–PAGE_BREAK–Счет «Р2» открывается резиденту: для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте; приобретения у нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг (за исключением внешних ценных бумаг, указанных в пп.2.1.2 п.2.1 Инструкции), включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг. Филиалы, представительства и иные структурные единицы, входящие в состав организации и выделенные на самостоятельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков для осуществления текущих расходов, отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств [9 с. 56-63].
Наличие и движение средств в иностранных валютах учитывают на счете 55 обособленно. Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.
1.2 Теоретическое обоснование методики аудиторской проверки банковских операций по расчетным и прочим счетам
Методика аудита – это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в целях выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ во всех существенных отношениях. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности [9, с. 217].
Нормативная основа разработки методик аудита:
— Федеральный закон РФ № 119-ФЗ от 7 августа 2001 года «Об аудиторской деятельности».
— Международные, федеральные и национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
— Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации Протокол № 1 от 11 июля 2000 г.
— Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г. и утвержденные Минфином РФ 23 апреля 2004 г.
— Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 25 от 22.04.2004 г. и утвержденные Минфином РФ 23.04.2004 г.
— Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г. и утвержденные Минфином РФ 23 апреля 2004 г.
Методики являются внутренними нормативными актами аудиторской организации, которыми должны руководствоваться все сотрудники при проведении аудита.
Целью методики аудита является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала по отдельной области аудита.
Задачами методики аудита являются:
— Определение подходов к проведению проверки на различных этапах аудита;
— Определение основ взаимоотношений аудиторской организации с аудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита;
— Определение ответственности сторон при проведении аудита;
— Определение порядка проведения конкретных процедур проверки;
— Определение порядка оформления рабочих документов и результатов аудита [9, с. 219].
В целях аудита конкретного раздела финансовой (бухгалтерской) отчетности в методике определяются:
1. Процедуры подготовки и планирования аудиторской проверки.
2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.
3. Заключительные процедуры.
Процедуры подготовки и планирования аудиторской проверки.
1. Знакомство с деятельностью аудируемого лица, его системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Источники информации:
— Выписка из общего план аудиторской проверки;
— Нормативные документы аудиторской организации;
— Внутренние документы аудируемого лица;
— Накопленный практический опыт аудитора.
Порядок выполнения: описать основные параметры деятельности аудируемого лица в рабочих документах или получить копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны. Описать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица в рабочих документах или получить копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны.
2. Проверка начальных остатков. Источники информации:
— Бухгалтерский баланс (форма № 1).
— Сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.).
— Регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.)
Все документы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период. Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – полнота. Порядок выполнения: путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо по счетам корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений.
3. Проверка наличия у аудируемого лица законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовой отчетности. Источники информации:
— Перечень законодательных и нормативных актов, подготовленный и составленный аудитором;
— Вопросники тестирования;
— Накопленный практический опыт аудитора.
Критерий оценки – содержание законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовой отчетности. Порядок выполнения: проверить наличие у аудируемого лица законодательно-нормативных актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, составление отчетности; организацию внутреннего контроля по проверяемому разделу финансовой отчетности.
4. Оценка применимости выбранной учетной политики. Источники информации:
— Приказ об учетной политике предприятия.
— Законодательные и нормативные акты.
— Документация по системе бухгалтерского учета.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – представление и раскрытие. Порядок выполнения: оценить соответствие учетной политики требованиям нормативных документов. Выявленные расхождения фиксируются в отчетном документе и оцениваются их влияние на достоверность финансовой отчетности.
5. Осуществить опрос сотрудников аудируемого лица, ответственных заведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности проверяемого раздела финансовой отчетности и зафиксировать результаты рабочим документом. Источники информации:
— Нормативные документы аудиторской организации;
— Результат знакомства с деятельностью аудируемого лица;
— Результат проверки наличия законодательных и нормативных актов у аудируемого лица;
— Накопленный практический опыт аудитора.
Порядок выполнения: для каждого ответственного лица за ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, а также контролю проверяемого раздела отчетности составить опросные листы. Произвести тестирование знаний сотрудников аудируемого лица, ответственных за организацию и осуществление бухгалтерского учета, составление отчетности и внутреннего контроля.
6. Осуществить оценку уровня аудиторского риска. Источники информации:
— Нормативные документы аудиторской организации;
— Результат знакомства с деятельностью аудируемого лица;
— Накопленный практический опыт аудитора.
Порядок выполнения:
а) оценить уровень неотъемлемого риска по основным направлениям:
— существуют ли счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям;
— существует ли сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, которая может потребовать привлечения экспертов;
— существует ли необходимость субъективного суждения в определении остатков на счетах бухгалтерского учета;
— существует ли подверженность активов потерям или незаконному присвоению;
— существует ли завершение необычных и сложных операций, особенно в конце или ближе к концу отчетного периода;
— существуют ли операции, не подвергающиеся обычной обработке.
