Аудиторская проверка операций на расчетном счете и прочих счетов в банке на примере ООО "ДЛ-Холдинг"

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Кафедра бухгалтерского учета и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Аудит»
на тему«Аудиторская проверка операций на расчетном счетеи прочих счетов в банке на примере ООО «ДЛ-Холдинг»
Выполнил: студент гр.
ЭАЗс-06-02
В.А. Пегова
Проверил: Доцент
Р.Р. Сафина
Уфа 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Цели, задачиаудита расчетного счета и прочих счетов в банке
1.1 Целиаудиторских проверок расчетного счета и прочих счетов в банке
1.2 Задачиаудиторской проверки расчетного счета и прочих счетов в банке
1.3Законодательные и нормативные документы
2 Источникиинформации
3 Аудиторскаяпроверка расчетного счета и прочих счетов в банке на примере ООО «ДЛ-Холдинг»
3.1Характеристика предприятия
3.2 Планированиеаудита расчетного счета и прочих счетов в банке
3.3 Аудиторскаяпроверка расчетного счета и прочих счетов в банке
4 Ошибки, выявленныев процессе аудита. Завершение удиторской проверки
4.1 Типичныеошибки, выявленные в процессе аудита
4.2 Завершениеаудиторской проверки ООО «ДЛ-Холдинг»
Заключение
Списокиспользованных источников
Приложение А.Письмо-предложение
Приложение Б.Письмо-обязательство
Приложение В.Договор на проведение аудиторских услуг
Приложение Г.План аудиторской проверки
Приложение Д.Программа аудиторской проверки.
Приложение Е.Запрос банку о подтверждении остатков по счетам
Приложение Ж.Сводная ведомость
Приложение З.Письмо аудитора от экономического субъекта
Приложение И.Письмо-информация аудитора руководству ООО «ДЛ-Холдинг» по результатам аудита
Приложение К.Аудиторское заключение      
Приложение Л.Акт об оказании услуг по договору

ВВЕДЕНИЕ
Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственнуюдеятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями,организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Этивзаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессезаготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требованийосуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами междупредприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.
В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелоеиспользование денежных средств может приносить предприятию дополнительныйдоход, и, следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложениивременно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.
Постоянносовершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывноевозобновление многообразных расчётов. Правильная организация расчетных операцийобеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в нейдоговорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.
Денежные средства –это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможныеобеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависитсвоевременность погашения кредиторской задолженности предприятия.
В данной курсовойработе рассмотрены вопросы аудита денежных средств на расчетных и прочих счетахв банке.
При кажущейся простотеучета денежных расчетов, тем не менее, многие практические работники допускаютгрубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Этопорой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в видештрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируютсоблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуютприменению наиболее целесообразных форм расчетов.
Целью данной работы является составление программы проведения аудиторскойпроверки операций на расчетном счете и операций по счетам в банках, определениепроцедур проведения проверки операций с денежными средствами ипоследовательность их составления.
При изучении указанной темы были поставлены следующие задачи:
– Изучитьисточники информации, цели, задачи;
– Определитьзаконодательные и нормативные акты, с помощью которых проводится аудит операцийна расчетном счете и прочих счетов в банке;
– Описатьпорядок формирования отчета о движении денежных средств;
– Датькраткую характеристику отчета по результатам проведенной проверки.
В первой главе обозначаются цели и задачи аудиторскойпроверки расчетного счета и прочих счетов в банке, а также показаны основныезаконодательные и нормативные акты проверки. Во второй главе определеныисточники инфоомации. В третьей главе описана процедура и методика аудиторскойпроверки денежных средств на расчетных, и прочих счетах в банках на примере ООО«ДЛ-Холдинг». В четвертой главе перечисляются типичные ошибки, выявленные впроцессе аудита ООО «ДЛ-Холдинг», а также приводится аудиторское заключение изавершение аудиторской проверки ООО «ДЛ-Холдинг».

1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИАУДИТА РАСЧЕТНОГО СЧЕТА И ПРОЧИХ СЧЕТОВ В БАНКЕ 1.1 Целиаудиторских проверок расчетного счета и прочих счетов в банке
Целью аудиторской проверки операций по расчетному счету являетсяустановление соблюдения экономическими субъектами правил ведения, а такжеполноты и точности отражения в учете банковских операций по расчетному счету.
Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете:
– Правильность оформления расчетных документов в банке.
– Целесообразность совершенных операций.
– Соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности илиформам оплаты согласно договора.
– Соответствие остатка денег на расчетном счете с балансомпредприятия.
– Правильность обобщения всех хозяйственных операций насинтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и вГлавной книге.
Цель аудита расчетов и прочих операций в банках:
– Проверить своевременность отражения в учете операций на прочихсчетах.
– Изучить, какие открыты у предприятия прочие счета.
– Проверить правильность составления бухгалтерских записей и ихсоответствие выпискам банка и журналу-ордеру №3.
– Проверить соответствие журнала-ордера №3 записям в Главной книгеи в балансе предприятия.
– При открытии аккредитивных счетов изучить договор с предприятиемпо аккредитивной форме.1.2 Задачи аудиторской проверки расчетного счета и прочихсчетов в банке
При проверке операций на расчетном счете, прежде всего аудиторустанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличиинескольких таких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический исинтетический учет по каждому из них.
Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выпискахи приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить,подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующимипервичными документами.
При аудите операций по расчетному счету необходимо обратить внимание наследующее:
– соответствие сумм в выписках банка суммам, указанным вприложенных к ним первичных документах;
– правильность и полноту зачисления денег, сданных в банк наличными;
– правильность отражения конвертации рубля;
– наличие штампа банка на первичных документах, приложенным квыпискам (в случае выявления документов без штампа банка, проводится встречнаяпроверка в банке);
– обоснованность перечисления денежных средств акцептованнымиплатежными поручениями через почтовые отделения связи, а также достоверностьпочтовых адресов получателей (депонированной зарплаты, алиментов и т.п.);
– правильность составления бухгалтерских проводок по операциям вбанке;
– полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним(остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету долженравняться остатку средств на начало периода в следующей выписке).
Если в выписке будут обнаружены подчистки и не оговоренные в письменномвиде исправления, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.
В итоге, задачами проверки операций по расчетным счетам являетсянеобходимость удостоверения в:
– полноте выписок банка, первичных денежно-расчетных и платежныхдокументов;
– осуществлении денежно-расчетных операций по платежным документам,оформленным надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательных инормативных актов;
– соответствии денежно-расчетных документов (платежных поручений)платежным документам (счетам, счетам-фактурам);
– наличии разрешительных подписей руководства на оплату платежныхдокументов;
– правильности отражения в учете и бухгалтерской отчетностиопераций по расчетным счетам;
– наличии письменного уведомления налогового органа об открытии изакрытии банковских счетов в 10-дневный срок;
– выявлении «ключевых по риску» денежно-расчетных операций(операций, составляющих учетные области с повышенным внутренним риском).
Последняя задача является наиболее важной при проверке операций порасчетным счетам, так как ее выполнение позволяет достаточно быстро (вследствиенаглядности экономической сути операций, отраженных денежно-расчетнымидокументами) выявить учетные области с повышенным внутренним риском исосредоточить на них внимание, например путем применения процедурыпрослеживания документов.
Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по аккредитиву, почекам, иным платежным документам, ведется на счете 55 «Специальные счета вбанках». К нему могут быть открыты следующие субсчета: 55-1 «Аккредитивы», 55-2«Чековые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др.
– Если на предприятии ведутся подобные расчеты, то аудиторунеобходимо проверить:
– правильность и законность применения аккредитивной формырасчетов;
– правильность документального оформления операций, оплаченныхчеками из лимитированных и не лимитированных чековых книжек;
– наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (еслитакие операции были);
– полноту и правильность документального оформления операций подвижению средств целевого финансирования, поступивших от родителей и из прочихисточников на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т.д.);
– предоставлены ли балансы и другие необходимые документы отструктурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;
– правильность составления бухгалтерских проводок;
– соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55(сверяется с главной книгой и журналом-ордером N 3).1.3Законодательные и нормативные документы
При проверке операций на расчетном счете и прочих счетах в банке аудитордолжен руководствоваться следующими нормативными и законодательными актами:
1) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;
2) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г.;
3) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.);
4) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от31.10.2000г.);
5) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовыхобязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);
6) Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» №2-П от03.10. 2002г. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.2008 N 1964-У);
7) Указание Центрального банка Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 1256-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 03.10.2002 г. № 2-П«О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
8) ФЗ РФ «О валютном регулировании ивалютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003г. (в ред. Федеральных законовот 22.07.2008 N 150-ФЗ);
9) Налоговый кодекс РФ (ч. I), утв. Федеральным законом № 146-ФЗ от 31.07.98 (принят ГД ФСРФ 16.07.1998) (ред. от 30.12.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с01.03.2007);
10) Указ Президента Российской Федерации№ 1005 от 23.05.94 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народномхозяйстве» (в ред. Указов Президента РФ от 17.05.2007 N 637);
11) Указание ЦБ РФ №1451-У от 15. 06. 2004 г. «Об упорядочении отдельных актов банка России» (в ред. Указания ЦБ РФ от 04.05.2005 N 1576-У);
12) Положение Банка России «О порядкепокупки и выдачи иностранной валютыдля оплаты командировочных расходов» № 62 от 25.06.97.;
13) Кодекс РФ об административных правонарушениях;
14) Гражданский кодекс РФ.

2ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Все источники информации по аудиту операций расчетного счета можноразделить на группы: первичные документы, регистры бухгалтерского учета,бухгалтерская отчетность.
К первичным документам, которые являются источниками информации по аудитурасчетного счета в банке, относятся:
– банковские выписки с расчетного счета;
– первичные денежно-расчетные документы (поручения,требования-поручения, инкассовые требования, объявления на взнос наличными идр.);
– первичные платежные документы (счета, счета-фактуры);
– договоры банковских счетов;
– машинограммы по счетам (51,55,57);
– приказ об учетной политике организации;
– сведения о рублевых, валютныхи прочих счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих натерритории Российской Федерации;
К регистрам бухгалтерского учета, которые являются источниками информациипо аудиту расчетного счета в банке относятся:
– журнал-ордер №2 и ведомость №2 (при журнально-ордерной формеучета);
– карточка и анализ счета 51 (при автоматизированном учете);
– карточка и анализ счета 55 (при автоматизированном учете);
– главная книга (счет 51 – расчетный счет: Дт – суммы поступившиена расчетный счет, Дт51-Кт62 – расчеты с заказчиками, Дт60-Кт51 – оплатапоставщикам);
– журнал-ордер №1 (при журнально-ордерной форме учета);
– регистры синтетического учета операций на счетах в банке.
К бухгалтерской отчетности, в которой содержится информация дляпроведения аудита операций на расчетном счете в банке относятся:
– форма №1 «Бухгалтерский баланс»;
– форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
– форма №4 «Отчет о движении денежных средств»;
– форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
Также к источникам информации для аудиторской проверки расчетного счета ипрочих счетов банке относится налоговая отчетность (сведения о рублевых счетахи счетах в иностранной валюте).
По приказу об учетной политикеаудитор знакомится:
– с рабочим планом счетов,используемых для отражения операций по счетам в банке;
– документооборотом (графикомдокументооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств насчетах в банке;
– перечнем лиц, которымпредоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям насчетах в банке.
Источники информации при проверкеопераций на специальных счетах в банке также делятся на первичные документы ирегистры бухгалтерского учета.
К первичным документам, которыеявляются источниками информации для аудиторской проверки специальных счетов вбанке, относятся:
– при аккредитивной форме расчетов: договора, заявление на открытиеаккредитивного счета, соответствие выплаченных сумм товарно-транспортнымнакладным при отгрузке;
– при расчете чековыми книжками – проверяется корешки чековыхкнижек, при установлении лимита – правильность использования лимита, проверкадостоверности возникшей оплаты по чеку;
– депозитные счета – наличие документов подтверждающих перечислениеденежных средств на депозитные счета;
К регистрам бухгалтерского учетаотносятся:
– журнал-ордер №3;
– Главная книга.
Помимо внутренних документов,источниками информации могут являться внешние источники:
– официальные публикации вюридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах имонографиях;
– статистические данные,официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты;
– нормативные и законодательныеакты, регламентирующие деятельность проверяемого субъекта;
– в результате посещенияспециальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий;
– запросы третьим лицам;
– консультации с аудитором,который проводил аудит в предыдущие периоды;
– учредительные документы,протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты и договоры, планыи бюджеты;
– опрос персонала,непосредственно не связанного со сферой учета операций на расчетном счете ипрочих счетах в банке;
– в результате работы спривлеченными специалистами-экспертами;
– материалы налоговых провероки судебных процессов.

