Аттестация государственных и муниципальных служащих

при Президенте Российской Федерации Северо-Западная академия государственной службы Кафедра Административного и уголовного права РЕФЕРАТ По курсу: «Правовые основы государственной службы» На тему: «Аттестация государственных служащих» Выполнила: студентка 412 группы ф-та ГиМУ * Проверил: Соловьева А.К. Санкт-Петербург 2004
Введение Каждый государственный и муниципальный служащий в течение своей жизни не раз столкнется с аттестацией, порой тревожным и психологически мучительным процессом, поэтому необходимо знать всю структуру аттестации и быть готовым к ней, быть во всеоружии. Для госслужащего эта тема будет актуальна и животрепещуща всегда. Поэтому считаю целью данной работы разобрать аттестацию как процесс, который будет рассмотрен в реферате на примере администрации и федеральных государственных служащих.
К настоящему времени разработано множество методов оценки персонала. Но именно аттестация может быть основным методом анализа состояния персонала государственной и муниципальной службы. Достоинство этого метода в комплексном подходе, разноплановом отражении сложного труда руководителя. Аттестация дает возможность получить интегрированную оценку деловых и личностных качеств работника, его персонального вклада в результаты деятельности организации (администрации).
Для раскрытия темы считаю важным раскрыть понятие аттестации, ее этапы и проблемы. Основная часть 1.Понятие аттестации Аттестация как средство и способ проверки соответствия про¬фессионального уровня занимаемой должности в системе всех видов службы введена сравнительно недавно — с середины 80-х годов1. Совета СССР, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 5 марта 1987 г которым утверждено Примерное положение о порядке проведения аттестации ответственных работников аппарата советских и общественных органов.1 На основе этой директивы были приняты нормативные акты о порядке проведения аттестации в отдельных видах службы на федеральном уровне. Аттестация — «одно из правовых средств изменения трудового договора (контракта) между государственным служащим и федеральным государственным органом.
Подчиняться правилам проведения аттестации и выполнять рекомендации аттестационной комиссии — юридическая обязанность государственного служащего»2, которая предполагает безусловную подчиненность служащего существующему порядку и правилам, установленным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также не противоречащими им документами внутреннего характера. Аттестация государственных служащих проводится во исполнение
Указа Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"3 в целях совершенствования деятельности аппарата государственных органов управления, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и повышения ответственности за результаты принимаемых решений, предупреждения 1См: Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. – М.: Юристъ, 1997. – С.42. 2См:
Ведомости Верховного Совета СССР,1987. № 12. Ст.153. 3См: Настольная книга государственного служащего / Отв. ред. В.И.Шкатулла. – М : ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. – С. 318. 4См: Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"// www.garant.ru коррупции
в аппарате государственного управления, развития инициативы творческой активности1. Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" гласит, что аттестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда2. Основными задачами аттестации являются: – определение служебного соответствия государственного служащего занимаемой должности; – выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции; – определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего; – обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее
квалифицированную работу3. Аттестация призвана содействовать выявлению общего кадрового потенциала и оптимальному обеспечению функционального предназначения аппарата. 2. Требования к проведению аттестации Для проведения аттестации необходимо: 1) сформировать аттестационную комиссию; 2) утвердить график проведения аттестации; 3) составить списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации;
4) подготовить необходимые документы для аттестационной комиссии; 5) ознакомить муниципального служащего с условиями и порядком про¬ведения аттестации. 1См: Положение Минтруда РФ 15 октября 1992 г. N 73 «О порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти»// www.garant.ru – Раздел 1, п.1. 2См: Федеральный закон от 31 июля 1995 г.
