Содержание
Введение……………………………………………………………….…..… стр. 2
Понятие и особенности аренды транспортных средств…………..……… стр. 4
Договор аренды транспортного средства без экипажа……………..……. стр. 9
Договор аренды транспортного средства с экипажем…………………… стр. 18
Заключение………………………………………………….……………… стр. 27
Список литературы………………………………………………..………. стр. 28
ВВЕДЕНИЕ.
В сегодняшнем быстро меняющемся мире можно наблюдать, как развивается технологический прогресс. Появляются новые виды инструментов, электроники, машин и транспортных средств. Наше общество превратилось в систему потребления, которому нужно сейчас в определенное время получить что-то и определенный вид продукта. Каждый человек стремится взять что ему хочется и быстро, для себя лично, для общего пользования или для бизнеса или же наоборот предоставить кому-то что-то.
На данный момент система договоров широко развита, но с появлением все новых и новых видов орудия труда или какие-то вещей, будут и появляться все новые договорные отношения.
Если не так давно можно было для личных нужд взять коня в качестве транспортного средства или орудия труда, то ограничивались или устным при свидетелях договором (иногда и письменным), то сейчас это целая процедура прописанная подробно и дающая каждой стороне (арендодателю и получателю) огромный список обязательств и требований.
Сегодня транспортное средство стало неотъемлемой частью жизни людей, а не роскошью, и для какой цели берется то или иное транспортное средство, которое может в полной мере удовлетворить специфическим требованиям желающего арендовать физического или юридического лица.
Данное направление, аренда транспортных средств, развито и развивается очень быстро и особенно в нашей стране, так как раньше общество искусственно сдерживалось, но в изменившейся политической и социальной среде быстро заполняется. Сейчас можно взять в аренду от маленького скутера до целых железнодорожных составов, пароходов, круизных лайнеров и это стало обыденностью жизни.
В будущем аренда транспортных средств еще больше войдет в нашу повседневную жизнь и с появлением все более совершенных и новых видов транспорта приобретет глобальный характер.
Будущее не за покупкой и владением транспортным средством, а за его арендой. Поэтому система договоров се более и более будет совершенствоваться и подстраиваться под специфику той или иной машины.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
Договор аренды транспортного средства — это соглашение, по которому арендодатель за плату обязуется предоставить арендатору транспортное средство во временное владение и пользование.
Договор регламентируется ст. 632-649 ГК РФ *(1). Договор является консенсуальным, взаимным, возмездным. Сторонами договора могут выступать любые лица. Существенное условие договора — предмет — транспортное средство.
Предметом договора аренды транспортных средств являются технические устройства:
а) использование, которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем;
б) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними;
в) обладающие свойствами источника повышенной опасности.
Договор заключается в письменной форме, независимо от его срока, к нему не применяются правила о регистрации договоров аренды.
Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок к договору аренды транспортного средства не применяются.
Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду, заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры.
Особенности аренды отдельных видов транспортных средств устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
*(1) ст. 632-649 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
К транспортным средствам, являющимся предметом договора аренды регламентируемыми уставами и кодексами, относятся:
1) железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав*(2) ;
2) воздушные судна — летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды *(3);
3) суда, используемые во внутренних водах, — самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река — море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода*(4);
4) морские суда — самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях торгового мореплавания *(5);
5) большие грузовые автомобили, автомобили-тягачи с полуприцепами, экскаваторы и краны и другие технические устройства на автомобильной тяге, управление и эксплуатация которых требует специальных квалификационных навыков.
Выделение договора аренды транспортного средства в качестве одного из видов договоров аренды продиктовано особенностями его предмета и нетипичными полномочиями арендатора. Транспортные средства, являющиеся предметом данных договоров, могут использоваться только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации с помощью профессионально подготовленного экипажа.
Закон регламентирует две разновидности договора аренды транспортного средства:
*(2) ст.2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
*(3) ст.32 Водного Кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года №74-ФЗ
*(4) ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 февраля 2001 №24-ФЗ
*(5) п.1 ст.7 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ
1) аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время);
2) аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).
