Реферат
«Аркаим –колыбель цивилизации»
Челябинск2008
Содержание
Введение
ОткрытиеАркаима
Внешнийвид и планировкаАркаима
Планировкажилых домов
Хозяйствои общество
Неорелигиознаясоставляющая
Возраст.Аркаим и Стоунхендж
Пригоризонтнаяобсерваториядревних ариев
Заключение
Списокиспользуемойлитературы
Введение
Двадцатыйвек с полнымоснованиемможно считатьвеком археологическихоткрытий. Онначался с раскопокКносскогодворца на Крите, исследованийгробницы ТутмесаIV и Тутонхамонав Египте, собнаруженияхараппскойцивилизациидолины Индаи шумерскойкультуры Месопотамии.
Можно долгоперечислятьважные археологическиеоткрытия Старогои Нового Света, которые пришлисьна ушедшеестолетие. Однииз них поражалиблеском золотаи драгоценностей, другие — принципиальнойновизной восмыслениипутей истории.К последнимкрайне редким- событиям наукиотносится иоткрытие Аркаимаи «Страны городов»в Южном Зауралье, на самом пограничьеАзии и Европы.
Аркаимкаяпроблематикасегодня широкопредставленав специальнойнаучной литературе, она находитотражение вматериалахпредставительныхмеждународныхконференцийв Европе и Америке.Об Аркаимесегодня пишутполитики. Физическиразвалив единоеевразийскоепространство, они, наконец, пытаются понятькорни егоисторическойобщности Упоминаниеоб Аркаимеможно найтив статьях философов, языковедов, специалистовпо историирелигии.
Что толькооб этом местене говорят ине пишут – онои прародинадревних арийцев, и Место Силы, и просто уникальныйархеологическийи природныйпамятник изаповедник, не имеющийаналогов вРоссии. Поэтомупритягиваетк себе Аркаимпосетителейразных – ученых, любопытствующих, увлеченныхэнергетикой, а также паломниковвсех религий– от огнепоклонниковдо мусульмани христиан. Нагорах Аркаимскойдолины, каждыйиз них обращаетсяк своим богам.И говорят, чтобоги отвечают…
Здесь, у восточныхсклонов Уральскихгор, была обнаруженагруппа укрепленныхпоселенийрубежа III- II тыс, до н.э. Укрепленнымцентрам сопутствуютмогильники, неукрепленныеселища, производственныеплощадки имедные рудники.УкрепленныепоселенияЮжного Ураладревнее гомеровскойТрои на пять-шестьстолетий. Онисовременникипервой династииВавилона, фараоновСреднего ЦарстваЕгипта и крито-микенскойкультурыСредиземноморья.Время их существованиясоответствуетпоследним векамзнаменитойцивилизацииИндии — Мохенджо-Дарои Хараппы.
Территорияраспространенияпоселенийполучила условноеназвание «Странагородов». Онапротянуласьна 350 км с северана юг и примернона столько же– с запада навосток. «Страна…»охватываетсложный в ландшафтномотношении район- от предгорийдолин Урала(зауральскийпенеплен) доравнинныхпросторовЗападной Сибири.
С административнойточки зрения, это юг Челябинскойобласти и прилегающиерайоны восточногоОренбуржья, Башкортостанаи СеверногоКазахстана.«Страна…» занимаетводоразделУрала и Тобола.Здесь почтисмыкаются водыЕвропы и Азии, Каспия и СеверногоЛедовитогоокеана. Стыкгеографическихзон предопределилнеобычайноемногообразиерастительногои животногомира Зауралья.Этот регионвсегда былперекресткомисторическихдорог. На всемпротяжениичеловеческойистории здесьсосуществовалии взаимообогащалиськультуры угорских, индоевропейскихи тюркскихнародов. В пределах«Страны городов»сегодня насчитывается20 укрепленныхцентров, каждомуиз которыхсоответствуетот одного дотрех некрополейи нескольконеукрепленныхпоселений.Расстояниямежду двумяодновременносуществовавшимицентрами составляло40-60 км. Таким образом, условный радиусодного земельногоокруга равен20-30 км, а средняяплощадь округасоставляетоколо 2000 кв. км.
Площадь одногоукрепленногопоселения впределахоборонительныхстен составлялаот 8 до 34 тыс. кв.м.По размерамаркаимский«город» можносопоставитьс «дворцами»минойскойцивилизацииII тыс, до н.э. Так, площадь одногоиз ярких памятников– Кносскогодворца на Крите– составляла16 тыс. кв.м.
Несмотряна небольшиеразмеры, укрепленныецентры можноназыватьпротогородами.Употреблениепонятия «город»по отношениюк укрепленнымпоселениямаркаимско-синташтинскоготипа, конечно, условно. Однакоих нельзя считатьпросто поселениями, так как аркаимские«города» отличаютмощные оборонительныесооружения, монументальностьархитектуры, сложные системыкоммуникаций.Вся территорияукрепленногоцентра предельнонасыщенапланировочнымидеталями иглубоким содержанием, она очень компактнаи тщательнопродумана. Сточки зренияорганизациипространства, перед нами дажене город, а некий«сверхгород».
