Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами

–PAGE_BREAK–1.2 Источники и методы получения аудиторских доказательств при проверке расчетов с прочими дебиторами и кредиторами От состояния расчетов с дебиторами и кредиторами, (наряду с такими расчетами как расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с бюджетом и по внебюджетным платежам и т.д.) во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии расчетов необходима всем пользователям отчетности.
Целью аудита расчетных операций является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих обязательства (дебиторскую и кредиторскую задолженность), и о соответствии применяемой методики учета нормативным документам.
В ходе проверки должны быть решены следующие задачи:
1.       Наличие и анализ материалов инвентаризации задолженности по расчетным операциям с прочими дебиторами и кредиторами
2.       Документальная обоснованность и законность образования дебиторской и кредиторской задолженности (общей), реальность ее погашения
3.       Выявление сомнительных расчетов и невостребованной задолженности
4.       Соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета
5.       Обоснованность, своевременность и правильность оформления документов по претензиям
6.       Полнота и правильность отражения в учете претензий
7.       Реальность числящейся задолженности по претензиям
8.       Своевременность, обоснованность и правильность отражения в учете депонированной заработной платы
9.       Правильность и обоснованность удержания сумм по исполнительным листам, полнота и своевременность их перечисления получателям
10.  Правильность и своевременность расчетов с прочими организациями по операциям некоммерческого характера и с транспортными организациями
11.  Реальность задолженности по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами на дату составления баланса
12.  Оценка влияния состояния расчетов на платежеспособность организации
13.  Оценка значимости выявленных ошибок и их влияние на достоверность отчетности.
Для достижения поставленных задач необходимо получить доказательства, используя различные приемы и источники получения информации. При проверке расчетных операций с прочими дебиторами и кредиторами аудитор использует:
–          Основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения расчетных операций с прочими дебиторами и кредиторами;
–          Приказ об учетной политике;
–          Бухгалтерскую отчетность;
–          Регистры синтетического и аналитического учета;
–          Первичные документы;
По приказу об учетной политике аудитор знакомится с:
–       Рабочим планом счетов;
–       Формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации;
–       Документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом расчетных операций по расчету с прочими дебиторами и кредиторами;
–       Перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформлявших расчетные операции;
Для проведения проверки аудитору могут быть предоставлены разные формы регистров синтетического и аналитического учета в зависимости от формы бухгалтерского учета, применяемой в организации. Перечень необходимых для проверки регистров может быть установлен в приказе об учетной политике.[35]
В организациях, применяющих единую журнально-ордерную форму учета, используются журналы – ордера № 8 в соответствии с рекомендациями по применению учетных регистров на предприятиях.
При ведении учета с использованием компьютерных программ используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов, аналитические ведомости и Главная книга (оборотно–сальдовая ведомость), книга покупок и книга продаж.
Необходимо затребовать первичные документы по оформлению и отражению в учете – договоры, накладные, товарно – транспортные накладные, счета, счета-фактуры, отгрузочные документы, акты выполненных работ, банковские документы, кассовые документы, акты инвентаризации расчетов.
Для оценки состояния контроля за расчетными операциями с прочими дебиторами и кредиторами аудитор выясняет:
§  Порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов;
§  Наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением;
§  Формы, сроки и исполнителей контроля за платежами и состоянием расчетов и др.
По данным раздела 2 ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому отчету» устанавливается величина просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, списание дебиторской задолженности на финансовые результаты и т.п. В ходе проверки необходимо получить подтверждение достоверности этих данных и реальности погашения просроченной дебиторской задолженности.
По данным регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает:
–        Участников расчетов с прочими дебиторами и кредиторами и их число;
–        Применяемые формы платежей;
–        Порядок ведения аналитического учета (виды расчетов, участники, сроки возникновения и т.п.);
–        Нестандартные (нетипичные) бухгалтерские записи.
При большом числе участников и разнообразии форм платежей возрастают аудиторские риски, что необходимо учитывать при определении выборки по данному участку.
Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 76.
При сверке обращают внимание на соблюдение следующих правил:
–                   Сальдо счетов отражается в балансе развернуто;
–                   Дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва.
Одновременно на основе данных аналитического учета по соответствующим счетам расчетов проверяют общую группировку дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением «просроченной», а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к долгосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора. По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.
Для определения реальности задолженности анализируются материалы инвентаризации по каждому виду расчетов (в том числе и по счету 76). В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудиторы проводят сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.
Реальность задолженности определяют также проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской и кредиторской задолженности по каждому виду расчетов. Суммы задолженности, не подтвержденные документами, относятся к нереальной задолженности. К нереальной задолженности относятся также суммы задолженности с истекшими сроками давности, выявляемые при анализе задолженности по срокам возникновения.
