Аудит в России: проблемы и пути решения

/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Министерство образования и науки Российской Федерации
Новокузнецкий филиал-институт
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
АУДИТ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Новокузнецк 2011

Содержание
Введение
1. Теоретические основы аудита
1.1 История становления и развития аудита
1.2 Понятие и цели аудита
2. Аудит в России: проблемы и пути решения
2.1 Этапы и предпосылки становления аудита в России
2.2 Правовые основы аудиторской деятельности в России
2.3 Проблемы аудита в России
2.3.1 Методологические проблемы
2.3.2 Технологические проблемы
2.3.3 Прочие проблемы аудита
2.4 Пути решения проблем аудит в России
Заключение
Список использованных источников
Введение
Любые процессы, социально-экономические изменения характеризуютсяобъективными причинами. Формирование рыночной экономики в России, сопровождающеесявозникновением различных форм хозяйствования и интеграцией страны в мировое сообщество,требует кардинальных изменений в управлении, перестройки системы организации, методологиии функционирования контроля. Контроль становится одним из важнейших элементов рыночнойэкономики. Становление рыночной инфраструктуры способствовало возникновению в Россииновой сферы предпринимательской деятельности — аудита.
Признание Российской Федерации страной с развитой рыночной экономикойсдерживается сейчас рядом факторов, среди которых важное место занимает неполноесоответствие нашего аудита требованиям такой экономики. Но полноценное развитиеотечественного аудита требует системного решения разнообразных его проблем.
Целью курсовой работы является: на основе анализа аудита в Россиивыявить актуальные проблемы аудита и пути их решения.
Названной цели можно достичь посредством разрешения следующихзадач:
1. вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России имире;
2. рассмотрение этапов становления аудита в России и мире;
3. рассмотрение понятия и целей аудита;
4. изучение состояния правовой базы аудита в России на современном этапе развития;
5. классификация основных проблем аудита, их перечисление и систематизация;
6. описание актуальных методологических проблем аудита, раскрытие связи междуих решением и концепцией аудита;
7. описание актуальных технологических проблем аудита;
8. обозначение путей решения проблем аудита в России.
Объектом исследования в курсовой работе является аудит в России.Предметом исследования — проблемы аудита в России.
Метод исследования: аналитический.
Актуальность рассматриваемой темы очевидна, т.к. аудиторскиепроверки просто незаменимы в условиях рыночной экономики и на современном этаперазвития России. Аудитор не только выявляет ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении,не только вскрывает недостатки в системе управления и организационной структурепредприятия, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим вопросам,Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всейработы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоитна страже интересов государства, соблюдения законов и нормативных актов. Отсюдавыявление и решение проблем, способных помешать полноценному развитию и становлениюаудита в нашей стране, должно уделяться большое внимание.
1. Теоретические основы аудита1.1 История становления и развития аудита
Изучение любой дисциплины принято начинать с ее истории — возникновение,пути развития. Изучение истории возникновения и становления аудита в разных странахи в России поможет глубже понять суть аудита, его роль и проблемы.
Слово «аудит» происходит от латинского «audio»,что означает буквально «он слышит» («auditor» (лат.) — слушатель,«auditio» (лат.) — слушание. В латинском языке это слово возникло болеедвух тысяч лет тому назад. В средневековой Европе аудитором называли служащего,который обязан был выслушивать устные отчеты должностных лиц, так как многие изних просто не умели писать.
Самые древние упоминания об аудите как методе контроля, по мнениюисториков, относятся еще к тем временам, когда древние цивилизации Ближнего Востоканачали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность[12, с.847].
Один из известных российских аудиторов А.А. Терехов в [20, с.12]пишет, что «многие фундаментальные экономические процессы и механизмы с безусловнымпризнанием важности учета и контроля рассматривались учеными Древнего мира: Платоном,Аристотелем и др. Аристотель в своей „Политике“ четко разграничивает функцииучетные и контрольные, с прямым указанием того, что проверки (аудит, ревизия) естьчасть контроля». При этом А. Терехов делает вывод, что”. еще от древнихфилософов идет понимание того, что проверяющий должен быть равноправен главномубухгалтеру (не ниже его по статусу), а кроме того, что он не имеет права впадатьв зависимость от проверяемых” [20, с.12].
В англоязычных странах самое древнее упоминание об аудите датируется 1130 г. (документ архива казначейства Англии и Шотландии). Согласно, ЛондонскоеСити подвергалось аудиту по крайней мере уже в 1200-е годы, а в начале XIV столетияв числе выборных должностных лиц значились и аудиторы и начиная с тех пор в архивахмножество документов, свидетельствующих о широком признании значения аудита и орегулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений иремесленных гильдий [19, с.15].
Аудит, как институт независимого финансового контроля сформировалсяво второй половине XIX в в Великобритании, в связи с тем, что в эти годы здесь получиламощное развитие рыночная экономика. Ее становление сопровождалось массовыми разорениямилюдей, вкладывающих свои сбережения в создаваемые компании. Происходящие процессыспособствовали тому, что профессия аудитора — независимого стороннего специалиста,который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии компании, и аудиторскаядеятельность стали важной неотъемлемой составной частью делового мира [12, с.849].
Решающим этапом в формировании современного аудита стала теорияаудита развил, которую развил американский бухгалтер и аудитор Роберт Монтгомери(1872-1953). Он показал, что мнение аудитора может зависеть от социального фона,от интересов заказчика; что в основе проверки должны лежать прежде всего правилаисследования «на соответствие». Он был разработчиком и пропагандистомтестирования проверяемых материалов. Двадцатые годы XX в. — период расцвета аудиторскихфирм. Однако в этот же период появляются первые судебные разбирательства. Результатомодного из них являлось заявление судьи штата Нью-Йорк о том, что третьи лица могуттребовать от аудиторов возмещения убытка только в случае возможного обнаруженияобмана в фирме-клиенте, а также если при проведении проверки имела место серьезнаянебрежность. Это было решение в пользу аудиторов, так как доказать и первое, и второеклиенту очень трудно. До 1929 г. к аудиту прибегали исключительно на добровольнойоснове, и только после краха рынка ценных бумаг и Великой депрессии аудит для определенныхгрупп компаний стал обязательным.
