Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты учета расчетов с персоналом по оплате труда
1.1 Нормативно-правовоерегулирование расчетов по оплате труда. Первичная документация
1.2 Методические приемы испособы проведения аудита
1.3 Составление плана ипрограммы аудита
Глава 2. Аудит расчетов сперсоналом по оплате труда (на примере ООО «Ливик»)
2.1 Краткаяхарактеристика ООО «Ливик»
2.2 Проверка расчетов сперсоналом по оплате труда. Аудиторское заключение
Заключение
Список литературы
Введение
В системебухгалтерского учета любого учреждения учет труда и его оплаты по правузанимает одно из центральных мест. Аудиторская проверка данного участкапозволяет выявить правильность начислений и выплат работникам организации повсем основаниям и их учета; установить законность и полноту удержаний иззаработной платы и других выплат в пользу организации, бюджета, Пенсионногофонда РФ, других юридических и физических лиц; проверить соблюдениеорганизацией законодательства.
Проведениеаудита расчетов с персоналом и установление их соответствия нормативной базепозволяет аудитору сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой)отчетности организации во всех существенных аспектах.
Аудитфинансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта долженсопровождаться документированием в соответствии с требованиями Федеральногоправила (стандарта) аудиторской деятельности № 2 « Документирование аудита (далее– Стандарт № 2), утвержденного постановлением Правительства РоссийскомФедерации от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. Постановлений Правительства РФот 19.11.2008) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторскойдеятельности»
Целью написания данной работыявляется установление соответствия применяемой в организации методики учета иналогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом.
Для достижения поставленной целинеобходимо выполнить следующие задачи:
— оценкасуществующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;
— оценкасостояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда ирасчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
— оценкаполноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
— проверкасоблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным срасчетами по оплате труда;
— проверкасоблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами,по социальному страхованию и обеспечению.
Предметомисследования является оплата труда исследуемой организации.
Объектомисследования является процесс организации учета расчетов по оплате труда в ООО«Ливик»
Теоретическойи методологической основой исследования послужили законодательные и нормативныедокументы по организации бухгалтерского учета и отчетности по оплате труда.
Глава 1. Теоретическиеаспекты учета расчетов с персоналом по оплате труда
1.1 Нормативно-правовое регулирование расчетов по оплате труда. Первичнаядокументация
Оплата труда- это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществленияработодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иныминормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями,локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Для проведения аудиторской проверки операций по расчетам сперсоналом по оплате труда и прочим операциям аудитору необходиморуководствоваться такими нормативными документами, как:
1) Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ « Обухгалтерском учете»;
2) Гражданский кодекс Российской Федерации;
3) Налоговый кодекс Российской Федерации;
4) Трудовой кодекс Российской Федерации;
5) Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ9/99;
6) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ10/99;
7) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению(приказ Минфина России от 31 октября 200 г. № 94-н)
В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельностинаходится в стадии становления. Происходит процесс определения прав иобязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли ифункций государственных и общественных аудиторских организаций.
Среди представленных концепций и систем регулирования наиболеецелесообразной нам представляется многоуровневая система нормативногорегулирования аудиторской деятельности. Эта система включает 4 уровня:
— первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторскойдеятельности), который принят 30 декабря 2008 г.;
— к документам второго уровня, регулирующим аудиторскуюдеятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты);
— третий уровень включает внутренние стандарты профессиональныхаудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств;
— четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторскойдеятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ«О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией,должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичнымиучетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные документы применяются к учету если они составлены поформе, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетнойдокументации. Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учетутруда и его оплаты» утверждены стандартизированные формы первичной учетнойдокументации по учету труда и его оплаты: N Т-12 «Табель учета рабочеговремени и расчета оплаты труда», N Т-13 «Табель учета рабочеговремени», N Т-49 «Расчетно-платежная ведомость», N Т-51«Расчетная ведомость», N Т-53 «Платежная ведомость», NТ-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей», N Т-54 «Лицевойсчет», N Т-54а «Лицевой счет (свт)», N Т-60 «Записка-расчето предоставлении отпуска работнику», N Т-61 «Записка-расчет припрекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», NТ-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору,заключенному на время выполнения определенной работы».
Проверенныепервичные учетные документы организации аудитор записывает в свои рабочиедокументы. Основными направлениями законодательного регулирования расчетов сперсоналом по оплате труда являются:
— прием наработу;
— увольнениесотрудников;
— начислениеи выплата заработной платы;
— удержанияиз заработной платы;
— депонирование невыплаченной своевременно заработной платы;
— предоставление отпуска;
— оплатапособий по временной нетрудоспособности.
