Введение ВВЕДЕНИЕАтмосфера и гидросфера – два канала, по которым осуществляется перенос вещества из средних широт в Арктику. При этом на территории Арктики происходит разгрузка воздушных потоков и речных вод от тех загрязнений, которые они накопили в среднеширотных районах, и особая уязвимость окружающей среды арктического региона определяется своеобразием миграции и поступления загрязняющих веществ в ее депонирующие среды. В этой связи немаловажным является изучение источников антропогенных микроэлементов в арктической атмосфере, а также механизмов ее очищения и степени воздействия на различные объекты природной среды Арктики.До недавнего времени роль атмосферы в процессе загрязнения водных объектов арктического региона недооценивалась. Однако для ряда веществ и химических элементов, в частности, антропогенных, вклад атмосферы может оказаться определяющим, особенно в центральных частях самого Северного Ледовитого океана и его морей.Осаждаясь на подстилающую поверхность (лед, снег, вода океана и его морей, суша островов и прибрежных территорий), принесенные воздушными массами антропогенные вещества воздействуют на окружающую среду Арктики, ее флору и фауну, влияя через пищевые цепи и на человека [АМАР, 1997; 2002]. При этом в холодных условиях Арктики целый ряд элементов окружающей среды (морской лед, донные осадки, мхи и лишайники, некоторые животные) обладают свойством накапливать загрязнения в течение многих лет. В результате антропогенная нагрузка на арктические экосистемы возрастает со временем.Специфика климатических и метеорологических условий, существующих в северной полярной области (СПО), определяет своеобразие природных явлений, происходящих в этом регионе. В частности, свойства и состав атмосферного аэрозоля в Арктике во многом существенно отличаются от аналогичных характеристик атмосферы других широт. Большую часть года (200-300 дней в году) поверхность Северного Ледовитого океана (СЛО) и суши в Арктике скована льдом и скрыта слоем снега, поэтому влияние природных (терригенного и морского) локальных и региональных источников аэрозольного вещества на состав арктического аэрозоля на долгое время исключается. Своеобразие процессов трансформации аэрозоля и его влияния на окружающую среду в арктическом регионе связано также с изменениями ряда физических параметров атмосферы и подстилающей поверхности при переходе от полярной ночи зимой к летнему незаходящему солнцу и обратно. В результате создаются условия, при которых определяющее воздействие на природную среду Арктики оказывают атмосферные аэро-золи, в том числе и антропогенные, принесенные туда из сред неширотных районов планеты.Несмотря на то, что последние 15-20 лет XX века ознаменовались активным изучением состава и свойств атмосферы Арктики, этих усилий оказалось недостаточно для выявления наиболее общих закономерностей в процессах воздействия деятельности человека на арктическую атмосферу и оценки возможных последствий этого явления. Поэтому в начале XXI века задача изучения временной и пространственной изменчивости уровня загрязнения атмосферы Арктики, а также источников и стоков этого загрязнения выделяется как одна из приоритетных в ряду исследований глобальных изменений климата и окружающей среды на нашей планете [АМАР, 1997; 2002; Мохов, 1999]. Это связано не только с возможными региональными изменениями природной среды арктических экосистем, но также с возможностью огромного и необратимого влияния этих изменений на все формы жизни далеко за пределами арктического региона [Климатический режим Арктики …, 1991; Алексеев и др., 2000].Уже многие годы арктический атмосферный аэрозоль содержит не только природные составляющие, но и ряд веществ и химических элементов, происхождение которых связано с деятельностью человека в средних широтах Северного полушария. Послойные исследования ледников островов Северной Канады, Гренландии, Шпицбергена, Северной Земли обнаружили, начиная с 50-х годов XX века, возрастание их загрязненности продуктами человеческой деятельности в соответствии с увеличением выбросов антропогенных веществ в атмосферу.Основными (по массе) антропогенными компонентами аэрозоля в Арктике являются сульфаты, органика и элементарный углерод – сажа. Воздействие этих веществ на окружающую среду неодинаково. Наличие сульфатов и органики в атмосфере приводит к загрязнению и закислению осадков и, соответственно, влияет на химический состав снега, льда, воды и почвы, на которые они выпадают. Что касается сажи, то она изменяет радиационный баланс атмосферы, влияя на оптические свойства тропосферы и подстилающей поверхности, и, следовательно, является важным климатообразующим фактором в Арктике.