Великая депрессия усилила требования к аудиторам и качеству проверок;резко возросло влияние Нью-Йоркской биржи. Со своей стороны аудиторы стали широкоприбегать к методам тестирования: были разработаны программы, которые позволялиустановить «узкие места» в отчетности клиента. Такой подход позволил снизитьриск до приемлемого уровня. Задачи аудита сводились к обнаружению ошибок намеренногохарактера.
До конца 40-х годов аудит в основном заключался в проверке документации,подтверждение записи денежной операции и правильной группировке этих операций вфинансовых отчетах. Это был подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, чтопри эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, ифинансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматьсябольше консультационной деятельностью, чем непосредственно проверками. Это системно-ориентированныйаудит.
С 80-х годов начинается проявляться тенденция к слиянию аудиторскихфирм и образование транснациональных аудиторских корпораций. К 1989 году в миренасчитывалось восемь таких корпораций, но в результате многочисленный слияний, наданный момент крупнейшими в мире компаниями, предоставляющими аудиторские и консалтинговыйуслуги является «Большая четверка»: PricewaterhouseCoopers, Делойт (Deloitte),Эрнст энд Янг (Ernst&Young), КПМГ (KPMG) [23].
1.2 Понятие и цели аудита
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельностьпо независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетностиорганизаций и индивидуальных предпринимателей.
В России законодательно установленной задачей аудиторской проверкиявляется выражение мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетностиаудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательствуРоссийской Федерации. При этом под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетностив данном случае понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности,которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильныевыводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положенииаудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Соответствиепорядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации предполагаеторганизацию и ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетностив соответствии с законодательно установленными правилами, в частности в соответствиис Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативно-правовымиактами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета [12, с.867].
В ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» [1] указанона предпринимательский характер аудиторской деятельности. Это позволяет квалифицироватьаудиторскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность,направленную на систематическое получение прибыли от оказания аудиторских услуг.
аудит финансовый контроль россия
Предпринимательский характер аудиторской деятельности позволяетотграничить аудит, определяемый рядом авторов как метод осуществления вневедомственногонезависимого финансового контроля, от государственного контроля. В Законе отмечается,что аудит не подменяет государственного контроля, осуществляемого в соответствиис законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственнойвласти [12, с.868].
Аудит является одной из форм оценки деятельности хозяйствующихсубъектов, но осуществляющие его субъекты: индивидуальные аудиторы и аудиторскиеорганизации не преследуют тех целей, которые стоят перед государственным контролем,а именно: проверки законности и правильности распределения финансовых средств государства,проверки правильности расчетов и уплаты налогов, выявления и устранения нарушений,привлечения виновных должностных лиц к юридической ответственности.
Государственный контроль является исполнительно-распорядительнойдеятельностью уполномоченных государственных органов, отношения между субъектамитакого контроля основаны по методу власти — подчинения. Аудит является предпринимательскойдеятельностью и для ее субъектов характерен метод равенства участников. Отношениямежду аудиторской фирмой (аудитором) и ее клиентом основаны на добровольном волеизъявлениисторон и строятся на договорной основе. И в том случае, когда хозяйствующий субъектдолжен пройти обязательную ежегодную аудиторскую проверку, он свободен в выбореаудиторской фирмы и условий проведения такой аудиторской проверки [13, с.10-12].
2. Аудит в России: проблемы и пути решения2.1 Этапы и предпосылки становления аудита в России
В допетровской России на государственном уровне существовалифункции контроля за полнотой уплаты налогов, так как доход государства складывалсяво многом за счет достаточно развитой системы налогов. Контроль в основном был связанс тем, что налогообложение населения было достаточно обременяющим, поэтому естественновозникали стремления уклониться от налогообложения. В связи с этим постепенно производитсясовершенствование налоговой системы, позволяющей более точно учесть планируемыегосударственные доходы и контролировать их поступление.
Звание аудитора было введено Петром I и имело несколько иноезначение: аудиторами называли военных следователей, деятельность которых была связанас расследованием имущественных споров в армии. Впервые в этом качестве аудитор упоминаетсяв Уставе генерала Вейде в 1768 г. В 1867 г. слово «аудитор» в этом понимании исчезло [13, с.5-7]
В России попытки создания института аудита предпринимались неодин раз, в том числе в 1889, 1912, 1928 годах, но все заканчивались провалом всвязи с резкими изменениями политического характера [21].
В СССР в условиях административно-командной системы необходимостив независимом контроле не существовало. При Министерстве финансов СССР действовалиспециальные контрольно-ревизионные управления, в компетенцию которых входило проведениепроверок и ревизий министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий.
Изменение экономических условий хозяйствования повлекло возникновениенового инструмента оценки хозяйственной деятельности — аудита.
Предпосылками возникновения аудита в России являются последствияэкономических реформ: интеграция экономики России в мировую экономическую систему,привлечение иностранных инвестиций, возникновение таких организационно-правовыхформ осуществления предпринимательской деятельности, при которых право собственностиотделено от управления организацией.
Быстрое формирование основных институтов фондового рынка, с однойстороны, и первый негативный опыт банкротства целого ряда финансовых институтов,использовавших денежные средства частных инвесторов, с другой — сделали проблемусоздания аудита в качестве авторитетного независимого финансового контроля однойиз основных на пути стабилизации российской экономики.
Необходимость создания и правовой регламентации института аудитаопределяется как публичными интересами государства и общества, так и частными интересамиколлективных и индивидуальных предпринимателей, российских и иностранных инвесторов.