1.2 Методические приемы и способы проведения аудита
Проверку расчетов с персоналом можно разбить на несколько этапов.В начале аудиторской проверки аудитору необходимо обратить внимание надокументальное оформление трудовых отношений с работниками предприятия, которыерегулируются двумя основными нормативными актами: ТК РФ и Гражданским кодексомРоссийской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно Методике проверки расчетов с персоналом по оплате труда иначислений во внебюджетные фонды следует выявить наличие трудовых договоров,подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также наличиепервичных документов.
Аудит расчетов с персоналом по оплате труда начинают сознакомления аудитора с внутренними распорядительными документами предприятия,регулирующими правовые отношения работников предприятия и администрации. Такимидокументами являются штатное расписание, трудовые договора с работникамипредприятия, положения по оплате труда, положение о премировании истимулировании работников, коллективный договор и т.д. При аудите расчетов пооплате труда проверяются следующие позиции:
— учет и начисления повременных и прочих видов оплат;
— расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;
— аналитический учет по работающим (по видам начислений иудержаний);
— сводные расчеты по заработной плате;
— расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогови платежей с ФОТ;
— расчеты по депонированной заработной плате.
Затем изучают достоверность первичных документов, правильность ихзаполнения, соответствие требованиям нормативных документовпо начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этомособое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени Припроверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание необходимоуделить правильности арифметических подсчетов. Приповременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставокили условий контракта, а при сдельной — выполнение количественных икачественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.
Основанием для начисления заработной платы работникам предприятияявляется штатное расписание, составленное по унифицированной форме № Т-3. Вштатном расписании указывают:
1) перечень структурных подразделений;
2) наименование должностей, специальностей, профессий с указаниемквалификации работников;
3) сведения о количестве штатных единиц;
4) размер окладов, тарифных ставок;
5) размер надбавок по должностям.
Штатноерасписание утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации илиуполномоченного им лица. Кроме того, штатное расписание должно быть подписаноглавным бухгалтером и руководителями структурных подразделений. Изменения вштатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением)руководителя организации или уполномоченного им лица.
Проверка локальных документов по учету труда и заработнойплаты. Трудовые отношения между организацией и работниками регулируютсяколлективным договором. Аудит законности регулирования трудовых взаимоотношениймежду работниками и организацией осуществляется на соответствие Трудовомукодексу РФ с использованием следующих аудиторских процедур:
— изучениесодержания и структуры коллективного договора;
— определениепорядка разработки проекта договора и его заключения;
— установление срока действия коллективного договора;
— определениепорядка изменения и дополнения коллективного договора. Проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме наработу и трудовых договоров осуществляется в отношении:
— соответствиятиповой форме;
— указанияпрофессии (должности);
— наличияиспытательного срока;
— условийприема на работу и характера предстоящей работы;
— наличиясуммы оклада (сдельной расценки).
Приказы оприеме работников на работу оформляются по форме № Т-1 или № Т-1а на основанииПостановления Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 «Об утвержденииунифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и егооплаты». Основанием для издания приказа (распоряжения) о приеме на работуявляется трудовой договор, который заключается с каждым работником при приемеего на работу.
Контроль трудовой дисциплины и учета отработанного временина основании ведения табельного учета. Такой контроль заключается в ежедневнойрегистрации явок на работу, ухода с нее, всех случаев опозданий и неявок суказанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы. Табельучета использования рабочего времени и расчета заработной платы ведетсяежемесячно лицами, назначенными приказом руководителя учреждения. В концемесяца по Табелю определяется количество отработанных дней (часов) ипроизводятся расчеты их оплаты. Записи в табель и исключение из него работниковпроизводятся на основании документов по учету личного состава: приказов оприеме на работу, переводе, увольнении.
Правильностьначисления заработной платы за отработанное время аудитор устанавливает привзаимной сверке данных с табелем учета рабочего времени. Все документы поначислению заработной платы проверяются на наличие необходимых форм и видовдокументов, соответствие их унифицированным формам и правильность заполнения,обоснованность начисления заработка, правильность арифметических расчетов. Приэтом арифметическая проверка правильности начисления заработной платыосуществляется как по каждому работнику, так и по общему фонду оплаты труда замесяц.
