Авиценна

ИБНСИНА (латинизир. Авиценна, Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач,музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. Вфилософии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма.Основные философские сочинения — ‘Книга исцеления’, ‘Книга указаний инаставлений’ и др. — содержат также естественно-научные воззрения,музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайнопопулярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клиническоймедицины ‘Канон врачебной науки’ (в 5 ч.) — обобщение взглядов и опытагреческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей — была много вековобязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинскихизданий).
Жизнь
Иранецпо происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близкихредакциях. Начальное образование получил от отца — чиновника саманидскойадминистрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незауряднымиспособностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины(грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу иисторию). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх(мусульманское право) — у Исмаила Захида, медицину — у бухарского врача АбуМансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, котороговскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре икак искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу ХорезмаГургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг’Академии Мамуна’, объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Синыпоступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь смениласьгодами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле вовремя своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научнуюдеятельность с весьма активным участием в политических и государственных делахэмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамсад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфаханана четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил вИсфахане при дворе эмира Ала ад-Давла.
Труды
Сохраниласьзначительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы,написанные в основном по-арабски (некоторые — на фарси), охватывают, помимофилософских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю,кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядовоказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторымучителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он былзнаком преимущественно по так называемой ‘Теологии Аристотеля’ (извлечения из4-6 разделов ‘Эннеад’ Плотина). Главная философская работа Ибн Сины — энциклопедическийтруд ‘Книга исцеления’ — состоит из четырех разделов: логики, физики,математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. Кэтому труду примыкает написанная на фарси ‘Книга знания’ (‘Даниш-намэ’). Всокращенном изложении философские идеи ‘Книги исцеления’ содержатся в ‘Книгеспасения’ (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителейстран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). ‘Книга указаний инаставлений’, написанная в последние годы жизни, — итоговое изложение егофилософских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшеевлияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел ‘Канонврачебной медицины’. Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в формерубаи).
Философия
Вклассификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее кактаковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различаетвозможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее,существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогдакак в возможно сущем — различны). Абсолютно необходимо сущее — Бог для ИбнСины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих,но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. Теизм).В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждаясовечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себявечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощьюнеоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логическийпереход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако вотличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер,рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а какнеобходимый элемент любого возможного бытия.
Вфилософской повести ‘Живой, сын Бодрствующего’ Ибн Сина в аллегорической формеизлагает учение об активном ‘уме’ (аристотелевско-неоплатонический нус),который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметыфизики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можносовершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир(Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир вовсем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единуюсубстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителемфилософского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятиюразумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивноговидения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.
Сочинения:
Книгазнания. Сталинабад, 1957.
Канонврачебной медицины. Ташкент, 1956-60. Т. 1-5.
Посланиео любви. Тбилиси, 1976.
Избранныефилософские произведения. М., 1980