Художественная школа № 17. 4-4 группа РЕФЕРАТ. ДИСЦИПЛИНА: История искуств. ТЕМА: Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. ИСПОЛНИТЕЛЬ: Матвеева А. А. Санкт-Петербург 2000г.
За свою недолгую жизнь Санкт-Петербург вырос во много-много раз. Сейчас он гигант! А сердцем его является старинная часть, где улицам, домам и площадям по 100, 200 и более лет. И все эти архитектурные памятники хранят память об эпо хе, когда родились; о событиях, свидетелями которых были; о людях, которые их строили и в них жили…
В своей работе я расскажу о многих изумительных архитектурных ансамблях нашего города.
Недалеко от того места, где Нева разделяется на два рукава – Большую и Малую Неву, находится небольшой островок, на котором 16 (27) мая 1703 года была заложена крепость, названная Санкт-Петербургом.
Раньше здесь было болотистое место. Русские солдаты, обстрелянные в боях Северной войны с армией шведского короля, в 1703 году вышли на берега Невы близ Финского залива. Надо было создать в этих пустынных местах мощные укрепления. Ценой жизни и здоровья тысяч солдат и “работных людей” крепость строилась с “большим поспешением”. В центре крепости стояла деревянная, крестообразная церковь. Церковь осветили во имя апостолов Петра и Павла. Рядом с церковью размещался Сенат, цейхгауз.
В стенах крепости размещалась и Главная аптека – лучшая в стране по ассортименту медикаментов.
На площади южнее церкви стояло здание Гауптвахты. В мае 1706 года начались работы по замене земляных (куртин) стен каменными. Это строительство продолжалось около 35 лет. В куртинах были устроены ворота: Петровские, Невские, Васильевские, Никольские и Кронверкские. Обращенная к Неве невская куртина имеет высоту 12 метров и толщину 2. 5 метра; до 4 метров доходит толщина Государева и Нарышкинского бастионов.
Именно с Нарышкинского бастиона ежедневно над городом прокатывается пушечный выстрел, сигнализируя наступление полудня.
С годами кирпичные стены крепости ветшали, её внешний облик уже не гармонировал с прекрасными зданиями, построенными на берегах Невы во второй половине 18 века. Решено было крепостные стены, обращенные к Неве, на протяжении семисот метров облицевать гранитом, и эта работа, предавшая крепости её современный облик, была завершена 1787 году. “Одетые камнем” бастионы в 1790 году были украшены висящими на каменных консолях круглыми будками для часовых. Над всей местностью, примыкающей к крепости, возвышался золотой шпиль Петропавловского собора. Собор – один из главных архитектурных и исторических достопримечательностей крепости. Его строительство началось в 1712 году по проекту и под руководством Доменико Трезини. В это время Петербург становится столицей России, сюда переезжает царский двор, иностранные послы, город украшался, и в центре крепости нельзя было далее сохранять старое, обвешавшееся здание деревянной церкви.
Строительство собора затянулось, долгое время шли работы по его внутреннему убранству, они окончились лишь к лету 1733 года.
Шпиль колокольни Петропавловского собора, высоко поднятый над Невой, Призван был символизировать выход России к просторам Балтийского моря. Вместе с тем он играл важную роль в украшении и обогащении силуэта города.
Так как шпиль не имел громоотвода, то от ударов молнии в колокольню, часто возникали пожары. Одним из таких пожаров, в 1756 году были сожжены шпиль и привезённые из Голландии часы “с курантами в 35 колоколов”. Во время этого пожара сгорела также колокольня, и было серьёзно повреждено внутреннее убранство собора. К тому же в 1777 году бурей была сломана фигура ангела, неподвижно закреплённая на шпиле. По рисунку зодчего А. Ринальди было изготовлено и установлено новое изображение ангела, несколько меньше поврежденного (высота ангела – 3. 2 метра, размах крыльев – 3. 8 метра, высота креста – 6. 4 метра). Фигура ангела свободно вращается, подобно флюгеру. На шпиле в 1778 году был установлен громоотвод.