N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"" (с изменениями от 18 февраля 1999 г 7 ноября 2000 г 27 мая 2003 г.)//Собрание законодательства РФ- 1995 – №31. – Ст.24, п.1. 3См: Положение Минтруда РФ 15 октября 1992 г. N 73 «О порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти»// www.garant.ru – Раздел 1, п.3.Сроки проведения и график Конкретные сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем соответствующего органа (местного самоуправления) исполнительной власти по согласованию с комитетом профсоюза и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации. Очередной аттестации не подлежат работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты; беременные женщины; служащие в течение года с момента присвоения им квалификационного
разряда, назначения на должность по конкурсу и (или) сдачи квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки (переквалификации); достигшие возраста 60 лет, после которого можно занимать только главные должности до 65 лет, если государство нуждается в таком работнике1. Здесь квалификационные разряды присваиваются по результатам квалификационного экзамена2. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат очередной аттестации не ранее чем через
год после выхода их на работу. График проведения аттестации утверждается руководителем органа мест¬ного самоуправления (муниципальный служащий) и доводится до сведения каждого аттестуемого муници¬пального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике указываются: – наименование органа местного самоуправления (муниципальный служащий), 1См: Родионова М.Право государственного служащего на присвоение квалификационного разряда//
Российская юстиция 2001 №2. – С.48. 2См: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля 1999 г 7 ноября 2000 г 27 мая 2003 г.)//Собрание законодательства РФ- 1995 – №31. – Cт.7, п.1. подразделения, в ко¬тором работает муниципальный служащий, подлежащий аттестации; – дата и время проведения аттестации; -дата представления в аттестационную комиссию необходимых докумен¬тов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответ¬ствующих подразделений органа (исполнительной власти, госоргана и т.д.) местного самоуправления1. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Работники аппаратов военных судов и Военной коллегии подлежат аттестации один раз в три года. Порядок аттестации определяется положением об аттестации работников аппарата федерального суда общей
юрисдикции, утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Аттестация военнослужащих, прикомандированных к аппаратам военных судов и Военной коллегии, осуществляется в порядке, установленном в Вооруженных Силах Российской Федерации2. 4. Этапы аттестации 4.1 Первый этап — организационный. Прежде всего, глава администрации принимает решение о проведении атте¬стации,
сроках и ответственных за орга¬низацию и контроль. При этом ответственными назначаются одни из заместителей главы администрации и за¬ведующий сектором кадров. Затем соз¬дается аттестационная комиссия под председательством главы администрации. Сам глава районной или городской адми¬нистрации аттестуется в областной (краевой) аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии.
Руководитель органа может привлечь к работе независимых экспертов. В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровой и юридической служб государственного органа, а также может включаться представитель соответствующего профсоюзного органа3. 1См: Порядок и условия прохождения муниципальной службы: М, 1999 – С.64. 2См: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации""//www.garant.ru – Cт.33, п.6. 3См: Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Уч. Пособие. – 2-е изд перераб. и доп М.: Юрист, 2002. – С.113. Разрабатывается график прохожде¬ния аттестации персонала и утверждает¬ся список экспертов, участвующих в про¬цедурах оценки. Рекомендуется не позднее, чем за две недели до начала проведения
аттестации в аттестационную комиссию предоставлять отзыв на подлежащего аттестации служащего, подписанный его непосредственным руководителем. Отзыв должен содержать полную и объективную оценку профессиональ¬ных и личностных качеств служащего, показатели результа¬тов его деятельности за предшествующий период. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также отзыв о служащем и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.
