Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Курсовая работа
на тему:
«Аудит операций по учету расчетов сбюджетом по налогу на добавленную стоимость»
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы учета иаудита расчетов по налогу на добавленную стоимость
1.1 Общие положения по организацииучета и аудита расчетов по налогу на добавленную стоимость
1.2 Нормативное регулирование иисточники информации учета и аудита расчетов с бюджетом по налогу надобавленную стоимость
1.3 Методика аудиторской проверкирасчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость
Глава 2. Организация аудита операцийпо учету расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в ООО «Мэйпл»
2.1 Организационно – экономическаяхарактеристика ООО «Мэйпл»
2.2 Оценка системы внутреннегоконтроля
2.3 Планирование аудиторской проверки
Глава 3. Аудит операций по учетурасчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в ООО «Мэйпл»
3.1 Оценка налоговой отчетности
3.2 Оценка данных аналитическогоучета
3.3 Заключительная стадия аудиторскойпроверки
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьданной темы состоит в том, что в отличие от «общего» аудита целью налоговогоаудита является проверка достоверности налоговой отчетности, методикаформирования показателей которой существенно отличается от методикиформирования показателей финансовой отчетности. В связи с этим возникаетнеобходимость в особом подходе к проверке достоверности показателей налоговойотчетности.
Цельюданной курсовой работы является изучение научно обоснованных подходов корганизации и технологии аудита расчетов по НДС позволяющей с высокой степеньюуверенности выразить мнение относительно достоверности налоговой отчетности ивыявить нарушения налогового законодательства, а также применение полученныхзнаний на практике.
Поставленная цельобуславливает необходимость решения следующих задач:
раскрытьтеоретико-методические основы аудита расчетов по НДС;
рассмотретьорганизационные подходы к проведению налогового аудита, состав и порядоквыполнения аудиторских процедур при осуществлении налогового аудита;
исследоватьособенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета в ООО «Мэйпл»,влияющие на содержание налогового аудита и проведение конкретных процедурпроверки по существу.
Предметом исследованияявляется комплекс теоретических и методических вопросов организации ипроведения аудита расчетов по НДС организаций.
Объектом исследованияявилась финансово-хозяйственная деятельность ООО «Мэйпл».
Теоретическую иинформационную основу проведенного исследования составляют научные работыведущих российских ученых в области бухгалтерского учета, аудита, теории ипрактики налогообложения, материалы научно-практических конференций, публикациив печати, финансовая и налоговая отчетность ООО «Мэйпл».
Нормативной и правовойосновой курсовой работы явились законодательные и нормативные акты РоссийскойФедерации по вопросам бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, включаянормативные акты, инструкции, письма, разъяснения, консультации и рекомендацииМинистерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, а также материалысуществующей арбитражной практики.
Структураотражает логику ипоследовательность проведенного исследования. Цели и задачи определилиструктуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, спискаиспользованной литературы и приложений.
Во введении обусловленаактуальность выбранной темы, сформулирована цель и задачи исследования,определены объект, предмет, теоретические и практические основы.
В первой главе«Теоретические основы учета и аудита расчетов по налогу на добавленнуюстоимость» раскрыто понятие и сущность учета и аудита расчетов по налогу надобавленную стоимость, обоснована необходимость существования данного видааудита, его значимость для оценки достоверности показателей как налоговой, таки финансовой отчетности. Представлено нормативное регулирование учета и аудитарасчетов по НДС, рассмотрена методика аудиторской проверки расчетов с бюджетомпо НДС.
Вторая глава «Организацияаудита операций по учету расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимостьв ООО «Мэйпл» посвящена анализу информационной базы налогового аудита,выделению этапов аудита, вопросам планирования и организации аудита расчетов сбюджетом по НДС исходя из предварительной оценки данных финансовой и налоговойотчетности.
В третьей главе «Аудитопераций по учету расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в ООО«Мэйпл» излагается разработанная с учетом отраслевых особенностей методикааудита по налогу на добавленную стоимость. Также исследованы исистематизированы наиболее типичные ошибки и приведены рекомендации по ихвыявлению.
В заключениисформулированы основные выводы и предложения, полученные в результатеисследования.
1. Теоретические основы учета и аудита расчетовпо налогу на добавленную стоимость
1.1 Общиеположения по организации учета и аудита расчетов по налогу на добавленнуюстоимость
Глава 21 НК РФустанавливает законодательные основы для расчета и уплаты Налога на добавленнуюстоимость.
НДС представляет собойформу изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадияхпроцесса производства, определяемой как разница между стоимостью реализованныхтоваров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, относимых на издержкипроизводства и обращения.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимостьпризнаются (ст. 143 НК РФ):
1) организации (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ);
2) индивидуальные предприниматели (абз. 4 п. 2 ст.11 НК РФ);
3) лица, перемещающие товары через таможеннуюграницу РФ (абз. 6 п. 2 ст. 11 НК РФ).
Перечень организаций и предпринимателей, которые необязаны платить налог по операциям внутри РФ установлен ст. 346 НК РФ. Этоорганизации и предприниматели:
— применяющие систему налогообложения длясельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — ЕСХН) (п. 3 ст. 346.1 НКРФ);
— применяющие упрощенную систему налогообложения(далее — УСН) (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ);
— применяющие систему налогообложения в виде единогоналога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) (п. 4ст. 346.26 НК РФ);
— освобожденные от исполнения обязанностейналогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Из приведенного правила есть одно исключение.Указанные лица (организации и предприниматели) обязаны заплатить НДС, есливыставят покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НКРФ).
От обязанностей налогоплательщика НДС могут бытьосвобождены организации и предприниматели с небольшими оборотами по реализации.Общая сумма их выручки за три предшествующих последовательных календарныхмесяца не должна превысить 2 млн руб. без учета НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ).Причем полное отсутствие выручки за три последовательно прошедших календарныхмесяца не препятствует применению освобождения по ст. 145 НК РФ.
Для того чтобы определить, вправе ли организация неплатить НДС, необходимо подсчитать всю полученную выручку от реализации товаров(работ, услуг) за три последовательно прошедших месяца.
Для целей налогообложения НДС выручка от реализацииопределяется исходя из всех доходов, которые связаны с расчетами по оплатереализованных товаров (работ, услуг) и получены как в денежной, так и внатуральной форме, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).
Таким образом, при подсчете выручки необходимо учесть:
— выручку от реализации как облагаемых (в том числепо налоговой ставке 0%), так и необлагаемых товаров (работ, услуг);
— выручку, которую организация получила как вденежной, так и в натуральной форме, включая оплату ценными бумагами;
— выручку от реализации товаров (работ, услуг),местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.
В сумме выручки вы не учитывается:
— выручка, полученная по деятельности, котораяоблагается единым налогом на вмененный доход (Письма Минфина России от26.03.2007 N 03-07-11/71, от 26.03.2007 N 03-07-11/72);
— суммы, связанные с расчетами по оплате товаров(работ, услуг), указанные в ст. 162 НК РФ. К ним, в частности, относятсясанкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение партнерами договоров(контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары;
— доход от игорного бизнеса в виде выигрыша и (или)платы за проведение азартных игр и (или) пари.
Не могут воспользоваться правом на освобождениелица, сумма трехмесячной выручки которых превышает 2 млн руб.
Также не могут воспользоваться этим правом лица,реализующие только подакцизные товары (п. 2 ст. 145 НК РФ).
Начисление налогапроизводится независимо от формы расчетов и характера осуществления реализации.В частности не имеет значения форма расчетов: производятся ли они посредствомденежных средств, путем прямого товарообмена (бартера), с частичной оплатой. Вслучае передачи имущества безвозмездно уплата налога производится передающейстороной. Если оплата производится за счет государственных средств, то этотакже не влияет на вопрос включения этой операции в налогооблагаемый оборот.Поэтому аудитор при проверке правильности уплаты НДС должен проконтролироватьвсе счета, отражающие движение материальных ценностей, платежные поручения идругие расчетные поручения [11].