ОткрытиеАркаима
Само название«Аркаим» происходитот тюркского«арка» – спина, хребет. Названогородище поназванию горыАркаим. ЕщеАркаинской(Аркаимской)называласьпустошь накартах 19 века.
Аркаим былоткрыт летом1987 года, уже в 1991году территорияпамятника былаобъявленазаповедной(в статусе филиалаИльменскогозаповедника).Вслед за археологами, историками, этнографамив Аркаим потянулисьэкстрасенсы, пророки, паломники, члены различныхрелигиозныхсект, люди, жаждущиеисцеления ипросветления,– словом, всежелающие личноувидеть ЭтоМесто…
В сущностивсе мы сталисвидетелямиредчайшегочуда! Причемне в какой-нибудьэкзотическойМикронезии, не среди библейскихкамней БлижнегоВостока, не вполной загадокюжноамериканскойсельве, а прямо-такидома, в Челябинскойобласти открылась«Страна городов»– остаток однойиз древнейшихцивилизацийчеловечества: оригинальные, ни на что привычноене похожиестроения, мощныестены, сложныеоборонительныеконструкции, плавильныепечи, ремесленныемастерские, четкая системакоммуникаций…Теперь ужепризнано: здесьпрародинадревних ариев, которую ученыетак долго искалина обширнойтерриторииот придунайскихстепей до Прииртышья; здесь произошлона грани III — IIтысячелетийдо н.э. давноуж «вычисленное»лингвистамиразделениеариев на двеветви – индоиранскуюи иранскую… Акое-кто из стольсдержанныхв предположенияхученых готовдаже объявитьэти места родинойЗаратуштры, создателясвященныхгимнов «Авесты», столь же легендарного, как Будда илиМагомет.
Аркаим – этоодно из техоткрытий, которыепонуждаютученых зановопересматриватьдесятилетиями– если тольконе веками –выстроеннуюсистему взглядовна обширнуюи мировоззренческиважную областьисследований.Явление Аркаимазаставилоисториковизменитьпредставленияо бронзовомвеке на территорииУрало-Казахстанскихстепей. Теперьвыходило так, что они не былизадворкамимира, вступавшегов эпоху цивилизации: высокий уровеньразвития металлургииобеспечивалэтому регионувесьма заметноеместо в культурномпространстве.
Чудом представляетсяи спасениеАркаима – случайтакого родаедва ли ещегде-нибудьотмечен за всюсоветскуюисторию. Ведьпамятник былобречен – тако нем и говорилисредства массовойинформации.Он оказалсяв зоне затоплениястроящегосяводохранилища.Мало того, чток моменту, когдаего обнаружилиархеологи, всамых высокихкабинетах ужебыли подписанысоответствующиечертежи ираспоряжения,– уже вовсю шлистроительныеработы, ужебыли затраченынемалые деньги.Уже была возведенаподпорнаядамба; оставалосьлишь засыпатькороткую перемычку– и вешние водыне оставилибы от Аркаимани следа.
Археологамдали год, чтобыразведатьместность напредмет ископаемыхценностей.Вскоре послетого, как лопаткаархеологавскрыла несколькодеталей непонятныхкругов, сталоясно, что этонастоящаясенсация! Сразуже началасьборьба за спасениеАркаима. И – нимного, ни мало– это были остаткигорода, гдекогда-то жилата самая легендарнаяарийская раса.Оказалось, чтовозраст Аркаимапочти 40 веков…
На спасениеАркаима подняласьвся общественность.Руководительуральскойархеологическойэкспедицией, кандидат историческихнаук, заведующийкафедрой историии этнографииЧелябинскогогосударственногоУниверситета, Геннадий БорисовичЗданович едетв Москву. Рискуясвоей карьеройи ученым именемон добивается, чтобы строительствопочти завершеннойплотины на рекеБольшая Караганкабыло прекращено.Как говоритсам ГеннадийБорисович — случилась вещьпочти нереальная– остановилосьмногомиллионноестроительстворади археологическойнаходки! Этобыло настоящимвмешательствомсудьбы. Такбыло нужно.
Внешний види планировкаАркаима
В раскопахАркаима ненашли драгоценностей, шедевров древнегоискусства, неизвестнойписьменности, атомного реактораили космическогокорабля. Толькочерепки битойкерамическойпосуды, костидомашних идиких животных, редкие каменныеорудия и оченьредкие – бронзовые.Но даже и этихобычных вещейна Аркаимеочень мало.
Только черезвосемь летпосле открытиястало совершеннопонятно, чтоглавной ценностьюпотревоженныхруин была и, видимо, останетсяконструкциясооружения.
Исследованиеплана конструкцииобнаружилов ней сложнуюи точную геометрию.
Измерениямна Аркаимеподвергалсятак называемыйрельеф материка– то, что можносчитать фундаментомвсего сооружения.Впрочем, фундамента– в строгомзначении этогослова – там нетвообще: конструкциядержалась настолбовыхопорах и срубах.
