–PAGE_BREAK–3) проверку правомерности списания денежных средств со счетов типа «К», «Н», «Ф» на другие счета типа «К», «Н», «Ф»;
4) проверку правомерности снятия нерезидентами наличной валюты Российской Федерации со своих счетов типа «К», «Н», «Ф» и зачисления нерезидентами наличной валюты Российской Федерации на свои счета типа «К», «Н», «Ф».
В процессе проведения проверки аудитором режима данных счетов ему следует помнить, что:
— расчеты в валюте Российской Федерации по операциям нерезидентов на территории Российской Федерации осуществляются в наличном и безналичном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— при осуществлении расчетов наличной валютой Российской Федерации нерезиденты обязаны соблюдать порядок расчетов наличными деньгами, установленный для резидентов законодательством Российской Федерации, включая предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, установленный ЦБ РФ;
— кредиты (займы) в валюте Российской Федерации предоставляются резидентами физическим лицам-нерезидентам в безналичном порядке;
— кассовые операции по счетам типа «К», «Н» осуществляются в соответствии с порядком ведения кассовых операций, установленным ЦБ РФ, при этом для официальных представительств лимит рублевой кассы не устанавливается;
— физические лица-нерезиденты вправе снимать со своих счетов типа «Ф» наличную валюту Российской Федерации без ограничений, однако данное положение не распространяется на зачисление средств на счет;
— расчеты в валюте Российской Федерации могут осуществляться нерезидентами через счета банков-нерезидентов типа «К», «Н» в соответствии с режимами указанных счетов;
— при недостаточности денежных средств на рассматриваемых счетах для удовлетворения всех предъявленных к ним требований, списание средств осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами ЦБ РФ для счетов резидентов в валюте Российской Федерации;
— переводы валюты Российской Федерации со счетов резидентов на счета «К», «Н», «Ф» могут осуществляться исключительно со счетов резидентов, открытых в уполномоченных банках, при обратной ситуации, а именно при переводах в пользу резидентов от нерезидентов, могут использоваться как счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, так и счета резидентов, открытые в кредитных организациях-резидентах, не являющихся уполномоченными банками;
— операции по покупке иностранной валюты за счет денежных средств нерезидентов на счетах типа «К» и типа «Ф» осуществляются без ограничений в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами ЦБ РФ в пределах остатка денежных средств на счете;
— денежные средства на счетах типа «Н» могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации только при соблюдении следующих условий:
— поручение нерезидента на покупку иностранной валюты за счет денежных средств на счете типа «Н» дается только тому уполномоченному банку, в котором нерезиденту открыт данный счет;
— поручение на покупку иностранной валюты за счет денежных средств на счете типа «Н» исполняется уполномоченным банком не ранее чем через 365 календарных дней со дня его представления нерезидентом в уполномоченный банк;
— в поручении на покупку иностранной валюты должна быть указана сумма денежных средств в валюте Российской Федерации, находящихся на счете типа «Н», за счет которой будет куплена иностранная валюта;
— в течение срока со дня представления нерезидентом в уполномоченный банк поручения на покупку иностранной валюты до дня его исполнения или отзыва остаток денежных средств на счете типа «Н» не может быть меньше суммы, указанной в поручении на покупку иностранной валюты (при этом нерезидент вправе в любое время уменьшить сумму валюты Российской Федерации, указанную в поручении, а также отозвать поручение; в случае уменьшения суммы валюты Российской Федерации, ранее указанной в поручении, течение срока не прерывается).
Как отмечалось выше, уполномоченный банк может открывать нерезидентам специальные счета типа «С». Использование данных счетов обусловлено операциями нерезидентов с теми ценными бумагами, перечень которых устанавливается Банком России. Счета типа «С» имеют две разновидности: конверсионные и инвестиционные.
К категориям нерезидентов, имеющих право открытия данных счетов, относятся:
1. юридические лица, в том числе не имеющие на территории России филиала или представительства;
2. физические лица, в том числе не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Проверка правильности использования режима специальных счетов типа «С» включает следующие элементы.
