Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты учета и аудита прочих расходов
1.1 Понятие расходоворганизации. Их состав и классификация
1.2 Нормативное регулированиеучета прочих расходов
1.3 Цель, задачи,информационная база аудита прочих расходов
2. Планирование аудита прочихрасходов
2.1 Понимание деятельностиаудируемого лица и среды, в которой онаосуществляется в целях аудита прочих расходов
2.2 Подготовка и содержаниепрограммы аудита прочих расходов
3. Аудит прочих расходов
3.1 Аудит процедуры по существу
3.2 Оформление результатоваудита
Заключение
Список литературы
Введение
Цельюнаписания данной курсовой работы является изучение аудита расходов от прочихвидов деятельности.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучениетеоретических основ учета и аудита расходов от прочих видов деятельности;
2. Рассмотрениепонятия и задач организации учета и аудита расходов от прочих видовдеятельности;
3. Анализсинтетического и аналитического учета и современной методики учета и отраженияв отчетности прочих расходов предприятия;
4. Оценкаосновных нововведений учета прочих расходов предприятия;
5. Рассмотрениеаудита организационных и методических аспектов бухгалтерского учета прочихрасходов.
Одним из важных направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия,как в России, так и за рубежом, является учет и анализ прочих расходовпредприятия. Учет расходов от прочих видов деятельности — один из наиболеетрудоемких и ответственных участков работы бухгалтера, поскольку в данномобъекте учета встречаются нетиповые проводки и сложности налогового учета.
Поэтому тема аудитасистемы учета расходов от прочих видов деятельности является очень актуальной,ведь аудитору необходимо выявить ошибки и неточности учета проблемных статейотчетности предприятия.
Актуальность даннойкурсовой работы заключается также и в нюансе изменения законодательства,относящегося к нормативному регулированию прочих расходов.
Делов том, что еще в 2006 году Минфин России меняет порядок отражения вбухгалтерском учете и отчетности прочих расходов, соответствующие приказы вконце октября прошли процедуру регистрации в Минюсте России.
ПриказМинфина России от 18.09.2006 N 116н (зарегистрирован в Минюсте России 24октября) вносит поправки в восемь из двадцати стандартов бухучета. В их числеПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 6/01, ПБУ 8/01, ПБУ 16/02, ПБУ 17/02, ПБУ 19/02 и ПБУ20/03.
Крометого, изменения коснулись и Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетностив Российской Федерации.
Вработе использованы экономико-статистический, монографический, сравнительныйметоды исследования. Нормативно-правовой базой курсовойработы послужили: Федеральные правила аудиторской деятельности, Федеральныйзакон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета иотчетности в Российской Федерации, Налоговый Кодекс РФ и другие действующие нормативныеакты.
Теоретической основойработы являются учебные материалы следующих авторов: Бакаева А.С., Кондракова Н.П., ПалийВ.Ф.; а также научные статьи и монографии.
1.Теоретические аспекты учета и аудита прочих расходов 1.1 Понятие расходов организации.Их состав и классификация
В процессепредпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты.Иххарактер, состав и структура зависят от многих факторов:организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места,занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала,инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленными законодательноправилами и принципами поведения хозяйствующих субъектов в налоговой,кредитной, страховой и фондовой сферах.
Исходя из экономическогосодержания все денежные расходы можно разделить на три группы: расходы,связанные с извлечением прибыли, расходы, не связанные с извлечением прибыли,принудительные расходы.
Расходы, связанные сизвлечением прибыли, включаютзатраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализациюпродукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции[1].
К расходам, не связаннымс извлечением прибыли, относятсярасходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарныецели. Сюда же можно включить поощрительные выплаты работникам предприятия,отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитиесоциально-культурной сферы и политику. Затраты этого типа могут опосредованновлиять на доходность компании, формируя ееимидж. Налаженная рекламная имаркетинговая служба позволяет широко использовать репутацию фирмы дляпривлечения покупателей, инвесторов, рабочей силы.
К третьему типу расходов— принудительным — относятся налоги и налоговые платежи, отчисления вгосударственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию,созданию резервов, штрафные санкции.
Расходы, связанныенепосредственно с извлечением прибыли, состоят из материальных затрат, затратна оплату труда, накладные расходы, инвестиции.
Материальные затраты — включают в себя оплату сырья иматериалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии всехвидов, расходы на тару и тарные материалы, запасные части, затраты, связанные сприобретением малоценных и быстроизнашивающихся предметов, средства, переданныесторонним организациям за услуги производственного характера и др. Как правило,данные расходы занимают наибольший удельный вес в расходах предприятия. Ихструктура но многом определяется отраслевой принадлежностью. Например, вматериалоемких отраслях промышленности и строительстве основная денежнаянагрузка приходится на закупку сырья и материалов, на транспорте значительнаячасть затрат падает на приобретение топлива и запасных частей и т.д.
Формирование этой группызатрат напрямую связано с величиной прибыли, от уровня затрат зависятустойчивость положения предприятия на рынке, конкурентоспособность егопродукции.
Для возмещенияматериальных затрат предприятия необходимо соблюдение двух условий:
• продукция должна бытьреализована;
• выручка от реализациипродукции должна своевременно поступать на денежные счета предприятия.
Поскольку факт реализациипродукции зависит и от учетной политики предприятия (реализация определяется намомент отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю или намомент оплаты отгруженной продукции), то материальные затраты возмещаются послезавершения всего кругооборота средств и реального поступления денег на счетаили в кассу предприятия.
Основой для определениястоимости материальных затрат является цена их приобретения без учета косвенныхналогов. Цена приобретения материалов, отраженная в счете фактуре, составляетих базовую себестоимость. К ней следует добавить расходы по перевозке, доставкеи хранению. Если материальные запасы импортируются, то их базовая себестоимостьвозрастает на величину таможенных пошлин и других таможенных расходов.
Затраты на оплату труда представляют собой денежные и натуральныевыплаты работникам предприятия для обеспечения нормального воспроизводстварабочей силы. Натуральные выплаты учитываются в денежной форме и включаются всовокупный годовой доход работника.