Спустя несколько десятилетий – в 1830 году – ангел с крестом на шпиле накренился и угрожал падением. Помочь делу вызвался работавший тогда в Петербурге ярославский кровельщик Петр Телушкин. Он предложил исправить повреждения без сооружения лесов и просил оплатить лишь расходы на материалы, нужные ему для работы. Телушкин обладал необычайной отвагой и силой. При помощи простой веревки он взобрался на вершину шпиля и за несколько дней отремонтировал флюгер. Подвиг Телушкина вошёл в историю отечественной техники как выдающийся образец русской смекалки и отваги.
В 1850-х годах был сооружён новый стальной каркас шпиля, после чего высота собора достигла 121. 8 метра – это и поныне (если не считать телевизионной башни) самое высокое сооружение в Петербурге.
В торжественных и, в известной степени, светских тонах решено внутреннее убранство собора. В нем много света и воздуха; пилоны, пилястры и другие архитектурные детали, раскрашенные под мрамор; красочно расписаны своды, позолочены многие детали художественной лепки. Убранство собора завершают хрустальные люстры, отделанные бронзой и цветным стеклом. Привлекает внимание резной дубовый позолоченный иконостас, напоминающий собой триумфальную трёхпролётную арку. Это выдающееся художественное произведение создано в 1722 1726 годах по проекту зодчего Ивана Зарудного талантливыми мастерами – Иваном Телегой и Трифоном Ивановым.
В соборе похоронены русские императоры от Петра I до Александра III. Места могил отличались вделанными в пол мраморными плитами. В 1865 году решено было заменить плиты надгробиями. Из них примечательны надгробия, воздвигнутые у северной стены собора над могилами Александра II и его жены. Оба саркофага изваяны из цельных монолитов: первый из алтайской яшмы, а второй из уральского орлеца. Эта работа выполнялась замечательными мастерами Петергофской гранильной фабрики.
Справа от южного входа в собор установлено надгробие над местом захоронения Петра I.
Важной исторической и архитектурной достопримечательностью крепости являются Петровские ворота. Они служили главным входом в крепость со стороны Троицкой площади-центра города.
Ворота первоначально (1707-1708 годах) были сооружены из дерева по проекту Доменико Трезини. Название Петровских они получили после перестройки их в камне в 1717 – 1718 годах.
Из прежнего декоративного убранства ворот сохранилось большинство скульптур: вырезанные из дерева Николаем Пино барельефы, изображающие бога Саваофа в облаках (в центре) и воинские доспехи (по бокам). Под центральным барельефом укреплён выполненный около 1708 года также деревянный барельеф Конрада Оснера “Низвержение Симона – волхва”. Сюжет этот должен был навеять зрителям мысль о всемогуществе Петра I – тёзки апостола, о неизбежной победе его над зазнавшимся шведским королём Карлом XII.
Вскоре после сооружения каменных Петровских ворот было решено принять дополнительные меры по усилению крепости, и в 1731 году началось строительство равелина – предкрепостного укрепления для защиты ворот. Этот равелин был назван Иоанновским, в честь брата Петра I и отца царствовавшей тогда Анны Иоанновны. Такое же название получили построенные в 1740 году сравнительно скромные по своей архитектуре ворота в стене равелина.
У западного входа в Петропавловский собор возвышается изящный, украшенный колоннами и декоративной скульптурой павильон, в котором долгое время хранилась одна из исторических реликвий ботик Петра I. На этом ботике Петр в юности плавал по московской реке Яузе, на широком Переяславском озере. В 1761 году по проекту А. Ф. Виста ученика великого зодчего В. Растрелли – было возведено здание Ботного домика, дошедшего до наших дней. В настоящее время ботик находится в Центральном Военно-Морском музее.
Рядом с этим павильоном находится здание прекрасных пропорций украшенное фронтоном, арками главного входа и круглыми башнями на углах главного фасада. Это – Монетный двор, возникновение которого принято относить к 1724 году. Здесь чеканились медные, серебряные и золотые монеты. Назначение его сохранилось и по сей день.
К числу лучших архитектурных сооружений крепости принадлежат воздвигнутые из серого гранита, классически чёткие по форме и декорированные четырёхколонным портиком и фронтоном Невские ворота с Комендантской пристанью. Этот парадный выход из крепости на Неву нынешний свой вид приобрёл в 1787 году, после перестройки по проекту Н. А. Львова.
