ЛогачеваА.В.
АРХИВНОЕДЕЛО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Архивное строительство вРоссии имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасльдеятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые ипрактические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительныйвклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведениявнесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский,С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н.Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др. (1).
Составной частью историиархивного дела страны является история архивного дела на Ставрополье, котораяведет свой отсчет со второй половины XVIII в. Именно тогда, в период освоения северокавказских земель, в результатедеятельности различных правительственных учреждений и организаций, сталиформироваться уникальные по составу и содержанию архивные фонды. Их документысегодня позволяют воссоздать историю заселения южных земель Российской империив конце XVIII – XIX вв. Поворотным событием в истории архивного делаСтаврополья стало создание, в 1906 г., Ставропольской ученой архивной комиссии.
В государственных архивахтерриториально-административных образований, ныне входящих в Южный федеральныйокруг, сосредоточено почти 12 млн. единиц хранения (9% от общего объемадокументов госархивов субъектов Российской Федерации), а в муниципальныхархивах – около 4 млн. ед. хр. (11% от общего объема документов этого звена).Наиболее объемные архивные фонды имеют Ставропольский край и Ростовскаяобласть, их государственные архивы входят в число так называемыхархивов–миллионников. Эти территории обладают и наиболее развитой сетьюмуниципальных архивов. В Ставропольском крае действуют Государственный архивСтавропольского края (более 1 млн. ед. хр.), Государственный архив новейшейистории Ставропольского края (668204 ед. хр.) и 33 архива с переменным составомдокументов, которые хранят около 370 тыс. ед. хр. В фондах этих архивовхранятся богатейшие источники, которые по ценности, полноте и объему информациине уступают материалам центральных архивохранилищ страны.
В начале XXI столетия архивоведение сталосамостоятельной, касающейся всех и каждого сферой практической и научнойдеятельности, занимающей важнейшее место в системе научных дисциплин и в общественнойжизни. Современное архивоведение занимается не только изучениемретроспективной информацией, но и проникает в суть процессов, происходящих сдокументами в современной системе управления.
Одной из актуальныхпроблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивногозаконодательства. Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеетсвою правовую форму — общественные отношения, которые регулируются архивнымзаконодательством. Главной задачей архивного законодательства является созданиезаконодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулированияотношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечитьсохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннееиспользование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части еенационального и культурного достояния.
В 2004 г. в России былапроведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральныеорганы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций былиразделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (сконтрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциямипо оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласноэтим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована вФедеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры имассовых коммуникаций Российской Федерации.
В 2004 г. был принятФедеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2), которыйсегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования,учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а такжедругих документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует иотношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан,общества и государства.
Принципиально важнымиположениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивнойсфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления нагосударственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации;внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современнойархивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, еесубъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкоеопределение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенностиправового положения архивных документов, находящихся в собственности РоссийскойФедерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного ФондаРоссийской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашениепринципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организациейиспользования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полнаярегламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописанывопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросымеждународного сотрудничества.
Федеральный закон «Обархивном деле в Российской Федерации» явился первым федеральным закономпринятым в архивной сфере, который несмотря на свой прогрессивный характервсе-таки содержит определенные противоречия и изъяны. Принятие закона обострилопроблему, заложенную еще в Основах архивного законодательства 1993 года(3). Тогда, с учетом изменения государственного строя и появлениячастной собственности в стране, архивные документы были разделены на государственные и негосударственные.Последствия такого решения еще долго будет сказываться в текущей архивнойдеятельности учреждений и организаций, т.к. в результате колоссальноеколичество документов (особенно по личному составу ликвидированныхкоммерческих структур) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно.Реальных рычагов, которые бы позволили изменить ситуацию в лучшуюсторону, до сих пор не найдено.
С принятиемнового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделенна три части: федеральныеархивные документы, региональныеархивные документы и муниципальныеархивные документы. Разделяясобственность на документы, не предусмотрели изменение системыкомплектования и хранения документов, существовавшей еще с советскоговремени. Напротив,в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующийпорядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиесяв процессе деятельности территориальных органов, федеральных органовгосударственной власти и федеральных организаций, иных государственныхорганов Российской Федерации, расположенных на территории субъектаРоссийской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъектаРоссийской Федерации на основании договора между органом или организацией,передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации в области архивного дела» (4).
В результатеостро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделенийфедеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы,органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики,управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы,службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральныегосударственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культурыи образования и т.д. Согласно нового закона вся их документацияявляется федеральной собственностью и должна быть принята на хранениев федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблем немало.
На IV Всероссийскомсъезде российского общества историков-архивистов руководитель Федеральногоархивного агентства, член-корреспондент РАН В.П. Козлов отмечал, что запоследние 15 лет при чрезмерной централизации организационного, нормативного иметодического обеспечения архивного дела, по нему были нанесены ощутимые удары(5). Федеральные архивы были отделены от региональных, региональные — друг отдруга. Получила законодательное оформление отгороженность от государственнойархивной службы архивных служб ряда ведомств, возникли проблемы вовзаимодействии государственных архивных служб субъектов РФ и муниципальныхархивных служб этих субъектов. На федеральном уровне произошло дроблениефункций, когда-то сконцентрированных в едином федеральном органе исполнительнойвласти архивного дела, на функции политические и законотворческие. В результатеадминистративной реформы 2004 г. осталась «ничьей» функция контроля заорганизацией ведомственных, архивных и делопроизводственных служб, особенно нафедеральном уровне.
На сегодняшний день созданаи правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивногофонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.
Организована разработка ивнедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов –«Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых — обеспечениепреемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся наединстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможностьтиражирования программного обеспечения для организации его использования нетолько на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фондаРоссийской Федерации любой ведомственной принадлежности.
Важное значение длярасширения работ по созданию системы автоматизированного государственного учетаимело принятие Правительством Российской Федерации подпрограммы «Архивы России»федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» (6). В ходе еереализации выделялись определенные средства на приобретение компьютернойтехники для государственных и муниципальных архивов, которая используется,главным образом, для ведения баз данных «Архивный фонд» и «Фондовый каталог».
Примечания:
1. Чернов А.В.История и организация архивного дела в СССР: Краткий очерк. М., 1940; МаксаковВ.В. История и организация архивного дела в СССР (1917-1945 гг.). М., 1969; АвтократовВ.Н. Теоретические проблемы отечественного архивоведения. – М., 2001; СамошенкоВ.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989; Старостин Е.В.Зарубежное архивоведение: проблемы истории, теории и методологии. М., 1997; КозловВ.П. Российское архивное дело. – М., 1999; Его же: Теоретические основыархеографии с позиций современности // Отеч. архивы. – 2001. — № 1.
2. Федеральный закон «Об архивномделе в Российской Федерации» // Отеч. Архивы. – 2005. — № 1.
3. Основы законодательства РоссийскойФедерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах // Отеч. Архивы. –1993. — № 5.
4. Федеральный закон «Об архивномделе в Российской Федерации» // Отеч. Архивы. – 2005. — № 1.
5. Информационный бюллетень «Вестникархивиста»// www.vestarhiv.ru/index16.php 18.05.2007г.
6. ПЦПИ-Публичные центры правовойинформации// www.pcpi.ru/manage/page?tid 18.05.2007г.
Сведенияоб авторе:
ЛогачеваАлла Викторовна соискатель кафедры археологии и региональной истории