Несмотря на то что первые аудиторские фирмы в России начали создаватьсяв конце 80-х годов, начало правовому регулированию аудиторской деятельности в Россиибыло положено в 1993 г., когда был принят Указ Президента Российской Федерации,утвердивший Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. НазванныеПравила регулировали отношения в сфере аудита до принятия 7 августа 2001 г. Федерального закона «Об аудиторской деятельности» — основополагающего правового акта,регулирующего отношения в сфере аудиторской деятельности и в настоящее время [12,с.850-855].
При возникновении российского аудита количество аудиторских фирми индивидуальных аудиторов неуклонно росло. Достаточно сказать, что с момента началавыдачи лицензий на аудиторскую деятельность в 1993 году, за шесть лет на рынке былосоздано 8 тысяч аудиторских фирм (по данным Минфина). Действующими квалификационнымиаттестатами аудитора за тот же период успело обзавестись 23,9 тыс. человек. Ростколичества аудиторов объяснялся просто — многие из них были кэптивными и за незначительныегонорары выдавали предприятиям фиктивные заключения.
Для того чтобы очистить рынок от фиктивных аудиторов, требовалисьрешительные действия. К тому времени на рынке уже были созданы общественные аудиторскиеорганизации, такие как Российская коллегия аудиторов (РКА) или Союз ПрофессиональныхАудиторских Организаций (СПАО) (послуживший прообразом нынешнего Института профессиональныхаудиторов (ИПАР), призванные представлять интересы профессионального сообщества.Сейчас сложно сказать, насколько определяющим было их лобби в принятии нового законадля аудиторов. Однако факт остается фактом — в 2001 году рынок, работавший с декабря1993 года по «Временным правилам аудиторской деятельности в России», наконецполучил новый закон «Об аудиторской деятельности», который регламентировалминимальную численность штата аттестованных специалистов аудиторских фирм, и непозволял индивидуальным аудиторам заниматься обязательным аудитом.
Казалось бы — решение найдено, ведь закон «Об аудиторскойдеятельности» нес в себе не только «чистку рядов», но и приближалроссийские стандарты аудита к международным. Регламент по минимальной численностиштата аудиторской фирмы делал невыгодным для предприятий содержание раздутого штата«карманных» аудиторов. Но эффект получился совсем другой [24].
В 2001 году началось массовое оформление одних и тех же аудиторовв несколько компаний. Расширение рынка послужило толчком для начала ценовых войн.Тем более что бороться уже было за что — объем аудиторско-консалтингового рынказа 2001 год вырос почти на 65%, что в абсолютных цифрах оценивалось в размере 5,5млрд рублей.
Финансовый кризис 2007-2008 годов спровоцировал на западных рынкахеще большее ужесточение контроля деятельности банков, рейтинговых агентств и аудиторов.Западные регуляторы старательно уходили от практики саморегулирования Российскиерегуляторы действовали с точностью наоборот. Государство устранялось от контроляза деятельностью аудиторов. В самом конце 2008 года был принят федеральный законо переходе отечественного аудиторского рынка на саморегулирование. Закон вступилв силу 1 января 2010 года.
В отличие от системы аттестации и лицензирования, которая действоваладо этого момента, с этого года аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам былонеобходимо вступить в специализированный проект о саморегулировании в РоссийскойФедерации (СРО). Всего на российском рынке стало действовать 6 саморегулируемыхорганизаций. Новый механизм регулирования привел к совершенно иной картине на аудиторскомрынке, нежели это было ранее.
Из 6,2 тыс. фирм, осуществлявших аудиторскую деятельность в Россиив 2009 году, количество аудиторских фирм, вступивших в СРО, составило только 4,9тыс. компаний, согласно данным реестра Минфина на 25 мая 2010 года. Число аудиторов,вступивших в СРО, к тому же моменту сократилось до 23,4 тыс. человек в отличие от38,8 тыс. аттестованных индивидуальных аудиторов, осуществлявших свою деятельностьв 2009 году [24]. Таким образом, общее число действующих аудиторов и аудиторскихорганизаций сократилось больше, чем на треть. Об эффективности механизма СРО отечественногорынка аудита пока судить рано.
 2.2 Правовые основы аудиторской деятельности в России
Правовую основу аудита в РФ в настоящее времясоставляет совокупность нормативных документов различных уровней:
· Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗот 30.12.2008 г. [1];
· Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗот 01.12.2007 г. [2];
· Постановления Правительства РФ по вопросам осуществления аудиторскойдеятельности;
· Нормативные и методические документы Министерства Финансов РФ, а такжедругих министерств и ведомств;
· Правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗот 30.12.2008 г. [1]. Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельностив России с 1 января 2009 года и содержит:
· Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности
· Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказыватьаудиторы и аудиторские организации;
· Требования к аудиторам и аудиторским организациям;
· Состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемыхэкономических субъектов;
· Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита являетсяобязательным;
· Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна)при проведении аудита;
· Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведенииаудита и ограничения для его обеспечения;
· Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательномприменении;
· Определение статуса аудиторского заключения и ответственность за предоставлениеложного заключения;
· Требования к обязательному контролю качества аудита;
· Требования к аттестации аудиторов и условиях аннулирования аттестата;
· Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
· Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственныйконтроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
· Требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые длявключения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;
· Требование к аудиторским организациям об обязательном страхованиирисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательногоаудита.
Положение о квалификационных аттестатах аудитора (ст.11 ФЗ),порядок их получения, порядок ежегодной переаттестации вступает в силу с 1 января 2010 г., отдельные положения — с 1 января 2011 г.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [3]. Постановлениемутверждены следующие правила (стандарты) аудиторской деятельности:
· Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
· Документирование аудита;
· Планирование аудита;
· Существенность в аудите;
· Аудиторские доказательства;
· Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 „О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности“[4] дополнило ранее введенные стандарты аудита следующими правилами (стандартами):
· Внутренний контроль качества аудита;
· Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемымлицом;
· Аффилированные лица;
· События после отчетной даты;
· Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 „О внесении изменений и дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности“[5] дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):
· Согласование условий аудита;
· Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действийв ходе аудита;
· Учет требований нормативных правовых актовРФ в ходе аудита;
· Аудиторская выборка.
Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 „О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности“[6] дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):
· Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;
· Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников;
· Особенности первой проверки аудируемого лица;
· Аналитические процедуры;
· Особенности аудита оценочных значений;
· Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководствуаудируемого лица и представителям его собственника;
· Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523 [7] федеральные правила (стандарты) были дополнены:
· Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности,имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациямии аудиторами;
· Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетностькоторого подготавливает специализированная организация;
· Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
· Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую(бухгалтерскую) отчетность;
· Использование результатов работы другого аудитора;
· Рассмотрение работы внутреннего аудитора; Выполнение согласованныхпроцедур в отношении финансовой информации;
· Компиляция финансовой информации.
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557 [8] федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности дополнены:
· Использование аудитором результатов работы эксперта;
· Обзорная проверка финансовой бухгалтерской отчетности;
· Контроль качества услуг в аудиторских организациях.
Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863 [9] были внесены изменения в ранее принятые стандарты № 7-9. В связи с утверждением Постановленияранее действующий стандарт аудита №9 „Аффилированные лица“ заменен настандарт №9 „Связанные стороны“.
Программа проведения квалификационных экзаменов на получениеквалификационного аттестата аудитора утверждена приказом МФ РФ от 05.10.2009 г.[10] В программе представлен список тем, которые необходимо знать для полученияаттестата аудитора, а также предложен список литературы для подготовки к сдаче квалификационногоэкзамена [12, с.900-906].
 2.3 Проблемы аудита в России
Приведенные выше факты становления аудита в России, правовыеосновы аудиторской деятельности позволяют приступить к рассмотрению актуальных проблемотечественного аудита и изучению возможности их решения.
Выделяют три типа аудиторских проблем: методологические; технологическиеи прочие. Однако предложенная классификация носит условный характер. Методологическиепроблемы связаны с различными аспектами методологии аудиторской науки, взаимоотношениямиее с другими дисциплинами, построением цельного и стройного ее здания. А технологическиепроблемы аудита касаются тех трудностей, которые испытывают специалисты непосредственнопри проведении аудиторской проверки. Но на практике иногда нелегко отделить их отметодологических, поскольку многие проблемы расположены на стыке этих двух групп.Например, смысл понятий „существенность“ и „уровень существенности“,правомерность корректировки последнего в ходе аудиторской проверки и т.п. вопросытяготеют вроде бы к методологическим проблемам, а построение и применение конкретныхалгоритмов нахождения уровня существенности — к технологическим.
Предложенная классификация относится к аудиту как к науке. Нов большой мере она приложима и к аудиту как к практической деятельности по независимойпроверке бухгалтерской отчетности аудируемых лиц. Дело в том, что, относясь к сферевысоких технологий, эта деятельность пронизана научными методами и приемами, ввидучего и в ней проблемы носят как методологический, так и технологический характер.Похоже, что сказанное относится не только к аудиту, но и к другим отраслям и сферамвысоких технологий: авиакосмическая техника, генная инженерия, рынок ценных бумаг,юриспруденция и т.д.
Таким образом, в качестве основания для изложенной классификацииаудиторских проблем выступает место их возникновения. Если это проблемы аудиторскойотрасли, то они относятся к группе методологических. Сюда же попадают и проблемыаудита как науки. Если это проблемы, касающиеся непосредственно аудиторской проверки,то они входят в группу технологических. А если они относятся, так сказать, к инфраструктуреаудита (и как отрасли и как науки и как аудиторской проверки), то это уже будеттретья группа в нашей классификации [16].
 2.3.1 Методологические проблемы
1. Отсутствие стройной теории аудита.
Путь развития российского рынка аудита практически повторял всеэтапы, которые проходили иностранные игроки рынка аудиторско-консалтинговых услуг,но в ускоренном варианте, в связи с этим отечественный рынок имел свои особенности.Наиболее проблематичным в развитии аудиторской деятельности в нашей стране являетсяотсутствие каких-либо концептуальных основ этого развития, не говоря уже о стройнойконцепции развития аудиторской деятельности.
Если при возникновении российского аудита в 90-ых годах прошлоговека еще можно было как-то обходиться при решении его проблем копированием западногоопыта, то сейчас чрезмерное следование такому подходу становится существенным тормозомна пути развития отечественного аудита (в основном, потому, что возможности догоняющегоразвития в аудите — как и в других секторах нашей экономики — постепенно исчерпываются).Актуальность создания концепции аудита и системного решения его проблем особенновозросла в последние годы, в связи с кризисными явлениями стала ясна необходимостьсерьезного реформирования мирового аудита.
Таким образом, научные проблемы российского аудита родились вместес ним или даже немного раньше. Но в предыдущем десятилетии им уделялось явно недостаточноевнимание. Основные усилия специалистов были направлены на задачи, казавшиеся — справедливоили не совсем — куда более злободневными: создание аудиторских фирм, государственныхорганов регулирования аудита, различного рода нормативных актов, организации практическогопроведения аудиторских проверок, системы подготовки кадров и т.д. Таким образом,некоторый дефицит интереса к проблемам аудиторской науки был в какой-то степениоправдан. Однако по мере становления отечественного аудита и выхода в стационарныйрежим постоянного совершенствования такое положение все больше тормозит его развитие.[15].
На данный момент активные усилия государства необходимы в решениивопроса — какой стандарт финансовой отчетности будет в итоге принят в России, т.к.для компаний элементарно дорого готовить две отчетности — в соответствии с государственнымитребованиями и по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Поэтомуединый стандарт отчетности должен быть и соответственно аудит этой отчетности. Вэтом случае, для инвесторов не будет проблем с пониманием финансового состояниякомпании вне зависимости от того, в какой стране она работает.
Чем дальше, тем больше необходимо осознание, подробный анализи решение разнообразных аудиторских проблем, базой для их решения должна стать стройнаяконцепция аудита. К счастью, в последнее время возрастает не только необходимость,но и возможность этого: принят закон об аудиторской деятельности, разработаны взначительной мере правила (стандарты) аудиторской деятельности, появились кадрытеоретиков и практиков в области аудита, отечественным специалистам стал ближе ипонятнее западный опыт и т.п.