Состав этой группы затратмногослоен. В нее входят все выплаты, которые формируют фонд оплаты труда всоответствии с действующим законодательством. Кроме того, к затратам на оплатутруда относят материальную помощь, премии из целевых средств, оплатудополнительных отпусков, единовременные пособия и надбавки к пенсиям,компенсационные и другие выплаты, производимые за счет прибыли, остающейся враспоряжении предприятия после уплаты всех налогов и налоговых платежей.
К накладным расходам относятсяадминистративно-управленческие расходы, арендная плата, амортизация нематериальныхактивов, затраты вспомогательного производства и др.
Инвестиции представляют собой капитальныевложения как в целях расширения объемов собственного производства, так и дляизвлечения дохода на финансовых и фондовых рынках. Их характер и структуразависят от применяемой предприятием политики в области капитальных вложений.Соответственно и источники финансирования инвестиций различны. Ими могут бытькак собственные средства (прибыль, амортизации, средства от размещения ценныхбумаг, уставный фонд), так и заемные (целевые кредиты банков, банковскихучреждений, финансовая помощь, бюджетные средства). Возвратность этой группыденежных затрат обусловлена эффективностью капиталовложений, которая выражаетсястепенью риска инвестиций, их технико-экономическом обоснованием и срокомокупаемости. 1.2 Нормативное регулирование учета прочих расходов
Свступлением в действие ПБУ 10/99 «Расходы организации» все расходы организацийв зависимости от характера, условия получения и направлений деятельностиорганизации подразделяются на следующие виды./> /> /> /> /> /> />
прочие />
/>Рисунок1 — Деление расходов в зависимости от характера, условия получения инаправлений деятельности организации
Такаяклассификация расходов организации применяется для составления бухгалтерскойотчетности и соответствует структуре Отчета о прибылях и убытках, определенной вразделе V ПБУ 4/99«Бухгалтерская отчетность организации».
Красходам от обычных видов деятельности в первую очередь относятся расходыорганизации, связанные с той деятельностью, которая является целью ее создания[2].
Вкачестве расходов по обычным видам деятельности принимается не вся величинатекущих расходов, а только та, которая непосредственно связана с формированиемфинансовых результатов данного отчетного периода[3].
Прочимирасходами являются: (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н):
· расходы,связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временноевладение и пользование) активов организации;
· расходы,связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов наизобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальнойсобственности;
· расходы,связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
· расходы,связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иныхактивов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров,продукции;
· проценты,уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств(кредитов, займов);
· расходы,связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
· отчисления воценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета(резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги идр.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактовхозяйственной деятельности;
· штрафы, пени,неустойки за нарушение условий договоров;
· возмещениепричиненных организацией убытков;
· убытки прошлыхлет, признанные в отчетном году;
· суммы дебиторскойзадолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов,нереальных для взыскания;
· курсовые разницы;
· перечислениесредств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью,расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятийкультурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
· прочие расходы.
Прочимирасходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайныхобстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии,национализации имущества и т.п.).
Дляцелей бухгалтерского учета величина прочих расходов определяется в следующемпорядке[4].
Величинарасходов, связанных с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств ииных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров,продукции, а также с участием в уставных капиталах других организаций, спредоставлением за плату во временное пользование (временное владение ипользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения,промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда этоне является предметом деятельности организации), процентов, уплачиваемыхорганизацией за предоставление ей в пользование денежных средств, а такжерасходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
Штрафы,пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненныхорганизацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденныхсудом или признанных организацией.
Дебиторскаязадолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальныедля взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которойзадолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.
Суммыуценки активов определяются в соответствии с правилами, установленными дляпроведения переоценки активов.
Прочиерасходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кромеслучаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлениной порядок.1.3 Цель,задачи, информационная база аудита прочих расходов
Целью проверки прочихрасходов при проведении аудита является контроль правильности, полноты,своевременности бухгалтерского учета операций, формирующих показатель прочихрасходов, структуру прочих расходов, правомерность отнесения тех или иныхрасходов к категории прочих и т.д.
В процессе аудитарешается комплекс взаимосвязанных задач:
— проверка неизменностивыбранных в учетной политике схем и методов распределения расходов на основнойвид деятельности и прочие;
— анализируется учетнаяполитика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета прочихрасходов, выбор вариантов бухгалтерского учета различных видов прочих расходов(где законодательно предусмотрена вариантность);
— проверка соблюдениявременного фактора отнесения некоторых затрат на прочие расходы отчетногопериода;
— проверка обоснованности,целесообразности и правомерности включения в прочие расходы стоимостиматериалов, оплаты труда, амортизации, отчислений на социальные нужды,косвенных расходов и т.д. по неосновным видам деятельности;
— подтверждаетсяпервоначальная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
— проверяетсяправильность документального оформления операций по учету прочих расходов;
— проверяетсяправильность расчетов и списания сумм отклонений, курсовых разниц, оценочныхпоказателей;
— оцениваются полнота,своевременность и достоверность оприходования ТМЦ от демонтажа основных средствна склад, отпуска и продажи его покупателям;
— анализируютсяправильность и законность организации аналитического и синтетического учетаопераций, связанных с формированием прочих расходов;
— контролируетсясоблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций(включение в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль).
При классификацииинформации для аудита прочих расходов целесообразно разделение всех источниковна внутренние и внешние.
В качестве источникавнешней информации при проведении проверки организаций прежде всего необходимовыделить информационные ресурсы банков, фирм-поставщиков и прочее.
Помимо приведенных вышевнешних источников информации к ним также относятся:
· Отраслеваяинформация.
· Характеристикаконтрагентов.
· Законодательная исправочно-информационная базы.
· Информация СМИ,сети Интернет.
К внутренним источникаминформации относятся сведения, генерируемые самим предприятием:
· Правовыедокументы предприятия.
