Авары, обры, Аварский каганат союз тюркоязычных кочевых племен, упоминаются в источниках с середины V в

Авары, обры, Аварский каганат – союз тюркоязычных кочевых племен, упоминаются в источниках с середины V в. Основным этническим компонентом была часть жужаней, переселившихся из Центральной Азии на Запад и всключивших в свой союз племена Западной Сибири, Приуралья и Поволжья. В 550 – 562 гг. вышли на Северный Кавказ. В это время аваров насчитывалось всего около 50 тыс. чел., среди них – 10 тыс. воинов. В 567 г. под руководством хана Баяна в Паннонии образовали государство Аварский каганат, сохранив за собой земли на Востоке до восточного Приазовья. В конце VIII в. авары были разбиты королем франков Карлом Великим, в начале X в. покорены венграми. Азовские походы (1695, 1696 гг.) – походы русских войск и флота во главе с Петром I к Азову, в устье Дона для завоевания выхода в Черное море. Первый азовский поход (1695 г.), проведенный сухопутными войсками, был неудачен. В результате второй кампании (1696 г.) турецкая крепость Азов была взята совместными действиями армии и флота. Россия получила выход к Азовскому и Черному морям, но это означало войну с Османской империей, которую Россия в то время вести в одиночку не могла. Александр Ярославич Невский (ок. 1220 – 1263 гг.) – русский государственный деятель, полководец, князь новгородский в 1236 – 1251 гг., великий князь владимирский с 1252 г., сын князя Ярослава Всеволодовича. Александр возглавлял русские войска, отстоявшие северо – западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами. Победа над шведами в битве на Неве (1240 г.) обострила его отношения с боярством, в результате чего он покинул Новгород. Однако после вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к Александру делегацию. Он вернулся и разгромил войска Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. на Чудском озере. Эти победы поставили Александра в ряд крупнейших полководцев своего времени. Александр в отношении Золотой Орды выбрал осторожную политику, которая предотвратила нашествие татар на северо – западные русские земли. При Александре началось вытеснение ханской власти на Руси властью великого князя. Александр всячески укреплял великокняжескую власть в ущерб власти бояр. Умер в Городце, возвращаясь из Золотой Орды. По приказу Петра I его останки были перевезены в Петербург. Был канонизирован Русской Православной церковью. Алексей Михайлович (1629 – 1676), царь (1645 – 1676). Вступил на престол в 16-летнем возрасте. Был одним из образованнейших людей своего времени. Кроткий и религиозный, он был чрезвычайно любим народом и получил прозвище “Тишайший”. При Алексее Михайловиче начались попытки создания первых военных кораблей, началось формирование полков “нового строя”, появился первый театр. В его правление был составлен новый сборник законов – Соборное Уложение (1649). Первое время в управлении страной царю помогал друг и советчик и советчик патриарх Никон. По инициативе Никона в 1653 г. были проведены реформы Церкви, приведшие к ее расколу. Самым крупным внешнеполитическим успехом Алексея Михайловича стало воссоединение с Украиной (1654). Это привело к войне с Польшей. Война продолжалась 13 лет (1654 – 1667) и закончилась Андрусовским перемирием. Война со Швецией (1656 – 1667) закончилась Кардисским миром. В его правление произошли “Соляной бунт” (1648), “Медный бунт” (1662), восстание крестьян под руководством С.Т. Разина (1670-1671). Умер в возрасте 47 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Андреевский флаг (синий косой крест на белом поле) – кормовой флаг российского военно – морского флота. Учрежден Петром I в 1699 г. Появление Андреевского флага до сих пор научно не выясненно. Тем не менее, тесная связь Андреевского флага с первым российским орденом Андрея Первозванного несомненна. Вероятно, загадка кроется в ближайшем окружении Петра I. С незапамятных времен Шотландия признает Андрея Первозванного своим небесным покровителем. По старинному преданию, племя скоттов пришло на Британские острова из причерноморских скифских степей, где в I в. н.