КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Аудит»
Тема:Аудит системывнутреннего контроля
г. Вологда 2010год
Содержание
Введение
1. Основные понятия теории ипрактики аудита системы внутреннего контроля организации
1.1 Понятие аудита, цели и задачи
1.2 Характеристика системывнутреннего контроля
1.3 Проблемы вобласти исследования
2. Информационное обеспечениеаудита
2.1 ХарактеристикаОАО «Ростелеком»
2.2 Нормативноеобеспечение аудита
3. Планирование аудита
3.1 Планированиеаудиторской проверки эффективности СВКбизнес-процессов ОАО «Ростелеком»
3.2 Проведениеаудиторских процедур
4. Формирование результатов ирекомендации ОАО «Ростелеком»
4.1 Формированиерезультатов аудита
4.2 Рекомендации
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Повышение требований к финансовойотчетности, которые сформировались в начале ХХ в., изменили подходы к анализусистемы внутреннего контроля (далее — СВК). Наблюдается общая тенденция кужесточению мер по подготовке достоверной отчетности. Появилось стремлениеобязать аудиторов давать в своих отчетах оценку СВК. Это выразилось вразработке стандартов, обеспечивающих учет качества контроля аудируемых лиц.Появились новые стандарты ISA 315, ISA 330, которые увязывают оценкуаудиторских рисков и аудиторские процедуры по оцененным рискам с анализомнадежности СВК аудируемых лиц с точки зрения возможного искажения финансовойотчетности, что привело к внесению дополнений и поправок практически во всеМСА.
В прежних стандартах СВК определяласькак совокупность мероприятий, в которых заинтересованы прежде всего аудируемыелица. В новой редакции сделан акцент на надежность финансовой отчетности, атакже на возможность руководителей предприятий снижать риск с помощью системывнутреннего контроля.
МСА требуют проводить анализ СВКпостоянно. Начиная с 2006 г. вносится изменение, вводящее ответственностьруководства аудируемого лица за разработку, внедрение и поддержание СВК,которая обеспечила бы правдивое представление о финансовой отчетности.
В последние годы всубъектах хозяйствования успешно формируются системы внутреннего контроля иаудита, результаты деятельности которых учитываются при проведении аудиторскихпроверок. Вопрос об организации СВК органически связан с управленческойструктурой субъекта хозяйствования, его стратегией и постановкойуправленческого и финансового учета, порядком составлениявнутрипроизводственной (управленческой) отчетности.
Объект исследования:система внутреннего контроля.
Предмет исследования: ОАО«Ростелеком»
Цель исследования:оценить систему внутреннего контроля ОАО «Ростелеком» и предложитьметоды совершенствования.
Задачи исследования:
1. Раскрытьпонятие аудита, цели и задачи
2. Привнестихарактеристику системы внутреннего контроля
3. Выделитьпроблемы в области исследования
4. Привестихарактеристику ОАО «Ростелеком»
5. Привестинормативное обеспечение аудита
6. Рассмотретьпланирование аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов ОАО«Ростелеком»
7. Раскрытьпроведение аудиторских процедур
8. Предложитьрекомендации по совершенствованию
1. Основные понятия теории и практики аудита системывнутреннего контроля организации 1.1Понятие аудита, цели и задачи
Федеральный закон РоссийскойФедерации “Об аудиторской деятельности” от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ такопределяет понятие аудиторской деятельности: “Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета ифинансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей”.
Правило (стандарт)аудиторской деятельности в Российской Федерации “Цели и основные принципы,связанные с аудитом бухгалтерской отчетности” следующим образом определяетаудит бухгалтерской отчетности и его необходимость: под аудитом бухгалтерскойотчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторскойорганизацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторскойорганизации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономическогосубъекта. [1;21]
В Российской Федерациисуществуют две формы аудита: обязательный и инициативный. Аудит можетпроводиться в отношении любых юридических лиц независимо от ихорганизационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физическихлиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальныхпредпринимателей.
В табл. 1.1 данапримерная характеристика аудиторской деятельности.
Аудит — это не просто механизмконтроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средствомдостижения коммерческого успеха, поскольку “добавочная стоимость” консультаций,осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов в конечном счетеспособствуют экономическому успеху клиента.
Таблица1.1
Характеристикааудиторской деятельностиСодержание Аудит Сопутствующие аудиторские услуги аудиторской деятельности Другие виды проверок Другие сопутствующие работы 1 2 3 4 Цель оказания услуг Выражение мнения о достоверности отчетности Обзор допущенных предприятием нарушений В зависимости от вида сопутствующих услуг Степень выборки До 100% с учетом величины (уровня) существенности В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком Не установлена Доказательства типичных нарушений Аудиторские доказательства на все нарушения Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть — аудиторская информация – Доказательства отдельных нарушений Аудиторские доказательства Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства – Уровень гарантии достоверности отчетности Больший уровень гарантии Меньший уровень гарантии – Формы отчета Аудиторское заключение Отчет аудиторской фирмы (аудитора) Отчет аудиторской фирмы (аудитора) Виды аудиторской деятельности Аудиторская проверка Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка Другие услуги, разрешенные действующим законодательством
Цель аудита — конкретнаязадача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяетсязаконодательством, системой нормативного регулирования аудиторскойдеятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Целью аудита согласнозакону об аудиторской деятельности в Российской Федерации является выражениемнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц исоответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РоссийскойФедерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой(бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности наосновании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственнойдеятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и приниматьбазирующиеся на этих выводах обоснованные решения. [2;39]
В ходе аудитабухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместныеаудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточнойстепенью уверенности сделать выводы относительно:
а) соответствиябухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиямнормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета иподготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
б) соответствия бухгалтерскойотчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагаетаудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Мнение аудиторскойорганизации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствоватьповышению доверия к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованныхв информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователибухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организациикак полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либоэффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение,содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерскойотчетности, не должно восприниматься как гарантия аудиторской организации того,что какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении)обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетностьэкономического субъекта, отсутствуют.