По каждому из направлений оценки неотъемлемого риска составляется программа тестов.
б) оценить надежность системы внутреннего контроля и уровень контрольного риска. По каждому из направлений оценки надежности системы внутреннего контроля и критерию составляется программы тестов.
в) оценить уровень риска необнаружения. По каждому из направлений оценки риска необнаружения составляется вопросник в виде рабочего документа. Оценить уровень аудиторского риска по конкретному разделу финансовой отчетности и составить отчетный документ.
7. Определить приоритетные направления проверки исходя из особенностей деятельности аудируемого лица. Источники информации:
— Общий план аудиторской проверки;
— Нормативные документы аудиторской организации и аудируемого лица;
— Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;
— Сводные регистры синтетического учета;
— Расчет аудиторского риска;
— Накопленный практический опыт аудитора.
Порядок выполнения: определить перечень операций, подлежащих проверке, а именно:
— операций, подлежащие обязательной проверке согласно требованиям законодательства и нормативных актов.
— операции, наиболее существенные по объему.
— операции, не связанные с основной деятельностью аудируемого лица.
— операции, по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета.
— операции, осуществляемые с аффилированными лицами.
— операции, связанные с налогообложением аудируемого лица.
— операции, при осуществлении которых допускаются типичные ошибки.
— операции, при осуществлении которых отсутствует надлежащий внутренний контроль.
— операции, по которым отсутствует у аудируемого лица нормативная база и, которые слабо знают исполнители и контролеры.
Результаты процедуры отражаются в рабочем документе и используются в дальнейшем для определения уровня существенности, построения аудиторской выборки и составления программы аудита.
8. Определить величину допустимой ошибки. Источники информации:
— Общий план аудиторской проверки;
— Нормативные документы аудиторской организации;
— Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;
— Сводные регистры синтетического учета;
— Сведения по пользователям конкретного раздела финансовой (бухгалтерской) отчетности;
— Накопленный практический опыт аудитора.
Порядок выполнения: на основе анализа и оценки полученной информации, составляются рабочие документы, в которых определяются базовые показатели и процент уровня существенности. Произвести расчет числового значения уровня существенности и уровня допустимой ошибки, результаты которого оформляются отчетным документом [9, с. 228].
9. Определить порядок построения аудиторской выборки. Источники информации:
— Общий план аудиторской проверки;
— Нормативные документы аудиторской организации и аудируемого лица;
— Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;
— Сводные регистры синтетического учета;
— Расчет аудиторского риска и допустимой ошибки;
— Накопленный практический опыт аудитора.
Порядок выполнения: на основе оценок аудиторского риска, допустимой ошибки и приоритетных направлений проверки необходимо установить: порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, объем выборки. Результаты построения аудиторской выборки оформить рабочим документом. Составить и утвердить программу аудиторских процедур по существу в виде отчетного документа.
Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.
1. Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности. Источники информации:
— Бухгалтерский баланс (форма № 1);
— Сводные регистры синтетического учета;
— Регистры аналитического учета.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – полнота. Порядок выполнения: составить таблицу остатков на начало и конец проверяемого периода по субсчетам. Сверить сальдо на начало и конец проверяемого периода по бухгалтерскому балансу (форма № 1) с Главной книгой.
2. Анализ правильности и последовательности применения учетной политики. Источник информации:
— Приказ об учетной политике.
— Документация по системе бухгалтерского учета.
— Результаты выполнения аудиторских процедур
Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – представление и раскрытие. Порядок выполнения: сопоставить положения учетной политики с результатами проверки их соблюдения аудируемым лицом в аудируемом периоде. Выявленные расхождения фиксируются в отчетном документе и оценивается их влияние на достоверность финансовой отчетности.
3. Проверка правильности проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Источники информации:
— приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации;
— приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;
— инвентаризационные описи и акты, сличительные ведомости;
— протоколы заседания инвентаризационной комиссии
— решения руководства по утверждению результатов инвентаризации;
— бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;
— контрольные подсчеты аудитора.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – существование. Порядок выполнения: Перечень представленных документов, отметки о правильности их оформления и замечания аудитора, фиксируются в рабочем документе. Выявленные ошибки обобщаются в отчетном документе.
4. Проверка правильности оформления первичных документов по учету. Источники информации:
— Формы нетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике;
— График документооборота;
— Первичные документы по учету;
— Регистры аналитического учета.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – полнота. Порядок выполнения: проводится просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов, отражаются в рабочем документе.
