Аудит учета материально-производственных запасов 2

–PAGE_BREAK–Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита
Уважаемый Анатолий Степанович!

Настоящим официально подтверждаем принятие Вашего предложения о проведении аудиторской проверки материально-производственных запасов ООО «Профиль – М».

Целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о правильном приходовании, списании и достоверности отражения в бухгалтерской отчетности материально-производственных запасов ООО «Профиль – М» за 6 месяцев 2008 года во всех существенных аспектах. Для обоснования своих выводов мы используем ряд тестов и процедур проверки достоверности и достаточности учетной информации, состояния внутреннего контроля, в реализации которых надеемся на помощь работников Вашей организации.

Ввиду большого объема подлежащих аудиту документов, выборочного характера тестов и других свойственных аудиту ограничений, имеется определенный риск необнаружения отдельных ошибок и неточностей. Мы сделаем все, чтобы свести данный риск к разумному минимуму, но (как это общепринято в аудите) гарантировать абсолютную точность выводов не можем. О выявленных отклонениях в бухгалтерском учете и отчетности от установленного порядка, равно как об обнаруженных нами фактах преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности. Вы будете проинформированы нашим письменным отчетом.

Мы будем нести ответственность по оказываемым услугам в порядке, определенном действующим законодательством об аудиторской деятельности и договором на проведение аудита. Мы берем на себя обязательство по соблюдению коммерческой тайны Вашей организации.

Надеемся на всестороннее сотрудничество с Вашим персоналом и на то, что в наше распоряжение будут предоставлены бухгалтерская документация, компьютерные базы данных и любая другая информация, необходимая нам для проведения полноценной аудиторской проверки. Рассчитываем, что на наших сотрудников не будет оказываться давление в любой форме с целью изменения нашего мнения о достоверности Вашей бухгалтерской отчетности. Нарушение данного условия является согласно принятым в аудите нормам основанием для досрочного прекращения нами договора на проведение аудита.

Стоимость оказываемых услуг определяется в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, исходя из почасовых ставок, применяемых аудиторской фирмой. Оплата отдельных видов работ может изменяться в соответствии со степенью ответственности, опытом и требуемым уровнем квалификации аудиторов. Порядок и сроки осуществления расчетов будут определены в договоре на проведение аудита.

Просим Вас подписать и вернуть приложенную копию данного письма с указанием ее соответствия Вашему пониманию соглашений по аудиту достоверности ответственности или направить нам замечания по его содержанию.

Исполнительный директор ООО «Аудит-Плюс»         __________        Рудько Д.А.

С условиями проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов согласен:

Генеральный директор ООО «Профиль – М» ______________ Прусаков А.С.

На основании данного письма заключен договор о проведении аудиторской проверки материально-производственных запасов ООО «Профиль – М» за период с 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г. аудиторской фирмой «Аудит-Плюс», а также составлены и утверждены общий план и программа аудита.
Общий план аудиторской проверки учета производственных запасов
Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
ООО «Профиль – М»

с 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г.

240

Рудько Д.А.

4%

1)     Качественно – соответствие нормативным актам

2)     Количественно – 2%

п/п

Планируемые виды работ

(комплексы задач)

Период проведения

Исполнители

1

Аудит операций по поступлению материальных ценностей

Один раз в квартал

Рудько Д.А.

2

Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складе предприятия

Один раз в квартал

Рудько Д.А.

Смирнова Е.А.

3

Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений

Один раз в квартал

Смирнова Е.А.

Сосин А.Н.

4

Аудит сводного учета материальных ценностей

Один раз в квартал

Смирнова Е.А.

5

Проведения анализа использования материальных ценностей

Декабрь 2006г.

Рудько Д.А.

Смирнова Е.А.

Программа проведения аудитапроизводственных запасов
 
Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности

ООО «Профиль – М»

с 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г.

240

Рудько Д.А.

Рудько Д.А., Смирнова Е.А., Сосин А.Н.

4%

1)     Качественно – соответствие норма-тивным актам

2)     Количественно – 2%

п/п

Наименование аудиторских процедур

Период проведения
Исполнители
Рабочие документы аудитора

1. Аудит операций по поступлению материальных ценностей

1.1

Аудит учета операций по приобретению материальных ценностей

6 месяцев

Рудько Д.А.
Смирнова Е.А.
Ведомости по учету поступления

1.2

Аудит учета операций по пос-туплению-передаче материа-лов в порядке обмена (бартер)

6 месяцев

Рудько Д.А.
Смирнова Е.А.
Ведомости по учету поступления

1.3

Аудит учета прочих операций по поступлению материалов (безвозмездно при взносе в уставный капитал и др.)