Существенным условием любого договора является предмет договора*(6). Предметом договора аренды является передаваемое по нему имущество, иными словами — объект аренды. Поэтому в таком договоре должны быть обязательно указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды *(7).
Например, при аренде автомобиля такими сведениями являются: марка автомобиля, год выпуска, цвет, номер двигателя и др. (указанные в свидетельстве о регистрации транспортного средства).
При отсутствии указанных данных в договоре аренды условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии с действующим законодательством арендодателем по договору аренды транспортного средства может выступать как юридическое, так и физическое лицо, являющееся собственником сдаваемого в аренду имущества, или управомоченное законом или собственником сдавать имущество в аренду *(8).
Общим правилом для любого вида договора аренды является положение, согласно которому договор аренды на срок более одного года, а
если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме *(9). Для договоров аренды транспортных средств *(10) письменная форма является обязательной
*(6) ст. 432 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
*(7) п.3 ст. 607 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
*(8) ст. 608 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
*(9) п.1 ст. 609 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
*(10) ст. 633 и ст. 643 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
независимо от того, кто является сторонами по договору аренды, и срока действия договора.
Несоблюдение письменной формы сделки не влечет за собой недействительность договора аренды транспортных средств, если это не указано в договоре, однако наверняка вызовет со стороны налоговых органов вполне справедливые претензии относительно правомерности включения в себестоимость продукции затрат, произведенных по такому договору *(11).
Договор аренды предусматривает передачу имущества во временное пользование, поэтому сроки аренды по общему правилу определяются в договоре по соглашению сторон. Если срок аренды договором не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества — за три месяца. При этом законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок *(12).
Договор аренды транспортных средств имеет свой набор квалифицирующих признаков по отношению к договору аренды (общим положениям). Во-первых, арендодателем по такому договору может выступать лишь собственник (владелец) транспортного средства (особенность в субъектном составе). Во-вторых, в аренду передается транспортное средство с экипажем или без него (особенность в объекте). В-третьих, транспортное средство передается арендатору на условиях оказания последнему услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства или без таковых (особенности в предмете договора).
Договор аренды по определению является возмездным, т.е. арендатор обязан вносить арендную плату за пользование имуществом *(13).
*(11) ст. 162 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
*(12) п.1 и п.2 ст. 610 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
*(13) ст. 614 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
Согласно*(14) ГК РФ порядок, условия и срок внесения арендной платы определяются в договоре. Она может быть установлена в виде *(15):
— определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
— определенной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
— предоставления арендатором определенных услуг;
— передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или аренду;
— возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.
Если арендная плата установлена в виде предоставления арендатором определенных услуг, передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества, то необходимо иметь в виду, что в данном случае будет иметь место бартерная операция, при которой не происходит движение денежных средств, а взаимные требования погашаются зачетом.
Важно подчеркнуть, что при установлении арендной платы в любом виде, кроме твердых платежей, такие операции должны быть правильно оформлены документально, что подразумевает:
— отражение в договоре аренды предусмотренной сторонами формы расчетов;
— составление арендатором первичных документов, свидетельствующих о фактах исполнения им обязательств (накладные, акты приемки-сдачи выполненных работ и т.п.);
*(14) п.1 ст.614 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
*(15) п.2 ст.614 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
— составление акта о зачете взаимных требований.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность изменения размера арендной платы по соглашению сторон в сроки, установленные договором, но вводит ограничение — не чаще одного раза в год*(16). Данная норма действует и в отношении договора аренды транспортных средств, так как по нему иные сроки действующим законодательством не предусмотрены.
ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА БЕЗ ЭКИПАЖА
Договор аренды транспортного средства без экипажа — один из двух видов, обозначенных в Гражданском кодексе России *(17), договоров аренды транспортных средств. Статья 642 ГК РФ дает определение договора следующим образом: «По договору аренды транспортных средств без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации».