5. Проверка правильности формирования стоимости активов при их приобретении. Источники информации:
— Договоры поставки, накладные, счета-фактуры поставщиков;
— Акты приемки активов;
— Договоры на оказание информационных и консультационных, транспортных и складских услуг, договоры страхования, договоры займа, кредитные договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ;
— Платежные документы;
— Накладные на отпуск, акты списания материалов;
— Регистры аналитического и синтетического учета, книга покупок.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – стоимостная оценка. Порядок выполнения: сопоставить документы поставщиков, на основании которых производится оприходование активов, с данными бухгалтерского учета [9, с. 234].
1.3 Порядок проведения аудиторской проверки банковских операций по расчетным и прочим счетам и оценка его результатов
Проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с классификатором типовых бухгалтерских записей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если в организации нет такого классификатора, соответствующую информацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.
продолжение
–PAGE_BREAK–Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.
При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:
— порядок ведения учетных регистров;
— ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;
— своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;
— тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.
Особое внимание аудитор должен уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организации). Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по сч. 60, чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы. Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по сч. 51 в сопоставлении со счетами учета затрат, т.к. в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги. Детальная проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами учета затрат позволяют выявить ошибки (в т.ч. и умышленные) по списанию расходов на НИОКР, оплату социально-бытовых услуг, на себестоимость продукции, что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.
Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить:
— приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;
— тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 и дебету счета 50.
Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела аудиторской проверки.
На этапе оценки результатов проведенных аудиторских процедур и составление отчета и аудиторского заключения аудиторы осуществляют:
— Оценку качества проведения аудиторской выборки и осуществления аудиторских процедур;
— Обобщаются и анализируются результаты проверки;
— Обсуждаются с руководством аудируемого лица выявленных в ходе аудита проблемы;
— Осуществляется согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к финансовой отчетности аудируемого лица;
— Составляется отчет аудитора, который представляется руководству аудируемого лица;
— Производится контроль качества устранения аудируемым лицом, выявленных в ходе аудита существенных искажений финансовой отчетности.
— Осуществляются мероприятия по составлению аудиторского заключения.
Самостоятельное регулирование банковских операций не допускается, в связи с чем большого внимания требует последовательная проверка этих операций согласно соответствующему разделу аудиторской программы.
Данный раздел аудиторской программы должен включать:
— установление наличия расчетных, текущих, валютных и прочих счетов организации в банках (в каких учреждениях банка открыты эти счета);
— проверку законности совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций, правильности их документального оформления;
— проверку полноты и своевременности оприходования поступивших на счета денежных средств;
— проверку полноты и соответствия оплаченных средств предъявленным счетам;
— проверку своевременности перечисления налогов в бюджет и обязательных платежей во внебюджетные фонды;
— проверку полученных в банке средств и оприходованных в кассу, а также целевого использования этих средств;
— определение платежеспособности организации и причин просрочек расчетов с разными кредиторами, в том числе с банками по ссудам и бюджетом по налогам;
— проверка по каждому безналичному расчету с организациями соответствия их договорным взаимоотношениям;
— контроль достоверности и экономической целесообразности проведения отдельных банковских операций;
— проверку соответствия данных о наличии и движении денежных средств, отраженных в документах и записях;
— проверку правильности корреспонденции счетов по банковским операциям; документирование результатов проверки банковских операций.
Наиболее полно выявляется соблюдение действующего законодательства при совершении банковских операций в ходе документальной проверки. Однако до начала документальной проверки целесообразно еще раз оценить состояние внутреннего контроля и системы учета банковских операций, а уже потом решить, каким способом их проверить — сплошным или выборочным. Это можно сделать путем проведения устного или письменного тестирования (вопросник для проведения контроля банковских операций исследуемого предприятия представлен в приложении).
После окончания тестирования вопросник должен быть заверен подписями главного бухгалтера и внутреннего аудитора. Сомнительные ответы должностных лиц должны быть перепроверены.
На основании приведенного вопросника надлежит сделать выводы о степени контроля банковских операций на предприятии, разработке характерной корреспонденции счетов бухгалтерского учета, соблюдению принятой учетной политики определения (отражения) выручки от реализации и др., вероятность пропуска существенных ошибок в бухгалтерском учете и их необнаружения системой внутреннего контроля [4 с. 56-63].
Если согласно выводам следует, что проверку банковских операций необходимо провести по каждому счету в отдельности, то особое внимание необходимо уделять прежде всего проверке операций по расчетному счету (сверить остатки на счетах денежных средств проверяемого периода в выписках банка, регистрах бухгалтерского учета (журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге) и отчетности, при наличии расхождений необходимо выявить их причины).
