, несмотря на ее четкость и продуманность, оказаласьдовольно сложной. Только наиболее способные полицейские сотрудники моглиполностью овладеть этой методикой и успешно применять ее в ситуациях розыскнойработы.
Темне менее, с небольшими усовершенствованиями метод «словесного портрета» сохранилсядо настоящего времени.

Заключение
 
Такимобразом, Бертильон первым в мире ввёл научные методы работы в криминалистику.
Онпредложил и внедрил в практику методы идентификации преступников по измерениямразмеров всех частей тела (метод антропометрической регистрации),сигналитической и метрической фотосъёмки на месте происшествия, системногоописания внешности человека с помощью специальной терминологии («словесный портрет»).
Именноон является изобретателем и создателем картотечных систем регистрации людей покаким-либо физиологическим их признакам с целью и возможностью использованияэтих картотек для опознания, для установления личности. И во многом, пожалуй,именно успехи изобретённого им антропометрического метода подталкивали первыхэнтузиастов-исследователей дактилоскопии к созданию системы такой регистрации,которая позволяла бы только при наличии лишь отпечатков пальцев рук находить вбольших массивах дактилоскопических карт ту, единственную, которая являлась бы«родной» для дактилокарты, являющейся «запросной». Дактилоскопия, с системойрегистрации гораздо более надёжной, и положила конец антропометрическомуметоду.
Многиеизобретения Бертильона, в частности «бертильонаж», теперь существует лишь вучебниках по истории криминалистики. Но разработанная им система полицейскойфотографии и метод «словесного портрета» живут и сегодня.

Списоклитературы
1.  БахтадзеГ.Э. Спорные страницы истории использования исследовательской фотографии всудебно-экспертной практике // Эксперт-криминалист, 2009, N 3. С. 39 — 42.
2. КошмановП.М., Кошманов М.П. Использование разработок признаков почерка в процессеидентификационного экспертно-криминалистического исследования рукописей //Эксперт-криминалист, 2007, N 2. [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс», 2010.
3.  ЮргенТ. Век криминалистики / пер. с нем. Решетников Ф.М. – М.: Прогресс, 1991.