К ним относятсяучредительные документы, которые являются обоснованием для аудитора приопределении возможности осуществления данного рода деятельности. Кроме того,правильность их составления, своевременность оформления и регистрации измененийпозволяет сделать вывод о законности существования предприятия в целом.
К необходимым документамотносятся товарные накладные, акты, счета-фактуры, книги покупок и книгипродаж, ведомости учета готовой продукции, ведомости учета отгруженной экспортнойпродукции и т.д.
· База данныхбухгалтерского учета.
· Данныебухгалтерской отчетности. Пример представлен в таб. 1
Таблица 1. – Отчет оприбылях и убытках ООО «Биллинговый центр»Показатель За отчетный За аналогичный наименование код период период преды- дущего года 1 2 3 4
Доходы и расходы по обычным видам 389755 215895
деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 011 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 356320 202643 021 Валовая прибыль 029 33434 13252 Коммерческие расходы 030 20356 12415 Управленческие расходы 040 Прибыль (убыток) от продаж 050 13077 837
Прочие доходы и расходы Проценты к получению 060 Проценты к уплате 070 1559 36 Доходы от участия в других организациях 080 Прочие доходы 090 1250 091 Прочие расходы 100 4271 37 110
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 8497 908 Отложенные налоговые активы 141 Отложенные налоговые обязательства 142 Текущий налог на прибыль 150 2050 217 180
Чистая прибыль (убыток) отчетного 6447 690
периода 190 СПРАВОЧНО. 44 Постоянные налоговые обязательства (активы) 200 Базовая прибыль (убыток) на акцию 201 Разводненная прибыль (убыток) на акцию 202
Получение информации изуказанных источников является эффективным способом сбора и обобщенияаудиторских доказательств.
2.Планирование аудита прочих расходов 2.1 Понимание деятельностиаудируемого лица и среды, в которой она осуществляется в целях аудита прочихрасходов
В настоящее времясуществует подход к рассмотрению процесса понимания деятельности аудируемоголица как одного из важнейших элементов проверки, который не только являетсяисточником аудиторских доказательств, но и выступает критерием оценкидостоверности самого мнения аудитора. При этом, для более корректного изученияпроцесса понимания его принято разделять на 3 последовательно идущих ивзаимодополняющих этапа: первичное, промежуточное и комплексное понимание.
В понятие первичногопонимания деятельности проверяемого субъекта входит анализ ряда факторов,информация о которых не является закрытой и доступна на преддоговорном этапеотношений с клиентом. Согласно действующему законодательству и воззрениямбольшинства практиков аудита, в систему первичного понимания деятельностиобязательно следует включать анализ следующих факторов:
Общие экономические факторы – факторы, характерные вцелом для экономики страны в том их преломлении, в котором они имеют отношениек деятельности конкретного субъекта, а также качественная оценка их влияния(определение направления влияния, интенсивности воздействия того или иного фактора,в наиболее общих чертах – степени влияния);
Особенности отрасли, влияющие на деятельностьаудируемого лица – факторы, характерные для отрасли, в которой действуетэкономический субъект – спад/развитие, перспективы, типичные проблемы. Нередкиситуации, когда при одинаковом финансовом положении предприятиям двух разныхотраслей требуется принятие кардинально различных управленческих решений, и вобязанности аудитора входит оценка соответствия этих решений условиям хозяйствования(в рамках оценки условных фактов хозяйственной жизни).
Управление и структура собственности аудируемоголица – также важный фактор в понимании деятельности, так как от организационнойструктуры во многом зависит принятие управленческих решений и движение информации[5].Хотя в обязанности аудитора не входит выдача рекомендаций по совершенствованиюорганизационной структуры, однако влияние внутренних механизмов управления на достоверностьотчетности и эффективность системы контроля может оказаться существенным.
Спектр видов деятельности потенциального клиента,состав его контрагентов в той мере, в которой это возможно отследить напреддоговорном этапе, анализ конъюнктуры рынков сбыта – при оценке влиянияэтого фактора аудитор вникает в технологию производства (оказания услуг),ценообразования, маркетинговой политики и т.д. Информация по конкретномупредприятию на преддоговорном этапе для аудитора является закрытой, тем неменее, концепции ценообразования в отрасли и технологию производства дляаудитора допустимо изучить в общетеоретическом плане, без наложения наконкретные условия хозяйствования. Из указанных факторов этот считаетсянаиболее важным, поскольку без понимания специфики основного процессадеятельности невозможно полноценно подтвердить выполнение предпосылокформирования отчетности, а, как следствие, выдать аудиторское заключение,соответствующее законодательству не только по формальным признакам, но и пофактическому содержанию.
Факторы, относящиеся к финансовому положениюаудируемого лица, включающие основные финансовые показатели и тенденции ихизменения – проводится поверхностный анализ финансового состояния предприятия,определяется тренд основных показателей деятельности, делаются краткие выводы.Информация для проведения указанных процедур берется аудитором из публикуемыхотчетов потенциального клиента.
Возможна также дополнительная оценка условийфункционирования систем учета и контроля, а также специфики законодательства. Внекоторых ситуациях данные элементы могут иметь существенное значение впонимании деятельности субъекта.
Какпоказывает практика, действия аудитора по достижению промежуточного пониманиядеятельностисходны по составу с действиями на преддоговорном этапе, занекоторым исключением. Указанное сходство объясняется тем, что как первичный,так и промежуточный уровни понимания деятельности опираются, прежде всего, напостроение теоретической схемы бизнеса, причем на первоначальном этапе схемапрактически полностью оторвана от реально действующего предприятия, а напромежуточном аудитор производит наложение имеющейся у него документальноподтвержденной информации на разработанную схему и доработку несогласующихсяэлементов. Однако, как отмечено, промежуточный этап понимания деятельностиимеет и свои особенности.