1. Проверка правомерности зачисления рублевых средств на специальный счет типа «С» (конверсионный), к которым относятся суммы, поступающие:
— со счета типа «С» (инвестиционного), открытого нерезиденту в том же уполномоченном банке;
— с другого счета типа «С» (конверсионного), открытого тому же нерезиденту в другом уполномоченном банке.
2. Проверка правомерности списания рублевых средств со специального счета типа «С» (конверсионного):
— для оплаты приобретенной нерезидентом иностранной валюты у уполномоченного банка за валюту Российской Федерации по сделкам (заключенным и исполненным в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ № 79-И);
— для зачисления на счет типа «С» (инвестиционный), открытый тому же нерезиденту в том же уполномоченном банке;
— для зачисления на другой счет типа «С» (конверсионный), открытый тому же нерезиденту в другом уполномоченном банке;
— для оплаты комиссионного вознаграждения уполномоченному банку в связи с проведением конверсионных операций.
3. Проверка правомерности зачисления рублевых средств на специальный счет типа «С» (инвестиционный), к которым относятся:
— суммы, полученные в результате погашения или реализации ценных бумаг, а также выплат процентного дохода и дивидендов, ранее купленных и оплаченных со счетов типа «С»;
— суммы, поступившие со счета типа «С» (конверсионного), открытого нерезиденту в этом же уполномоченном банке;
— суммы, поступившие с другого счета типа «С» (инвестиционного), открытого тому же нерезиденту в другом уполномоченном банке.
4. Проверка правомерности списания рублевых средств со специального счета типа «С» (инвестиционного), направленных на:
— приобретение ценных бумаг (согласно установленному перечню);
— оплату расходов, связанных с заключением и исполнением сделок с этими ценными бумагами;
— уплату налогов, связанных с получением доходов по ценным бумагам;
— другой счет типа «С» (инвестиционный), открытый тому же нерезиденту в другом уполномоченном банке;
— счет типа «С» (конверсионный), открытый в этом же уполномоченном банке (в соответствии с условиями, установленными ЦБ РФ);
— оплату акций кредитных организаций при их первичном размещении.
Таким образом к основным процедурам аудитора по проверке правильности открытия и ведения валютных счетов относится рассмотрение[3]:
* юридических дел клиентов, в результате чего должен быть сделан вывод о достоверности и полноте документов, необходимых для открытия данных видов счетов, а также отражающих все изменения, касающиеся ведения и закрытия счетов;
* досье клиентов по валютным счетам, выписок из лицевых счетов клиентов, документов дня с целью установления соответствия порядка ведения счетов требованиям действующей законодательной и нормативной базы в данной области.
1.4. Проверка выполнения банком функций агента валютного
контроля К основным законодательным и нормативным документам, регулирующим данные вопросы, относятся следующие:
1. Совместная Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» от 13.10.99 № 86-И, 01-23/26541;
2. Совместная Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» от 04.10.2000 г. № 91-И, 01-11/28644;
3. Инструкция ЦБ РФ «О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учёта валютно-обменных операций уполномоченными банками» от 27.02.95 № 27 (с изменениями и дополнениями);
и другие нормативные документы.
Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций;
при этом к его основным направлениям относятся:
• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
• проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля и будучи подотчетными органам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, за соблюдением ими актов органов валютного контроля, а также проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов. Аудитор в ходе проведения проверки выполнения банком функций агента валютного контроля должен руководствоваться отмеченными выше моментами и исходя из этого выстраивать свои действия.
Отметим, что с точки зрения задач, которые выполняет аудитор в первую очередь в процессе осуществления проверки, направленной на подтверждение достоверности годового баланса и финансовой отчетности, контроль за выполнением банком функций агента валютного контроля стоит особняком. Проверка выполнения банком данных функций может включать широкий спектр вопросов или носить ограниченный характер.
Выделим ряд направлений действий аудитора:
• проверка операций по экспорту, импорту товаров, работ, услуг;
• проверка операций по привлечению резидентами от нерезидентов финансовых кредитов;
• проверка правильности осуществления обязательной продажи части валютной выручки клиентов банка;
• проверка осуществления валютного контроля за валютнообменными операциями, совершаемыми в обменных пунктах банка.