Гранитный трёхпролетный мост соединяет Невские ворота с далеко отстоящей от берега площадкой Комендантской пристани. Эта пристань получила своё название в 1860-х годах, когда у её причалов стоял дежурный катер коменданта крепости. Невские ворота служили не только декоративным целям. Через них на гранитную Комендантскую пристань ночью выводили из казематов узников для отправки на судах в Шлиссельбургскую крепость или на Лисий Нос, где приводились в исполнение смертные приговоры над узниками крепости.
От Невских ворот узкая тропа проходит под стенами крепости. Грани бастионов изрезаны амбразурами. В давние времена эти бойницы были ощерены жерлами пушек. За ними в массивах крепостных стен были казематы – помещение для защитников крепости.
Во многих крепостях такие помещения служили местом заточения, и термин “каземат” в обиходе утратил своё первоначальное значение, став синонимом мрачной тюремной одиночки.
Крепости не суждено было сыграть активную роль оборонительного сооружения города. Но уже с конца XVIII века она стала политической тюрьмой для противников самодержавия.
На берегу Невы в центре города возвышается сказочно красивое, причудливо украшенное здание Зимний дворец. Известно, что Зимний перестраивался неоднократно, первый из них, так называемый Зимний дом – построил в 1711 году архитектор Д. Трезини. Расположенный у Невы дворец выходил главным фасадом на Зимнюю канавку. Второе, более крупное здание “для зимнего пребывания” было соо
ружено примерно в 1720 году чуть ближе к Неве по проекту И. Маттарнови. Это зда
ние с пышным портиком, стоявшее на месте нынешнего Эрмитажного театра, выходи ло главным фасадом на набережную Невы.
Работы по переделке старых особняков и созданию третьего Зимнего дворца на чались весной 1732 года. Строительство шло быстро, уже осенью в некоторых помещениях золотились двери и карнизы. Однако отделка дворца продолжалась до 1737 года. Во дворце было около 70 парадных залов, среди них Тронная, Красная, Жёлтая, Шахматная палаты, аудиенц-камеры, галерея для торжественных церемоний и театр. Внутреннее убранство было насыщенно деревянной резьбой, позолотой, деко
ративными тканями и живописью. Особенно выделялся своей художественной отдел кой Большой зал с резным троном, стоявшим в великолепно декорированной нише. Стены зала членились на два яруса. В простенках располагались ионические пилястры. Потолок был украшен живописным плафоном работы Людвига Каравака и московских иконописцев. В центре висела на цепях большая люстра. Сооружением Зимнего дворца в начале 1730-х годов по существу началась блестящая деятельность Бартоломео Растрелли как придворного архитектора. Растрел ли работал и развивал русскую архитектуру в стиле барокко. В 1746 году по проекту Растрелли для расширения апартаментов императрицы был построен новый флигель, соединённый с дворцом. Перестройки и достройки, время от времени производившие
ся по прихоти императрицы, были случайны и всё больше осложняли и запутывали планировку дворца. В 1754 году было решено построить новый каменный Зимний дворец, а перед дворцом создать большую круглую площадь, обрамлённую колоннадой с конным монументом Петра1 в центре. Все бы это составляло единый архитектурный ансамбль, но, к сожалению, этот замысел не был осуществлён. В середине ХV111 века на территории ликвидированных смоляных складов по единому замыслу возник замкнутый ансамбль Вознесенского (Смольного) монастыря. Это выдающееся произведение архитектуры развитого русского борокко более известно под названием Смольный монастырь. Вскоре после основания с севера кнему примкнули корпуса Александровского института в стиле , переходном от борокко к классицизму, а затем с юга – строго выдержанное в формах классицизма здание Смольного института. Главные фасады всех трех сооружений обращены к долго не оформлявшимся площадям. С водных просторов здание фасады этих сооружений скрыты деревьями старых садов, подходяших к самому берегу, но высотные элементы центрального ансамбля активно учавствуют в формировании невских панорам. Благо
даря удачному месту расположения, они обозреваются с очень больших расстояний, даже из центра города.
Ниже, по течению Невы, вблизи её левого берега расположен Таврический дворец главный элемент ансамбля крупной усадьбы – один из первых в России двор цов строгого классицизма. Своим северным фасадом он был раскрыт к реке, от кото рой к нему подходил канал.