э. Андрей Первозванный проповедовал учение Иисуса Христа. Андреевский крест еще в ХIII в. стал символом Шотландии, а вскоре и ее национальным и морским флагом. Орден святого Андрея Первозванного стал высшей наградой Шотландии. После свержения законной династии Стюартов в 1649 г. в республиканский период (1649 – 1660 гг.) орден Андрея Первозванного пресекся. После восстановления династии Стюартов в 1660 г. в едином Британском королевстве орден Андрея Первозванного оказался подчиненным английскому ордену Подвязки. В течение всей жизни Петра окружала плеяда выходцев из Шотландии, которые занимали самые почетные должности в Российском государстве. Шотландцы принимали живейшее участие в создании русского военно-морского флота. Всего в петровском флоте насчитывалось несколько десятков шотландцев, трое из них – в адмиральских чинах. Многие из них навсегда остались в России и с честью служили ей до самой смерти. Один из них – Я.В. Брюс, родившийся в Москве в шотландской семье. Его обширные познания применялись буквально повсюду: он командовал “за капитана морского” русским флотом во втором Азовском походе (1697 г.), в качестве генерал-фельдцейхмейстера реформировал русскую артиллерию и снабжал флот орудиями и снаряжением во время Северной войны (1700 – 1721 гг.). Скорее всего, именно Я.В. Брюс, известный знаток геральдики, имел непосредственное отношение к принятию ордена и флага святого Андрея Первозванного. Святой апостол Андрей Первозванный (? – 62 г.) – один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для проповеди своего учения. Святой апостол Андрей родился в городе Вифсаиде в Галилее, а впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (будущий Святой апостол Петр) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства ловлей рыбы. Он не вступил в брак, а стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Как повествуется в Евангелии, Иисус Христос к себе в ученики первым призвал апостола Андрея, отчего тот получил имя Первозванного. Апостол Андрей незамедлительно последовал за Господом. Согласно Евангелию, святой апостол Андрей был вместе с Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Господом в Вербное воскресенье, вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках второго пришествия Спасителя. Апостол Андрей был свидетелем Воскрешения и Вознесения Христова. С проповедью учения Иисуса Христа Андрей Первозванный совершил несколько путешествий и трижды возвращался в Иерусалим. Третье путешествие святой апостол Андрей Первозванный совершил в Херсонес, где пробыл довольно долго. Отсюда апостол Андрей совершил путешествие по Днепру, который тогда назывался Борисфеном. Святой апостол остановился в тех местах, где ныне находится город Киев. На горах киевских Апостол водрузил святой крест и сказал своим ученикам: “Видите эти горы? На горах этих воссияет благодать Божия: здесь будет город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей”. Продвигаясь далее на север. Апостол Андрей дошел до поселения славян на место будущего Новгород, затем через поселения варягов прошел в Рим. На своем пути святой апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению. Мученическую кончину святому Андрею суждено было принять в ахайском городе Патры при входе в Коринфский залив. Чудесные исцеления, которые происходили по молитвам Апостола, побуждали горожан принимать христианство. Но правитель города проконсул Эгеат был закоренелым язычником. Он приказать распять апостола Андрея. Андрей с радостью принял решение правителя о его распятии. Он взошел на место казни, громко возглашая: “Радуйся, Кресте, плотию Христовой освященный”. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их к кресту. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, был особой формы – имел вид римской цифры “Х”. С тех пор этот крест носит название Андреевского. В 357 мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея. После взятия Константинополя крестоносцами в 1208 г. мощи святого были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. При папе римском Пие II в 1458 г. честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого Петра. Андрей Юрьевич Боголюбский (род. после 1111 – 1174 гг.) – сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, брат Всеволода Большое Гнездо. С 1157 г. – великий князь владимиро – суздальский. В 1174 г. Андрей Боголюбский был убит боярами – заговорщиками. Андрусовское перемирие – договор, заключенный на 13,5 лет между Россией и Речью Посполитой. Перемирие завершило русско-польскую войну (1654 – 1667 г.), которая началась сразу же после воссоединения Левобережной Украины с Россией. России возвращались Смоленские и Черниговские, Северские земли. Речь Посполитая признавала за Россией Левобережную Украину. Киев по Андрусовскому перемирию оставался на два года за Россией, но был удержан Россией по условиям “вечного мира” 1686 г. Анна Иоанновна (1693 – 1740) – императрица (1730 – 1740). После смерти юного Петра II Верховный тайный совет избрал на престол с условиями, ограничивающими власть (кондиции), Анну Иоанновну – племянницу Петра I (дочь Ивана Y Алексеевича). После приезда в Москву Анна Иоанновна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был уничтожен, вместо него был создан Кабинет министров. Став императрицей, Анна Иоанновна доверила власть своему фавориту герцогу Э.