Как следует из законодательного определения, данный договор регулирует исключительно арендные отношения, то есть не включает в себя, прежде всего обязательств по предоставлению возможных сопутствующих услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством.
Главным образом, поэтому в научной правовой литературе рассматриваемый договор не вызывает полемики по определению своей правовой природы. В отличие от договора фрахтования на время с экипажем его однозначно относят к гражданско-правовому институту аренды.
Аренда транспортного средства без экипажа может иметь место в составе договора аренды определенного имущественного комплекса, в инфраструктуру которого входит транспортное средство.
*(16) п.3 ст.614 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
*(17) ст.642-649 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
Тесная технологическая связь транспортного средства с иными вещами в инфраструктуре имущественного комплекса, их единая производственная целевая применимость делает практически целесообразным не выделять аренду транспортного средства в отдельное соглашение, а рассматривать ее в общей составляющей договора аренды имущественного комплекса.
Как и соответствует общей характеристике правовой природы арендных отношений, основной обязанностью арендодателя в договоре аренды транспортного средства является передача транспортного средства арендатору. «С этой передачи начинается владение наемщика имуществом». Данная обязанность является формирующей договор аренды, без которого, как отмечают авторы, его не может быть.
Кроме того, на арендодателя возлагается обязанность предоставить рассматриваемый предмет договора не только в конструктивной своей основе, но и с наличием обязательного комплекта прилагаемых к нему принадлежностей (в частности, шлюпки и спасательные круги — на морских и речных судах; аптечку, запасное колесо и набор специальных инструментов — для автотранспорта) и документов (паспорт транспортного средства и шасси транспортного средства, инструкций по эксплуатации, технического паспорта, сертификатов качества и т. п.) *(18). В соглашении может быть предусмотрена передача и не обязательных принадлежностей, например, бензин для автомашины.
Но в любом случае, в императивном порядке арендодатель обязан привести транспортное средство в надлежащее для эксплуатации состояние (например, мореходное состояние — для морского и речного транспорта) к моменту его передачи арендатору. Он должен принять все меры к обеспечению годности транспортного средства (его корпуса, двигателя, другого оборудования) для целей, предусмотренных договором, и к его надлежащему снаряжению.
Стороны могут предусмотреть в договоре аренды не только общую
*(18) п.2 ст.611 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
характеристику годности транспортного средства к выполнению своих функциональных задач, но и конкретные максимальные или минимальные те или иные технические параметры транспортного средства, «обеспечив согласованный коэффициент технической готовности». Например, при аренде легковых автомобилей с целью участия в спортивных скоростных соревнованиях (в гонках) важным техническим критерием будет являться возможная максимальная скорость арендуемого транспортного средства. И если данный эксплуатационными параметр удовлетворяет арендатора, то вопросы о вторичных (непринципиальных) характеристиках (цвет кузова, оформление кабины, усиление световой мощности фар и так далее) могут разрешиться в договоренности представить их при приеме-передаче арендованного транспортного средства, в новом достигнутом единства конструктивном решении.
В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем для договора аренды транспортного средства без экипажа актуальным является вопрос о форме и месте передачи предмета соглашения.
Если место исполнения не определено правовыми актами, либо договором, не явствует из обычаев делового оборота, или существа обязательства, исполнение должно быть произведено в соответствии*(19) Гражданским кодексом РФ: по обязательству передать транспортное средство, относящееся к недвижимому имуществу, — в месте его нахождения; по обязательствам передать транспортное средство, предусматривающие его перевозку, в месте сдачи данного имущества первому перевозчику для доставки его кредитору; по другим обязательствам арендодателя передать транспортное средство — в месте изготовления или хранения транспортного средства, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства.
Как правило, транспортное средство передается с постоянного места своего хранения (нахождения), когда оно не эксплуатируется. Так, например,
автотранспортные средства передаются из гаражей арендодателя;
*(19) ст.316 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
воздушные, морские и речные суда — по месту своего постоянного базирования (аэропортов, причалов и пристаней).