Контроль правильности начисления пособий по временнойнетрудоспособности и отпускных работникам. Аудит осуществляется,как правило, выборочным способом. Аудитор проводит следующие процедуры:
— проверканаличия документального подтверждения начисления пособий по временнойнетрудоспособности и отпускных (заявления, приказы, больничные листки);
— проверкасоблюдения законности начисления выплат в соответствии с действующимзаконодательством и Трудовым кодексом РФ (стаж работы, соблюдение максимальногоразмера пособия по временной нетрудоспособности, количество дней отпуска);
— документальнаяпроверка начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных(оформление листков временной нетрудоспособности, расчетов отпуска);
— арифметическаяпроверка расчетов пособий по временной нетрудоспособности и отпускных(пересчитываются суммы, указанные бухгалтером).
Начислениеоплаты отпуска, выплаты компенсации за неиспользованный отпуск производятся наосновании расчета среднего заработка (ст. 139 ТК РФ).Средняя заработная платаисчисляется в порядке, установленным Правительством РФ.
Приопределении среднего заработка учитываются все виды выплат, предусмотренныесистемой оплаты труда. Для расчета отпускных и компенсации за неиспользованныйотпуск следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Изначисленной работникам организации заработной платы, оплаты труда по трудовымсоглашениям, договорам подряда и совместительству производят различныеудержания, которые можно разделить на две группы: обязательные и удержания поинициативе организации. Обязательными удержаниями являются налог на доходыфизических лиц и удержания по исполнительным листам. По инициативе организациичерез бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующиеудержания согласно письменного заявления (согласие) самого работника (например,в оплату стоимости предоставленных им товаров, работ и услуг; в погашениестоимости выданного займа и т.п.).
Проверка правильности удержаний из заработнойплаты осуществляется аудитором выборочно. Причем размеры выборки определяютсятеми же методами, что и при проверке начислений. Затем по данным сводаудержаний определяются виды удержаний из заработной платы, осуществляемые наконкретном экономическом субъекте.
Приступая к проверке правильности удержанияналога на доходы, аудитору сначала необходимо выявить суммы, которые подлежатобложению данным налогом. При определении налоговой базы учитываются все доходыналогоплательщика, полученные ими как в денежной, так и в натуральной форме,или право на распоряжение, которыми у них возникло, а также доходы в видематериальной выгоды. Кроме того, при определении размера налогооблагаемой базыналогоплательщик имеет право на следующие налоговые вычеты: стандартные,социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.
Удержание и уплата налога на доходы с физических лиц (НДФЛ), осуществляетсяпо ставке 13% (п.1 ст.224 НК РФ).
В заключение проверки данного объекта аудита,аудитору необходимо удостовериться в правильности составления бухгалтерскихзаписей. На счетах бухгалтерского учета суммы удержанного налога на доходыфизических лиц должны отражаться по Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплатетруда» и Кт 68 «Расчеты с бюджетом».
После того как из заработной платы произведено удержание налога надоходы физических лиц, из оставшейся суммы производятся следующие удержания (вслучае наличия в бухгалтерии соответствующих документов):
— по исполнительным листам;
— по документам штрафного содержания;
— по кредитам и займам.
Поступившие в бухгалтерию исполнительные листы и заявления плательщикарегистрируются в специальном журнале или картотеке и хранятся как бланкистрогой отчетности. О поступлении исполнительных документов бухгалтериясообщает судебному исполнителю.
В письменных заявлениях работников организации о добровольной уплатеалиментов, должно быть указано: фамилия, имя, отчество заявителя и получателяалиментов; дата рождения детей и других лиц, на содержание которых взыскиваютсясуммы; адрес лица, которое будет получать алименты; размер алиментов, но неменее суммы, установленной законодательством (на одного ребенка – 25 %, на 2детей – 33 %, на 3 и более детей – 50 % заработка.
Кроме того, необходимо проверить правильноеисчисление сумм алиментов и отражение их на счетах бухгалтерского учета.
Причем аудитору необходимо знать, что удержаниеалиментов происходит со всех видов дохода как по основной, так и посовместительству, со всех видов доплат, с оплаты за время отпуска, с пособий повременной нетрудоспособности, с вознаграждения за общие годовые итоги работы.
Удержанные суммы алиментов бухгалтерия обязана втечение 3 дней со дня выплаты заработной платы выплатить взыскателю лично изкассыили перевести по почте.
На сумму удержаний по исполнительным листам вбухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:
Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму удержанныхалиментов;
Дт 76 Кт 50 «Касса» — на сумму выданныхалиментов;
Дт 76 Кт 51 «Расчетный счет» — на суммуперечисленных алиментов почтовым переводом.
