Этические нормы профессионального поведения аудиторов, определены в Кодексе этики аудиторов Республики Беларусь. Доверие общества к аудиторам зависит не только от профессиональной подготовки, знаний и опыта, но и от соблюдения этических норм и правил поведения. Аудитор, подвергшийся критике своих коллег по поводу этики профессионального поведения, должен дать объяснение коллегам. В случае несогласия с критикой аудитор имеет право на объективное публичное рассмотрение своих действий комиссией, созданной аудиторской палатой. По желанию аудитора расследование может проводиться конфиденциально. Каждый аудитор должен принимать все меры для создания и поддержания доверия и уважения к своей профессии, защищать нравственные, моральные ценности от всех возможных нарушений и посягательств (2, с.1). Кодекс этики аудиторов включает в себя 12 основных правил.
Правило 1. Профессионализм, знания и компетентность
Аудитор должен:
– выполнять свои обязанности честно и добросовестно с профессиональным умением, компетентностью и усердием;
– заботиться о престиже своей профессии, проявлять себя достойным доверия, возложенного на профессию аудитора обществом и заказчиком;
– постоянно повышать свою профессиональную квалификацию путем изучения нормативных документов по бухгалтерскому учету, хозяйственному и налоговому законодательству, других законодательных актов, норм и стандартов аудита;
– гарантировать заказчику оказание аудиторских услуг высокого качества, основанных на современных методиках, законодательных иных нормативных актах за счет постоянного поддержания на должном уровне своих профессиональных знаний.
Аудитор не должен оказывать заказчику аудиторские услуги, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций, выводов, заключений.
Аудитор не может оказывать профессиональные услуги, не владея бухгалтерскими и аудиторскими приемами — методами анализа и оценки активов и пассивов, доскональным знанием законодательства и нормативной базы в области учета и налогообложения. При оказании аудиторских услуг аудитор обязан максимально применять свои знания и опыт.
Минимально необходимые профессионально-образовательный уровень знаний и стаж практической работы аудитора определены Законом Республики Беларусь “Об аудиторской деятельности”.
Гарантией качественного оказания аудиторских услуг является соблюдение требований законодательных и нормативных актов, аудиторских стандартов и методик.
Повышение профессиональной квалификации аудиторов подразумевает постоянное обновление знаний путем систематического изучения утвержденных и принятых законодательных, нормативных и инструктивных материалов, норм и стандартов по аудиту, а также посредством семинаров по различным вопросам финансовой, экономической деятельности субъектов хозяйствования.
Правило 2. Профессиональная независимость
Аудитор, оказывая профессиональные услуги, должен быть независим в своем суждении при проведении аудита, выполнять свои профессиональные обязанности объективно и беспристрастно. В противном случае он должен отказаться от их выполнения.
Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственного органа управления, никакие государственные органы, заказчики аудита и любая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудитора.
Аудитор при проведении аудиторских проверок не должен выполнять указаний какой-либо организации или физического лица, придающих проверке тенденциозный, целенаправленный характер.
Мнение аудитора по финансовым вопросам не должно зависеть от суммы оплаты за выполненную работу.
При оказании консультационной помощи аудитор должен стремиться к защите интересов заказчика, отыскивать и рекомендовать законные пути, облегчающие его коммерческую или хозяйственную деятельность. Аудитор не должен превращаться в сборщика отрицательных факторов, разоблачителя и обвинителя. Замечания в адрес заказчика должны быть доведены в корректной форме как пожелания, советы, рекомендации и т.п. Однако аудитор должен сознавать, что чрезмерная поддержка заказчика, фактически ставящая аудитора в положение работника заказчика, может отрицательно сказаться на его независимости.
Получение от заказчика товаров и услуг может быть угрозой независимости. Товары и услуги не должны приниматься аудитором или близкими ему родственниками бесплатно или на более льготных условиях.
Аудитор не должен получать ссуду от заказчика или иметь займы банка, гарантируемые заказчиком. Это не относится к ссудам банков при выполнении обычных процедур кредитования. Финансовая связь с заказчиком отрицательно скажется на независимости аудитора.