После тестирования, используя прием чтения документов и их взаимной сверки, следует тщательно изучить выписки по расчетному и другим банковским счетам и приложенные к ним документы. Каждая операция, отраженная в выписке банка, должна быть подтверждена соответствующими первичными документами.
Такая проверка позволяет выявить бездокументальное списание средств или списание средств на одни цели, а приложенные документы подтверждают другие цели.
Проверка банковских выписок должна сочетаться с изучением банковских документов по существу. При этом аудитор должен выяснить:
— допускаются ли незаконные банковские операции (без договоров) — например, погашение задолженности другой организации, не имеющей никаких договорных отношений с проверяемой организацией или оплата счетов других организаций по бестоварным счетам;
— полноту и своевременность оприходованных и оплаченных ТМЦ;
— достоверны ли представленные документы на получение ссуд или займов, а также на предоставление займов другим организациям и лицам, целесообразность предоставленных займов с точки зрения финансового состояния и источников финансирования;
— верно ли отражены в учете и законно ли используются полученные из банка чековые книжки для безналичных расчетов (соблюдается ли порядок их учета как документов строгой отчетности), выдаются ли они подотчетным лицам под расписку; составляются ли подотчетными лицами отчеты об использовании чековых книжек;
— соответствуют ли обороты и сальдо по отчетам подотчетных лиц оборотам и сальдо по специальным счетам и т.д. [21 с. 145-160].
При проверке поступивших на расчетный счет денежных средств следует установить правильность их учета и полноту зачисления.
Поступление денежных средств от прочих дебиторов, финансово-кредитных и других организаций следует проверить также путем встречной сверки выписок и приложенных к ним документов, а при необходимости и записей в бухгалтерском учете как проверяемой организации, так и соответствующей организации-корреспондента по указанным операциям.
При проверке банковских операций по расчетному и другим счетам необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:
— полностью ли представлены выписки банков к проверке;
— не допускалось ли умышленное отражение полученных наличных денег с расчетного счета на других счетах вместо отражения по счету 50 «Касса»;
— правильность и своевременность отражения авансов полученных и авансов выданных в корреспонденции с соответствующими счетами (64, 61).
При этом следует уточнить правильность и своевременность начисления НДС с авансов полученных; правильность и целенаправленность использования полученных кредитов банков и займов организаций; правильность и законность операций с аккредитивами и расчетов с чеками. Необходимо выяснить причины таких расходов, проверить, не вызываются ли они неплатежеспособностью организации. Особое внимание аудитора должно быть уделено проверке правильности учета и полноте зачисления денежных средств на расчетный и другие счета в банке.
Аналогично следует осуществлять аудит операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов. Особое внимание необходимо обращать на своевременность и полноту оприходования в кассу и целевое использование наличных денег, полученных из банка. При ревизии операций по счетам денежных средств требуется проводить встречные проверки и особенно тщательно исследовать взаимосвязанные первичные документы по однородным операциям.
Аудитор также должен выяснить, нет ли нарушений при перечислении денежных средств акцептованными поручениями через почтовые отделения.
Проверяя переводы сумм текущей и депонированной оплаты труда, удержаний по исполнительным листам, обязательствам и т.д., необходимо установить обоснованность этих переводов и правильность переводимых сумм (сверить с первичными учетными документами), а также реальность указанных в перечне адресов получателей переводов.
Необходимо, далее, проверить правильность корреспонденции счетов по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов.
Так, нередки случаи, когда в отдельных организациях умышленно с кредита счетов 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках» списывают на производственные затраты или на издержки обращения суммы оплаченных расходов по проведению строительных, научно-исследовательских работ, оплату социально-бытовых, культурно-просветительских и других услуг, подлежащих отнесению, соответственно, на капитальные вложения и за счет фондов потребления и накопления.
Все эти и подобное необоснованно отнесенные на производственную деятельность организации суммы ведут к повышению себестоимости продукции (работ, услуг) и искажению финансовых результатов.
Все указанные нарушения действующих нормативных документов выявляются при сплошной проверке документов и взаимной сверке регистров учета по перечисленным выше счетам [8 с. 56-63].
При обнаружении фактов нарушения аудитор должен указать эти нарушения в своей рабочей документации (в справке), ссылаясь на конкретные документы (наименование, номер, дата, сумма).
При выявлении нарушений, ошибок и злоупотреблений необходимо отмечать их в рабочей ведомости, вписывая туда название, номер и дату документа, характер нарушения (ошибки), ссылку на законодательный акт, который при этом нарушен. Если в ходе проверки аудитор столкнулся с фактами присвоения отдельными должностными лицами организации крупных сумм денег или мошенничеством при отягчающих обстоятельствах, то он обязан доложить о злоупотреблениях руководству, для предоставления этой информации к сведению собственников.
