–PAGE_BREAK–
Глава 2. Аудит учетной политики ООО «Электроконтакт»
2.1. Характеристика ООО «Электроконтакт» и анализ его учетной политики
Общество с ограниченной ответственностью «Электроконтакт», в дальнейшем именуемое «общество», является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Полное наименование общества: Открытое акционерное общество
«Электроконтакт».
Органами управления общества являются:
-общее собрание учредителей;
-совет директоров;
— единоличный исполнительный орган (генеральный директор);
— в случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все по управлению делами общества.
Целью общества является извлечение прибыли, а также не только повышение эффективности, рентабельности реализации продукции и получение сиюминутной выгоды, но и работу на перспективу, ставя во главу угла интересы потребителя.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
— производство;
-оказание услуг по перевозке грузов и других транспортных услуг;
-торговля;
-и пр. а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением данного предприятия;
Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. В его обязанности входит создание необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета, выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Главный бухгалтер или лицо, исполняющее его функции, несет ответственность за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета. Основные его функции состоят в обеспечении: контроля и отражении на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственной операции, предоставление оперативной информации, составлении в установленные сроки бухгалтерской отчетности и осуществлении (с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера и находящихся в подчинении зам. главного бухгалтера — «заместитель по производству» и «заместитель по налогам», которые обеспечивают совместно с главным бухгалтером правильную постановку бухгалтерского учета и финансовой деятельности, достоверность и оперативность учета отчетности, контроль за сохранностью имущества фирмы, рациональное использование финансовых, денежных и материальных средств. В случае отсутствия главного бухгалтера, они выполняют его обязанности. На предприятии существует распределение обязанностей, всего 4бухгалтера и кассир. Обязанности и права определены в должностных инструкциях, а также при приеме на работу, в приказе.
Кассир осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг, ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу и сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком.
Бухгалтер по налогам осуществляет прием, выписку счетов-фактур, формирование книг продаж и покупок, составление журнала № 8, консультирование бухгалтеров о порядке формирования счетов-фактур, книг продаж и покупок в соответствии с НК РФ, составляет налоговые декларации, ведет аналитический учет и распределяет налоги по уровням бюджета.
Бухгалтер материального стола осуществляет количественный учет движения товарно-материальных ценностях (далее по тексту – ТМЦ) на карточках складского учета, проверяет правильность оформления первичных документов в соответствии с унифицированными формами, проводит инструктаж с зав. складами и кладовщиками по составлению материальных отчетов, осуществляет контроль за своевременным оприходованием грузов и ТМЦ, ведет количественный и суммарный учет в оборотно-сальдовой ведомости, производит выписку ТМЦ, расчет износа ТМЦ, расчет НДС по ТМЦ, формирует книгу покупок и продаж.
Бухгалтер по заработной плате (далее по тексту – з/п) начисляет отпускные всем работающим, больничные листы, производит удержание профсоюзов, осуществляет перечисление в пенсионный фонд, ведет учет необлагаемого минимума дохода по каждому работнику, заполняет лицевые счета работников, распределяет з/п по счетам затрат, отчитывается во внебюджетные фонды ежеквартально.
Кроме комплексной конфигурации, работниками бухгалтерии отдельно ведется учет товаров, учет услуг по давальческой продукции. Что касается учета основных фондов, отдельно автоматизировано работником бухгалтерии. Вся система налогового учета разрабатывается или в отдельных рабочих местах или в Excel.
2.2. Планирование аудита.
В соответствии со стандартом № 3 «Планирование аудита»[16] аудиторская организация обязана планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Содержание общего плана аудита можно оформить в виде таблицы 2.4.
Общий план аудита ООО «Электроконтакт»
Проверяемая организация ООО «Электроконтакт»
Период проведения 1.01 — 30.09.2008
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы Бондарева В.Л.
Состав аудиторской группыЛисицына А.М, Петренко Т.А
Планируемый аудиторский риск 4,5 %
Планируемый уровень существенности 1132,14 тыс. руб.
Таблица 2.4 — Общий план аудита ООО «Электроконтакт»
После составления общего плана в соответствии с правилом стандартом № 3 «Планирование аудита» аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкции для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работ. Поэтому в ходе аудиторской проверки аудитору следует обратить особое внимание на соответствие положений приказа (распоряжения) об учётной политике действующим нормативным актам. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.
Таблица 2.5 – программа аудита ООО «Электроконтакт»
Рабочими документами аудитора являются: приказ о учетной политике, план счетов, бухгалтерская отчетность.