Современные аналитические методы позволяют определять в аэрозольных пробах содержание еще около 40 химических микроэлементов, общая масса которых не превышает 5% от всей массы аэрозольного вещества. Однако изучение столь малых компонент оказалось весьма полезно не только с точки зрения воздействия отдельных (часто токсичных) элементов на окружающую среду. Многие из этих микроэлементовявляются трассерами при исследовании происхождения аэрозоля, путей его дальнего переноса в атмосфере, процессов его трансформации и осаждения на подстилающую поверхность. Именно такие малые составляющие арктического аэрозоля были объектом наших исследований.Еще в 40-50-х годах в весеннее время в окрестностях Аляски пилоты метеослужбы наблюдали замутненность атмосферы (с дальностью видимости до 8 км), названную «арктической дымкой» (Arctic haze) [Mitchell, 1957]. Совпадение в весеннее время положений максимумов в сезонных зависимостях коэффициента светорассеяния арктического воздуха и содержания в нем различных составляющих антропогенного происхождения привело к тому, что основной причиной образования дымок стало считаться загрязнение арктической атмосферы продуктами человеческой деятельности на материках вокруг СЛО [Barrie, 1986]. В результате к этому вопросу было привлечено внимание не только ученых, но и политиков.Таким образом, к середине 80-х годов XX столетия (т.е. к началу наших исследований) только-только была осознана необходимость подробнейшего ^изучения свойств и состава арктического аэрозоля. Развитие к этому моменту экспериментальной и аналитической базы также позволило организовать такие исследования. На Аляске, в Гренландии, в Канадском и Норвежском секторах Арктики были начаты круглосуточные круглогодичные наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, в том числе и за его элементным составом [Rahn, 1985]. В Российской Арктике в те годы на некоторых полярных станциях в отдельных экспедициях проводились измерения распределения аэрозольных частиц по размерам и спектральных характеристик арктической атмосферы [Сакунов и др., 1990]. Первые измерения элементного состава аэрозоля в Российской Арктике, проведенные в 1968 г. [Биненко и др., 1981], не повторялись до 1984-85 гг. (наши первые исследования на о. Врангеля [1]). Это было связано, с одной стороны, с недостатками экспериментальной базы, поскольку для работ в Арктике требовались уникальные высокообъемные пробоотборники и развитые методики обнаружения минимальных количеств отдельных химических элементов в аэрозольных пробах. С другой стороны, тормозом в развитии таких исследований была информационная закрытость СССР, когда научные работы в Арктике ограничивались, а их результаты подлежали цензуре и не публиковались в открытой печати.Однако наша страна имеет северную границу, протянувшуюся вдоль половины побережья Северного Ледовитого океана, и оставлять такое огромное «белое пятно» на карте изучения Арктики в конце концов стало невозможно. Данные ученых западныхстран свидетельствовали (по их мнению) о том, что российские промышленные комплексы, расположенные вблизи полярного круга (на Кольском п-ове и в районе Норильска) загрязняют атмосферу Арктики и приближают экологическую катастрофу в этом регионе [Shaw, 1982; Rahn et al., 1983]. В связи с этим возникла необходимость экспериментального исследования состава атмосферы в Российской части Арктики, изучения и прогнозирования воздействия российских промышленных областей на арктические экосистемы.Наши исследования элементного состава аэрозоля, выполненные во второй половине 80-х годов на двух российских станциях, расположенных на арх. Северная Земля и на о. Врангеля, были первыми более или менее регулярными (в течение 5 лет) наблюдениями такого рода. Все они ограничивались лишь весенним сезоном, когда арктическая атмосфера содержит наибольшее количество антропогенных составляющих. К сожалению, отсутствие достаточного материального обеспечения не позволило в последующие годы продолжить эти исследования и организовать круглогодичные наблюдения за составом атмосферы в этих районах. Работы, проводимые с начала 90-х годов до настоящего времени в Российской Арктике на научно-исследовательских судах, являются эпизодическими, поскольку определяются режимом конкретных экспедиций, и почти все они приходятся на летне-осенний сезон, когда большая часть российских арктических морей открыта ото льда. Для получения же достоверной информации о закономерностях и особенностях в процессах загрязнения атмосферы необходимо анализировать многолетние непрерывные информационные массивы.