Следуетуделить особое внимание оценке системы внутреннего контроля на предприятии. Вмеждународной практике именно этому сегменту понимания деятельности, который попредлагаемой классификации следует отнести именно к промежуточному этапу,отводится главная роль. Так, большинство зарубежных теоретиков аудита (а такжеМСА 315) подробно рассматривают понятие внутреннего контроля, которое являетсякраеугольным для аудита, базирующегося на оценке рисков, то есть современнойстадии развития аудита. Суть внутреннего контроля можно описать следующимобразом: совокупность применяемых организацией средств и методов, позволяющихснизить бизнес-риски, приводящие к недостижению таких целей организации, как соответствиеданных финансовой отчетности фактическому состоянию дел, достижение эффективностии продуктивности осуществляемых операций, а также выполнение требованийзаконодательства.
Входе проведения аудита следует помнить, что любая, даже очень качественная,система внутреннего контроля имеет ограничения, которые при определенныхобстоятельствах не позволят ей предотвратить искажения отчетности.
Теоретическиевзгляды на аудиторский риск у разных ученых сильно разнятся. Но в одномпостулате во мнениях сходятся все специалисты – на практике невозможно создатьсистему, которая бы снижала риски до нуля. Например, система внутреннегоконтроля будет бессильна против сговора должностных лиц организации.Обстоятельства, связанные с противодействием намеренному искажению данных,приведены в трудах ряда практиков-аудиторов, но следует помнить, что чем вышеуровень доступа виновных лиц, тем меньше шансов у аудитора выявить искажение.Злоупотребления на уровне высшего исполнительного органа выявить практическиневозможно.
Составляющиесистемы внутреннего контроля:
1.Контрольная среда. Она включает интеграцию руководящего состава в системуконтроля, действия по обеспечению внутреннего контроля. При этом сама по себеконтрольная среда не способна и не достаточна для предотвращения, выявления иисправления ошибок или мошенничества, влекущих за собой существенное искажениеотчетности. В то же время именно контрольная среда является определяющимэлементом системы контроля, поскольку выступает своего рода атмосферой, в которойфункционирует система контроля. При индифферентном отношении высшегоруководства к контрольному процессу внутри предприятия (негативная контрольнаясреда) даже процедуры, отлично зарекомендовавшие себя в аналогичной ситуации,не дадут результатов. Напротив, при ответственном отношении руководства кконтролю можно добиться эффективного функционирования практически любойсистемы.
2.Процесс оценки рисков в организации. В это понятие включается процессотслеживания администрацией проверяемого субъекта рисков и методики управленияими. В процессе подготовки аудиторской проверки для понимания направленностиразвития бизнеса в целом аудитору следует сформировать мнение ориск-менеджменте в организации. Для этого следует уяснить, отслеживаются лириски бизнеса управляющим звеном, верно ли они интерпретируются и какого родареакция на них следует в каждой из ситуаций.
3.Система документооборота и информационных потоков внутри организации. Еесложность невелика в случае малого масштаба бизнеса, и при незначительностидокументооборота (по времени прохождения информации, по информационным узлам,по количеству информации и т.д.) в некоторых ситуациях изучением этой системыцелесообразно пренебречь. Однако с увеличением масштаба бизнеса сложность изначимость информационной системы нарастает в прогрессии, и исследование ее вцелях аудиторской проверки приобретает приоритетную важность. Так, например,стоимость услуг по постановке и автоматизации системы оборота информации вкрупном промышленном холдинге может достигать миллиона долларов и выше, ипотребует работы десятков специалистов в течение нескольких месяцев. В случаепроведения обзорной проверки изучение информационных потоков – один изинструментов аудитора по выявлению существенных рисков бизнеса, для определениякоторого нет необходимости тестировать непосредственно бухгалтерские записи.Помимо системы оборота бухгалтерских документов, информационная системанеотъемлемо включает систему обращения юридической документации, управленческойдокументации внутри предприятия, деловую переписку и прочие источникиинформации.
Врамках аудиторской проверки особую значимость приобретает вопрос – какимобразом в организации построена система подготовки финансовой отчетности, покакому принципу распределены обязанности и ответственность между сотрудниками,каков порядок принятия значимых решений, таких как определение оценочныхзначений или раскрытий при подготовке финансовой отчетности.
4.Контрольные действия, процедуры. Практики аудита отмечают, что для поддержанияфункциональности системы контроля и ее способности адекватно реагировать наумышленные и неумышленные попытки ее обойти, рассматриваемые процедуры должныбыть направлены на организацию и поддержание таких областей внутреннегоконтроля, как:
— санкционирование операций;
— обзор результатов деятельности организации;
— обработка информации;
— физические средства контроля;
— распределение обязанностей между должностными лицами организации;
— другие действия.
Порезультатам проведенного анализа системы учета и контроля, ознакомления сдеятельностью проверяемого субъекта аудитор получает возможность провестиоценку рисков искажения финансовой отчетности. Результаты проведенного анализарисков бизнеса, и, в частности, рисков системы учета и контроля, служатинформационной базой для дальнейшего планирования операций по существу в случаепроведения аудита.
Вотношении оценки рисков международные стандарты предлагают аудитору совершитьследующие действия:
— выявить риски, принимая во внимание особенности бизнеса организации, ее системувнутреннего контроля, среду деятельности, а также типичные классы операций,раскрытия, сделанные в отчетности;
— проанализировать, как выявленные риски могут негативно повлиять на финансовуюотчетность на уровне утверждений (предпосылок), сделанных руководством при ееподготовке;
— оценить значительность выявленных рисков. При этом важно точно определить ихприроду, причину возникновения и характер воздействия на достоверностьотчетности с точки зрения тех или иных ее возможных пользователей.
— определить,имеются ли значительные риски, требующие особого внимания со стороны аудитора;при этом значительные риски, как правило, связаны с необычными для бизнесааудируемого лица существенными операциями или суждениями, оценками менеджмента,сделанными в процессе подготовки финансовой отчетности. По данной категорииопераций мы считаем допустимым проведение тестирования бухгалтерских записейметодом прослеживания даже в условиях обзорной проверки. При проведениикомплексного аудита такие процедуры должны быть проведены обязательно;
— определить рисковые области, где процедуры по существу не позволят получитьдостаточных надлежащих аудиторских доказательств. Так как в рамках обзорнойпроверки процедуры по существу, как правило, не предполагаются, аудитору достаточноограничиться обозначением причин, по которым он усматривает риски в этойобласти, и на основании профессионального суждения присвоить ему оценочноезначение.