2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРОЧИМ СЧЕТАМ В БАНКЕ ООО «ЭФЕС»
2.1 Подготовка и планирование аудиторской проверки
ООО «Эфес» зарегистрировано 20 августа 2001 года. Администрацией Брянского района Брянской области. Общество является юридическим лицом по Российскому Законодательству и действует в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными правовыми актами.
Целью деятельности ООО «Эфес» является получение прибыли его участниками на основе удовлетворения потребностей граждан, хозяйственных обществ и любых других законных образований в товарах работах, услугах, предлагаемых обществом
ООО «Эфес» самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития, исходя из спроса предоставляемых услуг и необходимости обеспечения производственного и социального развития общества. ООО «Эфес» осуществляет свою производственную и коммерческую деятельность силами трудового коллектива по договорам, заключенным с гражданами и юридическими лицами. ООО «Эфес» выполняет работы, оказывает услуги и реализует отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе и в соответствии с действующим законодательством РФ. Расчеты ООО «Эфес» по своим обязательствам производятся в наличном и безналичном порядке через учреждения банков в соответствии с правилами выполнения расчетных и кассовых операций, утверждаемыми ЦБ РФ.
Со дня образования ООО «Эфес» на основании выданной лицензии Госстроем РФ выполняет следующие виды работ (основной вид деятельности):
— санитарно технические работы по устройству наружных и внутренних инженерных сетей и коммуникаций;
— специальные работы по устройству наружных и внутренних инженерных сетей по прокладке газопровода и установке оборудования.
Среднесписочная численность работников предприятия составляет 28 человек. Объём выполненных работ в среднем за год составляет 18 млн. рублей. Средняя зарплата работников составляет порядка 8 тыс. рублей.
ООО «Эфес» является юридическим лицом, правовое положение которого определяется законодательством РФ и Уставом. Рабочим языком ООО «Эфес» является русский язык. Все документы, связанные с деятельностью ООО «Эфес», составляются на рабочем языке. ООО «Эфес» имеет самостоятельный баланс и вправе открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.
Имущество ООО «Эфес» созданное за счёт вкладов участников Общества, а также приобретённое и полученное из иных законных источников Общества в процессе его деятельности, принадлежит Обществу на праве собственности. ООО «Эфес» согласно действующему законодательству РФ распоряжается своим имуществом в соответствии с целями и задачами своей деятельности.
ООО «Эфес» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Участники ООО «Эфес» не отвечают по обязательствам предприятия и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в Уставный капитал. Если несостоятельность (банкротство) ООО «Эфес» вызвана действием (бездействием) его Участников или других лиц, которые имеют право давать обязательные для предприятия указания, либо иным образом.
Основные технико-экономические характеристики ООО «Эфес» отражены в рабочем документе РД – 0.01 (см. приложения). Источниками получения информации являлись:
— Устав ООО «Эфес»;
— Положение ООО «Эфес»;
— Приказы и распоряжения директора, а также изданные им инструкции;
— Правила внутреннего распорядка;
— Документация по постановке на налоговый учет;
— Бухгалтерская и налоговая отчетность;
— Результаты осмотра помещений и общения с руководством.
Также было проведено ознакомление с существующей системой внутреннего контроля ООО «Эфес». Описание компонентов СВК, таких как: система бухгалтерского учета, контрольная среда, применяемые средства контроля, осуществлено в рабочих документах РД – 0.02, РД – 0.03, РД – 0.04В и РД – 0.04. Источниками получения информации являлись:
— Устав ООО «Эфес»;
— Законодательные и нормативные акты, регламентирующие организацию деятельности аудиторских организаций;
— Учетная политика ООО «Эфес»;
— Должностные обязанности сотрудников бухгалтерской службы ООО «Эфес» и другие внутренние нормативные акты;
— Результаты общения с руководством и сотрудниками ООО «Эфес».
На основе ознакомления с организацией деятельности ООО «Эфес» и его системой внутреннего контроля, были:
— изучены система управления ООО «Эфес» и основные финансово-хозяйственные показатели деятельности ООО «Эфес»;
— составлен перечень законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и СВК ООО «Эфес» РД – 0.05;
продолжение
–PAGE_BREAK– — осуществлены процедуры подготовки и планирования аудита.
Руководствуясь темой исследования и распоряжения директора ООО «Эфес», был проведен аудит операций по прочим счетам в банке. Организация аудита заключалась в выполнении практических задач, связанных с осуществлением процедур подготовки и планирования, аудиторских процедур по существу и заключительных процедур проверки.