Собственно, археологи ужесегодня имеютдостаточнополное представлениео том, какимбыло поселениев долине Аркаимв пору своегорасцвета, ирезультатыдействительновпечатляют.Прежде всегонужно подчеркнуть, что это крупноесооружениебыло не конгломератомразрозненныхобъектов, ацельной конструкцией.Оно строилосьстроилосьцеликом и сразупо тщательнопродуманномуплану. Общаяплощадь егосоставляетоколо 20 тысячквадратныхметров.
Он имел формукруга, наружнымдиаметром около160 метров. Окружалего 2-х метровыйобводной ров, заполнявшийсяводой. Внешняястена оченьмассивная. Привысоте 5,5 м онаимела пятиметровуюширину. В стенебыли обозначенычетыре входа.Самый большой– юго-западный, остальные три– поменьше, расположенныена противоположныхсторонах.
Войдя в город, человек попадална единственнуюкольцевуюулицу, ширинойоколо 5 метров, отделявшуюпримыкающиек внешней стенежилища от внутреннегокольца стен.
Улица имелабревенчатыйнастил, подкоторым, повсей её длинебыла вырыта2-х метроваяканава, сообщающаясяс внешним обводнымрвом. Такимобразом, городимел ливневуюканализацию– излишки воды, просачиваясьсквозь бревенчатуюмостовую, попадалив канаву и затемво внешнийобводной ров.Все жилища, примыкавшиек внешней стене, как долькилимона, имеливыходы на главнуюулицу. Внутренняястена была ещёмассивнеевнешней. Приширине 3 метраона достигала7-ми метровойвысоты. Этастена, по даннымраскопок неимеет прохода, кроме небольшогоперерыва наюго-востоке.Таким образом,25 внутреннихжилищ, идентичныхжилищам внешнегокруга, становятсяпрактическиизолированнымиот всех высокойи толстой стеной.Чтобы подойтик маленькомувходу во внутреннеекольцо, нужнобыло пройтипо всей длинекольцевойулицы. Этопреследовалоне толькооборонительнуюцель, но и имелоскрытый смысл.Входящему вгород нужнобыло пройтипуть, которыйпроходит Солнце.По всей видимости, в хорошо защищённомвнутреннемкруге находилисьте, кто обладалчем-то, что неследовалопоказыватьдаже своим, живущим вовнешнем круге, не говоря ужео внешнихнаблюдателях.
Сердцевинойпланировочнойструктурыявлялась площадь.Форма ее прямоугольная, размеры – 25х27м, углы обращеныпо сторонамсвета. Это ровная, хорошо утрамбованнаяплощадка сцентральнымкострищем. Судяпо остаткамкостров, расположенныхв определённомпорядке, этобыла площадьсовершениянеких таинств.Наверняказрители этихдейств собиралисьна крышах домов, окружающихплощадь. И тогдакровли жилищцитадели превращалисьв огромныйамфитеатр, кудамогли вместитьсявсе обитателипоселка. Вероятно, здесь собиралисьгорожане такжеи для решениянасущных проблем.
Таким образом, схематичномы видим Мандалу– квадрат, вписанныйв круг. В древнихкосмогоническихтекстах кругсимволизируетВселенную, квадрат – Землю, наш материальныймир. Древниймудрый человек, прекраснознающий устройствокосмоса, виделкак гармоничнои естественноон устроен. Ипоэтому пристроительствегорода как бызаново создавалВселенную вминиатюре.
Не забудем, что Аркаимпостроен полностьюиз дерева икирпича, спрессованногоиз соломы, грунтаи навоза. Огромныепятиметровыестены состоялииз деревянныхсрубов, заполнявшихсякладкой грунтовогокирпича. Причемпри раскопкахбыло видно, чтокирпичи, которымоблицовываливнешние стеныимели разныйцвет. Аркаимснаружи былкрасив – идеальнокруглый городс выделяющимисяпривратнымибашнями, горящимиогнями и красивооформленным“фасадом”.Наверняка этобыл какой-нибудьсакральныйузор, несущийСмысл. Ибо всев Аркаиме проникнутоСмыслом. Например, рисунок, образованныйчетырьмя входамиво внешнейстене Аркаима, представляетсобой свастику.Причем свастику“правильную”, т.е. направленнуюпо Солнцу.
Планировкажилых домов
На поселенииАркаим с помощьюгеофизическихметодов иархеологическихраскопок выявлено66-67 жилищ, из которыхраскопано 29.Во внешнемкольце было39-40 жилых сооружений, во внутреннем– 27. Жилища располагалисьпо кругу, имелив плане трапециевиднуюформу, площадьпостроек составляла110-180 кв.м. Ширинажилых сооруженийравна 6-8 м, длина– 20 м. Дома пристраивалисьвплотную другк другу и имелиобщие длинныестены. Окон утаких домовбыть не могло.Свет лился спотолка изспециальносделанныхпроемов и «фонаря», который возвышалсянад кровлейнад хозяйственнымотсеком. Интересно, что при раскопкахне было обнаруженони одного проемав длинных смежныхстенах — дверик соседямотсутствовали.Жилища имелитолько двавыхода: один– наземный –в короткойторцовой стене, другой вел полестнице накровлю со стороныпротивоположноготорца. Здесьже иногда фиксируютсяпроемы в стенах, через которыеможно былопопасть изжилища во внутренниепомещенияоборонительнойстены.