И. Бирону. 10 – летнее правление Анны Иоанновны получило название “бироновщины”. В 1731 г. была создана Тайная канцелярия – высший орган политического сыска в России. За 10 – летнее правление Анны Иоанновны были отменены многие указы Петра I. Велась война в Польшей в пользу Августа III (1733 – 1734), а также война с Турцией (1735 – 1739). В 1740 г. умерла в возрасте 47 лет, не оставив после себя потомства. Похоронена в соборе Петропавловской крепости Петербурга. Апраксин Федор Матвеевич (1661 – 1728 гг.) – военачальник, генерал – адмирал. Брат царицы Марфы – жены царя Федора Иоанновича. С 1682 г. стольник Петра I, участник создания “потешных” войск. В 1906 г. участник второго Азовского похода Петра I. С 1700 г. главный начальник Адмиралтейского приказа, один из руководителей строительства Азовского флота. В 1712 – 23 гг. управлял Эстляндией, Ингерманландией, Карелией, Финляндией. В 1714 г. командовал русским галерным флотом в Гангутском сражении. Во время Персидского похода Петра I (1722 – 1723 гг.) командовал Каспийской флотилией, в 1723 – 1726 гг. – Балтийским флотом. Несколько раз обвинялся в казнокрадстве, но из – за расположения к нему Петра I отделывался только штрафами. С 1726 г. – член Верховного Тайного совета. Ассамблеи (фр. – собрание) – вечера встреч, балы в домах знати, введенные Петром I в 1718 г. Ассамблеи обязательно должны были проходить с участием женщин. Ахмат (Ахмед) (? – 1481 г.) – с 1465 г. хан Большой Орды. Его неудачный поход в 1480 г. на Русь привел к окончательному освобождению русских земель от монголо – татарского ига. Бармы – драгоценные оплечья. Батый (Бату) (1208 – 1255 гг.) – монгольский хан, внук Чингисхана. Выполняя посмертную волю Чингисхана установить мировое владычество монголов, возглавил поход на Запад “до тех пределов, покуда могут ступить копыта монгольских лошадей”. В 1237 г. войска Батыя завоевали Волжскую Болгарию, северо-восточную и южную Русь. Далее войска Батыя отправились в Западную Европу. К 1242 г. разорил часть Центральной Европы и вышел к Адриатическому морю. На завоеванных землях создал государство Золотая орда, которая отдалилась от Коренной Орды. Столицей Орды стал г. Сарай, построенный на нижней Волге. Бецкой Иван Иванович (1704, Стокгольм – 1795 г., Петербург) – общественный деятель времен Екатерины II. Внебрачный сын ген. – фельдм. кн. И.Ю. Трубецкого. Получил прекрасное образование. В 1762 -1779 гг. – личный секретарь императрицы Екатерины II. Разработал план учебно – педагогической реформы, в которой были использованы идеи западноевропейских педагогов и просветителей: Я.А. Коменского, Дж. Локка, Руссо и др. Для детей дворян были созданы закрытые средние учебные заведения (Смольный институт в Петербурге, Екатерининское училище в Москве, Сухопутный шляхетный кадетский корпус и др.); для детей других сословий создавались профессиональные училища со средним специальным учебно – образовательным курсом (коммерческое училище при Московском воспитательном доме, училище при Академии Художеств, педагогическое училище при Смольном монастыре и т.д.). Во всех крупных городах создавались воспитательные дома для сирот. С 60-х до начала 90-х гг. И.И. Бецкой являлся главным попечителем созданных учебных заведений. Бирон Эрнест Иоганн (1690 – 1772 гг.) – фаворит императрицы Анны Иоанновны. С 1718 г. находился при ее дворе в Курляндии, приехал с ней в Россию в 1730 г. в качестве обер – камергера. В 1737 г. при содействии императрицы был избран герцогом Курляндским. По завещанию Анны Иоанновны после ее смерти в 1740 г. Э.И. Бирон стал регентом при малолетнем Иоанне YI Антоновиче. После дворцового переворота 9 ноября 1740 г. его приговорили к смертной казни, замененной ссылкой. Э.И. Бирон был возвращен в Петербург Петром III, восстановлен Екатериной II на курляндском герцогском престоле. Бироновщина – крайне реакционный режим в России в 30-х гг. XVIII в. в царствование императрицы Анны Иоанновны. Свое название получил по имени фаворита Э.