При подготовке и планировании аудита были осуществлены следующие процедуры:
1. Первоначальная оценка влияния контрольной среды на эффективность процедур внутреннего контроля. Источники информации:
— Рабочие документы (РД – 0.01 – 0.04), составленные по результату ознакомления с деятельностью и СВК ООО «Эфес»;
— Законодательные и нормативные документы, регламентирующие организации деятельности ООО «Эфес»;
— Сведения, полученные в результате общения с руководством и сотрудниками ООО «Эфес».
Порядок выполнения:
— На основе анализа полученной информации определен уровень влияния контрольной среды на эффективность применяемых процедур внутреннего контроля ООО «Эфес».
— Подготовлен и составлен рабочий документ РД – 0.3.
2. Первоначальная оценка системы бухгалтерского учета и применяемых средств контроля. Источники информации:
— Рабочие документы (РД – 0,6 – 0.9), составленные по результату ознакомления с деятельностью и системой внутреннего контроля «Эфес»;
— Законодательные и нормативные документы, регламентирующие организацию системы бухгалтерского учета ООО «Эфес»;
— Сведения, полученные в результате общения с руководством и сотрудниками ООО «Эфес»;
— Документация по результатам контрольных мероприятий.
Порядок выполнения:
— Путем сопоставления данных учетной политики и требований законодательных и нормативных актов, осуществлена первоначальная оценка полноты и правильности составления учетной политики. Результаты оценки оформлены рабочим документом РД – 0.12.
— Осуществлена первоначальная оценка полноты и правильности составления внутренних документов по организации системы бухгалтерского учета и применяемых средств контроля. Результаты оценки оформлены в РД – 0.8.
— Осуществлена оценка профессионального уровня сотрудников бухгалтерской службы. Результаты оценки оформлены в РД – 0.03.
3. Первоначальная оценка уровня аудиторского риска. Источники информации: Рабочие документы РД – 0.1 по РД – 0.9.
Порядок выполнения:
— В результате анализа внешних и внутренних факторов осуществлена оценка уровня неотъемлемого риска. Результаты оценки оформлены в РД – 0.1.
— На основе данных рабочих документов РД – 0.6 – 0.9 осуществлена первоначальная оценка уровня риска средств контроля. Результаты оценки оформлены рабочим документом РД – 0.6А.
— Осуществлена оценка уровня риска необнаружения. Результаты оценки оформлены рабочим документом РД – 12.
— Осуществлена первоначальная оценка уровня аудиторского риска. Результаты оценки оформлены рабочим документом РД — 0.1.
Таблица 1 -Градация уровня риска
Качественная оценка аудиторского риска
Проценты (%)
Низкий
0-10
Средний
11-50
Высокий
51-70
— Определение величины абсолютной уровня существенности. Источники информации:
— Нормативные документы аудируемого лица;
— Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;
— Сводные регистры синтетического учета;
— Рабочие документы РД — 1 по РД – 12.
Порядок выполнения:
— На основе анализа и оценки полученной информации, определены базовые показатели и процент уровня существенности.
— Произведен расчет числового значения уровня допустимой ошибки. Результаты процедуры отражены в рабочем документе РД – 0.2.
4. Порядок построения аудиторской выборки. Источники информации:
— Нормативные документы аудируемого лица;
— Финансовая (бухгалтерская) и налоговая отчетности аудируемого лица;
— Сводные регистры синтетического учета;
— Рабочие документы РД — 0.9;
— Результат определения приоритетных направлений проверки.
Порядок выполнения: на основе оценок аудиторского риска, допустимой ошибки и приоритетных направлений проверки мной определены:
— Возможные ошибки и генеральную совокупность, которая должна быть использована для выборочной проверки.
— Порядок формирования совокупности элементов, подлежащих проверке.
— Объем выборки.
В результате построения аудиторской выборки, было принято решение, что выборка будет осуществлена блочным методом, т.е. проверка будет осуществлена в отношении основных средств за октябрь-ноябрь 2007 года.
5. Составление программы аудиторских процедур по существу. Источники информации:
— Нормативные документы аудируемого лица;
— Финансовая (бухгалтерская) и налоговая отчетности аудируемого лица;
— Сводные регистры синтетического учета;
— Рабочие документы РД – 0.9;
— Результат определения приоритетных направлений проверки;
— Результаты построения выборки.
Порядок выполнения:
На основе анализа проведенных процедур подготовки проверки, была составлена программа аудиторских процедур по существу, которая оформлена рабочим документом.
Таким образом, раскрыв, проделанную работу по подготовке и планированию, в первом разделе проверки, рассмотрим практическое выполнение задач по осуществлению аудиторских процедур по существу.
При проведении планирования аудиторской проверки операций по прочим счетам в банке, было проведено знакомство с экономическим субъектом. Краткая характеристика проверяемого предприятия приведена выше. В этом же пункте подробно рассмотрены организация работы бухгалтерии и системы внутреннего контроля на предприятии. Примерный план проведения аудиторской проверки представлен в приложении.
