Аристофан
родился в Аттике в деме Кидафине примерно в 446 г. до н.э., в состоятельной
семье. Он был клерухом – афинским колонистом на острове Эгине. Одна
сохранившаяся надпись начала IV в. упоминает его имя как члена Совета пятисот в
составе пританов филы Пандиониды.
Аристофан
начал писать еще очень молодым и первые произведения (427-425 гг.) –
"Пирующие", "Вавилоняне" (426) и "Ахарняне"
(425), из которых сохранилось только последнее, – ставил под именем
Каллистрата, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор.
В
426 г. до н.э. после постановки пьесы "Вавилоняне" Аристофан был
привлечен вождем афинского демоса Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за
оскорбление народа и его представителей перед союзниками. Подробности суда
неизвестны, по-видимому, Аристофан достаточно легко отделался от обвинений.
Он
также выступал иногда и в качестве актера (например, играл роль
Пафлагонца-Клеона во "Всадниках" (424)). При постановке в 423 г. до
н.э. пьеса "Облака" потерпела неудачу, и Аристофану пришлось
несколько переделать текст.
Последнее
из дошедших до нас произведений, комедия "Богатство", было поставлено
им в 388 г. до н.э. После этого он написал еще комедии "Кокал" и
"Эолосикон", но они уже были поставлены после смерти Аристофана его
сыном Араром (всего у него было 3 сыновей, и все трое – комедиографы).
Умер
Аристофан в приблизительно в 385 – 380 г. до н.э. Всего Аристофан написал
свыше 40 комедий, но до наших дней сохранилось только одиннадцать:"Арханяне"
(425), "Всадники" (424), "Облака" (423), "Осы"
(422), "Мир" (421), "Птицы" (414), "Лисистрата"
(411), "Женщины на празднике Фесмофорий" (411), "Лягушки"
(405), "Женщины в Народном собрании" (392 или 389),
"Богатство" (388).
В
своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов,
так и аристократов и "золотую" молодежь. Аристофан действительно не
боялся нападать "на самых могучих". В комедии "Всадники" он
высмеивает одного из лидеров афинской демократии демагога Клеона, изображая его
в образе наглого и ловкого раба, хитростью захватившего власть над своим
господином Демосом, то есть народом. Влиятельный Клеон подал на драматурга в
суд, но проиграл дело. Здесь уже комедия переросла в более "злой"
жанр – сатиру. Почти все комедии Аристофана имели отношение к злободневным
вопросам афинской жизни. Так, в "Облаках" он сделал своими
персонажами Сократа и софистов, высмеивая их новомодные философские теории.
Комедия "Облака" не только доставила много хлопот автору, но сыграла
зловещую роль в судьбе его персонажа. Во время суда над Сократом, вынесшего ему
смертный приговор (399 год до н. э.) "за поклонение новым божествам"
и "развращение молодежи", комедия была использована как одно из
доказательств виновности философа. До сих пор большой историко-литературный
интерес представляет комедия "Лягушки". В ней Аристофан выразил свои
взгляды на роль поэта в государстве, а также свои художественные идеалы.
Действующими лицами он сделал реальных поэтов-трагиков – Эсхила и Еврипида,
недавно ушедших из жизни. По существу в этой комедии Аристофан полемизирует с
общественными воззрениями и художественными приемами Еврипида. Взгляды
Аристофана озвучивает Эсхил.
По
сюжету, бог Дионис, покровитель театрального дела, обеспокоенный тем, что со
смертью Эсхила и Еврипида театр опустел, собирается в Аид, чтобы вернуть на
землю лучшего из трагиков – Еврипида. Дионис с большими трудностями
переправляется через адское озеро, где раздается хор Лягушек, издевающихся над
олимпийцем, устремившимся в Аид, – отсюда название комедии. По Аристофану,
театр – это школа для взрослых. Любопытно, что его взгляды на воспитание
граждан каким-то непостижимым образом отозвались в народных представлениях о
воспитании детей в Древней Руси, где считалось, что при детях нельзя
рассказывать об убийствах, грабежах, насилиях, чтобы они не принимали из ряда
вон выходящие явления за норму жизни. Еврипид ушел из жизни в эмиграции, за
несколко лет до смерти переселившись из Афин в Македонию. В этом далеко не
последнюю роль сыграл Аристофан. Такова сила язвительного смеха. И все же
благодаря именно спору двух непримиримых драматургов человечество узнало секрет
сценического языка, который соединяет в себе преувеличение и правду,
возвышенное и обыденное.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl