–PAGE_BREAK–∆Рент.(Ф) = (Ф1-Ф0) х Рент.П0
∆Рент.(Рент.П) = (Рент.П1-Рент.П0) х Ф1
Проведенные расчёты позволяют сделать вывод о том, что уровень рентабельности возрос на 0,006 пункта вследствие влияния двух факторов: изменения рентабельности продаж; изменения фондоотдачи.
При этом первый фактор снизил возможный уровень рентабельности, а второй способствовал её увеличению. Так рентабельность продаж в отчётном периоде составила 15,9% в предыдущем 16,9%. Это привело к снижению общей рентабельности на 0,016 пункта, то есть произошло снижение прибыли на каждый рубль проданной продукции на одну копейку. В то же время несколько повысилась эффективность использования фондов, о чём свидетельствует показатель фондоотдачи. В отчётном периоде фондоотдача оказалась выше, чем в предыдущем на 0,136 пункта. Это позволило предприятию повысить общий уровень рентабельности на 2,3 %. Таким образом, на анализируемом предприятии несмотря на увеличение стоимости промышленно-производственных основных фондов и оборотных активов они использовались эффективно. Так темпы роста объёма продаж превышают темпы роста стоимости фондов, это обеспечило рост уровня общей рентабельности предприятия, но в то же время за отчётный период сумма прибыли увеличилась на 600 тыс. руб. и этого будет недостаточно, чтобы обеспечить увеличение рентабельности продаж. Другими словами темп роста прибыли от продажи ниже темпа роста объёма продаж.
Факторный анализ общей рентабельности по третьей формуле осуществляется методом цепных подстановок.
Общая рентабельность равна рентабельности продаж делённой на сумму фондоёмкости и коэффициента закрепления оборотных активов.
После цепных подстановок определим влияние на изменение общей рентабельности, рентабельности продаж, фондоёмкости и коэффициента закрепления оборотных активов.
Проведённые расчёты подтверждают, что рост уровня общей рентабельности связан с повышением эффективности использования как основных, так и оборотных средств. Так, значение фондоёмкости уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 0,051. Это повлекло увеличение уровня рентабельности на 1,9%. Также снизился коэффициент закрепления оборотных средств на 0,006. В результате влияния этого фактора уровень общей рентабельности возрос на 0,2%. Рентабельность продаж оказала отрицательное влияние на изменение уровня общей рентабельности, он снизился на 1,5 %.
Таким образом, показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
Для определения резервов роста прибыли при увеличении объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции (работ, услуг) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.
Подсчет резервов роста прибыли при улучшении качества продукции осуществляется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции.
Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения роста сбыта.
Основным источником резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) снижение себестоимости товарной продукции (Р↓С).
Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:
Пф +Р↑П Пф
Р↑R= Rв– Rф= ———————— х 100 — ——— х 100
∑( Vрпiвх Сiв) Зф
где
Р↑R– резерв роста рентабельности;
Rв– рентабельность возможная;
Rф— рентабельность фактическая;
Пф — фактическая сумма прибыли;
Vрпiв— возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Сiв— возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
Зф — фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
2 Организационно-экономическая характеристика.
2.1 Организационная характеристика предприятия ОАО «Кубинская экспериментальная обувная фабрика».
продолжение
–PAGE_BREAK– ОАО «Кубинская экспериментальная обувная фабрика» организовано в 1994году и специализируется на выпуске обуви. Предприятие расположено в пригороде г. Москвы. На территории предприятия находятся: здание заводоуправления; материальный склад и склад готовой продукции; два производственных здания с рабочим и силовым оборудованием; ремонтно-механические мастерские; гараж.
Структура предприятия
Цех по производству женской обуви
Цех 1 по производству заготовок;
Цех 2 по раскрою материала, тканей и пошива;
Цех 3 набойка, сборка и упаковка.
Цех по производству мужской обуви
Цех 1 по производству заготовок;
Цех 2 по раскрою материала, тканей и пошива;
Цех 3 набойка, сборка и упаковка.
Вспомогательные службы
Ремонтно-механические мастерские обеспечивают текущий и профилактический ремонт оборудования, заточку и замену инструмента.
Автотранспортный участок занимается внешними и внутренними перевозками грузов, а именно:
– доставкой сырья и материалов на материальный склад предприятия и внутризаводским перемещением грузов со склада к производственным участкам;
– доставкой готовой продукции из цеха на склад и от склада до потребителя.
Управленческая структура предприятия
Экспертная группа – состоит из главных менеджеров предприятия, которая определяет техническую, финансовую и перспективную политику развития производства и сбыта продукции;
Технический отдел – обеспечение производства конструкторской, технологической и нормативной документацией;
Планово-производственный отдел – выдача плановых заданий, определение потребности в сырье и материалах, расчет цен и себестоимости продукции;
Бухгалтерия – ведет всю необходимую документацию по учету производимых затрат, отчетность перед налоговой инспекцией, расчеты с поставщиками и потребителями, расчеты с работниками предприятия;
Снабженческо-сбытовой отдел – отвечает за бесперебойное обеспечение производства материальными ресурсами и инструментом, а также за отгрузку готовой продукции потребителям.
Для производства продукции предприятие использует в основном сырье и материалы отечественных производителей.
Выпускаемые изделия реализуются в основном в пределах области через торговые точки по договорам большими партиями. Предприятие имеет долгосрочные партнерские отношения с клиентами.
Для того чтобы успешно конкурировать на современном обувном рынке сбыта на предприятии ведется постоянная и целенаправленная работа по улучшению потребительских свойств выпускаемых изделий – используются современные дизайнерские разработки, новые прогрессивные виды материалов.
Участие в выставках помогает пропагандировать продукцию в обувном мире, выпуск буклетов, рекламных щитов и другой рекламной продукции позволяет предприятию находить новых клиентов, наращивать объемы производства и продаж.
Ассортимент производимой продукции в настоящее время широк и разнообразен, он рассчитан на потребителя с разным уровнем достатка, реализуется в пределах области в другие регионы.
В результате проводимой работы предприятию удалось в 2002 году увеличить объем производства и продаж по сравнению с предыдущим годом в полтора раза. Это положительно повлияло на финансовое состояние предприятия, его экономические показатели и кадровую стабильность.
Приоритетным направлением своей деятельности руководство предприятия считает повышение качества выпускаемой продукции, улучшение ее дизайна, применение современных материалов и технологий.
Оснащение производства современным оборудованием и инструментом является главным условием увеличения выпуска продукции, улучшения ее потребительских свойств, повышения финансовой устойчивости предприятия и успешная конкуренция в обувном бизнесе.
Поэтому очень важно проанализировать эффективность использования имеющихся основных фондов и наметить конкретные мероприятия по улучшению экономических характеристик предприятия в этом направлении.
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия по основным технико-экономических показателей за 2001-2003г.г.
Данные, представленные в табл. 1 и 2, характеризуют общие результаты и эффективность производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества за последние три года и служат основой для проведения комплексного экономического анализа.
Комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности АО за последние три года производится с целью выявления динамики основных технико-экономических показателей.
Исходные данные для анализа Таблица1
Показатели
Ед. изм.
2001г.
2002г.
2003г.
1.Объем товарной продукции (без НДС)
тыс.руб.
9825
115347
138962
Темп роста к 2001г.
%
100
127,0
153,0
Темп роста к 2002г.
%
100,0
120,5
2.Объем реализованной продукции (без НДС)
тыс.руб.
87957
114761
140118
Темп роста к 2001г.
%
100,0
130,5
159,3
Темп роста к 2002г.
%
100,0
122,1
3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
тыс.руб.
38226
36793
37047
Темп роста к 2001г.
%
100,0
96,3
96,9
Темп роста к 2002г.
%
100,0
100,7
4.Фондоотдача
руб./руб.
2,38
3,14
3,75
Темп роста к 2001г.
%
100,0
131,9
157,9
Темп роста к 2002г.
%
100,0
119,6
5.Стоимость оборотных средств
тыс.руб.
29497
34396
39703
Темп роста к 2001г.
%
100,0
117,0
135,0
Темп роста к 2002г.
%
100,0
115,4
Продолжение таблицы 1
Показатели
Ед. изм.
2001г..
2002г.
2003г.
6.Оборачиваемость оборотных средств
оборотов
3,1
3,4
3,5
Темп роста к 2001г.
%
100,0
109,6
113,0
Темп роста к 2002г.
%
100,0
103,0
7.Численность ППП
чел.
269
296
311
Темп роста к 2001г.
%
100,0
109,8
115,5
Темп роста к 2002г.
%
100,0
105,2
8.Производительность труда
тыс.руб.
337,0
389,8
446,4
Темп роста к 2001г.
%
100,0
115,7
132,5
Темп роста к 2002г.
%
100,0
114,5
9.Фонд оплаты по труду
тыс.руб.
6247
7909
9469
Темп роста к 2001г.
%
100,0
126,7
151,7
Темп роста к 2002г.
%
100,0
119,7
10.Среднегодовая зарплата на одного работающего
тыс.руб.
23,2
26,7
30,4
Темп роста к 2001г.
%
100,0
115,4
131,3
Темп роста к 2002г.
%
100,0
113,8
11.Прибыль балансовая
тыс.руб.
9724
13756
20677
Темп роста к 2001г.
%
100,0
141,0
212,0
Темп роста к 2002г.
%
100,0
150,0
12.Общая рентабельность
%
14,3
19,3
26,9
Темп роста к 2001г.
%
100,0
135,0
188,0
Темп роста к 2002г.
%
100,0
136,0
Продолжение таблицы 1
Показатели
Ед. изм.
2001г..
2002г.
2003г.
13.Себестоимость товарной продукции
тыс.руб.
82832
101851
117423
Темп роста к 2001г.
%
100,0
123,0
141,8
Темп роста к 2002г.
%
100,0
115,3
14.Материальные затраты
тыс.руб.
58894
71092
80199
Темп роста к 2001г.
%
100,0
120,7
136,2
Темп роста к 2002г.
%
100,0
112,8
15.Затраты на 1 рубль товарной продукции
руб./руб.
0-91,2
0-88,3
0-84,5
Темп роста к 2001г.
%
100,0
96,8
92,6
Темп роста к 2002г.
%
100,0
95,7
продолжение
–PAGE_BREAK–
Динамика основных экономических показателей работы предприятия
в сопоставимых ценах
Таблица 2
Наименование показателей
Ед. изм.
Значение показателей
2001г.
2002г.
2003г.
Товарная продукция
тыс.руб.
110891
121923
138962
Темпы роста к 2001г.
%
100,0
109,9
125,3
Темпы роста к 2001г.
%
100,0
114,0
Реализованная продукция
тыс.руб.
107390
120386
140118
Темпы роста к 2001г.
%
100,0
108,6
126,4
Продолжение таблицы 2
Наименование показателей
Ед. изм.
Значение показателей
Наименование показателей
Ед. изм.
Темпы роста к 2001г.
%
100,0
116,4
Себестоимость ТП
тыс.руб.
97266
104562
117423
Темпы роста к 2000г.
%
100,0
107,5
120,7
Темпы роста к 2001г.
%
100,0
112,3
Анализ проводится на основании данных годовых балансов предприятия. Для анализа составляются аналитические таблицы, в которых рассчитываются темпы роста технико-экономических показателей.
Темпы роста производства продукции определяются отношением данного уровня производства продукции к уровню базового периода.
Рассмотрим технико-экономические показатели в динамике за три года работы предприятия, принимая за базу 2001г. (табл. 1,2).
Темпы роста к базисному году характеризуют непрерывную линию развития, они показывают насколько производство продукции в данном периоде возросло по сравнению с периодом, принимаемым за базу.
Показатели темпов роста отражают не только направление развития, но и измеряют интенсивность развития промышленного производства.
Для того чтобы наглядно представить изменение показателей деятельности предприятия в динамике за 2001-2003г.г. по рассчитанным темпам роста, построим их графическое изображение. В первую очередь рассмотрим данные о производстве и реализации продукции (рис 1).
Рис.1. Динамика ТП, РП и себестоимости ТП
За анализируемый период (2001-2003г.г.) наблюдается тенденция роста показателей товарной и реализованной продукции. Так выпуск товарной продукции возрос с 90825 тыс. руб. до 138962 тыс. руб. в действующих ценах в 1,5 раза. Выручка от реализации товарной продукции в действующих ценах без учета НДС увеличилась с 87957тыс.руб. в 2001 году до 140118 тыс. руб. в 2003 году. Сравнивая значение этих показателей в сопоставимых ценах, следует отметить, что реальный рост товарной и реализованной продукции за рассматриваемый период соответственно составил 25,3% и 26,4%. Это положительное явление связано с систематической работой отдела маркетинга по изучению покупательского спроса населения и заинтересованных организаций. Кроме того, на увеличение объемов реализации товарной продукции повлияло постоянное обновление ассортимента изготавливаемой продукции, а также улучшение качества и дизайна предлагаемых для продажи изделий.
На рисунке 2 представлена динамика темпов роста показателей, характеризующих использование основных производственных фондов и оборотных средств. Стоимость основных фондов за три последних года незначительно уменьшилась. Так, если в 2001 году стоимость ОПФ составляла 38226 тыс. руб., то в 2003 году их сумма составила 37047 тыс. руб. Произошло снижение величины основных производственных фондов на 3,1% за счет списания устаревшего оборудования, а также продажи ненужного оборудования.
Стоимость оборотных средств в течение рассматриваемого периода возросла более чем в 1,3 раза и на конец 2003 года составила сумму 39703тыс. руб. Значительную долю (около 44%) в оборотных средствах составляют запасы на складах предприятия сырья и материалов.
Рассматривая динамику использования основных фондов и оборотных средств, можно отметить значительный рост фондоотдачи. Если в 2001 году она составляла 2,38 рублей на рубль товарной продукции, то в 2003 году значение этого показателя возросло до 3,75 руб. Темпы роста за рассматриваемый период составили 157,9%. Рост фондоотдачи произошел в основном за счет значительного увеличения объемов изготовленной продукции, а также частично за счет уменьшения стоимости основных фондов.
Рис.2. Динамика процентного соотношения ОФ, ОС и фондоотдачи.
На рис. 3 представлена динамика изменения следующих показателей:
– фонда оплаты труда;
– численности работников;
– среднегодовой заработной платы на 1-го рабочего;
– производительности труда одного работающего в стоимостном выражении.
Анализируя вышеперечисленные показатели можно отметить тенденцию роста их величины. Так, фонд оплаты труда увеличился с 6247тыс. руб. в 2000году до 9469,0 тыс. руб.; то есть вырос в 1,5 раза, причем прирост среднесписочной численности работающих составил 42 человека или 15,5% к базисному году. Значительное увеличение фонда оплаты труда при относительно небольшом увеличении численности работающих привело к росту среднегодовой заработной платы с 23,2 руб. в 2001 году до 30,4 руб. То есть за рассматриваемый период заработная плата работающих увеличилась на 31,3%.
Рис 3.Динамика Фот, ПТ, численности и среднегодовой ЗП.
С 2001 года выработка продукции на одного работающего постоянно возрастала и по отчету за 2003 год составила 446,4 тыс. руб.
Сравнивая темпы роста среднегодовой заработной платы и производительности труда на одного работающего за три года, можно отметить опережение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы: 32,5% и 31,3% соответственно. Аналогичное соотношение этих показателей наблюдается и за два последних года.
В целом это положительно характеризует деятельность предприятия. Но следует отметить, что разрыв между темпами этих двух показателей очень незначителен, всего 1,3%. Это свидетельствует о недостаточной эффективности работы предприятия.
Динамика темпов роста балансовой прибыли и общей рентабельности, представленная на рис. 4, показывает, что темпы роста этих показателей составляют соответственно 212% и 188%. На фоне роста абсолютных значений балансовой прибыли с 9724 тыс. руб. в 2001 году до 20677тыс. руб. и общей рентабельности с 14,3% в 2001году до 26,9% в 2003 году, наблюдается значительный рост материальных затрат и себестоимости выпускаемой продукции.
На рис. 5 представлена динамика этих показателей, а также затрат на 1 рубль товарной продукции за 2001-2003г.г. Так за этот период себестоимость товарной продукции выросла с 82832 тыс. руб. до 117423 тыс. руб.; материальные затраты увеличились с 58894 тыс. руб. до 80199 тыс. руб. Их увеличение связано с ростом выпуска товарной продукции и повышением цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, а также на энергоносители (газ, электроэнергию).
Рис. 4. Динамика балансовой прибыли и общей рентабельности
Можно отметить положительную работу предприятия за последние год, о чём свидетельствуют ежегодные изменения затрат на 1 рубль товарной продукции: 91,2 коп. – в 2001 году, 88,3 коп. – в 2002 году, 84,5 коп – в 2003 году.
Дальнейший рост выпуска продукции, на наш взгляд, сдерживается наличием на предприятии устаревшего оборудования, так как последние годы практически не обновлялся парк технологического оборудования.
В связи с чем необходимо провести экономический анализ по основным показателям, характеризующим эффективность работы акционерного общества и, в частности, выявить влияние различных факторов на изменение прибыли и рентабельности.
Рис. 5. Динамика себестоимости, материальных затрат и затрат на 1 руб. ТП
2.3 Анализ прибыли предприятия
Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Более чем, какой либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы.
Прибыль влияет на такой обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных средств, платежеспособность и размеры поощрительных фондов.
Выявление резервов роста и рентабельности может быть установлено через систему взаимосвязанных направлений экономического анализа.
Задача экономического анализа состоит в том, чтобы дать оценку общей величины прибыли и ее состава, проверить обоснованность плана и его выполнение по величине прибыли к уровню рентабельности, раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли от плановой, выявить резервы роста прибыли и рентабельности.
Анализ прибыли от реализации товарной продукции
продолжение
–PAGE_BREAK–Прибыль от реализации товарной продукции является результатом производственной деятельности и процесса обращения и занимает наибольший удельный вес в балансовой прибыли предприятия. Прибыль от реализации продукции состоит из двух частей:
1. Прибыль от реализации товарной продукции
2. Прибыль от прочей реализации
Определяется она как разница между выручкой от реализации товарной продукции (без НДС) и себестоимостью товарной продукции.
Для проведения анализа воспользуемся отчетностью предприятия о финансовых результатах деятельности и составим следующую аналитическую таблицу 3.
Из анализа данных, приведенных в таблице, следует, что прибыль от реализации товарной продукции увеличилась на 8291тыс.руб.
На изменение прибыли могли оказать влияние следующие факторы:
ü изменение цен на реализованную продукцию;
ü изменение объема реализованной продукции;
ü сдвиги в структуре и ассортименте реализованной продукции;
ü изменение производственной себестоимости реализованной продукции;
ü изменение коммерческих расходов;
ü приращение производственной себестоимости и коммерческих расходов
Показатели для анализа прибыли от реализации товарной продукции Таблица 3
№ п/п
Наименование показателей
Ед. изм.
Значение показателей
2002г.
2003г.
По ценам 2002г.
По действ. ценам
1.
Производственная себестоимость
тыс.руб.
97005
100843
112515
2.
Коммерческие расходы
тыс.руб
4329
4904
5885
3.
Полная себестоимость реализованной продукции
тыс.руб
101334
105747
118400
4.
Выручка от реализации продукции
тыс.руб
114761
122759
140118
Продолжение табл.3
5.
Результат производственно-хозяйственной деятельности
Прибыль
тыс.руб
13427
17012
21718
Убыток
–
–
–
Рассмотрим влияние каждого из перечисленных факторов.
1. Изменение цен на прибыль
DПцен = Qрф — Qрпф;
DПцен140118-122759=17359тыс. руб.
За счет роста цен на реализованную продукцию прибыль взросла на 17359тыс. руб.
2. Изменение объема реализации товарной продукции
DПор = ПпC(Sрпф: Sрп) — Пп;
DПор = 13427x(105747/101334)-13427=585 тыс. руб.
В связи с ростом объема реализации в отчетном году прибыль увеличилась на 585тыс. руб.
3. Влияние сдвигов в структуре и ассортименте реализованной продукции.
DПстр = ПпC(Qрпф/ Qрп — Sрпф/ Sрп);
DПстр = 13427x(122759/114761-105747/101334)=352 тыс. руб.
В связи с ростом в объеме реализации удельного веса более рентабельных изделий прибыль на предприятии возросла на 352тыс. руб.
4. Изменение производственной себестоимости реализованной продукции
DПпс/с= Sрф — Sрпф
DПпс/с = 112515-100843=11672 тыс. руб.
Увеличение производственной себестоимости в отчетном году за счет повышения цен на сырье и материалы привело к снижению прибыли на 11672 тыс. руб.
5. Изменение коммерческих расходов
DПкр = Sрф — Sрпф
DПкр = 5885-4904=981 тыс.руб.
В связи с увеличением коммерческих расходов в отчетном году, по сравнению с предыдущим годом прибыль уменьшилась на 981 тыс. руб.
6. Приращение производственной себестоимости за счет структурных сдвигов.
DПппс = Sрпх Qрпф/ Qрп — Sрпф;
DПппс = 97005×122759/114761-100843=2923тыс. руб.
Увеличение в объеме реализации удельного веса изделий, по которым производственная себестоимость снизилась, привело к повышению прибыли на 2923 тыс.руб.
7. Приращение коммерческих расходов за счет структурных сдвигов.
DПпкр = Sрпх Qрпф/ Qрп — Sрпф;
DПпкр = 4329×122759/114761-4904=-273 тыс. руб.
В связи с увеличением в объеме реализованной продукции изделий, по которым коммерческие расходы увеличились, прибыль снизилась на 273тыс.руб.
Суммарное влияние всех факторов, влияющих на изменение прибыли, равно величине отклонения прибыли от реализации товарной продукции двух смежных лет.
DПобщ = DПцен + DПор + DПстр + DПпс/с + DПкр + DПппс + DПпкр
DПобщ = 17359+585+352-11672-981+2923-273=8291 тыс.руб.
Анализ балансовой прибыли.
Балансовая прибыль характеризует конечные результаты всей производственно-хозяйственной деятельности и непромышленных хозяйственных объектов предприятия.
Формула хозяйственной прибыли:
Пбал = П реал + Ппр реал + Посн ф + ВР
ВР – внереализационные результаты – штрафы, пени, неустойки, полученные или уплаченные предприятием в отчетном году.
Анализ балансовой прибыли по сравнению с прошлым годом показывает влияние стоимости сырья, материалов, топлива и др. материально-технических ресурсов, изменение цен на реализацию продукции и методология расчета прибыли. Для того чтобы это влияние исключить, необходимо привести в сопоставимые условия сумму прибыли.
Для анализа составляются табл. 4 и табл.5.
Данные таблицы 4 и 5 показывают, что в 2002 году балансовая прибыль превышала прибыль от реализации на 324тыс. руб.; в 2003 году прибыль от реализации была больше балансовой на 1041 тыс.руб. Такие изменения произошли в результате доходов и убытков полученных от внереализационной деятельности. В 2002 году эти доходы составили 4444тыс. руб., а в 2003 году 90тыс. руб., в то же время убытки в 2003 году составили 1131тыс. руб., а в предыдущем году 115 тыс. руб.
Таблица 4
№ п/п
Наименование показателей
Значение показателей по отчету
Темпы роста к предыдущему году
2002.
2003г.
В действ. ценах тыс.руб.
В действ. ценах тыс.руб.
В ценах прошлого года, тыс.руб.
В фактич. ценах,
%
В ценах прошлого года,
%
Продолжение табл.4
№ п/п
Наименование показателей
Значение показателей по отчету
Темпы роста к предыдущему году
1.
Балансовая прибыль
13756
20677
16202
150
118
2.
Прибыль от
реализации товарной продукции
13427
21718
17012
162
127
Снижение убытков является одним из резервов повышения балансовой прибыли акционерного общества.
Прибыли и убытки ОАО «Кубинская экспериментальная обувная фабрика» за 2003год
Таблица 5
Прибыль
Сумма, тыс.руб.
Убыток
Сумма, тыс.руб.
От реализации продукции и услуг
21718
От реализации продукции
84
Пени полученные
19
Пени уплаченные
249
От внереализационной деятельности
43
Прочие долги от ВД
798
Прочие доходы
28
Чрезвычайные расходы
–
Итого:
21808
1131
Балансовая прибыль
20677
Прибыли и убытки АО за 2002год
Прибыль
Сумма, тыс.руб.
Убыток
Сумма, тыс.руб.
От реализации продукции и услуг
13427
От реализации продукции
31
Пени полученные
101
Пени уплаченные
17
От внереализационной деятельности
218
Прочие долги от ВД
84
Прочие доходы
125
Чрезвычайные расходы
–
Итого:
13871
115
Балансовая прибыль
13756
Анализ прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
Прибыль, полученная на предприятии должна быть распределена по соответствующим направлениям: на уплату в бюджет, выплату налогов и т.д.Рассмотрим подробно, по каким направлениям была распределена прибыль на предприятии, для этого воспользуемся приложением к балансу и формой «Справка к отчету о финансовых результатах и их использовании» и составим следующую аналитическую таблицу 6.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия Таблица 6
№ п/п
Наименование показателей
Ед. изм.
Отчет 2001г.
Отчет 2002г.
Отклонение (+, -)
1.
Прибыль балансовая
Тыс.руб.
13756
20677
+6921
2.
Налогооблагаемая прибыль
Тыс.руб.
11404
16899
+5495
Продолжение таблицы 6
№ п/п
Наименование показателей
Ед. изм.
Отчет 2001г.
Отчет 2002г.
Отклонение (+, -)
3.