Уставным капиталом аудиторской организации должны владеть аудиторы. Может допускаться владение капиталом аудиторской организации другими лицами при условии, что не менее 70 % уставного капитала и право голоса остается за аудиторами.
Кроме указанных этических принципов независимости аудитора могут быть, как это показывает зарубежный опыт, и другие. Так, один и тот же аудитор не может проводить проверки на предприятии в течение многих лет (более 5— 7), в связи с чем должна быть предусмотрена ротация аудиторов.
Правило 3. Честность, справедливость и объективность.
Аудитор должен быть честным в своей профессиональной работе, не должен вызывать предубеждения и влиять на других, чтобы исказить объективность.
Аудитору должно быть присуще беспристрастное отношение к объекту проверки, он не должен принимать участие в конфликте интересов субъектов хозяйствования и сознательно предоставлять факты неточно и предвзято.
Аудитор, выступая в различных качествах, должен быть правдивым и честным при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Аудитор обязан быть справедливым и не допускать, чтобы предрассудки, предвзятость и другие факторы оказывали влияние на объективность его мнения.
Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления аудитора в любой форме.
Правило 4. Конфиденциальность
Аудитор обязан:
– гарантировать заказчику конфиденциальность представляемых, им и выявленных в ходе аудиторских работ сведений и данных результатов проверки и финансового состояния заказчика;
– не использовать в своих целях или в интересах третьих лиц полученную в результате аудиторской проверки информацию;
– обеспечить сохранность документов, полученных на проверяемом субъекте хозяйствования, а также составленных в ходе проверки.
Конфиденциальность подразумевает неразглашение аудитором во всех случаях полученной в процессе оказания аудиторских услуг информации, за исключением случаев:
– когда это разрешает заказчик с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;
– когда это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов;
– для защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями заказчика;
– когда заказчик намеренно и незаконно вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам.
Аудитор несет ответственность по действующему законодательству за использование информации в личных целях и несанкционированное разглашение служебной информации третьим лицам.
Конфиденциальность полученной информации сохраняется аудитором и после прекращения отношений между ним и заказчиком.
Аудитор обязан сообщать заказчику в ходе проведения аудита в письменной форме о фактах, свидетельствующих о серьезных нарушениях законодательства Республики Беларусь, в результате которых предприятие или государство понесли либо могут понести ущерб.
Правило 5. Несовместимые, дискредитирующие действия
Несовместимые действия аудитора регламентированы Законом Республики Беларусь “Об аудиторской деятельности”.
Аудитору, занимающемуся аудиторской деятельностью, запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности, за исключением преподавательской и научной деятельности, а также не вправе совершать действия, дискредитирующие его профессию, а именно:
– отказываться возвращать заказчику документы, даже если он не оплатил за оказанные аудиторские услуги;
– вносить фиктивные или неточные записи в бухгалтерские (финансовые) отчеты;
– не соблюдать принятые аудиторские нормы и стандарты;
– привлекать заказчиков путем обмана, введения в заблуждение и южных утверждений или действий, так как это может привести к снижению эффективности и качества аудита;
-выдавать аудиторские заключения без доскональной проверки вопросов, изложенных в этом заключении, а также выдавать заключения, не соответствующие действительному положению дел.
Правило 6. Вежливость и внимание к заказчику
Аудитор обязан проявлять к заказчику доброжелательное, вежливое и внимательное отношение. Поведение и внешний облик аудитора должны соответствовать нормам делового этикета и вызывать у заказчика уважение к профессии аудитора.
Вежливость и предусмотрительность при общении с заказчиком должны быть для аудиторов одним из основных правил. И хотя такт и дипломатичность очень важны, у заказчика должна быть полная ясность в позиции аудитора по основным вопросам. Ни один аудитор не подчинит соображениям вежливости свои суждения и выводы и не изменит лишь из вежливости свое объективное мнение.