Перед началом проведения проверки был проверен рабочий план счетов на предмет соответствия описанному в учетной политике. В случае ООО «Эфес» рабочий план счетов соответствует действующему законодательству и приказу «Учетная политика организации»
Были проверены заданные константы — условно-постоянные величины, значения которых действуют в течение определенного времени. Например, название предприятия будет действовать во всех документах до его изменения в установленном порядке. Фамилия главного бухгалтера — действует в течение работы данного сотрудника в данной должности. В случае ООО «Эфес» все исходящие первичные и отчетные документы заполняются при помощи бухгалтерской программы, в которую реквизиты и другие константы предприятия и его контрагентов уже внесены при установке программы, поэтому при заполнении реквизитов документов практически исключены ошибки.
Также был определен уровень существенности.
В результате построения аудиторской выборки, было принято решение, что выборка будет осуществлена блочным методом, т.е. проверка будет осуществлена в отношении основных средств за октябрь-ноябрь 2007 года.
На основе анализа проведенных процедур подготовки проверки, была составлена программа аудиторских процедур по существу, которая оформлена рабочим документом.
2.2 Проведение процедур проверки по существу
В процессе практического выполнения программы, были реализованы следующие процедуры по существу:
1. Проверка соответствия данных учета, бухгалтерской и налоговой отчетности. Источники аудиторских доказательств:
— Бухгалтерская и налоговая отчетность;
— Сводные регистры синтетического учета;
— Регистры аналитического учета.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения предпосылки подготовки финансовой и налоговой отчетности – полнота. Порядок выполнения: осуществлена проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности на начало и конец проверяемого периода. Результаты сверки оформлены в РД – 0.11.
2. Проверка правильности оформления первичных документов по учету.
Источники аудиторских доказательств:
— Формы первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике;
— График документооборота;
— Первичные документы по учету;
— Регистры аналитического учета.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения предпосылок подготовки финансовой и налоговой отчетности – полнота и обязанности. Порядок выполнения: осуществлено инспектирование и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов не установлено. Результаты выполнения процедуры отражены в РД.
3. Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности, а также правильности результатов инвентаризаций.
Источники аудиторских доказательств:
— Первичные документы по учету;
— Расчеты аудируемого лица;
— Регистры аналитического и синтетического учета.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения предпосылки подготовки финансовой отчетности – возникновение и полнота. Порядок выполнения: по документам, попавшим в выборку, была проверена полнота отражения в бухгалтерском учете операций. Результаты проверки отражены в рабочих документах РД – 0.10, 0.11, 14, 0.5.
4. Проверка правильности отражения операций по прочим счетам в банке.
Источники аудиторских доказательств:
— Нормативные акты аудируемого лица;
— Регистры аналитического и синтетического учета.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылок подготовки финансовой отчетности – полнота, представление и раскрытие. Порядок выполнения: По данным регистров аналитического и синтетического учета проверена правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.
5. Проверка правильности и последовательности применения учетной политики. Источник аудиторских доказательств:
— Приказ об учетной политике.
— Внутренние нормативные акты.
— Рабочий документ РД – 0.12.
— Результаты выполнения процедур по существу.
Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – представление и раскрытие. Порядок выполнения: в процессе проведения процедур по существу осуществлена проверка соблюдения требований учетной политики. Результаты выполнения процедуры отражены в рабочем документе РД – 0.4.
Таким образом при проведении второго этапа аудиторской проверки было установлено:
Все первичные документы по учету и операциям по прочим счетам в банке являются доброкачественными, т.е. составлены по утвержденной форме и заполнены в соответствии с требованиями Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете предприятий. Все операции, отраженные в первичных документах отвечают требованиям законности (не противоречат законодательству, инструкциям) и целесообразности (направлены на выполнение задач, стоящих перед предприятием).
В соответствии с пунктом 4 программы произведен аудит учредительных документов на предмет соответствия учредительных документов ООО «ЭФЕС» действующему законодательству. В ходе проверки Устава установлено, что уставный капитал сформирован в объеме, соответствующем законодательству РФ и внесен полностью, что подтверждается банковскими документами. Порядок образования и основные положения деятельности предприятия отвечают требованиям законодательства, что подтверждается тем, что Устав общества прошел регистрацию в Администрации г. Брянска Рег.№165 от 20.08.2001 г.
Пункт 5 программы предусматривает проверку оформления первичных учетных документов. Проверке подвергнуты выписки банка за 2007 г., платежные поручения, платежные требования, приходные и расходные кассовые документы, чековая книжка.