Перед тем как приступить к проверке сводныхрасчетов по оплате труда, аудитору необходимо проверить сводную ведомость позаработной плате, которая представляет собой сводный расчет по начислению заработнойплаты и удержаний из нее. При проверке расчетно-платежной ведомости аудиторпострочно проверяет расписки в получении денег и суммирует выданную заработнуюплату. Против фамилий тех, кто не получил заработную плату, в графе «Расписка вполучении» должен быть проставлен штамп или надпись от руки «депонировано».Расчетно-платежная ведомость в этом случае должна закрываться двумя суммами –выданной наличными и депонированной. Остаток денег из кассы должен быть сдан нарасчетный счет, поскольку наличные деньги, взятые из банка, расходуются строгопо целевому назначению.
Кроме того, аудитору необходимо проконтролироватьведение аналитического учета депонированной заработной платы по каждойневостребованной сумме в реестре не выданной заработной платы.
При проверке расчетов по ЕСН аудитору необходимопроверить правильность определения налоговой базы для исчисления налога,правильность применения налоговых ставок, установить порядок и сроки уплатыналога на предприятии, а также их документальное обоснование и проверитьправильность отражения соответствующих хозяйственных операций на счетахбухгалтерского учета.
При аудите расчетов посоциальному страхованию и обеспечению необходимо установить:
— правильностьопределения ФОТ для начисления страховых взносов;
— правильность применениятарифов страховых взносов;
— правильность иобоснованность начисления пособий, пенсий и т.д., выплачиваемых из средствсоциального страхования;
— правильность отраженияв бухгалтерском учете операций по начислению взносов и их перечислению;
— соответствие записейаналитического и синтетического учетов по счету 69 записям в Главной книге ибалансе;
— правильность исвоевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов исвоевременность их сдачи в соответствующие фонды.
В заключение аудита расчетов с ФСС РФ аудиторосуществляет проверку правильности составления бухгалтерских записей.Бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты посоциальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 –«Расчеты по социальному страхованию».
1.3 Составление плана и программы аудита
Общий план проверки аудита расчетов с персоналом по оплате труда вООО «Ливик» (см.таблицу 1)
Таблица 1
Общий планаудита операций по оплате труда в ООО «Ливик»Проверяемая организация ООО «Ливик» Период аудита с 01.01.09 по 31.12.09 Количество человеко–часов 74 Руководитель аудиторской группы Петрова Н.И. Состав аудиторской группы Петрова Н.И., Соловьев М.Б. Планируемый аудиторский риск 3% Планируемый уровень существенности 22 тыс. руб. (2%) 1 2 3 Планируемые виды работ Период проведения Исполнители 1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде. 06.02.10-07.02.10 Петрова Н.И. 2. Аудит системы начислений заработной платы 08.02.10-10.02.10 Соловьев М.Б. 3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы 13.02.10-14.02.10
Соловьев М.Б.
Петрова Н.И. 4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда. 14.02.10-16.02.10 Соловьев М.Б. 5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды 17.02.10 Петрова Н.И. 6. Оформление результатов проверки 20.02.10-21.02.10 Петрова Н.И. Соловьев М.Б.
Программа аудита является развитием общего планааудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур,необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служитподробной инструкцией и является средством контроля качества работы (см.приложение 2).
Приложение 2
Программааудита расчетов по оплате труда в ООО «Ливик»Проверяемая организация ООО «Ливик» Период аудита с 01.01.09 по 31.12.09 Количество человеко–часов 74 Руководитель аудиторской группы Петрова Н.И. Состав аудиторской группы Петрова Н.И., Соловьев М.Б. Планируемый аудиторский риск 3% Планируемый уровень существенности 22 тыс. руб. (2%) Перечень аудиторских процедур Период проведения Исполнители Проверяемые документы 1 2 3 4 1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде 1.1. Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение) 06.02.10 Петрова Н.И. Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки 1.2. Проверка правильности применения тарифных ставок при повременной оплате и норм и расценок при сдельной оплате 06.02.10 Петрова Н.И. Тарификационный список, штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты ведутся с помощью ПК, Правила внутреннего трудового распорядка в ООО «Ливик» 1.3. Проверка учета рабочего времени, соблюдение установленного режима работы 07.02.10 Петрова Н.И Табеля учета расчетов рабочего времени (ф. №Т-12), личные карточки (ф. №Т-2) 2. Аудит системы начислений заработной платы 2.1. Проверка обоснованности начислений заработной платы 08.02.10 Соловьев М.Б. Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно – платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание 2.2. Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат 09.02.10 Соловьев М.Б. Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы 2.3 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей 10.02.10 Соловьев М.Б. Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расчетно–платежные ведомости, табели учета рабочего времени 3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы 3.1. Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц 13.02.10 Соловьев М.