Кадровая служба органа местного самоуправления не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого муниципального служа¬щего с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом ат¬тестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзы¬вом. Например, в администрации, если отдельным руководителям при¬ходится готовить заключения на
многих работников, то, советует ученый, "в этом случае целесообразно шире использовать их заместителей. Глава администрации, как правило, готовит заключения на своих заместителей, а также руково¬дителей тех отделений, управлений и де¬партаментов, которые замыкаются на него по организационно-управленческой схеме."1 1См: Лысенко В. Технология аттестации государственных и муниципальных служащих// Кадры. – 1998 – №4 – С.31. Председатель аттестационной комиссии проводит рабочее совещание с обяза¬тельным участием всех аттестуемых я их непосредственных руководителей, в ходе которого обсуждаются цели и задачи оценки персонала, технология и график ее проведения. Все аттестуемые знако¬мятся с образцами документов и порядком их заполнения. Каждому аттестуемому вручаются три документа1: 1."Анкета" Анкета для аттестации государственного (муниципального) служащего
Фамилия Имя Отчество Аттестация проводится за год Год рождения Место рождения Национальность Семейное положение Имеются дети, сколько Место жительства Образование (учебное заведение и год окончания) Специальность по образованию Стаж работы по специальности Знание иностранных языков Ученая степень, ученое звание, научные труды и изобретения
Стаж работы на управленческих должностях Повышение квалификации, где, когда обучался Имеется ли сертификат, диплом, удостоверение о подготовке по новым направлениям работы в условиях рыночной экономики, кем, когда выдан 1См: Лысенко В. Технология аттестации государственных и муниципальных служащих// Кадры. – 1998 – №4 – С.32 (Анкета), С.33 (Бланк само¬оценки), С.34 – 35 (Тест для государственного (му¬ниципального) служащего).
Работа по совместительству с момента поступления на государственную (муниципальную) службу, где, в каком качестве Выполнявшаяся до поступления на государственную (муниципальную) службу общественная работа, какая, в качестве кого Занимаемые управленческие должности до поступления на государственную (муниципальную) службу, какие, где Знание опыта государственного (муниципального) управления в других странах (личный опыт, стажировки, из литературы) Повышение квалификации по управлению (менеджменту) когда, где
Мотивы поступления на государственную (муниципальную) службу Поощрения за время нахождения на государственной (муниципальной) службе (если имеете, то какие?) Взыскания за время нахождения на государственной (муниципальной службе) (если имеете, то какие?) Государственный (муниципальный) служащий¬ Подпись ФИО Дата заполнения 2."Бланк само¬оценки" Оценка (самооценка) профессиональных, деловых и личных качеств государственного (муниципального) служащего (Заполняется непосредственным руководителем, в случае самооценки — аттестуемым). (должность) Оцените, пожалуйста, по пятибалльной системе деловые и личностные качества аттестуе¬мого (свои деловые и личностные качества). Качества Оценка 1. Способность разъяснять законы и инструкции, дать совет по их применению в кон¬кретной ситуации. 2. Способность в любой ситуации отстаивать позицию главы администрации, направ¬ленную на осуществление
реформ. 3. Способность проводить в жизнь политику реформ. 4. Способность разрешить конфликтную ситуацию 5. Умение и навыки использования в работе ЭВМ 6. Способность идти на компромиссы. 7. Способность своевременно и точно выполнять распоряжения вышестоящих организа¬ций и должностных лиц. 8. Умение распределять задание по силам и возможностям исполнителей. 9. Умение подмечать новые тенденции в общественной жизни и использовать опыт кол¬лег.
10. Умение убедить в правильности своей позиции. 11. Способность внимательно реагировать на заявления и предложения граждан, рас¬сматривать их в установленном порядке и в срок. 12. Способность проявлять уважение к личности, ее правам и достоинству 13. Способность потребовать выполнения ответственной задачи 14. Способность анализировать собственные действия и работу других.
15. Умение расположить к себе людей. 16. Умение контролировать ход выполнения поставленной задачи. 17. Способность оперативно принимать решения. 18. Умение планировать свою работу. 19. Способность рисковать, не ожидая указаний «сверху». 20. Способность самостоятельно отвечать за принятое решение 21. Умение находить общий язык с коллегами 22. Умение выразить свою мысль четко, доступно, грамотно как устно, так и письменно. 23. Способность быстро переключаться с одной работы ну другую 24. Способность к самообразованию. 25. Умение поддержать высокую работоспособность 26. Умение отдыхать 27. Способность вести себя по-деловому 28. Умение в конфликтных ситуациях сохранять выдержку. 29. Способность к творческим видам деятельности (музыка, литература, живопись и т.п.) т.п.).