План аудита согласуется с клиентом, особое внимание следует уделить распределению ответственности. По ходу проверки план может дорабатываться. Все внесенные в план существенные изменения и соответствующие обоснования должны быть зафиксированы документально.
Одной из насущных проблем современного российского аудитаявляется выбор оптимального пути проведения аудиторской проверки при условии сохранения высокого качества работы, получения прибыли от деятельности, а также возможности документально доказать на любом этапе работы целесообразность, достаточность и согласованность с заказчиком произведенных и дальнейших действий. Каждый аудитор самостоятельно ищет пути решения этой проблемы, применяя разнообразные методики, используя накопленный опыт и создавая внутрифирменные аудиторские стандарты, в частности, для эффективного планирования аудиторской проверки. Разработанный метод позволяет аудитору в результате планирования конкретных процедур в том или ином объеме и определения последовательности действий оценивать и регулировать трудоемкость аудиторской проверки, рассчитывать и соизмерять риски, а также отвечать за объективность результатов проверки.
По результатам аудиторской проверки аудитор должен составить отчет аудитора, находящий свое отражение в аналитической части аудиторского заключения.
Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Согласно приказу Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»[13] (с изменениями от 7 мая 2003 года) представительские расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу» в зависимости от характера представительских расходов. Кроме того, согласно п.1 пп.22 и п.2 ст.264 гл.25 НК РФ представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от фонда оплаты труда за отчетный период.
Исходя из выше указанного предприятию можно порекомендовать внести дополнение в учетную политику в целях бухгалтерского и налогового учета с подробным указанием по документальному оформлению представительских расходов
В целом, можно сказать, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения положительного мнения.
2.3. Ошибки и недостатки, выявленные в результате аудита учетной политики ООО «Электроконтакт»
Основная проблема многих организаций – некорректное формирование учетной политики. Чаще всего организации недооценивают значение учетной политики и к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на многие показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности в целом: формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования.
Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.
Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:
1) приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;
2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;
3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для — внутренней бухгалтерской отчетности;
4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
5) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
6) пояснительная записка, которая раскрывает:
— сведения, относящиеся к учетной политике организации;
— избранные при формировании учетной политике отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
— изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;
— дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.
Анализируя содержание приказа (распоряжения) по учетной политике, аудитор выясняет:
— все ли положения приказа являются элементами учетной политики;
— все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.
Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:
1) Организационно-технические:
· правила и график документооборота;
· внутренняя отчётность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователей);
· система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);
· положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;
· порядок проведения инвентаризаций.
2) Методологические:
· способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;
· порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;
· способы распределения косвенных расходов;
· оценка незавершённого производства.
3) Налоговые:
·порядок организации раздельного учёта затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж);
·порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных (льготируемых) и нельготируемых целей).
Для оценки полноты и правильности положений учётной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учётной политике содержится информация, обосновывающая: выбор организацией способов бухгалтерского учёта:
— вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учёту и отчётности;
— описание которых отсутствует в нормативных актах; вариантность которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;
— особенности применения способов учёта исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий.
Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы учёта, то аудитор должен проверить соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учёту.
Иногда несоответствия являются следствием неточности формулировок приказа (распоряжения). Так, при выборе условий признания факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода “по отгрузке” или “по оплате”, не указывая его назначения “для целей налогообложения”.
Согласно п.10 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа, и распространяются на все структурные подразделения организации независимо от места их расположения.
Практика аудиторских проверок показывает, что принятая в организации учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года или не выдерживается всеми обособленными структурными подразделениями.
Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности, является одним из объектов аудиторской проверки.
В процессе аудита учетной политики ООО «Электроконтакт» выявлены следующие ошибки и недостатки:
Во-первых, нарушение требования законодательства о сроках издания документа, утверждающего учетную политику. В п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» указано: «Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа». Однако, как видно из Приложения 1, Приказ об учетной политики ООО «Восход» утвержден 02.01.2008 г., что противоречит требованиям законодательства относительно сроков ее утверждения и применения. Учетная политика действует с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Очевидно, что юридически утвержденная приказом от 02.01.2008 г. учетная политика начнет действовать только с 1 января следующего года.
Во-вторых, для полного и достоверного бухгалтерского и налогового учета нужно оформить приказ об учетной политике в виде двух самостоятельных распорядительных документов. Первый документ — учетная политика для целей бухгалтерского учета. Второй документ — учетная политика для целей налогообложения, а так же внести более подробный перечень положений в учетную политику, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. продолжение
–PAGE_BREAK–