В ходе проверки установлено, что все они являются доброкачественными, т.е. составлены по утвержденной форме и заполнены в соответствии с требованиями Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете предприятий. Также установлено, что все операции, отраженные в первичных документах отвечают требованиям законности (не противоречат законодательству, инструкциям) и целесообразности (направлены на выполнение задач, стоящих перед предприятием).
Согласно пункту 6 программы произведена инвентаризация расчетов с контрагентами предприятия по оплате материалов. Проверены договора с контрагентами, накладные на поставку материалов на предприятие, соответствие оплаченных суммам накладным, изучены акты сверки с контрагентами. Проверка показала, что расчеты с поставщиками и подрядчиками материалов и услуг ООО «ЭФЕС» ведутся в соответствии с законодательством и договорами. Наблюдается некоторое расхождение при составлении актов сверки, но это связано с тем, что суммы, перечисленные ООО «ЭФЕС» поставщикам, еще не зачислены банком на расчетные счета контрагентов, т.е. находятся «в пути», но при составлении актов сверки факт оплаты подтверждается платежными поручениями с отметкой об оплате.
В соответствии с пунктом 7 программы аудита произведена проверка данных регистров учета денежных средств на специальных счетах в банках и сверка с данными Главной книги. Для обобщения данных по разделу учета «Специальные счета» к сч.55 «Специальные счета» открыт субсчет 55-2 «Чековые книжки». Арифметический пересчет данных регистров учета по счету 55-2 показал, что подсчет произведен верно. Обороты и сальдо на конец отчетного периода по проверяемому счету соответствуют итоговому значению дебетового и кредитового оборота за отчетный период и остаткам на конец отчетного периода данным Главной книги.
Пункт 8 программы предусматривает аудит правомерности. В целом, в ходе проведения аудиторской проверки не было выявлено нарушений законодательства при выполнении хозяйственных операций. Все документы, подтверждающие совершенные операции достоверны и подлинны. Претензий к ведению учета на предприятии нет. Сличение учетных остатков денежных средств с фактическими не выявило недостачи. Издержки обращения указаны в полном объеме и отражаются в соответствии с законодательством РФ. Итоговое аудиторское заключение на мой взгляд может быть безусловно положительным.
2.3 Документирование аудита и оценка его результатов
После выполнения аудиторских процедур по существу, были осуществлены заключительные процедуры аудита, содержание которых раскрыто в пятом разделе отчета. Заключительные процедуры:
— Анализ и оценка качества аудиторской выборки.
— Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
— Формирование предложений по устранению выявленных существенных искажений.
— Оценка качества устранения аудируемым лицом выявленных существенных искажений отчетности и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности.
При выполнении практических задач, связанных с осуществлением заключительных процедур аудита учета основных средств ООО «Эфес», было выполнено:
1. Подтверждение первоначальной оценки системы бухгалтерского учета.
Источник аудиторских доказательств: Рабочие документы РД – 0.02, РД – 0.03. Критерий оценки – результат первоначальной оценки, отраженный в рабочих документах с РД – 0.5 по РД – 0.6. Порядок выполнения: По результатам проведенных аудиторских процедур по существу, составлен рабочий документ по оценке эффективности системы бухгалтерского учета.
2. Подтверждение первоначальной оценки влияния контрольной среды на эффективность применяемых средств контроля. Источник информации:
— Рабочий документ РД – 0.6.
— Рабочие документы РД – 18, РД – 0.8.
Критерий оценки – результат первоначальной оценки, отраженный в рабочем документе РД – 0.6. Порядок выполнения: По результатам проведенных аудиторских процедур по существу, составлен рабочий документ РД – 21 по оценке влияния контрольной среды на эффективность применяемых средств контроля.
3. Подтверждение первоначальной оценки применяемых средств контроля. Источник аудиторских доказательств: Рабочие документы РД – 0.6, РД – 0.6А. Критерий оценки – результат первоначальной оценки, отраженный в рабочем документе РД — 10. Порядок выполнения: По результатам проведенных аудиторских процедур по существу, составлен рабочий документ по оценке эффективности применяемых средств контроля.
4. Оценка качества проведения аудиторской выборки. Источник аудиторских доказательств: Рабочие документы с РД – 0.9. Критерий оценки – результат первоначальной оценки уровня аудиторского риска, отраженный в рабочем документе РД — 24.
Порядок выполнения: Определен фактический уровень аудиторского риска и его компонентов, который зафиксирован в рабочих документах с РД – 0.9 по РД — 13. По результатам сопоставления данных первоначальной оценке аудиторского риска и фактического его уровня, мной осуществлена оценка риска выборки и сделан вывод, что выборка проведена качественно.
5. Оценка применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица. Источник аудиторских доказательств:
продолжение
–PAGE_BREAK–