Аудитор, работая у заказчика, не имеет права демонстрировать свое превосходство, показывать разницу в образовательном уровне между собой и заказчиком, позволить себе быть небрежным, грубым и невнимательным. Правила вежливости должны быть соблюдены в любых случаях, даже если заказчик и не прав.
Правило 7. Налоговые отношения
Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах; они не должны сознательно занижать налогооблагаемую базу как свою, так и заказчика или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц.
При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами заказчика. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения заказчика от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибок в расчетах и уплате налогов, аудитор обязан в письменной форме сообщить руководителю субъекта хозяйствования и предупредить о возможных последствиях, а также о путях исправления нарушений и ошибок.
Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять заказчику только в письменной форме. При этом не следует обнадеживать заказчика в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также необходимо предупредить заказчика, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом субъекте хозяйствования.
Правило 8. Отношения между аудиторами
Аудитор должен стремиться к установлению доброжелательных, деловых отношений с коллегами по профессии и совместной работе воздерживаться от необоснованной критики деятельности других аудиторов, аудиторских организаций, не допускать привлечения заказчика средствами, которые могут привести к принижению роли профессии аудитора.
Аудитору необходимо соблюдать исключительную корректность и тактичность в процессе общения с коллегами и сотрудниками. Он не имеет права перекладывать на кого-либо свою ответственность за дачу аудиторских заключений о финансовом состоянии заказчика.
Критические замечания по поводу действий коллег по совместно выполняемой работе аудитор должен высказывать объективно, только лишь после выяснения всех обстоятельств, при которых они были совершены.
Если заказчику потребуются услуги, которые аудитор в силу разных обстоятельств не сможет исполнить, то он (аудитор) с согласия заказчика может пригласить другого аудитора.
Аудиторы, привлекаемые к оказанию услуг, обязаны воздерживаться от обсуждения с представителями заказчика деловых и профессиональных качеств других аудиторов, проявлять максимальную лояльность к коллегам.
Взаимоотношения сотрудников и аудиторской организации должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг.
Аудитор, перешедший в другую аудиторскую организацию, обязан воздерживаться от осуждения или восхваления своих прежних коллег, от обсуждения с кем бы то ни было методов работы в прежней организации.
Руководители аудиторских организаций должны воздерживаться от обсуждения с третьими лицами профессиональных и личных качеств своих бывших сотрудников и коллег, за исключением случаев, когда эти бывшие сотрудники нанесли своими действиями имущественный ущерб профессии аудитора и интересам аудиторской организации.
Аудитор, в случае прекращения трудовых отношений с аудиторской организацией, обязан добросовестно и в полном объеме передать всю имеющуюся у него документальную и иную информацию, не оставляя у себя копий, черновых записей, рабочих документов, связанных с аудиторскими проверками.
Правило 9. Реклама
Реклама аудиторских услуг должна содержать правдивую и достоверную информацию об аудиторских организациях и аудиторах.
Аудитор может принимать меры, чтобы получить преимущество благодаря рекламе в средствах массовой информации.Информировать заказчика и общество необходимо объективно, информация должна быть правдивой и достоверной, содержать реквизиты лицензии.
Не допускается назойливое предложение аудиторских услуг, вызывающее раздражение (рассылка писем, факсов, телефонные звонки).
При рекламе нельзя представлять информацию, вводящую в заблуждение заказчика; составлять необъективные, самовосхваляющие положения; проводить сравнения с другими аудиторами; указывать виды услуг, выполнение которых запрещено Законом Республики Беларусь “Об аудиторской деятельности”.
Аудиторы обязаны воздерживаться от участия в различного рода сравнительных исследованиях и рейтингах, результаты которых предполагается публиковать для всеобщего сведения, либо от оплаты услуг журналистов, публикующих благоприятную информацию о них.
Правило 10. Оплата за аудиторские услуги
Оплата за аудиторские услуги производится в зависимости от объема и сроков выполнения работы. Отношения между аудиторами и заказчиком строятся на основе договора, в котором оговаривается сумма оплаты за оказанные услуги и ответственность сторон.
