Аудит товарных операций в оптовой торговле

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель, задачи, источники информации аудита товарных операций
2. Подготовка и планирование аудиторской проверки товарных операций
3. Аудит операций по поступлению и оприходованию товаров
4. Аудит операций по реализации и списанию товаров с материально-ответственных лиц
5. Совершенствование аудита товарных операций в условиях компьютерной обработки данных
Список использованных источников

1. Цель, задачи, источники аудита товарных операций

Переход всего народного хозяйства к рыночной экономике, ускорение развития предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организации и многообразных форм собственности коренным образом повлияло на механизм системы экономического контроля. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных органов и видов контроля. Это привело к появлению новых контролирующих государственных и негосударственных органов.
Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими организациями, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика.
Значение аудиторской проверки товарных операций организации чрезвычайно велико, так как в практике бухгалтерского учета не редко возникают ситуации, когда бухгалтеры допускают ошибки в учете товарных операций, что приводит к искажению бухгалтерской отчетности и неправильному исчислению финансовых результатов деятельности предприятия.
Цель аудита товарных операций можно определить исходя из общей цели аудита, заключающейся в проверке и подтверждении (или не подтверждении) достоверности финансовой отчетности организации и установления, совершаемых ею финансово-хозяйственных операций нормативно-правовым актам, действующим в Российской Федерации.
Цель аудита операций с товарными ценностями – определить законность этих операций и правильность отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности организации, осуществляющей эти операции.
Для достижения основной цели аудита организацией, занимающейся торговлей, необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных задач, основными из которых являются:
· Установление наличия сохранности условий хранения товаров;
· изучение состояния внутреннего контроля за поступлением и выбытием товарных ценностей;
· проверка правильности полноты оприходования товаров;
· проверка правильности отражения товарных операций в регистрах синтетического и аналитического учета;
· подтверждение отраженных сумм выручки от продажи товаров;
· подтверждение сумм задолжности покупателей на конец отчетного периода;
· определение обоснованности отнесения произведенных расходов к соответствующим торговым операциям;
· подтверждение реальности исчисленного финансового результата от продажи товаров;
· проверка соблюдения налогового и гражданского законодательства при осуществлении товарных операций.
Таким образом, можно выделить два основных направления деятельности аудитора при проверке товарных операций.
Во-первых, осуществление процедур, направленных на установление законности совершенных товарных операций.
Во-вторых, осуществление процедур, направленных на установление достоверности бухгалтерской отчетности организации.
Данное разделение целесообразно в связи с тем, что торговая деятельность регулируется определенными нормативными актами, несоблюдение которых может существенно повлиять либо непосредственно на виличену показателей бухгалтерской отчетности, либо нанести существенный ущерб организации, ее участникам, государству или третьим лицам.
В ходе проведения проверки аудитор должен получить достаточные доказательства для составления объективного и обоснованного аудиторского заключения о проверяемых участках учета. Источниками получения аудиторских доказательств могут быть первичные документы экономического субъекта третьих лиц (счета-фактуры, выданные и полученные, спецификации, товарно-транспортные накладные, путевые листы, журнал учета полученных и выданных счетов-фактур, Книга покупок, Книга продаж, товарные учеты материально-ответственных лиц); регистры бухгалтерского учета экономического субъекта (регистры синтетического и аналитического учета по счетам 41 «Товары», 45 «Товары отгруженные» (если его применение предусмотрено учетной политикой предприятия), 90 «Продажи», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главная книга); результаты анализа финансово-экономической деятельности организации; устные высказывания сотрудников и третьих лиц; результаты и инвентаризация товаров проверяемой организации (инвентаризационные описи); бухгалтерская отчетность (формы № 1 и № 2)
2. Подготовка и планирование аудиторской проверки товарных
операций
В связи с расширением круга организаций, обязанных проводить аудиторскую проверку и у аудиторской фирмы одновременно растет число клиентов по другим вопросам деятельности. В этих условиях оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной подготовки и планирования.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучаются учредительные документы, вид деятельности, учетная политика организации и т.д. необходимо также ознакомиться с отчетностью организации, ее основными показателями, чтобы выявить маштабы деятельности предприятия и его работы за исследуемый период.
Только в результате предварительного изучения проверяемого субъекта можно определить примерный объем, трудоемкость предстоящих работ, а также продолжительность аудита.