Цель проверки финансовыхотчетов:
1. подтверждениедостоверности отчетов или констатация их недостоверности;
2. контрольза соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правилаведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов,обязательств и собственного капитала;
3. подтверждениеполноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат,доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемыйпериод;
4. выявлениерезервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств,финансовых резервов и заемных средств.
Основная цель аудитафинансовых отчетов — объективная оценка достоверности, полноты и точностиотражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств и финансовыхрезультатов деятельности предприятия за определенный период, проверка соответствияпринятой на предприятии учетной политики действующему законодательству инормативным актам.
Под достоверностьюбухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных отчетности,которая позволяет квалифицированному пользователю информации отчетности делатьна ее основе правильные выводы о финансовом положении и результатахдеятельности аудируемых организаций и принимать соответствующие обоснованныерешения. [2;41]
Основная цель аудитаможет дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервовлучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисленияналогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положенияпредприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Осуществляя проверку,независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассногосборщика и оценщика свидетельств для подтверждения полноты, истинности иарифметической точности представленной в финансовом отчете информации ипроверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятымпринципам учета. Роль оценочной функции — интерпретации фактов, подтверждающихвыводы составителя финансового отчета, и оценки выводов — сильно возросла впоследние два десятилетия. Отчасти это явилось следствием успешногосовершенствования администрацией своих структур внутреннего контроля, чтообеспечивает получение технически достоверной информации. Аудиторы частосчитают более целесообразным проверить систему внутреннего контроля, чтобыполучить свидетельства эффективности ее организации и работы, нежели подвергатьпроверкам информацию, выданную этой системой учета. Еще одной причиной смещенияакцентов в аудите является количественный рост сложных сделок, сделок новоготипа и необходимости оценивать способ их отражения в отчетности администрацией.
Указанные две функции неявляются исчерпывающими, поскольку аудиторы выполняют также консультационную,информационную и другие функции.
1.2Характеристика системы внутреннего контроля
Система внутреннегоконтроля – это совокупность организационных структур, политик, процедур идействий сотрудников организации, направленных на минимизацию рисков иобеспечение достижения ее целей.
Результаты аудита системывнутреннего контроля позволяют собственникам бизнеса:
1. получитьструктурированное понимание того, в какой степени они могут быть уверены вспособности организации достигать стоящие перед ней цели;
2. обоснованноопределить направления и задачи необходимых изменений в бизнес-процессах иинфраструктуре организации;
3. создатьоснову для внедрения лучшей практики в области внутреннего контроля, управлениярисками и корпоративного управления.
Проведение аудита системывнутреннего контроля необходимо:
1. припринятии решений о начале любых проектов по изменению процессов управления(внедрение новых информационных технологий, оптимизация и реинжинирингбизнес-процессов, изменение учетных систем, реорганизация структуры и т.д);
2. какначальный этап деятельности по обеспечению надежности и эффективности системывнутреннего контроля (в том числе, с целью соответствия требованиямрегулирующих органов зарубежных и российских финансовых рынков и повышенияпривлекательности бизнеса для инвесторов)
В ходе оценки системывнутреннего контроля выполняются следующие работы:
На первом этаперазрабатывается структура (модель) СВК организации и определяются критерии дляоценки надежности и эффективности ее элементов. Структура СВК и критерии оценкиосновываются на принятых в мировой практике стандартах в области внутреннегоконтроля и учитывают специфику организации.
На втором этапеосуществляется сбор и обработка информации о текущем состоянии СВК, в том числес использованием применяемых во внутреннем аудите методов, таких как интервью ссотрудниками компании, изучение внутренних документов, анализ достигнутыхрезультатов, изучение бизнес-процессов. Ключевым элементом этапа являетсяпроведение идентификации, оценки и приоретизации рисков организации.
На заключительном этапепроводится оценка полученной информации на предмет соответствия элементов СВКустановленным критериям, и разрабатываются рекомендации по повышению ихнадежности и эффективности.1.3 Проблемы в области исследования
Система внутреннегоконтроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся кфункциям системы бухгалтерского учета, она включает:
· контрольнуюсреду, под которой понимается осведомленность и действия руководстваэкономического субъекта, направленные на установление и поддержание СВК.Контрольная среда, влияющая на эффективность конкретных средств контроля,состоит из следующих элементов:
· стильи основные принципы управления данным экономическим субъектом;
· организационнаяструктура экономического субъекта;
· распределениеответственности и полномочий;
· кадроваяполитика;
· порядокподготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
· порядокосуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности длявнутренних целей;
· соответствиехозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиямдействующего законодательства;
· процедурыконтроля — методы, принятые руководством для достижения конкретных целей. Кпроцедурам (конкретным средствам) контроля относятся:
· подотчетностьодних учетных работников другим, внутренние проверки и сверки данных;
· утверждениедокументов и осуществление контроля над документами;
· сравнениерезультатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальныхзапасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
· сравнениеданных, полученных из внутренних источников, с внешними источниками информации;
· проверкааналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
· осуществлениеконтроля над прикладными программами и средой компьютерных информационныхсистем;
· ограничениепрямого физического доступа к активам и записям;
· сравнениеи анализ финансовых результатов с расходами, предусмотренными сметой. [11; 99]
В процессе аудитабухгалтерской отчетности аудитор уделяет внимание только тем основным целям иконкретным процедурам в системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля,которые имеют отношение к процессу подготовки бухгалтерской отчетности.
Понимание соответствующихаспектов систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля наряду с оценкойнеотъемлемого риска и риска средств контроля и учетом иной информации позволяетаудитору определить виды потенциальных существенных искажений, которые могутвстретиться в бухгалтерской отчетности; учитывать факторы, которые влияют нариск появления существенных искажений и разрабатывать надлежащие аудиторскиепроцедуры.
При подготовке кпроведению аудита аудитор принимает во внимание предварительную оценку рискасредств контроля (а также оценку неотъемлемого риска) для того, чтобыопределить надлежащий риск необнаружения, который может быть принят в отношениипроцесса формирования бухгалтерской отчетности, а также для определенияхарактера, временных рамок и объема процедур по существу для проверки данногопроцесса.