Здесь можно сделать отступление и рассказать немного о Петербурском класси цизме. Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной “государственной” культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам.
Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И. Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными. мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.
В таблице перечислены великолепные мастера и прекрасные архитектурные сооружения. Архитектор Его деятельность Антонио Ринальди
1710-1794 Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П. С. Жан-Батист Валлен-Деламот
1729-1800 Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 – костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48. Ю. М. Фельтен
1730-1801 Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного. В. И. Баженов
1737-1799 Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I А. В. Квасов
1718-1772 Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади. И. Е. Старов
1745-1808 Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца Н. А. Львов
1751-1803 Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г. Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке) Джакомо Кваренги
1744-1817 Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. , Триумфальные Нарвские ворота и др.
С усадьбой Таврического дворца связан ансамбль бывших казарм Преображенского полка. Его центральное здание, в котором ранее находился полковой госпиталь, замыкает ось Потёмкинской улицы. Оно так же, как памятники архитектуры – здание Кавалергардских казарм и Таврический дворец, должно вновь раскрыться с Невы после сноса нескольких построек у набережной.
В панорамах Невы там, где река имеет наибольшую ширину, очень хорошо просматриваются издалека стрелка Васильевского острова и мыс Выборской стороны. В районе этого мыса архитектором П. М. Еропкиным у основания проектируемого трезубца проспектов была задумана интересная полукруглая площадь, как бы расчи
танная на создание первого в городе крупного открытого ансамбля. Но условия для осуществления этого архитектурного замысла не появились, и на берегу Невы на оси так и не созданой площади некоторое время стояла недостроенная госпитальная церковь.
Каменное строительство на Выборской стороне и на Городском острове долго не производилось . Зато берег большой Невы на Васильевском острове до Масляного буяна ещё на первом этапе развития города был плотно застроен жилыми домами и не
сколькими крупными зданиями учебных заведений. В общем спокойном и очень живо писном фронте их фасадов проявилась ансамблевость. Понорамы этого берега набе
режные Университетская и Николаевская (Лейтенанта Шмидта ) – мало изменились к нашему времени, хотя их живописность усилилась зеленью.
Набережные Фонтанки, Мойки и каналов в основном застроены жилыми дома ми и частично дворцами, которые вместе со стенками набережных, мостами и их ре
шетками ограждений создали гармоничные архитектурные панорамы. Набережные южного участка Крюкова канала вместе с Никольской площадью ценный архитектурный ансамбль ХV111 века. Его составляют Никольский Морской собор с отдельно стоящей у набережной великолепной колокольней и невысокие зда
ния по углам площади, омываемой с двух сторон протоками с красивыми старыми мостами. Целостность ансамбля частично была нарушина в начале XX века высоким мрачным домом, сооруженным на углу Крюкова канала и Екатерингофского проспек та, и позднее – перестройкой домов на углах Садовой улицы и Екатерининского кана
ла. С целью сохранения окружения ансамбля был восстановлен в первоначальном виде небольшой дом в Никольском переулке.
Раскинувшаяся между двумя каналами большая Театральная площадь, как бы предназначалась для формирования городского ансамбля, даже получив два крупных здания театров, не была сформирована как архитектурный ансамбль. В городе сущест
вует несколько таких площадей. Один из первых открытых городских ансамблей не
большая Семёновская площадь на берегах Фонтанки у Семёновского моста. В конце ХV111 века, когда на месте деревянного дворца Елизаветы Петровны был возведён Михайловский замок, начал подвергаться перепланировке и весь обшир ный район царских садов. Михайловский замок вместе с двумя павильонами кордегар
дий и плацпарадной площадью Коннетабля, где в 1800 году был установлен памятник Петру 1, созданый скульптором К. Б. Растрелли раньше, представлял собой величест
венный и своеобразный ансамбль, изолированный от города каналами и парками. Да лее перед замком стали сажать деревья и разбивать парк.
В Х1Х веке сформировалась интересная система улиц и площадей центра Пе тербурга, позднее всё же потребовавшая некоторой реконструкции в связи с возведе
нием правительственных и общественных зданий. Расширение границ города тогда умышленно ограничивалось, а жилая застройка сильно уплотнялась. Новый градостроительный заказ выполнялся с необычным художественным размахом. Его успех определился широким распространением ансамблевого принципа застройки и, как следствие, – проявлением с начала Х1Х века крупных ансамблей ново го типа. Разнообразные по своим архитектурно-планировочным решениям ансамбли классицизма тогда охватывали площади вместе с их окружением. Они принадлежали городу и их тип можно назвать открытым или городским.