Специфика деятельности организации, объем, и сложность работы требуют определения четкой последовательности этапов при проведении аудита и правильного определения обязанностей между аудиторами. Аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому, чтобы своевременно и качественно провести аудит товарных операций к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планирование аудита. Планирование включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы.
Планирование аудиторских действий и составление программы аудита возможно только на основе предварительного изучения порядка бухгалтерского учета проводимых товарных операций. Кроме этого, на основании полученных сведений определяются конкретные аудиторские процедуры по проверке законности операций осуществляемых торговым предприятием, их объем и детальность проведения. Для получения предварительных сведений о состоянии системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля может использоваться комплекс специально разработанных тестов [приложение 1]. Программа тестирования включает вопросы, позволяющие оценить систему бухгалтерского учета товарных операций, а также установить систему средств контроля за их проведением (например, санкционированность операций, проведение проверок расчетов, осуществление установленного документооборота и другое).
Результаты тестирования помогают аудитору правильно оценить эффективность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля товарных операций. Основываясь на результатах проведенного тестирования, аудитор устанавливает участки бухгалтерского учета, который следует проверять более тщательно в связи с тем, что средства контроля на них слабо функционируют или отсутствуют вообще. Участки бухгалтерского учета с хорошо организованными и надежно функционирующими средствами контроля можно проверять менее тщательно (более выборочно).
Выяснив состояние системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, аудитор формирует план аудиторской проверки товарных операций. В нем определяются следующие показатели: объем выполняемых работ; сроки проведения и продолжительность работ; способы и приемы, применяемые при аудите; проведение инструктажа аудиторов.
в общем, плане на проведение аудита указывается руководитель, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности, планируемые виды работ, период проведения каждого вида работ, исполнители.
На основании плана работ перед началом аудита руководителем бригады аудиторов составляется программа аудиторской проверки товарных операций [приложение 2], в которой определяется перечень аудиторских процедур для получения необходимых документов подтверждающих законность и правильность отражения учете товарных операций.
По существу программа является более детальным развитием плана аудита для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о проверяемой организации. Программа составляется в виде производственного задания и утверждается руководителем аудиторской фирмы. В программе описываются все процедуры необходимые для реализации плана аудиторской проверки операций по поступлению и реализации товаров, а также цели и задачи по каждому участку проверки. Программа служит одновременно в качестве базы для контроля за выполнением заданий отдельными аудиторами и ассистентами в аудиторской группе.
Аудиторская программа является также средством обслуживания аудиторского места и средством, которое повышает качество работы каждого члена аудиторской группы. Поэтому программу следует рассматривать как производственное задание, а ее нарушение – как нарушение трудовой и производственной дисциплины.

3. Аудит операций по поступлению и оприходованию товаров.

Аудиторская проверка товарных операций начинается с ознакомления с отделом бухгалтерского учета, занимающегося учетом операций связанных с поступлением и оприходованием товаров. На этом этапе устанавливается, кто ведет бухгалтерский учет по движению ценностей (образование, бухгалтерский стаж, родственные связи); какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; кому подотчетен данный бухгалтер; кто его проверяет по исполняемой работе; наличие плана-схемы документооборота и альбома с перечнем и образцами заполненных первичных типовых документов; обоснованность, оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем по поступлению и оприходованию товаров на счетах; какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование); соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации товаров и порядок оформления результатов инвентаризации; следует убедиться в правильности оформления договоров о материальной ответственности с кладовщиками и другими ответственными лицами, которым переданы в подотчет ценности, наличие журналов регистрации документов (журнал регистрации счетов-фактур), приказов о постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
Сохранность товаров зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства в данной организации. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, условия хранения ценностей, обеспечение весоизмерительными приборами.
Следующим этапом проверки должна стать инвентаризация товаров. В зависимости от уровня внутреннего контроля определяется необходимость ее проведения.
До начала инвентаризации аудитор должен: составить перечень подлежащих инвентаризации ценностей и договориться с руководителем проверяемой организации о создании комиссии.
Руководитель создает соответствующее распоряжение (приказ) и вручает его текст членам инвентаризационной комиссии, а председателю комиссии передает контрольный пломбир. В состав инвентаризационной комиссии, кроме материально-ответственного лица, обычно включают представителей руководства предприятия, а также соответствующих специалистов и работников бухгалтерии. Присутствие при инвентаризации материально-ответственного лица обязательно.