Логическим продолжением наших экспериментальных работ стал анализ многолетней метеорологической и синоптической информации о движении воздушных масс в СПО, на основании которого были выполнены модельные оценки переноса антропогенных примесей в Российскую Арктику и из нее. Это позволило оценить средние концентрации (и их сезонные изменения) ряда антропогенных микроэлементов (в том числе, тяжелых металлов) в арктической атмосфере, а также выявить их наиболее значимые источники и стоки. Существующие экспериментальные данные об элементном составе аэрозоля в Российской части Арктики, хотя они и охватывают в основном лишь весенний и летний сезоны и являются результатом эпизодических наблюдений, оказались чрезвычайно полезными для верификации модельных оценок.Полученные средние оценки уровня загрязненности арктической атмосферы были применены для определения вертикальных потоков ряда антропогенных микро- ,элементов на подстилающую поверхность в Арктике и вклада атмосферных аэрозолей в формирование состава водной взвеси арктических морей России.Целью работы являлось определение уровня загрязненности атмосферы в Российской Арктике как по результатам экспериментального изучения элементного состава атмосферного аэрозоля, так и на базе модельных расчетов, а также оценка средних потоков антропогенных примесей из атмосферы на поверхность Северного Ледовитого океана и его морей.Работа состоит из введения, пяти глав и заключения.В первой главе рассматриваются особенности арктической атмосферы, определяющие направления и эффективность переноса воздушных масс и антропогенных примесей в СПО в разные сезоны года, а также обобщаются экспериментальные данные об элементном составе и свойствах арктического аэрозоля (по литературе).Вторая глава содержит результаты экспериментальных исследований элементного состава аэрозоля в Российской Арктике, в которых автор принимала участие совместно с сотрудниками Института физики атмосферы им. A.M. Обухова РАН, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Института экспериментальной метеорологии (г. Обнинск) и Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Особое внимание уделяется определению происхождения различных составляющих арктического аэрозоля, а также идентификации отдельных промышленных регионов-источников антропогенных компонент.Третья глава посвящена изучению 10-летних средних характеристик процессов дальнего переноса воздушных масс в Российскую Арктику и из нее. Анализируются основные пространственные и временные закономерности в процессах воздухообмена между Российской территорией Арктики и средними широтами, а также межгодовые и сезонные особенности этих процессов.В четвертой главе описывается примененный нами подход для оценок эффективности переноса примеси в атмосфере при статистической обработке большого количества траекторий движения воздушных масс. Приводятся численные оценки средних атмосферных концентраций и выпадений на подстилающую поверхность конкретных антропогенных микроэлементов как для отдельных сезонов, так и в целом за год. Выявляются наиболее значимые для Российской Арктики источники этих аэрозольных составляющих с учетом загрязненности самого арктического воздуха в холодную часть года. Впервые вклад горизонтального переноса примесей в ходе межширотного воздухообмена рассматривается как один из механизмов очищения арктической атмосферы,оценивается его эффективность в разные сезоны. Приводятся также оценки среднего вклада атмосферных аэрозолей в содержание антропогенных микроэлементов в водах морей Российской Арктики.В пятой главе рассмотрено влияние долговременных (до 20 лет) изменений в процессах переноса воздушных масс в СПО на источники, стоки и средние концентрации антропогенных примесей в арктической атмосфере, а также на их потоки на подстилающую поверхность в Арктике. Выявлены основные тенденции современных изменений в процессах формирования примеси в атмосфере Арктики.В заключении резюмируются основные результаты работы и формулируются наиболее значительные выводы из проведенного исследования.Научная новизна результатов определяется в первую очередь объектом исследования – состав атмосферного аэрозоля в Российской Арктике, недостаток сведений о котором в последние 15-20 лет тормозит изучение свойств арктической атмосферы и экосистемы Арктики в целом. В частности, новыми можно назвать следующие результаты:• Получен и проанализирован первый и до сих пор единственный многолетний ряд экспериментальных данных об элементном составе аэрозоля в атмосфере Российской Арктики в весеннем сезоне, когда ее загрязнение максимально.