2. Совершенствование методологии разработки, использованияи обновления правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД).
Их рутинное совершенствования и модернизация является одним изсамых главных мероприятий, происходящих сейчас в нашем аудите.; аналогично положениеи с двумя другими видами аудиторских стандартов: общественных объединений и внутреннихстандартов аудиторских организаций. Желательно, чтобы развитие отечественных аудиторскихстандартов также происходило на достаточно солидной концептуальной основе и каккомплексная взаимоувязанная разработка по всем трем их видам. Так что и эта проблемав обозримом будущем представляется весьма злободневной. На данный момент недостатокисследований сказывается преимущественно по трем направлениям: анализ и оценка эффектаот внедрения или совершенствования аудиторских стандартов; организация разработокстандартов в рамках классического подхода к созданию различных систем (связанногос предварительной проработкой целей создания, разработкой технико-экономическогообоснования, подробным сравнением вариантов создания и т.п.); формулирование обоснованныхрекомендаций по комплексной (а не автономной, как сейчас) разработке всех трех видоваудиторских стандартов, последняя проблема входит в типологические проблемы аудита[15].
3. Оценка эффективности внедрения аудита и отдельных мероприятийв его рамках.
Оценка эффективности аудита, т.е. развитие представлений о том,что дают, во-первых, аудит в целом с позиций как различных участников рынка аудиторскихуслуг, так и вообще народного хозяйства страны, а во-вторых, отдельные мероприятия,проводимые в рамках аудита (в сопоставлении с затратами). Со временем именно аппаратизмерения и анализа эффективности хозяйственных мероприятий — с широким применениемэкономико-математических методов — должен стать в аудите основой для решений о целесообразности(или нецелесообразности) различных мероприятий и о выборе варианта их осуществления,а аргументы „так принято в западном аудите“ или » это естественноерешение ” должны будут носить вспомогательный характер [15].
4. Аудит и ревизия.
Полезным для аудита может оказаться его всестороннее сопоставлениес ревизией, целью которого также является оценка достоверности проверяемой бухгалтерскойотчетности. Однако проводится эта проверка не независимыми коммерческими организациями(как в случае аудита), а подразделениями государственных структур.
Разницу между ревизией и аудитом наглядно иллюстрирует следующаяпринадлежащая Р. Адамсу фраза: «Ревизор, прежде всего, стремится к установлениюзаконности, а аудитор — к выяснению истины» [11].
В рамках проблемы сравнения аудита с ревизией возникает ряд подпроблем.Первая подпроблема касается сходства и различия. В начале 90-х годах прошлого векаакцент в отечественной литературе делался на различии этих двух институтов, чтовполне объяснимо: подчеркивание таких различий было по существу одним из аргументовв пользу ускоренного создания и развития аудита. В последние годы этот подход постепеннозаменяется взвешенным анализом сходства и различия. Представляется в связи с этимцелесообразным сфокусировать основные усилия не на сравнении аудита с ревизией всоциалистической экономике (как это нередко делалось в период становления аудитав нашей стране), а на сопоставлении аудита с ревизией в рамках рыночной экономики.Здесь как наибольший теоретический и практический интерес, так и огромный зарубежныйопыт, поскольку проверка правильности расходования бюджетных средств (на федеральном,региональном и муниципальном уровнях), использования разного рода государственныхдотаций их получателями и т.п. проводятся в западных странах квалифицированнымиспециалистами ревизионных государственных органов.
Вторая подпроблема — это возможности методического взаимообогащенияаудита и ревизии как инструментов решения сходных задач. При этом широко распространенныйв аудите выборочный метод вполне может использоваться и в ревизионных проверках,потеснив тем самым традиционные для ревизии сплошные проверки.
Третья подпроблема связана с происходящим в последние годы подключениемаудиторских организаций к проверке бухгалтерской отчетности государственных унитарныхпредприятий (ГУП). Отметим также, что теоретически проверки достоверности бухгалтерскойотчетности ГУП (и сопутствующие им услуги) могут быть реализованы как минимум втрех вариантах: с помощью аудиторских организаций, через ревизии и комбинированнымспособом (например, на базе ежегодного обязательного аудита с периодическими — допустим,раз в три года — ревизиями, существенно использующими результаты аудиторских проверок)[15].
5. Расширение сферы действия аудиторских организаций в планене экономических субъектов, а характера оказываемых услуг.
В этой связи можно прогнозировать конкуренцию аудиторам как состороны самих аудируемых экономических субъектов (которые могут создавать и развиватьсвои аналитические службы), так и со стороны аналитических фирм (часто их называютконсалтинговыми, но термин «аналитические», на наш взгляд, шире и точнее).Отметим, что по сравнению с самими экономическими субъектами достоинства аудиторовсвязаны с большей объективностью, профессионализмом, знанием внешней среды (макроэкономики,законодательства — последнее в условиях Российской Федерации особенно важно), апо сравнению с аналитическими фирмами — с лучшим владением исходной базой для анализав виде бухгалтерской и первичной отчетности, данными об организационных и кадровыхособенностях предприятия и другой необходимой для анализа информацией.
Приведенные доводы в пользу целесообразности расширения функцийаудитора находятся в русле господствующих представлений о развитии международногои отечественного аудита. По существу, именно о таком расширении идет речь, когдаговорят о переходе от проверки соответствия ведения бухгалтерского учета нормативнымактам к оценке финансового состояния экономического субъекта.
6. Исследование места аудита в системе функционирования экономическихсубъектов.
Модель системы функционирования экономических субъектов состоитиз пяти блоков: первичный учет, бухгалтерский учет, оценка достоверности, анализинформации (в том числе бухгалтерской отчетности), поддержка принятия решений. Длятретьего блока оценка достоверности может выполняться независимыми коммерческимиорганизациями, что и составляет главный предмет аудита. Основная задача здесь заключаетсяв исследовании на неформализованном уровне, что дают разнообразные улучшения в аудитедля повышения качества функционирования как самого экономического субъекта, таки связанных с ним юридических либо физических лиц, принимающих различные решенияна базе проаудированной бухгалтерской отчетности (банков, потенциальных инвесторови т.д.) [15].