Некоторые аудиторы делают ошибку, когда решают по какой-либо причине проводить инвентаризацию в отсутствие материально-ответственного лица. Если в результате проверки будет установлена недостача товаров, ответственное лицо в этом случае может в последствии оспорить результаты инвентаризации и оспорить факт недостачи.
Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо составляет отчет по поступлению и отпуску товаров на дату начала инвентаризации в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию предприятия, а другой – аудитору. С ответственного лица берется расписка в том, что все документы, относящиеся к движению товаров, сданы в бухгалтерию, и что никаких не оприходованных или не списанных на реализацию ценностей в их распоряжении нет.
Во время инвентаризации аудитор должен: установить использовались ли складские помещения по назначению; правильно ли складируются товары; проверить, отвечают ли складские помещения требованиям, как они охраняются; удостовериться в аккуратном проведении процедур инвентаризационной комиссии; потребовать пересчета, обмера, взвешивания товаров, если это необходимо; фиксировать результаты инвентаризации по каждому виду товаров в инвентаризационных описях, составляемых по месту нахождения (хранения) и по материально-ответственным лицам в единицах измерения принятых в учете.
Если при проверке на складе выявлены товары не принадлежащих предприятию, то на них составляется отдельная опись. А потом встречной проверкой выясняется, кому они принадлежат и почему хранятся на складе другой фирмы.
При проверке также необходимо проверить составляются ли сличительные ведомости в бухгалтерии по товарам, по которым выявлены отклонения от учетных данных (которые подписываются главным бухгалтером и материаль-ответственным лицом); нужно получить от материально-ответственных лиц письменные объяснения о причинах выявленных недостач и излишков товарных ценностей; проверить правильность отражения в учете выявленных недостач или излишков ценностей.
Излишки и недостачи в учете должны отражаться следующими бухгалтерскими проводками:
– на оприходование излишков выявленных при инвентаризации
дебет счета 41 «Товары», субсч. «Товары на складах»,
кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 1 «Прочие доходы»
– на отражение недостачи в учете
а) за счет виновных лиц
дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
кредит счета 41 «Товары», субсч. 1 «Товары на складе»;
дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсч. 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,
кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
б) если виновное лицо не установлено
дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
кредит счета 41 «Товары», субсч. 1 «Товары на складе»;
дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»,
кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
После инвентаризации целесообразно провести проверку полноты оприходования, оценки и учета товарных ценностей.
Во время проверки аудитор должен: проверить правильность ведения складского учета, обоснованность записей кладовщиком в его учетных документах; проверить полноту оприходования поступивших со стороны товаров. Нарушение порядка оприходования товаров приводит к их хищению, а также созданию излишков товаров, которые затем реализуются без отражения в учете с целью сокрытия доходов от налогообложения и присвоения полученных средств.
При проверке вопросов полноты оприходования товаров, аудитору необходимо произвести анализ платежно-расчетных документов, подтверждающих поступление ценностей от поставщиков. При этом проверке подлежат счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями (спецификациями, сертафекатами, удостоверениями качества и т.д.).
Обращается внимание на правильность оформления этих первичных документов. В них обязательно должно быть указано: наименование поставщика, получателя, наименование товаров, их количество, цена и стоимость, должности и подписи ответственных лиц (с расшифровкой фамилии), печать предприятия поставщика. Если в первичные документы внесены исправления, то они должны быть заверены подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты внесения исправления.
Далее аудитор проверяет полноту оприходования поступивших на склад товаров. Проверка проводится по первичным документам, а в случае необходимости проводится встречная проверка данных с данными предприятии, которое отгрузило товар. При этом следует помнить, что товары должны приходоваться чистым весом, за вычетом безвозмездных отходов (нормы отходов должны быть указаны в документах поставщика).
При проведении аудиторской проверки поступления товарных ценностей необходимым условием является сопоставление данных первичных документов по поступлению товаров с данными журнала регистрации полученных счетов-фактур, Книги покупок, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и данными Главной книги по этим же счетам.