Ограничение по размеру выручки — одно из необходимыхусловий применения освобождения.
Если сумма выручки за три последовательных календарныхмесяца превысит 2 млн руб., то право на освобождение теряет силу. С 1-го числамесяца, на который приходится такое превышение, организация вновь должныприступить к исчислению и уплате НДС (п. 5 ст. 145 НК РФ).
Таким образом необходимо ежемесячноанализировать совокупнуютрехмесячную выручку на предмет превышения 2 млн руб.Сумму НДС по операциям,осуществленным в месяце, в котором выручка превысила 2 млн руб., следуетвосстановить и уплатить в бюджет (п. 5 ст. 145 НК РФ).
Обязанность заплатить налог возникает только тогда,когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, то нет и оснований дляуплаты налога.
Перечень операций, которые являются объектаминалогообложения по НДС, приведен в ст. 146 НК РФ.
К таким операциям относятся следующие.
1. Реализация товаров (работ, услуг) и передачаимущественных прав на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
2. Передача на территории РФ товаров (выполнениеработ, оказание услуг) для собственных нужд (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).
3. Выполнение СМР для собственного потребления (пп.3 п. 1 ст. 146 НК РФ).
4. Ввоз товаров на территорию РФ (пп. 4 п. 1 ст. 146НК РФ).
Отдельные хозяйственные операции по реализации(передаче) товаров (работ, услуг) не образуют объекта налогообложения по НДС.
Следовательно, исчислять и уплачивать НДС при ихосуществлении не требуется.
Эти операции определены в п. 2 ст. 146 НК РФ.
1. Операции, которые не признаются реализацией (п. 3ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
1.1. Обращение российской или иностранной валюты (заисключением целей нумизматики) (пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ).
1.2. Передача основных средств, нематериальныхактивов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам)при реорганизации этой организации (пп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ).
1.3. Передача основных средств, нематериальныхактивов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществлениеосновной уставной деятельности, не связанной с предпринимательскойдеятельностью (пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).
1.4. Передача имущества, если такая передача носитинвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капиталхозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества(договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фондыкооперативов) (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).
1.5. Передача имущества в пределах первоначальноговзноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемникуили наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества илитоварищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственногообщества или товарищества между его участниками (пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ).
1.6. Передача имущества в пределах первоначальноговзноса участнику договора простого товарищества (договора о совместнойдеятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества,находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такогоимущества (пп. 6 п. 3 ст. 39 НК РФ).
1.7. Передача жилых помещений физическим лицам вдомах государственного или муниципального жилищного фонда при проведенииприватизации (пп. 7 п. 3 ст. 39 НК РФ).
1.8. Изъятие имущества путем конфискации,наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйныхи брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии снормами ГК РФ (пп. 8 п. 3 ст. 39 НК РФ).
2. Передача на безвозмездной основе жилых домов,детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного ижилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей,подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектоворганам государственной власти и органам местного самоуправления (или порешению указанных органов специализированным организациям, осуществляющимиспользование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) (пп. 2 п. 2ст. 146 НК РФ).
3. Передача имущества государственных имуниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации (пп. 3 п. 2 ст.146 НК РФ).
4. Выполнение работ (оказание услуг) органами,входящими в систему органов государственной власти и органов местногосамоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительныхполномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательностьвыполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательствомРоссийской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актамиорганов местного самоуправления (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ).
5. Передача на безвозмездной основе объектовосновных средств органам государственной власти и управления и органам местногосамоуправления, а также государственными и муниципальными учреждениям,государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5 п. 2 ст. 146 НКРФ).
6. Операции по реализации земельных участков (долейв них) (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).
7. Передача имущественных прав организации ееправопреемнику (правопреемникам) (пп. 7 п. 2 ст. 146 НК РФ).
8. Передача денежных средств некоммерческиморганизациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется впорядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ «Опорядке формирования и использования целевого капитала некоммерческихорганизаций».
9. Реализация российскими организаторами Олимпийскихигр и Параолимпийских игр товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Такаяреализация должна быть согласована с иностранными организаторами игр ипроизводится в рамках соглашения, которое заключили Международный олимпийскийкомитет с Олимпийским комитетом России и г. Сочи на проведение XXII Олимпийскихзимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. (пп. 9 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Учет налога надобавленную стоимость, подлежащего уплате поставщикам, ведется на счете 19«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», НДС, начисляемыйот реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитывается на счете 68«Расчеты с бюджетом» по субсчету «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»:по кредиту учитывается начисление налога, по дебету – налоговые вычеты.
Такимобразом, необходимо проверить правильность отражения в учете сумм НДС,полученных (начисленных) с оборотов по реализации и других объектовналогообложения, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам ТМЦ [7].
Налоговыйпериод (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговыхагентов) устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ). В соответствии со ст.164налоговыми ставками по НДС является 0%, 10%, 18%.
Налоговые вычеты,предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса, производятся на основаниисчетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщикомтоваров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическое поступление их.
Вычетамподлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров(работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либофактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РоссийскойФедерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг),имущественных прав [9].
В соответствии с пунктом3 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса РФ предприятия при реализации товаров(работ, услуг) выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти днейсчитая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914 «Порядок ведения журналаучета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж»утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учетасчетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению.
Пунктом1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей171 Кодекса РФ, производятся только на основании счетов-фактур, выставленныхпродавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а такжедокументов, подтверждающих принятие этих товаров (работ, услуг) к учету.
В статье 169 Налогового кодекса РФопределен минимум требований к оформлению счет-фактуры, который необходимовыполнить, чтобы применить вышеуказанный налоговый вычет по НДС. Кроме того,вышеуказанной статьей определена обязанность каждого налогоплательщика поосуществлению регистрации выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, аполученных от поставщиков – в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляютсяобщие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы искреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет.Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия илиуполномоченное им лицо. Книги являются налоговыми регистрами и ведутся с цельюобеспечения получения полной и достоверной информации по НДС, начисленному зареализованные товары, работы и услуги – на основе книги продаж и подлежащемуналоговому вычету – на основе книги покупок.
Итоговые суммы поначислению НДС за налоговый период определяются по итогу книги продаж засоответствующий период. Кроме того, в книге продаж должны быть зарегистрированыи авансовые, а также прочие поступления средств, если их получение связано среализацией товаров, работ, услуг [17].
Сумма НДС, полученная от покупателей, учитывается поК 68 счету с оборотов по реализации продуктов, работ, услуг и иного имуществапредприятия, а также со всех сумм, получаемых предприятием, если это получениесвязано с расчетами по оплате товара Д 90,91- К 68 (журнал-ордер № 8).
Суммы НДС, уплачиваемыепоставщикам, учитываются по Д 19, а затем после оприходованиятоварно-материальных ценностей, списываются в уменьшение задолженности передбюджетом Д 68 К 19. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплатепоставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности,выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражаются подебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». С2006г. вычетам подлежат суммы НДС, только предъявленные продавцомналогоплательщику, без условий оплаты упомянутого НДС. В случае использованияматериальных ценностей, работ, услуг для непроизводственных целей сумма НДС,приходившаяся на эти ценности (работы, услуги) восстанавливается как задолженностьбюджету. Для того чтобы предприятие имело право зачесть сумму НДС, уплаченнуюпоставщикам, необходимо, чтобы сумма НДС в документах, принятых к оплате, былавыделена отдельной строкой.
Еслисумма НДС в первичных и расчетно-платежных документах не выделена отдельнойстрокой либо не указано, что сумма без НДС, банки не должны принимать к оплате.Если же все же оплата произошла, то выделение предполагаемой суммы НДС по счетурасчетным путем не производится, к зачету эта сумма не принимается [18].