По своемуфункциональномуназначениюв каждом жиломдоме можно быловыделить несколькозон. Почти всежилища начиналисьс небольшихдвориков, гдерасполагалисьпечь и яма состоком в ливневуюканализацию.Далее, черездве-три ступенькичеловек попадалв дом и шел покоридору, пообе стороныкоторого расположенынебольшиепомещения дляотдыха малыхсемей. В этихпомещенияхмогли располагатьсятолько нары(сохранилисьобугленныефрагментыстолбов с пазами, в которые, вероятно, вставляли жердинастилов), здесьполностьюотсутствуюточаги и какие-либохозяйственныесооружения.
Примерноодну треть домазанимало помещениедля общих сборовсемьи и хозяйственнойдеятельности.В каждом жилищебыл колодец, печь и небольшоекуполообразноехранилище. Изколодца, надуровнем водыответвлялисьдве земляныхтрубы. Однавела в печь, другая в куполообразноехранилище.Зачем? Все гениальноепросто. Все мызнаем, что изколодца, еслив него заглянуть, всегда “тянет”прохладнымвоздухом. Таквот в арийскойпечке этотпрохладныйвоздух, проходяпо землянойтрубе, создавалтягу такойсилы, что онапозволялаплавить бронзубез использованиямехов! Такаяпечь была вкаждом жилище, и древним кузнецамоставалосьтолько оттачиватьмастерство, соревнуясьв своем искусстве! Другая землянаятруба, ведущаяв хранилище, обеспечивалав нем пониженнуютемпературу, по сравнениюс окружающимвоздухом. Своегорода холодильник!
У торцовойстенки фиксируютсяскоплениякерамики, частоархеологическицелые сосуды.Вероятно, именноэто место былоособенно значимымпри ритуальныхцеремониях.В основаниикаждого каминаобязательныжертвенникииз черепов идругих костейдомашних животных.Интересныжертвенники, которые сооружалисьна днищах колодцев.На дно колодца, в ледяную водужители Аркаимапомещали почетныечасти жертвенныхживотных, тщательнопрожаренныена костре. Этожертвоприношениебожеству Воды.Благодаря водеи колодцу впечи возникнеттяга, котораяне просто раздуетогонь, а родитбога огня –Агни, которыйрасплавитметалл! Веськомплекс какбы наглядноиллюстрировалзафиксированныйв форме «натуральногомакета» древнейшиймиф о рождениибога огня. Знаменитыйи широко распространенныйу индоевропейскихнародов мифсвидетельствовал, что бог Агниродился изводы. Воды темнойи таинственной.
Стенки колодцевзакреплялисьдеревяннымиклиньями иплетнем.
Хозяйствои общество
Мощная медно-руднаябаза зауральскогопенеплена идостиженияв области металлургиисоздали основудля стремительногохозяйственногоосвоения краяи развитиявоенного дела.Изобретениеколесницы ижесткой уздыс использованиемкостяных псалиевс шинами определиливоенные успехиаркаимцев, ихспособностьк миграциям.В территориальныхрамках «Страныгородов»колесничествообеспечивалооперативнуюохрану пастбищныхугодий и защитускота.
Для боевыхколесниц былинеобходимыспециальнообученныелошади с высокимиэксплуатационнымикачествами, что стимулировалостепняков кнакоплениюнавыков коневодстваи целенаправленномуразведениюнужных пород.Анализы костныхостатков показывают, что в степяхЮжного Уралав синташтинскоевремя разводилилошадей, пригодныхк запряжке, атакже пригодныхпод верх и подвьюк. Не исключено, что коневодство«Страны городов»носило товарныйхарактер (Л.Л.Гайдученко).
В обменнойторговле вкачестве экспорташироко использовалсяметалл и изделияиз него, возможно, колесницы иконская упряжь.Импортировалсяпрежде всегокрупный рогатыйскот.
Ряд отраслейхозяйства –архитектура, строительствои ремонт «городских»сооружений, водоснабжение, горное делои металлургия, изготовлениеколесниц, коневодство, выезд лошадейи другие требовалиспециализациицелых группили отдельныхчленов коллектива.
Экономика«Страны городов»давала возможностьполучать значительныйприбавочныйпродукт, которыйвкладывалсяв строительствофортификационныхсистем, плотин, водотоков, вхрамово-погребальныесооруженияи культовуюдеятельность.
Антропологическиематериалыфиксируютхорошее питаниеи хорошее здоровьелюдей синташтинскойкультуры. Опираясьна демографическиеподсчеты, воснову которыхположены площадиполов жилыхсооружений, можно констатироватьдостаточновысокую плотностьнаселения«Страны городов».Концентрациязначительногоколичествалюдей в протогородскихцентрах (от 2,5до 4 тысяч человек), тесная связьмежду отдельными«городами»и отдельнымилюдьми в пределах«Страны…», гдеодновременномогло функционироватьдо 30 укрепленныхцентров, создалиусловия дляинформационноговзрыва.
