Аудит расчетов по заработной плате на примере Управления по образов

–PAGE_BREAK–12) распоряжается в установленном порядке имуществом и средствами Управления;
13) открывает счета в учреждениях банков, совершает от имени Управления банковские операции, подписывает финансовые документы.
1.2 Порядок и правила организации работы централизованной бухгалтерии
Штат централизованной бухгалтерии управления по образованию, культуре и молодежной политике состоит из 23 человек. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной отчетности. Распределение служебных обязанностей в бухгалтерии производится по функциональному признаку, то есть за каждой группой работников, в зависимости от объема работ, закрепляется определенный участок. В бухгалтерии созданы следующие группы: кассовая, расчетная, материальная, финансово-экономическая.
В обязанности бухгалтерских групп входит:
— ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, настоящей Инструкции и других нормативных правовых актов;
— прием и контроль первичной докумен­тации по соответствующим участкам учета и подготовка их к счетной обработке;
— контроль за правильным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников.
— начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся;
— своевременное проведение расчетов с организациями и отдельными физическими лицами;
— контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей;
— участие в проведении инвентаризации и финансовых обязательств;
— широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ;
— составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;
— составление смет доходов и расходов;
— хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а так же смет доходов и расходов, как на бумажных, так и на машинных носителях в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
— разработка и осуществление мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины.
— перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, налогов и других выплат и платежей, а также отчислений средств в фонды.
— изучение постановлений, распоряжений, приказов вышестоящих органов, методических, нормативных материалов по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности; форм и методов бухгалтерского учета в организации, план и корреспонденцию счетов, организацию документооборота по участкам учета, порядок их документального оформления, правил эксплуатации вычислительной техники.
Главный бухгалтер самостоятельно определяет весь объем учетной работы и распределяет ее по группам и между работниками бухгалтерии.
Федеральным законом РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (1) определены основные задачи бухгалтерского учета по формированию полной и достоверной информации о деятельности организации, обеспечению этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ, а также предотвращения отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Распределение обязанностей между работниками бухгалтерии оформлено письменно и подписано руководителем и главным бухгалтером. За каждым бухгалтером закрепляется определенный участок работы. Особое внимание сосредоточено на контрольных функциях бухгалтеров непосредственно в обслуживаемых учреждениях по правильному составлению первичных документов по материальным ценностям (в том числе проверке соответствия оперативного учета данным бухгалтерии), оплате труда работников, другим операциям. Важное значение обращено на взаимозаменяемость бухгалтеров не только в группе, а в целом в централизованной бухгалтерии. Работники централизованной бухгалтерии под расписку ознакомлены со своими обязанностями и имеют выписку из этого распределения. Для молодых работников учета составлен более подробный перечень их обязанностей. В практической работе им постоянно оказывается необходимая помощь руководителями групп и другими специалистами учета.
В график представления обслуживаемыми учреждениями для учета и контроля включаются все необходимые документы, сроки представления должны быть реальными и обеспечивать нормальную работу учреждений и централизованных бухгалтерий. Материально ответственные и другие должностные лица обязаны обеспечивать своевременное представление документации. Систематическое нарушение ими установленных графиком сроков, а также правил составления должно наказываться в административном порядке. Весьма необходимо создание для персонала бухгалтерии благоприятных условий для работы, обеспечение его современными средствами и предметами труда.
Особой заботой должно быть обеспечение бухгалтерии и обслуживаемых учреждений необходимыми бланками бухгалтерской документации. Эта большая и важная работа поручается одному из специалистов, владеющему основами учета в централизованной бухгалтерии, и определяется в его должностных обязанностях. В бухгалтерии, исходя из ее особенностей, составляется расчет на требуемую документацию согласно новой Инструкции, который необходимо своевременно уточнять, а также следить за наличием документации, проводить ее инвентаризацию и своевременно изымать устаревшие формы.