1.2 Нормативноерегулирование и источники информации учета и аудита расчетов с бюджетом поналогу на добавленную стоимость
Цель аудита расчетовпредприятия с бюджетом по НДС – подтверждение правильности расчета, полноты исвоевременности перечисления налога в бюджет. Приступая к проверке расчетов сбюджетом по НДС, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, сучетом всех внесенных в них изменений и дополнений.
Нормативная база:
— Налоговый кодексРФ (ч.2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000г.) с учетом измененийи дополнений. Устанавливает правила обложения налогами и сборами, составляющимив совокупности систему налогов и сборов Российской Федерации, в частности глава21 «Налог на добавленную стоимость» содержит основные положения, регулирующиеданный налог;
— ПостановлениеПравительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 «Об утверждении Правил веденияжурналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книгпродаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (с изменениями идополнениями). Определяет порядок ведения покупателями и продавцами товаров(выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав — плательщиками налогана добавленную стоимость журналов учета полученных и выставленныхсчетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленнуюстоимость, а также оформления дополнительных листов книги покупок и дополнительныхлистов книги продаж;
— Приказ Минфина РФот 7 ноября 2006 г. N 136н «Об утверждении формы налоговойдекларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения» (сизменениями и дополнениями). Утверждает форму налоговой декларации по НДС ипорядок ее заполнения в соответствии с главой 21 части второй «Налог надобавленную стоимость;
— Приказ Минфина РФот 31 октября 2000 г. N 94н „Об утверждении Плана счетов бухгалтерскогоучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по егоприменению“ (с изменениями и дополнениями). Регламентирует предназначениесчета 19, 68 и указывает корреспонденцию с другими счетами бухгалтерского учета;
— ПостановлениеПравительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 746 „О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням иштрафам по налогу на добавленную стоимость, числящимся за организациями системыгосударственного материального резерва“ (с изменениями и дополнениями).Устанавливает, что признается безнадежными к взысканию и списываются недоимка изадолженность по пеням и штрафам по налогу на добавленную стоимость, приналичии каких документов принимается решение о признании безнадежной квзысканию и списании задолженности;
— ПостановлениеПравительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 884 „Об утверждении перечнятоваров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом надобавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которыхосуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единогосоциального налога (взноса)“. Утверждает прилагаемый перечень товаров,реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленнуюстоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющиеих организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога(взноса) в соответствии с пунктом 3 статьи 149 и статьей 239 Налогового кодексаРФ Правительство Российской Федерации;
— ПостановлениеПравительства РФ от 22 июля 2006 г. N 455 „Об утверждении Правилприменения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость приреализации товаров (работ, услуг) для официального использования международнымиорганизациями и их представительствами, осуществляющими деятельность натерритории Российской Федерации“. Определяет в соответствии смеждународными договорами Российской Федерации порядок применения налоговойставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров(работ, услуг) для официального использования международными организациями и ихпредставительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ;
— ПисьмоФедеральной налоговой службы от 28 мая 2007 г. N ШТ-6-03/430 „О налогообложении НДС некоторых операций по ставке 0 процентов“. Дает разъяснение повопросу момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимостьпри выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Источники информации:
— журналы-ордера №6,8,11;
— ведомость № 16;
— счета-фактурывыставленные (предъявленные), поставщиком за ТМЦ и услуги;
— первичные документы подвижению товарно-материальных ценностей и другого имущества и денежных средств;
— книга регистрациипринятых к оплате счетов-фактур;
— книга покупок;
— книга продаж;
— декларации по НДС.
1.3 Методикааудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость
Проведение налоговогоаудита не освобождает экономический субъект (аудируемое лицо) от налоговогоконтроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах ихкомпетенции [10].
В ходе аудиторскойпроверки аудиторы должны проверить:
— правильность исчисленияналогооблагаемой базы;
— правильность примененияналоговых ставок;
— правомерность примененияльгот при расчете и уплате налогов;
— правильностьначисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;
— правильность веденияаналитического и синтетического учета по счетам 19 и 68;
— правильностьсоставления налоговой декларации.
Начиная проверку, следуетознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверокпредприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены вучете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля.
Проверка проводитсявыборочным или сплошным методом по усмотрению аудитора. До начало проверкицелесообразно провести тестирование работников, занимающихся учетом НДС, сцелью оценки надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннегоконтроля. После оценки уровня системы контроля определяется необходимый объемаудиторских процедур [7].
Выполнение работ поаудиту расчетов по НДС включает несколько этапов, в частности:
1. Ознакомительныйэтап проверки;
2. Основной этаппроверки;
3. Заключительныйэтап.
Рассмотрим каждый из этихэтапов боле подробно.
Ознакомительный этаппроверки.
На данном этапе выполняются:
— оценка систем бухгалтерского и налогового учета;
— оценка аудиторских рисков;
— расчет уровня существенности;
— определение основных факторов, влияющих наналоговые показатели;
— анализ организации документооборота и изучениефункций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.
На данном этапесоставляется план и программа аудиторской проверки.
Выполнение процедур позволяет рассмотретьсуществующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организациейпорядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровеньналоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
Аудитор должен сделать запрос на предоставлениеорганизацией следующих основных документов: налоговые декларации по НДС(включая все уточненные расчеты), книг покупок и продаж, счета-фактуры, актывыполненных работ (услуг), товарные накладные, регистры бухгалтерского учета[20].
Аудитору необходимо получить информацию по следующимвопросам, касающимся проверяемой организации:
· какопределен порядок исчисления НДС в учетной политике в целях налогообложения;
· какорганизована работа по исчислению НДС (назначены ли ответственные лица,распределены ли между ними обязанности, имеются ли в наличии должностныеинструкции);
· каковпорядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговойотчетности, отражения облагаемых оборотов в регистрах бухгалтерского и налоговогоучета, каким образом происходит обобщение этих данных и как определяетсяналоговая база;
· припроведении каких операций наиболее велик риск возникновения ошибок (какправило, наибольшее количество искажений в связи с исчислением НДС встречаетсяпри использовании организацией неденежных форм расчетов — зачета взаимныхтребований, бартерных операций, оплаты векселями и т.п.);
· ведетсяли аналитический учет товаров, облагаемых НДС по разным ставкам, имеется ли ворганизации перечень товаров, облагаемых по пониженным ставкам;
· осуществляютсяли операции, освобождаемые от налогообложения;
представлены ли в налоговые органы соответствующиедокументы, подтверждающие право организации на освобождение или применение налоговыхвычетов;
· производитсяли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета иналоговыми регистрами (книгой покупок и журналом учета полученных счетов — фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главногобухгалтера, начальником отдела и т.п.) в конце отчетного периода.
При анализе учетнойполитики организации в целях обложения НДС аудитором устанавливается наличие вней положений в части ведения раздельного учета по видам деятельности иопераций [13].
Состав включаемых в программу аудита процедур посуществу, направленных на получение аудиторских доказательств достоверностибухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, как известно, определяется особенностямипроверяемых операций, предпосылками подготовки (критериями достоверности)бухгалтерской отчетности, планируемыми уровнями существенности и аудиторскогориска, методами аудиторской деятельности, доступной аудитору информацией. Дляаудита расчетов с бюджетом по НДС используются главным образом приемы проверкисоблюдения нормативных актов при формировании элементов налогообложения, приемыпрослеживания и подтверждения, а также синтаксического (формального) контроля заполнениядокументов, связанных с исчислением и уплатой НДС [15]
Основной этап проверки.
В целях получениядостоверных результатов от проведения аудиторской проверки необходимо тщательнопроанализировать: статус налогоплательщика; возможность применения налоговыхльгот и правильность их использования; объект налогообложения; формированиеналоговой базы; правомерность применения вычетов; составление и своевременностьсдачи деклараций, а также своевременность уплаты налога [17].