И. Бирона – вдохновителя и создателя этого режима. Характерные черты бироновщины – засилье иноземцев, главным образом немцев, во всех отраслях государственной и общественной жизни, хищническая эксплуатация народа, разграбление богатств страны, жестокое преследование недовольных, Шпионаж, доносы. В период бироновщины казна истощилась от бесхозяйственного управления страной, беспримерной роскоши двора, хищений фаворитов. Господство иностранцев вызвало недовольство мелкого и среднего русского дворянства и гвардейских полков. Битва на реке Калке (23 мая 1223 г.) – первая встреча русских, половецких войск с монгольскими войсками. Русские приняли участие в сражении по просьбе половцев – тогдашних союзников Руси. Русскими дружинами командовали три Мстислава – Галицкий, Киевский(Удалой), Черниговский и Даниил Романович Волынский. Русские войска потерпели сокрушительное поражение – погибли шесть видных киевских князей, 10 тыс. русских воинов, на Русь вернулся лишь каждый десятый. Причинами поражения стали: недооценка сил противника, бегство половцев с поля боя, отсутствие единства русских войск. Несмотря на поражение русских войск, монголы, понесшие большие потери, вынуждены были на время отложить дальнейший поход на Русь. Богдан Хмельницкий (ок. 1595 – 1657 гг.) гетман Украины, 8 января 1654 г. на Переяславской раде объявил о воссоединении Украины с Россией. Борис Ростовский (до 988 – 1015 гг.) – ростовский князь, одни из 12- сыновей Владимира Святого. После смерти отца вместе со своим братом Глебом был убит по приказу своего брата Святополка (Окаянного). Русская Православная церковь назвала Бориса и Глеба своими первыми святыми. Считается небесным покровителем великокняжеской власти. Бортничество – сбор меда диких пчел. Бояре, боярин – высшее (вначале жалованное, позднее наследственное) звание феодалов наряду с великими и удельными князьями, занимающими ведущее место в государственном управлении после великого князя. Происхождение слова “бояре” не выяснено. Возникновение бояр относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в VI – IX вв. В X – XI вв. бояре разделились на два слоя: княжеские – княжеские мужи (огнищане) и т.н. земские (старцы градские) потомки родоплеменной знати. Боярская аристократия – родовитое боярство, высший слой общества в России до первой четверти XVIII в. Занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Боярская дума – высший совет при князе, а с 1547 г. – при царе. В период Киевской Руси Боярская дума представляла собой совещание князя с княжескими мужами, думцами, старцами, городскими (т.е. земскими) боярами. В состав этой думы входили и многие дружинники. В заседаниях думы могли принимать участие и представители высшего духовенства с правом голоса. Созывалась эта дума не регулярно, а лишь по мере надобности. С XI в., после того как княжеские мужи были все наделены землей и их приравняли к земским боярам, в состав Боярской думы входили только бояре. В конце XV в. Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В 1711 г. правительство Петра I образовало Сенат и Боярская дума была ликвидирована. Брюс Яков Вилимович (1670-1735) – граф (1721), сподвижник Петра I. Происходил из знатного шотландского рода, военный, географ и дипломат. Руководил Новгородским приказом, командовал русской артиллерией в Северную войну. Сенатор. От имени России подписал в 1721 г. Ништадтский мир. С 1717 по 1722 г.г. президент Берг – коллегии. Много сделал для организации металлургического и военного производства, в частности на Урале. Занимался математикой, физикой, астрономией. Составлял и редактировал географические карты и глобусы. Владея несколькими языками, делал переводы иностранных научных трудов на русский язык. Внес большой вклад в развитие отечественной артиллерии. С 1706 г. ведал московской типографией. Булгарское царство, Великая Болгария – раннегосударственное объединение, сложившееся в первой трети VII в. в Приазовье. Основное население – тюркоязычные протоболгары. Хан Кубрат добился независимости и с 635 г. владел территорией от Кубани до Днепра. Поддерживал дружественные отношения с Византией. После смерти Кубрата потерпели поражение от Хазарского каганата. Часть населения во главе с сыном Кубрата Котрагом откочевала на среднюю Волгу, где образовалась Волжская Болгария (Булгария). Другая часть болгар во главе с другим сыном Кубрата ханом Аспарухом откочевала на нижнее Подунавье, где образовалась Дунайская Болгария. Варяги, норманны, викинги – воины – дружинники из скандинавских народов, которых нередко именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в “Повести временных лет”. В IX – XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов – дружинников, которые выступали в качестве наемников и использовались как в междоусобных войнах, так и с соседними странами и народами. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути “из варяг в греки”, т.е. между Скандинавией и Византией. В XII – XIII вв. варяжские воины и купцы ославянились, а народы Скандинавии получили другие названия. Так, шведы стали именоваться свеями, норвежцы – мурманами; иногда их называли общим для всех западных народов термином – “немцы”. Василий III Иванович – великий князь московский с 1505 по 1533 гг., сын Ивана III Васильевича и византийской принцессы Софьи Палеолог. Василия III называют “последним собирателем русской земли”, т.к. при нем были присоединены последние полусамостоятельные русские земли – Псков, Волоцкий удел, Рязанское, Новгород – Северское княжества. В своей внутренней политике опирался на Церковь, поддержавшую его в борьбе с княжеско – боярской оппозицией. Во внешней политике боролся за воссоединение русских земель на западе и юго – западе, а также с Крымким и Казанским ханствами. В результате русско – литовских войн 1507 – 1508 гг. и 1512 – 1522 гг. к России был присоединен Смоленск. В княжение Василия III произошло обострение отношений с Крымским ханством и Казанью, были завязаны отношения России с Францией, Индией и др. Вассал (лат. – слуга) – феодал, зависимый от более крупного феодала (сеньора), получивший от него земельный участок и обязанный за это ему служить. Крупный феодал, в свою очередь, подчинялся феодалу, стоящему над ним (сюзерен). Все это составляло так называемую феодальную лестницу – вассалитет. На Руси великому князю подчинялись удельные князья, а им – бояре. Ватикан – государство – город (часть г. Рима), центр римско-католической церкви, резиденция главы римской католической церкви – папы. Площадь 44 га., население – 1000 чел. Имеет свои денежные знаки, радиостанцию, тюрьму. Вооруженные силы Ватикана состоят из немногочисленной гвардии, жандармерии (карабинеров) и личной охраны папы. Государство существует в границах, определенных Латеранским соглашением, заключенным папой Пием XI с фашистским правительством Муссолини в 1929 г. Ватикан поддерживает дипломатические отношения с рядом стран. Верховной властью (законодательной, судебной, исполнительной) в государстве обладает папа. Великое княжество Литовское – государство в XIII – XVI вв. на территории современной Литвы, Белоруссии, части Украины, Западной России. Столицы – гг. Тракай, Вильно (Вильнюс). Независимое Литовское государство было образовано литовским князем Миндовгом в 1236 г. В течение последующих 100 лет литовские князья присоединили древнерусские земли: Волынскую, Витебскую, Турово – Пинскую, Киевскую, Переяславскую, Подольскую, Северскую и др. В 1569 г. по Люблинской унии Великое княжество Литовское объединилось с Польшей. Возникло новое государство – Речь Посполитая (1569 – 1795 гг.). “Великое посольство” – русская дипломатическая миссия в 1697 – 1698 гг. в Западную Европу. Она была отправлена после двух азовских походов Петра I. Посольство ставило задачу найти союзников в борьбе против Турции, пригласить на русскую службу иностранных специалистов, предполагалось закупить вооружение и т.д. В составе посольства находилось 250 человек. С посольством ехала “для учения” группа из 35 юношей. Посольство официально возглавлялось Ф. Лефортом, Ф. Головиным, П. Возницыным, а фактическим главой был Петр I, ехавший под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Делегация посетила Курляндию, Голландию, Англию, где Петр I закупил снаряжение, нанял специалистов, знакомился с кораблестроением, посещал верфи, артиллерийские заводы. Предполагавшаяся поездка в Венецию была отменена в связи с сообщением о восстании стрельцов в Москве. По дороге в Россию Петр провел переговоры с польским королем Августом II, которые послужили основой для антишведского союза, что давало Петру I возможность начать борьбу за выход к морю на севере. Хотя Великое посольство не достигло прямой цели (России пришлось отказаться от борьбы с Турцией), но оно изучило международную обстановку, подготовило