Архитектура Мадрида

Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. История градостроительстваМадрида …………………………………………..6
Глава 2. Памятники архитектурыМадрида
2.1. Королевский дворец. Эскориал…………………………………………………….13
2.2. Храмовая архитектура………………………………………………………………….16
2.3. Площади Мадрида……………………………………………………………………….20
2.4. Памятники…………………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………………………….30
Приложения

Введение
Культурное значениестолицы Испании трудно переоценить. Ведь Мадрид за последние несколько вековстал средоточием драматических и музыкальных театров, многочисленных музеев иархитектурных памятников. Исторический центр Мадрида располагается кюго-востоку от района бывшего королевского дворца. К сожалению, приреконструкции города в XIX-XX вв. большая часть памятников архитектуры былаутрачена. Облик старого Мадрида с присущей средневековому городу иррегулярнойпланировкой сохранился лишь к юго-западу от Пласа Пуэртадель Соль,расположенной на месте восточных ворот средневекового города. В указанной частистолицы следует выделить такие памятники зодчества XVI-XVII вв., как ансамбльплощади Пласа Майор (1629 г.), епископская капелла (1520 г.) и церковь Сан-Антонио де лос Алеманес (1624 г.) в стиле эрререско.
В XVIII — первой четвертиXIX в. в архитектуре Мадрида господствовал классицизм. Памятниками зодчества,относящимися к этому периоду, являются королевский дворец (1738-1764 гг.),Ратуша, Королевская академия изящных искусств «Сан-Фернандо», перестроенная в 1774 г. под руководством архитектора X. де Вильянуэва, церковь Сан-Франсиско эль Гранде, музей Прадо,церковь Сан-Антонио де ла Флорида, в которой до сих пор сохранились росписи Ф.Гойи.
Стремительный ростМадрида приходится на вторую половину XIX в. В этот период Мадрид интенсивносрастался с пригородами. Модерн стал ведущим архитектурным стилем. СоборНуэстра Сеньора де ла Альмудена, построенный в конце XIX в., является наиболееярким примером данного направления в истории развития архитектуры Испании.
В 1929 г. был разработан генеральный план реконструкции Мадрида, который возглавил архитектор Ф. деЭскондрилья. В период правления республиканцев правительства велись интенсивныеработы по благоустройству города. Согласно созданному в 1950-х гг. новомугенеральному плану Мадрид должен был застраиваться преимущественно на севере,востоке и юго-востоке. Так появился ряд городов-спутников, в том числе Эскориали Эль-Прадо. На смену эклектизму в XX в. пришли современные течения. Яркимпримером тенденций, характерных для этого периода, являются Министерствоавиации, построенное под руководством архитектора Л. Е Сото (район СьюдадХардин, «город-сад»), университетский городок, ипподром «Сарсуэла» (1935 г.), Институт конструкций и цемента (1951 г.). Важнейшим произведением зодчества 1960-х гг.можно назвать небоскреб «Белые башни» архитектора Ф. X. Саэнс де Ойса.
Шедеврами монументальнойскульптуры Мадрида можно любоваться до бесконечности. Никого не оставятравнодушным знаменитые конные статуи Филиппа III (1613 г.), Филиппа IV ( 1640 г.), фонтаны XVIII в., памятники Колумбу (1885 г.), Ф. Гойе (1905 г.), два памятника М. Сервантесу (1835 и 1927 гг.), выполненные из бронзы.
Мадрид представляет большуюважность для ценителей арабско-мавританского искусства. Здесь, как нигде более,можно проследить историю его развития от самого начала до эпохи высшегорасцвета в XIII-XIV вв.
В столице насчитываетсяболее 100 музеев и художественных галерей. Но визитной карточкой Мадрида поправу можно назвать музей Прадо, где хранятся бесценные полотна Боттичелли,Рафаэля, Тициана, Босха, Брейгеля, Гойи, Рембрандта, Эль Греко, Рубенса,Дюрера, Веласкеса, Караваджо и многих других известных художников. В отдельныхзалах музея Прадо представлена классическая скульптура, произведения ювелирногоискусства, а также прекрасная коллекция фарфора и монет. Археологический музейсодержит ценные экспонаты всех культур Испании, начиная с древнейших времен идо наших дней. Королевский Дворец интересен тем, что здесь можно осмотретьдворцовые залы, Королевскую библиотеку, Королевскую аптеку, оружейный,нумизматический музеи, а также Музей музыки, прикладного искусства и живописи.
Знаменитая площадь ПуэртаДель Соль расположена в центре Мадрида. Она популярна среди туристов потому,что посреди установлена фигура медведя, выполненная из камня. Недалеко отплощади Пуэрта Дель Соль находится возведенный в 1607 г. монастырь Карбонерас, где хранятся ценнейшие старинные картины. Королевский театр,возведенный в XVII в., расположен рядом с площадью Энкарнасьон. Не менеезнаменит женский монастырь Дескальсас Реалес, основанный в XVI в. В течениенескольких веков здесь останавливались высокопоставленные особы, которые вкачестве платы за пребывание жертвовали монастырю разнообразные произведенияискусства из своих коллекций. Таким образом, на данный момент в музее собранымногие шедевры мирового искусства.
Оригинальнымиархитектурными решениями отличается церковь Калатравас. Культурную ценностьпредставляет дворец герцогов де Уседа, относящийся к началу XVII в.Необыкновенной красотой славится и фонтан богини Сибелес, который установлен наодноименной площади.
Цель моей работы – наоснове изученной литературы, рассказать об уникальной архатектуре Мадрида.
Цель конкретизированаслдеующими задачами:
— проследить историческийпуть градостроительстваМадрида;
— рассказать об основныхпамятниках архитектуры Мадрида.
Культура народовглубокая, древняя, символичная, и чтобы понять ее, необходимо изучатьпервоисточники – памятники искусства.

Глава 1. Историяградостроительства Мадрида
Известно, что Мадрид(Майрит) был основан арабами при эмире Мухаммеде I (852-886) как укрепленноепоселение. Мадрид стоял на возвышенности. Ее окружали долина реки Мансанарес,глубокий овраг, где ныне проходит улица Сеговия и речка Аренал, воспоминание окоторой сохранилось в названии современной улицы. На вершине находиласьцитадель (по-арабски «альмудайна»). К ней с восточной стороны примыкал самгород (медина), расположенный на менее каменистых землях. Площадь цитадели имедины достигала, соответственно, 8 и 16 гектаров.