В начале Х1Х века внимание градостроителей привлекла хаотично и неплотно застроенная стрелка Васильевского острова. В 1805 году началось создание её архите
турного ансамбля, и к началу Отечественной войны 1812 года были закончены её цент
ральные элементы – Биржа с Ростральными колоннами, Новобирживой гостиный двор и гранитные набережные. Здание биржи архитектора Т. де Томон, решённое как окру жённый колоннадами древнегреческий храм, было поставлено на месте начатого строительством по проекту Д. Кваренги здание того же назначения и снесённого, по-тому, что оно не согласовывалось с планировкой окружения, предложенной архитектором А. Д. Захаровым. Художественные требования к ансамблю предъявлялись очень строгие, и градостроители со всей ответственностью подходили к проекту. Составляли несколько его вариантов; в частности, уже после разработки нового проекта здания Биржи тщательно проверялась её масштабность, и перед началом строительства автор проекта Тома де Томон уменьшил всё размеры этого здания на одну десятую.
В 1806 году на противоположном берегу Невы началась почти заново перестройка Адмиралтейства по проекту архитектора А. Д. Захарова. Перед этим К. И. Росси предлагал создать северный фасад Адмиралтейства, решая его в виде ряда арок перед стапелями. С классически строгой архитектурой этого огромного здания, получившего интересные членения своих объёмов, великолепно сочеталась пышная скульптура, что придало его фасадам величие и торжественность. Начатые здесь на стрелке Васильевского острова работы прервались на время Отечественной войны. После победы над наполеоновской армией проходил второй период строитель-ства открытых ансамблей столицы, которой, в отличие от Москвы, война не причини-ла разрушений. Работы возглавлял созданный в 19816 г. Комитет для строений и гидравлических работ в С. -Петербурге. Его членами инепосредственными авторами проектов были крупнейшие архитекторы и инженеры того времени. Работы на стрелке Васильевского острова продолжались с 1826 г. Строительст-вом пакгаузов Биржи, музейного флигеля Академии наук и здания Таможни к 1833 г. закончилось формирование двух площадей: одной – с трёх сторон омываемой водой и расположенной перед Биржей, а другой – за ней. В этот наиболее открытый из “от крытых” ансамблей включились здания Двенадцати коллегий, Кунсткамеры, главного корпуса Академии наук. Весь ансамбль при обзоре его со стороны Невы представля
ется вполне завершённым, где не только ничего нельзя изменить, но кажется, что ни чего другого здесь и не могло быть!
С 1817 года начались работы по превращению Марсова поля и всего района бывших царских садов в громадный ” открытый” ансамбль. Он раскрылся к Неве бла годаря устройству предмостной Суворовской площади. Разорваный ею северный фронт застройки Марсова поля оформили служебный корпус Мраморного дворца и ре конструированные дома Салтыкова и Бецкого. На западной стороне Марсова поля пу тём перестройки нескольких домов было создано здание казарм Павловского полка, которые вместе с другим угловым зданием – домом Адамини ( 1822-1827 гг. , архитек
тор Д. Адамини ) в основном оформило западную сторону громадной площади. Юж ная и восточная стороны Марсова поля остались обрамлёнными протоками, за кото рыми – сады. Возвышаюшаяся над зеленью башня со шпилем Михайловского замка включилась в ансамбль необходимым высотным акцентом.
В 1820-х годах по проектам К. Росси реконструируется окружение Михайловс кого замка; засыпаются Замковый и Церковный каналы, а по берегам Мойки и Фон танки устраиваются городские проезды. Летний сад остался связаным в ансамблевом отношении с замком. Ось симметрии главной аллеи и пруда этого сада служит также осью замка и Кленовой аллеи с симметрично расположенными по её сторонам зда ниями кордегардий и конюшен. Их фасады, выходившие на Караванную (Манежную) площадь, были реконструированы. Район царских садов рассекала продлённая в север
ном направлении Садовая улица. Она отделила замок от той части района, которая ста
ла Михайловским садом. В нём на берегу Мойки строится пристань с павильоном, а на южной стороне – великокняжеский Михайловский дворец (1819-1825 гг. , архитектор К. Росси ), в 1896 году отданный Русскому музею. Он обращён фасадом в парадный двор, раскрытый к тогда же созданой Михайловской площади. К югу от неё, на продо
лжении оси дворца до Невского проспекта, сквозь квартал жилых домов К. Росси про
бивает Михайловскую улицу. Таким образом изолированный район царских садов пре вратился в ансамбль, органично связанный с городским окружением и с Невским прос пектом.