почву для борьбы за Прибалтику и за выход в Балтийское море. Вервь – (от “вервь” – веревка) – участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно – родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально – экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно – родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь – община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей. Верфи – судостроительные и судоремонтные предприятия. Верховный тайный совет (“Верховники”) – высшее государственное учреждение России в 1726 – 1730 гг. Был создан указом Екатерины I в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства. Формально он имел совещательный характер, но фактически решал все важнейшие государственные дела. Под его контролем находились коллегии, роль Сената ограничивалась, он лишился названия “правительствующий” и стал называться “высокий”. Сначала Верховный Тайный Совет продолжал политику Петра I, но затем стал все более от нее отходить. Уступкой знати была ломка петровского государственного аппарата, перенесение столицы в Москву. При Петре II деятельность Верховного Тайного Совета была направлена на ликвидацию результатов преобразований первой четверти XVIII в. После его смерти члены Совета – “верховники” – сделали попытку ограничить самодержавие в интересах аристократии. Манифестом 4 марта 1730 г. императрица Анна Иоанновна распустила Верховный Тайный Совет. Вече – совет. Народное собрание, возникшее из племенных сборищ славян. В период Киевской Руси феодальная знать часто использовала вече для ограничения княжеской власти. Распространение вече получило в т.н. период феодальной раздробленности (вторая половина XI – XII вв.). Первые упоминания о вече можно найти в летописи 997 г. Вече ведало такими наиболее важными в рамках государства вопросами, как война и мир, возведение и низложение князей с трона, выборы и смещение посадников, тысяцких и т.п. В Новгороде решением вече ставили и смещали архиепископов. Сборы на вече не были регламентированы, т.е. установлены, и собирались не периодически, а по мере необходимости. Обычно в каждом городе имелось место, где собиралось вече, в Киеве это был двор храма Софии, в Новгороде – Ярославово городище, в Пскове – двор храма Троицы. Помимо основного места сбора городского вече были и т.н. малые вече, т.е. по районам отдельных частей крупных городов; в Новгороде эти вече называли “кончанскими”, т.е. уличными (улицы в Новгороде назывались концами). Вече нельзя считать подлинным народным органом и тем более полновластным, так фактическая власть принадлежала представителям феодальных кругов. К XIV в. в Северо – Восточной Руси, где города были ослаблены татаро – монгольским нашествием и происходило укрепление великокняжеской власти, вечевые учреждения были ликвидированы. “Вечный мир” с Польшей 1686 г. – договор между Россией и Речью Посполитой, подтвердивший условия Андрусовского перемирия 1667 г. Он закрепил за Россией Смоленск с окрестностями, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Он послужил основой русско – польского союза в Северной войне 1700 – 1721 гг. Византийская империя – государство, возникшее в 395 г. в восточной части Римской империи при ее распаде и существовавшее до 1453 г. Столица Византии – Константинополь, который на Руси именовали Царьградом. Ведущую роль в жизни Византии играло греческое население. Она являлась феодальным государством (при сохранении до VII в. рабовладения) с развитыми городами, ремеслами, торговлей. Наибольшего могущества Византия достигла в VI в. при императоре Юстиниане. В 1453 г. со взятием Константинополя турками – османами Византийская империя прекратила свое существование. Константинополь был переименован в Стамбул. Визирь – командующий турецкой армией. Витязь – в Древней Руси отважный, доблестный воин, богатырь. Владимир I Святославич (Святой, Равноапостольный, Креститель) (? – 1015 гг.) – князь киевский примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича и его ключницы рабыни Малуши. С помощью своего дяди Добрыни Владимир в 969 г. стал князем в Новгороде. После смерти отца участвовал в междоусобице и одержал победу над старшим братом Ярополком. Походами на вятичей, литовцев, радимичей, болгар Владимир укрепил владения Киевской Руси. Впервые организовал защиту южных рубежей Руси от печенегов. Для укрепления княжеской власти предпринял религиозную реформу. Для этого установил в Новгороде и Киеве культ главного