Средства внутреннегоконтроля, имеющие отношение к системе бухгалтерского учета, содействуютдостижению таких целей, как:
· осуществлениеопераций по общему или специальному разрешению руководства;
· своевременныйучет всех операций и прочих событий в точных величинах, на надлежащих счетах ив должные отчетные периоды с тем, чтобы сделать возможной подготовкубухгалтерской отчетности в соответствии с установленными принципами подготовкибухгалтерской отчетности;
· возможностьдоступа к активам и записям только по разрешению руководства;
· сопоставлениеучтенных активов с активами, имеющимися в наличии, через разумные промежуткивремени и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.
2. Информационное обеспечение аудитааудит внутренний контроль2.1Характеристика ОАО «Ростелеком»
Приведенный ниже анализфинансового положения и эффективности деятельности ОАО «Ростелеком»выполнен за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 г. (12 кварталов). Качественнаяоценка значений финансовых показателей ОАО «Ростелеком» проведена сучетом отраслевых особенностей деятельности организации (отрасль — «Связь», класс по ОКВЭД — 64).
В приведенной нижетаблице обобщены основные финансовые результаты деятельности ОАО«Ростелеком» за весь анализируемый период.
Таблица2.1.
Основные финансовыерезультаты деятельности ОАО «Ростелеком»Показатель Значение показателя, тыс. руб. Изменение показателя Среднегодовая величина, тыс. руб. 1-й кв.06 2-й кв.06 – 2-й кв.08 (в среднем) 3-й кв.08 4-й кв.08 тыс. руб. (гр.2 — гр.5) ± % ((2-5): 5) 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 14 585 380 15 402 595 15 826 529 16 787 664 +2 202 284 +15,1 61 940 976 2. Расходы по обычным видам деятельности 12 284 457 13 193 993 13 288 891 15 505 421 +3 220 964 +26,2 53 274 901 3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) 2 300 923 2 208 602 2 537 638 1 282 243 -1 018 680 -44,3 8 666 074 4. Прочие доходы 5 077 735 4 895 730 526 187 1 290 281 -3 787 454 -74,6 16 985 259 5. Прочие расходы 4 682 267 4 168 917 424 937 2 278 651 -2 403 616 -51,3 14 968 701 6. Прибыль (убыток) от прочих операций (4-5) 395 468 726 814 101 250 -988 370 -1 383 838 ↓ 2 016 557 7. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) 2 767 059 2 993 937 2 686 184 347 260 -2 419 799 -87,5 10 915 313 8. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и др. расходы из прибыли -640 954 -764 627 -692 822 -151 377 +489 577 +76,4 -2 788 932 9. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (3+6+8) 2 055 437 2 170 789 1 946 066 142 496 -1 912 941 -93,1 7 893 700 Справочно: Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр. 470) 2 112 519 1 706 844 2 105 324 1 156 600 х х х
Квартальная выручка запериод с 01.10.2008 по 31.12.2008 составила 16 787 664 тыс. руб., чтона 2 202 284 тыс. руб., или на 15,1% больше, чем за период с01.01.2006 по 31.03.2006. Выручка увеличивалась в большинстве периодов.Изменение выручки наглядно представлено ниже на графике.
Прибыль от продаж запоследний квартал составила 1 282 243 тыс. руб. В течениеанализируемого периода (31.12.05-31.12.08 г.) финансовый результат от продажсущественно снизился (на 1 018 680 тыс. руб.), несмотря на это,усредненный (линейный) тренд, показывает, что динамика финансового результатаот продаж практически не имеет явно выраженного направления.
Обратив внимание настроку 040 формы №2 можно отметить, что организация не использовала возможностьучитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая ихежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ,оказываемых услуг). Это и обусловило отсутствие показателя «Управленческиерасходы» за отчетный период в форме №2.
Формальное исследованиеправильности отражения в Балансе и «Отчете о прибылях и убытках» запоследний отчетный период отложенных налоговых активов и обязательствподтвердила взаимоувязку показателей отчетности.
За последний кварталорганизация получила прибыль как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственнойдеятельности, что и обусловило положительные значения всех трех представленныхв таблице показателей рентабельности за данный период.
За период01.10-31.12.2008 организация по обычным видам деятельности получила прибыль вразмере 7,6 копеек с каждого рубля выручки от реализации. Тем не менее, имеетместо отрицательная динамика рентабельности обычных видов деятельности посравнению с данным показателем за 1-й квартал 2006 г. (-8,2 коп.).
/>
Рис. 2.1. Динамикавыручки
/>
Рис. 2.2. Динамикарентабельности продаж
Показательрентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате иналогообложения (EBIT) к выручке организации, за последний квартал составил2,1%. Это значит, что в каждом рубле выручки организации содержалось 2,1 коп.прибыли до налогообложения и процентов к уплате.
В следующей таблице 2.2 рассчитаныпоказатели оборачиваемости ряда активов, характеризующие скорость возвратаавансированных на осуществление предпринимательской деятельности денежныхсредств, а также показатель оборачиваемости кредиторской задолженности прирасчетах с поставщиками и подрядчиками.