В 1817 году закончалась вторая перестройка здания Адмиралтейства и началось создание ансамблей главных городских площадей. Из них центральная Адмиралтейская вытянулась вдоль главного фасада этого здания. В 1823 году громадное здание Главного штаба своими корпусами охватило всю южную часть Дворцовой площади. При его создании были использованы стены некоторых домов, формировавших площадь после её предыдущей реконструкции, произведённой за полвека до этого. Криволинейные очертания Дворцовой площади изменены на симметричные. На её оси перед аркой Главного штаба в 1834 г. поставлен памятник победы в Отечественной вой-не- великолепная Александровская колонна, величайшая в мире, со стволом, целиком вырубленным из гранитного массива. К западу от Адмиралтейства на Сенатской площади, где вздыбился ” Медный всадник”, с 1829 по 1831 г. заново строятся корпуса зданий Сената и Синода, объеди- нённые триумфальной аркой над Галерной улицей. В ансамбль Сенатской площади органично включился Конногвардейский манеж, построенный за четверть века до это-того. Портик манежа на дольшом расстоянии от Дворцовой площади замкнул её про-дольную ось.
Строительством в 1837-1843 гг. на Дворцовой площади Штаба Гвардейского корпуса и постройкой Исаакиевского собора закончилось создание всего грандиозного ансамбля, целостного, несмотря на различие стилей его зданий. Здесь общий компози-ционный центр – адмиралтейская башня.
Дворцовая, Разводная, Адмиралтейская и Сенатская площади, формировавшие ся путём неоднократной реконструкции, стали представлять собой исключительный по силе художественно – эмоционального воздействия “ансамбль ансамблей ” . Размеры планировка и ордерная архитектура зданий позволяют рассматривать его как величес
твенный форум. Вначале он не служил общению горожан, а был внутрегородским пространством, где проходили военные парады. Площади действительно стали народ
ным форумом – местом общегородских праздничных демонстраций и народных гуля ний. Ансамбль этих площадей – не только памятник архитектуры, но и исторический памятник мирового значения.
К югу от Исаакиевского собора расположена сложная по планировочной струк туре Исаакиевская площадь, в основном сформировавшаяся в середине Х1Х века. С юга её замыкает Мариинский дворец – ныне здание городского совета. Эту часть площади фланкируют два симетрично расположенных , близких по объёму и архитек туре здания бывших министерств, между которыми возвышается скульптура конного всадника ( 1859 год , скульптор П. К. Клодт. ) . Исаакиевский собор и Мариинский дво
рец расположены как бы на одной оси, которая в середине почти неуловима для взгля
да переломлена. Незаметно и то что, площадь пересекается Мойкой. Она течёт под не
обычным мостом, перекрывающим площадь во всю её ширину. В начале ХХ века здесь появились здания -гостиница “Астория ” и Германское посольство, несколько нарушающие архитектурную целостность ансамбля.
Невский – лучший и наиболее широкий проспект старой части города, органич но связан с водными протоками: он соединяет отдалённые друг от друга набережные Невы и два больших моста – Александра Невского и Дворцовый, хотя немного не до
ходит до них. Он трижды пересекает рукова Невы : Фонтанку, канал Грибоедова и Мойку. Их панорамы хоршо просматриваются с Невского проспекта. В середине Х1Х века Невский от Адмиралтейства до Фонтанки представлял собой единый законченный формированием архитектурный ансамбль.