 2.3.2 Технологические проблемы
В таблице 1 [16] представлены основные технологические проблемыаудита.
Таблица 1 — Технологические проблемы аудита№ п/п Название проблемы Название подпроблем 1 Аудиторские риски и их оценивание Выделение круга аудиторских рисков и анализ их последствий. Оценка аудиторских рисков. Влияние этой оценки на различные стороны аудиторской проверки 2 Работа с уровнем существенности Уровень существенности как инструмент аудиторской проверки. Нахождение уровня существенности 3 Использование выборочного метода в аудите Условия применимости выборочного метода в аудиторской проверке. Нахождение объема выборки. Конструирование выборки и работа с ней. Распространение результатов выборки 4 Заключение договоров с клиентом Поиск клиента и переговоры с ним. Ценовые вопросы. Договор и ответственность сторон 5 Изучение клиента Понимание его деятельности. Изучение системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Использование работы внутреннего аудита. Изучение клиента при оказании ему сопутствующих услуг 6 Планирование аудита Составление плана и рабочей программы аудита. Их коррекция в ходе проверки. Планирование в сопутствующих услугах 7 Сбор аудиторских доказательств Методы получения доказательств. Профессиональное суждение аудитора и его практическое использование 8 Аудит нематериальных активов   9 Аудит оценочных значений   10 Оценка капитализации экономического субъекта Проверка рыночной стоимости акций. Прогнозирование курса акций 11 Взаимодействие с персоналом аудируемого лица Взаимодействие с различными органами и лицами экономического субъекта. Действия аудитора в случае обнаружения искажений бухгалтерской отчетности 12 Последующие события анализ ситуации между отчетной датой и подписанием аудиторского заключения 13 Использование аудиторских стандартов во время проверки Использование федеральных правил (стандартов). Применение внутренних стандартов аудиторских организаций и иной внутрифирменной документации 14 Консультирование  
Наиболее актуальной является проблема повышения качества аудиторскихуслуг и организации единой системы контроля качества аудиторской работы. Эти вопросырассматриваются как на государственном уровне, так и на уровне общественных аудиторскихобъединений. В российской системе нормативного регулирования аудиторской деятельностиуже заложены определенные механизмы контроля качества аудита. Законодательно установленытребования по организации системы контроля качества аудита на федеральном и профессиональномуровнях, требования по установлению и соблюдению аудиторскими организациями правилвнутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок, а также требованияпо обязательному осуществлению внешних проверок качества работы аудиторских организацийи аудиторов. Однако несмотря на установленные законодательством по аудиторской деятельностиосновы контроля качества аудита, следует отметить, что на сегодняшний день практическиотсутствует эффективная методологическая и методическая база контроля качества аудиторскойдеятельности. В частности, не разработаны критерии оценки качества работы аудиторскихорганизаций, не определены цели, задачи и объекты контроля качества аудита, порядоки методики контроля качества аудиторских услуг. Вопросы методологии и методики контролякачества аудиторских услуг четко не раскрываются ни в официально утвержденных нормативныхправовых документах, ни в научных исследованиях в области аудита [13, с.13-15]
 2.3.3 Прочие проблемы аудита
Основными проблемами, относящимися к инфраструктуре аудита являютсяэтические проблемы.
Как показывает опыт, общественное доверие к качеству оказываемыхпрофессиональных услуг возрастает тогда, когда существуют высокие стандарты поведенияи профессиональной деятельности. Поэтому в экономически развитых странах большуюроль в повышении общественного статуса профессии аудитора играют не только сложныесистемы стандартизации аудиторской деятельности и квалификационной аттестации, нои кодексы этических профессиональных норм.
По мере становления аудита в России начинают формироваться этическиекритерии, которым должны отвечать лица, занимающиеся аудиторской деятельностью.Многие аудиторские организации утверждают внутренние этические нормы для своих сотрудников.Большую работу в этом направлении проделала Ассоциация «Аудиторская палатаРоссии» (ААПР). Общее собрание членов этой организации 4 декабря 1996 годаутвердило Кодекс профессиональной этики аудиторов, базирующийся на этических нормах,разработанных IFAC. На рисунке 1 показаны основные этическиекритерии, отраженные в этом Кодексе.
/>

Рисунок 1 — Основные этические принципы аудита
Говоря о регулировании вопросов, связанных с обеспечением независимогостатуса аудиторов в нашей стране, следует отметить, что положения, касающиеся этогоэтического принципа, зафиксированы и в в ФЗ «Об аудиторской деятельности».Однако такая достаточно жесткая регламентация не устраняет проблем, связанных снезависимостью аудитора в России.
Достаточно часто возникает ситуация, когда клиенты совершенноискренне отождествляют аудиторскую услугу с любой другой услугой и даже товаромопределенного качества. Вследствие этого у клиентов возникает желание получить взаменуплаченной (порой достаточно существенной) суммы определенные результаты. Ситуацияусугубляется, если средняя или небольшая аудиторская фирма полностью ориентируетсвою деятельность на одного крупного клиента.
Тесно связанный с принципом независимости критерий объективностиаудиторского заключения также не лишен доли своей проблематики. В России объективностьаудитора сильно зависит от многократности его работы у одного клиента. Распространеныслучаи, когда из года в год клиент поручает аудит своей бухгалтерской отчетностиодной и той же аудиторской организации, которая зачастую параллельно оказывает сопутствующиеаудиту услуги. Безусловно, такая форма сотрудничества сокращает расходы клиента.