Военная роль города икрестьяне, населявшие его, дают основание считать, что Мадрид не выделялсякакой-либо урбанистической оригинальностью, не считая его монолитной городскойстены. Именно она и проделанные в ней ворота, к которым сходились основные ивторостепенные пути от близлежащих селений, явились теми факторами, которыеповлияли на дальнейшее развитие города.
Эти дороги постепеннопревращались в основные улицы новых окраин Мадрида. Превращение сельской дорогив городскую улицу стало своего рода константой в морфологии будущего большогогорода. Подтверждением этому служит так называемое «Предместье» (Аррабаль),которое в период позднего средневековья выросло за городской стеной по осинынешней улицы «Калье Майор» от когда-то существовавших Гвадалахарских ворот дотого места, которое впоследствии получит название Пуэрта дель Соль (Ворота Солнца).Отсюда брали начало дорога на Алькалу-де-Энарес (будущая улица Алькала) иАрагонский тракт.
Вопрос о расширенииМадрида ставился с очень давних пор и подтверждает факт существования жилыхкварталов, примыкавших к внешней части городской стены. В течение XIII-XV вековэти поселения постоянно и очень интенсивно росли и образовывали ужеупоминавшееся «Предместье», которое при Энрике IV (1454-1475) превысило вдвоеплощадь старого испано-мусульманского города.
Следует признать, чтодвигательной силой роста города стали три его рынка, один беспошлинный и дваобычных. Их повелел организовать Энрике IV, который проявил своюблагосклонность к Мадриду еще и тем, что основал в нем несколько учреждений,например, монастырь Сан Херонимо, оставшийся под августейшим покровительством иво времена Католических Королей. «Предместье» было застроено неравномерно ибеспорядочно. Связующими элементами служили построенные в нем церкви СанМартин, Сан Хинес и Санта Крус1.
В XVI веку Мадрид изобычного города превратился в столицу. Тем самым закончился первый этап егоистории, в течение которого к первоначальным военным функциям поселениядобавились торговые. Во время правления Филиппа II Мадрид приобрел новоезначение политического характера в связи с тем, что Королевский дворобосновался в этом городе. Еще Карл V выказывал свои симпатии Мадриду.Известно, что он посещал средневековый Алькасар и решил расширить его иперестроить. Чтобы разбить около него площадь и улучшить подъездные пути,пришлось снести часть здания. Забота о внешнем облике королевского замка, фасадкоторого приобрел определенное благородство форм, хотя остальные стенысохранили свой прежний средневековый вид, породил среди богатых граждан духсвоеобразного соревнования. Именно в ту эпоху в городе стали появляться первыедворцы, причем строители заботились не только о их внешнем архитектурномоблике, но и о внутренней планировке (назовем, к примеру, здание, в которомпозже разместится монастырь Королевских Босоножек и которое обычно именуют«Каса де Сиснерос»).
К 1517-1556 годамотносится основание многих религиозных общин, способствовавших появлениюбольшого числа церковных зданий и среди них известной Часовни Епископа (Капильядель Обиспо). В то же время в Мадриде создаются первые монументальныеархитектурные сооружения. Еще одним подтверждением того, что перестройкаМадрида началась при Карле V, являются работы, проведенные у «Пуэрта деГвадалахара», ворот, которые значительно расширили для свободного проездаповозок и экипажей.
До сих пор неизвестно ниодного плана города того периода. Имеются лишь некоторые сведения о внешнемвиде Мадрида конца эпохи Карла V. Речь идет о хранящихся в Венской Национальнойбиблиотеке нескольких видах Мадрида, весьма проблематично приписываемых кистифламандского художника Антона фон ден Вингерда и относящихся приблизительно к1563-1570 годам. На них, кроме перестроенного Алькасара, более всего поражаютразмеры Мадрида, вышедшего за пределы Предместья. Некоторые административныедокументы, касающиеся, например, очистки улиц или принятых в связи с эпидемией1566 года профилактических мер, позволяют узнать о разделении Мадрида на 9больших участков и его реальном периметре, окончательно закрепленномпостановлением Кастильского Совета в 1567 году. Новые границы предполагализначительное расширение площади столицы, которая росла главным образом навосток и в меньшей степени на юг.
Определением новыхгородских границ власти пытались поставить под контроль качество застроеквнутри города и одновременно помешать возведению каких-либо сооружений за егочертой. Однако им не удалось достичь ни того, ни другого. К 1590 году Мадридразросся устрашающим образом и приблизился к тем размерам, которые он достигнетво времена Филиппа IV1.
В начале правленияФилиппа II в столице насчитывалось около 20 000 жителей, а ко дню смертимонарха население уже составляло 60 000 человек. Количество зданий в городеувеличилось с трех тысяч почти до девяти. Ради качественных изменений быласделана попытка упорядочить урбанистические дела путем создания подобиягородского совета, известного под названием «Хунты убранства и общественногоблагоустройства». Ее задача состояла в содействии тому, чтобы город Мадрид «былчистым, опрятным и нарядным, как ему подобает». Совету пришлось следить и загородской архитектурой. В связи с этим он обнародовал «Указ об убранстве»(1591), которым, в частности, запрещались постройки за дозволенными границами,а также вменялось в обязанность представление чертежей намеченных кстроительству домов для получения соответствующего разрешения.
Назначение Франсиско деМора «Старшим распорядителем работ, производимых в городе по поручению Хунты»(1592) словно предсказывало появление в будущем должности главного архитектора,отвечающего за архитектурное и урбанистическое будущее города. За всей этойактивностью следует видеть самого Филиппа II и королевского архитектора Хуанаде Эрреру, по чьей инициативе был создан план внутригородских реформ. Средипредпринятых работ можно отметить выпрямление улиц Аточа, Сеговия и Майор.Улица Сеговия станет со временем главным въездом в столицу и пройдет по однойоси с внушительным Сеговийским мостом над рекой Мансанарес. ПерепланировкаКалье Майор повлекла за собой перестройку площади Аррабал или Майор (1581), чтоявилось первым шагом к полному упорядочению столь жизненноважного длямадридской торговли городского участка.