Руководитель аттестуемого (государственный (муниципальный) служащий) (Ф.И.О.) Дата заполнения Подпись 3. «Тест для государственного (му¬ниципального) служащего». Тест для государственного (муниципального) служащего «Довольны ли Вы своей работой?» (заполняется аттестуемым) Вам предлагается оценить степень удовлетворенности своей работой. Предложенный тест со¬стоит из 36 вопросов.
На вопросы 1-24 даются ответы «да» или «нет». Вопросы Да Нет 1. Соответствует ли выполняемая работа государственного (муниципального) служащего Вашим знаниям, квалификации, способностям 2. Чувствуете ли Вы, что способны реализовать себя на данной должности ной (муниципальной) службе? 3. Удовлетворены ли Вы существующими для Вас перспективами 4.
Достаточно ли Вы зарабатываете? 5. Чувствуете ли Вы, что работа в аппарате местных органов власти дает Вам возможность личностного и профессионального роста? 6. Результативность Вашего труда такова, что Вам требуется дополнительное время рабочего дня? 7. Стабильно ли будущее местной администрации как новой формы исполнительной власти? 8. Достаточно ли разнообразна Ваша работа в аппарате администрации?
9. Если Вы получите предложение перейти на другую высокооплачиваемую работу, будете ли Вы продолжать работать в органах власти? 10. Чувствуете ли Вы, что Ваш трудовой вклад оценивается руководителем адекватно? 11. Достаточно ли Вы самостоятельны в своей работе? 12. Удовлетворены ил Вы степенью своего участия в принятии важных решений? 13. Равноценны ли Вы и Ваши руководители как личности7 14. Предоставляет ли Вам Ваша работа в аппарате достаточно свободного времени для других занятий? 15. Перспективно ли то, чем Вы занимаетесь? 16. Предпочитаете ли Вы работе государственного (муниципального) служащего другую, более интересную, но ниже оплачиваемую? 17. Отсутствие прогресса в Вашей работе объясняется тем, что у
Вас нет плана и ресурсов для достижения намеченных результатов? 18. Есть ли у Вас способности и интересы, которые Вы не можете реализовать на работе в органах местной власти? 19. Довольны ли Вы стилем руководства Вашего начальника? 20. Считаете ли Вы потерянным время, проведенное на работе?
21. Часто ли Вы чувствуете себя усталым и "не в форме"? 22. Ощущаете ли Вы беспричинную усталость во время рабочего дня? 23. Разочарованы ли Вы тем, как идут реформы? 24. Часто ли Вы задумываетесь о причинах неудовлетворенности возникающих к концу рабочего дня? Вопрос Часто Иногда Редко Никогда 25. Разумны ли предъявляемые
Вам на работе требования? 26. Учитываются ли Ваши идеи и предложения? 27. Показывает ли Ваш руководитель, что он ценит Вашу работу? 28. Когда Вы начинаете рабочий день, то рассчитываете, что он будет успешным? 29. Чувствуете ли Вы, что Ваша карьера государственного (муниципального) служащего стабильна? 30. Часто ли Вы задаёте себе по поводу работы вопрос: "
И это все?" 31. Часто ли Вы пытаетесь уклониться от выполнения задания, которое Вам не нравится 32. Находитесь ли Вы на работе под жестким давлением? 33. Создает ли Ваша работа адекватные возможности для творчества? 34. Испытываете ли Вы отрицательные эмоции от отсутствия перемен? 35 Чувствуете ли Вы, что необходимо заняться организационными вопросами, чтобы реализовать себя на работе? 36 Осложняется ваша самореализация множеством ненужных инструкций"7 Аттестацион¬ные документы сдаются по графику в сектор кадров и помещаются в «Лично дело» работника. С ними знакомится только тот член аттестационной комис¬сии, которому поручено провести собесе¬дование с аттестуемым. Непосредствен¬ный руководитель аттестуемого получает на руки бланк "Оценки" и бланк "Заклю¬чения", после заполнения которых сдает их в сектор кадров.