В иностранной (английской и французской) практике фрахтования на время морских и речных судов применяется и такой способ определения места передачи как «ренджа». В этом случае в договоре предусматривается, что окончательно порт (место передачи) будет определен фрахтовщиком или фрахтователем в ходе выполнения договора аренды.
Представляется значимым обозначить в договоре то место передачи транспортного средства, которое могло бы служить по своим техническим и функциональным характеристикам проверке показателей уровня эксплуатационного состояния транспортного средства, в том числе, соответствия нормативного (документарного) состояния тем реальным практическим проверочным, кроме того, испытательным показателям. Это особо важно, так как доказывание некондиционного или нерабочего технического состояния транспортного средства после начала эксплуатации вызывает большие объяснимые трудности.
При имеющемся фидуциарном элементе сотрудничества контрагентов, в частности, при длительном периоде времени положительного делового и договорного взаимодействия рассматриваемый предмет договора аренды на практике переходит во владение и пользование арендодателя, как правило, без специального тщательного и профессионального техосмотра. Имеет место совершение арендатором действий, содействующих арендодателю в исполнении договорного обязательства, принятие кредитором исполнения по договорному обязательству, надлежаще предложенного должником. Безусловно, данное взаимоотношение сторон ведет к обоюдной экономии их материальных ресурсов и времени, повышает их деловую репутацию, содействует укреплению доверительного отношения сторон. Это в полной мере проявляется как результат не формального отношения должника к выполнению своих обязанностей, а добросовестного отношения, с проявлением максимальной заботы и внимания к интересам кредитора.
В ином случае, а также когда предметом договора аренды выступает относительно дорогостоящее транспортное средство (за редким исключением оно относится к таковым), учитывая, что транспортное средство, как правило, — это сложное техническое и технологическое устройство, требуется не только полный детальный технический осмотр, но и при необходимости испытательные проверки.
В то же время арендодатель может обратиться в независимую специализированную организацию по техническому обслуживанию (сюрвейеру) и ремонту для дачи соответствующей экспертной оценки фактическому состоянию сдаваемого в аренду транспортного средства. В частности, техническое состояние автотранспортного средства может подтверждаться актом технического осмотра в органах Государственной инспекции по безопасности дорожного движения. Однако даже в этом благоприятном варианте, с точки зрения профессионального и наиболее объективного технического осмотра, существуют на сегодняшний день определенные проблемы.
При сдаче в аренду относительно не дорогостоящего, как правило, автомобильного транспортного средства контрагенты договариваются о средней стоимости предмета договора, которая устраивает обе стороны. Если, к примеру, автомобиль новый, то его установочная цена будет близка к цене аналогичного транспортного средства на рынке сбыта. Если автомобиль был в эксплуатации, то оценивается его износ, и стоимость в договоре аренды уменьшается на сумму износа.
Объясняется данное обстоятельство, главным образом, фактической невозможностью детального его описания на момент передачи арендатору. Как уже отмечалось, необходимые законодательно утвержденные дифференцированные оценки отсутствуют. Таким образом, законодательная норма о предоставлении арендодателем арендатору транспортного средства в состоянии, соответствующем условиям заключенного договора и целевому назначению транспортного средства, без нормативно-правового
содержательного наполнения, необходимых правовых средств, теряет свою практическую локальную, договорно-правовую реализацию.
Актуальность объективного точного отражения технического (эксплуатационного) состояния транспортного средства имеет значение не только для арендатора, как субъекта непосредственно заинтересованного в адекватной качественной характеристике транспортного средства, но и для самого арендодателя. Так как по истечении срока договора арендодатель имеет право требовать от арендатора возврата транспортного средства в том состоянии, в котором он его предоставил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором *(20).
Стороны могут предусмотреть в договоре повышенный (или пониженный) уровень допустимого износа транспортного средства, в частности, при необходимости эксплуатации транспортного средства в экстремальных условиях: климатических (погодных), при неудовлетворительном состоянии транспортного пути, при использовании предельных скоростных и других эксплуатационных возможностей транспортного средства и так далее.
Арендатор обязан пользоваться арендованным транспортным средством в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены — в соответствии с назначением данного вида транспортного средства *(21).