По фактам обнаружения нереальной задолженности аудитор устанавливает причины, виновных лиц и влияние на достоверность соответствующих статей баланса.
При подтверждении сальдо по операциям расчетов с прочими дебиторами и кредиторами выясняется наличие сомнительных долгов. В соответствии с п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В случае наличия сомнительных долгов проверяются факт и правильность образования резерва по сомнительным долгам.
После предварительного подтверждения сальдо, проверяется достоверность оборотов по счету.
Проверка расчетов по претензиям. В случаях если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления товарно-материальных ценностей (оказание работ, выполнение услуг), а при приемке на склад обнаружились недостача товарно-материальных ценностей против отфактурованного количества либо несоответствие принятых товарно-материальных ценностей (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин – поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор должен обратить внимание на следующие моменты:
–     Все претензии в соответствии с новым Планом счетов учитываются на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;
–     Необходимо убедиться «путем отправления запроса поставщику» в том, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 (субсчет «Расчеты по претензиям») суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте;
–     Претензия должна быть предъявлена своевременно (в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска);
–     Пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать, как минимум: претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме товарно-материальных ценностей (в качестве при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.
Удержания по исполнительным листам на детей проверяют, пользуясь следующей формулой:

 , (1.1)
где Суд — сумма удержаний на содержание детей,
Снач – общая сумма начислений по работающему за месяц,
Сп.н. – сумма налога на доходы физических лиц, удержанного с начисленной за месяц суммы,
N — процент удержаний.[10]
Проверяется правильность и обоснованность по исполнительным листам в пользу других организаций и лиц (алименты, штрафы, взыскание материального ущерба и т.п.) устанавливается путем сверки учетных записей с расчетно-платежными ведомостями и документами, являющимися для удержания. Своевременность и полнота перечислений выясняется при анализе состояния и движения задолженности по лицам и путем сопоставления дат удержания сумм с работников и перечисления этих сумм получателям.
Проверка депонированных сумм по заработной плате. Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по счету 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, на какой счет списывалась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.
По невыплаченным на конец года депонированным суммам аудитор устанавливает, произведен ли перерасчет подоходного налога, который должен быть исчислен с суммы фактически выплаченной заработной платы (в соответствии с п. 23 инструкции ГНС от 29.06.95 № 35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц»).
При проверке расчетов с некоммерческими организациями (например, учебными заведениями) устанавливается наличие договора, документальное подтверждение факта оказания услуг, их персонифицированный характер, производственное или непроизводственное назначение. Это необходимо для подтверждения правильности определения источника финансирования расходов. Так, оплата услуг за обучение может быть в соответствии с Положением о составе затрат отнесена на себестоимость (Д-т сч. 20,25,26,44; К-т сч. 76), если обучение связано с повышением квалификации и необходимо в производственных целях.
В завершении проверки аудитор обобщает записи в рабочих документах и дает оценку правильности ведения учета, достоверности учетных и отчетных данных по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
1.3 Аудиторские процедуры, применяемые при проведении проверки и типичные ошибки Для обоснованного выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для того аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с российским правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». Так при проверке учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами используются следующие способы получения доказательств:
§  Проверка арифметических расчетов аудируемого субъекта (перерасчет);
§  Инспектирование;
§  Наблюдение;
§  Подтверждение;
§  Аналитические процедуры.
Проверка арифметических расчетов используется для подтверждения достоверности расчетов депонированных сумм, показателей отчетности и т.д.
Инспектирование представляет собой проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами.
Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по учету операций расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Подтверждение применяется для установления фактической передачи и приема товарно-материальных ценностей при предъявлении претензии, фактической выдачи депонированных сумм и т.п.
Аналитические процедуры используются при сопоставлении наличия расчетов с прочими дебиторами и кредиторами в различные периоды, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности и т.д.
Кроме того, аудитор должен присутствовать (или провести самостоятельно при необходимости) при проведении инвентаризации расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.[3]
Типичные ошибки
Проводя аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом.
1.  В части организации первичного учета:
§  Арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.д.);
§  Несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
§  Регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы (в случае если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);
§  Отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
§  Нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);
§  Отсутствие графика документооборота;
§  Ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
§  Несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);
§  Нарушения сроков хранения документации в архиве;
§  Уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
§  Нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).
2.  В части организации бухгалтерского и налогового учета:
§  Перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту (проводка: Д-т 60; К-т 76, 60 субсчет «Авансы выданные»);
    продолжение
–PAGE_BREAK–
    продолжение
–PAGE_BREAK–