Для того чтобы проверить статусналогоплательщика аудитору следует проанализировать объем выручки от реализациитоваров (работ, услуг) организации. Если за три последовательных календарныхмесяца величина выручки от реализации (без учета НДС) не превысила всовокупности 2 млн руб., то организации имеют право (но не обязанность) наосвобождение от обязанности плательщика НДС (ст.145 НК РФ). Если результатыпроверки показывают, что организация имеет основания получить такоеосвобождение, то аудитор может дать предложение об использовании этого права.
Необходимо, кроме того, проверить былили у проверяемой организации следующие операции:
приобретение товаров (работ, услуг) уиностранных лиц, не состоящих в Российской Федерации на учете в налоговыхорганах;
аренда федерального имущества, имуществасубъектов Российской Федерации и муниципального имущества у органовгосударственной власти или органов местного самоуправления;
реализация на территории РоссийскойФедерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленныхценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.
Дело в том, что по каждой изперечисленных операций организация должна была выступать в качестве налоговогоагента (ст.161 НК РФ), то есть она была обязана исчислять, удерживать иперечислять в бюджет НДС за контрагентов-налогоплательщиков. Следовательно,аудитору стоит убедиться, сделала ли это организация, а также проверить,правильно ли исчислена налоговая база и своевременно ли перечислен налог вбюджет.
При проверке статусаналогоплательщика программой аудита должны быть предусмотрены такие аудиторскиепроцедуры, как сравнение данных об объеме выручки по месяцам отчетного периода,сопоставление фактических данных с требованиями НК РФ, выявление по данныманалитического бухгалтерского учета нетипичных операций, связанных с повышеннымриском искажения данных о начисленном и уплаченном НДС [8].
Важным также при проведении аудиторскойпроверки является анализ возможности применения налоговых льгот. Главным здесьявляется необходимость выявить, имеет ли основания организация воспользоватьсяльготами по НДС, поименованными в ст.149 НК РФ, и тем самым уменьшить налоговыеплатежи в бюджет. Если в ходе аудиторской проверки выяснится, что определенныеоперации могут не облагаться НДС (в соответствии с нормами ст.149 НК РФ), тоэтот факт следует зафиксировать в письменном отчете аудитора.
В том случае, еслиорганизация пользуется льготами, то аудитору целесообразно проверить, ведет лиона раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций (согласно п.4ст.149 НК РФ). Кроме того, аудитору стоит обратить внимание на то, что иногдаорганизации, выступающие в роли посредников и реализующие не облагаемые НДСтовары по посредническим договорам (агентским договорам, договорам комиссии,договорам поручения), не платят НДС со своего вознаграждения, мотивируя этотем, что реализация данных товаров не облагается НДС (в соответствии со ст.149НК РФ). Однако такая позиция не соответствует нормам законодательства, так какльготы по НДС распространяются только на налогоплательщиков, которые являютсясобственниками льготируемых товаров, на посредников эти льготы нераспространяются (п.7 ст.149 НК РФ).
Следует также проверить факт наличия илиотсутствия у организации лицензии на льготируемые виды деятельности. Наосновании п.6 ст.149 НК РФ операции, перечисленные в этой статье, не подлежатналогообложению только при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих данныеоперации, соответствующих лицензий согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N128-ФЗ „О лицензировании отдельных видов деятельности“ (в ред. посостоянию на 26.03.2003). Таким образом, без лицензии на льготируемые видыдеятельности организация не имеет права пользоваться льготами.
Аудитору необходимо проверить цены,исходя из которых определяется налоговая база по НДС при передаче товаров(выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд. При передаче товаров(выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые непринимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, налоговая базаопределяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя изцен реализации идентичных товаров, аналогичных работ, услуг (ст.159 НК РФ).Если такие цены отсутствуют, то налоговая база исчисляется исходя из рыночныхцен с учетом акцизов и без включения в них НДС. Понятие рыночной цены дается вст.40 НК РФ. Ею признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса ипредложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимыхэкономических условиях.
Особое внимание аудитордолжен уделить правомерности применения налоговых вычетов по НДС.
Необходимо иметь в виду, чтонеправомерно применение вычетов в следующих случаях:
– принятияк вычету «входного» НДС по имуществу, использованному в операциях, с которыхНДС не уплачивается, таких случаях НДС должен включается в стоимость данногоимущества согласно пп.1 п.2 ст.170 НК РФ;
– еслиорганизация не ведет раздельный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций(противоречит п.4 ст.170 НК РФ);
– еслиналоговый агент принял к вычету НДС, который он уплатил в бюджет (противоречитст.161 НК РФ).
– еслипринят к вычету НДС по сверхнормативным расходам (противоречит п.7 ст.171 НКРФ);
– еслипринят к вычету НДС на основании счет-фактуры оформленной с нарушениемтребований п.п.5 и 6 ст.169 НК РФ;
— если принят к вычету НДС по безвозмезднополученному имуществу (противоречит п.1 ст.172 НК РФ).
При проверке правомерности применениявычетов по НДС аудитору следует:
ознакомиться с организациейаналитического учета к счету 19 „НДС по приобретенным ценностям“;
оценить качество учета и контроляопераций;
убедиться в наличии раздельного учетаНДС по приобретению товарно-материальных ценностей;
проверить соблюдение порядка и сроковосуществления вычетов.
Целесообразно выборочнымпорядком проверить соблюдение правил оформления счетов-фактур, на основаниикоторых принимается к вычету НДС, а также убедиться в соблюдении принципа временногосоответствия вычетов по НДС и оприходования товарно-материальных ценностей[12].
В процессе подтвержденияправильности исчисления НДС аудиторы выполняют расчет налогооблагаемой базы исравнивают полученные показатели с данными бухгалтерского учета предприятия.Правильность применения на предприятии ставок устанавливается аудиторами путемсравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативнымидокументами для соответствующих условий (виды деятельности, группы продукции итоваров, льготы и т.д.)
Выясняя правильностьначисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, аудиторыизучают записи в учетных регистрах по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».Аналитический учет расчетов по НДС организуется на соответствующем субсчете ксчету 68.
Оценивая правильностьсоставления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всехустановленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельныхпоказателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрахбухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, аудиторы должныустановить соответствие данных аналитического учета по счету 68 даннымсинтетического учета в Главной книге и показателям отчетности [16].
Важным моментом при проведенииаудиторской проверке НДС является проверка правильности составления налоговойдекларации. Аудитору нужно проверить соответствие данных по строке 010 графы 4Налоговой декларации по НДС с данными строки «Выручка (нетто) от продажитоваров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость,акцизов и аналогичных обязательных платежей)» Отчета о прибылях и убытках(форма № 2), учитывая, что декларация по НДС составляется за отчетный период, аформа N 2 – нарастающим итогом.
Кроме того, аудитору стоит сравнитьпоказатели строки 140 «Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счетпредстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг)» Налоговой декларациипо НДС с данными строки «Средства, полученные от покупателей, заказчиков» вчасти поступивших авансов Отчета о движении денежных средств (форма № 4).Сумма, указанная в Налоговой декларации, должна быть не меньше суммы по строкеиз формы № 4. В противном случае есть основания предполагать неполное включениеили не включение в облагаемый оборот авансов и предоплат, то есть занижениеналоговой базы по НДС в налоговом периоде.
Кроме того, в Налоговой декларации поНДС показатели строки 220 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику приприобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету» должна соответствоватьзаписям по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС». Еслив бухгалтерском балансе отсутствуют остатки незачтенных сумм НДС по счету 19 иодновременно имеется кредиторская задолженность поставщикам, то это можетсвидетельствовать об искажении данных декларации по НДС.
Важныммоментом является проверка своевременности сдачи деклараций и уплаты налога.Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя изфактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе длясобственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) заистекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшимналоговым периодом [19].
Налогоплательщики(налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 НК РФ,обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующуюналоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего заистекшим налоговым периодом.