• Оценены потенциальные возможности наиболее крупных промышленных регионов Северного полушария влиять на загрязнение атмосферы в Российской части Арктики и выявлены наиболее значимые источники этого загрязнения для разных пунктов в разные сезоны в отношении разных примесей.• Впервые показано, что в среднем за год процесс выноса антропогенных примесей воздушными массами за пределы Арктики по эффективности очищения арктической атмосферы сравним с процессами, осаждающими примеси на подстилающую поверхность внутри региона, и изучены сезонные вариации в соотношении этих процессов.• Впервые выполнены оценки средних многолетних значений (и их сезонных вариаций) атмосферных концентраций и выпадений на подстилающую поверхность в Российской Арктике ряда антропогенных микроэлементов, являющихся приоритетными для изучения с точки зрения их негативного воздействия на окружающую среду и человека.• Показано, что роль атмосферных аэрозолей в загрязнении вод Северного Ледовитого океана антропогенными микроэлементами значительно выше, чем предполагалось ранее. В частности, в арктических морях России средний годовой вклад аэрозолей в содержание некоторых тяжелых металлов составляет до половины вклада речного стока.• Изучены долговременные изменения в процессах воздухообмена в СПО в конце XX века, результатом которых были изменения в источниках и стоках антропогенных аэрозольных примесей в атмосфере Арктики, а также изменения средних атмосферных концентраций антропогенных микроэлементов и их потоков на подстилающую поверхность в арктическом регионе. Отмечено, что возможное снижение роли атмосферы как канала поступления антропогенных примесей в Арктику в условиях современного изменения климата должно привести к возрастанию вклада в этот процесс речного стока. Поэтому уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду Арктики возможно лишь путем разработки, внедрения и реальной установки на промышленных предприятиях современных эффективных средств фильтрации и очистки продуктов, выбрасываемых в атмосферу и в водные объекты природной среды.Возможные практические приложения результатов:1. Полученные экспериментальные данные об элементном составе аэрозоля в атмосфере и оценки многолетних средних атмосферных концентраций и выпадений на поверхность антропогенных микроэлементов в Российской Арктике могут быть использованы при изучении условий существования и развития арктических экосистем, а также для верификации различных теоретических моделей и оценок.2. Предложенный метод оценки потенциальной возможности конкретного промышленного региона влиять на состав атмосферы в Арктике дает перспективы для оценки, сравнения и регулирования воздействия существующих и новых промышленных объектов на арктическую атмосферу.3. Полученные количественные оценки роли воздушных потоков в загрязнении и очищении природной среды Арктики в разные сезоны могут использоваться при изучении антропогенного воздействия на экосистему Арктики и климатических последствий этого воздействия.Публикации и апробация работы. По теме диссертации автором опубликовано 35 статей в отечественных и зарубежных научных журналах и еще около 30 тезисов докладов в трудах различных конференций и симпозиумов. Результаты работы неодно-кратно докладывались на семинарах лабораторий ААНИИ, ИО им. П.П. Ширшова РАН, НИФХИ им. Л.Я. Карпова, ИЭМ, ИФА им. A.M. Обухова РАН, а также на совещаниях и конференциях в нашей стране и за рубежом: на Европейской аэрозольной конференции в 1994 и 2001 гг., на 14-ой Международной конференции по нуклеации и атмосферным аэрозолям в 1996 г., на Российско – Германских совещаниях по проблемам моря Лаптевых в 1996 и 2000 гг., на Заседаниях Рабочей группы «Аэрозоли Сибири» в 1995, 1996 и 2000-2002 гг., на Российско – Норвежском совещании в Санкт-Петербурге в 1995 г., на Международной конференции “Физика атмосферного аэрозоля” (Москва, 1999 г.), на XIII Международной школе по морской геологии в 1999 г., на Международных совещаниях по взаимодействию между сушей и океаном в Российской Арктике (LOIRA) в Москве в 1999 и 2000 гг., на 6-ой конференции в рамках международного проекта по Глобальной атмосферной химии (IGAC) в Италии в 1999 г., на 2-ом Международном симпозиуме по загрязнению окружающей среды (в рамках проекта АМАР) в Финляндии в 2002 г., на заключительной научной конференции по проекту “Климатическая система Арктики” (ACSYS) в Санкт- Петербурге в 2003 г.