Аудитор не должен заключать договор на проведение аудита, если стоимость работ ставится в зависимость от достижения определенного результата.
В случае, возникновения материальной заинтересованности в результатах деятельности проверяемого объекта, аудитор должен отказаться от проведения аудита.
Определение соответствующих ставок — дело каждого аудитора. Оплата труда аудитора должна отражать стоимость услуг профессионального характера, выполненных для заказчика, с учетом времени, затраченного аудитором, на выполнение аудиторских услуг и объема работ.
Заказчик и аудитор должны быть заинтересованы в том, чтобы соглашения по оплате были оформлены до начала выполнения обязательств, что позволило бы избежать непонимания в отношении оплаты.
Правило 11. Разрешение конфликтов
Определенные ситуации могут привести к возникновению конфликтов между аудитором и заказчиком, аудитором и руководителем аудиторской организации, между аудиторами.
В случае возникновения конфликта аудитору следует предпринять следующее: проанализировать проблему конфликта с непосредственным руководителем. Если проблема не разрешается, то аудитор может обратиться в Министерство финансов (Главное управление по аудиту), а при невозможности разрешения — в судебном порядке.
Правило 12. Соответствие настоящего Кодекса международным нормам
Нормы профессионального поведения, определяемые настоящим Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров (IРА) и проекте Кодекса профессиональной этики аудиторов, разработанного рабочей группой по аудиту Координационного совета по методологии бухгалтерского учета стран СНГ.
Аудиторская фирма, проводя рекламу в прессе и на радио, публично заявляет о своих профессиональных достоинствах по сравнению с другими аудиторскими фирмами и стоимости своих услуг. Является ли такая реклама нарушением аудиторской этики и, если да, то что нужно изменить, чтобы исправить положение?
В соответствии с Кодексом этики аудиторов, запрещается проводить сравнение с другими аудиторами, а следовательно и с аудиторскими фирмами. Необходимо убрать из рекламы сравнение с другими аудиторскими фирмами и сделать упор на стоимости своих услуг. Определение соответствующих ставок – дело каждого аудитора. Оплата труда аудитора должна отражать стоимость услуг профессионального характера, выполненных для заказчика, с учетом: времени, затраченного аудитором на выполнение аудиторских услуг; объема работ.
Задача.
Предприятие по договору о совместной деятельности передает для ее осуществления следующее имущество: основные средства первоначальной стоимостью 480 000 руб. (сумма износа 120 000 руб.); материалы стоимостью 360 000 руб.; готовая продукция стоимостью 320 000 руб. В учете были произведены следующие записи:
Д-т 79 – К-т 01 – 360 000 руб. – на остаточную стоимость переданных основных средств;
Д-т 02 – К-т 01 – 120 000 руб. – на сумму износа переданных объектов;
Д-т 79 – К-т 10 – 360 000 руб. – на стоимость переданных материалов;
Д-т 79 – К-т 43 – 320 000 руб. – на стоимость переданной готовой продукции.
Проанализируйте правильность отражения совместной деятельности в учете.
Счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» представляет собой расчеты с филиалами, представительствами и другими подразделениями, выделенные на отдельные балансы, но включаемые в общий баланс организации.
Аналитический учет по счету 79 ведется отдельно по каждому филиалу, отдельно и по видам расчетов. Уведомление по внутрихозяйственным операциям производится путем письменных извещений.
Записи по 79 счету будут следующие:
Д-т 01 В – К-т 01 – 480 000 руб. на первоначальную стоимость выбываемого объекта;
Д-т 02 – К-т 01 В – 120 000 руб. – списывается начисленная амортизация выбываемого объекта;
Д-т 58 – К-т 01 В – 360 000 руб. на остаточную стоимость переданных основных средств;
Д-т 58 – К-т 10 –– стоимость переданных материалов 360 000 руб.;
Д-т 58 – К-т 43 – 320 000 руб. – на стоимость переданной готовой продукции.