После переездакоролевского двора в Вальядолид, строительство новых зданий в Мадриде былоприостановлено. Однако после возвращения двора в Мадрид она возобновила своюдеятельность. Филипп III особое внимание уделял Калье Майор и прилегающим к нейулицам, где было немало пустырей, годных к застройке. Архитектор Франсиско деМора писал в 1610 году: «В столице много строят, и каждый делает это, как емувздумается; поэтому одни дома получаются низкими, другие — высокими, одни изних заходят за установленную черту, другие не достигают ее, и все это приводитк великому разнобою»1. Таково свидетельство бессилияархитектурного контроля в городе, насчитывавшем к концу правления Филиппа IIIоколо 9500 построек.
Важнейшие в архитектурноми урбанистическом отношении стройки того периода связаны с окончательнымформированием центральной площади, Пласа Майор, и приведением в порядокприлегающих к ней улиц. Дома на них, согласно проекту Хуана Гомеса де Моры(1617), получили типологическое единообразие в решении фасадов с порталами ибалконами. Пласа Майор стала самым важным в Мадриде общественным центромблагодаря своим многочисленным функциям и торговле, которая велась на ней.
Градостроительнаядеятельность королей, унаследовавших трон Австрийского дома (Филипп V,Фердинанд VI, и особенно Карл III), была весьма примечательной. Представление оней дает серия планов Мадрида, первые из которых были составлены ТомасомЛопесом и Чалмандриером (1761), Эспиносой де лос Монтерос (1769), а в 1785 годувновь географом Томасом Лопесом. Урбанистическое строительство и модификациивелись столь стремительно, что каждый новый план, в известном смысле, делал ненужнымпредыдущий, так как в нем учитывались все новшества и он полнее отражалподлинный облик города. Наиболее значительные изменения внешнего вида Мадриданачинаются в 1715-1729 годы, когда Коррехидором Мадрида был дон ФрансискоАнтонио Сальседо и Агирре, маркиз дель Вадильо, который умело использовалблестящий талант великого испанского архитектора Педро де Рибера. В эти годы вюжной части города на реке Мансанарес был возведен Толедский мост, ставшийодним из самых достопримечательных въездов в Мадрид. По проекту того же Риберызакончилась прокладка бульвара «Ла Флорида», более известного под названием Вирхендель Пуэрто. Он соединил Сеговийский мост с дорогой на Эль Пардо и с воротамиСан Висенте, одним из въездов в Мадрид. В черте города появились новые монументальныефонтаны такие, как фонтан Славы; крупные сооружения, как, например, казармыКонде Дуке или здание Богадельни. Это был один из самых счастливых исозидательных периодов городской истории. К сожалению, следы сделанного в тупору почти исчезли, остались лишь архитектурные крохи в виде «памятниковстарины».
Во время правленияФилиппа V (1701-1746) происходит непредвиденное событие- пожар Алькасара.Стихийное бедствие в немалой степени отразилось на архитектурном облике города.Архитектор Филиппо Хуварра предложил выбрать для возведения нового КоролевскогоДворца «холмы Святого Бернардо». Однако после пожара королевской семье невольнопришлось переехать в Буэн Ретиро. Здание дворца не стали существеннопеределывать, зато дворцовые сады получили другое оформление с учетомфранцузских образцов. В черте города появились новые здания. Был построенмонастырь Королевских Салезианок; у церкви Святой Барбары разбита оченьпривлекательная в своей простоте полукруглая площадь. За чертой города,недалеко от ворот Алькала была сооружена Арена для боя быков. Наконец, следуетотметить, что при Фердинанде VI окончательно сформировалась КоролевскаяАкадемия Изящных Искусств Сан Фернандо. Будучи носительницей новых веяний, онаоказала заметное влияние на развитие идей и художественных вкусов просвещеннойЕвропы1.
В планах Эспиносы иТомаса Лопеса, составленных с учетом основных положений «Общей планировкиМадрида», изображен зеленый пояс города. В него входит и Буэн Ретиро. Внепосредственной близости от парка изображены монументальные ворота Алькала,творение архитектора Сабатини. Он же построил ворота Сан Висенте,спроектированные Риберой. Ворота Алькала, Сан Висенте и Аточа стали тремя параднымивъездами в Мадрид. Толедские ворота не имели такой архитектурной законченности,хотя подъезды к ним по своей красоте могли затмить и даже превзойти остальныевъездные пути в столицу. Среди знати заметно усиливается дух соперничества,также способствующий улучшению внешнего вида города. Строились новые дворцы, вбольшинстве случаев окруженные садами, которые по образцу Буэн Ретироогораживались решетками, а не каменными стенами. От этого прилегающие улицыстановились привлекательнее.
В начале XIX века столицебыло суждено пережить тяжелые времена. Кажется парадоксальным, но оченькороткое правление Жозефа Бонапарта (1808-1813) сыграло заметную роль вградостроительстве Мадрида. Он осуществил то, что Карл III не успел, а Карл IVне захотел сделать: начать внутригородскую перестройку. Она не велась по общемуплану, а проводилась частично, затрагивая лишь некоторые зоны. В них появлялисьнебольшие площади, за что Бонапарта двусмысленно окрестили «площадным королем».
Необходимые земельныеучастки экспроприировались и создавались путем сноса домов. Такая политиказатрагивала интересы церквей, монастырей и частных лиц. Первыми исчезли церквиСан Мартин, Сан Ильдефонсо, Сан Мигель и Сантьяго, затем были снесены монастыриСвятой Каталины и Святой Анны. Значительное число домов было снесено в зоне,где ныне находится Пласа де Ориенте. После того, как исчезли церковь Сан Хуан,монастырь Сан Хиль, некоторые частные дома, площадка для игры в пелоту,Королевская библиотека, сад ла Приора, улицы Парра, Буэй, Тесоро, Карнеро идр., план Мадрида, составленный Томасом Лопесом, перестал соответствоватьдействительности.
В XIX-XX вв. проводиласьреконструкция города, в ходе которой были утрачены многие средневековыесооружения, а на смену классицизму в архитектуре пришёл модерн. В этом стилепостроен Собор Нуэстра Сеньора де ла Альмудента. В 1929 г. был принят генеральный план реконструкции столицы, который был переделан в 1950 г. По этому плану город преобразовывался и расстраивался, в основном на север, восток исеверо-восток. Это послужило появлению городов-спутников, таких как Эскориал иЭль-Прадо1.
Мадрид не стоит на месте,а облик его меняется так, что буквально пятилетнее отсутствие заставляет насвозвращаться в совершенно новый город.