Б. Документы, предоставленные сотрудником на использование налоговых социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ 3.3. Проверка правильности удержаний по исполнительным листам 13.02.10 Петрова Н.И. Наличие исполнительных листов, регистратор листов, правильность расчета листов в вкладном деле к исполнительному листу, облагаемую базу для удержания, лицевые счета 3.4. Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц 14.02.10 Соловьев М.Б. Форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начислений входят в облагаемую базу НДФЛ) 3.5. Проверка депонированных сумм по заработной плате 14.02.10 Петрова Н.И. Книга аналитического учета депонированной заработной платы, касса 4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда 4.1. Проверка ведения аналитического учета расчетов по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе ООО «Ливик» по всем видам оплат 14.02.10 Петрова Н.И. Лицевые счета, расчетно-платежные документы, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника 4.2. Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета 15.02.10 – 16.02.10 Соловьев М.Б Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно – сальдовые ведомости, своды проводок и своды начислений и удержаний по заработной плате 5. Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во внебюджетные фонды 5.1. Проверка правильности расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды 17.02.10 Петрова Н.И. Индивидуальные карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная книга, своды проводок 6. Оформление результатов проверки 6.1. Оформление результатов проверки 20.02.10 – 21.02.10
Соловьев М.Б
Петрова Н.И. /> /> /> /> /> />
Цель подготовки рабочих документов — это документальноеподтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализацияплана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергаласьрассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.
Глава 2. Аудитрасчетов с персоналом по оплате труда (на примере ООО «Ливик»)
2.1Краткая характеристика ООО «Ливик»
ООО «Ливик»создано 2 сентября 2005 года в соответствии с Гражданским Кодексом РоссийскойФедерации. Общество образовано на основании решения общего собрания учредителейв г. Омске. Организация находится по адресу: 644089, г. Омск, ул. Коммунальная,15.
ООО «Ливик»представляет собой коммерческую организацию, занимающейся швейнымпроизводством.
ООО «Ливик»является юридическим лицом с момента государственной регистрации и:
· имеетв собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе;
· можетбыть истцом и ответчиком в суде;
· несетобязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, незапрещенных законом;
· можетзаниматься лицензируемыми видами деятельности при наличии лицензии;
· вправеоткрывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами;
· имееткруглую печать;
· имеетштампы, бланки, эмблему.
Обществосамостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается полученнойприбылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и другихобязательных платежей.
Учетнаяполитика организации соответствует нормативным актам РФ в областибухгалтерского учета и закреплена отдельным приказом по предприятию. С цельюравномерного формирования издержек в течении отчетного периода организацияможет создавать резервы: на ремонт основных фондов, на выплату вознагражденийпо итогам года и другие аналогичные резервы в соответствии с действующимзаконодательством.
Основнойцелью деятельности ООО «Ливик», так же как и целью любого коммерческогопредприятия, является получение прибыли. Основная деятельность организациинаправлена на швейное производство. ООО «Ливик» изготавливает одежду,постельные принадлежности, полотенца, скатерти и т.д.
Количество работающих в Обществе с Ограниченной Ответственностью«Ливик» составляет 74 человек. Ниже приведено количество единицперсонала:
директор ООО (1), гл. менеджер (1), гл. инженер (1), гл. бухгалтер(1), бухгалтер расчетной группы (2), бухгалтер материальной группы (2),бухгалтер-кассир (1), работник отдела кадров (2), экономист (2), начальникотдела кадров(1), инженер по сбыту(1), инженер по снабжению(2), технолог (2),рабочие(51), водители(2), уборщица (3).
Ответственностьза организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательствапри выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Главныйбухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии сзаконом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Он подчиняется руководителюпредприятия и несет ответственность за ведение бухгалтерского учета,своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.Главный бухгалтер подписывает денежные документы и расчетные документы,финансовые и кредитные обязательства.
Напредприятии используется автоматизированная система бухгалтерского учета иотчетности, в том числе заработной платы и кадров – соответственно «1С:Предприятие 8.1» и «1С: Зарплата + Кадры».
2.2 Проверка расчетов с персоналом по оплате труда. Аудиторскоезаключение
Контроль затем, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства –дело первостепенное. Здесь, на первом этапе работы, проверяем правильностьоформления первичных документов по оплате труда в ООО «Ливик». При проверкепервичных документов аудитором был обнаружен следующий недостаток: отсутствуетподписи на многих документах работника кадровой службы (форма Т-2) ируководителя учреждения на приказах о предоставлении отпуска (форма Т-6).