В бухгалтерии разрабатывается номенклатура дел, в которой указывается их перечень, сроки хранения и номер статей по установленному перечню. Срок хранения документов до 5 лет при условии проведения ревизий, как минимальный. Текущая бухгалтерская документация и отчетность хранятся в соответствующих группах учета (до передачи в архив) в специальных помещениях или закрывающихся шкафах. Ответственность за организацию хранения документации несет руководитель, а также главный бухгалтер и руководители групп учета, о чем делается запись в должностных инструкциях.
По расчетам с работниками по заработной плате и стипендиям следует проверить, на всех ли штатных работников имеются трудовые книжки, произведена ли в ней запись о принятии на работу в данное учреждение и соответствует ли она занимаемой должности, произвести инвентаризацию книжек. Проверяется правильность составления тарификационных списков, соблюдение правил о совместителях, правильность и своевременность отметок в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 421) и т. д.
Учитывая, что учреждения получают наличные деньги на заработную плату, пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты в централизованной бухгалтерии, имеется необходимость в обеспечении сохранности денежных средств. В этих целях обслуживаемые учреждения должны быть оборудованы (по возможности) изолированными помещениями для выдачи и временного хранения наличных денег и обеспечивать сохранность денег в помещениях, а также при доставке их из централизованных бухгалтерий в учреждения. Все не выданные учреждением наличные деньги должны храниться в течение установленных сроков в несгораемых металлических шкафах, которые должны закрываться и опечатываться.
Должностные лица, на которых приказом руководителя обслуживаемого учреждения возложена обязанность по выдаче денег работникам («раздатчики»), должны быть, безусловно, надежными и проверенными людьми, с ними обязательно заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (ф. 523). Такой порядок должен быть установлен и для должностных лиц, временно замещающих «раздатчиков» (болезнь, отпуск и др.). На всех указанных лиц распространяется действие Порядка ведения кассовых операций в РФ (письмо ЦБ РФ от 04.10.93 № 18, с изменениями и дополнениями).
1.3 Особенности учета заработной платы в Управлении
В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ в бюджетных учреждениях применяется тарифная система оплаты труда, устанавливаемая на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Трудовым кодексом РФ также установлено, что порядок стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается Правительством РФ; в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, органами государственной власти соответствующего субъекта РФ; в организациях, финансируемых из местного бюджета, органами местного самоуправления.
Единая тарифная сетка, установленная постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки», имеет 18 разрядов: для рабочих — с 1-го по 8-й, для служащих — со 2-го по 18-й.
Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Заработную плату соответствующей должности определяют умножением ставки (оклада) 1-го разряда на тарифный коэффициент.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ тарифные ставки (оклады) повышены с 1 января 2005 г. в 1,2 раза, с последующим повышением с 1 сентября 2005 г. и с 1 мая 2006 г. С учетом указанных повышений минимальный размер оплаты труда составляет с 1 января 2005 г. 720 руб., с 1 сентября 2005 г. составит — 800 руб. и с 1 мая 2006 г. — 1100 руб. в месяц.
Ставки и оклады каждому работнику устанавливаются по результатам аттестации и тарификации (24). При этом за основу принимают выполняемые работником трудовые функции, конкретные должностные обязанности работников, их образовательный уровень. Кроме того, учитывают содержание и характер выполняемых работ, их разнообразие (комплексность), руководство подчиненными, степень самостоятельности, уровень ответственности.
Синтетический учет расчетов с работниками по заработной плате, пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другим выплатам, предусмотренным действующим законодательством, расчетов со студентами, аспирантами и учащимися по стипендиям осуществляют на следующих аналитических счетах счета 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
030201000 «Расчеты по оплате труда»;
030207000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»;
030213000 «Расчеты по пособиям по социальному страхованию населения»;
030214000 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению»;
030215000 «Расчеты по социальным пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»;
030216000 «Расчеты по прочим расходам».