Интенсивностиинформационногообмена способствовалихорошие степныедороги, незначительныерасстояниямежду протогородами(40-70 км), надежныесредства сообщения– лошадь и колесныйтранспорт.Культурныеи этногенетическиепотоки, сконцентрированныена малой и плотнонаселеннойплощади «Страныгородов», далитот необычайныйвзлет мифологическогомышления иритуальнойдеятельности, которые зафиксированыархеологическив поселенческойархитектуре, фортификациии погребальныхсооружениях.
–PAGE_BREAK–
Неорелигиознаясоставляющая
Горы Аркаимскойдолины имеютвулканическоепроисхождение.По сути руиныэтих островови тектоническихсмещений там, где когда-тоочень давноразливалосьморе, и создаликогда-то Аркаимскуюдолину. Поэтомуи магнитныйфон в Аркаимскойдолине довольносильный. Интересующиесяэнергетикойвидят в долинеэнергетическиестолбы разныхформ и размеров, особенно навершинах гор.
Аркаимскиегоры – темаособая. Когдаеще посчастливитсястоять на вершиневулкана, пустьпотухшего…Вулканическиеруины Аркаимауникальны ещеи тем, что неперекрывалисьболее позднимиотложениями, и слои застывшейлавы, видны, например, вобрывах. Считается, что, посещаяАрками необходимопобывать навершинах 7 гор, расположенныхв долине. Пребываниена каждой изних помогаетчеловеку вопределеннойсфере.
«Эзотерическийтуризм» каксвоеобразнаяформа современногопаломничестваначался наАркаим практическис момента егооткрытия. Внастоящее времямузей-заповедникпосещает свыше25 тысяч человекв год и не менее40% из них приводитна Аркаим духовныйпоиск. В большинствесвоем этопредставителиразличныхнеорелигиозныхдвижений.
Культоваядеятельностьсовременныхпаломниковориентированана природныйцикл времени.Ключевым событиемгодового циклаявляется летнеесолнцестояние, на котороесобираютсятысячи человек, основной моментдневного цикла— встреча рассвета.В культовойпрактикераспространенысимволическиеприношения— на вершинахгор, окружающихаркаимскуюдолину; в центрегородища Аркаим; в реке в районемостка черезреку Караганку.Коллективныеобряды, сопровождающиесячтением специальныхтекстов, сочетаютсяс индивидуальнымимедитациями.
В ритуальнойдеятельностипаломниковв настоящеевремя основнойзначимостиявляется Черкасинскаясопка, называемаяв их среде «ГоройРазума». Этавершина господствуетнад северо-восточнойчастью Большекараганскойдолины и являетсянаиболее высокойв заповеднике.Сам поход к нейдлинной 8—10 кмв одну сторонурассматриваетсякак важноесакральноедействие. Считается, что на этойгоре человекможет вступитьв контакт свысшими космическимисилами.
На вершинегоры Лысой(«Шаманка»)паломникамисложена изкамней большаяспираль, закрученнаяпротив часовойстрелки. Онаактивно используетсяв ритуалахисцеления ивосприятияэнергии — вокругнее устраиваютсяхороводы, посамой спиралилюди двигаютсяк центру вершиныи обратно. Рядпредставителейэзотерическихдвижений отказываютсяот использованияданного сооружения, посколькунаправлениеспирали противдвижения солнцасвязываетсяими с отрицательнымиэнергиями и«сатанинской»направленностьюее строителей.Общераспространеннымсреди паломниковявляется обрядвстречи рассветана Шаманке, —каждое утроздесь собираетсяот десятковдо сотен человек.На Вороньейсопке («гораЛюбви») совершаетсяобряд привязыванияленточек кветвям кустарника.Обряд имеетмассовоераспространение.Считается, чтопривязав ленточкунадо загадатьжелание, котороенепременносбудется. Насклоне горы, обращенномк лагерю, выложенкаменный лабиринт, напоминающийритуальныелабиринтысеверных народовСохраняетсясакральнаяроль самогогородища Аркаим, бывшего досередины 1990-хгодов главнымцентром притяженияпаломников; интенсивноидет поискновых «местсилы», в первуюочередь — связанныхс древнимисакральнымиобъектами.
ИстинноеназначениеАркаима — досих пор тайна.Среди паломников-ясновидцевбытует мнение, что Аркаим былвратами в иноймир, в другоеизмерение.Своего родапортал — местодля коллективныхмедитаций, которые действуютгораздо мощнеев строении ввиде кольца.С его помощьюжрецы моглиперемещатьсяв пространстве-времени, лишать гравитацииогромные предметыи строить чудесасвета, которыедо сих пор удивляютмир: пирамиды, гигантскиехрамы и целыегорода.
Возраст.Аркаим и Стоунхендж
Аркаим –сооружениене просто сложное, но даже изощренносложное. Междутем назначениеи функции егововсе не очевидны.И только когдав его планеобнаруживаетсячеткая геометрия, появляетсянадежда буквальновычислитьзамысел строителей.Направлениепоиска подсказываетсянеожиданноточным совпадениемнекоторыхважных элементовгеометрии иразмеров Аркаимас соответствующимипараметрамиСтоунхенджа.Во всех археологическихпубликацияхоб Аркаименазываетсядиаметр кольцевойстены цитаделиАркаима – 85 метров.Но это несколькоокругленно.Если же егоизмерить с тойточностью, которая необходимадля астрономическихнаблюдений, то получаетсяне идеальноправильноекольцо, имеющеерадиусы 40 и 43,2метра. Междутем радиускольца «лунокОбри» в Стоунхенджетоже 43,2 метра.Оба памятникарасположеныпрактическина одной географическойшироте, оба –в серединечашеобразнойдолины с рельефнымгоризонтом.И это далеконе все: чем детальнеесопоставляешьоба памятника, тем большеобнаруживаетсяв них точносовпадающихдеталей.