Личный вклад автора состоит (i) в постановке задачи и организации экспериментальных наблюдений за составом атмосферного аэрозоля в Российской Арктике во второй половине 1980-х годов, (ii) в проектировании высокообъемного пробоотборника для сбора аэрозольных проб в Арктике, (ш) в обработке и интерпретации экспериментальных результатов, полученных в ходе всех экспедиций, (iv) в создании, разработке и реализации методики оценки средних характеристик аэрозольного загрязнения арктической атмосферы по многолетним массивам траекторий переноса воздушных масс. При выполнении модельной части работы автор дважды была руководителем инициативных проектов, поддержанных РФФИ.^ ГЛАВА 1. АТМОСФЕРА – ОДИН ИЗ КАНАЛОВ ПОСТУПЛЕНИЯ АНТРОПОГЕННОГО ВЕЩЕСТВА В АРКТИКУ (ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ДАННЫМ).Атмосфера и гидросфера – два канала, по которым осуществляется перенос вещества из средних широт в Арктику. Воздушные потоки во многих отношениях влияют на условия существования и развития природной среды в Арктике. Как оказалось, даже движение льдов в СЛО непосредственно определяется средним распределением скорости и направления приземного ветра [Serreze and Barry, 1988], т.е. фактически распределением приземного поля давления. Именно в атмосфере происходит быстрый (по сравнению с водными потоками) перенос тепла и влаги из средних широт в Арктику. В то же время из атмосферы на поверхность Северного Ледовитого океана и прибрежные части материков выпадают осадки, а вместе с ними и принесенные из средних широт загрязняющие вещества. Поэтому в течение почти всего XX столетия осуществлялось накопление данных о метеорологических характеристиках арктической атмосферы, ее составе и влиянии на другие природные объекты Арктики.В данной главе обсуждаются естественные геофизические процессы, происходящие в атмосфере северной полярной области земного шара, с точки зрения их влияния на дальний перенос аэрозольного вещества воздушными потоками, а также на накопление примесей в арктической атмосфере и ее очищение. Вторая половина главы посвящена обзору имеющихся экспериментальных данных об элементном составе арктического аэрозоля, его свойствах, сезонных и долговременных изменениях. Особое внимание уделяется результатам определения природы и источников различных химических элементов в атмосферном аэрозоле, а также влиянию его антропогенных составляющих (при осаждении на подстилающую поверхность) на окружающую среду в Арктике.1.1. Перенос воздушных масс и примесей в северной полярной области в разные сезоны года.Эффективность переноса примеси в атмосфере зависит от синоптических и метеорологических условий, которые сильно варьируют как в пространстве, так и во времени. С этой точки зрения арктический регион обладает рядом особенностей, которые рассматриваются далее. Результаты почти 100-летних наблюдений за арктической атмосферой наиболее полно отражены в сборниках [Мониторинг климата Арктики, 1988; Климатический режим Арктики…, 1991] и отдельных выпусках [Тр. ААНИИ. Л.: Гид-10рометеоиздат, 1981, Т. 370; 1983, Т. 381; 1998, Т. 439], а также в обзорах автора [3, 5,] и в ряде зарубежных обзоров [Shaw, 1995; Barrie, 1986; 1995; 1996; АМАР, 1997; 2002]. 1.1.1. Метеорологические характеристики арктической атмосферы.Арктические районы земного шара характеризуются суровым климатом с низкими температурами воздуха при чередовании год за годом полярной ночи и полярного дня. Температура воздуха в Арктике в течение всего года повышается от приполюсных районов в направлениях Атлантического и Тихого океанов, а в направлении материков это происходит только в теплом сезоне [Чуканин, 1983]. Сезонные изменения средней температуры воздуха в Арктике представлены на рис. 1.1. В условиях полярной ночи в феврале, самом холодном зимнем месяце, в центре арктического бассейна отмечаются температуры до -35°С. Летом, с июня по август, при постоянно висящем низко над горизонтом солнце, термически однородная подстилающая поверхность (тающие снег и лед) обусловливает в арктическом бассейне устойчивые температуры воздуха с малыми горизонтальными градиентами. При этом наиболее низкие температуры (- 2-3°С) наблюдаются у полюса, где средняя продолжительность периода с положительными приземными температурами составляет всего одну неделю в июле.