3 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТНОГО СЧЕТА И ПРОЧИХ СЧЕТОВ В БАНКЕ НАПРИМЕРЕ
ООО «ДЛ-ХОЛДИНГ» 3.1 Характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «ДЛ-Холдинг» являетсяюридическим лицом. Номер ИНН 027811925612. Форма собственности – частная.
Видами деятельности общества является оптовая и розничная торговля вассортименте:
– промышленное оборудование;
– арматура.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в структурныхподразделениях возлагается на руководителей подразделений.
Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведениябухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурнымиподразделениями, службами и работниками Общества, имеющими отношение к учету,требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учетадокументов и сведений.
Бухгалтерский учет, контроль, методологическое руководство, составлениебухгалтерской отчетности, представление ее в установленные сроки и адресаосуществляется управлением бухгалтерского учета, отчетности и контроля,созданным в структуре Общества, возглавляемым на главного бухгалтера ООО«ДЛ-Холдинг».
При освобождении главного бухгалтера сдачу дел производитвновь назначенному бухгалтеру, в процессе которой проводить проверку состояниябухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением акта приема-сдачидел.
Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскаяотчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленнымпорядком и сроками. Ответственность за организацию хранения несет руководитель.
Ответственность за обеспечение сохранности в период работы сними и своевременную сдачу их в архив несет главный бухгалтер.
В ООО «ДЛ-Холдинг» существуеттолько один отдел, который выполняет функции 3-х отделов: финансового,экономического, бухгалтерского. Здесь ведутся все кассовые операции,заполняются отчетные документы, ведется учет доходов и расходов. Так же ведетсяучет труда и заработной платы, определяются виды налогов, их ставки иналогооблагаемую базу отчисляемых фирмой, выполняет исчисление налогов и другихплатежей.
Расчетыосуществляются преимущественно в безналичной форме. Безналичные расчетыпроизводятся путем перечисления (перевода) денежных средств с расчетного счетаплательщика на счет получателя с помощью кредитных или расчетных банковскихопераций. При этом соответствующие учреждения банков выступают посредниками врасчетах между организациями.
ПредприятиеООО «ДЛ-Холдинг» открыло расчетный счет в банке. Банк присвоил номеррасчетному счету: №40702810008990001437.
Расчетныйбанковский счет используется предприятием для приема и передачи наличныхденежных средств, осуществления всех видов безналичных расчетов: поступлениеденежных средств за реализацию готовой продукции, выполненные работы и услуги,ссуды, кредиты, оплата поставщикам, погашение задолженности в бюджет и др. Нарасчетном счете аккумулируются свободные денежные средства предприятия.
Прием ивыдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основаниидокументов специальной формы. Наиболее распространенными из них являются:объявление на взнос наличными, чек, платежное поручение.
Предприятиеежедневно, получает от банка выписку со своего расчетного счета, котораясодержит перечень операций, произведенных за определенный период времени суказанием зачисленных и списанных сумм. К выписке банка прилагаются документы,полученные от самого предприятия, а также от других предприятий и организаций,на основании которых произведены операции.
Для учетаналичия и движения денежных средств на банковских расчетных счетах используетсяактивный счет 51 «Расчетный счет». Дебетовое сальдо счета показывает текущийостаток свободных денежных средств предприятия. Суммы зачисленных на расчетныйсчет денежных средств, поступление наличных денег из кассы отражаются подебетовой стороне счета 51. Списание сумм с расчетного счета, а также суммы,полученные предприятием наличными в кассу, отражаются по кредитовой сторонесчета. Основанием для бухгалтерских записей является выписка с расчетногосчета.
Предприятие ООО «ДЛ-Холдинг» обратилось к аудиторской организации ООО«Аудитор» с целью проведения обязательной аудиторской проверки. В данной работебудет рассмотрен раздел аудиторской проверки расчетного счета.  3.2 Планирование аудита расчетногосчета и прочих счетов в банке
Для проведения данной проверки расчетного счета будут использоватьсяследующие стандарты:
– Стандарт №3 «Планирование аудита»;
– Стандарт №4 «Существенность в аудите»;
– Стандарт №5 «Аудиторские доказательства»;
– Стандарт №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской)отчетности;
– Стандарт №7 «Внутренний контроль качества аудита»;
– Стандарт №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контрольосуществляемый аудируемым лицом»;
– Стандарт №11 «Применимость допущения непрерывности деятельностиаудируемого лица»;
– Стандарт №12 «Согласование условий проведения аудита»;
– Стандарт №14 «Учет требований нормативных правовых актовРоссийской Федерации в ходе аудита»;
– Стандарт №16 «Аудиторская выборка»;
– Стандарт №19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
– Стандарт №20 «Аналитические процедуры»;
– Стандарт №22 «Сообщение информации, полученной по результатамаудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
– Стандарт №23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемоголица»;
– Стандарт №26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской)отчетности.
Перед началомпроведения аудиторской проверки экономический субъект отправляет аудиторскойорганизации письмо-предложение на проведение аудита.
ООО «ДЛ-Холдинг» направило ООО «Аудитор» письмо – предложение напроведение аудита. Образец письма-предложения представлен в Приложении А.
На этапепредварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить,с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результатыожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудиторполучает согласие клиента на предоставление информации, необходимой дляпонимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние насоставление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ,который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрати их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономическойдеятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов итестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительнойэкспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости отустановленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономическойдеятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудиторуопределить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижаетпредпринимательский риск аудитора/>.
На основанииполученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлеченияспециалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов поналогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могутвозникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планированияаудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценкаобъема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договорана проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могутиспользовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельностиклиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля,эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степеньтипизации хозяйственных операций и т. д.
Послепринятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в егоадрес письмо о проведении проверки/>, где выражает своесогласие на проведение аудита.
После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляетв его адрес письмо о проведении проверки, где выражает свое согласие напроведение аудита. ООО «Аудитор» направляет в адрес ООО «ДЛ-Холдинг». Образецписьма о проведении проверки предоставлен в Приложении Б.
Затемоформляется договор на проведение аудиторской проверки, в которомсогласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этихусловий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающихболее низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.
Заключатьдоговор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформлениеотношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составленияобщего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский рискаудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения егодеятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключениядоговора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительныеубытки со стороны аудиторской организации.
В договоре на проведение аудиторской проверки согласовываются условия еепроведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки привозникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности вдостоверности финансовой отчетности.
Для того чтобы аудиторской организации согласиться на проведение аудита,необходимо оценить стоимость аудиторской проверки.
Формула для определения договорной цены аудиторских услуг выглядитследующим образом:

Ц = (( С *Т * К) *(1 + Д) * ( 1 + П)) * (1 + Н),
где Ц — договорная цена услуг, включая НДС;
С — стоимость одного часа работыаудитора;
Т — оценочное количество часов,затраченное на проверку;
К — количество привлеченных аудиторов;
Д — планируемая прибыль аудиторскойфирмы в процентах от фактической стоимости работ с учетом дополнительныхзатрат;
П — ставка налога на пользователейавтодорог в процентах;
Н — ставка НДС в процентах.
При этом П=1,0 %; Н=20%.
ООО «ДЛ-Холдинг» требуется провести обязательный аудит.
Для предприятия ООО «ДЛ-Холдинг» стоимость аудиторских услуг составит:
Ц = (500 * 35 * 3) * (1+0,80) * 1,001 * 1,2 = 113 513 руб.
В том числе НДС 18 919 руб.
Форма оплаты аванс + расчет. Цена исчислена исходя из трудоемкостиаудиторских процедур.
Образец договора о проведении аудиторских услуг представлен в ПриложенииВ.
Заключивдоговор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.
Перед составлением общего плана и программы проверкиаудитор должен оценить надежностьсистем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а такжеаудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственносоставления неправильного заключения по результатам проверки/>.Аудитор рассчитывает уровень существенности – предельное значение допустимойошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи междууровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности,тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость междуаудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определениихарактера объема процедур проверки, сроков проведения аудита/>.
Рассчитаем уровень существенности и размер аудиторского риска на примерепредприятия ООО «ДЛ-Холдинг».
Уровень существенности определяется исходя из определенных долей отбазовых показателей: баланса или показателей бухгалтерской отчетности.
Для нахождения существенности используем таблицу 1.
Таблица 1 – Определение уровня существенностиНаименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности Доля, % Значение, применяемое для нахождения уровня существенности Прибыль до налогообложения 3460818 5 173041 Объем продаж 8618457 2 172369 Валюта баланса 7578516 2 151570 Собственный каптал 1654543 10 165454 Общие затраты организации 6781061 2 135621
В столбец 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности ООО«ДЛ-Холдинг». Показатели в столбце 3 определены внутренней инструкциейаудиторской фирмы ООО «Аудитор» и применяются на постоянной основе. Столбец 4получаем умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенныйна 100%.
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(173041+172369+151570+165454+135621) / 5 = 159611 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(159611– 135621) / 159611 *100% = 15%,
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(173041 — 159611) / 159611 * 100% = 8 %
Оба значения отличаются от среднего ненамного, поэтому оба значенияоставляем.
Полученную среднюю величину округляем и получаем 159700 тыс. руб. Данныйпоказатель используем в качестве значения уровня существенности.
Аудиторский риск состоит из основных компонентов:
– внутрихозяйственный риск;
– риск средств контроля;
– риск необнаружения.
Аудиторский риск рассчитывается по формуле:
Ра =Рв * Рк * Рн,
где Ра – аудиторский риск;
Рв – внутрихозяйственный риск;
Рк – риск средств контроля;
Рн – риск необнаружения.
Выделяют несколько методов оценки внутрихозяйственного риска.
Первый и наиболее распространенный — аудитор дает оценку приблизительно, без конкретных цифровых расчетов, полагаясь больше на интуицию.
По второму методу оценка дается на основании тест-анкеты, в которой сопоставляется информация о состоянии дел как на предприятии, так и в отрасли в целом. Каждому фактору присваивается определенное количество баллов (от 0 до 5). После проведения тестирования полученные результаты суммируются и на основании формулы: 100% — (сумма баллов / 5) определяется величина риска.
Третий метод также основан на данных тест-анкеты. Речь идет о присвоении каждому вопросу соответствующей категории — 1, 2 или 3-й. Величина риска определяется в зависимости от суммы набранных баллов по всем положительным ответам. Необходимо добавить, что сумма баллов для определения интервала рассчитывается путем деления максимально возможного количества ответов на количество распределения уровней риска, т.е. на три — низкий, средний, высокий.
Мы будем рассчитывать внутрихозяйственный риск по второму варианту, на основании тест-анкет. Для этого заполним таблицу 2 и 3.
 