6 месяцев

Рудько Д.А.
Смирнова Е.А.
Ведомости по учету поступления

2.Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия

2.1.

Изучение организации хране-ния материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стел-лажей и тары, состояние картотеки складски карточек)

II квартал

Смирнова Е.А.

Инструкция о приемке материалов, техпаспорта по весоизмерительным приборам, книги санитар-ного состояния склада.

2.2.

Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ценностей с предприятия.

II квартал

Рудько Д.А.

Книга регистрации пропусков, сообщения работников охраны и кладовщиков.

2.3.

Проверка полноты оприходования ценностей и правильность их оценки

В течении 6 месяцев

Рудько Д.А.

Смирнова Е.А.

Таблицы сверки внутрен-них документов с доку-ментами поставщиков

2.4.

Установления соответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета по складу, субсчетам и номенклатурным номерам материалов

В течении 6 месяцев

Рудько Д.А.

Сосин А.Н.

Оборотные ведомости, карточки складского учета

2.5.

Проверка полноты и качества инвентаризации производственных запасов и МБП

Ноябрь 2006г., июнь 2007г.

Рудько Д.А.

Смирнова Е.А.

Приказ о проведении ин-вентаризации, приказ об учетной политике, табли-цы по данным инвентари-зационных ведомостей

3. Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений

3.1.

Проверка операций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных документов

В течении 6 месяцев

Рудько Д.А.

Смирнова Е.А.

Расходные документы по учету материалов, счета-фактуры

3.2.

Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции

Один раз в квартал

Рудько Д.А.

Акты  и другие докумен-ты на списание расхода материалов

3.3.

Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценнос-тей

Декабрь 2006г.

Смирнова Е.А.

Акты на списание хищений, недостач

4. Аудит сводного учета материальных ценностей

4.1.

Проверка данных аналитичес-кого и синтетического учета по синтетическим счетам, су-бсчета, направлениям затрат 

Один раз в квартал

Рудько Д.А.

Сводные ведомости по расходу материалов, ве-домости незавершенного производства, ж/ор № 10

4.2.

Сверка данных бухгалтерских регистров и отчетности

Один раз в квартал

Рудько Д.А.

Баланс (ф. № 1), прило-жение № 5, разработоч-ные таблицы, ж/орд № 10

4.3.

Сверка оформления результатов инвентаризации

Ноябрь 2006г.

Рудько Д.А.

Инвентаризационные ведомости по счетам и группам материалов

5. Проведения анализа использования материальных ценностей

5.1.

Выявление неиспользуемых материалов в течение проверяемого периода

6 месяцев

Смирнова Е.А.

Карточки складского учета, оборотные ведомости

5.2.

Выявление неиспользуемых материалов свыше одного и более лет

Декабрь 2006г.

Смирнова Е.А.

Карточки складского учета, оборотные ведомости
    продолжение
–PAGE_BREAK–
2.3.
Проверка учета материально-производственных запасов.

Путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерский баланс, Главная книга, ведомость остатков по синтетическим счетам) на 01.01.2008г., 31.12.2007г. убеждаемся в том, что сальдо по счетам 10, 11 корректно перенесены из предыдущего периода. Отклонений нет.

Производим проверку соответствия учетной политики действующему законодательству:

1. Материальные ценности учитываются по фактической себестоимости их приобретения, с использованием только счета 10.

2. С основного склада материалы по цене приобретения отписываются на участки работы небольшими партиями.

3. При отпуске в производство материалы списываются по средней себестоимости.

4. Инвентаризация материальных запасов проводится: полная – один раз в ноябре или при смене материально-ответственного лица; выборочная – ежемесячно, в конце месяца; инвентаризируются участки в конце каждого месяца.

В рамках процедуры тестирования системы внутреннего контроля охватываются все виды запасов (сырье и материалы, готовая продукция) и все виды операций с ними (приобретение, продажа, отпуск МПЗ в производство, оприходование готовой продукции, отгрузка готовой продукции покупателям).

Для исследования системы внутреннего контроля применен вопросный лист закрытой формы и заполнен аудитором на основании полученной информации:

№ п\п

Направления и вопросы контроля

Да(+)/ Нет(-)

1.1

Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц? 
Контролируется ли выдача и вывоз ценностей?               

+

1.2

Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей?

+

1.3

Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)?

+

1.4

Составляются ли на дату инвентаризации отчеты материально-ответственных лиц?                            

+

1.5

Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия?

+

1.6

Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях?                                                 

Х

1.7

Заключаются ли договоры о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.?                 

+

1.8

Бухгалтерский учет ведут лица, не имеющие доступа к материальным ценностям?                                    

+

1.9

Разработаны ли:

— должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с материалами;                                               
— инструкции по хранению, приемке, отпуску материалов?    
Контролируется ли соблюдение этих инструкций?             