В целях проверкиправильности заполнения налоговых деклараций по НДС выборочно производитсяпересчет значений зафиксированных в них показателей, реквизитов различных строки граф. Алгоритмы пересчета вытекают из инструкции по заполнению форм налоговойотчетности. С помощью процедуры формальной проверки устанавливаются полнотазаполнения документации, наличие неоговоренных корректировок, необходимыхподписей и других обязательных реквизитов [20].
Заключительный этаппроверки.
На данном этапе оформляются результаты аудита по НДС,включая:
— анализ выполнения программы аудита;
— классификацию выявленных ошибок инарушений;
— обобщение результатов проверки;
— оформление результатов налоговогоаудита по НДС.
Все процедуры проводятся сприменением определенных тестов, утвержденных внутрифирменными стандартамиаудиторской организации.
Каждый тест включает:
— предмет тестирования;
— вывод о соответствии действующемузаконодательству;
— замечания с конкретными примерами;
— рекомендации по исправлению.
Приведенная систематизация процедурналогового аудита предполагает разработку комплексногоинформационно-методического обеспечения аудита расчетов по НДС для каждогоконкретного предприятия [14].
Методыаудита расчетов с бюджетом по НДС на предприятии.
I) Метод анализабухгалтерских счетов при расчете с бюджетом по НДС путем определения уровнясущественности оборотов.
Данныйметод лучше всего применять при осуществлении проверок для использованияполученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей,налаживанию налогового учета и документооборота, а так же построению схемвзаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.
Основныеэтапы применения метода.
1) Определениеуровня существенности ошибки.
2) Анализдебетовых и кредитовых оборотов по счетам расчетов с бюджетом по НДС сприменением уровня существенности для определения наиболее важных оборотов,отраженных по данным счетам. Под оборотами подразумеваются суммы начисленных иуплаченных налогов за анализируемый период времени.
3) Анализоборотов проводится по тем месяцам, в которых сумма начисленного и уплаченногоналога набольшая.
4) Дляподтверждения правильности определения суммы начисленного налога за данный месяцнеобходимо проанализировать порядок формирования налогооблагаемой базы, либо,если это оплата, реальность перечисления денежных средств.
5) Дляподтверждения правильности формирования налогооблагаемой базы анализируемогоналога необходимо выбрать несколько существенных сделок, фактическиосуществленных в выбранном месяце, и проанализировать их, используя методыдокументальной проверки.
6) Вслучае не выявления нарушений, необходимо собрать налогооблагаемую базу заотчетный период по соответствующим журналам-ордерам или ведомостям, рассчитатьналог и определить правильность определения суммы налога, сопоставив полученныеданные с данными, отраженными в налоговых декларациях за анализируемый период.
7) Проанализироватьинформацию о правильности формирования налогооблагаемой базы и своевременностиуплаты налога в бюджет и отразить это в отчете о проделанной работе [15].
II) Метод анализаналоговых деклараций.
Данныйметод используется для подтверждения правильности заполнения налоговыхдеклараций и реальности отражения задолженности перед бюджетом всоответствующих статьях баланса, т.е. непосредственно используется припроведении аудиторской проверки налогов в составе обязательного аудита.
Основныеэтапы применения метода.
1) Провестипострочный анализ налоговых деклараций с использованием аудиторских таблиц.
2) Проверитьправильность формирования налогооблагаемых баз путем анализа данныханалитического учета.
3) Проверитьрасчет налоговых обязательств перед бюджетом.
4) Выявитьрасхождение между данными, рассчитанными аудитором на основании аналитическогоучета, и данными, отраженными в налоговых декларациях.
5) Выяснитьпричины расхождения.
6) Отразитьвсю полученную информацию в отчете о проделанной работе с приложением всехаудиторских таблиц.
7) Датьквалифицированное аудиторское заключение и рекомендации по исправлениюзамечаний, сделанных аудитором [10].
2. Организация аудита операций по учету расчетовс бюджетом по налогу на добавленную стоимость в ООО «Мэйпл»
2.1Организационно – экономическая характеристика ООО «Мэйпл»
ООО “Мэйпл” организовано10 июля 1996 года. Тогда в штате организации числилось четыре человека – выпускникиАлтайского Государственного Технического Университета. Логотипом компании былвыбран кленовый лист, который является символом вечности, устойчивости, а егоцвет – символом молодости. Общество создалось с целью извлечения прибыли в результатесамостоятельной деятельности. Организация имеет одно обособленное подразделение(торговую точку), зарегистрированную в ИФНС по Центральному району г.Барнаула.Обособленное подразделение не имеет отдельного расчетного счета и баланса.Адрес торговой точки: 656049, г.Барнаул, Короленко 75. Учредителем ООО «Мэйпл»является гражданин России. Уставный капитал общества составляет 10 000руб. Среднесписочная численность работников за 2007 год составила 43 человек.На конец отчетного периода в компании работало 52 человека.
Компания работает намелкооптовом компьютерном рынке города Барнаула и Алтайского края (Новоалтайск,Камень-на-Оби и др.). Компания является достаточно конкурентоспособной ипостепенно увеличивает обороты, как за счет привлечения новых клиентов, так иза счет расширения товарных позиций. По данным собственных исследованийпреимуществами компании является квалифицированное обслуживание ииндивидуальный подход к каждому клиенту.
Основной сегменткомпьютерного рынка ООО “Мэйпл” — рынок SOHO (Small Office Home Office) — категория покупателей, которым могут быть необходимы подробные консультации повыбору оборудования. Основываясь на данных заполненных анкет клиентами, можновыделить социальные группы, которые являются потребителями данного товара:
Руководителипредприятий – 4,67%
Служащие предприятий –30%
Частныепредприниматели – 31,33 %
Студенты – 30%.
По оценкам клиентовсервис «Мэйпл» находится на уровне:
– высоком – 18%
– среднем – 24%
– выше среднего –54%
Цель деятельности фирмы: увеличениетоварооборота, получение стабильной прибыли и расширение рынка сбыта.
Общество обладает полнойхозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления,принятия хозяйственных решений, реализации продукции и оказания услуг,установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли. ООО «Мэйпл»самостоятельно определяет направления, и порядок использования прибыли,руководствуясь учредительными документами и действующим законодательством.
ООО «Мэйпл» продает оптоми в розницу оргтехнику, периферийные устройства, программное обеспечение. ТакжеООО «Мэйпл» оказывает услуги по установке ПО. Торговля является основным видомдеятельности – ее доля за последние три года составила 99,08 %.
Структура продаж ООО«Мэйпл» представлена в таблице 2.1. (данные приведены за минусом НДС). ООО«Мэйпл» поставляет оргтехнику таким организациям: АГТУ, Алтайская таможня, ГОУВПО АГМУ Росздрава, Комитет по образованию Администрации Ленинского района, ОАО«Алтайсвязь», ООО «Алтинформбюро» и другие.
Таблица 2.1. Структурапродаж ООО «Мэйпл»Выручка от реализации 2005 год. 2006 год. 2007 г. Тыс. руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. %
Оргтехники 138 316 98,57 185 289 98,80 163 901 99,88
Услуги 2 000 1,43 2 250 1,20 188 0,12
Итого 140 316 100 187 539 100 164 089 100
ООО «Мэйпл» с 2007 годаизменило основной вид своей деятельности: торговля товарами производитсяпреимущественно в розницу. В связи с этим ООО «Мэйпл» с 2007 года потерялостатус малого предприятия и применяет ПБУ 18/02.
Разделение труда в ООО«Мэйпл» осуществляется по функциональному признаку. То есть организационнаяструктура функциональная, в основе формирования которой лежит принципполноправного распорядительства: каждый руководитель имеет право даватьуказания по вопросам, входящим в его компетенцию. Это создает условия дляформирования аппаратов специалистов, которые в силу своей компетенции отвечаюттолько за определенный участок работы, и уменьшает потребность в специалистахширокого профиля, что позволяет улучшить качество выполняемой работы. Большаячасть сотрудников фирмы имеют высшее образование. Это благоприятно отражается накачестве предоставляемых услуг, стабильности работы фирмы, надежности партнерствас ООО «Мэйпл».