По всей видимости, общая норма статьи 615 ГК РФ, которая распространяется в соответствии со статьей 625 ГК РФ на правовые отношения, связанные с арендой транспортных средств, требует некоторого уточнения в связи со спецификой рассматриваемого предмета договора аренды. Представляется, что арендатор обязан не только соблюдать возможные договорные условия по пользованию арендованным транспортным средством, но и в любом случае, даже если они определены, придерживаться цели и назначения данного вида имущества.
*(20) ч.1 ст.622 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
*(21) п.1 ст.615 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
На наш взгляд, это, прежде всего, связано с тем, что транспортное средство является источником повышенной опасности и соответственно имеет систему императивных норм для регулирования отношений по надлежащему и, как правило, исключительно целевому их использованию.
Таким образом, арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки и иные договоры, учитывая и пунктуально придерживаясь предназначения соответствующего транспортного средства, если условиями договора аренды не содержатся ограниченные или расширенные права в его целевой эксплуатации при соблюдении общих нормативно-правовых ограничений и правил безопасного транспортного движения.
Кроме того, представляется, что арендатору желательно в договоре аренды закрепить за собой право получать от арендодателя консультационную помощь в техническом обслуживании и эксплуатации транспортного средства, так как транспортное средство передается по рассматриваемому договору без предоставления услуг по управлению и техническому обслуживанию, а значит, необходимость в консультации по указанным вопросам с большой долей вероятности возникнет по Арендодателю, по всей видимости, следует в договоре аренды транспортного средства без экипажа закрепить за собой право осуществлять контроль за обеспечением имущественной сохранности транспортного средства (например, предупреждения угона автотранспортного средства), надлежащей его эксплуатации в соответствии с вышеперечисленными требованиями, а также за качественным состоянием транспортного средства. «Арендодатель сохраняет определенные права на это имущество и потому вправе контролировать процесс его эксплуатации, требовать определенного режима использования». Данное положение исключительно актуально на практике.
По всей видимости, рассмотренная практика является деформацией нормального развития гражданско-правового регулирования соответствующих отношений и требует, прежде всего, закрепления общей императивной нормы, предусматривающей возможность арендодателя осуществлять контроль за
сохранностью и надлежащем использовании транспортного средства арендатором.
В свою очередь, арендатор обязан поддерживать арендованное транспортное средство в надлежащем состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта *(22). Соответственно данной императивной норме корреспондирует обязанность арендатора по оплате расходов на содержание и эксплуатацию транспортного средства, включая страхование, как самого предмета договора, так и своей ответственности.
Данные нормы существенно отличают правоотношения сторон по договору аренды транспортного средства без экипажа от договора аренды транспортного средства с экипажем, по которому в соответствии со статьями 634, 635, 637 ГК РФ все внимание по содержанию транспортного средства лежит на арендодателе. Указанные различия объясняются особенностями каждого из сравниваемых договоров. При аренде транспортного средства без экипажа арендатор получает его в полное владение и пользование, принимая на себя обязанности по выполнению комплекса необходимых работ по его обслуживанию, поддержанию в работоспособном состоянии, сохранению эксплуатационных свойств.
Представляется вполне логичным, что в рассматриваемом договоре арендатор своими силами и средствами осуществляет управление, коммерческую и техническую эксплуатацию транспортного средства *(23). В данной обязанности содержится главная сущностная формирующая черта рассматриваемого вида договора аренды транспортного средства.
По всей видимости, данный факт не означает, что арендатор обязан непосредственно лично выполнять соответствующие императивные нормы статьи 645 Кодекса. Они распределяют, главным образом, обязанности по организации принятия и исполнения решений по вопросам управления, коммерческой и технической эксплуатации, а также — несение ответственности за данные решения.
*(22) ст.644 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
*(23) ст.645 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
То есть арендатор может не лично управлять транспортным средством. А в некоторых случаях это даже не представляется возможным как с юридической, так и фактической точек зрения, например, при утрате практических навыков вождения воздушным судном или отсутствии соответствующего документа, допускающего управление этим транспортным средством.