Таблица2.2
Деловая активность ОАО«Ростелеком»Показатель оборачиваемости Значение показателя Изменение, дн. (гр.6 — гр.3) 1-й кв.06 2-й кв.06 – 2-й кв.08 (в среднем) 3-й кв.08 4-й кв.08 коэфф. в днях в днях в днях в днях коэфф. 1 2 3 4 5 6 7 8
Оборачиваемость оборотных средств
(отношение выручки в годовом исчислении к среднегодовой величине оборотных активов; нормальное значение для данной отрасли: не более 138 дн.) 2,2 167 153 194 179 2 12
Оборачиваемость запасов
(отношение выручки в годовом исчислении к среднегодовой стоимости запасов; нормальное значение для данной отрасли: не более 32 дн.) 51,8 7 5 3 3 112,3 -4
Оборачиваемость дебиторской задолженности
(отношение выручки в годовом исчислении к среднегодовой величине дебиторской задолженности; нормальное значение для данной отрасли: 54 и менее дн.) 5,6 65 67 73 62 5,9 -3
Оборачиваемость кредиторской задолженности
(отношение выручки в годовом исчислении к среднегодовой краткосрочной кредиторской задолженности; нормальное значение для данной отрасли: 75 и менее дн.) 6,5 56 51 48 44 8,3 -12
Оборачиваемость активов
(отношение выручки в годовом исчислении к среднегодовой стоимости активов) 1 361 382 410 390 0,9 29
Оборачиваемость собственного капитала
(отношение выручки в годовом исчислении к среднегодовой величине собственного капитала) 1,4 258 286 323 315 1,2 57
Данные об оборачиваемостиактивов в среднем за 3 последних года свидетельствуют о том, что организацияполучает выручку, равную сумме всех имеющихся активов за 383 календарных дня.Чтобы получить выручку равную среднегодовому остаткуматериально-производственных запасов в среднем требуется 5 дней.
Таблица2.3
Рейтинговая оценкафинансового положения и результатов деятельности ОАО «Ростелеком»Финансовые результаты за период 01.01.06-31.12.08 Финансовое положение на 31.12.2008 ААА АА А ВВВ ВВ В ССС СС С D Отличные (AAA) • Очень хорошие (AA) • Хорошие (A) • Положительные (BBB) • Нормальные (BB) V • • • • • • • • • Удовлетворительные (B) • Неудовлетворительные (CCC) • Плохие (CC) • Очень плохие (C) • Критические (D) •
По итогам проведенногоанализа финансовое положение ОАО «Ростелеком» оценено по бальнойсистеме в +1,96, что соответствует рейтингу AAA (отличное положение).Финансовые результаты деятельности организации за весь анализируемый периодоценены в 0, что соответствует рейтингу BB (нормальные результаты). Следуетотметить, что итоговые оценки получены с учетом как значений показателей наконец анализируемого периода, так и динамики показателей, включая ихпрогнозируемые значения на последующий год. Итоговый балл финансовогосостояния, сочетающий в себе анализ финансового положения и результатыдеятельности организации, равняется +1,18 – по шкале рейтинга это хорошеесостояние (A).
Рейтинг «A»свидетельствует о хорошем финансовом состоянии организации, ее способностиотвечать по своим обязательствам в краткосрочной (исходя из принципаосмотрительно) перспективе. Имеющие данный рейтинг организации относятся ккатегории заемщиков, имеющих высокую вероятность получения кредитных ресурсов(хорошую кредитоспособность).2.2 Нормативное обеспечение аудита
Аудиторская деятельность/>в Российской Федерации регулируется следующими законодательными документами:
· Гражданский кодекс Российской Федерации/>;
· Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от30 декабря 2008 г./>;
· Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемыхорганизациях»/>;
· Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности вРоссийской Федерации»/>;
· Постановление Правительства РФ от 29.10.2000 № 81 «Обаудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий»/>;
· Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Обутверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»/>;
· Приказ Минфина РФ от 30.04.2009 № 41н «Об утвержденииПоложения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемыхорганизаций аудиторов»/>;
· «Кодекс этики аудиторов России», одобрен Минфином РФ 31.05.2007,протокол № 56/>.
· Протокол Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ№ 18 от 22.12.2003 «Методические рекомендации по организациивнутрифирменного контроля качества аудиторских услуг»/>.
В системе нормативного регулированиявыделяются следующие уровни:
· Федеральные законы, регулирующие аудиторскую деятельность(№ 307-ФЗ от 29.12.2008 г., № 315-ФЗ от 01.12.2007 г.),определяют понятия, требования, задачи аудита/>/>, основные права иобязанности субъектов аудиторской деятельности.
· Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, приказы,постановления Минфина РФ. Устанавливают правила аудита, обязательные для всехсубъектов рынка аудита, требования в области подготовки кадров, аттестацииаудиторской деятельности. На сегодняшний день утверждено 34 федеральныхаудиторских стандарта. Разработка стандартов продолжается. К этому уровнюотносится Кодекс профессиональной этики аудиторов. Федеральныестандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования к порядкуосуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы,предусмотренные настоящим Федеральным законом;
2) разрабатываются в соответствии смеждународными стандартами аудита;
3) являются обязательными дляаудиторских организаций, индивидуальных аудиторов/>/>, а такжесаморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Кодекс профессиональной этики аудиторов/> — это свод правил поведения,обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами приосуществлении ими аудиторской деятельности.
· Документы, решения, нормы саморегулируемых организаций, в томчисле правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональныхобъединений. Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:
1) определяют требования к аудиторскимпроцедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральнымистандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностямипроведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
2) не могут противоречить федеральнымстандартам аудиторской деятельности;
3) не должны создавать препятствияосуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторамиаудиторской деятельности;
4) являются обязательными для аудиторскихорганизаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемойорганизации аудиторов.
Каждая саморегулируемая организацияаудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекспрофессиональной этики аудиторов. При этом саморегулируемая организацияаудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этикиаудиторов дополнительные требования.
· Внутрифирменные аудиторские стандарты. Используются аудиторами припроведении аудита сопутствующих аудиту услуг. Разрабатываются самимиаудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, могут дополнятьфедеральные правила и правила саморегулируемых организаций, но не должны импротиворечить.
/>3. Планирование аудита 3.1Планирование аудиторскойпроверки эффективности СВК бизнес-процессов ОАО «Ростелеком»
Для эффективногопланирования предстоящей аудиторской проверки следует проводить предварительное обследованиеаудируемого объекта (бизнес-процесса). Задачей данного обследования являетсяизучение фактических целей аудируемого бизнес-процесса, его структуры илиизменений в нем, произошедших со времени прошлой проверки. Также должноевнимание необходимо уделить оценке уровня материальности аудируемогобизнес-процесса, что позволит объективно говорить о существенности последствийнеэффективной организации СВК данного процесса для компании в целом.