Далеепроверим расчеты с рабочими по оплате труда в ООО «Ливик» на соответствиепоказателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге ибухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Сверим сальдо по счету 70 на первоеянваря 2009 года в Главной книге и в балансе предприятия.
В балансе посчету 70 развернутое сальдо дебетовое, показывающее задолженность рабочих позаработной плате, что свидетельствует о плохой организации расчетов сработниками (выплачено больше, чем причитается). Сумма по дебету баланса равна1620 руб.
Контрольнаясверка показала, что эти суммы совпадают с данными Главной книги. В самой же Главнойкниге обнаружено много исправлений; бухгалтер по оплате труда объясняет этонеточностью подсчетов еще в первичных документах (все исправления подписаныбухгалтером).
Убедившись,что данные Главной книги и баланса совпадают, можно продолжить дальнейшуюсверку. Для этого сравним данные Главной книги со сводом начислений и удержанийза 2 квартал 2009 года (см. таблицу 5).
Таблица 5
Соответствиезадолженности по оплате труда, значащейся в расчетно-платежных ведомостях иГлавной книге Месяцы Числится по своду начисления и удержания, руб.
Числится по Главной
книге, руб. Отклонения, руб. апрель 183370.89 183371.00 -0.11 май 223507.93 223507.93 —– июнь 125459.25 125460.25 -1
Данныенесоответствия бухгалтер объяснить не может (говорит, что просто описалась).
Врасчетно-платежной ведомости по графам удержания показаны отчисления вПенсионный фонд, профсоюзные взносы и НДФЛ(льготы по НДФЛ определены верно);проценты отчислений рассчитаны верно, их суммы совпадают с данными расчетныхлистков по каждому работнику.
Платежныеведомости на аванс оформлены, верно, замечаний нет.
Данные оначисленной заработной плате в расчетно-платежной ведомости, а также данныеплатежной ведомости на заработную плату и расчетных листков по каждомуработнику совпадают. Расписки в получении начисленных сумм присутствуют, всеподписи разные.
При проверкепериодичности и своевременности выплаты заработной платы установлено, чтоначисление и выплата заработной платы производится своевременно.
В ходе аудиторской проверки установлено, что в книгеаналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия истипендий ведется учет депонированных сумм раздельно по заработной плате,денежному довольствию и стипендиям. Записи производятся по каждому депоненту,при необходимости с указанием структурного подразделения предприятия. Всоответствующих графах «Кредит» указаны месяц и год, в которомобразовалась депонентская задолженность, номера платежных (расчетно-платежных)ведомостей и суммы, а в графах «Дебет» — против фамилии депонентазаписывается номер расходного кассового ордера и выплаченная сумма.
В конце месяца в книге подсчитываются итоги по графам«Кредит» и «Дебет» и выводится кредитовый остаток на началоследующего месяца.
Выданные суммы депонированной заработной платы оформляютсяследующими записями: Д 76-4 — К 50 — выданы депонированные суммы из кассыорганизации или Д 76-4 — К 51 — перечислены депонированные суммы на лицевыесчета работников в кредитных учреждениях (при наличии соответствующегосоглашения между работником и работодателем).
По истечении сроков исковой давности невостребованные суммыдепонированной заработной платы списываются на основании данных проведеннойинвентаризации и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся нафинансовые результаты деятельности организации. При этом в бухгалтерском учетеоформляется запись: Д 76-4 — К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет«Прочие доходы».
Итогипроверки учета оформляются в рабочем документе аудитора (см.таблицу 3).
Таблица 3Дата проведения проверки Объект проверки Наименование проверяемого объекта Дата (период) составления документа № документов Заключение аудитора об отсутствии нарушений или о характере выявленных нарушений 1 2 3 4 5 6 06.02.2010 Первичные документы по учету персонала Приказы о приеме на работу сотрудника 01.05.09 – 30.09.09 г. №11, 14, 18, 21/09-02 Нарушений не выявлено Приказы о прекращении трудового договора 01.02.09 – 30.04.09 г. №4, 8, 10\09-02 Договора подряда и трудовые соглашения 01.01.09 – 31.12.09 г. № 1 – 6
Личные карточки
(ф. №Т-2) 01.01.09 – 31.12.09 г. Не все приказы разнесены в карточки сотрудников 06.02.2010 Документы по учету рабочего времени Табеля учета рабочего времени июнь 2009г. и декабрь 2009г. Не указываются командировки Наряды, бригадные подряды январь 2009г. и сентябрь 2009г. №1-4 и №23-27 Отсутствие подписей, не полностью заполнены реквизиты 07.02.2010 г. Расчетно-платежные документы по оплате труда Платежная ведомость Март, июнь, декабрь 2009г.