В знаменитойкниге Дж.Хокинсаи Дж.Уайта «Разгадкатайны Стоунхенджа»(Лондон, 1966; Москва,1973 и 1984) возраст«первой очереди»памятника –Стоунхенджа-I, как говорятисследователи,– определенв 4 тысячи лет(точнее говоря, его созданиеотнесено к XIXвеку до н.э.плюс-минус 100лет). Но это неединственноемнение.
При использованииклассическихметодов археологии– на основаниианалогий –Стоунхенджполучаетсянесколькомоложе, о чемговорят и самиавторы названнойкниги: «На некоторыхиз сарсеновыхкамней (мегалитов)Аткинсон обнаружилв общей сложноститридцать слишним изображенийбронзовыхтопоров и одноизображение, по-видимому, кинжала в ножнахтого типа, которыйупотреблялсяв Микенах именнов эпоху, установленнуюпредварительнойоценкой, – в1600-1500 годах до н.э.»Выходит, еговозраст сегоднягде-то около3500-3600 лет?
Тем же, кстати, методом определялсяи возраст Синташты– «по находкамдисковидныхпсалий микенскоготипа, медныхнаконечниковкопий с несомкнутойвтулкой, каменныхчерешковыхнаконечниковстрел, пастовыхбородавчатыхбусин и другихвещей», каксообщают авторымонографиио Синташте, которые самиэту работу ипроделали(В.Ф.Геннинг, Г.Б.Здановичи В.В.Геннинг).Тем же методом– и с тем жерезультатом:XVII — XV века до н.э.А возраст Аркаимаэтим традиционнымметодом оцениваетсяв 37-38 веков.
Пояснение: Синташта – этоназвание памятника, расположенногона берегу одноименнойречки в относительнойблизости отАркаима. Открытон был полуторадесятилетиямираньше и в дваприема – сразуи десятилетиеспустя – основательноизучен. Однако, во-первых, онсохранилсягораздо хуже, чем Аркаим; во-вторых, ондостаточнозаметно выбивалсяиз системыизвестных вту пору археологическихпамятниковЮжного Урала, и его значениебыло неясно.Открытие Аркаимапослужило какбы толчком дляобъединениямногих разрозненныхи даже загадочныхфактов в некуюубедительнуюцепь, в научныйобиход вошлопонятиесинташтинско-аркаимскойкультуры.Археологическиенаходки, сделанныев Синташте, используютсясейчас в качествеэталонов длявыделения этойкультуры, а ееочагом признана«Страна городов».
Применениеметодов радиоактивногоанализа «состарило»Стоунхенджна тысячу лет.Теперь «лункиОбри», относящиесяк этапу «Стоунхендж-I»(те самые, радиускольца которыхравен 43,2 метра), датируютсяXXVIII веком до н.э.
На Аркаимеи сопряженныхс ним памятникахрадиоуглеродныйанализ делалине менее трехраз, используяпри этом десяткипроб. В большинствеслучаев получается, что Аркаим –ровесник Стоунхенджаили даже старшеего.
Синхронностьэтих двух памятниковозначает многое.В том числе ито, что микенскиеаналогии имеютсовсем другуюнаправленность, нежели принятосчитать: предметыцивилизованногообихода мигрировалине из «культурной»Греции в «дикую»Сибирь, а какраз наоборот.Означает этоеще и то, что вконструкцииобоих сооруженийследует искатьединую основу, а не отмахиватьсяот совпадений, полагая ихслучайными.
Тут, конечно, есть одна сложность: каменные монолитыСтоунхенджапрошли черезтысячелетияпрактическибез потерь(правда, одиниз ретивых«реставраторов», руководствуясьсоображениямивкуса, «подровнял»-такикое-где цепочкукамней, варварскиисказив ихастрономическистрожайшевывереннуюгеометрию), адеревянныеэлементы конструкцииюжноуральскогопротогородапрактическиполностьюутрачены. Онидаже не истлели– они погиблив пожаре, бушевавшемздесь почтипять тысяч летназад.