Все полученные от поставщиков счета-фактуры должны быть отражены в обязательном порядке в Книге покупок в сумме, которая указана в счете и должна быть оплачена поставщику. Они должны регистрироваться по мере их поступления, за исключением тех счетов-фактур, в которых имеются подчистки и помарки и которые оформлены с нарушением установленного порядка.
Правильность ведения Книги покупок характеризует в некоторой степени уровень внутреннего контроля и определяет степень риска при дальнейшей проверке учетных данных.
Суммы, указанные в документах полученных от поставщиков товаров должны соответствовать суммам, отраженным в Книге покупок, а затем данные за отчетный период по этому учетному первичному документу должны сопоставляться с результатами в регистрах бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После этого данные учетных регистров сравниваются с данными Главной книги по этим счетам и данными баланса.
При проверке правильности корреспонденции счетов аудитор проверяет, не было ли в учете случаев, когда поступившие товары не приходовались на счет 41 «Товары», а были отнесены на другие счета.
Большое значение при выражении мнения о достоверности бухгалтерского учета и отчетности имеет правильность отражения в учете (выделение на счете 19) и принятие к зачету (возмещению) налога на добавленную стоимость (НДС). Здесь следует помнить, что сумма НДС по приобретенным товарам подлежит зачету (возмещению) только тогда, когда организацией выполнены следующие условия законодательства: сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой, как в расчетных документах, так и в первичных учетных документах, а также в документах на основании которых проводились расчеты при бартерных сделках, предварительной оплате, расчетах с использованием векселей и зачете взаимных требований.
Особое внимание при проверке поступления товаров следует обратить на расхождение фактического наличия с наличием указанным в сопроводительных документах.
В случаях, когда при приемке товаров выявлены расхождения по количеству и качеству, то приемка должна быть оформлена актами:
1. коммерческим актом, если недостача или порча произошла по вине транспортной организации (он составляется с участием представителя от транспортной организации);
2. приемным актом, если недостача произошла по вине поставщика, а также, если недостача произошла по вине экспедитора.
Все акты должны быть составлены комиссией, которая создается по распоряжению руководителя.
Поэтому аудитор при проверке должен обратить внимание на правильность документального оформления недостач и отражение их в учете.
В учете недостача по вине поставщика должна быть оформлена следующей бухгалтерской проводкой:
дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 2 «Расчеты по претензиям»,
кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Без надлежащего оформления актов, претензии не могут быть предъявлены виновной стороне и не могут быть признаны действительными, а, следовательно, они не могут отражаться в учете за счет виновных лиц.
Зачастую возникают ошибки в учете при переоценке товарных ценностей. Поэтому при проведении аудита следует обратить внимание на правильность переоценки товаров, в результате которой изменяется их продажная цена и порядок переоформления документов по переоценке, и их отражения в бухгалтерском учете.
Результаты переоценки должны быть оформлены письмом-актом, где помимо наименования, количества и другой информации о товаре указывается старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма до оценки при повышении цен и сумма уценки при снижении цен. Результаты переоценки должны быть отражены на счете 14 «Переоценка материальных ценностей».
Особого внимания при проведении аудиторской проверки оприходования товаров заслуживает правильность учета ценностей в розничной торговле (магазинах, палатках, лотках). В рознице товары должны учитываться в стоимостном выражении, кроме ювелирных изделий из золота, платины, серебра, драгоценных камней и других ценных товаров, которые должны учитываться по количеству, цене и сумме.
При проверке правильности установления розничных цен, следует помнить, что на многие продовольственные товары существуют предельные размеры наценок, превышение которых ведет к взысканию с организации определенных штрафных санкций.
Из большого числа разнообразных ошибок, которые выявляют аудиторы в ходе проверок операции связанных с поступлением и оприходованием товаров, к наиболее часто встречающимся относятся следующие:
1. не проводится инвентаризация товаров;
2. не заключается договор о материальной ответственности с кладовщиком;
3. нарушается правильность оформления первичных документов по оприходованию товаров;
4. не проводится (или нерегулярно проводится) сверка данных по поступившим и оприходованным ценностям в бухгалтерии и на складах организации.
4. Аудит операций по реализации и списанию товаров с материально- ответственных лиц
При выражении мнения о достоверности учета товарных операций особенно тщательно аудитор должен изучить операции связанные с реализацией товаров и списанием их с материально-ответственных лиц.