Аудиторы на этапепредварительного обследования:
· проводятанализ внутренней нормативной документации (далее – ВНД), регламентирующейорганизацию аудируемого процесса;
· проводятознакомление с базами данных и программным обеспечением, обслуживающихрассматриваемый бизнес-процесс;
· анализируютрезультаты прошлых аудиторских проверок данного бизнес-процесса (в случае ихналичия);
· идентифицируюти интервьюируют владельца и других участников процесса по вопросам организациипроцесса;
· анализируютфактические цели процесса на предмет их соответствия стратегии развитиякомпании и принципам целеполагания (конкретизация, измеримость,согласованность, релевантность, временная ограниченность достижения);
· формируютфактическую схему организации рассматриваемого бизнес-процесса, с указаниемсуществующих контрольных процедур;
· анализируютрезультаты оценки рисков, проводимой менеджментом компании (в случае ееналичия);
· анализируютсистему оценки и показателей, используемых для определения эффективности иэкономичности процесса.
По итогам анализаполученной информации о рассматриваемом бизнес-процессе и формированияадекватного понимания его фактического функционирования руководитель службыдолжен принять:
· решениео дальнейшем проведении аудита или
· решениеоб отказе от проведения проверки.
При этом решение оботказе от проведения проверки в настоящее время и причины данного решениядолжны быть доведены до лица, инициировавшего данную проверку. Обычно решениеоб отказе от проведения проверки в настоящее время принимается в случае если:
· оценкадизайна контроля и ограниченное тестирование на этапе проведенияпредварительного обследования дают положительный результат о приемлемойнадежности СВК;
· порезультатам предварительного обследования установлено, что рискибизнес-процесса несущественны или сам процесс нематериален;
· входе проведения предварительного обследования стало известно, что в настоящеевремя существенно изменяется структура изучаемого бизнес-процесса.
В случае принятияположительного решения о проведении проверки эффективности СВК бизнес-процессав настоящее время по итогам предварительного обследования аудитор должен точноопределить ключевые аспекты (в том числе сроки и объемы) предстоящего аудита ипроинформировать о них аудируемое лицо. В качестве инструмента для достиженияпоставленной цели рекомендуется использовать рабочий документ «Задание на аудит».
Аудитор должен отчетливопонимать сам и уметь пояснить аудируемому лицу цели предстоящей проверки.Точное определение границ аудита снижает риск непреднамеренного смещениявнимания аудитора в ходе проведения проверки на смежные и наименее проблемныеобласти. Данные аспекты отражаются в разделе1 «Обоснование проверки» «Задания на аудит».
/>
По итогам изучениявнутренних нормативных документов по анализируемому бизнес-процессу и интервьюс владельцем и прочими участниками процесса аудитор должен оценить насколькоцели, формализованные в регламентах, политиках и др. или обозначенныевладельцем процесса, соответствуют стратегии развития компании и общим правиламцелеполагания. Помимо этого аудитор должен оценить критерии, используемыеменеджментом для определения эффективности и экономичности бизнес-процессов.Особое внимание аудитору следует уделить тому, как действующая системамотивации владельца и участников процесса соотносится с определенными целямипроцесса. В случае если цели бизнес-процесса не формализованы и владелецпроцесса также затрудняется их четко сформулировать, аудитор должен на основесобственных теоретических и практических знаний и навыков (в том числе наоснове бенчмаркинга) предложить цели для данного процесса и показатели для ихизмерения и согласовать их с владельцем процесса. Данные аспекты отражаются в разделе 2 «Оценка целей процесса» «Задания на аудит».
/>
Одним из ключевыхрезультатов грамотно проведенного предварительного обследования являетсяадекватное понимание аудитором фактической организации анализируемогобизнес-процесса (последовательность процедур, ответственные за исполнение,фактические сроки исполнения) и объективная оценка уровня его регламентации.Данные аспекты отражаются в разделе 3«Описание процесса» «Задания на аудит».
Результаты обследования иоценки рисков, проводимых СВА при годовом риск-ориентированном планировании;материалы прошлых аудиторских проверок; результаты оценки рисков, проводимойменеджментом (анализ Карт рисков)являются основой для формирования перечня рисков изучаемого бизнес-процесса.
Оценка рисков в ходепредварительного обследования проводится аудитором экспертно по двумпоказателям – вероятность реализации и значимость последствий от реализацииданных рисков.
/>
В целях достижения общегомнения о фактической организации аудируемого процесса, его целей и целейпредстоящей аудиторской проверки руководителю аудиторской группы следуетсогласовать данные вопросы с представителем (-ями) аудиторского предприятия/подразделения (как правило, владельцем процесса). Данные аспекты отражаются в разделе 5 «Мнение представителей аудируемогопредприятия / подразделения» «Задания на аудит».
Необходимо отметить, что «Задание на аудит» формируетсяруководителем аудиторской группы и после согласования с представителемаудируемого лица обязательно утверждается Руководителем СВА компании.Какие-либо последующие корректировки данного документа возможны только присогласовании с Руководителем СВА с объяснением причин необходимости данныхкорректировок и при условии информирования владельца процесса.
На этом предварительныйэтап аудиторской проверки завершен. Далее, начинается так называемый этап«Работа в поле», когда аудитор для формирования адекватных выводов офактической СВК получает аудиторские доказательства путем выполнениясоответствующих процедур (тестов). 3.2 Проведение аудиторских процедур
Проведение аудиторскихпроцедур предназначено для сбора достаточных надлежащих доказательств с цельюформулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудиторовоб эффективности СВК, выраженное в «Аудиторскомотчете» и подкрепленное соответствующими рабочими документами.
Одной из основныхаудиторских процедур, направленных на получение адекватных выводов о надежностии эффективности функционирования СВК бизнес-процесса, является тестированиефактических процедур управления рисками, присущих анализируемому процессу.
Тестирование надежностиСВК направлено на определение аудитором вероятности достижения цели контрольнойпроцедуры, с помощью которой владелец анализируемого риска может эффективноуправлять данным риском. При этом цель контрольной процедуры определяетсяаудитором либо на основе анализа ВНД по процессу, интервью с владельцемпроцесса, либо самостоятельно на основе «лучших практик» организации данныхпроцессов в аналогичных компаниях.