Начисленные суммы заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий и иных выплат, сумм оплаты труда лицам, не состоявшим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера, относят на уменьшение финансового результата текущей деятельности учреждения (счет 040101000). [8, с. 406]
Начисление указанных выплат оформляют бухгалтерскими записями:
Дебет счета 040101211 «Расходы по оплате труда» на сумму заработной платы и денежного довольствия
Кредит счета 030201730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда»
Дебет счета 040101226 «Расходы на прочие услуги»
Кредит счета 030216730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам» на сумму стипендий Дебет счетов 040101261 «Расходы на пособия по социальному страхованию населения», 040101262 «Расходы на пособия по социальной помощи населению», 040101263 «Расходы на социальные пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления»
Кредит счетов 030213730 «Увеличение кредиторской задолженности по социальному страхованию населения» на сумму пенсий, и иных выплат
030214730 «Увеличение кредиторской задолженности по социальной помощи населению», 030215730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по социальным пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления. [6, с. 603]
Суммы начисленных пособий работникам по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного обслуживания работников и членов их семей и других выплат за счет средств государственного социального страхования отражаются по дебету счета 030302830 «Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» и кредиту счета 030213730 «Увеличение кредиторской задолженности по социальному страхования населения».
Начисление пособий населению в рамках программ социального страхования отражают по дебету счета 030302830 «Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» и кредиту счета 030213730 «Увеличение кредиторской задолженности по социальному страхованию населения».
Удержания из заработной платы и денежного довольствия военнослужащих, стипендий в установленном порядке отражаются по дебету счетов 030201830 «По­гашение кредиторской задолженности по оплате труда», 030216830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам» и кредиту счетов 030403730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы», 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц».
Выдача начисленных сумм заработной платы, денежного довольствия, стипен­дий и оплаты труда лицам, состоящим и не состоящим в штате учреждения по до­говорам гражданско-правового характера, учитывается по дебету счетов 030201830 «Погашение кредиторской задолженности по оплате труда», 030207830 «Уменьше­ние кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг», 030216830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам» и кредиту счетов 020104610 «Выбытие из кассы» и 020801660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате труда». [10, 104]
Остатки не выданной в срок заработной платы (задепонированных сумм) по истечении трех дней должны быть сданы в банк.
Учет расчетов с депонентами ведут в книге аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий (ф. 0511441), заполняемой по данным реестра не выданной заработной платы. Книгу открывают на год. Для каждого депонента в ней отводят отдельную строку, в которой указывают табельный номер депонента, его фамилию, имя, отчество, депонированную сумму, отметки о ее выдаче, номер платежной ведомости и расходного кассового ордера, номера дебетуемого и кредитуемого счетов. Суммы, оставшиеся на конец года невыплаченными, переносят в новую книгу, открываемую также на год.
Последующую выплату депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру. В реестре депонированных сумм (ф. 0511414) указываются наименование структурного подразделения; номер платежной ведомости; фамилия, имя, отчество лица, не получившего заработную плату, денежное до­вольствие или стипендию; табельный номер; бухгалтерская запись (дебет/кредит); сумма.
Суммы заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий, не полученные в установленный срок, учитываются на счете 030402000 «Расчеты с депонентами».
Отнесение сумм неполученной заработной платы на депонентскую задолженность отражают по дебету счета 030201830 «Погашение кредиторской задолженности по оплате труда» и кредиту счета 030402730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами». Выдача депонентской задолженности из кассы учитывается по дебету счета 030402830 «Уменьшение кредиторской за­долженности по расчетам с депонентами» и кредиту счета 030104610 «Выбытие из кассы». [9, с. 17]
Аналитический учет расчетов по заработной плате ведется в журнале опера­ций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям, а расчетов по оплате пенсий, пособий и иных социальных выплат — в журнале по прочим операциям и карточке учета средств и расчетов.
Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0511802) составляется в учреждениях и в централизованных бухгалтериях на основании свода расчетно-платежных ведомостей с приложением первичных документов: табелей использования рабочего времени, выписок из приказов о зачислении, увольнении, перемещении, отпусках (для штатных сотрудников); договоров и актов выполненных работ (для внештатных сотрудников).
Свод ведомостей составляется раздельно по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности.
