Аретино Пьетро

Аретино Пьетро

Аретино
Пьетро [Pietro Aretino, 1492–1556] — итальянский писатель. Р. в тосканском
городке Ареццо, сын бедного сапожника, юные годы провел в Перуджии, где
пробовал учиться живописи, потом попал в Рим. Здесь началась его бурная карьера
в доме самого богатого из римских банкиров, Агостино Киджи. Незадолго до смерти
Льва X А. проник в Ватикан и обратил на себя внимание папы. К этому времени он
успел уже прославиться как автор целого ряда остроумных и злых пасквинат,
высмеивавших то одного, то другого из папских придворных. После смерти Киджи и
Льва X А. должен был бежать из Рима, потому что новый папа Адриан VI, больно
задетый его стишками в дни конклава, хотел расправиться с ним по-серьезному.
Год спустя, когда Адриана VI сменил Климент VII [1523], А. вернулся в Рим,
надеясь на покровительство нового папы. Но он ошибся. Впутавшись неосторожно в
придворные интриги, он получил несколько ударов кинжалом и, не встретив со
стороны папы готовности вступиться за него, снова покинул Рим. Через некоторое
время, в 1527, он поселился в Венеции. Здесь началась жизнь, не похожая на ту, которую
вел А. до сих пор. Слава его росла, со славою пришло богатство, и до конца
своей жизни А. жил в кругу друзей   (Тициан, Якопо Сансовино), окруженный
учениками, почитателями, прихлебателями, любовницами, — как настоящий вельможа.
В Венеции А. и умер.

А.
был первым из крупных европейских писателей, который создал себе положение
исключительно благодаря литературному таланту и литературной ловкости. Его
богатство создалось из его литературных гонораров, хотя эти гонорары иногда
были несколько особенного свойства. До А. писатель мог существовать только при
дворе какого-нибудь мелкого государя или вельможи. Его лит-ая деятельность
должна была быть прославлением его покровителя. А. отверг покровителей, ушел от
дворов, презрел меценатов, стал свободным публицистом. Именно в публицистике А.
— его главное литературное значение. А. был очень плодовитым писателем. Он
писал в стихах и прозе: героические поэмы, комедии, одну трагедию, лирические
стихотворения всех видов, жития святых, диалоги всех видов, в том числе
откровенно порнографические, giudizii, или сатирические предсказания и особенно
письма. То и другое — сгусток блестящих памфлетов, коротеньких, но сильных, т.
е. настоящая публицистика. По силе влияния на общество, по общественному
значению письма и giudizii А. уже являются крупным общественным фактором не
только итальянской, но и европейской жизни. Они знаменуют определенный этап в эволюции
социальных отношений. Венецианский период в жизни А. — время католической и
феодальной реакции в Италии. Свободная мысль была раздавлена. Торговля и
промышленность пришли в упадок, буржуазия постепенно стала терять свое
значение. Венеция была одиноким островом, где сосредоточилось все, что осталось
от недавнего подъема в области науки, литературы, искусства. Только из Венеции
итальянская буржуазия могла отстаивать свои позиции и пытаться завоевывать
новые. А. был самым настоящим лидером итальянской буржуазной интеллигенции. Он
вел борьбу во имя свободы мысли и человеческого достоинства. Он не боялся
выступать против монархов крупных и мелких, обрушивался злыми сатирами и на
Франциска I французского, и на имп. Карла V, и на оставшихся еще неистребленными
итальянских тиранов. Правда, ближайшая его цель была элементарно корыстная. В
этом отношении он был лишен каких бы то ни было принципов. Но вымогая и
шантажируя, он утверждал значение публицистики такими средствами, какие его
эпоха не считала недозволенными.

Из
других произведений А. его трагедия «Orazia» и пять его комедий — «Marescalco»,
«Cortigiana», «Ipocrito», «Filosofo», «Talanta» — пользовались при его жизни
наибольшей популярностью, особенно комедии. В них, так же как и в знаменитых по
своей непристойности диалогах «Raggionamenti», А. обнаруживает сочный  пластический талант, умение лепить фигуры,
давать яркие картинки быта, рисовать жанровые сцены. Другая особенность его
таланта, менее видная современникам, чем потомству, — это способность ценить
произведения искусства, с одной стороны, а с другой — умение передавать словами
язык линий, красок, светотеней. У А. был глаз художника и настоящий дар критика
искусства. Ни того, ни другого он не культивировал. Поэтому в его писаниях
имеются лишь случайные, хотя и необыкновенно яркие следы этих черт его таланта.

Список литературы

Дживелегов
А. К. в «Голосе минувшего», кн. 1, 1913.

Его
же, «Всемирные сатирики и юмористы», «Вестн. ин. лит.», № 5, 1900.

Sinigaglia, Saggio di uno studio su
P. A., Roma, 1882

Rossi V., Le pasquinate di P. A. ed
anonime etc., Palermo, 1891

Luzio A., P. A. nei primi suoi anni
a Venezia, Torino, 1888

Bertoni P., A. e le sue opere
secondo nuove indagini, 1891

Gautier P., L’Aretino, 1895

Bertoni P., Un pronostico satirico
di P. A., 1904.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/