Как правило, тестированиепроводится аудитором выборочным методом. Объем выборки должен обеспечиватьдостаточную уверенность аудитора в том, что выводы, сделанные на основе анализавыборочных данных будут приемлемы для всего объема данных (генеральнойсовокупности), из которого произведена выборка. Объем выборки можетопределяться с применением специальных формул, полученных на основе теориивероятности и математической статистики, либо определяться на основепрофессионального суждения аудитора.
При проведениитестирования аудитор располагает довольно широким спектром инструментов — процедур, исполнение которых позволит сформировать объективные выводы обэффективности СВК, как то: сравнение / сопоставление, анализ данных и др.
По результатам тестированияаудитор должен дать оценку надежности действующей СВК бизнес-процесса в частиуправления анализируемым риском, с указанием возможных последствий отреализации данного риска (с учетом экстраполяции результатов проверкивыборочных данных на всю генеральную совокупность). В случае необходимостиаудитор формирует рекомендации по построению или оптимизации действующей СВКдля достижения целей бизнес-процесса.
В качестве инструментадля отражения процедуры тестирования СВК рекомендуется использовать рабочийдокумент «Аудиторский тест».
После проведенияпредварительного обследования и тестирования фактических процедур управлениярисками, присущих анализируемому бизнес-процессу, аудитор должен сформироватьобщее мнение о надежности и эффективности действующей СВК изучаемого процесса.В качестве инструмента для достижения поставленной цели рекомендуетсяиспользовать рабочий документ «Оценкадизайна контроля».
Необходимоконкретизировать, что дизайн внутреннего контроля бизнес-процесса представляетсобой фактическое содержание и место расположение контрольных процедур вструктуре процесса.
В ходе проведения оценкидизайна контроля аудитор использует следующие приемы, результаты которыхотражает в вышеуказанном рабочем документе:
· формированиеидеальной схемы бизнес-процесса («как должно быть»). Схема идеального процессаформируется таким образом, чтобы гарантировать достижение целей данногопроцесса.
· сравнениефактической схемы бизнес-процесса («как есть») с идеальной;
· анализналичия и эффективности контрольных процедур5, предусмотренных врегламентирующих и распорядительных документах по аудируемому процессу;
· анализналичия, качества исполнения и эффективности контрольных процедур, фактическиприсущих процессу;
· сравнениесодержания и качества исполнения фактических процедур контроля с требованиямиВНД по бизнес-процессу;
· оценкаэффективности процедуры с помощью статистического анализа происшествий задлительный период (3-5 лет);
· бенчмаркинги поиск «лучшей практики» для оптимизации контрольных процедур.
Кроме того, оценкадизайна контроля должна проводиться с учетом стоимости как отдельнойконтрольной процедуры, так и затрат на создание и поддержание всей СВК.Рекомендации по созданию и оптимизации действующей СВК должна быть обоснована сточки зрения стоимостного анализа «выгоды – затраты». В случае функционированиянескольких контрольных процедур, направленных на управление одним риском илизависимыми рисками, следует провести оценку различных вариантов использованияконтрольных процедур для исключения излишних (дублирующих) процедур.
/>
Аудитор на основерезультатов оценки дизайна контроля бизнес-процесса должен совместно сменеджментом компании выработать рекомендации по построению и оптимизациидействующей системы внутреннего контроля анализируемого процесса. Рекомендацииаудитора, в основном, направлены на:
· повышениекачества исполнения контрольной процедуры, формализованной в ВНД компании, втом числе и за счет построения эффективной системы мотивациисотрудников-исполнителей данной контрольной процедуры (в случае еслиформализованная контрольная процедура эффективна, но имеются отклонения при еефактическом исполнении);
· легализациюфактически исполняемой контрольной процедуры (в случае если фактическиреализуемая контрольная процедура эффективна, но не предусмотрена требованиямиВНД);
· разработкуи формализацию контрольной процедуры и контроля за ее надлежащим исполнением (вслучае если контрольная процедура не предусмотрена ВНД и фактические действиясотрудников не позволяют эффективно управлять риском).
После проведения всехнеобходимых аудиторских процедур и формирования общего мнения о надежности СВКизучаемого бизнес-процесса на основе полученных аудиторских доказательстваудитор приступает к обобщению полученных результатов и формированию «Аудиторского отчета».
4. Формирование результатов и рекомендации ОАО «Ростелеком» 4.1 Формирование результатов аудита
Мнение о надежностидействующей СВК изучаемого бизнес-процесса ОАО «Ростелеком»,выраженное в письменной форме, представляется аудитором в «Аудиторском отчете».
Стандартная форма «Аудиторского отчета» законодательно неопределена.
Порядок подписания «Проекта аудиторского отчета» и «Аудиторского отчета» и доведения данныхдокументов до заинтересованных пользователей должен быть регламентирован в ВНД,регулирующих организацию функции внутреннего аудита в компании. Как правило,данные рабочие документы по проверке авторизируются руководителем СВА, которыйи принимает решение о направлении данных документов заинтересованнымпользователям.
Обычно окончательнаяверсия «Аудиторского отчета»предоставляется:
· заказчикуаудита – лицу, инициировавшему данную проверку;
· владельцуаудируемого бизнес-процесса;
· другимзаинтересованным пользователям на усмотрение руководителя.
Мы провели аудиторганизации внутреннего контроля ОАО «Ростелеком».
Ответственность заподготовку и представление исходной информации несет исполнительный органорганизации ОАО «Ростелеком». Наша обязанность заключается в том, чтобывыразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной системывнутреннего контроля и соответствии порядка ведения законодательству РоссийскойФедерации на основе проведенного аудита.
Мы провели аудит всоответствии с:
· Федеральнымзаконом «Об аудиторской деятельности»;
· федеральнымиправилами (стандартами) аудиторской деятельности;
· внутреннимиправилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованноепрофессиональное объединение);
· правилами(стандартами) аудиторской деятельности аудитора;
· нормативнымиактами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.