В графе «Наименование показателя» указывается начисленная заработная пла­та, начисления на заработную плату и удержания из заработной платы.
    продолжение
–PAGE_BREAK–К конце месяца итоговые суммы журнала переносятся в Главную книгу (ф. 0511811).
Журнал операций по прочим операциям (ф. 0511802) может применяться для | операций по отражению сумм начисленной за месяц амортизации, операций с денежными документами, операций по движению средств на счетах аналитического учета счетов «Средства на счетах бюджетов» и «Средства на счетах органов, осу­ществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов».
Итоговые суммы заносятся в Главную книгу (ф. 0511811) ежедневно (ежемесячно). [5, с.86]
Карточка учета средств и расчетов (ф. 0511604) применяется для аналитиче­ского учета бухгалтерских операций по движению денежных средств, находящихся на счетах учреждений, средств бюджетов, размещенных на депозитных счетах; расчетов с юридическими и физическими лицами; расчетов с поставщиками по выданным авансам, за поставленные материальные ценности, оказанные услуги; расчетов с дебиторами; расчетов с подотчетными лицами; расчетов по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей; расчетов по оплате пенсий, пособий и иных социальных выплат, переплат пенсий и пособий, возникших вследствие неправильного применения действующего законодательства о пенсиях и пособиях; расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий.
Карточка открывается записями сумм остатков на начало года. Текущие записи производятся не позднее следующего дня после совершения операции.
 Рассмотрим выборочно начисление заработной платы по МОУ «Данковская СОШ № 1»
Начислена зарплата учителю истории Хатынской О.Е. за январь месяц 2007, по тарификации учебная нагрузка 18 часов в неделю; 15% за проверку тетрадей – от учебной нагрузки; 10% от ставки доплата за заведование кабинетом. Оплата производится по 11 разряду ЕТС и составляет 2738 рублей.
Зарплата составит: за недельную нагрузку 2738 р., проверка тетрадей 2738 Ч 15% = 410р.70к., доплата за заведование кабинетом 2738 Ч 10% = 273р.80к.
Итого начислено 2738 + 410,70 + 273,80 = 3422р.50к.
Из начисленной заработной платы были произведены следующие удержания:
Аванс (заработная плата за первую половину месяца) – 1500р.
Удержан подоходный налог в размере 13% — 395р., от суммы 3022,50.(3422р.50к. – 400р.(стандартный налоговый вычет)).
Итого удержано: 1500 + 395 = 1895р.
Сумма к выдаче составила: 3422,5 – 1895 = 1527р.50к.
Начислена заработная плата дворнику Махониной Н.Л. за декабрь месяц. Оплата согласно штатному расписанию производится по 2 разряду ЕТС и составляет 1270 р. С 26 декабря по 31 декабря 2006г. больничный лист.
Зарплата составит: в декабре месяце 22 рабочих дня, найдем среднедневную оплату – 1270: 22 =57р.72к., фактически отработано 17 дней (22 – 5(по больничному листу)), заработная плата за составит 17 Ч 57,72 = 981р.24к.
Расчет оплаты по больничному листу: берем заработную плату за предшествующих бол. листу 12 месяцев с 1 декабря 2005 г. по 31 ноября 2006г., которая составила 14200 р., в этом периоде рабочих дней 238, найдем среднедневную оплату – 14200: 238 = 59р.66к. Размер пособия по временной нетрудоспособности по стажу работы составит 80%. Дней по больничному листу 5, и так оплата по больничному листу составит 59,66 Ч 5 = 298р.30к.
Итого начислено: 981,24 + 298,3 =1279р.54к.
Из начисленной заработной платы были произведены следующие удержания:
Аванс (заработная плата за первую половину месяца) – 500р.
Удержан подоходный налог в размере 13%, с суммы 879р.54к., (1279,54 -400) где 400р. стандартный налоговый вычет т. к. доход не превышает с начала налогового периода 20000р. и составит 114р.
Итого удержано: 500 + 114 = 614р.