Глава 2. Памятникиархитектуры Мадрида
 
2.1 Королевский дворец.Эскориал
Старый Мадрид и егоосновные памятники связаны с эпохой правления австрийского королевского домаГабсбургов — в XVI веке появились архитектурные ансамбли «австрийского Мадрида»— королевские монастыри, церкви и дворцы. Центр старого Мадрида — Пласа Майор иПуэрта-дель-Соль — появились в XVII веке. Главная достопримечательность СтарогоМадрида — Королевский дворец (Palacio Real), выстроенный в XVIII веке поприказу Филиппа V Бурбона на месте сгоревшего в 1734 году дворца Габсбургов.Дворец по праву считается одним из самых красивых в Европе. Королевская семьяпокинула дворец в1931 году после отречения Альфонса XIII. Резиденциясовременного короля Испании Хуана Карлоса — дворец Сарсуэла, который былпостроен в XVIII веке как охотничий домик. Но несколько раз в год корольсобирает в банкетном зале Королевского дворца, в обычное время используемогокак музей, государственных и общественных деятелей, писателей, ученых,художников, музыкантов. Парадный вход в Королевский дворец украшен статуейКарла III работой Сабатини, стоящей у подножия мраморной лестницы. Потолоквхода расписан итальянским художником Джакинто. Важнейшие достопримечательностиКоролевского дворца — фарфоровая комната, обеденный зал с великолепнымишпалерами на станах и росписью потолка, парадный вход с мраморной лестницейработы Саббатини и статуей Карла III в римских доспехах, комната Гаспарини встиле рококо и тронный зал с двумя точными копиями тронных кресел Карла V.
Во дворце размещаетсянесколько музеев — Музей живописи и декоративного искусства, Королевскаябиблиотека, Нумизматический музей. Интерес представляет и аптека Королевскогодворца, в которой выставлена фаянсовая посуда для снадобий. Перед главнымвходом во дворец находится площадь Пласа-де-ла-Армерия (Plaza de la Armeria) с Королевской оружейной палатой, в которой хранятся коллекции оружия и доспехов1.
Трудно представить нечтоболее не соответствующее реальной жизни, чем помпезный стиль правления ФилиппаII. У многих, кто жил в одно время с этим королем, складывалось впечатление,что «на яркое платье Испании надели тяжелый, холодный рыцарский панцирь». Вэпоху безудержного деспотизма и лишь внешнего могущества империи монархическаявласть была особенно крепка. Тем не менее творческие силы общества не смоглиподавить ни король, ни инквизиция, ни растущая нищета. В отличие от политикииспанская культура во второй половине XVI века стремительно развивалась иобретала своеобразие, доказательством чему является великолепныйархитектурно-исторический ансамбль под названием Эскориал.
Конструкция основногоздания символизировала орудие пытки, ускорившее переход святого Лаврентия в мириной. Массивный четырехугольный дворец походил на перевернутую решетку, накоторой он был зажарен: четыре угловые башни означали ножки, а нескольковыступающий дом инфантов — ручку. Начавшееся в 1563 году строительство велосьоколо 20 лет под непосредственным контролем Филиппа. Обычно медлительный, здеськороль с исключительной быстротой решал текущие вопросы, лично утверждал всечертежи. Он непрестанно интересовался тем, как продвигаются дела, требовалподробных докладов, наблюдая за ходом работ со скалы, где стояло так называемоекресло короля. Назначенный им начальник стройки, монах ордена иеронимитовАнтонио де Вильякастина, к счастью, оказался хорошим организатором. Квозведению дворца привлекались рабочие из всех районов Испании; участвовали встроительстве и другие страны Европы. Из дальних уголков страны доставлялисьсосновый лес, мрамор, кованые решетки, церковная утварь, кресты, светильники,ткани, вышивки. Испанские колонисты в Америке поставляли золото, ценные породыдерева и строевой лес. Зодчие использовали мрамор всевозможных оттенков, отбелого, добытого в Филабресских горах, до темно-коричневого и красноватого, привозимогоиз Гранады. Из каменоломен Бурго де Осма поставлялся зеленый поделочный каменьяшма. В проектировании и строительных работах участвовали именитые зодчие нетолько Испании, но и Фландрии, Флоренции, Милана.
Со времен Филиппа IIЭскориал являлся воплощением христианских традиций. Он стал для испанцев тем,чем был храм Соломона для людей, почитавших Ветхий завет. Внешний вид замкасчитался в Испании смелым новаторством. Современники восхищались мастерствомархитектора, точно уловившего дух своего времени, глубоко осмыслившего егоидеалы. Личность Хуана де Эрреры, талантливого зодчего, вдумчивого математика,сочетавшего в себе строгую дисциплину военного с выдержкой и бесстрастностьюпридворного, наложила заметный отпечаток на сооруженный им ансамбль. Творчествосоздателя Эскориала определило появление своеобразного стилевого направления виспанском искусстве: популярная в XVI-XVIII веках манера десорноментадо(«безорнаментальность») иначе называется по имени создателя эрререско.
Хуан де Эррера нашел удачноесоотношение между куполом собора и угловыми башнями, сильно вытянутыми вдольфасада. Необыкновенно выразительны стены пятиэтажных фасадов — гладкие,плоские, словно уходящие в бесконечность. Их лаконичный декор создаетвпечатление общего движения. Ощущению единого ритма способствуют часторасположенные окна и горизонтальные тяги, которые являются не украшением, анеобходимым элементом общей композиции. Все постройки Эскориала выдержаны ведином монументальном стиле и включены в строгую геометрическую системуансамбля. Главное здание представляет собой гигантский прямоугольник состоронами 208 и 162 м. Рассеченный основной осью с запада на восток, дворецмонотонно тянется до восточной части, где зодчий оставил выступ — ручку решетки,то есть королевские покои. Расположение зданий и внутренних дворов в каждом изотсеков подчинено основному принципу деления плана на правильные прямоугольныечасти. Завершает ансамбль купол собора Святого Лаврентия.
По углам прямоугольниканаходятся четыре башни, каждая высотой 56 м. В плане Эскориал имеет большое сходство с алькасарами, которыми так гордятся испанцы. Кроме того, специалистымогут отметить в нем черты архитектуры госпиталей с их четким симметричнымпланом в виде креста, особой системой замкнутых дворов и обходных галерей.Вместе с куполами собора все эти элементы придают сооружению структурноеединство, чем мог бы гордиться создатель Эскориала. Творение Филиппа являетсяпервым в истории испанского зодчества образцом архитектурного ансамбля. Правда,ему предшествовала Альгамбра, но та строилась в арабской традиции, то естьпредставляла собой чисто светскую постройку в виде куба, с внутренним двором вкачестве центра архитектурной композиции. В Эскориале уже при взгляде издалекавозникает тема монастыря. Основным элементом во всей объемно-пространственнойкомпозиции является собор, возвышающийся над стенами гранитного прямоугольника.Стены грандиозного сооружения, дополненные угловыми башнями, действительно имеютсходство с монастырскими укреплениями. Главный западный вход напоминает фасадцеркви и тем самым задает тон ансамблю, подчеркивая не светский, а культовыйхарактер сооружения1.