Согласноподходу к пониманию бизнеса клиента, сформировавшемуся в международной практике,знание бизнеса организации складывается из следующих составляющих:
— внешних факторов: понимание отрасли клиента, ее текущего состояния и перспективразвития, понимание общеэкономической ситуации и влияния ее на отрасль в целом,знание специфических норм законов, имеющих отношение к рассматриваемой отрасли,влияние международной конъюнктуры рынка (в условиях современной интеграцииРоссийской экономики в международную торговлю указанный фактор приобретаетприоритетную значимость) и т.д. С позиции уже произведенных на предыдущем этапепроцедур оценки внешних факторов аудитору не нужно заново собирать сведения.Однако открывшийся доступ к дополнительным источникам информации позволяетаудитору оценить: степень интеграции предприятия в международную торговлю (доляэкспортных/импортных операций), последовательность и адекватность реагированияна изменение конъюнктуры рынка и отрасли, на изменения в законодательстве (наосновании анализа управленческой документации). Для достижения этой цели сминимальными затратами трудовых ресурсов и времени аудитору целесообразнозаблаговременно подготовить примерный комплекс адекватных управленческихрешений, для последующего наложения на него управленческих решений предприятияи анализа отклонений. В рассматриваемом случае, при выявлении на предприятии существеннойвеличины прочих расходов в сравнении с расходами по обычным видам деятельностиаудитору целесообразно провести обзорную проверку состава прочих расходов вразрезе неосновных видов деятельности и структуры прочих операций на предметвыявления видов деятельности, подлежащих переводу в основные, что искажаетфинансовую отчетность и инвестиционную привлекательность бизнеса.
— основных характеристик организации: форма собственности, организационнаяструктура, стиль управления организацией, операционная, инвестиционная,финансовая деятельность и т.п. (сюда же включается учетная политикаюридического лица: аудитор должен оценить ее рациональность, соответствиебизнесу, согласованность с применяемыми стандартами финансовой отчетности иделовой практикой, принятой в отрасли). Высокоэффективной в данном контекстезарекомендовала себя проверка управленческой документации, прежде всегоприказов по предприятию. Таким образом, аудитор может составить мнение о стилеуправления организацией и квалификацию управленческого персонала. С другойстороны, что подтверждается практикой аудита, хозяйствующие субъекты крайненеохотно предоставляют к проверке информацию управленческого характера;
— понимания стратегии развития организации и поставленных ею целей, а такжебизнес-рисков. В контексте данного раздела следует рассмотреть положениекомпании в отрасли, понимание руководством тенденций развития отрасли,экономики страны в целом и глобальных целей. Отсутствие должного внимания состороны аудитора к данным вопросам могут свести на нет всю последующую работу,так как будут упущены существенные искажения управленческого характера.Например, поставленные нереалистичные для достижения цели являются рискомсущественного искажения отчетности, так как руководство клиента может поддатьсясоблазну фальсификации отчетности, с тем, чтобы выдать желаемое задействительное. Необходимо отметить, что бизнес-риск — более широкое понятие,чем риск, который интересует аудитора, — риск существенного искажения отчетности.
Помимонепосредственного анализа финансовой отчетности, аудитору целесообразносравнить результаты деятельности организации со статистическими данными,собранными на преддоговорном этапе, для выявления возможных фальсификаций (рискфальсификации очевиден, когда налицо существенное отклонение от среднестатистическихпоказателей по отрасли. Подобной точки зрения, в частности, придерживаетсяБ.Долгов («Финансовая газета», 2006, № 48). 2.2 Подготовка и содержание программы аудита прочих расходов
Аудитор,при подготовке к проверке, составляет и документально оформляет общий планаудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторскойпроверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобыслужить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма исодержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов испецифики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретныхметодик, применяемых аудитором.
Приразработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во вниманиеинформацию, полученную на предварительном этапе понимания деятельности клиента:
а)деятельность аудируемого лица, в том числе:
общиеэкономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемоголица;
особенностиаудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к егофинансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшиес даты предшествующего аудита;
общийуровень компетентности руководства;
б)системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
учетнуюполитику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
влияниеновых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение вфинансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственнойдеятельности аудируемого лица;
планыиспользования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедурпроверки по существу;
в)риск и существенность, в том числе:
ожидаемыеоценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболееважных областей для аудита;
установлениеуровней существенности для аудита;
возможность(в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений илинедобросовестных действий;
выявлениесложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависитот субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочныхпоказателей;
г)характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
относительнуюважность различных разделов учета для проведения аудита;
влияниена аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфическихособенностей;
существованиеподразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние напроцедуры внешнего аудита;
д)координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненнойработы, в том числе:
привлечениедругих аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочернихкомпаний аудируемого лица;
привлечениеэкспертов;
количествотерриториально обособленных подразделений одного аудируемого лица и ихпространственную удаленность друг от друга;
количествои квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е)прочие аспекты, в том числе:
возможностьтого, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица можетоказаться под вопросом;
обстоятельства,требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
особенностидоговора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
срок работысотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемомулицу;
формуи сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов всоответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторскойдеятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Вразвитие плана аудита в дальнейшем составляется программа, определяющаяхарактер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур,необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита являетсянабором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средствомконтроля и проверки надлежащего выполнения работы.
Впроцессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во вниманиеполученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а такжетребуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурахпроверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедурпроверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получитьот аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.
Общий план аудита прочихрасходов
Проверяемая организация ООО«Биллинговый центр»
Период аудита с01.01.2008 по 31.12.2008
Количество человеко-часов600
Руководитель аудиторскойгруппы Иванов А.М.
Состав аудиторской группыПетров И.С.
Сидоров М.Б.