Налог на прибыль и иные платежи
Тыс.руб.
3193
4901
+1708
4.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
Тыс.руб.
10563
15776
+5213
5.
Прибыль, направленная:
а) в фонд накопления
Тыс.руб.
5282
7888
+2603
б) в фонд потребл.
Тыс.руб.
4225
6310
+2085
в) другие цели
Тыс.руб.
1056
1578
+522
Ставка налога на прибыль в процентах:
а) в республиканский бюджет РФ – 13 процентов;
б) в бюджет республик в составе РФ, бюджета краев, областей, автономных областей и округов, г.Москва, г.Санкт-Петербург – 9%;
в) в бюджет районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов – 13%.
Для более полного представления финансового состояния АО в 2003 году рассмотрим фактическое использование прибыли в более подробном виде.
Баланс доходов и расходов за 2003 год Таблица 7
№ п/п
Наименование показателей
Значение показателей тыс.руб.
% к итогу
1.
Прибыль балансовая, всего
20677
90,6
В том числе:
Продолжение табл. 7
№ п/п
Наименование показателей
Значение показателей тыс.руб.
% к итогу
— от реализации продукции
21718
–
— от внереализационной деятельности
-1041
–
2.
Амортизация
2134
9,4
3.
Привлеченные средства
–
–
4.
Итого доходы
22811
100
5.
Платежи в бюджет
4901
21,5
6.
Фонды накопления, всего
11600
50,8
В том числе:
— фонд капитальных вложений
10022
43,9
— фонд средств социальной сферы
1578
6,9
7.
Фонды потребления, всего
6310
27,7
В том числе:
— оплата за лечение
798
3,5
— возмещение стоимости путевок
570
2,5
— материальная помощь
1597
7,0
— содержание профкома
91
0,4
— доплаты командированным
228
1,0
— премии за выполнение особо важных заданий
730
3,2
— ссуды работающим
958
4,2
— штрафные санкции
456
2,0
— расчеты с учредителями (дивиденды)
890
3,9
Итого расходы:
22811
100
Анализ рентабельности предприятия
Анализ рентабельности предприятия включает:
– анализ рентабельности производства;
– анализ рентабельности реализации;
– анализ рентабельности важнейших видов продукции;
– анализ рентабельности предприятия.
Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.
Рентабельность производства продукции (Рпр) определяется по формуле:
Рпр = (Птп/Sтп)х100%, где
Птп – прибыль от производства товарной продукции;
Sтп – себестоимость товарной продукции;
Птп = Qтп – Sтп, где
Qтп – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия.
Для анализа рентабельности производства составим таблицу.
Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства в 2003 году выше рентабельности чем в 2002году на 5,1%. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение прибыли и снижение затрат на 1 рубль товарной продукции.
Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешёвое.
Рентабельность производства продукции Таблица 8
№ п/п
Наименование показателей
Ед. изм.
Значение показателей
Отклонение (+, -)
2002г.
2003г.
1.
Товарная продукция предприятия в оптовых ценах
Тыс.руб.
115347
138962
+23615
2.
Полная себестоимость
Тыс.руб.
101851
117423
+15572
3.
Прибыль от производства товарной продукции
Тыс.руб.
13496
21539
+8043
4.
Рентабельность производства
%
13,25
18,34
+5,1
Анализ рентабельности продаж.
По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (табл.9).
Рентабельность продаж Таблица 9
№ п/п
Наименование показателей
Ед. изм.
Значение показателей
2002г.
2003г.
1.
Выручка от реализации за вычетом НДС (В)
Тыс.руб.
114761
140118
2.
Производственная себестоимость (С)
Тыс.руб.
84797
94522
Продолжение табл. 9
№ п/п
Наименование показателей
Ед. изм.
2002 г
2003 г
3.
Коммерческие расходы (КР)
Тыс.руб.
4329
5885
4.
Управленческие расходы (Ур)
Тыс.руб.
12208
17993
Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
Рп = (В – С – КР – УР)/Вx100% = Пр/Вx100%
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.
В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:
В1 и Во – отчетная и базисная выручка;
С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;
КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;
УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:
DРпв = [(В – Со – КРо – УРо)/В – (Во – Со – КРо – УРо/Во)/Во]x100%
DРпв = [(140118-84797-4329-12208)/140118-(114761-84797-4329-12208)/114761]x100% = +16%
В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность выросла на 16%.
продолжение
–PAGE_BREAK–