2.2 Храмоваяархитектура
В Старом Мадридесохранились многие памятники храмовой архитектуры.
Собор Санта-Мариясчитается одним из самых интересных готических сооружений Испании и знаменит вовсем мире своими витражами, которые почти без изменений уцелели с XIII-XV вв.Храм начали строить в 1255 г. на месте романской церкви, в свою очередьвозведенной на фундаментах римских терм. Главный вход в собор находится сзападной стороны; согласно христианской традиции, там помещены скульптурныеизображения Страшного суда (XIII). В центре — Бог-судия, окруженный ангелами,чуть ниже — грешники в аду и праведники в раю, играющие на музыкальныхинструментах. Фигуры на колоннах представляют библейских пророков иевангелистов. Каменной резьбой украшен также южный фасад — там изображеныпророки, апостолы, причем многие композиции скопированы с собора в Бургосе.
В храме внимание сразупривлекают витражи — их общая площадь 1800 м2; всего в храме 125 больших и 57 маленьких окон. Сюжеты витражей очень разнообразны: здесь есть ипросто орнаменты, и библейские сцены, и геральдические знаки королейАстурии-Леона. Обратите особое внимание на огромное окно-розу на западной стенесобора и на витражи в восточных апсидах, где можно разглядеть сцены из реальнойжизни Средневековья — уличных музыкантов, крестьян в поле.
В соборе открыт Музей,посещение которого позволит увидеть также внутренний двор, образованныйготическими аркадными галереями. В музее собрана прекрасная коллекциясредневековой живописи и скульптуры, иллюстрированных манускриптов и т. д.Внутри храма интерес представляют: великолепный хор, украшенный резьбой XV в.,гробница короля Ордоньо II рядом с алтарем, а в южной части — гробницынескольких леонских королей.
Напротив южного фасадасобора стоит дворец епископа, а перед ним — одна из многочисленных уличныхскульптурных композиций, которыми наполнен Леон (бронзовые мужчина и ребенокрассматривают храм). Начинающаяся за дворцом ул. Серрадорес приведет к чудомуцелевшей римской башне.
Несколько ступенек за нейведут на главную площадь старого города пл. Майор. За ней стоит церковьСан-Мартин, возведенная в XI в., но в XVII в. значительно перестроенная.Когда-то здесь находился торговый квартал, центром которого была украшеннаяцветами и очень уютная пл. Сан-Мартин. На соседней ул. Платериас стоитстарейшая в Леоне церковь Палат-дель-Рей.
Барочная церковь XVIIвека Колехьята-де-Сан-Исидро (Collegiata de San Isidro), расположенная к югу отПласа Майор по улице Калье-де-Толедо (Calle de Toledo), до 1993 года былаглавным собором Мадрида. После изгнания иезуитов из Испании интерьер церкви былобновлен архитектором Вентурой Родригесом, церковь получила новое название вчесть покровителя Мадрида святого Исидора. Два года спустя в нее перенесли мощисвятого, ранее находившиеся в Иглесия-де-Сан-Андрес (Iglesia de San Andres).Самым старым памятником храмовой архитектуры Мадрида является церковьИглесия-де-Сан-Николас (Iglesia de San Nicolas), первое упоминание о которойотносится к 1202 году. Церковь отличается кирпичной башней с подковообразнымиарками в стиле мудехар XII века. По предположениям, церковь выстроена на местестоявшей здесь когда-то мечети. Главный храм современного Мадрида — соборКатедраль-де-ла-Альмудена (Catedral de la Almudena), посвященный покровительнице города Деве Марии. Собор расположен на улице Калье-де-Байлен (Calle de Bailen)напротив Королевского дворца. Строительство собора началось в 1879 году ипродолжалось более 100 лет. Серо-белый неоготический фасад собора напоминает пооблику Королевский дворец. В крипте хранится статуя Девы Марии де ла Альмудена(XVI в.). Рядом с собором, на улице Калье Майор (Calle Mayor), при раскопкахбыли обнаружены остатки стен арабской крепости и средневекового города1.
Храм Дебод — этосооружение, которое вы, по всей вероятности, никак не ожидали встретить вМадриде. Этот египетский храм был подарен Испании Египтом за помощь,предоставленную нашим правительством для спасения храмов в Нубии. Зданиеориентировано с востока на запад и окружено водой: так же, как и в месте егопервоначального пребывания.
Посвященный культуегипетских богов Амона и Исиса, храм насчитывает 2200 лет и раньше былрасположен в Дебоде на берегах Нила. В храме имеется несколько различныхпомещений, и наиболее важное среди них — Часовня с рельефами, сохраняемая в еепервоначальном виде и являющаяся наиболее древней его частью, в которой можносозерцать сцены ритуальных актов.
Храм окружен красивейшимипейзажами, отсюда открываются прекрасные виды на Каса де Кампо, а вблизирасположен парк Парке дель Оэсте. Особенно хорош храм при наступлении ночи.
Старый Мадрид невозможнопредставить без множества монастырей, многие из которых являются уникальнымиархитектурными и культурными памятниками.
Один из немногихсохранившихся в Мадриде образцов архитектуры XVI века — монастырь ДескальсасРеалес (Monasterio de las Descalzas Reales), известный также как монастырь Св.Клары. Основан сестрой Филиппа II доньей Хуаной в 1560 году. Благодарязнатности монахинь монастырь быстро стал одним из самых богатых в Испании. Нафресках над лестницей монастыря изображен Филипп IV с семьей. Потолок заларасписан Клаудио Коэльо. В настоящее время в монастыре хранится одно из самыхбогатых в Испании собраний произведений искусства. В собрании живописи —полотна Питера Брейгеля старшего, Тициана, Сурбарана, Мурильо, Риберы. Замечательнымпамятником является августинский монастырь Конвенто–де-ла-Энкарнасьон (Conventode la Encarnacion), расположенный к северу от Пласа-де-Орьенте (Plaza deOriente), неподалеку от Королевского дворца.