Планируемый аудиторскийриск 5%
Планируемый уровеньсущественности 2%
Таблица 2 – Общий планаудита расходов по обычным видам деятельности№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель 1 2 3 4 1 Общая оценка организации учета прочих расходов В течение отчетного года Иванов 2 Общая оценка организации достоверности формирования и обоснованности включения расходов в категорию «прочие» В течение отчетного года Петров 3 Аудит документального оформления прочих расходов В течение отчетного года Сидоров 4 Аудит правильности формирования налоговой базы по налогу на прибыль в части прочих расходов В течение отчетного года Иванов
Программа аудита прочих расходов
Проверяемая организация ООО«Биллинговый центр»
Период аудита с 01.01.2008по 31.12.2008
Количество человеко-часов600
Руководитель аудиторскойгруппы Иванов А.М.
Состав аудиторской группыПетров И.С.
Сидоров М.Б.
Планируемый аудиторскийриск 5%
Планируемый уровень существенности2%
Таблица 3 – Программааудита прочих расходов№ п/п Этап проверки Объект аудиторской проверки Процедура 1 2 3 4 1 Общая оценка организации учета прочих расходов 1.1 Проработанность учетной политики в части учета прочих расходов Учетная политика Проверка документов 1.2 Проверка полноты и своевременности отражения прочих расходов на счетах учета Расчетно-платежные ведомости 2 Общая оценка организации достоверности формирования и обоснованности включения расходов в категорию «прочие» 2.1
Правильность учета и списания в прочие расходы затрат на неосновные виды деятельности:
— затрат вспомогательных производств;
— общепроизводственных расходов;
— общехозяйственных расходов;
— полуфабрикатов собственного производства;
— расходов будущих периодов. Ведомости распределения общепроизв. и общехоз. расходов Проверка документов, прослеживание 2.2 Правильность составления корреспонденции по счетам учета прочих расходов. Соответствие записей аналитического учета по счетам, записям в главной книге. Балансовые счета: 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 91 Рабочие записи 3 Аудит документального оформления прочих расходов 3.1 Выборочная проверка наличия и правильности оформления прочего выбытия основных средств Акты демонтажа, ведомости прихода металлолома Проверка договоров по формальным признакам и по существу отраженных положений 3.2 Выборочная проверка наличия и правильности оформления выбытия материалов Карточки складского учета, накладные, счета-фактуры, договоры 3.3 Выборочная проверка правильности расчета курсовых разниц Расчетные ведомости Проверка документации по формальным признакам, арифметическая проверка сумм 3.4 Выборочная проверка правильности документального оформления прочих операций Расчетные ведомости, справки бухгалтерии Проверка документации по существу 4 Аудит правильности формирования налоговой базы по налогу на прибыль в части прочих расходов 4.1 Проверка правомерности включения в налогооблагаемую базу прочих расходов Учетная политика, ведомости, журналы-ордера, Главная книга Проверка учетных записей, арифметический контроль сумм 4.2 Проверка правильности определения суммы налога к уплате Расчет бухгалтерии Пересчет
При подготовке программыаудита оценивается система внутреннего контроля экономического субъекта с точкизрения надежности, качества и степени доверия с использованием процедурытестирования.
3.Аудит прочих расходов 3.1 Аудит процедуры по существу
Согласно Федеральнымправилам (стандартам) аудиторской деятельности можно выделить три основныхэтапа аудиторской проверки:
1. Планированиеаудиторской проверки.
В первую очередь аудиторунеобходимо ознакомиться с бизнесом клиента, его организацией, с отраслью, вкоторой действует предприятие. Также происходит знакомство с организацией иведением бухгалтерского учета, системой внутреннего контроля.
Согласно Федеральномуправилу (стандарту) аудиторской деятельности № 4, аудитору необходимо оценитьуровень существенности и его взаимосвязь с аудиторскими рисками.
Для проведенияэффективной проверки в соответствии с Федеральным правилом (стандартом)аудиторской деятельности № 3 разрабатывается план и программа аудита.
2. Сбор аудиторскихдоказательств: проверка оборотов, сальдо по счетам; аналитические процедуры;тестирование средств контроля.
3. Завершениеаудита, т.е. формирование мнения аудитора и подготовка итоговых документов.
Итак, аудитору необходимо подтвердить квалификацию прочихрасходов, рассмотреть, не являются ли эти расходы расходами будущих периодов и,наконец, изучить отражение расходов в отчетности предприятия[6].
Особое внимание аудитору необходимо обратить на налоговые последствияквалификации прочих расходов.
Например, формирование производственных затрат должноосуществляться в соответствии со следующими принципами:
1). Затратыдолжны носить производственный характер.
Конечно, производственная направленность является во многомоценочной категорией, но тем не менее при проверке правильности отнесения техили иных затрат на издержки производства следует, по возможности, удостоверитьсяв их прямой обусловленности производственной деятельностью предприятия илитехнологией и организацией производственного процесса.
Поэтому на издержки производства не могут быть отнесенызатраты на организацию отдыха работников, расходы на проведениекультурно-массовых мероприятий, так как они не связаны непосредственно спроизводственным процессом.
2). Затраты должны быть связаны с деятельностью самого предприятия.
В себестоимость не включаются затраты по работам, выполняемымв порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий и организаций.Иначе говоря, все затраты предприятия отражаются на иных счетах затрат только втом случае, если они произведены в интересах самого предприятия и имеютнепосредственное отношение к его деятельности.
3). В состав затрат могут быть включены только текущие затраты.
В бухгалтерском учете должен быть обеспечен раздельный учеттекущих затрат предприятия и расходов по осуществлению инвестиционной деятельности.
К текущим относятся затраты производственных ресурсов,потребляемые и возмещаемые, как правило, в течение одного хозяйственного цикла.Под инвестиционными же подразумеваются расходы на внеоборотные активы, используемыеи приносящие доход в течение длительного времени, стоимость которых погашаетсяпутем включения в текущие издержки производства посредством начисленияамортизационных отчислений.
Разграничение в учете затрат на текущие и капитальныевызывает в организациях наибольшие сложности.