дружинного бога Перуна. Но эта попытка оказалась неудачной. Тогда Владимир обратился к одной из монотеистических религий – христианству. В 988 г. объявил христианство в византийском варианте (православие) единственной общегосударственной религией. Принятие христианства стало уравнивать Русь с другими соседними государствами, способствовало развитию культуры, изменило быт, нравы Древней Руси. Время Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства: усиления феодальной власти, успешных завоевательных походов, развития культуры, развитие земледелия и ремесел. Владимир Всеволодович Мономах (1053 – 1125 гг.) – русский князь, опытный военачальник, писатель; князь киевский в 1113 – 1125 гг., сын князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы, внук по отцовской линии Ярослава Мудрого и по линии матери византийского императора Константина Мономаха. Получил прозвище по имени своего византийского деда. В 1113 г. в период восстания киевлян против ростовщиков призван в Киев на княжение. Подавил восстание, издав дополнения к “Русской Правде” (“Устав Владимира Мономаха”). Своим авторитетом смог объединить под властью киевского князя до трех четвертей территории древнерусского государства и прекратить княжеские усобицы. После его смерти Русь окончательно распалась на уделы. Владимиро – Суздальское княжество – в период феодальной раздробленности (начало XII – начало XV вв.) на Руси – один из центров всей общерусской жизни. В XI – XII вв. именно владимиро – суздальские князья заложили основы новой русской государственности. В VI – VIII вв. славяне стали расселяться между Волгой и Окой. В IX – XI вв. здесь уже стояли Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир, Дмитров, Юрьев, Муром. Самостоятельное развитие Владимиро – Суздальской земли началось в правление младшего сына Владимира Мономаха – Юрия Долгорукого (1154 – 1157 гг.). Он сделал своей столицей Суздаль. Благоприятное географическое положение обусловило экономическое развитие княжества, выразившиеся в появлении новых городов, среди которых была и Москва (1147 г.). В княжестве укреплял свою собственную власть. В 1155 г. Юрий Долгорукий стал великим киевским князем. С 1157 г. владимиро-суздальским князем стал старший сын Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский (1157 – 1174 гг.). За 20 лет своего княжения Андрей Боголюбский многое сделал для укрепления княжеской власти. Укреплял свою власть, распространял свою власть на другие земли, украшал, возвышал свое княжество, пытался превратить свое княжество в религиозный центр Руси. Посылал войска и на Новгород, и на Киев, и на Волжскую Булгарию. Крутые и решительные действия князя вызвали недовольство бояр. В результате в его окружении возник заговор, и в 1174 г. князь был убит. После его смерти на престоле оказался его младший брат Всеволод Большое Гнездо (1176 – 1212 гг.). Его правление – период наивысшего могущества Владимиро-Суздальского княжества. После его смерти княжество стало распадаться на более мелкие. Но с этого времени именно на владимиро-суздальских князей стали смотреть как на защитников всей русской земли. Воевода – военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. Термин это появился в Х в. и часто упоминается в летописях. До ХV в. он обозначал либо командира княжеской дружины, либо руководителя народного ополчения. В XV – XVII вв. так именовали командиров полков и отдельных отрядов. В XVIII в. указом Петра I звание “воевода” было отменено. Военно – рыцарские ордена – организации католических монахов, имеющих особые уставы; созданы для укрепления влияния католической церкви, преследования инакомыслящих, борьбы с ересями. В настоящее время существует около 180 орденов, они объединяют 1,5 млн. чел. Старейшим католическим орденом является орден бенедиктинцев, основанный в Италии в VI в. Бенедиктом Нурсийским. В начале XIII в. Франциском Ассизским был основан орден францисканцев. Затем были созданы ордена доминиканцев, иезуитов, мальтийцев и т.