Монастырь, основанный в1611 году, отличается классическим оформлением интерьера с использованиембело-голубых изразцов. В музее монастыря собраны произведения искусства XVIIвека, в том числе полотна Винченцо Кардуччо и Хосе де Риберы, скульптуры израскрашенного дерева. В реликварии монастыря хранятся мощи святых, а такжесосуд с высохшими каплями крови святого Пантелеймона.
В список наиболееинтересных культовых строений так же входят:
* готическая часовняОбиспо, часовня Сан-Исидро (лучший образец архитектуры барокко в Мадриде),
* монастырь Энкарнасьон(находится рядом с королевским дворцом и когда-то соединялся с ним переходом),
* францисканскиймонастырь Дескальсас-Реалес (основан Хуаной Австрийской, сестрой Филиппа II, вего владении находятся многие шедевры искусства, подаренные семьями монахиньдворянского происхождения),
* и наконец часовняСан-Антонио-де-ла-Флорида, расписанная великим Гойей и ставшая его мавзолеем1.
2.3 Площади Мадрида
В Старом Мадриденаходятся важнейшие площади города, средоточия современной жизни, поражающиесвоим архитектурным великолепием.
Площадь Пуэрта дель Соль(Ворота Солнца) — это одна из самых известных достопримечательностей города, атакже место встречи мадридцев. Здесь находятся два из числа наиболеехарактерных символов Мадрида: медведь и земляничное дерево, изваянные вбронзовой скульптурной группе, установленной на площади в 1967 году. Это жеизображение присутствует на гербе Мадрида, символизируя изобилие обоих этихвидов в окрестностях города. Следует отметить и другую имеющуюся здесь статую,также выполненную в бронзе и представляющую короля Карла III верхом на коне.
Это место издревлеявлялось въездом в город, хотя въездные ворота были построены уже во временаправления Карла I и по его повелению. Их установили между улицами Алькала иКаррера де Сан Херонимо.Так как ворота были ориентированы на Восток, ихукрасили изображением солнца, откуда и происходит их название.
Площадь окружена прекраснымисооружениями, хотя наиболее выдающееся из них — это грандиозное здание, котороедоминирует над всем пространством, известное как Каса де Корреос (т.е. Почтамт)и построенное в 1766-1768 гг.В настоящее время в нем расположена резиденцияПрезидента Мадридской Автономии. На фасаде этого здания, в свое время ставшегопервым почтовым отделением Мадрида, сохраняются часы, ранее находившиеся вцеркви Буен Сусесо. Это те самые часы, бой которых слушают почти все испанцы 31декабря, причем в Испании является очень популярным съедать одну виноградину скаждым раздающимся ударом, и по традиции считается, что если вы сумели съестьвсе двенадцать виноградин за то время, пока часы бьют двенадцать раз, то у васбудет весьма удачный год.
Кроме того, рядом созданием Каса де Корреос находится знак “нулевой километр”, являющийся точкойотсчета всех испанских дорог.
Название красивейшеймадридской площади Пласа дель Орьенте (Восточная площадь) происходит от ееместонахождения, так как она расположена к востоку от Мадридского Королевскогодворца. Площадь была построена по распоряжению короля Жозе Бонапарта, и в своевремя, чтобы расширить участок для самой площади и ее окружения, на этойтерритории было снесено несколько зданий.
Пласа дель Ориентеотделена от дворца улицей Байлен, хотя в настоящее время, после осуществленнойперепланировки, эта площадь составляет единое целое с восточным фасадом дворца.Ее прекрасное расположение, рядом с дворцом и вблизи от Театро Реаль(Королевского театра) и от других монументальных зданий, а также отсутствиедорожного движения делают эту площадь весьма приятным местом для прогулок и длянаслаждения чувств.
Король Фердинанд VIприказал создать статуи всех испанских королей и украсить ими карниз дворца, ноэти скульптуры так никогда и не были установлены на предназначенном для нихместе, а были поставлены в различных местах в городе, в том числе и на этойвеликолепной площади.
Мадридская площадь ПласаМайор расположена в самом центре города, в той его части, которую принятоназывать австрийским Мадридом, очень близко от площадей Пуэрта дель Соль иПласа де Ла Вилья.
Пласа Майор былапостроена в 1617-1619 гг. на месте существовавшей ранее площади Пласа дельАррабаль и, начиная с XVII века, всегда была ни с чем не сравнимой сценой дляобщественных мероприятий всех видов: праздников, зрелищ с участием быков илиторжественных приемов.
Эта площадь окруженагалереями и со всех сторон закрыта четырехэтажными зданиями с многочисленнымибалконами. Это величественные и прекрасные сооружения, такие, например, какКаса де Ла Панадерия или Каса де Ла Карнисерия. В крытых галереях с гранитнымиколоннами располагается довольно большое число баров и ресторанов, а такжефилателистических, нумизматических и сувенирных магазинов. Попасть на площадьможно через одну из девяти подворотен, самая важная из которых известна какАрко де Кучильерос1.
Пласа де ТоросМонументаль де Лас Вентас, вместимостью почти 25000 зрителей, является самойбольшой ареной для боя быков в Испании и одной из самых значительных в мире.Она построена в новомавританском стиле, открытая кирпичная кладка украшенакерамической изразцовой плиткой. Среди мотивов, использованных в орнаментах,выделяются гербы всех испанских провинций.
Несмотря на то, чтопервая коррида состоялась на арене Пласа де Лас Вентас 17 июня 1931 года,официальное ее открытие было проведено только 21 октября 1934 года, а первыйнастоящий сезон прошел в следующем году.
Сезон быков начинается вмарте и заканчивается в октябре, а проводятся празднества по воскресным ипраздничным дням. Особо следует отметить проведение Ферьи де Сан Исидро,носящей имя святого покровителя Мадрида и длящейся с середины мая до серединыиюня.В это время корриды проходят ежедневно.
С 1951 года в помещенияхарены расположился Музей корриды, в котором выставлена довольно полнаяколлекция предметов и принадлежностей, связанных с тавромахией, т.е. искусствомбоя быков, а также с историей самой арены.
Проспект Кастельяна являетсясамой оживленной магистралью Мадрида. Его предшественником по названию былручей на дне оврага, в 1830-х годах спрятанный в коллектор, а затем засыпанныйземлей. На спланированной поверхности вместо ненужного источника появилисьбульвары Делисиас де ла Принссса (Наслаждение принцессы), Прадо и Реколетос, откоторых практически через всю столицу протянулась Кастельяна.