Как показывает анализ вертикального распределения температуры, характерной особенностью пограничного слоя атмосферы над СЛО являются частые приземные и/или приподнятые инверсии. Увеличение их повторяемости и интенсивности в течение 20 лет (с 1965 по 1985 гг.) отмечалось в работе Нагурного и др. (1991). Статистические характеристики инверсионных слоев (по 30-летним наблюдениям) для трех районов Арктики приведены в табл. 1.1 (по данным [Бурова, 1981]). Слой приземной инверсии температуры в период своего максимального развития неоднороден: наибольшей термической устойчивостью обладает самый нижний 100-метровый слой, в котором вертикальные градиенты температуры могут достигать нескольких десятков градусов на 100 м. Приземная инверсия температуры существенным образом влияет на вертикальное распределение влажности, скорости и направления ветра и определяет таким образом не только термическое, но и динамическое состояние нижних слоев тропосферы [Брязгин и др., 1988]. В применении к вопросу о распространении примесей в атмосфере наличие инверсии температуры может приводить к тому, что дальний перенос примеси осуществляется над слоем приземной инверсии или под нижним слоем приподнятой инверсии. Эти два случая должны различаться скоростью движения воздуха и условиями взаимодействия с подстилающей поверхностью (в том числе, скоростью осаждения примеси на поверхность).11I П Ш IV V VI VII VIII К X XI XII I МесяцыРис. 1.1. Сезонные изменения температуры воздуха [Радионов и др., 1996], количества осадков [Крязгин, 1998]и концентраций свинца, сажи (ВС) и сульфатов [Barrie, 1996] в атмосфере Арктики.Таблица 1.1. Средние параметры температурных инверсий в разных районах Арктики в разные месяцы поданным [Бурова, 1981; Нагурный и др., 1991],Пара?л етр Район М е с я цЯнварь Апрель Июль ОктябрьПовторяемость Атлантический 71 52 47 23приземной инверсии, Центр 77 67 40 38% Тихоокеанский 64 63 48 49Толщина слоя Атлантический 1.0 0.9 0.7 0.5приземной инверсии,. Центр 1.2 0.9 0.7 0.5км Тихоокеанский 1.1 0.9 0.6 0.5Высота нижней Атлантический 0.9 Ь2 1.0 1.1границы приподнятой Цетр 1.5 1.4 0.9 0.7инверсии, км Тихоокеанский 1.3 0.8 1.1 1.112Пространственная структура и физические характеристики облачности в Арктике отличаются от аналогичных характеристик, свойственных другим районам земного шара. В Арктике максимальное количество облаков (9-10 баллов) наблюдается в летний период, а зимой в среднем их в два раза меньше. На рис. 1.2 показан годовой ход общей и нижней облачности в Арктике по данным Воскресенского и Брязгина (1988). Наибольшая устойчивость ясной погоды характерна для зимних и весенних месяцев, пасмурная погода, наоборот, наиболее устойчива с июля по октябрь [Гледенова и Петров, 1983]. Распределение облаков по ярусам зависит от сезона. В летний период повторяемость нижней облачности значительно превышает повторяемость облаков среднего и верхнего ярусов. При этом летом облака располагаются наиболее низко (до 150 м), а зимой нижняя граница облачности несколько выше (около 500 м) [Макштас и Священников, 1998]. Сезонные различия пространственного распределения облачности в Арктике могут влиять на эффективность выведения аэрозольных примесей из атмосферы осадками в разные сезоны, поскольку при этом важную роль играет тот факт, где именно (в облаке или в подоблачном слое) происходит захват примеси каплями, снежинками и т.д. (см. далее раздел 1.1.3). В этом смысле перечисленные особенности арктической облачности должны увеличивать (при прочих равных условиях) скорость осаждения примесей осадками летом по сравнению с зимой.Анализ пространственно-временной структуры влажности атмосферы над СЛО показал, что этот район является одним из самых сухих в северном полушарии: интегральное влагосодержание в Арктике в 2.5 раза меньше, чем в пустыне Сахара [Бурова, 1983]. Относительная влажность над арктическим бассейном меняется в течение года от 50 до 95 % (с максимумом в июле- августе). Зимой при низких отрицательных температурах воздуха в нижних слоях атмосферы наблюдается пересыщение водяным паром (до 120%) по отношению ко льду. При этом создаются благоприятные условия для образования инея, изморози, туманов, ледяных игл и ледяных кристаллов (повторяемость таких атмосферных явлений в период с ноября по март составляет 20- 31 день в месяц с максимумом в зимний период [Радионов и др., 1996]. В оптическом отношении эти явления сопровождаются ухудшением видимости, что может восприниматься как арктическая дымка. Кроме того, эти осадки плохо поддаются экспериментальному контролю, хотя являются одним из каналов, обеспечивающих удаление примесей из атмосферы.Пространственные и сезонные различия в количестве и интенсивности осадков в Арктике в значительной степени определяют эффективность очищения арктическойСписок литературы
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…