д. Наиболее известны Орден меченосцев, Тевтонский и Ливонский ордена, созданные для католической агрессии в Восточной Европе. Тевтонский, Немецкий (“Орден дома святой Марии Тевтонской”) был создан в Иерусалиме в XII в. для оказания помощи немецкоязычным паломникам. Символами ордена стали белый плащ и простой черный крест. Но вскоре тевтонцы оставили свои обязанности по охране паломников в Палестине. Германия в это время пребывала в раздробленном состоянии, и развернуться в ней тевтонцы не могли. Тогда они “огнем и мечом” стали “нести слово Божие” на восток. В 1198 г. они начали агрессию в Прибалтику, покорили ливов и в 1201 г. основали г. Ригу. В 1243 г. они покорили пруссов и отобрали у поляков северные польские земли. В 1243 г. Тевтонский орден объединился в Ливонским орденом. В Прибалтике было образовано военно – католическое государство немецких рыцарей – Ливонский орден. Затем Ливоснкий орден двинулся на завоевание северных русских земель. В 1242 г. на льду Чудского озера Александр Невский разбил войска Ливонского ордена. Экспансия католического Рима на Русь была приостановлена. В середине XVI в. Ливонский орден в Прибалтике распался. В 1834 г. Тевтонский орден был восстановлен в Австрии. В ХХ в. фашисты использовали идеологию и символику Тевтонского ордена: железный крест был важной наградой в “третьем рейхе”. Тевтонский орден существует в Германии и по сей день, имея незначительное число членов. Волость – административно – территориальная единица России до 1923 г. В Древней Руси – вся территория, подчиненная князю. Воскресенский Ново – Иерусалимский мужской монастырь – создан во второй половине XVII в. по подобию одной из главнейших святынь в христианстве – Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Патриарх Никон попытался реализовать на практике идеи монаха Филофея о том, что Россия должна стать центром мирового православия. В 1653 г. под его руководством в Русской церкви стали проводиться реформы, под Москвой патриарх пытался создать “Новый Иерусалим”. В районе подмосковного селения Истра места удивительным образом напоминают окрестности Иерусалима в Палестине. Из Святой земли патриарху были доставлены чертежи, планы и точная модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. В 1656 г. начались работы по воплощению в жизнь грандиозного замысла патриарха Никона. Они шли под его личным наблюдением (он жил рядом в скиту). В 60 км. от Москвы возникал “Новый Иерусалим” – архитектурно – ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь. В центре ансамбля – храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом – церковь Рождества Христова – напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители – село Скудельничье (Микулино), к северо – западу – горы Фавор и Ермон. У стен монастыря – березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру патриарх переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, в поток Кедронский. Увидеть свой замысел воплощенным патриарх Никон не успел. Он был осужден Московским собором 1666 г. и сослан на Север в Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима было приостановлено надолго. Возобновил работы царь Федор Алексеевич в 1679 г. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно – Предтеченском приделе Воскресенского собора. Строительство монастыря завершилось лишь при Елизавете Петровне. При этом здание монастыря получило обработку в стиле барокко. В XVIII – XIX вв. над созданием ансамбля трудились лучшие зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Витберг. В 1919 г. Воскресенский Ново – Иерусалимский монастырь был закрыт. В годы Великой Отечественной войны немецкие войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, Святые врата обители и др. здания. В послевоенные годы отечественные реставраторы с большим трудом восстановили основной комплекс зданий. В 1994 г. вновь начал действовать Воскресенский Ново – Иерусалимский монастырь. Постепенно Русской церкви возвращаются и другие здания этого ансамбля. Вотчина – термин “вотчина” произошел от слова “отчина”, т.е. отцовское право – собственность, наследственное владение: луга, пашни, леса, а также разнообразные строения, животные, инвентарь, плюс к этому – право на феодально – зависимых крестьян. Первые сведения на Руси о вотчинах на Руси относятся к Х в., они подразделялись на: великокняжеские, княжеские, чуть позже на удельно – княжеские, боярские, монастырские. Количество и размеры вотчин увеличивались за счет захвата общинных крестьянских земель, пожалований, купли, обмена, дарений и т.п. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154 – 1212 гг.) – сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, дед Александра Невского, великий князь владимирский с 1176 г. свое прозвище получил за многочисленное семейство (восемь сыновей, четыре дочери). Разгромив князей, претендовавших на стольный г. Владимир, и ростовск