Возглавляеткомпанию директор. В его непосредственном подчинении находятся: отделлогистики, отдел продаж и бухгалтерия.
Оперативный бухгалтерскийучет и отчетность в ООО «Мэйпл» осуществляет главный бухгалтер под руководствомгенерального директора. Финансовые результаты деятельности обществаопределяются на основе годового бухгалтерского баланса. По месту нахождения ООО«Мэйпл» ведется полная документация в объеме, установленном действующимзаконодательством РФ.
Главный бухгалтеробеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль зарациональным, экономичным использованием всех видов ресурсов, сохранностьюсобственности, активным воздействием на повышение эффективности хозяйственнойдеятельности предприятия.
Ведение бухгалтерскогоучета в ООО «Мэйпл» обеспечивается автоматизированной программой учета«1С-Бухгалтерия» версия 8.1 Предприятие. Данная программа была настроена наособенности учета ООО «Мэйпл», она позволяет автоматизировать различные разделыучета: банк, касса, основные средства, материалы, товары, расчеты сорганизациями, заработная плата и др. Данная программа позволяет получать всюнеобходимую отчетность (в том числе финансовую и налоговую), разнообразныедокументы по синтетическому и аналитическому учету. Также данная программаимеет возможность изменить и дополнить план счетов, систему проводок, настроитьаналитический и синтетический учет, формы первичной отчетности, а такжевозможность автоматически печатать документы, быстро проводить операции.
Для того, чтобыбухгалтерия всегда была в курсе всех новых законов и нововведений напредприятии также используются информационно – правовые системы: «Гарант»,«Консультант +».
Проанализируем основныепоказатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мэйл», представленной втаблице 2.2.
Таблица 2.2 Анализосновных показателей финансово–хозяйственной деятельности ООО «Мэйпл»Показатели 2005 год 2006 год 2007 год Отклонение (+, -) 2006 г. от 2005 г. 2007 г. от 2006 г. 1. Выручка от реализации 186723 187539 164089 816 -23450 2. Себестоимость проданных товаров 167620 168608 146434 988 -22174 3. Валовая прибыль, 19103 18931 17655 -172 -1276 4. Коммерческие расходы 15689 15367 11713 -322 -3654 5. Прибыль от продаж 3414 3564 5942 150 2378 6. Прочие доходы 2 4 1391 2 1387 7. Прочие расходы 1387 1496 3374 109 1878 8. Прибыль до налогообложения 987 1104 3701 117 2597
Изданной таблицы видно, что выручка от реализации в 2007 году по сравнению с2006г. уменьшилась на 22174 тыс.руб., уменьшилась себестоимость проданныхтоваров на 22174 тыс. руб. Снижение данных показателей связанно прежде всего сувеличением конкуренции.
Прибыльот продаж увеличилась в 2007г. по сравнению с 2006г. на 2378 тыс.руб. Такоеувеличение прибыли от продаж обусловлено значительным снижением коммерческихрасходов на 3654 тыс. руб.
Прибыльдо налогообложения в 2007г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 2597 тыс.руб.Это связано со значительным увеличением прочих доходов, которые увеличились на1387 тыс.руб. Также в 2007г. по сравнению с 2006г. возросли прочие расходы на1878 тыс. руб.
ООО«Мэйпл» применяет общую систему налогообложения, является плательщиком налогана добавленную стоимость. Льгот по НДС у организации нет. Налогообложениепроизводится по налоговой ставке 18%. Объектом начисления НДС согласно ст.146НК РФ является реализация на территории Российской Федерации товаров (работ,услуг). Налоговый период – месяц. Налоговая база определяется по каждомукотрагенту по факту реализации отдельно. Сумм налога, начисленная в отчетномпериоде, перечисляется ежемесячно в УФК до 20 числа месяца, следующего заистекшим налоговым периодом.
2.2 Оценка системывнутреннего контроля
Для оценки надежности и эффективности СВК используется триградации: высокая, средняя, низкая. Оценка системы внутреннего контроляопределяется процентным соотношением положительных ответов к общему количествувопросов, включенных в тест (Приложение 3). Если соотношение составляет выше70% оценка определяется как „высокая“, а менее 40 „низкая“.На основании первичной оценки СВК необходимо произвести оценку по каждомуразделу и этапу в целом. Полученные результаты отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Оценкасистемы внутреннего контроляНаименование раздела Оценка эффективности Последствия Стиль управления Высокая 100% Низкая Организационная структура Высокая 100% Низкая Разделение ответственности и полномочий Высокая 100% Низкая Контроль Средняя 58,3% Низкая Учет и отчетность Высокая 80% Низкая Кадры Высокая 100% Низкая
Итого: Высокая 82,05%
1. Стиль управления.
Эффективность СВК поданному разделу свидетельствует о том, что управление организацией производитсяна высоком уровне. Руководство организации осознает значимость и необходимостьбухгалтерского учета и финансовой отчетности, принимает ответственность заорганизацию и состояние системы внутреннего контроля и готово к исправлениюдопущенных ошибок и искажений.
2. Организационнаяструктура.
Организационнаяструктура является эффективной на сто процентов. В ООО «Мэйпл» разработана иутверждена схема организационной структуры Общества, схема организационнойструктуры подразделения ответственного за ведение бухгалтерского учета иподготовку финансовой отчетности, имеется разработанный и утвержденный графикдокументооборота.
3. Распределениеответственности и полномочий.
Эффективность поданному разделу является эффективной на сто процентов, т.к. выполняются всеусловия по распределению обязанностей и ответственности. Распределениеответственности необходимо для предотвращения злоупотреблений, случайных илиумышленных ошибок.
4. Контроль
По данному разделуоценка СВК определяется как средняя.
В ООО «Мэйпл» созданыи применяются все условия по обеспечению и сохранности документов, имущества.Созданы комиссия по приему (передаче), вводу в эксплуатацию, списанию основныхсредств, утвержден график проведения инвентаризации активов и обязательств, проводятсяплановые проверки не введена практика проведения внезапных инвентаризацийактивов и обязательств. Не создана служба внутреннего контроля, что снижаетэффективность СВК по данному разделу.
5. Учет иотчетность.
Эффективность СВК поданному разделу достаточно высокая (80%). В ООО «Мэйпл» сформирована учетнаяполитика и разработан план счетов, определен как элемент учетной политики формыучетных регистров бухгалтерского учета на предприятии, описаны содержание ипоследовательность действий хозяйственного процесса, разработаны формыпервичной документации и бланков, своевременно учитываются изменения в порядкеведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности, соблюдается графикпредоставления отчетности. Не разработаны формы внутренней отчетности для целейуправленческого учета и осуществления внутреннего контроля, что снижаетэффективность СВК по данному разделу.
6. Кадры.
Раздел «Кадры» имеетвысокую оценку эффективности СВК, т.к. выполняются все необходимые условияпредставленные в таблице – определена кадровая политика, утвержден иреализуется порядок проведения аттестации персонала, осуществляется повышенияквалификации кадров, разработаны требования и критерии к персоналу.
2.3Планирование аудиторской проверки
Составлениеобщего плана аудита и программы аудита (Приложение 4,5).
Наэтапе планирования необходимо разработать как общую стратегию аудита, так идетальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ покаждой из областей аудита.
Детальноепланирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важнымобластям аудита уделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторови их ассистентов.
Дляуспешного планирования аудита в области обязательств перед бюджетом необходимо:
— четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаясяв рабочих документах аудитора (для аудиторского заключения в рамках общихрезультатов по аудиту финансовой отчетности или для составления отчета поспециальному заданию). Цель данной аудиторской проверке – составление отчета попроверке правильности расчетов по налогу на добавленную стоимость.
— обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица. Сфера деятельности ООО «Мэйпл» — оптовая торговля.
— дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижениядо минимально низкого уровня;
— определить ключевые по значимости области проверки. Основная область при аудитеООО «Мэйпл» — правильность формирования налогооблагаемой базы и проверкаобоснованности применения налоговых вычетов.
— рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;
— составить детальную программу по проверке обязательств перед бюджетом, котораябудет служить инструкцией для аудиторов и ассистентов, а также средствомвнутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.
Аудиторскийриск. (Приложение 6).
Припроведении аудиторской проверки НДС и расчетов с бюджетом аудитор долженстремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определениеаудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков(неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения) на стадиипланирования аудиторской проверки в целом.
Вслучае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроляследует организовать проверку НДС так, чтобы снизить насколько возможновеличину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск доприемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторскихдоказательств в ходе процедур проверки по существу.
Принизких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправедопустить более высокий уровень риска необнаружения и тем самым свести общийаудиторский риск до приемлемого значения.
3. Аудит операций по учету расчетов с бюджетом поналогу на добавленную стоимость в ООО «Мэйпл»
3.1 Оценканалоговой отчетности
Дляэтого составим аудиторские таблицы на основе данных налоговых деклараций.(Приложение 7 – Налоговые декларации за ноябрь 2007г., приложение 8 –аудиторские таблицы).
Данныеанализа показывают, что в ООО «Мэйпл» наблюдается взаимоувязка данных, отражаемыхв налоговых декларациях. Источниками формирования налоговой декларации по НДСявляется книга покупок и книга продаж (Приложение 9, 10), а также анализсч.68.2 (Приложение 11).
Оценивая правильностьсоставления налоговой отчетности необходимо проверить наличие в ней всехустановленных форм, полноту их заполнения.
Был произведен пересчетотдельных показателей, осуществлена взаимная сверка показателей, отраженных врегистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того было установленосоответствие данных аналитического учета по счету 68 данным синтетическогоучета в Главной книге и показателям отчетности.
Была проведена взаимоувязка на соответствиеданных по строке 010 графы 4 Налоговой декларации по НДС с данными строки»Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусомналога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательныхплатежей)” Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), учитывая, что декларацияпо НДС составляется за отчетный период, а форма N 2 — нарастающим итогом; показателистроки 140 «Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящихпоставок товаров или выполнения работ (услуг)» Налоговой декларации по НДСс данными строки «Средства, полученные от покупателей, заказчиков» вчасти поступивших авансов Отчета о движении денежных средств (форма N 4).Сумма, указанная в Налоговой декларации, должна быть не меньше суммы по строкеиз формы N 4. В противном случае есть основания предполагать неполное включениеили не включение в облагаемый оборот авансов и предоплат, то есть занижениеналоговой базы по НДС в налоговом периоде.
Кроме того, в Налоговой декларации поНДС показатели строки 220 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику приприобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету» должнасоответствовать записям по кредиту счета 19 «Налог на добавленнуюстоимость по приобретенным ценностям» и дебету счета 68 «Расчеты поналогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС». Если вбухгалтерском балансе отсутствуют остатки незачтенных сумм НДС по счету 19 иодновременно имеется кредиторская задолженность поставщикам, то это можетсвидетельствовать об искажении данных декларации по НДС.
Определимналогооблагаемую базу. Налогооблагаемой базой является реализация на территорииРоссийской Федерации товаров (работ, услуг). Источником получения информацииявляется книга продаж.
Сумманачисленного налога определяется исходя из налогооблагаемой базы и ставкиналога. Ставки налога установлены ст. 164 НК. Арифметический пересчет показал,что сумма налога рассчитана верно.
Важныммоментом является проверка своевременности сдачи деклараций и уплаты налога.Уплата НДС в ООО «Мэйпл» производится по итогам каждого налогового периодаисходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числедля собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг)за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего заистекшим налоговым периодом.
ООО«Мэйпл» представляют в налоговые органы по месту своего учета соответствующуюналоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего заистекшим налоговым периодом. Налоговая отчетность сдается посредствомтелекоммуникационной связи. По мере отправки отчетности из налоговых органовприходит подтверждение о принятии отечности.
3.2 Анализданных аналитического учета
· Оценкаправильности формирования налогооблагаемых баз путем анализа данныханалитического учета.
ООО «Мэйпл» не имеет оснований воспользоватьсяльготами по НДС, поименованными в ст.149 НК РФ.
Проверке объекта налогообложенияосуществлялась путем просмотра данных аналитического бухгалтерского учета подвижению товарно-материальных ценностей; ознакомления с содержанием отдельныхдоговоров, актов выполненных строительно-монтажных работ, учредительныхдоговоров.
По каждому фактуреализации продукции составляется счёт-фактура, выделяется сумма НДС отдельнойстрокой, все обороты по реализации учитываются на счетах реализации. Порезультатам аудита замечаний нет.
· Оценкаправильности применения налоговых ставок
Правильность примененияна предприятии ставок устанавливалась путем сравнения фактических ставок с ихзначениями, регламентированными нормативными документами для соответствующихусловий (виды деятельности, группы продукции и товаров, льготы и т.д.). Налогообложениепроизводится по ставке 18%. В результате аудита замечаний нет.
· Нормативнаяпроверка, прослеживание и пересчет налоговых вычетов.
Необходимо иметь в виду, чтонеправомерно применение вычетов в следующих случаях:
– принятияк вычету «входного» НДС по имуществу, использованному в операциях, с которыхНДС не уплачивается, таких случаях НДС должен включается в стоимость данногоимущества согласно пп.1 п.2 ст.170 НК РФ;
– еслиорганизация не ведет раздельный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций(противоречит п.4 ст.170 НК РФ);
– еслиналоговый агент принял к вычету НДС, который он уплатил в бюджет (противоречитст.161 НК РФ).
– еслипринят к вычету НДС по сверхнормативным расходам (противоречит п.7 ст.171 НКРФ);
– еслипринят к вычету НДС на основании счет-фактуры оформленной с нарушениемтребований п.п.5 и 6 ст.169 НК РФ;
— если принят к вычету НДС по безвозмезднополученному имуществу (противоречит п.1 ст.172 НК РФ).
В ходе проверки правомерности применениявычетов по НДС я ознакомилась с организацией аналитического учета к счету 19«НДС по приобретенным ценностям», проверила соблюдение порядка исроков осуществления вычетов. Кроме того, была выборочно произведена проверка соблюденияправил оформления счетов-фактур, на основании которых принимается к вычету НДС,а также соблюдения принципа временного соответствия вычетов по НДС иоприходования товарно-материальных ценностей. В результате аудита замечанийнет.
· Оценкаправильности расчета налоговых обязательств.
На данном этапенеобходимо проверить правильность начисления налога на основании данныхбухгалтерского учета, проверить правильность заполнения декларации, сверить сданными отраженными в бухгалтерском учете и в книге продаж. Результатыпредставлены в таблицах 3.1., 3.2.
Таблица 3.1. Расчет налогооблагаемойбазы Реализация Авансы полученные, тыс. руб. Возврат товаров от покупателей, тыс. руб. Зачет авансов, тыс. руб. Налоговый вычет по товарам, сумма НДС Ноябрь 15260636,02 1204692,00 79138,67 1175148,89 2676313,23
Таблица 3.2. Расчет суммы НДС По данным аудита По данным бух. учета Разница По книге продаж Разница По данным декларации Разница Сумма НДС итого исчислено 2930683 2930683 – 2930683 – 2930683 –
Выясняя правильностьначисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей были изученызаписи в учетных регистрах по счету 68.2. «Расчеты по НДС». В результате аудитазамечаний нет.