Пожар, положившийконец «живой»истории Аркаима, относится кчислу наиболееинтригующихзагадок этогопамятника. Внем не было быничего особенного, если б это былоодно из техстихийныхбедствий, чтоне так уж редкодаже в наши днив одночасьеуничтожаютцелые поселения, застигая, каквсякая беда, жителей врасплох, погребая поддымящимисяголовешкаминакопленныйдесятилетиямискарб, домашнихживотных и дажесамих хозяев, не сумевшихвырваться изплена огня.Необычностьаркаимскогопожара в том, что он, судя повсему, не явилсянеожиданностьюдля жителейпоселения; вполне вероятно, что сами же ониего и сожгли.Ибо только этимможно объяснитьтот факт, чтов древнем пепелищеотсутствуюткакие-либопригодные дляобихода вещи: так – обломки, черепки. А ужо человеческихостанках и речинет — все ушлиживыми, всеценное с собойунесли. Почему? Одна из правдоподобныхверсий высказываетсяпрофессоромИ.В.Ивановымв челябинскомсборнике: дескать,3500 лет назадпроизошелгигантскийвзрыв вулканаСанторин (натерриториинынешней Греции), что вызвалоэкологическуюкатастрофу.На значительнойчасти территориипланеты установиласьпогода, подобнаятой, что прогнозируетсяпри наступлении«ядерной зимы».По-видимому, это сопровождалоськакими-то природнымианомалиями, которые быливоспринятыжителями Аркаимакак знамениеи принудилиих уйти из города, предав егосожжению.
Пригоризонтнаяобсерваториядревних ариев
Ни пожар, нивремя не смоглиуничтожитьна Аркаиме«рельеф материка», осталась неизменнойтакже и линиягоризонта, удаленная отпамятника нарасстояниеот полуторакилометровна западе допяти на востоке.А на линии горизонтанами обнаруженоне менее 38 объектов, которые потрадиционнойархеологическойклассификацииаттестуютсянередко как«антропогенныйобъект неясногоназначения», а для специалистапо астроархеологиии археогеодезиивполне очевидно, что мы здесьимеем дело свизирами, которымипользовалисьдревние наблюдателисветил.
Древний мирзнал обсерваторииособого рода– таких сейчасне строят. Ихназывают дневнымиастрономическими, или пригоризонтными, обсерваториямиСолнца и полнойЛуны. Они небыли оборудованысложными приборами, которых тогдапросто несуществовало, однако на нихтем не менеепроизводилисьочень точныенаблюдения; высокая точностьбыла отличительнойчертой такогорода сооружений.
Горизонт– единственноеместо на небе, где Солнцеможно наблюдатьнезащищеннымглазом. Болеетого, на Солнцеу горизонтаможно смотретьи в объективтеодолита безфильтра. В годыактивногоСолнца именноу горизонтахорошо видныпятна на Солнце, их можно считать, наблюдать заих движениемпо диску и видетьугол наклонаоси вращающегосясветила. И всеэто можно наблюдатьдаже невооруженнымглазом.
Горизонт– особое местов поле зрениячеловека: обращенныйк нему взглядпретерпеваетискажениелинейной перспективы.Наше восприятиекак бы увеличиваетвсе предметы, близкие к горизонтуи находящиесяна горизонте; Луна и Солнцевыглядят вблизигоризонтабольшими, чемв более высокихточках небесногосвода, и причинатому – вовсене оптическиеэффекты, обусловленныесостояниематмосферы(эффекты этиесть, но онипроявляютсясовсем иначе, например, сплющиваниеми дрожаниемнижнего краясветила), а причинамипсихо-физиологическими.Попросту говоря, особым устройствомчеловеческогомозга. Еще Аристотельзнал об этом.
Суммируявсе полученныефакты, можносказать: Аркаим– пригоризонтнаяобсерватория.При измеренияхи наблюденияхиспользовалисьмоменты восходаи захода светил(Солнца и Луны)за горизонт.Причем засекалсямомент “отрыва”(или касания)нижнего краядиска, что позволяетнаиболее точнозасечь местоэтого события.Если понаблюдатьза восходамиСолнца, то мызаметим, чтоточка восходакаждый деньбудет смещатьсяот предыдущегоместа. Доходямаксимальнок северу 22 июня, эта точка затемдвинется к югу, дойдя к другойкрайней отметке22 декабря. Таковкосмическийпорядок. Числоотчетливовидимых точекнаблюденияСолнца – четыре.Две – точкивосхода 22 июняи 22 декабря, идве таких жеточки захода– на другойстороне горизонта.Добавьте дветочки – моментыравноденствия22 марта и 22 сентября.Это давалодостаточноточное определениепротяженностигода. Однако, в году естьмножестводругих значимыхсобытий. И ихможно отмечатьс помощью другогосветила – Луны.Несмотря насложности вее наблюдении, все же древниелюди знализаконы ее движенияпо небосводу.Вот некоторые:
1) Полнолуния, приходящиесяблизко к 22 июня, наблюдаютсяу точки зимнегосолнцестояния(22 дек.) и наоборот.
2) СобытияЛуны мигрируюту точек солнцестоянияс циклом в 19 лет(“высокая” и“низкая” Луна).
Аркаим, какобсерватория, позволял отслеживатьи Луну. Всегона этих огромныхстенах-кругахможно былофиксировать18 астрономическихсобытий! Шесть– связанныхс Солнцем, идвенадцать– связанныхс Луной (включая“высокую” и“низкую” Луны).Для сравнения, исследователямСтоунхенджаудалось выделитьлишь 15 небесныхсобытий.