Лысенко подчеркивает, что "подобной оценке подлежат только ответственные штатные работники администрации. Тех¬нический персонал (машинистки, водите¬ли, работники множительных служб, пе¬реплетчики и др.) по этой технологии не оцениваются. 4.2. Второй этап — аналитически оце¬ночный. Документы, представленные ат¬тестуемым и непосредственным руково¬дителем, поступают к тому члену атте¬стационной комиссии, который, в соот¬ветствии с графиком, анализирует их и готовит проект заключения аттеста¬ционной
комиссии. Вместе с ним в аналитической работе участвует заве¬дующий сектором кадров. Желательно привлечение к этой работе экспертов специалистов по госу¬дарственному и муниципальному управ¬лению. Далее поясним технологию анализа документов, которую можно реализовать силами сектора кадров местной администрации. Итак, прежде всего, изучается анкета. Затем анализируются бланки само¬оценок и оценок. Все приведенные в них качества распределяются по трем
груп¬пам: профессионализм и компетентность — №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9; деловые качества — №№ 6, 8, 10, И, 12. 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22; личностные характеристики — №№13, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29. (см. "Бланк оценки (самооценки)") Сначала подсчитывается средний балл по каждой груп¬пе качеств, затем сравниваются оценки непо¬средственных руководителей и самооцен¬ки аттестуемых. При необходимости следует сопоставить оценки и самооценки отдельных конкретных качеств. При су¬щественном расхождении оценок (более чем в 0,5 балла1) по какому-либо качеству, это фиксируется для последующей бе¬седы с аттестуемым и его руководите¬лем. Далее определяются результаты тес¬тирования, уделяя особое внимание отве¬там на вопросы №№ 7, 15, 29 и 9, 24, 33 (ощущение стабильности своего положе¬ния и перспектив служебного роста). Анализ завершается оценкой "За¬ключение руководителя"2.
Заключение вышестоящего непосредственного руководителя (Ф.И.О. руководителя, должность) о деловых и личностных качествах аттестуемого _ (Ф.И.О. аттестуемого, должность) А. Знаю аттестуемого лет Как (сослуживца, подчиненного, личного знакомого, а другом качестве) Б. — лет аттестуемый работает под моим непосредственным руководством (сколько).
1. Профессиональные знания и опыт аттестуемого (Знания и работа по специальности, полученной в высшем или среднем специальном учебном заведении) 2. Деловые качества аттестуемого как государственного (муниципального ) служащего. (Знания правовых основ государственной службы, ответственность и исполнительность, ини¬циативность, компетентность в вопросах государственного и регионального управления, организа¬торские способности, самостоятельность в работе, умение анализировать и выделять главное в своей деятельности, оперативность
в принятии решений и контроль за их реализацией. Можно указать и другие сильные и слабые стороны аттестуемого). 3. Стиль и методы работы аттестуемого. (Работа с документами, умение публично выступать, способность разрешать конфликтную ситуацию, пунктуальность, обязательность, умение планировать работу, знание основ НОТ, уме¬ние найти общий язык с коллегами. Можете указать и другие сильные и слабые стороны ат¬тестуемого). 4. Личностные качества аттестуемого (Работоспособность, состояние здоровья, коммуникабельность, умение руководить подчинен¬ными, умение установить взаимоотношения с руководителями, творческий подход к делу, прин¬ципиальность, требовательность, последовательность в работе, самокритичность. Можете указать и другие качества). 1См: Государственная и муниципальная служба: методология, теория, технология, зарубежный опыт/ под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов на Дону, 1997. – С.171. 2См: Лысенко В. Технология аттестации государственных и муниципальных
служащих// Кадры. – 1998 – №4 – С.35 – 36. 5. Повышение квалификации. {Знание аттестуемым основ теории управления, экономики, социологии, политики, социаль¬ной обстановки в регионе, российских законов, стремление повышать деловую квалификацию, на¬выки самообразования, отношение к учебе, предложения по дальнейшему повышению квалифи¬кации). 6. Результативность работы. (В чем выражаются основные результаты работы аттестуемого).