Аудитору важно помнить, что не могут быть отражены на счетахучета затрат на производство:
· затраты посозданию новых и совершенствованию применяемых технологий, а также по повышениюкачества продукции, связанных с проведением научно-исследовательских, опытно-конструкторскихработ, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства;
· затраты напроведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основныхфондов. При аудиторских проверках выявляются случаи, когда на практике,независимо от того, что смета составлена на проведение капитального ремонта проводимыепо ней работы относятся к расширению, реконструкции или техническомуперевооружению действующего предприятия;
· затраты посозданию и совершенствованию систем и средств управления капитального(инвестиционного) характера. К таким затратам, например, относятся затраты посозданию автоматизированной системы управления производством.
3). Учет затрат должен вестись по элементам затрат, переченькоторых предусмотрен п.8 ПБУ 10/99 и является единым для всех организаций.Кроме того, для целей управления в бухгалтерском учете организуется учетрасходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливаетсамостоятельно.
4). Незавершенное производство должно инвентаризироваться,оцениваться в соответствии с положениями учетной политики, а затраты должныбыть распределены между выпущенной продукцией и незавершенным производством.
Очень важно проверить и рабочий план счетов, ведьбухгалтеру нужно закрыть все субсчета к счету 91, с помощью которых прочиедоходы и расходы подразделялись на операционные и внереализационные.
Оставить можно было только те субсчета, на которыхучитываются отдельные статьи прочих доходов и расходов. С нового годазакрывается и субсчет «Чрезвычайные доходы и расходы» к счету 99.3.2 Оформлениерезультатов аудита
Заключительная стадияаудиторской проверки предусматривает проведение следующих мероприятий[7]:
систематизациюрезультатов проверки;
анализ результатовпроверки;
составление аудиторскогозаключения.
Систематизациярезультатов проверки состоит в приведении в определенную последовательностьвсех полученных результатов. В зависимости от цели проверки (инициативныйаудит, обязательный аудит, аудит по решению органов дознания) необходимопровести четкую систематизацию полученных сведений. Такую систематизацию обычнопроводит руководитель группы аудиторов. Систематизируют данные по разделампроверяемых тем (учет основных средств, материальных запасов и т. п.), а внутритем — по аналитическим и другим признакам. По возможности выделяют наиболеесущественные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налоговогозаконодательства, отсутствие записей на счетах и др.
Анализ результатовпроверки может проводиться по полученным данным и имеет несколько целей:
общий анализ учетнойполитики, принятой клиентом;
правильность веденияучета по отдельным разделам и счетам;
соблюдение налоговогозаконодательства;
анализ финансовогосостояния клиента.
Учетная политикаанализируется в части ее соответствия в методическом, техническом иорганизационном аспектах, выявляются наиболее существенные моменты и делаютсявыводы о соответствии учетной политики положениям по ведению учета и ихсоблюдению.
Правильность веденияучета определяется на основании таких документов, как Закон «О бухгалтерскомучете» в РФ, Положение о ведении учета и отчетности в Российской Федерации,плана счетов и других положений по организации учета.
Большой удельный весзанимает анализ правильности начисления налогов и платежей по расчетам сбюджетом и внебюджетными фондами. По каждому налогу и платежу необходимовыявить правильность определения налогооблагаемой базы, применения льгот,ставок налогов и платежей, своевременность выполнения расчетов и осуществленияплатежей.
Анализ финансовогоположения клиента проводится по данным баланса (ф.№1), отчета о финансовыхрезультатах (ф.№2), отчета о движении капитала (ф.№3), отчета о движенииденежных средств (ф.№4), приложения к балансу (ф.№5).
При этом важно отметить,что при инициативном аудите полученные результаты могут быть представленыклиенту в виде отчета с выводами и предложениями. Дальнейшие шаги клиента иаудиторской фирмы зависят от договорных обязательств и решаются ими совместно.
При аудите по решениюорганов дознания учитывается, что именно органы дознания (следователь,прокурор) определяют перечень вопросов, подлежащих изучению аудитором. Впроцессе проверки круг исследуемых вопросов может быть расширен, что необходимосогласовать со следователем или другим лицом, давшим задание по проверке.Результаты проверки после ее окончания передаются органам дознания, и за нимиостается право сделать окончательные выводы или согласиться с мнением аудитора.
Важно отметить, что прирешении вопроса о согласии на проведение проверки по поручению следственных илисудебных органов аудитор или аудиторская фирма должны самым тщательным образомпроанализировать, достаточно ли у них квалифицированных кадров для выполненияэтой работы в зависимости от ее содержания и объема. При необходимости можнопосоветоваться непосредственно со следователем, поскольку следственные органыне заинтересованы в формальном назначении аудитора.
Наиболее распространеннымвариантом проведения аудиторской проверки является проверка в рамкахобязательного аудита, при котором требуется представить заключение,определяющее результаты проверки.
По результатампроведенной проверки аудитор должен оформить аудиторское заключение.Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъектапредставляет мнение аудитора фирмы о достоверности этой отчетности.
Мнение о достоверностибухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствияво всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту,регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации[8].
Мнение аудиторской фирмыо достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и недолжно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователямиаудиторского заключения как-либо иначе.
Если в результате аудитааудиторская фирма обнаружила, что имущественное или финансовое положениеэкономического субъекта таково, что существует серьезное сомнение по поводувозможности этого субъекта продолжать деятельность и исполнять своиобязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом,то мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должновыражать данное сомнение.
По результатампроведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта,аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности вформе:
1) безусловноположительного заключения;
2) условно положительногозаключения;
3) отрицательногоаудиторского заключения;
4) отказа в дачеаудиторского заключения.
В случае безусловноположительного заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверностибухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетностьподготовлена таким образом, чтобы обеспечить достоверность информации. А этозначит, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всехсущественных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта наотчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период,исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерских учет и отчетность вРоссийской Федерации.
В случае условноположительного заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверностибухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключениемопределенных в аудиторском заключении обстоятельств, бухгалтерская отчетностьподготовлена таким образом, чтобы обеспечить достоверность информации, заисключением определенных обстоятельств.