Таблица 2 – Оценка ведения учета
Показатель
Оценка (0-10)
Предварительная оценка образования, опыта и квалификации персонала бухгалтерии
3
Повышение квалификации, своевременность реагирования на изменения в законодательстве
3
Отсутствие чрезмерной загруженности персонала бухгалтерии
3
Отсутствие текучести персонала бухгалтерии
4
Выявление и анализ причин отклонений от плановых показателей
5
Принятие мер по сохранности учетных документов
4
Оценка надежности программного обеспечения
5
Итого
27
 
Для того чтобы заполнить строку 7 «Оценка надежности программного обеспечения» необходимо заполнить таблицу 3.
Таблица 3 заполняется следующим образом: при положительном ответе показателю присваивается значение 1, при отрицательном – 0. Затем полученные оценки суммируются и итоговая сумма заносится в строку 7 таблицы 2.
 
Таблица 3 – Оценка надежности программного обеспечения
Показатель
Оценка (0-1)
Наличие прав на используемое программное обеспечение
1
Комплексность программного обеспечения (единое для всех участков учета)
1
Автоматическое составление отчетности
1
Уровень компьютерной грамотности пользователей
1
Наличие программиста (системного администратора)
Наличие контроля доступа к учетной информации
Наличие паролей, защиты доступа к информации
Своевременность проверок на наличие вирусов
Своевременность обновления антивирусных программ
Своевременность сохранения информации
1
Итого
5
Вероятность внутрихозяйственного риска рассчитывается по формуле:
Рв = 1 – Ов / Овmax,
где Рв – внутрихозяйственный риск;
Ов – фактическое количество баллов по результатам теста учетной системы;
Овmax – максимальное количество баллов учетнойсистемы.
Рв = 1 – 27 / 70 = 0,6143.
Для оценки риска средств контроля заполним таблицу 4.