Однако даже высокопрофессиональному аудитору при таком стилеработы сложно оставаться объективным, т.к. утрачивается свежесть взгляда на фактыи обнаруживается тяга к налаживанию неформальных отношений. Сложно предположить,что при несформировавшемся аудиторском рынке эту проблему можно преодолеть путемустановления жестких ограничений. При ее решении российские аудиторы не могут основыватьсяна международном опыте, т.к. даже в странах с гораздо более продолжительной историейразвития аудита эта проблема все еще имеет место.
Не менее острой проблемой становится обеспечение конфиденциальностиаудита. Не следует забывать и о таком факторе, как угрозы аудитору, который чащевсего в отличие от государственного ревизора, защищенного хотя бы на словах, вообщеникак не защищен.
На данный момент в ФЗ «Об аудиторской деятельности»определены довольно суровые санкции к недобросовестному аудитору. Также закономпредусмотрено аннулирование лицензии на аудиторскую деятельность в случае неоднократногонеквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.
Полноценное этическое наполнение аудиторской деятельности — делоне одного года. Разработать и одобрить свод нравственных норм — это только половинауспеха, за которой должна следовать другая половина — применение принятых правилна практике, что, возможно, потребует даже смену мышления от того, кто претендуетна звание — аудитора-профессионала [22].
 2.4 Пути решения проблем аудит в России
 
Можно констатировать, что во всех перечисленных вопросах сегодняв нашей стране нет сколько-нибудь полного и системного решения, в связи с принятиемнового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [1] где решаетсявопрос перехода от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в областиаудита. Лицензирование аудиторской деятельности отменено с 1 января 2010 года. Одновременновведено обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организацийв саморегулируемых аудиторских объединениях. Пока неизвестно какие дополнительныепроблемы будет нести переход к саморегулированию.
Также пока остается открытым вопрос о том, в какую сторону будутдвигаться требования государства к финансовой отчетности компаний и аудита этойотчетности. Процесс реформ в этой сфере идет не так быстро, как того хотелось бы.Это и политические причины, и причины социального характера. Определенные проблемысвязаны с российской бюрократией. В общем, это очень сложный процесс. Например,в Великобритании далеко не всем компаниям необходимо проходить аудиторскую проверку,только компаниям определенного уровня. Остальные готовят отчетность перед налоговымиорганами и проходят определенную проверку с их стороны, но это не так сложно какаудиторская проверка. И это зафиксировано законодательно. В силу специфичности развитиярынка в России, трудно говорить о том, что та или иная модель может быть примененав России.
Что касается концепции аудита, то здесь есть отдельные наработки(типа анализа различных теорий аудита и их соответствия этапам его развития на Западе,исследований соотношения аудита и сопутствующих ему услуг в деятельности аудиторскихфирм, изучения смысла таких понятий как существенность, уровень существенности,риски в аудите и т.д.), но нет цельной, прошедшей через горнило публичного обсуждения,концепции. Этот недостаток тем более нуждается в устранении, что применительно кбухгалтерскому учету такая концепция в нашей стране есть и она играет определеннуюположительную роль в идущем сейчас его реформировании.
В отношении проблем аудита также можно найти отдельные элементыпродвинутого исследования. Например, много работ в отечественной и зарубежной литературепосвящено обеспечению независимости аудитора, взаимодействию аудита и бухгалтерскогоучета, подготовке специалистов и т.д. Однако нет сколько-нибудь полного перечисленияи характеристики аудиторских проблем, весьма редко встречается анализ путей и методових решения и тем более развернутые предложения по их принципиальному — и даже эскизному- решению. Нет и методических разработок в части системного подхода к решению указанныхпроблем на основе концепции аудита и примеров такого решения. Таким образом необходимообъективно совершенствовать терминологический, теоретический и методический аппаратаудита для решения проблем аудита на современном этапе его становления в России.
Заключение
За последние годы в России получил широкое распространение аудиткак независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установлениядостоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторскихуслуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах,консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственногозаконодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников,но и государства.
Развитие российского рынка аудита и консалтинга происходило болеебыстрыми темпами, чем на западе. В России класс собственников стал образовыватьсялишь с появлением рыночной экономики в начале 90-х годов. На создание бизнеса, конкурентногозападным аудиторским фирмам, отечественным компаниям потребовалось менее двадцатилет.
По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопленияими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговыми юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управленияи хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решениянасущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономикистраны.
Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативнойбазы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которыхаудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностьюведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита. Однакопри решении этой проблемы нужно учитывать специфику нынешней экономической реальностии особенности сложившейся практики аудита в стране.
Регулятором всех этих проблем должен являться Закон «Обаудиторской деятельности» [1], который также призван решить ряд других трудностей,таких как: контроль качества аудиторских услуг, страхование ответственности, обеспечениеконфиденциальности информации и т.д.
Однако принятый Закон «Об аудиторской деятельности»[1], правила (стандарты) аудиторской деятельности имеют принципиальное значениене только для решения внутренних проблем. Они способствуют лучшей интеграции российскогоаудита в систему международных экономических отношений, обеспечит признание отечественногоаудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации.
Такое признание не станет возможным также без строгого соблюденияэтики аудиторов, которой придерживаются во всех экономически развитых странах. Сэтой позиции интересен тот факт, что еще несколько лет назад проблемы этическогорегулирования аудиторской деятельности многими ее участниками практически игнорировались.Даже некоторые общественные профессиональные аудиторские организации, которые, казалосьбы, по определению должны иметь этические кодексы, не занимались этими вопросами.Свою позицию они объясняли тем, что гораздо важнее и нужнее закон об аудите, а этика- может и подождать. Хотя без урегулирования профессиональных этических обязательстваудиторы обходятся с трудом. Примером последнего утверждения может служить хотябы тот факт, что вряд ли в каком-либо солидном договоре на оказание аудиторскихуслуг может отсутствовать обозначение обязательств по соблюдению конфиденциальностиинформации сторон.