Аудит планировался ипроводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что системавнутреннего контроля организована соответственно законодательству РоссийскойФедерации.
По нашему мнению, организациясистемы внутреннего контроля ОАО «Ростелеком» соответствует требованиязаконодательства. 4.2Рекомендации
Для совершенствования внутреннегоконтроля я предлагаю внедрить в систему контролинга.
Деятельность любой бизнес- единицы может рассматриваться как система принимаемых решений, эффективностькоторых, а, следовательно, и эффективность деятельности предприятия зависит откачества используемых инструментов и информационной среды управления.
Любая система, даже самаянадежная, не может существовать абсолютно автономно. Она нуждается в постоянномнаблюдении за ее состоянием и, самое главное, контроле и прогнозированиивозможных отклонений от нормы. Только в этом случае может быть осуществленаэффективная деятельность
В современном менеджментереализуется концепция конртроллинга как системной формы реализации контроля напроизводстве.
Контроллинг — концепцияуправления, порожденная практикой современного менеджмента.
Контроллинг — этонаправление системного решения проблем контроля. Место его в решении проблемменеджмента организации представлено на рис. 4.1.
/>
Рис. 4.1. Контроллинг всистеме решения проблем управления [4;50]
Основные идеиконтроллинга определим, раскрывая содержание его концептуально-методологическойпроцедуры, принципов построения и алгоритмов технологии [11;198].
Наиболее известнодостаточно широко применяемое понимание контроллинга как целостной концепцииуправления процессами и результатами деятельности организации в условиях рынка.При этом можно отметить такие специфические особенности контроллинга, как:
§ новое содержание такихтрадиционных функций управления, как анализ, планирование, контроль,информатизация, составляющих ядро контроллинга как целостной концепции;
§ новое содержание роли информационно-аналитическихи планово-экономических служб организации;
§ согласованное принятиестратегических и оперативных решений;
§ новая методологияанализа, планирования, принятия стратегических и оперативных решений и ихконтроля.
Методологическаяструктура контроллинга приведена на рис. 4.2. В ее составе: виды контроллинга,типы проблемных ситуаций, этапы и объекты контроллинга, типовые задачиконтроллинга, базовые контроллинг-методы и наиболее эффективные методы анализаи синтеза.
Данная схемаструктурирует и детализирует содержание контроллинга на различных уровняхпредставления: идеологическом, методологическом и технологическом, а такжеопределяет их взаимосвязи.
Состав и основныепроцедуры контроллинг-технологии раскрываются на рис. 4.3. Здесь в соответствиис этапами контроллинга представлены базовые методы и процедуры. Основные этапыконтроллинга (контроль и принятие решений) расположены по горизонтали. Базовыеметоды (анализ и синтез) — по вертикали.
Содержание данногоквадранта выражает основную идею реализации контроллинга: динамическуюинтеграцию методов анализа и синтеза для принятия эффективных управленческихрешений на основе знаний и их контроль в условиях эволюции управляемого объектаили процесса. При этом в качестве объекта контроллинга рассматриваются:структурированные данные и знания о деятельности управляемой системы, модельсистемы (системного процесса) или собственно система (процесс) [4;50].
/>
Рис. 4.2. Структураконтроллинга [4;50]
Как видно из рис. 4.3,определяющими условиями интеграции методов являются: цель управления,проблемная ситуация и этапы контроллинга. Базовые методы используются на каждомиз этапов контроллинга, а динамика их применения задается динамикой эволюциипроблемной ситуации в управляемом объекте или цели управления.
Отличительные особенностиприменения базовых методов анализа и синтеза проявляются в содержанииконтроллинг-процедур. Их состав приведен в соответствующих квадратахрассматриваемого квадранта:
§ в 1-м (мониторинг-контроль)- процедура анализа проблемной ситуации на этапе контроля параметров объектауправления;
§ во 2-м (когнитивныйконтроллинг) — процедура синтеза модели управления для новой проблемнойситуации;
§ в 3-м (продуктивныйконтроллинг) — процедура анализа накопленных моделей управления и выбораприемлемой;
§ в 4-м (управление) — выбор модели управления, синтез управляющих воздействий и их реализация.
/>
Рис. 4.3. Этапы, методы исостав контроллинг-технологий [4;50]
В общем случае модельуправления представляется следующими компонентами:
§ моделью рабочей нагрузки модельювнешних и/или внутренних воздействий на объект контроллинга;
§ параметрической илиструктурно-параметрической моделью объекта контроллинга;
§ системой управляемыхпараметров и управляющих воздействий;
§ целями управления исистемой показателей эффективности объекта контроллинга.
В зависимости отпроблемной ситуации, сложившейся в объекте контроллинга на соответствующемэтапе, реализуется та или иная контроллинг-процедура. В ее основе лежат методыанализа или синтеза, используемые для достижения целей контроллинга применительнок условиям сложившейся проблемной ситуации. По сути, это и естьконтроллинг-технология. Она представляется совокупностью указанных процедур иобеспечивает интеграцию методов контроллинга для условий проблемной ситуации ицелей управления.
Рассмотрим базовыйалгоритм такой технологии при неизменной цели управления:
§ Анализ проблемнойситуации на этапе контроля по процедуре «мониторинг-контроль» позволяетидентифицировать и оценить ситуацию, сложившуюся в управляемом объекте.
§ Ситуация может быть: новой(ранее не известной и не исследованной), известной, но требующей корректировкиуправления и, наконец, допустимой в рамках реализуемого управления, т. е. нетребующей корректировки управления.
§ Для проблемной ситуации,находящейся в допустимых пределах, управление осуществляется без корректировкиуправляющих воздействий.
§ Для новой проблемнойситуации требуется синтезировать новую модель управления — реализуетсяпроцедура когнитивного контроллинга. Она связана с формированием новой моделиуправления — нового знания об управляемом объекте и синтезом новых решений вцелях эффективного управления.
§ Для ранее известнойпроблемной ситуации требуется анализ накопленных моделей управления и выборприемлемой. Здесь по процедуре продуктивного контроллинга обеспечивается выбормодели управления на базе предыстории синтеза эффективных моделей и принятиярешений по управлению.