Отметим, что часто под функциями агента валютного контроля понимаются действия банка, связанные только с первым направлением. В ходе его проверки основными руководящими нормативными актами для аудитора являются: совместные инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ № 86-И и 91-И. Наиболее трудоемкой является проверка правильности формирования досье по импорту и экспорту товаров, т.е. проверка наличия всех необходимых документов и их оформления. К основным документам досье по валютному контролю можно отнести:
• контракт (оригинал или копию, заверенную первым лицом предприятия постранично);
• изменения и дополнения к контракту, повлекшие за собой изменения в паспорте сделки (аналогично заверенным);
• паспорт сделки, подписанный со стороны банка и со стороны клиента уполномоченными лицами искропленный печатями;
• учетные карточки;
• ксерокопии грузовых таможенных деклараций, заверенные оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица таможенного органа;
• ведомость банковского контроля.
В случае заключения импортного контракта проверяются:
• карточки платежа;
• при наличии предоплаты — оформление рублевого депозита в размере средств, необходимых для конвертации и перевода.
В случае отсрочки платежа по импортному контракту или поступления экспортной выручки после поставки товаров свыше 90 дней требуется проверить наличие разрешения ЦБ РФ.
Поскольку контракт — это исходный документ, на основе которого оформляется паспорт сделки, особое внимание следует уделять его содержанию и выполнению формальных требований по составлению международных контрактов. Текст должен быть изложен на двух языках, в контракте должны быть указаны номер, дата, полные и сокращенные наименования сторон, заключивших контракт, их реквизиты, сумма контракта, валюта контракта, условия поставки и платежа, форма оплаты (банковский перевод, аккредитив и т.д.). Если по объему полный текст контракта занимает более 5 листов, то клиент с согласия банка может вместо копии всего контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки, представить выписки из контракта, содержащие сведения, необходимые для контроля за правильностью составления паспорта сделки.
Отметим, что по каждому заключенному резидентом экспортному или импортному контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним банком.
Подпаспортом сделки по экспортному контракту понимается документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации.
Подпаспортом сделки по импортному контракту понимается документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом (юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
Аудитор на основе проверки вышеуказанных документов должен дать заключение о правильности формирования досье и оформления документов, содержащихся в нем, о выполнении банком требований ЦБ РФ и ГТК РФ в части сроков представления документов валютного контроля по направлениям клиент — банк, банк — ГТК РФ.
Аудитор должен проверить документы по экспорту, импорту работ и услуг. В данном случае запрашиваются контракты и акты приемки-сдачи работ, услуг, анализируются их содержание и оформление.
Учитывая разнообразие валютных операций, которые в соответствии с действующей законодательной и нормативной базой могут совершать клиенты банка, дополнительная информация для аудитора может быть получена из Журнала учета валютных операций.
Как отмечалось выше, в рамках проверки выполнения банком функций агента валютного контроля может рассматриваться проверка осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов.
Другим направлением действий аудитора является проверка осуществления валютного контроля за валютно-обменными операциями, совершаемыми в обменных пунктах. Здесь можно выделить наиболее существенные процедуры, проводимые аудитором.
1. Проверка порядка оформления и учета бланков строгой отчетности «Справка ф. 0406007», которая является основным документом валютного контроля за валютно-обменными операциями физических лиц (резидентов и нерезидентов). Поэтому аудитор должен особое внимание уделить проверке правильности заполнения, использования, хранения, отражения в учете данного документа.
Справка ф. 0406007 подтверждает приобретение физическими лицами наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте или наличных рублей в банке, а также является основанием для вывоза из Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в соответствии с установленным порядком ЦБ РФ совместно с ГТК РФ.
Эта справка заполняется в двух экземплярах: первый — выдается клиенту и носит название «экземпляр клиента»; второй — «Копия справки ф. 0406007» — остается в банке и называется «экземпляр банка». Правильность оформления справки проверяется по экземплярам банка.
Исправления в справке не допускаются. В ходе проверки аудитор должен обратить внимание на то, чтобы банк не выписывал недействительных справок, т.е. таких справок, в которых реквизиты обменного пункта, наименование банка, находящиеся в верхнем правом углу справки, не читаются или возможно двоякое прочтение, а также присутствуют в оформлении подчистки, помарки, исправления или иные нарушения в части порядка заполнения справки.
продолжение
–PAGE_BREAK–