В то же время недостаточно только принять те или иные нравственныекритерии в профессиональной деятельности. Гораздо труднее наполнить их реальнымсодержанием. При этом следует иметь в виду, что не все в профессиональной этикеможет быть регламентировано раз и навсегда. Во-первых, потому, что этика в значительноймере касается межличностных отношений, которые характеризуются бесчисленным множествомвозникающих ситуаций. Во-вторых, отследить соблюдение некоторых положений (например,об интеллектуальной честности и свободе от предрассудков) не под силу, наверное,никому. Но там, где это возможно (скажем, в отношении независимого статуса аудиторов),детальная регламентация должна приветствоваться.
К настоящему времени созрели условия для усиления роли в регулированииаудиторской деятельности профессиональных объединений аудиторов, был принят законо переходе отечественного аудиторского рынка на саморегулирование.
В целом же истекшие двадцать лет рыночных преобразований в Россиизаставили экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемыуправления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятийи практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различныхэлементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе, международногоопыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка.А поскольку рынок России развивается не на пустом месте, то нужно максимально использоватьнаши собственные достижения, немалый российский опыт в области управления и контроля,при этом опираясь на положительные примеры Запада.
Таким образом, в курсовой работе были рассмотрены вопросы о содержанииаудита, проанализированы этапы становления аудита в России и мире, выявлены основныепроблемы аудита в России и намечены пути их решения. В итоге можно сделать вывод,что аудиторская деятельность в России, находится в настоящее время на этапе становленияи направление ее развития будет зависеть не только от государства, но и от самихучастников процесса аудита, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы,связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье»российской экономики в целом.
Список использованных источников
1. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]:[федер. Закон: от 30 декабря 2008 г.] // Гарант: справ. Правовая система. Законодательство.
2. Российская Федерация. Законы. О саморегулируемых организациях [Электронныйресурс]: [федер. Закон: от 01 декабря 2007 г.] // Гарант: справ. Правовая система. Законодательство.
3. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральных правил (стандартов)аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: [пост. Правительства Рос. Федерации:от 23 сентября 2002 г.] // Гарант: справ. Правовая система. Законодательство.
4. Российская Федерация. Правительство. О внесении дополнений в федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: [пост. ПравительстваРос. Федерации: от 4 июля 2003 г.] // Гарант: справ. Правовая система. Законодательство.
5. Российская Федерация. Правительство. О внесении дополнений в федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: [пост. ПравительстваРос. Федерации: от 7 октября 2004 г.] // Гарант: справ. Правовая система. Законодательство.
6. Российская Федерация. Правительство. О внесении дополнений в федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: [пост. ПравительстваРос. Федерации: от 16 апреля 2005 г.] // Гарант: справ. Правовая система. Законодательство.
7. Российская Федерация. Правительство. О внесении дополнений в федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: [пост. ПравительстваРос. Федерации: от 25 августа 2006 г.] // Гарант: справ. Правовая система. Законодательство.
8. Российская Федерация. Правительство. О внесении дополнений в федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: [пост. ПравительстваРос. Федерации: от 22 июля 2008 г.] // Гарант: справ. Правовая система. Законодательство.
9. Российская Федерация. Правительство. О внесении дополнений в федеральныеправила (стандарты) аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: [пост. ПравительстваРос. Федерации: от 19 ноября 2008 г.] // Гарант: справ. Правовая система. Законодательство.
10. Российская Федерация. Министерство финансов. Программа проведения квалификационныхэкзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора [Электронный ресурс]:[приказ Мин. фин.: от 5 октября 2010 г.] // Гарант: справ. Правовая система. Законодательство.
11. Адамс Р. Основы аудита [Текст]: пер. с англ. / Р. Адамс. — М.: Изд. Объединение«ЮНИТИ», 1995. — С.7.
12. Алексеева Д.Г. Российское предпринимательское право [Текст]: учеб. пособие/ Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев. — М.: Проспект, 2010. — 1072 с.
13. Басалай С.И., Актуальные проблемы аудита в России [Текст] / С.И. Басалай,Л.И. Хоружий. — М.: БУКВИЦА, 2000. — 162 с.
14. Бычкова С.М. Контроль качества аудита [Текст]: учеб. пособие / С.М. Бычкова,Е.Ю. Итыгилова. — М.: Эксмо, 2008. — 2008 с.
15. Гутцайт Е.М. Методологические проблемы аудита [Текст] / Е.М. Гутцайт // Аудити финансовый анализ. — 2003. — № 1. — С.160-245.
16. Гутцайт Е.М. Технологические проблемы аудита [Текст] / Е.М. Гутцайт // Аудити финансовый анализ. — 2003. — № 3. — С.90-115.
17. Данилевский Ю.А. Разработка общероссийских правил (стандартов) аудиторскойдеятельности [Текст] / Ю.А. Данилевский // Бухгалтерский учет. — 2000. — № 6.
18. Кудряшов Д.А. Правовые основы аудиторской деятельности и методика проведенияаудита [Текст] / Д.А. Кудряшов, З.Х. Нигматуллина // Аудит и финансовый анализ.- 2002. — № 1. — С.30-41.
19. Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. [Текст] Я.В. Соколов.- М.: Финансы и статистика, 1991. — 400 с.
20. Терехов А.А. Аудит [Текст] / А.А. Терехов — М.: Финансы и статистика, 2001.- 512 с.
21. Чая В.Т. Качество аудиторской деятельности: проблемы и решения [Текст] /В.Т. Чая // Внедрение МСФО в кредитной организации. — 2006. — № 10. — С.25-37.
22. Чикунова Е.П. Этические критерии аудита [Текст] / Е.П. Чикунова // Настольныйаудитор бухгалтера. — 2000. — № 2. — С.3-15
23. Авдеев В. Сколько заплатили российские клиенты за аудиторский бренд«Большая четверка» в 2009 году [Электронный ресурс]: статья. / аудиторАвдеев В. — М., 2010. — Режим доступа: www.audit-it.ru (дата обращения 30.12.2010).
24. Романова С. Аудиторский рынок в России [Электронный ресурс]: статья. / канд.экономич. наук Романова С. — М., 2010. — Режим доступа: www.rb.ru (дата обращения 30.12.2010).