№ 30-45,
71-82, 126-140 Нет подписей руководителя, не везде проставлены штампы «Депонент» и «Не выдано» Расчетно-платежная ведомость 01.02.09 – 28.02.09г. №8-19 Нарушений не выявлено Лицевые счета 2009г. Нарушений не выявлено 14.02.2010 Документы по учету депонирования заработной платы Книга аналитического учета депонированной заработной платы 2009г. Нарушений не выявлено
Выявленные наданном этапе аудиторской проверки нарушения отражаются в отчетных документахаудитора (см. таблицу 4).
/>/>/>/>/>/>/>
Таблица 4
Отчетныйдокумент: Сводка нарушений, выявленных в результате формальной проверки.Виды нарушений, выявленных в документах Наименование документа, по которому выявлено нарушение Дата (период) составления документа № документа 1 2 3 4 Отсутствует подпись работника технолога Петрова И.И. Наряд на уборку снега снегоочистителем 27.01.2009г. 1 Неверно указано количество отработанных дней водителю Харченко А.В.
— табель учета рабочего времени,
— приказ об отпуске
22.06.2009г.
15.06.2009г. №17 Имеются неоговоренные исправления. Корнев Леонид Петрович. Изначально было указано: Корнев Леонид Павлович Договор подряда 01.03.2009 б\н Отсутствует ксерокопия справки подтверждающей инвалидность 2-й группы Ипаткин В.Ф. Регистратор и подшивка документов по инвалидам 2009г. В договоре подряда указано, что работы будет проводить бригада из 2 человек: Пушина Л.Д. Пушин Ю.И. Денежные средства из кассы организации выданы бригадиру Пушиной Л.Д. Сумма оплаты составила 9025 руб.00 коп.
Договор подряда
Платежная ведомость
01.02.2009
04.03.2009 30
/>/>/>/>/>/>/>
Здесьустановим, что случаев включения в табеля учета рабочего времени вымышленных(подставных) лиц нет, так как в нарядах и табелях учета рабочего временифамилии совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторногоначисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних итех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено.
Расчет авансовыхплатежей по ЕСН исчисляется в порядке, установленном ст.243 НК, и отражается вбухгалтерском учете согласно Инструкции по применению Плана счетов. Сумманалога исчисляется и уплачивается отдельно в отношении каждого фонда иопределяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Замечаний поначислению ЕСН не выявлено.
Послепроведения всех необходимых процедур проверки аудиторы оценивают полноту икачество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита. По окончанииаудиторской проверки в ООО «Ливик» можно констатировать, что мероприятия,предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме.Проверка проводилась на выборочной основе с использованием следующихдокументов: Главная книга, расчетные ведомости по начислению заработной платысводы по заработной плате, табеля учета рабочего времени, наряды, договора наоказанные услуг, учетные регистры (налоговая карточка, журнал-ордер по счетам50,51,69,70,71,76,88 и т.д.), «Баланс» (ф. №1), «Отчет о прибылях и убытках»(ф. №2) и др.
«Аудиторское заключение по расчетам сперсоналом по оплате труда»
г. Омск 21.02.2010
Аудитор:
Общество с ограниченной ответственностью « Аудит-Информ»,
Место нахождения:644070 г.Омск, ул. 50 лет Профсоюзов д.109 /1
Государственная регистрация: № 00550100 от 29.07.2000 г.
Аудируемое лицо:
Общество с ограниченной ответственностью «Ливик»
Место нахождения: 644089 г.Омск. ул. Коммунальная 15
Государственная регистрация: № 01550232 от 02.09.2005г.
Мы провелиаудит учета труда и заработной платы в ООО «Ливик» за период с 01 января по31декабря 2009 года включительно. Финансовая (бухгалтерская отчетность)предприятия ООО «Ливик» состоит из:
— бухгалтерского баланса;
— отчета оприбылях и убытках;
-приложений кбухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
— пояснительной записки.
Ответственностьза организацию и состояния внутреннего контроля несет исполнительный орган ООО«Ливик».
Мы провелиаудит в соответствии с:
— Федеральнымзаконом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
— федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
— правилами(стандартами) аудиторской деятельности аудитора;
— нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельностиаудируемого лица.