+

+

+

2.1

Применяются ли унифицированные формы первичной документации?                                             

+

2.2

Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию?                                                 

+

2.3

Заполняются ли все обязательные реквизиты?                

+

2.4

Документы составляются в день совершения операции?         

2.5

Все ли машинные документы распечатываются?                

+

2.6

Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально-ответственных лиц?                            

2.7

Производится ли нумерация первичных документов?           

+

2.8

Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?                                     

2.9

Производится ли проверка полноты оприходования материалов?

+

2.10

Применяется ли система нормирования расхода материалов?   

+

2.11

Произведено ли деление материалов на классификационные    
группы?                                                   

+

2.12

Применяется ли система кодирования номенклатуры материалов?

2.13

Применяются ли при отпуске и приемке материалов           
измерительные приборы и инструменты?                      

+

3.1

Прикладываются ли первичные документы к отчетам           
материально-ответственных лиц?                            

+

3.2

Сверяются ли данные этих отчетов с данными первичных      
документов?                                               

+

3.3

Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета материалов?                                               

+

3.4

Оговорены ли в учетной политике принципы учета материалов 
(используемые счета, методы оценки и др.)?                

+

4.1

Организовано ли в организации структурное подразделение для
осуществления внутреннего контроля (отдел внутреннего     
контроля, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита 
и т.д.)?                                                  

4.2

Имеется ли утвержденная программа, график проведения      
проверок?                                                 

4.3

Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие 
результаты проведенных проверок?                          

+

4.4

Регулярно ли проводятся проверки и соответствует ли их    
периодичность утвержденным нормативным положениям по      
организации?                                               

+

4.5

Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по  
результатам деятельности органов внутреннего контроля?    

Отрицательные ответ на вопросы требуют дополнительного внимания аудитора.

На основании договоров поставки, спецификаций, накладных поставщиков, актов приемки МПЗ, первичных документов складского учета аудиторы отвечают на приведенные ниже вопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведение дополнительных процедур.

№ п\п

Вопрос

Да(+)/ Нет(-)

1

Нет ли расхождений в расчетных, сопроводительных         
документах и фактически поступивших ТМЦ?                 

2

ТМЦ приходуются по количеству в единицах, указанных в    
товаросопроводительных документах?     

3

Оформляется ли акт о приемке, если имеются количественные
и качественные расхождения с данными сопроводительных    
документов, а также при неотфактурованных поставках?     

+

4

Имеет ли место поступление материальных ценностей, минуя 
склад?                                                    

+

5

Оформляются ли приходные и расходные документы на складе?

+

6

Есть ли в организации приказ с перечнем материалов,      
завозимых на объекты, минуя склад?                       

7

Имеется ли список лиц, которым разрешено приобретать ТМЦ 
за наличный расчет?                                      

+

8

Приобретаются ли ТМЦ у физических лиц?                   

9

Применяются ли организацией неденежные формы расчета за  
поступившие материалы?                                    

+

10

Имеются ли случаи безвозмездного поступления материалов  
(полученных по договору дарения или безвозмездно);       
поступление материалов, внесенных в качестве вклада в    
уставный (складочный) капитал?                            

11

Имеются ли на балансе организации запасы, стоимость      
которых на момент приобретения была выражена в иностранной
валюте?                                                  

При проверке бухгалтерского учета поступления ТМЦ делаются следующие записи:

–                                      Д10 К60 – поступили материалы;

–                                      Д10 К76, 70, 69 – отнесены на стоимость поступивших материалов дополнительные расходы, связанные с приобретением ТМЦ;

–                                      Д19 К60 – выделен НДС по приобретенным ТМЦ;

–                                      Д60 К51, 71 – оплачены материалы;

–                                      Д68 К19 – принят к зачету НДС по приобретенным ТМЦ.

Проверка наличия документов по операциям поступления материалов

Проверяемая организация

Аудитор

Дата начала проверки

Дата окончания проверки
Проверяемый период
ООО «Профиль – М»

Смирнова Е.А.

05.07.2008 г.

09.07.2008 г.

С 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г.

№ п/п

Дата

Сумма

Акт о приемки

Счет-фактура

Накладная

Договор

 
1

12.01.07

300000

+

+

+

+

 
2

12.01.07

50000

+

+

+

+

 
3

15.01.07

40000

+

+

+

+

 
4

20.01.07

120000

+

+

+

+

 
5

27.01.07

375000

+

+

+

+

 
6

31.01.07

52000

+

+

+

+

 
7

05.02.07

300000

+

+

+

+

 
8

10.02.07

200000

+

+

+

+

 
9

15.02.07

100000

+

+

+

+

 
10

28.02.07

50000

+

+

+

+

 
11

01.03.07

200000

+

+

+

+

 
12

03.03.07

90000

+

+

+

+

 
13

12.03.07

450000

+

+

+

+

 
14

15.03.07

300000

+

+

+

+

 
15

20.03.07

150000

+

+

+

+

 
16

28.03.07

20000

+

+

+

+

 
17

30.03.07

100000

+

+

+

+

 
18

31.03.070

45000

+

+

+

+

      продолжение
–PAGE_BREAK–
Рабочий документ использован/не использован при составлении отчета аудитора.