На самой шумной улицегорода причудливо смешались эпохи, художественные стили и традиции. Впрочем,некоторые мадридцы называют бывший овраг самым красивым проспектом в мире, адругие готовы спорить о вкусах, доказывая, что больше нигде не найти стольнеумело смешанной архитектуры. В плане Кастельяна повторяет зигзаги ручья, поруслу которого пролегла более полутора веков назад. Так же капризны иархитектурные стили ее зданий. По слухам, один американец, увидеввеличественный офис страховой компании «Юнион и Феникс», принял его запохоронное бюро. Двумя домами на площади Христофора Колумба, где ему установленпамятник, некогда владел хозяин концерна «Румаса». Поднятые на пьедестал,издали эти странные сооружения напоминают гигантские столбы, зачем-топоставленные перед глазами великого мореплавателя.
Башни строились поновейшей для Испании технике — сверху вниз. Вначале на одной из них красоваласьнеоновая реклама в виде шестиугольной ячейки с пчелой внутри, видимо,олицетворявшей трудолюбие сотрудников концерна. Через несколько лет послешумного открытия компания перестала существовать, а ее директор оказался зарешеткой за крупные финансовые махинации. Тогда же оба здания лишилисьнеуместной символики, и теперь возвышаются на проспекте, словно памятникловкому дельцу. В отличие от монументальных сооружений в духе послевоенногопатриотизма, архитектурные образцы 1960-х считаются слабыми копиями заокеанскихнебоскребов. Буквально захватив проспект, финансовые корпорации застроили егоразностильными высотками, в лучшем случае заслонившими старинные особняки.Изредка такие постройки появлялись вместо исторических памятников, которые неудалось отстоять городским властям. Споры о том, насколько хороша композиция изнепохожих зданий, продолжаются много лет, однако некоторые из небоскребов нетак плохи, как считают строгие эксперты. Гармонично вписался в панораму улицыбанк «Бильбао» — 28-этажное красноватое здание, собранное из металлическихконструкций. Модернистская «Банкинтера» удивляет скромным обликом и дажеотодвинута от основной линии улицы. Этот прием позволил архитектору сохранитьстаринные дома и подогнать вид своего творения под окрестный ландшафт. Эффектнои достаточно художественно смотрится башня «Европа», выстроенная по проектуиспанца Мигеля де Ориоля-э-Ибарры. На ее главном фасаде располагаются огромныечасы, прозванные Могилой вампира из-за характерной вытянутой формы. В прошломвеке жители Мадрида довольно часто узнавали и с негодованием отвергали проектыперестройки исторического центра. Одну из идей выдвинул Мигель деОриоль-э-Ибарра, выразивший намерение превратить Кастельяну в напряженнуюавтомобильную магистраль. Молодой архитектор предложил «оставить машины внизу,а людей переправить наверх, дабы мадридцы не чувствовали себя пленникамитехнического прогресса».
К счастью, ни однастаринная улица Мадрида не испытала глобального переустройства, хотя смелыепроекты изредка находили заказчика. Именно так получилось на Кастельяне, гдевсе же возникло «чудо прогресса», как называют комплекс АСКА местные жители1.
Продолжением площадиИспании служит улица Принцесса, где высотные здания корпораций не вполнеуместно соседствуют с дворцом Лирия. Жемчужина испанской архитектуры более трехстолетий принадлежит герцогам Альба.
Родоначальником этогопрославленного рода считается граф Гарсиа Альварес де Толедо, в 1472 годуполучивший титул герцога в знак заслуг перед короной. Дворец Лирия был построенв конце XVIII века по заказу Якобо Стюарта Фитц-Джеймса, женатого на сестрегерцога Альба. Строительство дома, спланированного и начатого французским архитектором,закончили итальянцы. Внешне похожий на королевские резиденции, он отличаетсятакими своеобразными деталями, как решетки с пиками и озлобленные лицасфинксов.
Герцоги Альба владеютЛирией до сих пор, однако присутствие хозяев не помешало властям объявитьдворец музеем, причем специалисты признают его самым богатым собранием,особенно в отношении живописи и рукописных документов. Современная Лирияпринадлежит восемнадцатой герцогине Альба.
В самом центре МадридаБурбонов на Пласа-де-ла-Леальтад (Plaza de la Lealtad) находится отель «Ритц» (Hotel Ritz) — один из самых роскошных в Испании.
Каждая из комнат отеля,строительство которого началось в 1906 году, декорирована в особом стиле;украшающие их ковры ручной работы сотканы на Королевской ковровой фабрике. Однаиз самых главных и больших площадей Мадрида — Пласа-де-Колон (Plaza de Colon),названная так по имени Христофора Колумба (Колумб, по-испански, — Colon).Площадь окружена высотными зданиями, выстроенными в 1970-х гг. на местеособняков XIX века. На площади расположены два монумента Колумбу — изящныйнеоготический постамент 1885 года и более современный памятник, состоящий изчетырех бетонных блоков с цитатами из источников, освещающих открытие Америки.Под площадью расположен комплекс Культурного центра, открытого в 1975 году1.
2.4 Памятники
Фонтан Сибелес был частьюпроекта строительства мадридского Салона дель Прадо, согласно которому дляжителей столицы должно было быть создано такое место, где они могли бынепринужденно прогуливаться среди садов и фонтанов. Для осуществления этогопроекта было выбрано пространство, занимаемое лугами Прадос де Сан Херонимо иАточа, в свое время также называвшееся лугом Прадо Вьехо. На этом пространстведолжны были расположиться в том числе и три роскошных фонтана, один из них — Сибелес. Другие два фонтана, завершающие этот великолепный ансамбль, — этофонтан Нептуна и фонтан Аполлона.
Фонтан Сибелес,установленный на одной из красивейших площадей мира — являющейся таковой нетолько благодаря этому монументу, но и благодаря своему блестящему окружению — был спроектирован Вентурой Родригесом в 1777 году, во времена правления КарлаIII. В фонтане представлено изображение богини плодородия земли Кибеллы (виспанском варианте – Сибелес), едущей на колеснице с двумя львами, в которых,согласно мифу, богиня Афродита превратила Гиппомена и Аталанту, заставив их вкачестве наказания вечно везти эту колесницу.