Сумма к выдаче составила: 1279,54 – 614 = 665р.54к.
Лаборанту школы Фадеевой Л.Д. предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней с 16 октября 2006г. Расчетный период – с 1 октября 2005г. по 30 сентября 2006г. Работник в феврале болел, отработал 12 рабочих дней и заработок за этот месяц составил 1500руб.; в марте 3 рабочих дня не трудился (отпуск без сохранения заработной платы), и отработал 19 рабочих дней, заработок составил 2500руб.; в июле был в отпуске, отработан 1 день, а заработок составил 200руб.; в сентябре 10 дней по больничному листу, отработал 11 рабочих дней, заработок составил 1400руб. Восемь месяцев отработано полностью(8мес. Ч 29,4 дн. + 60,2 дн. = 295,4 дней) и заработок составляет 25300руб. Итого зарплата за 12 месяцев составит 25300 + 1500 + 2500 + 200 +1400 = 30900руб. Рассчитываем зарплату сохраняемую на период отпуска: 30900 руб.: 295,4 дней Ч 28 дней = 2928р.91к.
Основными задачами учета труда и его оплаты являются: точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками организации, бюджетом, органами социального страхования, Государственным фондом занятости населения, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ; контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, фонда оплаты труда и фонда потребления; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников (34., с.95).

Глава 2 Аудит расчетов по заработной плате на примере Управления по образованию, культуре и молодежной политике
2.1 Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда
Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом (6) другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
Целью аудита является выражение мнения о финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют. Основная задача аудита оплаты труда — проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. Определение последовательности проверки учета труда и заработной платы.
Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Хотя масштабы планирования, естественно, в каждом конкретном случае зависят от условий работы с клиентом, планированию уделяется большая доля и более времени, затрачиваемого на аудиторскую проверку ( при повторном аудите — 5-10%). Цель планирования аудита — определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.
В ходе планирования необходимо соблюдать ряд принципов, к которым относятся комплексность, непрерывность и оптимальность. Так, комплексность подразумевает взаимосвязь и согласованность всех этапов планирования. Непрерывность — установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам. Под оптимальностью планирования понимают вариантность планирования для возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудиторской организацией. Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:
1.) предварительное планирование,
2.) подготовка и составление общего плана,
3.)  подготовка и составление программы.
Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам “Расчеты с персоналом по оплате труда”, первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции. [14, с. 190]
Необходимо:
1. Выбрать личные дела и проверить, содержится ли в них информация о дате найма, разрешение на дополнительные выплаты, ставки оплаты труда:
-проследить рост оплаты труда, оформлено ли это приказами руководителя;
-пользуются ли бухгалтера информацией, отраженной в личных делах для начисления и удержания из оплаты труда.
2. Установить соответствие показателей аналитического учета по счету 030201000 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе.
3. Изучить достоверность первичных документов, правильность их заполнения, проверить на наличие подписей должностных лиц, на правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах неоговоренных исправлений и подчисток.
4. Выбрать примеры записей из ведомостей по начислению оплаты труда:
 -подтвердить документально начисления и удержания;
-пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты;
5. Проверить правильность удержания налогов.
6. Проверить периодичность и своевременность выплаты заработной платы.
7. Проверить достоверность записей в ведомостях на заработную плату.
8. Проверить удержания из оплаты труда:
-сопоставить ведомости на оплату труда с данными аналитических счетов по расчетам с бюджетом по налогам, удержанным с работников предприятия;
-соблюдение законодательства по налогам с физических лиц;
-изучение удержаний по отдельным наемным работникам;
-регулярность перечисления налогов в бюджет. [18, с. 177]
Определение объема аудиторской выборки Для проведении аудита необходимо просмотреть первичные документы, сводные регистры, главную книгу и баланс.
Из первичных документов:
–        расчет по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении;
–        листки нетрудоспособности.