С тех пор здесь многое изменилось. Около половины всех домов были надстро ены и перестроены. Новые высокие здания нарушили единство всего ансамбля, но внесли в облик этого делового центра модную импозантность и разнообразие. Ансамбль Казанского собора – жемчужина Невского проспекта. Своей колонна дой собор вплотную подходит к набережной Екатерининского канала и охватывает площадь, образовавшуюся на месте ранее стоявшей здесь церкви с высоким шпилем . В своих концах колоннада имеет триумфальные ворота, перед которыми установлены монументы Кутузову и Барклаю де Толли. Перед главным, западным, входом в собор находится небольшая площадь со сквером, полукругом охваченным великолепной во ронихинской решеткой. Дома, окружающие Казанский собор, были подчинены этому ансамблю, являясь его вспомогательными элементами. Некоторые из них после пере
стройки выпали из ансамбля. Сам Казанский собор был построен по проекту и под ру
ководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина в 1801-1811 годах. История Каза-нского собора представляет собой особый интерес. Его главной святыней должна была стать “чудотворная ” икона Казанской богоматери, считавшаяся покровительницей дома Романовых. Икона находилась вцеркви Рождества богородицы, построеной в 1730-х годах на Невском проспекте по проекту архитектора М. Г. Земцова. Казанский собор был задуман как главный храм столицы. И ему отводилась роль “общенацио
нальной святыни “, способствующей благоденствию царствующего дома. Архитектор А. Н. Воронихин и авторы художественных произведений собора были передовыми ху
дожниками. Они принадлежали к тому поколению деятелей русской культуры, для которых были харктерны глубокий патриотизм, чувство гордости за укрепление могущества России и ненависть к крепостничеству. Уже в проекте собора ясно обна
ружился отход от традиций церковного зодчества. Лишь высокий купол, увенчанный крестом, напоминал о том, что это православный храм. Сооружение Казанского собора
шло в русле развития гражданской архитектуры. Собор построен в стиле классицизма,
возникшего в России в 1760-х годах и достигшего расцвета в последующие десятиле
тия XVIII века. Архитектуре собора присущи черты этого стиля периода его высшего подъёма.
В первые месяцы существования собор стал памятником русской военной сла вы: в нём разместилось трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был
похоронен великий русский полководец М. И. Кутузов. Во второй половине XIX- на чале XX века парадная соборная площадь и прилегающие к ней улицы становятся тра
диционным местом революционных выступлений рабочих, интеллигенции, учащейся молодёжи, направленных против самордежавия, против власти помещиков и буржуа зии.
К. И. Росси, учившийся на произведениях своих предшественников, продолжал и развивал всё лучшее в русском классицизме начала Х1Х века и путём ре конструкци или заново создавал ансамбли, охватывающие целые системы улиц и пло щадей. На продолжении оси Малой Садовой улицы он создал Александровскую пло щадь, Театральную улицу и Чернышевскую площадь. Центральный элемент всего ансамбля – Александринский театр, теперь Театр драмы имени А. С. Пушкина. В этот ансамбль включился Аничковский дворец с оставшейся частью своего сада и двумя “павильонами Росси”, корпуса Публичной библиотеки – угловой ( 1796 – 1800 года, архитектор Е. Т. Соколов ) и центральный ( 1828 – 1834 года, архитектор К. Росси ), поставленный на продолжении оси Аничковской усадьбы. Чернышёв мост вошёл в ансамбль предмостной площади, которая должна была стать симметричной не только в плане, но и в объёмном решении. Позднее на площа дях грандиозного ансамбля разбиваются скверы, в которых устанавливают памятники Екатерине 11 и М. В. Ломоносову. К Невскому проспекту примкнул созданный Росси ансамбль Михайловской площади и Михайловской улицы, в створе которой раскрыва ется центральная часть главного элемента ансамбля – Михайловского дворца. Для каждого из открытых ансамблей петербурской архитектуры характерна явно выраженная ось симметрии, одновременно служащая главной осью композиции. Но в отдалении от таких осей ансамбли несимметричны и как бы растворяются в окружающей рядовой застройке. Несмотря на то, что для создания архитектурной выразительности единство стилей всех её элементов необязательно, формирование этих ансамблей всё же облегчалось родством стилей ордерной архитектуры, единством масштаба и архитектурного модуля.
Ансамбли классицизма в Петербурге были созданы в основном всего за треть века ( 1801 – 1834 года ). Они – лучшее из ансамблей европейской архитектуры того времени…