Проверку целесообразно начать с проверки договоров на наличие печатей, подписей руководителей, обязательных реквизитов и существенных условий сделки. Исходя из данных, полученных при изучении договоров заключенных между поставщиком и покупателями, аудитор должен установить момент перехода права собственности на товар.
Особое внимание следует также обратить на правильности оформления первичных документов. К ним относятся: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры выставленные покупателям и другие документы. Их необходимо проверить на наличие порядковых номеров и дат выписки; наименования, адреса и ИНН покупателя; печатей, подписей и других реквизитов.
После тщательной проверки этих документов аудитор должен определить, отпускались ли товары покупателям без взвешивания, обмера, пересчета или без испытания их качества. Не редко подобные нарушения приводят к образованию скрытых от учета излишков товаров.
Важным при проведении аудита является проверка Книги продаж. Аудитор должен убедиться, что все счета-фактуры зарегистрированы в том налоговом периоде, в котором возникло налоговое обязательство, и что оформление Книги продаж соответствует требованиям установленным законодательством.
Особое внимание аудитору при проверке следует обратить на правильность оценки товаров при их списании с материально-ответственных лиц. Стоимость отпущенным покупателям ценностей законодательством разрешается определять одним из следующим вариантов метода оценки товаров:
· по средней себестоимости;
· по себестоимости первых по времени закупок- ФИФО;
· по себестоимости последних по времени закупок- ЛИФО;
· по себестоимости единицы приобретения товаров.
Из указанных вариантов оценки организация выбирает один в учетной политике самостоятельно. Поэтому аудитору необходимо проверить обоснованность, полезность для управления и правильность использования выбранного в учетной политике варианта оценки товаров. Для того чтобы проверить правильность оценки списанных товаров, аудитор должен самостоятельно сделать расчет за любой период и сравнить свои данными с расчетами представленными бухгалтером.
При проведении аудита проверяющий должен обратить внимание на правильность и своевременность составления материально-ответственными лицами товарных отчетов. Сроки сдачи отчетов в зависимости от объема реализации должны соответствовать установленным срокам (от 1 до 10 дней).
На основани этих отчетов производится списание ценностей с материально-ответственных лиц. Поэтому аудитор должен убедиться в правильности исчисления этой суммы. Для этого аудитор может самостоятельно осуществить балансовыми расчетами стоимость товаров списанных с МОЛ:
Р = Н + П – К,
где Р – стоимость товаров проданных в отчетном периоде,
Н и К – стоимость начального и конечного остатка товаров на счете 41 «Товары»,
П – стоимость поступивших ценностей (дебетовый оборот по счету 41 «Товары».
Полученные данные сравниваются со стоимостью товаров списанных с МОЛ за определенный период.
При проведении аудита проверки операций по реализации товаров необходимым является встречная сверка данных первичных документов по продаже товаров с данными Книги продаж, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и данными Главной книги по этим счетам.
Все эти регистры взаимосвязаны между собой, а поэтому в них необходимо проверить полноту и своевременность отражения в учете себестоимости отгруженных товаров и выручки от их продажи, правильность списания себестоимости отгруженных товаров.
Все суммы отраженные в первичных документах должны соответствовать суммам, указанным в Книге продаж, ее данные в свою очередь должны соответствовать данным регистров бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», субсч.1 «Выручка», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а итоговые суммы по этим регистрам должны быть сопоставимы с суммами по этим счетам отраженные в Главной книге и сданными отчета о прибылях и убытках.
Правильность оборотов по кредиту счета 90 и 62 можно также установить путем встречной сверки этих данных с записями по дебету счета 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет».
Необходимо также произвести встречную сверку оборотов по дебету счета 45 «Товары отгруженные» с дебетовым оборотом по счету 90 «Продажи», субсч. 2 «Себестоимость продаж» и с кредитовым оборотом по счету 41 «Товары». Все эти суммы должны соответствовать сумма указанным в Главной книге по этим счетам и данным отчета о прибылях и убытках.
В ходе проверки особое внимание аудитор должен обратить на правильность отражения в бухгалтерском учете операций по продаже товаров и списанию их с материально-ответственного лица. С точки зрения правильности отражения торговых операций в бухгалтерском учете аудитору необходимо проверить основные счета, участвующие в отражени операций по реализации товаров. К таким счетам можно отнести следующие: 41 «Товары», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет».