§ Далее по процедуреуправления на вновь синтезированной или адаптированной модели осуществляетсясинтез эффективных управляющих воздействий применительно к реальнымхарактеристикам проблемной ситуации и обеспечивается их реализация [11;199].
Заключение
По результатампроведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признакуосновные показатели финансового положения (по состоянию на последний деньанализируемого периода) и результатов деятельности ОАО «Ростелеком»за анализируемый период (31.12.05-31.12.08 г.), которые приведены ниже.
С очень хорошей стороныфинансовое положение организации характеризуют следующие показатели:
· оптимальнаядоля собственного капитала (80%);
· чистыеактивы превышают уставный капитал, при этом в течение анализируемого периода(31.12.05-31.12.08 г.) наблюдалось увеличение чистых активов;
· значениекоэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами 0,55 являетсявполне соответствующее нормальному;
· коэффициенттекущей (общей) ликвидности полностью соответствует нормальному значению;
· коэффициентбыстрой (промежуточной) ликвидности полностью соответствует нормальномузначению;
· полностьюсоответствует нормативному значению коэффициент абсолютной ликвидности;
· опережающееувеличение собственного капитала относительно общего изменения активоворганизации;
· абсолютнаяфинансовая устойчивость по величине излишка собственных оборотных средств.
С хорошей стороныфинансовое положение и результаты деятельности ОАО «Ростелеком»характеризуют следующие показатели:
· хорошеесоотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;
· коэффициентпокрытия инвестиций имеет нормальное значение (доля собственного капитала идолгосрочных обязательств в общей сумме капитала ОАО «Ростелеком»составляет 86%);
· чистаяприбыль за 4-й квартал 2008 г. составила 142 496 тыс. руб.
Среди всех полученных входе анализа показателей имеется один, имеющий значение на границе нормативного– за 4-й квартал 2008 г. получена прибыль от продаж (1 282 243 тыс.руб.), но наблюдалась ее отрицательная динамика по сравнению с предшествующимкварталом (-1 255 395 тыс. руб.).
Показатели результатовдеятельности ОАО «Ростелеком», имеющие отрицательные значения:
· недостаточнаярентабельность активов (0,8% за 4-й квартал 2008 г. в годовом выражении);
· значительнаяотрицательная динамика прибыльности продаж (-8,2 процентных пункта отрентабельности за 1-й квартал 2006 г. равной 16%);
· значительноепадение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручкиОАО «Ростелеком» (-16,9 коп. от аналогичного показателярентабельности за период с 01.01.2006 по 31.03.2006).
Контроль — этосистематическое наблюдение за состояниями процесса деятельности.
Основными причинаминеобходимости контроля являются:
1. неопределенность,сложность и динамичность среды;
2. предупреждениевозникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий иошибочных действий до того, как они нанесут предприятию ощутимый вред;
3. поддержаниеуспеха путем сопоставления фактических результатов и плановых показателей иоценки темпа продвижения предприятия к намеченным целям.
Содержание функцииконтроля в конкретной ситуации определяется структурой и содержанием другихфункций управления (планирования, организовывания, мотивирования). В то жевремя принятая система контроля будет влиять на содержание систем планирования,организации деятельности, мотивирования.
Тесная связь контрольнойфункции с функцией планирования проявляется в формулировании целей иконтрольных показателей, которые фиксируются в соответствующих планах, а такжев том, что временные периоды осуществления обеих функций должны совпадать. Этоозначает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов:стратегический, тактический и оперативный.
Связь контроля с функциейорганизовывания прослеживается в решении проблемы централизации — децентрализации и установлении субъекта и объекта контроля. Чем вышенестабильность среды, тем актуальнее применение децентрализации по разнымуровням иерархии.
Субъекты и объектыконтроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях оподразделениях и должностных инструкциях.
В качестве мерсовершенствования я предлагаю внедрить технологию контролинга
Библиографический список
1. Аудит: Учебник для вузов/ В. И.Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 4- е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2007. –583 с.
2. Аудит: учебное пособие/И. Н. Богатая, Н.Т.Лабынцев, Н. Н. Хахонова. – 4- е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, Феникс,2007. – 506 с
3. Богатая И. Н. Бухгалтерский учет/И. Н.Богатая, Н. Н. Хахонова. – 4 – е изд., перераб. и доп… – Ростов н/д: Феникс,2007. – 858 с.
4. БережнаяЕ.В., Бережной В.И… Методы моделирования экономических систем. – М.: Финансы истатистика, 2008. – 368 с.
5. ГерчиковаЗ. Критерии эффективности диктует бизнес // Управление компанией. — 2009. — N9.- С.48-51.
6. КноррингВ.И. Теория,практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности«Менеджмент» / Под ред. В.И. Кнорринг. — М.; Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М,2006. — 528 с.
7. ЕфремовВ.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учебное пособие. — М.:Издательство «Финпресс», 2008.- 502 с.
8. КингУ., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйствование/ Пер. с англ. М.:Прогресс, 2007.- 254 с.
9. Литвинов Ф.И. Моделирование управленческихструктур предприятия// Менеджмент в России и за рубежом. –№ 2, 2008
10. Менеджменторганизации: современные технологии: Учебное пособие для студентов вузов/Подред. Н.Г. Кузнецова, И.Ю. Солдатовой. — Ростов-на- Дону: Феникс, 2008. – 479с.
11. ПапкинА.И. Основыпрактического менеджмента: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 488 с.
12. РеменниковВ.Б.Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ,2006. – 539 с.
13. СмирновЭ.А.Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. –271 с.
14. Справочникдиректора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп.М.: ИНФРА-М, 2009. 784 с.
15. Торговоедело: экономика и организация: учебник / под общ. Ред. проф. Л.А. Брагина ипроф. Т.П. Данько. — М.: ИНФРА — М, 2007г. 256 с.
16. ШаровА.Д. Комплексный анализ деятельности предприятия. – М.: Экономика, 2008. – 215с.