Таблица 4 – Оценка средств внутреннего контроляПоказатель Оценка (0-10) Наличие службы внутреннего контроля Наличие полномочий и возможностей для выполнения контрольных обязанностей 3 Независимость должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля 5 Достаточность количества должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля, предварительная оценка их профессионального уровня 5 Осуществление постоянного контроля за отражением в учете нетипичных операций 4 Наличие документального оформления планирования и выполнения контрольных процедур 6 Регулярность и детальность составления отчетов по выявленным нарушениям 5 Оценка действий руководства по исправлению обнаруженных недостатков 7 Оценка взаимодействия с внешними аудиторами 3 Итого 38
Вероятность риска средств контроля определяем по формуле:
Рк = 1- Ок / Ок max,
где Рк – риск средств контроля;
Ок – фактическое количество баллов по результатам теста системывнутреннего контроля;
Ок max – максимальное количество баллов тестасистемы внутреннего контроля.
Рк = 1 – 38 / 90 = 0,5778.
Для определения вероятности риска присутствия ошибки в процентахполученный результат следует умножить на 100.
На основании риска присутствия ошибки рассчитывается риск необнаружения поформуле:
Рн = Ра * Ро,
где Рн — риск необнаружения;
Ра – аудиторский риск;
Ро – риск присутствия ошибки.
Величина аудиторского риска определяется до начала проверки. Мыиспользуем аудиторский риск равный 5% (0,05).
Для расчета риска присутствия ошибки заполним таблицу 5.
Таблица 5 – Оценка риска присутствия ошибкиПоказатель Оценка Итоговое количество баллов оценки ведения учета 27 Максимальное количество баллов оценки ведения учета 70 Оценка внутрихозяйственного риск 0,6143 Итоговое количество баллов оценки средств внутреннего контроля 38 Максимальное количество баллов оценки средств внутреннего контроля 90 Оценка риска внутреннего контроля 0,5778 Оценка риска присутствия ошибки (Рв * Рк) 0,3549 Оценка общего аудиторского риска согласно правилам, установленным в аудиторской организации 0,05 Оценка риска необнаружения (Ра / Ро) 0,1409
Рассчитанный риск необнаружения (14,09%) характеризует максимальныйпроцент ошибок, которые аудитор может пропустить, не допуская превышениязначения общего аудиторского риска.
Риск присутствия ошибки больше 33 %, однако меньше 67%, а рискнеобнаружения меньше 15,15%, но больше 7,46%, что означает, что рискнеобнаружения является средним.
Если бы уровень существенности был ниже 159700 тыс. руб., тогдааудиторский риск был выше своего значения, и наоборот. Соответственно, чтобыуменьшить аудиторский риск, можно увеличит уровень существенности.
После того, как оценен уровень существенности, рассчитан аудиторскийриск, аудиторская организация подготавливает план и программу аудиторскойпроверки.
Разработкапрограммы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетомпоказателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).
Общий планаудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описаниепредполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения/>. В зависимости от масштабов и специфики деятельностиаудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методикформа и содержание общего плана могут меняться.
Аудиторская организация ООО «Аудитор» составляет план аудиторскойпроверки расчетного счета. План аудиторской проверки представлен в Приложении Г.
Для повышенияэффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персоналааудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план вцелом, могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналомаудируемого лица.
Один изосновных этапов планирования аудита – разработка программы проведения проверки,являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита/>. В программе аудита определяется объем, приемы, аналитическиепроцедуры проверки по существу и сроки их реализации. В сущности, проведениеаудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверностипоказателей каждого раздела бухгалтерской отчетности. Начиная разработкупрограммы, аудитор должен выявить значимые для аудита области, а такжефинансово-хозяйственные операции, отсутствующие у клиента или представляющиесямалозначимыми (несущественными). При разработке программы аудита и установленииметодов проверки необходимо учитывать, что аудиторские процедуры призванывыявить наличие существенных искажений оборотов и сальдо бухгалтерских счетов.Для значимых разделов бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяютсяболее детальные приемы и методы проверки. Аудитор выявляет, в каких случаяхпредполагается проводить аудиторские процедуры проверки по существу (детальныетесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры), когда достаточно провеститесты средств контроля и воспользоваться результатами внутреннего контроля, гденеобходима сплошная проверка или можно ограничиться аудиторской выборкой.
К значимымдля аудита в первую очередь относятся разделы и операции, по которым величинаостатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболеезначительна по сравнению с выбранным уровнем существенности. А к малозначимым(несущественным) – отсутствующие у клиента, имеющие незначительный объем или теразделы и операции, где величина остатков (сальдо) и оборотов по счетамбухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнемсущественности.
Примерпрограммы аудиторской проверки предоставлен в Приложении Д.
В последнемразделе общего плана аудита планируется завершающий этап путем определениядействий и процедур проверки, направленных на обобщение ее результатов в видеписьменной информации руководству аудируемого лица, а также подготовку иподписание аудиторского заключения. Составной частью общего плана назавершающем этапе аудита являются положения, предусматривающие осуществлениевнутреннего контроля качества за проведением аудиторской проверки. Планированиеконтрольных процедур должно быть направлено на получение разумной уверенности втом, что работа аудиторов выполнена с высокой степенью профессиональнойкомпетенции, необходимой при данных обстоятельствах/>.
Общий план ипрограмма проведения аудита подписываются руководителем аудиторской проверки иподлежат утверждению руководителем аудиторской организации.
Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всеговремени выполнения аудиторской проверки. Общий план аудита и его программа помере необходимости могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимисяобстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе аудиторскихпроцедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программуаудита должны быть документально зафиксированы и могут являться основанием дляизменения условий договора на проведение аудиторской проверки/>www.vkursedela.ru/article628/ — 10#10. 3.3 Аудиторскаяпроверка расчетного счета и прочих счетов в банке
Целью аудиторской проверки операций на расчетном счете вбанке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности поразделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежныхсредств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативнымдокументам.
Выполняя процедуру проверки операций по расчетнымсчетам, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
– Формы безналичных расчетов и условия их применения в организациисоответствуют положениям нормативных актов?
– Оформление и порядок расчетов платежными поручениямисоответствует положениям нормативных актов?
– Оформление и порядок расчетов платежными требованиямисоответствует положениям нормативных актов?
– Оформление и порядок осуществления расчетов по инкассосоответствует положениям нормативных актов?
– Оформление и порядок расчетов чеками соответствует положениямнормативных актов?
– Оформление и порядок расчетов аккредитивами соответствуетположениям нормативных актов?
– Учет операций по расчетному счету соответствует требованиямИнструкции по применению Плана счетов?
– Корреспонденция счетов по поступлению и выдаче денежных средствсоответствует требованиям законодательства?
– Данные аналитического и синтетического учета по счету 51«Расчетный счет» соответствуют данным главной книги и баланса?
Аудиторская проверка операций по счетам в банкеначинается с того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах исчетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. Приэтом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках;наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписокпо всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.
Затем аудитор определяет юридические основывзаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договорабанковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданскогокодекса Российской Федерации.
Операции по зачислению и списанию денежных средств сосчетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнениякоторых установлены инструктивными указаниями Центрального банка РоссийскойФедерации.
Аудитор проверяет правильность оформления документов,проводит арифметическую проверку документов и проверку на законностьсовершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.
Особое внимание аудитор должен уделить операциям побесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишьна основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.
Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетностинужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического ианалитического учета и выпискам банка.
При выявлении расхождений необходимо показать суммуотклонений и выявить их причины.
Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банкеосуществляются следующие процедуры:
– проверка соответствия произведенных операций нормативнымдокументам и законодательным актам, действующим на территории РоссийскойФедерации;
– проверка правильности оформления выписок со счетов в банке идокументов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;
– арифметическая проверка правильности выведения остатков на конецдня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банкаи регистрах по учету денежных средств в банке;
– проверка соответствия записей в выписках банка и регистрахбухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а такжесальдо по Главной книге и статей баланса.
Такая проверка проводится по каждому счету, открытому вбанке. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям,не типичным для организации.
Если по договору банковского счета предусмотрена выплатабанком процентов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить,начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисленияпроцентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентовможет привести не только к искажению финансового результата за отчетный период,но и к налоговым санкциям.
При аудите операций по расчетному счету аудитор такжепроверяет:
– порядок ведения учетных регистров;
– ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетномусчету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;
– своевременность отражения в регистрах синтетического учетаопераций по движению денежных средств на расчетном счете;
– производятся ли записи в учетные регистры по каждой выпискебанка;
– тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.
Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленныхпокупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственныхзапасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи подебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров посчетам 90 «Продажи» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчетыс разными дебиторами и кредиторами».
Поступление денежных средств от финансово-кредитныхорганизаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетовпроверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета посчетам учета кредитов.
Особое внимание аудитор должен уделить проверке полнотыоприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитнойорганизации). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетногорегистра по кредиту счета 50 «Касса».
Перечисление денежных средств с расчетного счета впогашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудитарасчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобыустановить, насколько реально и обоснованно они использованы.
Детальной проверке должны быть подвергнуты операции посчету 51 «Расчетный счет» в сопоставлении со счетами учета затрат (20 «Основноепроизводство», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственныерасходы», 44 «Издержки обращения»), так как в данном случае может быть сокрытоперечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги.
Детальная проверка и анализ первичных документов,подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами учетазатрат позволяют также выявить ошибки по списанию расходов нанаучно-исследовательские работы, на оплату социально-бытовых услуг и др., насебестоимость продукции (работ, услуг), что ведет к искажению финансовых результатови может иметь существенные налоговые последствия.
Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операцийпо расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета иполноты оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить:
– приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денегквитанция к приходному кассовому ордеру;
– тождественность записей в регистрах синтетического учета покредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 50 «Касса».
Кроме расчетных счетов организации могут иметь и прочиесчета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащиеобособленному хранению. Открытие специальных счетов в банке вызвано такжеспецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверкапроводится по каждому специальному счету в банке.
Выполняя процедуру проверки операций по специальнымсчетам, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
– Порядок учета операций при аккредитивной форме расчетовсоответствует положениям нормативных актов?
– Порядок осуществления и учета операций при чековой форме расчетовсоответствует положениям нормативных актов?
– Порядок осуществления и учет расчетов с использованием банковскихкарт соответствует положениям нормативных актов?
– Корреспонденция счетов по поступлению и выплате денежных средствсоответствует требованиям законодательства?
– Данные аналитического и синтетического учета по счету 55«Специальные счета в банках» соответствуют данным главной книги и баланса?
Для учета операций на прочих счетах в банке предназначенсчет 55 «Специальные счета в банках», на котором отражается движение денежныхсредств как в российской, так и в иностранной валюте.
В зависимости от целевого предназначения денежныхсредств к счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
– для учета денежных средств целевого финансирования;
– для аккумуулирования средств на финансирование капитальныхвложений;
– специальный карточный счет в банке, предназначенный для храненияденежных средств при осуществлении расчетов с использованием банковских карт.
Аудитор должен проверить, обеспечивает ли построениеаналитического учета на счете 55 «Специальные счета в банках» возможностьполучения данных о наличии и движении денежных средств по видам целевогоназначения.
При проверке операций по субсчету 55-1 «Аккредитивы»необходимо проверить соблюдение правил применения аккредитивной формы расчетов:
– предусмотрена ли данная форма расчетов договором;
– соблюдение сроков действия аккредитивов;
– не выплачивались ли наличные денежные средства с аккредитива;
– правильность документального оформления закрытия аккредитива;
– правильность ведения бухгалтерского учета при аккредитивной формерасчетов.
Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» долженвестись по каждому выставленному организацией аккредитиву.
При проверке операций по субсчету 55-2 «Чековые книжки»необходимо проверить правильность организации бухгалтерского учета операций подепонированию средств и осуществлению расчетов с использованием чековых книжек.
Депонирование средств при выдаче чековых книжекотражается по дебету счета 55 и кредиту счетов 51, 52, 66 и других аналогичныхсчетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываютсяпо мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитнойорганизацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации),с кредита счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет счетов учета расчетов(76 и др.). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией(не предъявленным к оплате), остаются на счете 55; сальдо по субсчету 55-2«Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке кредитнойорганизации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимсянеиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках»в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».
Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки»должен вестись по каждой полученной чековой книжке.
При проверке операций по субсчету 55-3 «Депозитныесчета» необходимо проверить правильность организации бухгалтерского учетаопераций по перечислению средств во вклады и возврату сумм вкладов.
Перечисление денежных средств во вклады отражаетсяорганизацией по дебету счета 55 в корреспонденции со счетом 51 или 52. Привозврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятсяобратные записи.
Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета»должен вестись по каждому вкладу.
При проверке операций по субсчету «Специальный карточныйсчет» следует обратить внимание на:
– наличие договора на открытие специального карточного счета,перечень лиц-держателей корпоративной карты организации, тип выданнойбанковской карты;
– соблюдение действующего валютного законодательства приосуществлении трансграничных платежей (расчеты в иностранной валюте запределами Российской Федерации);
– наличие разрешения Центрального банка Российской Федерации наосуществление безналичных расчетов;
– наличие отчетов держателей корпоративной карты;
– не использовались ли корпоративные карты для выплаты заработнойплаты и других выплат социального характера;
– правильность расчета и полноту отражения курсовых разниц.
Филиалы, представительства и иные структурныеподразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открытытекущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов,отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.
Наличие и движение денежных средств в иностранныхвалютах должны учитываться на счете 55 обособленно. Построение аналитическогоучета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии идвижении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. натерритории Российской Федерации и за ее пределами.
Для начала аудиторской проверки ООО «ДЛ-Холдинг» необходимо рассчитатьаудиторскую выборку.
Аудиторская выборка определяется исходя из аудиторского риска. Размераудиторского риска равен 5%. Теперь необходимо определить уровень надежности,чтобы в дальнейшем узнать коэффициент надежности. Уровень надежностиопределяется по формуле:

УН = 1 – Рн,
где УН – уровень надежности;
Рн – риск необнаружения.
Аудиторский риск в нашем случае равен 5%.
УН = 1 – 0,05 = 0,95 = 95%.
Далее находим по таблице 6 коэффициент надежности.
Таблица 6 – Коэффициент надежностиУровень надежности, % 99 98
95 90 88 85 80 75 Коэффициент надежности 4,6 3,9
3,0 2,3 2,1 1,9 1,6 1,4
По данной таблице коэффициент надежности равен 3,0.
Для определения аудиторской выборки используем следующую формулу:
ОВ = Кн * Кс,
где ОВ – объем аудиторской выборки;
Кн – коэффициент надежности;
Кс – коэффициент совокупности.
Кс = (ОСД – НБ – КЛ) / СТ,
где ОСД – денежное выражение общего объема совокупности;
НБ – суммарное денежное выражение элементов наибольшей стоимости(относятся элементы, стоимость которых больше степени точности);
КЛ – суммарное денежное значение ключевых элементов (которые с большейвероятностью содержат отклонения);
СТ – степень точности.
Степень точности составляет 75% от уровня существенности.
СТ = 159700 * 75% = 119775.
Кс = (2262011-551858-396385) / 119775 = 11;
ОВ = 3,0 * 11 = 33.
После того, как объем выборки установлен, необходимо оценить способотбора элементов.
Наиболее простыми методами определения являются следующие методы:
– метод случайных чисел;
– выборка по номеру элемента (метод количественной выборки поинтервалам);
– монетарная выборка (метод по стоимостной оценке элементов).
Мы будем использовать метод количественной выборки по интервалам. Дляиспользования этого метода необходимо определить значение интервала и начальнуюточку выборки по следующим формулам.
Зинт = (КЗ – НЗ) / ОВ,
где Зинт – значение интервала;
КЗ – конечное значение диапазона;
НЗ – начальное значение диапазона;
ОВ – объем выборки.
Зинт = (2350- 1) / 240 = 10 ( приблизительно)
НТ = Зинт * СЛЧИС + НЗ,
где НТ – начальная точка;
СЛЧИС – случайное число.
В соответствии с таблицей случайных чисел выпало число 0,199951.
НТ = 10 * 0,199951 + 1 = 3 (приблизительно)
Таким образом, мы проверяем каждый 10 элемент, начиная с 3.
При аудиторской проверки операций на расчетном счете были проведеныаудиторские процедуры согласно программе аудита.
Проведена проверка правильности организации и проведения учета операцийна расчетном счете. Значительных искажений и ошибок не было обнаружено.Операции по поступлению на расчетный счет отражены на Д 51 в корреспонденции сосчетами 60, 62, 50. Операции по расходованию денежных средств с расчетногосчета отражены на К 51 «Расчетный счет» в корреспонденции со счетами 60, 50.
Проведена проверка полноты и точности раскрытия информации по денежнымсредствам в отчетности. В итоге, в отчетности информация была полной и точной.
Проведена проверка правильности информации о расчетных счетах, проверкасведений о наличии приостановления операций по счетам в банке. У предприятияприсутствуют документы об открытии счета, договор банковского счета в рублях,сообщение о приостановлении операций по счетам в банке. Остаток средств наконец периода в предыдущий выписке банка по счету совпадает с остатком средствна начало периода в следующей выписке. Однако, на документах, приложенным квыписке банка отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки. Врезультате выявленной ошибки, аудитору необходимо произвести выверку информациив учреждении банка. Аудиторская организация написала запрос банку,обслуживающему ООО «ДЛ-Холдинг» о подтверждении остатков по счетам на конецфинансового года.
Запрос банку, обслуживающему ООО «ДЛ-Холдинг» представлен в Приложении Е.
Проведена проверка хозяйственных операций по поступлению денежных средствна расчетный счет. Все, выбранные операции исходя из значения объемааудиторской выборки, проверены и выявлено некорректная корреспонденциябухгалтерских счетов.
Проведена проверка на предмет соответствия условиям договорауплачиваемого банку вознаграждения и проверка тождественности данныхбухгалтерского учета данным выписок банка на конец дня. Ошибок по условиямдоговора не выявлено.

4. ОШИБКИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ПРОЦЕССЕАУДИТА. ЗАВЕРШЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 4.1 Типичныеошибки, выявленные в процессе аудита
Типичными ошибками являются следующие:
1) Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках банка.
2) Оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью.
3) На документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки.
4) Затраты, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственнона счета затрат, минуя счета расчетов.
5) Нарушение порядка аккредитивной формы расчетов.
1) Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках банка.Полнота банковских выписок устанавливается по их постраничной нумерации ипереносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущейвыписке банка по счету должен совпадать с остатком средств на начало периода вследующей выписке. При обнаружении в выписке неоговоренных исправлений,подчисток, пятен, «жирных» подчеркиваний и подобных загрязнений аудитор должен произвестивыверку информации в учреждении банка.
2) Оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью.Каждая сумма, указанная в выписке банка, должна быть подтвержденаоправдательным документом. Это могут быть платежные поручения, платежныетребования-поручения, мемориальные ордера, квитанции к объявлению на взносналичными и другие документы. Суммы по выпискам банка должны полностьюсоответствовать суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах.Если какой-либо оправдательный документ отсутствует, аудитору следует вписьменном виде довести это до сведения руководителя проверяемого предприятияили уполномоченного им лица.При отсутствии оправдательных первичныхдокументов аудитору также следует произвести выверку информации в учреждениибанка.
Очень часто отсутствие оправдательных документовсвидетельствует о мошенничестве с наличными денежными средствами при получении.Поэтому следует проверить правильность и полноту зачисления денежных средств,сданных в банк наличными. Проверка осуществляется путем сопоставления квитанциик объявлению на взнос наличными, кассовой книги, отчета кассира и выписки банкана соответствующую дату.
3) На документах отсутствует штамп банка о принятии документов дляобработки.На первичных оправдательных документах, приложенных квыпискам банка, должны присутствовать штамп банка и подпись операционистабанка. В случае выявления первичных документов без штампа банка аудиторуследует произвести выверку информации в учреждении банка.
4) Затраты, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственнона счета затрат, минуя счета расчетов. В ходе аудиторской проверки привыполнении аудиторских процедур проверки оборотов и сальдо по счетам аудиторыустанавливают соответствие записей, указанных в выписках банка, записям вжурнале-ордере и ведомости № 2 по сч. 51, 52, 55 (при ведении журнально-ордернойформы счетоводства). Особое внимание обращают на операции по счетам в банке,которые отражаются непосредственно на счетах издержек производства и обращения(20… 44), минуя счета расчетов.
В соответствии с ПБУ 1/98 организации должны соблюдатьпринцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Этоозначает, что факты хозяйственной деятельности организации должны относиться ктому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактическоговремени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.Таким образом, расходы организации должны быть начислены в корреспонденциимежду счетами учета имущества или издержек производства и обращения и счетамирасчетов с поставщиками (прочими дебиторами и кредиторами). Кроме того,начисление задолженности перед поставщиками является одним из основных методоввнутреннего контроля.
5) Нарушение порядка аккредитивной формы расчетов.Всоответствии со ст. 867 ГК РФ при расчетах по аккредитиву банк, действующий попоручению плательщика об открытии аккредитива, и в соответствии с его указаниембанк-эмитент обязуются произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептоватьили учесть переводный вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющемубанку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать илиучесть переводный вексель.
В соответствии со ст. 868 и 869 ГК РФ аккредитивы могутбыть отзывными или безотзывными. В тексте аккредитива должно быть определенноуказано, является он отзывным или безотзывным. Если такого указания нет, то онпризнается от­зывным.
Расчеты по аккредитиву отличаются от наиболее распро­страненнойформы расчетов — платежными поручениями тем, что обязанность осуществитьплатеж, возложенная на банк, не является безусловной, а должна бытьосуществлена лишь при определенных условиях, указанных в аккредитиве.
В соответствии с п. 5.7 Положения о безналичных расчетахсрок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавлива­ются в договоре,который заключается между плательщиком и поставщиком. В договоре должны бытьуказаны: наименование банка-эмитента, вид аккредитива и способ его исполнения,спо­соб извещения поставщика об открытии аккредитива, полный перечень и точнаяхарактеристика документов, представляемых поставщиком для получения средств поаккредитиву; сроки представления документов после отгрузки товаров, требованияк их оформлению и др. Аналитический учет должен быть организован по каждомувыставленному предприятием аккредитиву.
В процессе аудиторской проверке ООО «ДЛ-Холдинг» были выявлены следующиеискажения, сгруппированные в таблице 7.
Таблица 7 – Искажения, выявленные при аудиторской проверке ООО«ДЛ-Холдинг»№ п/п Рабочий документ Сущность ошибки Сумма искажения 1 Выписка банка от 23.01.09., 05.04.09., 06.04.09., Отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки 36800 2 Сводные регистры синтетического учета Некорректная корреспонденция бухгалтерских счетов
Существенными данные искажения не являются, так как они находятся впределах уровня существенности (36800).
Составим сводную ведомость исправления нарушений выявленных в процессеаудита. Сводная ведомость исправлений нарушений представлена в приложении Ж. 4.2 Завершение аудиторской проверки ООО «ДЛ-Холдинг»
При завершении аудиторской проверки экономическийсубъект направляет в адрес аудиторской организации письмо-разъяснение.
Разъяснения руководства проверяемого экономическогосубъекта могут быть предоставлены аудитору в устной и в письменной форме.
Письменные разъяснения руководства проверяемогоэкономического субъекта могут быть предоставлены аудитору в форме:
а) официального письма этого руководства с разъяснениями;
б) письма, подготовленного аудитором, содержащего точку зрения аудитора поопределенным вопросам, содержащего запись руководства проверяемогоэкономического субъекта о согласии с данной трактовкой;
в) официально заверенных копий бухгалтерской отчетности экономическогосубъекта, протоколов собрания советов директоров, общих собраний акционеров ит.п. мероприятий проверяемого экономического субъекта, содержащих сведения опозиции руководства проверяемого экономического субъекта по определеннымвопросам.
Директор ООО «ДЛ-Холдинг» В.И. Павлова направляет письмо аудиторскойорганизации ООО «Аудитор». Письмо аудитору представлено в Приложении З.
По результатам проведения аудиторской проверки аудитор направляетдиректору экономического субъекта письменную информацию по результатампроведенного аудита.
Письменная информация аудитора должна быть адресована директоруэкономического субъекта. Она должна быть подписана аудиторами и инымиспециалистами, непосредственно проводившими аудит.
Письменная информация готовится в ходе аудиторской проверки ипредоставляется руководителю экономического субъекта, подлежащего аудиту, назавершающей стадии. Она составляется не менее чем в двух экземплярах.
Письменная информация аудитора руководству ООО «ДЛ-Холдинг» представленав Приложении И.
По результатам аудиторской проверки аудиторскаяорганизация ООО «Аудитор» составляет аудиторское заключение, а затем акт овыполнении условий договора.
Аудиторское заключение ООО «Аудитор» по окончаниипроверки ООО «ДЛ-Холдинг» представлено в Приложении К.
Акт о выполнении условий договора на оказаниеаудиторских услуг представлен в Приложении Л.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе была рассмотренаметодика проведения аудиторской проверки операций на расчетном счете и прочихсчетов в банке на примере ООО «ДЛ-Холдинг».
В главах данной курсовой былирассмотрены задачи проверки операций на расчетном счете и прочих счетов вбанке, а также источники информации при проверке операций. Был приведен порядокаудиторской проверки, а также типичные ошибки, выявленные в процессе аудитарасчетного счета ООО «ДЛ-Холдинг».
По результатам проведенныхисследований можно подвести итоги.
Оперативное и эффективное проведениеаудиторской проверки требует предварительной работы, планирования и составленияпрограммы аудита.
Свою работу аудиторы должны начинатьс ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего изучаютучредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д.Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, с тем,чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы заисследуемый период.
Результатом аудиторской проверкиопераций является установление соответствия применяемой в организации методикиучета операций денежными средствами действующимв проверяемом периоде нормативным документам РФ для формирования мнения одостоверности бухгалтерской отчетности.
На стадии предварительногообследования необходимо обозначить наиболее важные вопросы, дающие ответ навопрос об объеме операций по счетам учета денежных средств и позволяющиесоставить план и программу аудита операций с денежными средствами.
Аудиторская проверка операций нарасчетном счете и прочих счетов в банке включает в себя следующие вопросы:
– проверка полноты и точности раскрытия информации по денежнымсредствам в отчетности;
– наличие письменного уведомления налогового органа об открытии изакрытии банковских счетов в 10-дневный срок;
– информация о расчетных счетах;
– сведения о наличии приостановления операций по счетам в банке;
проверка хозяйственных операций по перечислению денежныхсредств с расчетного счета;
проверка хозяйственных операций по поступлению денежныхсредств на расчетный счет;
проверка на предмет соответствия условиям договорауплачиваемого банку вознаграждения;
– наличие разрешительных подписей на перечисление денежных средств;
– проверка тождественности данных бухгалтерского учета даннымвыписок банка на конец дня;
– проверка соответствия порядка учета операций при аккредитивнойформе расчетов положениям нормативных актов;
– проверка соответствия порядка осуществления и учета операций причековой форме расчетов положениям нормативных актов;
– проверка соответствия порядка осуществления и учета расчетов сиспользованием банковских карт положениям нормативных актов;
– проверка соответствия данных аналитического и синтетическогоучета по счету 55 «Специальные счета в банках» данным главной книги и баланса.
Обязательным условием осуществления аудиторской проверки являетсядокументирование осуществленных процедур.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и часть вторая;
2) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ;
3) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08г. №307-ФЗ;
4) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРФ;
5) Положение по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политика организации»;
6) Положение по бухгалтерскому учету 3/2006 «Учет активов и обязательств,стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
7) Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетностьорганизации»;
8) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от31.10.2000г.);
9) Стандарт №3 «Планирование аудита»;
10) Стандарт №4 «Существенность в аудите»;
11) Стандарт №5 «Аудиторские доказательства»;
12) Стандарт №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской)отчетности;
13) Стандарт №7 «Внутренний контроль качества аудита»;
14) Стандарт №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контрольосуществляемый аудируемым лицом»;
15) Стандарт №11 «Применимость допущения непрерывности деятельностиаудируемого лица»;
16) Стандарт №12 «Согласование условий проведения аудита»;
17) Стандарт №14 «Учет требований нормативных правовых актов РоссийскойФедерации в ходе аудита»;
18) Стандарт №16 «Аудиторская выборка»;
19) Стандарт №19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
20) Стандарт №20 «Аналитические процедуры»;
21) Стандарт №22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита,руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
22) Стандарт №23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»;
23) Стандарт №26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской)отчетности»;
24) Коваль И.Г. Аудит. – М.: МФЮА, 2005. – 110с.;
25) Налетова И.А., Слободчикова Т.Е. Аудит. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2005. –176 с.;
26) Соколова Е.С. Аудит. – М.: ММИЭИФП, 2003. — 97 с.;
27) Шеремет А.Д., Суйц В.П.Аудит. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 448с.;
28) Суглобов А.Е, Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит. – М.:КНОРУС, 2005. – 496с.