Таким образом, арендатор обязан, главным образом, организовать управление: заключить трудовые либо гражданско-правовые договоры с квалифицированными работниками, поставить перед ними необходимые задачи по перевозке физических лиц и материальных объектов, исходя из целей коммерческой эксплуатации транспортного средства. Как предусматривается в проекте Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, фрахтователь (арендатор) вправе укомплектовать экипаж как лицами, ранее не состоявшими на службе на этом судне, так и принять на службу прежний экипаж. Данная норма полностью согласуется со статьей 645 ГК РФ, так как независимо от способа комплектования водительского состава (экипажа) старший водитель (капитан) и все другие члены водительского состава (экипажа) становятся служащими фрахтователя (арендатора) и подчиняются ему во всех служебных (трудовых) отношениях.
Аналогично решается вопрос о коммерческой и технической эксплуатации. Эти обязанности могут быть возложены (организованы) арендатором на находящихся в его административном (договорном) подчинении управляющего (директора, распорядителя) или технического исполнителя.
ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭКИПАЖЕМ (ФРАХТОВАНИЕ).
Согласно Гражданскому кодексу РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) *(24) арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
В этом определении договора отражены три его специфические черты:
1) предмет договора транспортное средство любого вида транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, космического, способное к перемещению в пространстве;
2) управление и техническую эксплуатацию транспортного средства осуществляет арендодатель своими силами, при помощи экипажа, а именно работника (работников), состоящего с арендодателем в трудовых или иных отношениях, в рамках которых производится выполнение работ, например, основанных на договоре подряда.
3) транспортное средство передается арендатору во владение и пользование. Арендодатель владение предметом договора не сохраняет. Однако транспортным средством продолжают управлять работники арендодателя, через которых обычно и происходит владение соответствующим имуществом.
Целью фрахтования на время является обеспечение арендатору возможности осуществлять коммерческую эксплуатацию транспорта транспортного средства, управление и техническое обслуживание которого производит арендодатель. Форма договора аренды транспортного средства с экипажем является письменной независимо от срока аренды. К аренде транспортных средств с экипажем, как было отмечено, не применяются правила о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества.
Срок в договоре аренды транспортного средства с экипажем
*(24) ч.1 ст.632 Гражданского Кодекса Российской федерации (по состоянию на 20 января 20011 года
регламентируется общими нормами об аренде, за исключением того, что правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок *(25) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. Срок аренды транспортного средства может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в таймчартере договоре фрахтования судна на время.
Содержание договора аренды транспортного средства с экипажем по сравнению с общими правилами об аренде изменено в сторону расширения круга обязанностей арендодателя.
При этом арендодатель обязан:
— поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства (осуществлять текущий и капитальный ремонт, предоставлять необходимые запчасти и т.д.);
— оплачивать услуги членов экипажа и нести расходы на их содержание; члены экипажа являются работниками арендодателя;
— застраховать транспортное средство и предусмотреть ответственность за ущерб, который может быть им причинен в процессе эксплуатации;
— нести ответственность за вред, причиненный третьим лицам, арендованным транспортным средством, его оборудованием, устройствами и механизмами.
На арендатора обычно возлагаются расходы на оплату топлива и других материалов, расходуемых при работе транспортного средства. Арендатор может сдать арендуемое транспортное средство в субаренду, заключить с третьим лицом договор перевозки.
Согласно правилам действующего ГК РФ договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации является реальным договором. Между тем в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) рассматривается как
*(25) ст.625 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
консенсуальный договор.
По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру)*(26) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю — принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. Он не несет ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).
Судовладелец также обязан в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь, в свою очередь, обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы.
Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем*(27). По окончании срока действия тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна. При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку
*(26) ст.198 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ
*(27) ст.210 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ
судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером.
В случае если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. В данном случае фрахтователь несет ответственность перед грузовладельцем в соответствии с правилами, установленными статьями*(28) Кодекса тогового мореплавания РФ.
Капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Для указанных лиц распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, являются обязательными.
Фрахтователь не отвечает за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя. Он уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния. В случае если судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный тайм-чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных судовладельцу убытков.
При просрочке фрахтователем уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки.
В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить
*(28) ст.166-176 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ
невозможно, по день получения последнего известия о судне.
Вознаграждение, причитающееся судну за услуги по спасанию, оказанные до окончания действия тайм-чартера, распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем за вычетом расходов на спасание и причитающейся экипажу судна доли вознаграждения.
Модель консенсуального договора фрахтования транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.
Форма договора аренды транспортного средства с экипажем является письменной независимо от срока аренды. К аренде транспортных средств с экипажем не применяются правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества *(29), хотя большинство транспортных средств — воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические транспортные средства — являются в силу указания закона недвижимым имуществом.
Срок в договоре аренды транспортного средства с экипажем регламентируется общими нормами об аренде, за исключением того, что правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок*(30) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. Срок аренды транспортного средства может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в тайм-чартере — договоре фрахтования судна на время*(31).
Арендодатель обязан предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для эксплуатации по назначению в соответствии с условиями договора, и укомплектовать транспортное средство экипажем. Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту передачи его фрахтователю: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему
*(29) ст.633 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
*(30) ст.621 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
*(31) ст.200 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ
снаряжению судна. В течение срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей *(32).
Риск случайной гибели или повреждения арендованного транспортного средства лежит на арендодателе как собственнике. На арендатора может быть возложена обязанность по возмещению арендодателю причиненных убытков, вызванных гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если арендодатель докажет, что они произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.
Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора. Если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, они должны соответствовать требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Экипаж должен быть способен на профессиональном уровне оказать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, обеспечивающие его нормальное и безопасное использование. Кроме того, в соответствии с договором экипаж должен уметь оказывать арендатору иные услуги, например, по охране груза, пассажиров, погрузке и разгрузке багажа и др.
Транспортными уставами и кодексами устанавливаются специальные требования к экипажам транспортных средств. Так, в ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» говорится, что перевозчик — владелец подвижного железнодорожного состава должен иметь квалифицированных работников. В п. 2 ст. 56 ВК РФ говорится, что состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа. Согласно норме п. 1 ст. 57 ВК РФ командиром
*(32) ст.634 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.
В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна — также работники, обслуживающие пассажиров судна*(33). На должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, могут быть назначены только лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ*(34).
Нормальная и безопасная эксплуатация транспортного средства напрямую зависит от правильности действий экипажа, члены которого являются работниками арендодателя. Неслучайно именно на арендодателя, если иное не предусмотрено договором, возлагается обязанность страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией в случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора*(35). Поскольку члены экипажа являются работниками арендодателя, расходы на их содержание и оплату их услуг несет арендодатель, если иное не установлено договором *(36).
Члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства*(37)*(38). Именно право арендатора отдавать экипажу обязательные распоряжения, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, отличает договор фрахтования транспортного средства на время, являющийся договором аренды, от договора фрахтования как договора
*(33) п.1 ст.26 Кодекс внутреннего водного транспорта от 7 марта 2001 года №24-ФЗ
*(34) п.1 ст.27 Кодекс внутреннего водного транспорта от 7 марта 2001 года №24-ФЗ
*(35) ст.637 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
*(36) абз.3 п.2 ст.635 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
*(37) п.2 ст.635 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
*(38) п.2 ст.206 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ
перевозки. В договоре фрахтования собственник транспортного средства выступает как перевозчик, сохраняющий владение и пользование транспортным средством и самостоятельно осуществляющий его коммерческую эксплуатацию. При аренде транспортного средства с экипажем (фрахтовании транспортного средства на время) транспортное средство выбывает из владения и пользования арендодателя, а его владение, пользование и коммерческую эксплуатацию осуществляет арендатор. По этой причине, если иное не предусмотрено договором, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов*(39).
В рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства арендатор вправе от своего имени без согласия арендодателя заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, не противоречащие целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены — назначению транспортного средства*(40).
Фрахтователь*(41), которому судно представлено для перевозки груза, вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы.
Исключением из общих правил об аренде является право арендатора без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду при условии, что договором аренды транспортного средства с экипажем не предусмотрено иное*(42).
Таким образом, правомочия арендатора по владению и пользованию арендованным транспортным средством включают в себя следующие возможности:
*(39) ст.636 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
*(40) п.2 ст.638 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
*(41) ст.205 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ
*(42) п.1 ст.638 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
а) использовать транспортное средство для перевозки собственных грузов, для иных своих нужд, оговоренных в договоре или соответствующих назначению имущества (например, использование морского судна в качестве гостиницы);
б) использовать транспортное средство для исполнения договоров перевозки или иных договоров (например, использования судна в качестве плавучей базы для проведения подводных научно-исследовательских работ), заключенных с третьими лицами;
в) сдавать транспортное средство в субаренду.
Транспортное средство является источником повышенной опасности. Согласно Гражданского кодексу Российской Федерации*(43) «ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате эксплуатации арендованного с экипажем транспортного средства, а также его механизмами, устройствами и оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами об обязательствах из причинения вреда». Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора. Будучи источником повышенной опасности, транспортное средство в момент причинения вреда находится под управлением работников арендодателя, а потому именно арендодатель считается юридически ответственным владельцем источника повышенной опасности.
Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации*(44) по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Договор аренды транспортного средства с экипажем независимо от его срока заключается в письменной форме. К такому договору не применяются правила об обязательной государственной регистрации недвижимого имущества.
*(43) ст.640 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
*(44) ст.632 Гражданского Кодекса Российской федерации по состоянию на 20 января 20011 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Договора аренды транспортных средств широко распространены в мире и все больше находят распространение в нашей стране. Они регламентируются не только Гражданским кодексом, но и регулируются соответствующими транспортными уставами и кодексами. В данной работе можно было увидеть два совершенно разных договора аренды транспортных средств: без экипажа и с экипажем, которые хоть и отличаются, но имеют и общие положения.
С каждым годом все более популярным становится брать в аренду автомобиль для личного пользования, а для юридических лиц брать специальную технику для своего бизнеса, т.к. некоторые виды работ довольно специфичны и не требуют постоянного использования, а следственно и приобретения в пользование, транспортного средства для короткого или единичного исполнения обязательства. Транспорт, это будущее и развитие прогресса будет создавать все более совершенные и необходимые людям машины, а чтобы поспевать за быстро меняющемся ходом развития будут совершенствоваться и договорные отношения, законодательство.
На мой взгляд существующие нынешние договоры аренды транспортных средств со временем будут изменяться становясь более универсальными, едиными для большинства используемых в будущем машин, приобретут более короткий, но емкий смысл. Возможно в далеком будущем уже и не будет такого разделения договоров (с экипажем и без экипажа), а станет единый и универсальный.
Список литературы.
Нормативные правовые акты
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года №60-ФЗ
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года №24-ФЗ
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ
Гражданский кодекс Российской Федерации от 20 января 2011 года
Книги и статьи
Алексеев С.С. Гражданское право. – Питер — 2005
Базарова, А.С. Аренда транспортных средств — ЭЖ-Юрист. – 2008
Васильева В.В. Договор аренды: юридические аспекты – М., ГроссМедиа. – 2007
Волкова М.А. Гражданское право. Часть 2. – 2008
Грудцына Л.Ю. Гражданское право. – Эксмо — 2006
Калпин А.Г. Договор аренды транспортных средств — Гражданское право. – 2006
Корнийчук Г.А. Договоры аренды, найма и лизинга. – Дашков и Ко. – 2009
Москаленко И.В. Образцы нотариальных документов. – Дашков и Ко. – 2010
www.6pl.ru
www.ati.su
www.blanker.ru
www.consultant.ru
www.e-college.ru
www.ru.wikipedia.org
www.vegaslex.ru