Кроме этихудивительныхфактов былиполучены следующиеданные: аркаимскаямера длины –80 см., центр внутреннегокруга смещенотносительноцентра внешнегона 5,25 аркаимскоймеры, что близкок углу наклоналунной орбиты– 5 градусов 9плюс-минус 10минут. По мнениюК.К.Быструшкина, это отражаетсоотношениямежду орбитамиЛуны и Солнца(для земногонаблюдателя).Соответственно, внешний кругАркаима посвященЛуне, а внутренний– Солнцу. Малотого, астроархеологическиеизмеренияпоказали связьнекоторыхпараметровАркаима с прецессиейземной оси.
Заключение
Сегодняаркаимскаядолина по правусчитается однимиз наиболееизученныхмикрорегионовРоссии.
Для историковдревностиевразийскихстепей памятникиаркаимско-синташтинскоготипа представляютпринципиальноновое явлениев археологии.Их особые возможностидля раскрытияисторическогосодержаниязаключаются, как это нипарадоксальнозвучит, в ограниченностипространства«Страны городов».В отличие отдругих степныхкультур икультурно-историческихобщностей(древнеямной, андроновской, скифо-сарматской…), занимающихогромные территорииот Подунавьядо Южной Сибирии Китая, «Странагородов» имеетчеткие границы.Это значительноконкретизируети повышаетрезультативностьисследований.В пределах«Страны городов»можно вестидетальныенаблюденияпо системерасселенияв эпоху среднейбронзы, делатьрасчеты попалеодемографии, емкости охотничьихугодий и древнихпастбищ. Особаяинформативность«Страны городов»связана такжес необычайноярким характеромкультовойдеятельностиее населения.Традиционноеделение культурына «материальную»и «духовную»здесь утрачиваетсвою значимость.Сакрализацияпамяти и еетесная связьс ритуаломдостигает наАркаиме своегоапогея. Вероятно, перед нами«бесписьменный»вариант древнейцивилизации, возможностьоткрытия которогопредсказывалЮ.М. Лотман.
В этом случаев качествеколлективнойпамяти на первыйплан выступалине письменныетексты, а архитектурныесооружения, курганы, урочищас местами отправлениярелигиозногокульта. Передачаинформациис помощью образовнашла отражениев геометриипланировочныхсхем и многочисленныхостатках культовойдеятельностина поселенияхи могильниках«Страны городов».
Аркаим, содной стороны, имеет ярковыраженноерегиональноезначение. Сдругой стороны, его историческийфеномен несетв себе глобальныехарактеристики.
АрхитектураАркаима и Страныгородов, жертвенныекомплексы ипогребальныйобряд, все текстыаркаимскойкультуры отражаютиндоевропейскуюмифологию.
СовременныевульгарныезападникиигнорируютпричастностьРоссии к европейскойидее. Между темРоссия не тольков прошлом векебыла хранительницейобщеевропейскихценностей, нона ее территории, ее древнейшиминародами этиценности создавалисьизначально.Сегодня, какникогда, необходимгуманитарныйдиалог цивилизаций.Каждая из современныхцивилизацийдолжна рассматриватьопыт иных настоящихи исчезнувшихкультур какравноправныйс признаниемпринципа равенствав истории. Толькотакой подходможет привестив условияхсовременногоцивилизационногокризиса к расширениюгоризонтасобственногобытия.
Мир на рубежеII-III тыс. н.э. называютпостиндустриальным, постсовременным(постмодерновым)и даже «постчеловеческим».Все сторонычеловеческогобытия – наука, религия, взаимоотношениямежду этносамии государствами, между обществоми природой –охвачены кризиснымиявлениями. Все, что нам предложилагреческаяцивилизация, лежащая в истокахсовременнойевропейскойкультуры, кажется, исчерпано.
Лучшие умынашего временив поисках выходовиз тупиковпостмодерновогомира обращаютсяк самым древнимпластам человеческойкультуры. Ещев неолите ибронзе людинакопили большойи разнообразныйопыт общественногоразвития. И, вероятно, нашацивилизацияне самая лучшаяиз тех возможных, что намечалаистория. Вероятныбыли и другиепути. Аркаимбудоражит нашевоображение.Он предлагаетобратитьсяк альтернативнымпутям историческогоразвития. Онзаставляетпосмотретьиз глубинывеков на достиженияи промахисовременногочеловеческогомира. И, возможно, если хватитсил, внести внего необходимыекоррективы.
Списокиспользуемойлитературы
Зданович Г.Б., Зданович Д.Г., Куприянока Е.В., Кириллов А.К. Аркаим и «Страна городов»: Археологические очерки (материалы к экскурсии). Челябинск, 2003.
Зданович Г.Б. Аркаим и «Страна городов»: диалог культур // Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. – Челябинск: Изд-во Крокус, 2004.
Зданович Г.Б., Петров Ф.Н. Аркаим: исследования прошлого в поисках будущего // Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. – Челябинск: Изд-во Крокус, 2004.
Зданович Г.Б. Аркаим — не задворки истории // «Академия Тринитаризма», М., 2002.
Зданович Г.Б. Аркаим в контексте современности.
Быструшкин К.К. Аркаим – великая обсеркатории древности // Наука и жизнь. № 12, 1996.
Шнирельман В. Аркаим, археология, национализм… Анатомия одной сенсации.
www.arkaim-center.ru – официальный сайт Специализированного природно-ландшафтного и историко-археологического центра «Аркаим».