В случае отрицательногоаудиторского заключения, мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерскойотчетности экономического субъекта означает, что в связи с определеннымиобстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она необеспечивает достоверность информации при любых обстоятельствах.
Случай отказа аудиторскойфирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетностиэкономического субъекта в аудиторском заключении, означает, что в результатеопределенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражаеттакое мнение в одной их установленных порядком форме.
/>Заключение
Итак,расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления инаправлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видамдеятельности и прочие расходы.
Учет расходов от прочих видов деятельности — один из наиболее трудоемкихи ответственных участков работы бухгалтера, поскольку в данном объекте учетавстречаются нетиповые проводки и сложности налогового учета.
Согласно Федеральнымправилам (стандартам) аудиторской деятельности можно выделить три основныхэтапа аудиторской проверки:
1. Планированиеаудиторской проверки.
В первую очередь аудиторунеобходимо ознакомиться с бизнесом клиента, его организацией, с отраслью, вкоторой действует предприятие. Также происходит знакомство с организацией иведением бухгалтерского учета, системой внутреннего контроля.
Согласно Федеральномуправилу (стандарту) аудиторской деятельности № 4, аудитору необходимо оценитьуровень существенности и его взаимосвязь с аудиторскими рисками.
Для проведенияэффективной проверки в соответствии с Федеральным правилом (стандартом)аудиторской деятельности № 3 разрабатывается план и программа аудита.
2. Сбор аудиторскихдоказательств: проверка оборотов, сальдо по счетам; аналитические процедуры;тестирование средств контроля.
3. Завершениеаудита, т.е. формирование мнения аудитора и подготовка итоговых документов.
Итак, аудитору необходимо подтвердить квалификацию прочихрасходов, рассмотреть, не являются ли эти расходы расходами будущих периодов и,наконец, изучить отражение расходов в отчетности предприятия.
Очень важно проверить и рабочий план счетов, ведьбухгалтеру нужно закрыть все субсчета к счету 91, с помощью которых прочиерасходы подразделялись на операционные и внереализационные.
Оставить можно было только те субсчета, на которыхучитываются отдельные статьи прочих расходов. С нового года закрывается исубсчет «Чрезвычайные доходы и расходы» к счету 99.
/>Список литературы
1. Адамс Р. Основыаудита. / Пер. с англ. под ред. Я.П. Соколова. – М.: Аудит. ЮНИТИ, 2008. — 476с.
2. Алборов Р.А.Аудит в промышленности, торговле [Текст]: учебное пособие Алборова Р.А. — М.:Издательство «Дело и сервис», 2008. — 562 с.
3. Артемьева Ю.Б. Резервныевозможности учета прочих расходов // Консультант. – 2009. — N 1. – с. 2-4.
4. Баршников Н.П.Аудит: учебное пособие — М.: Дело и сервис, 2006. — 227 с.
5. БеляеваН.А. Учет доходов и расходов. // Современный бухучет, 2008, N 1. – с. 10-15
6. Бойкова М.Ю.Особенности учета и налогообложения отдельных расходов предприятия приформировании финансового результата // Экономика и жизнь. – 2009. — N 2(4). — с.15-18.
7. Булдаков С.Л.Серов Г.П. Аудит. Постатейный комментарий к ФЗ «Об аудиторской деятельности»:уч. пособие Булдаков С.Л. – М: Дело и сервис, 2009 г. — 226 с.
8. Бухгалтерский учет: Учебноепособие: Пер. с англ. – М.: ТОО «ДеКА», 2008. – 425 с.
9. Воробьева Е.И. Праздники прошли, авопросы остались. // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». –2008. — N 6. – с. 11-13.
10. Годовой отчет за 2009 / под общейредакцией Крутяковой Т.Л. – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2009. – 225с.
11. ГоршенинаО.В. Вопросы налогообложения: НФЛ и ЕСН // Бухгалтерский учет, 2009, N 5. – с.6-8
12. ЕлгинаЕ.Б. Прочие доходы и расходы: налоги. – М.: Издательско-консультационнаякомпания «Статус-Кво», 2008. – 325 с.
13. Журавлев В.Н. Читаем бухгалтерскуюотчетность. – М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2008. –520 с.
14. Захарьин В.Р. Расходы фирмы:бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Гросс-медиа, 2008. – 368 с.
15. КлимоваМ.А. Учет прочих доходов и расходов изменится. // Налоговый вестник, 2007, N 4.– с. 9-10
16. Комментарии кположениям по бухгалтерскому учету/ под ред. Бакаева А.С. –М, Юрайт-Издат, 2008.– 460 с.
17. КоршуноваР.Н. Прочие доходы и расходы отразим по-новому. //Главбух, 2009, N 2. – с. 5-9
18. Макарьева В.И. Практические советыпо применению ПБУ. –М.: Книги издательства «Налоговый вестник», 2008. – 450 с.
19. МасленниковаЛ.А. Прочие доходы и расходы – как сделать выбор // Российский налоговыйкурьер, 2008, N 6. – с. 8-9
20. Николаева С.А. Управленческий учет/ Учебное пособие. – М.: ИПБ России: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2007.– 320 с.
21. Нормативные акты о бухгалтерскомучете – Новосибирск.: Кодексы и законы, 2009. – 520 с.
22. Палий В.Ф. Бухгалтерский учет. — М.: Институт профессиональных бухгалтеров России, 2008. – 333 с.
23. ПеняеваЕ.Л. Прочие доходы и расходы. //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческихорганизациях, 2008, N 8. – с. 22-23
24. Реформабухгалтерского учета. Все 22 ПБУ. – Новосибирск: Рипэл, 2009. – 238 с.
25. Соколов Я.В.Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 680 с.
26. СолтыкТ.Г. Учет налоговых разниц по расходам. // Налоговый учет для бухгалтера, 2008,N 1. – с. 10-11
27. Справочник корреспонденции счетовбухгалтерского учета / под ред. Бакаева А.С. – М.: Институт профессиональныхбухгалтеров России, 2008. – 605 с.