3.3 Заключительнаястадия аудиторской проверки
Сравниваяданные, рассчитанные на основании аналитического учета, отраженные в декларациии рассчитанные в ходе аудиторской проверки расхождений не обнаружено(Приложение 12). Из таблицы видно, что расхождений данных ООО «Мэйпл», отраженныхв налоговых декларациях и регистрах аналитического учета, с данными аудиторскойпроверки нет. Поэтому можно выразить мнение о достоверности данных по налогу надобавленную стоимость в форме безусловно положительного аудиторскогозаключения.
Такимобразом, на предприятии ООО «Мэйпл» был проведен аудит учета расчетов сбюджетом по НДС. Аудиторская проверка осуществлялась выборочным методом. Аудитпланировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенностьв том, что учет расчет по НДС является на предприятии достоверным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С переходом к рыночным отношениям вэкономике нашей страны возникли новые проблемы и потребности, обусловившиепоявление новых специальностей и новых теоретических и практических дисциплин,в том числе и аудиторского контроля.
Сам по себе аудиторский контрольнельзя отнести к новшествам рыночных отношений, однако новым является появлениенезависимого контроля, обеспечивающего реализацию практической общественнойпотребности — подтверждение достоверности финансовой информации о деятельностиэкономических субъектов в интересах пользователей этой информации. Новым являетсяи то, что независимый аудиторский контроль — это предпринимательскаядеятельность, осуществляемая на коммерческой основе за счет проверяемых экономическихсубъектов.
Налоговые поступления составляютоснову при формировании бюджета государства (90% всех поступлений вконсолидированный бюджет), поэтому внимание налоговых органов к правильностиформирования налогооблагаемых баз и к полноте исчисления налогов на предприятииповышенное. Методологическая концепция по проведению аудита расчетов с бюджетомдолжна помочь аудиторам и аудиторским компаниям в организации проведенияаудиторских проверок налоговых на предприятии.
Любая аудиторскаяпроверка, как правило, начинается с разработки общего плана и программы аудита.Начиная эту разработку были получены предварительные данные о деятельности ООО«Мэйпл».
В процессе подготовки общего плана ипрограммы аудита ООО «Мэйпл» была проведена оценка эффективность системывнутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и произведенаоценка неотъемлемого риска.
Программа аудита расчетов по НДСпредставляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур,необходимых для практической реализации плана.
После составления планааудита были проведены аналитические процедуры. Метод, выбранный для проведенияаудита, основывался на анализе налоговых деклараций
При проверке данных налоговыхдеклараций наблюдается увязка всех показателей. Арифметический пересчетисчисленного налога не выявил никаких ошибок. Расхождений между данныминалоговой декларации по НДС и полученными данными при анализе аналитическихданных нет. Уплата налога производится своевременно, просроченной задолженностинет. Отчетность по НДС предоставляется в налоговые органы по месту регистрацииООО «Мэйпл» в установленные сроки.
Работникиэкономического отдела быстро и во время реагируют на все изменения, связанные сданным налогом. Это уменьшает вероятность допущения ошибок в информации,предоставляемой в налоговые органы.
Таким образом, выполнивнамеченные процедуры по проверке расчетов НДС, была собрана необходимаяинформация и сделан вывод о состоянии расчетов.
На ближайшее время в планах ООО«Мэйпл» запуск собственного производства, открытие дополнительных торговыхточек. Это усложнит расчет НДС, увеличится налогооблагаемая база. Поэтому основнымспособом сохранение данного уровня по учету налога на добавленную стоимость –это своевременно отслеживать все изменения, вносимые в нормативные документы.
Для этого нужно обеспечить рабочиеместа бухгалтеров консультационными программами «Гарант», «Консультант».Подписываться на периодические издания, содержащие не только нормативныедокументы, но и комментарии различных специалистов, судебную практику, «горячилинии» со специалистами налоговых органов.
Так же, по моему мнению,целесообразно отправлять работников на курсы повышения квалификации, насеминары, касающиеся изменений в расчетах по НДС. Хоть расходы на всеперечисленные мероприятия будут высоки, но они будут оправданы. Оправданы тем,что на предприятии будут работать специалисты, которые хорошо ориентируются ввопросах налогообложения, которые могут без посторонней помощи наладить учет,исправить выявленные ошибки. Специалисты, которые уверены в каждой цифре,заявленной в ИМНС, предоставленной учредителям, кредитным организациям.
При автоматизированномведении бухгалтерского и налогового учета необходимо постоянно обновлятьКонфигурацию программы 1С. Необходимо ставить такие задачи передпрограммистами, при решении которых вероятность верного формирования налоговприближалась бы к 100%.
Необходимо следить засвоевременностью перечисления начисленных налогов в бюджет. Для этого надораспределить денежные потоки в соответствии со сроками платежей. Ведь несвоевременноеперечисление налогов грозит начислением штрафа и начислением пени.
Если обеспечитьработников финансового отдела всей необходимой информацией, способствоватьповышению знаний, максимально автоматизировать рабочее место бухгалтера, тоданные финансовой и налоговой отчетности будет актуальны и будут отвечать всемтребованиям.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части перваяи вторая – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999. 560 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая ивторая. (с изменениями и дополнениями). – М.: Юрайт-М, 2001
3. О бухгалтерском учете: Федеральныйзакон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ. (в ред. от 30.11.2006) // Собр.законодательства РФ. – 1996. — № 48. — Ст. 5369.
4.Об аудиторской деятельности:Федеральный закон от 07.08.2001г. № 119 (с изменениями и дополнениями)// Собраниезаконодательства Российской Федерации. – 2001. — № 4. – 41. – Статья 3422.
5. Правило (стандарт) Аудиторской деятельности«Аналитические процедуры» № 20. Утвержден постановлением правительства РФ № 228от 16.04.2005г.
6. Правило (стандарт) Аудиторскойдеятельности «Аудиторские доказательства» № 5. Утвержден постановлениемправительства РФ № 532 от 07.10.2004г.
7. Горожанкина Е.А. Аудит: Учебникдля студентов экономических колледжей./ Горожанкина Е.А.- М.: Дашков и Ко,2007.
8. Данилевский Ю.А. Аудит: учебноепособие/ Ю.А. Данилевский, С.М. Шапигузов, Н.А. Ремизов, Е.В. Старовойтова. — М.: ИД «ФБК-ПРЕСС», 2002. – 544 с.
9. Ерофеева В.А. Аудит: Учебноепособие/ Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А.- М.: Высшее образование,2005.
10. Камышанов П.И. Практическоепособие по аудиту / П.И. Камышанов. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 382с.
11. Ковалева О.В., Константинов Ю.П.Аудит: Учебн. пособие / О.В. Ковалева, Ю.П. Константинов – М.: Приор, 2002. –320 с
12. Кочинев Ю. Ю. Аудит / Ю. Ю.Кочинев. – СПб.: Питер, 2002. – 304с
13. Крупченко Е. А. Аудит вэкзаменационных вопросах и ответах/Крупченко Е.А. – Ростов-на-Дону: Феникс,2003.
14. Подольский В. И. Аудит: Учебникдля вузов/ В.И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др. Под ред. проф.В. И. Подольского: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2006.
15. Шеремет А. Д. Аудит: Учебник./Шеремет А. Д., Суйц В. П. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2004.
16.Филипьев Д.Ю. Аудит: учебное пособие / Д.Ю. Филипьев, Н.В. Пислегина. –Барнаул: Изд-во ААЭП, 2006. – 108с
17.Бычкова С.М. «Аудит операций, связанных с налогом на добавленную стоимость» //Аудиторские ведомости. – 2006. — № 4.
18.Ларичев А.Ю. «Аудит налога на добавленную стоимость» // Аудиторские ведомости.– 2004. — № 1
19.Макаров А.С., Семин В.С. «Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по НДС» //Аудиторские ведомости. – 2006. — №10.
20.Панкова С.В. «Аудит формирования налоговых вычетов по НДС в торговойорганизации».// Аудиторские ведомости. – 2002. — № 3.
21.Практическое пособие по НДС // КонсультантПлюс. – 2007.