Аудитор  _______________ /____________/

На основании регистров синтетического учета выявляем периоды осуществления хозяйственных операций с товарно-материальными ценностями, подлежащие обязательной проверке. Анализ выявленных особенностей движения МПЗ позволит сделать предварительные выводы о том, действительно ли имели место операции, отраженные в бухгалтерском учете. По результатам процедуры может корректироваться состав и объем аудиторской выборки.

Проводим просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку.

Производим проверку полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском учете, проверку наличия первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.), регистров аналитического учета.

Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.)

Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операции по материальным ценностям

№ п/п

Дата

Наименование аудита

Сумма

Корреспонденция счетов

Прим.

БУ

А

БУ

А

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

18.06.08

Отпущены материалы на цеховые нужды

41667

41667

25

10

25

10

корр. пр-ка

2

24.06.08

Поступление материала на цеховые нужды

37500

37500

10

60

10

60

корр. пр-ка

3

26.06.08

Отпущены материалы на ремонт ОС

5000

5000

08

10

08

10

корр. пр-ка

По проверке правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операции по материальным ценностям замечаний нет.

На основании актов инвентаризаций, актов о потерях и недостачах, утвержденных норм естественной убыли, регистров аналитического и синтетического учета проверяем правильность расчетов бухгалтера при определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов стоимости материалов, подлежащих списанию.

В организации разработаны собственные нормы потерь при производстве пластиковых окон путем замера, просчета, завеса. Создан соответствующий приказ.

Сопоставляем данные первичных документов на списание материалов (требований, накладных, лимитно-заборных карт, актов на списание и т.д.) и регистров аналитического и синтетического учета с данными бухгалтерского учета.

В ходе проверки правильности определения стоимости МПЗ, приобретенных с применением неденежных форм расчетов данные договоров поставки, договоров мены, спецификаций, накладных поставщиков, актов зачета встречных требований, книг учета векселей и ценных бумаг, регистров аналитического и синтетического учета сопоставляются с данными бухгалтерского учета.

Отклонение в сумме расходов на 45 руб. не существенно. Бухгалтер не верно отразил транспортные расходы.

В ходе процедуры по данным регистров синтетического учета проверяется правильность отражения операций с МПЗ на счетах бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочих документах по каждому из проверяемых видов МПЗ.

Проверка корреспонденции счетов по операциям с тарой

N
п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов в соответствии с нормативными документами

Нормативный документ

1

Списаны затраты на изготовление тары      

Д10 К20, 23, 29               

Методические  указания по учету  
МПЗ, п.187         

2

Списаны затраты на      
приобретение тары      
поставщиком            

Д10 К60   

Методические       
указания по учету  
МПЗ, п.187         

3

Стоимость тары,        
не возмещаемая         
покупателем, включена  
в себестоимость        
продукции (затаривание 
происходит в производственных     
подразделениях)        

Д20 К10   

Методические       
указания по учету  
МПЗ, п.172 пп.«а»  

4

Списана стоимость тары,
оплаченная покупателем 
сверх цен на           
поставляемую продукцию 

Д62 К10   

Методические       
указания по учету  
МПЗ, п.173         

5

Получена возвратная тара
от покупателя          

Д10 К62   

Методические       
указания по учету  
МПЗ, п.176         

6

Списаны отклонения     
фактической            
себестоимости от        
залоговых цен покупной 
тары                   

Д91 К60   

Методические       
указания по учету  
МПЗ, п.166         

7

Оприходован залог за   
не возвращенную        
покупателем тару       

Д62 К91   

Методические       
указания по учету  
МПЗ, п.185         

8

Получена покупателем   
тара от поставщика     

Д10, 41 К60

Методические       
указания по учету  
МПЗ, п.183         

9

Осуществлен возврат тары
покупателем поставщику 

Д60 К10, 41

Методические       
указания по учету  
МПЗ, п.183         

15

Выбытие тары вследствие
естественного износа   

Д91 К10, 41

Методические       
указания по учету  
МПЗ, п.190         
Проверка правильности исчисления НДС по поступившим материалам и МБП

Дата

Наименование

Бухучет

Аудит
    продолжение
–PAGE_BREAK–