Фигуры богини и двухльвов были высечены из белого мрамора с прожилками, добытого в поселкеМонтескларос, а все остальное — из камня, добытого в местечке Редуэнья, в горахна севере Мадрида. Первоначально, в 1782 году, они были установлены на бульвареПасео де Реколетос, рядом с дворцом Паласьо де Буэнависта, а в конце XIX векапереместились на свое нынешнее место.
Сегодня этот фонтанобрамляют грандиозные здания, придающие ему еще больше величественности: дворцыПаласио де Буэнависта, Паласио де Линарес, известный как Каса де Америка,Паласио де Комуникасьонес, или Почтамт, и Банк Испании. Нельзя также неотметить, что отсюда открываются одни из самых красивых видов города: на воротаПуэрта де Алькала, бульвар Пасео дель Прадо и улицу Калье Алькала1.
Ворота Пуэрта де Алькала,являющиеся одним из важнейших символов Мадрида, обязаны своим названием дороге,которая в прежние времена вела в Алькала де Энарес. Первоначальные воротаприказано было построить для встречи доньи Маргариты Австрийской, супругиФилиппа III. Спустя годы Карл III пожелал увеличить их и осуществил новоестроительство, в том виде, в котором они и стоят сегодня.
Ворота состоят изпролетов: трех полукруглых и двух прямоугольных. Над центральной их частьюустановлена мемориальная доска, на которой запечатлены год строительства, атакже имя короля, Карла III. Все это увенчано гербом, который поддерживаютСлава и Гений. В свое время в каждой из арок были решетки, закрывавшиеся снаступлением сумерек.
Благодаря своемучудесному местоположению, рядом с парком Парке дель Буэн Ретиро, а такжеблагодаря сообщению с наиболее важными улицами столицы, этот монумент являетсяодним из красивейших в Мадридской Автономии1.

Заключение
Мадрид является сердцемИспании не только из-за административной роли (столица государства), но и почисто географическим признакам, ведь он находится в самом центре Пиренейскогополуострова. Мадрид по праву считается одним из самых красивых городов этогогосударства. Он имеет более чем тысячелетнюю историю, волнующее прошлое идинамичное настоящее.
Поселение находилосьздесь еще в X веке, а первое упоминание относится к 932 г., когда тут стояла мавританская крепость Маджирит. Спустя столетие за это поселение веласьожесточенная борьба испанцев с арабами, в которой победили первые. В XV в.Мадрид стал городом, вокруг которого происходил процесс централизации власти. Ав 1561 г., во время правления Фердинанда II, он стал столицей государства.
Старый Мадрид и егоосновные памятники связаны с эпохой правления австрийского королевского домаГабсбургов — в XVI веке появились архитектурные ансамбли «австрийского Мадрида»— королевские монастыри, церкви и дворцы. Центр старого Мадрида — Пласа Майор иПуэрта-дель-Соль — появились в XVII веке. Главная достопримечательность СтарогоМадрида — Королевский дворец (Palacio Real), выстроенный в XVIII веке поприказу Филиппа V Бурбона на месте сгоревшего в 1734 году дворца Габсбургов.Дворец по праву считается одним из самых красивых в Европе.
В Мадриде находятсяважнейшие площади города, средоточия современной жизни, поражающие своимархитектурным великолепием.
В Мадриде сохранилисьмногие памятники храмовой архитектуры. Мадрид невозможно представить безмножества монастырей, многие из которых являются уникальными архитектурными икультурными памятниками.
Значительным архитектурнымкомплексом представляется расположенная на севере и северо-западе СтарогоМадрида улица Гран-Виа (Gran Via) — одна из наиболее оживленных в современнойиспанской столице.
Мадрид – это одна изсамых парадоксальных европейских столиц. Его уникальность заключается в том,что на первый взгляд ее как будто бы и нет вовсе. Потому что нет визуальныхассоциаций связанных со столицей Испании. мадридиспания архитектура
Париж – да, “железныймонстр”, Эйфелева башня. Лондон – Тауэрский мост. Прага – замысловатыеастрономические часы ратуши. А вот при всем уважении к неповторимостиархитектуры Мадрида, огромному количеству дворцов и музеев, собственный символгорода здесь как-то не прижился.
Теперь Мадрид — этосовременный город, в котором постоянно проживают около 5 млн. человек. Здесь насмену империалистической архитектуре приходят ультрасовременные здания,небоскрёбы с множеством офисов. Мадрид становится также центром увеселительнойжизни страны.

Список использованнойлитературы
 
1.  Андреева О.И. Мироваяхудожественная культура. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
2.  Аркин Д.Е. Образы архитектуры. — М.:Омега, 2001.
3.  Бартенев И.А. Форма и конструкция вархитектуре. – СПб.: Нева, 1998.
4.  Бартенев И.А. Очерки историиархитектурных стилей. – М.: Академия. 2003.
5.  Бирюков Н.В. История архитектуры. –М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 127-130.
6.  Бирюкова Н. Западноевропейское прикладноеискусство XV-XVIII вв. – СПб.: Нева, 1992. – С. 151-154.
7.  Бунин А.В. Архитектура городскихансамблей. Ренессанс. — М.: Олма-Пресс, 1995. – С. 91-95.
8.  Бунин А.В. Архитектурная композициягородов. — М.: Эксмо, 2000.
9.  Врунов Н.И. Альбом архитектурныхстилей. — М.: Проспект, 2001.
10. Всеобщая историяархитектуры: в 12-ти т. Т. 5 / под ред. Н.В. Баранова. — М.: Новая эра, 1998. –С. 204-211.
11. ГнедичП.П. Всемирная история искусств. – М.: ИНФРА-М, 1996.
12. Горелов А.А.Культурология. – М.: Юнити, 2002. – С. 172-187.
13. Дмитриева Н.А.Краткая история искусств. – М.: ЮНИТИ, 1993.
14. Емохонова Л.Г.Мировая художественная культура. – М.: Академия, 2003.
15. История мировойкультуры: наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций/ под ред. С.Д. Серебряного. – М.: РГГУ, 1998.
16. Культурология /под ред. Ю.Н. Солонина. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 119-122.
17. Хрестоматия поистории мировой культуры / под ред. Г.В. Гриненко. — М.: Академия, 1998. – С.71-86.

Приложение 1
/>
Эскориал
 
/>
Храм Дебод

Приложение 2
/>
Пласа де Орьенте
 
/> 

Пуэрта дель Соль