Одним из самых важных вопросов проверки операций по продаже товаров является подтверждение отраженных в учете объема реализации и суммы дебиторской задолжности организации. В первую очередь аудитор должен убедиться, что на счетах 41 «Товары» и 45 «Товары отгруженные»не числятся товары, право собственности на которые уже перешло к покупателю. Для этого аудитор сопоставляет момент перехода права собственности на товар, определенный договором, с фактом, подтверждающим выполнение условия перехода права собственности в отношении проверяемой партии товара. Такими фактами могут выступать поступление денег на счета или в кассу организации, доставка товара в определенное место, передача товара перевозчику и другие определенные сторонами действия.
В процессе проверки данного объекта контроля аудитор должен проанализировать правильность выбранного варианта определения выручки от продажи товаров.
Для подтверждения отраженного в учете объема реализации товаров аудитор может определить его за тот или иной период самостоятельно и сравнить полученные результаты с данными организации.
Реализация должна отражаться в учете на момент перехода права собственности от продавца к покупателю, поэтому целесообразно провести выборочные проверки по крупным договорам на своевременность отражения выручки от продажи в учете.
Параллельно с проверкой реализации аудитор проверяет формы расчетов с покупателями и заказчиками, изучаются сроки поступления платежей, выявляются случаи товаров в кредит. Анализируются причины дебиторской задолжности покупателей за отгруженные товары. На этом этапе необходимо выявить большие и небольшие суммы, разобраться в причинах их возникновения. В конечном итоге аудитор должен убедиться, что существующая дебиторская задолженность достоверна, наиболее действенным приемом для достижения этой цели является получение подтверждения задолжности покупателем товара. Для этого аудитор должен направить запрос с просьбой подтвердить факт существования задолжности и его сумму.
Очень часто в учете возникают ошибки связанные с несвоевременным отражением реализованных и отгруженных товаров. Можно выделить два варианта таких ошибок:
· отражение в учете товаров как реализованных, в то время как в соответствии с договором они еще не могут быть реализованы, а должны быть отражены в учете как отгруженные;
· отражение в учете ценностей как отгруженных, в то время как в соответствии с договором они уже проданы, то есть момент перехода права собственности от продавца к покупателю уже состоялся.
На заключительном этапе проверки аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета продажи продукции с данными синтетического учета. Взаимной сверкой записей в разных регистрах можно определить точность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям.

5. Совершенствование аудита товарных операций в условиях компьютерной обработки данных

Применение компьютерной технологий обработки информации о хозяйственных операциях оказывает определенное влияние на организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на проверяемом предприятии. В условиях компьютерной обработки данных для оформления хозяйственных операций наряду с традиционными первичными документами используются первичные учетные документы на машиночитаемом носителе.
На практике вместе с традиционными ручными формами счетоводства широко применяются формы учета, основанные на использовании стандартных или оригинальных компьютерных программ обработки учетной информации. Это позволяет реализовать прогрессивные методы обработки данных, формирование выходной информации и обеспечения ее достоверности, совмещение синтетического учета с аналитическим и синтетического с хронологическим, повысить оперативность и удобства использования учетной и отчетной информации .
Компьютерные системы расширяют возможности администрации в проведении анализа, оценки и контроля деятельности предприятия. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и снижение риска его неэффективности.
Компьютерная обработка данных предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных товарных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появление случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной работе.
Компьютерная система может осуществлять множество процедур внутреннего контроля, которые в не компьютеризированных системах выполняют разные специалисты.
Применение на предприятии компьютерных систем обработки учетно-экономической информации оказывает определенное влияние и на проведение аудита. Это влияние проявляется в изменении планирования, изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета на предприятии и методов сбора аудиторских доказательств. Использование информационных технологий при обработке бухгалтерских данных дает определенные гарантии того, что данные будут обработаны без пропусков и повторов операций.
В современных условиях аудиторские организации все чаще используют в процессе проверок компьютерные информационные технологии. Применение таких технологий в аудите позволяет:
– анализировать содержание формируемой в бухгалтерии предприятия базы данных, если таковая существует и доступна;
– контролировать показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета предприятия;
– тестировать алгоритмы, используемые в компьютерной системе бухгалтерского учета;
– контролировать соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров или баз данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;
– снизить трудоемкость аналитических процедур;
– оценить количественное влияние выявленных в ходе проверки отклонений на показатели бухгалтерской отчетности;
– использование возможностей справочно-поисковых информационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации;
– формировать аудиторскую документацию.