/>ПРИЛОЖЕНИЕ А
 
Письмо – предложение от ООО «Аудитор»
г.Уфа ИСХ. № 19 23 декабря 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью «ДЛ-Холдинг» в лице директораПавловой Валентины Ивановны, действующее на основании Устава предлагает Вашейаудиторской организации провести обязательную аудиторскую проверку в 2009 г.
Краткая характеристика ООО «ДЛ-Холдинг».
1) ООО «ДЛ-Холдинг» ведет один вид деятельности: розничную и оптовуюторговлю в ассортименте: промышленным оборудованием и арматурой.
2) Бухгалтерский учет централизован и ведется с применением системы «1С».
3) Выручка от реализации за год составляет 510 000 МРОТ.
Просим Вас рассмотреть наше предложение и дать официальное согласие наимя директора ООО «ДЛ-Холдинг».
Наш юридический адрес: 450077, г.Уфа, ул. Запотоцкого, 44.
Телефон / факс 22-35-47
С наилучшими пожеланиями,
директор                                                    В.И. Павлова

/>ПРИЛОЖЕНИЕБ
 
Совету директоров или соответствующему представителювысшего руководства организации
Вы обратились к нам с просьбой о проведенииобязательного аудита бухгалтерской отчетности в составе бухгалтерского баланса,отчета о финансовых результатах, приложениях к балансу, регистры бухгалтерскогоучета и отдельные первичные документы за 2009 г. Настоящим письмом мы подтверждаем наше согласие и наше понимание данного задания. Аудит будет проведен нами сцелью выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствиипорядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Мы будем проводить аудит в соответствии сфедеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Эти стандартытребуют, чтобы мы планировали и проводили аудит с целью обеспечения разумнойуверенности в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенныхискажений. Аудит проводится на выборочной основе и включает в себя изучение наоснове тестирования доказательств, подтверждающих числовые значения в бухгалтерскойотчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности.Аудит также включает оценку применяемых принципов и методов бухгалтерскогоучета, правил подготовки бухгалтерской отчетности, определение основныхоценочных значений, сформированных руководством аудируемого лица, а такжеоценку общей формы представления бухгалтерской отчетности.
В связи с тем, что в ходе аудита применяютсявыборочные методы и тестирование, и в связи с другими присущими аудитуограничениями, наряду с ограничениями, присущими любой системе бухгалтерскогоучета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые,даже существенные, искажения могут остаться необнаруженными.
В дополнение к аудиторскому заключению, содержащемунаше мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, мы планируем предоставитьВам отдельное письмо, касающееся любых замеченных нами существенных недостатковв ведении бухгалтерского учета и в системе внутреннего контроля.
Напоминаем, что в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации ответственность за подготовку бухгалтерской отчетности, втом числе за раскрытие в ней необходимой информации, несет руководство Вашейорганизации. Это включает ведение бухгалтерского учета в соответствии стребованиями законодательства Российской Федерации, наличие и надлежащую работусредств внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики, а также мерыпо сохранности и надлежащему использованию активов организации. Нам потребуютсяот руководства организации официальные письменные подтверждения, касающиесянаиболее важных разъяснений и заявлений, сделанных в связи с аудитом.
Надеемся на сотрудничество с Вашими сотрудниками ина то, что нам будут предоставлены любые записи, документация и инаяинформация, запрашиваемая в связи с аудитом. Средства за проведение аудита,выплачиваемые на основе счетов, которые будут выставляться по мере оказанияуслуги, рассчитываются исходя из времени, затраченного специалистами навыполнение задания, и включают покрытие командировочных расходов. Почасоваяоплата варьируется в зависимости от уровня ответственности используемыхспециалистов, их опыта и квалификации.
Данное письмо считается действительным в будущем дотех пор, пока оно не будет изменено или заменено другим либо его действие небудет прекращено.
Просим Вас подписать и вернуть прилагаемый экземплярданного письма в подтверждение того, что оно соответствует Вашему пониманиюдоговоренности о проведении нами аудита бухгалтерской отчетности Вашейорганизации.