Аудитпроводился на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений,содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. Мы полагаем, чтопроведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение одостоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда. В результатепроверки были случаи небольших погрешностей в ведении и оформлении первичныхдокументов, множество исправлений в Главной Книге (подписанных).Нами в процессепроверки выявлены следующие типовые замечания:
1) за времянахождения в командировке зарплата начисляется работникам исходя из оклада, чтоне оговорено в трудовом договоре с работником. В табеле учета рабочего временине указано, что в эти дни он не был на рабочем месте, а находился вкомандировке;
2) в договоре подряда и актевыполненных работ имеются неоговоренные исправления. Договор б\н от01.03.2009г. Корнев Леонид Петрович. В договоре изначально было указано КорневЛеонид Павлович. В акте выполненных работ за июнь 2009 года сумма подоговору была указана цифрами 1110 руб., прописью 1120 руб. Затем исправлено насумму 1120, 00 руб.;
3) в договореподряда № 6 от 01.02.2009г. указано, что работы будет выполнять бригада из 2человек: Пушина Л.Д., Пушин Ю.И… Денежные средства из кассы организации выданыбригадиру Пушиной Л.Д., сумма оплаты по договору составила 8025,00 руб.
Результатыпроведенной нами проверки показывают, что проведенные финансово-хозяйственныеоперации осуществлялись ООО «Ливик», во всех существенных отношениях, всоответствии с законодательством Российской Федерации.
21 февраля2010 г.
РуководительООО « Аудит-Информ» Л.И. Новоселова
Руководитель аудиторской группы Н.И.Петрова
(место печатиаудитора)
Заключение
Врезультате выполнения курсовой работы был изучен порядок проведения аудиторскойпроверки учета заработной платы в конкретной организации – ООО «Ливик».Состоялось практическое ознакомление с деятельностью объекта исследования,приобретен опыт работы с хозяйственной документацией. Проработан значительныйобъем специальной литературы по исследуемой тематике.
Рассмотрены общие положения об организациипроведения аудиторской проверки экономического субъекта, продемонстрированпорядок проведения проверки с указанием конкретных аудиторских доказательств,источников и методов их получения. Изучены способы и порядок документированияпроверки, оформления её результатов, полученная информация систематизирована иподвергнута анализу. Выработаны конкретные рекомендации для возможногоприменения в деятельности исследуемого предприятия ООО «Ливик».
На основе проведенного исследования можно сделатьследующие выводы:
1. Бухгалтерскийучет в ООО «Ливик» организован на основе Закона РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, по журнально-ордерной форме учета.
2. Воформлении первичных документов имеют место недостатки. Недооформленные бланкидоговоров, нарядов и табелей.
3. Аналитическийучет расчетов по оплате труда ведется по каждому работнику.
4. Синтетическийучет оплаты труда осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплатетруда».
В качестверекомендаций руководству организации ООО «Ливик» было предложено усилитьвнутренний контроль учета финансовой деятельности организации, отслеживать изменениязаконодательства регулирующего налогообложения.
Список литературы
Нормативные и правовыеакты
1. Об аудиторскойдеятельности: Федеральный закон от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ
2. О бухгалтерском учете:Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ
3. Гражданский кодексРоссийской Федерации
4. Налоговый кодексРоссийской Федерации
5. Трудовой кодексРоссийской Федерации
6. Федеральные правила(стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 23.09.2002 N 696 (в ред. Постановлений Правительства РФот 19.11.2008 г. № 863)
Литература
7. Аудит: Учебник. 4-еизд., перераб. и доп. / Под ред. В.И. Подольского — М.: ЮНИТИ, 2009.
8. Аудит в России. 2-еизд., с доп. и изм. / Под ред. Крикунова А.В. — М.: Маркет ДС, 2007.
9. Алборов Р.А., ХоружийЛ.И., Концевая С.М. Основы аудита: Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Дело иСервис», 2001.
10. Андреев В.Д.Практический аудит: Справочное пособие. — М.: Экономика, 2004.
11. Алборов Р.А., ХоружийЛ.И., Концевая С.М. Основы аудита: Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Дело иСервис», 2001.
12. Воронина Л.И. Основы современного бухгалтерского учета иаудита: Учебное пособие. Часть 2. Основы аудита. — М.: 2006.
13. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., СтаровойтоваЕ.В. Аудит: Учебное пособие. — М.: ИД ФБК-Пресс, 2006.
14. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. Учебное пособие — М.:«Издательство ПРИОР», 2005.
15. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. — М.: Инфра-М,2006.
16. Подольский В.И.,Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита: Учебное пособие — М.: «Информационноеагентство ИПБ-БИНФА», 2009.
17. Суйц В.П., СитниковаВ.А. Аудит — М.: КноРус, 2008.
18. Шеремет А.Д., СуйцВ.П. Аудит. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008.