Не смотря на то, что существует огромное число компьютерных программ по бухгалтерскому учету в торговле, среди них наиболее распространенными являются BEST, «Галактика», «1С: Бухгалтерия», которые повышают надежность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля и способствуют снижению трудоемкости аудиторов при проведении аудиторских проверок, до сих пор нет не одного программного продукта, направленного на решение задач по автоматизации аудита. Программа «Помощник аудитора» является попыткой создать реально работающую аудиторскую систему, направленную на решение задач аудита на всех этапах его осуществления.
Применение информационных таких технологий в системе бухгалтерского учета и аудита значительно облегчает работу аудиторов при .осуществлении проверок. У аудитора появляется возможность более точно определить степень риска, надежность системы внутреннего контроля, участки учета, которые необходимо подвергнуть обязательной проверке, а также ускорить процесс проверки.
Список используемых источников
1. Алборов Р. А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998 г. – 464 с.
2. Аренс Р. А., Лоббек Дж. К. Аудит Перевод с английского. Главный редактор серии профессор Я. В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1995 г. – 250 с.
3. Аудит: Учебник для вузов/ В. И. Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин, Л. В. Сотников. Под редакцией профессора Подольского – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997 г. – 432 с.
4. Барышников Н. П. Организация и методика общего аудита. – М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНГ», 1995 г. – 448 с.
5. Воронина Л. И. Основы бухгалтерского учет и аудита. Учебное пособие. – М.: Приор, 1997. – 430с.
6. Веренкова А. А. Оценка эффективности системы внутреннего контроля организации на стадии планирования аудита // Аудит. – 2001. – № 9. С. 25-30.
7. Глушков И. Е. Аудит на современном предприятии. Москва- Новосибирск: КНОРУС-ЭКОР, 1997 г. – 288 с.
8. Гольдберг Е. Я. Автоматизация аудиторской деятельности в торговле «Помощник аудита» // Аудит и финансовый анализ.- 2000 – № 3- С. 45-52.
9. Данилевский Ю. А., Шапигузов С. М., Ремизов Н. А., Старовойтов Е. В. Аудит: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 1999. –544 с. Данилевский Ю. А. Общий аудит в вопросах и ответах. – М.:Бухгалтерский учет, 1996. – 360 с. Данилевский Ю. А. Особенности проведения аудиторской проверки операций с ТМЦ // Главбух.- 1996 – № 1 , С. 64-71. Камышанов П. И. Практическое пособие по аудиту. – М.: ИНФРА – М.: 1996 г. – 522 с. Корпусов А. А. Особенности аудита на предприятиях розничной торговли // Бухгалтерский учет.- 1995- №4- С 39-40. Камышанов П.И Бухгалтерский учет и аудит. – М.: 1998. – 280с. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон от 5. 08. 2000 года. № 118-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 29. 12. 2000 года. № 166-ФЗ). Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, от 13.06.99 № 49.
17. Овсийчук М. Ф. Аудит. Организация. Методика проведения. – М.: ТОО «Интелтех», 1996 г. – 151 с.
18. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утвержден приказом Министерства РФ от 31. 10. 2000 года. № 94н.
19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 5/01 Приказ от 09.06.2001 года № 44-н. Подольский В. И., Поляк Г. Б., Савин А. А., Сотникова Л. В. Аудит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. И. Подольского. – М.:Аудит, ЮНИТИ, 1997. – 410 с. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протокол №2 от 22 января 1998 г.
22. Романов А. Н., Одинцов Б. Е. Компьютеризация аудиторской деятельности. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 340 с.
23. Рапопорт М. Программа аудиторской проверки. // Аудит – 1997.- №7. С. 3-21. Суйц В. П., Смирнов Н. Б. Основы российского аудита. – М.:ДИС, 1997. – 240 с. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит: Учебное пособие. – М.:ИНФРА – М, 1995. – 320 с. Шишкин А. К., Микруков В. А., Дышкант И. Д, Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 496 с. Шатунов Э. Аудит товарных операций // Аудит – 2000. – №2 – С. 11-17.