Обобщение и группировка данных по учету труда в Управлении по образованию, культуре и молодежной политике в условиях полной автоматизации производится на ПК. Поэтому здесь используются только:
–        табели учета рабочего времени;
–        расчетно-платежные ведомости;
–        платежные ведомости на аванс;
–        платежные ведомости на зарплату;
–        расчетные листки на каждого работника.
В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ).
2.2 Программа проведения аудиторской проверки расчетов по оплате труда, отчет аудитора   Основной целью аудитора при проверке учета труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
Цели системы внутреннего контроля (СВК) на предприятии — упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел предприятия;
— выполнение требований финансово-хозяйственной политики руководства;
— сохранение активов предприятия и обеспечение приемлемого уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации.
При определении эффективности систем внутреннего контроля имеют место многие факторы:
-круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;
-наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;
-наличие технических средств контроля;
-наличие технологии контроля;
-контролируемые параметры.
СВК предусматривает наличие:
1)компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями;
2) разделения соответствующих обязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету)
3) соблюдения необходимых процедур при совершении операции.
4) контроля за сохранностью документации (нумерация, составления во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность);
5) фактического контроля над активами и документацией (фактическая проверка материально-ответственным лицом);
6) независимой проверки выполнения обязанностей (внутренний аудит).
Для контроля документирования затрат на оплату труда используем вопросы и блок-схемы (табл.2).
Таблица 2
Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда
№ п/п
Содержание
Ответы
Условия
1
Все ли работники предприятия получают оплату труда через кассу?
да
2
Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда главным бухгалтером?
нет
3
Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда производится ли его подмена?
да
4
Сверяет ли бухгалтер объем выполненных работ с начислением оплаты труда?
нет
5
Разработаны ли должностные обязанности работников, осуществляющих начисление оплаты труда?
да
Реальность
6
Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию?
нет
7
Сопоставляются ли периодически ведомости на выплату заработной платы со сведениями из личных дел служащих?
нет
8
Выписывают ли ведомости на выплату заработной платы лица, не занимающиеся ее начислением?
нет
9
Перечисляется на получателя в срок заработная плата на счет «Депонированная оплата труда»?
нет
10
Сверяет ли бухгалтер список депонентов с графой «Депонированная оплата труда» в Своде по начислению и удержанию оплаты труда?
да
Полнота
11
Подаются ли кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых работников?
да
12
Нумеруются ли расчетно-платежные ведомости?
да
Полномочия
13
Все ли ставки по оплате труда определяются приказом руководителя?
да
14
Сохраняются ли распоряжения об удержании с оплаты труда?
да
15
Подписывают ли ведомости лица, составившие их?
да
Точность
16
Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры?
нет
Классификация
Учет
  Периодизация
  17
Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях оплаты труда?
да
  В расчетно-платежной ведомости по графам удержания показаны отчисления в Пенсионный фонд, профсоюзные взносы и подоходный налог; проценты отчислений рассчитаны, верно, их суммы совпадают с данными расчетных листков по каждому работнику (льготы по подоходному налогу у двух работников определены не верно).
Платежные ведомости на аванс оформлены, верно, замечаний нет.
Данные о начисленной заработной плате в расчетно-платежной ведомости, а также данные платежной ведомости на заработную плату и расчетных листков по каждому работнику совпадают. Расписки в получении начисленных сумм присутствуют, все подписи разные.
Книгу учета депонированной заработной платы аудитору не предоставили, т.к. заработная плата не депонировалась.
При проверке периодичности и своевременности выплаты заработной платы установлено, что начисление и выплата заработной платы производится своевременно. Несмотря на незначительные недостатки в учете, расчет с бюджетом производится правильно.
Взяв наугад несколько личных дел, делаем вывод, что информация о дате найма и ставках оплаты труда присутствует; рост оплаты труда оформлен приказами руководителя, бухгалтера этой информацией для начисления и удержаний из заработной платы руководствуются.     
Проверка техники заполнения первичных документов. Следующим этапом является проверка табелей учета рабочего времени. Установлено, что случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц нет, так как в нарядах и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено.
    продолжение
–PAGE_BREAK–